Свойства организации как системы
Организация как система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая теория систем является научной дисциплиной, разрабатывающей методологию исследования систем. Данные принципы имеют междисциплинарный характер, так как системы разных видов изучаются и другими науками: экономикой, биологией, техникой и т.д. Общая теория систем связана непосредственно с теорией познания и прочими разделами философии, с математической логикой и изучает общие объекты для любых систем: вход, процесс, цель, выход, обратная связь, функционирование, развитие, рост, взаимодействие и пр. Она оперирует системным подходом, активно использующимся во многих остальных науках.
Элементом системы является неделимая в рамках этой системы, обособленная часть ее со своими особенными чертами, назначением и свойствами. Элементы могут считаться взаимосвязанными, если они накладывают взаимное ограничение на поведение друг друга. Каждая из обособленных частей системы формирует ее подсистему. Все, что в систему не входит, для нее является внешней средой.
Означает это, что одновременно появляются и исчезают некоторые связи и элементы, происходит преобразование их. Любое изменение системы может быть рассмотрено как ее переход в новое состояние.
Свойства организации как системы
Как система организация имеет определенные свойства: целостность, эмерджентность, гомеостазис, структурированность.
Гомеостазис представляет собой такое свойство устойчивости, из – за которого система стремится всегда к восстановлению нарушенного равновесия, компенсируя при этом изменения, которые возникают под влиянием внешней среды. Понятие гомеостазиса пришло в менеджмент из биологии, в которой данный термин определен, как способность живого организма поддерживать внутренние характеристики в физиологически узких и определенных границах. Например, в организациях формой проявления гомеостазиса может являться неприятие неформальной группой подразделения какого–либо нового сотрудника.
Структурированность означает возможность выделения системных элементов и распределения ролей между ними. При оптимально распределенных ролях (кооперации и специализации) достигается наибольшая эффективность системы.
Система управления организацией
Терминология системного подхода определяет управление, как воздействие управляющей подсистемы на управляемую, направленное на сохранение ключевых качеств системы (то есть совокупности свойств, потеря которых приведет к разрушению системы) в условиях изменения внешней среды, или же на выполнение определенной программы действий управляемой подсистемой, или на достижение заданной цели.
Итак, в соответствии с теорией систем менеджер должен всегда рассматривать организацию как открытую систему, состоящую из множества взаимозависимых подсистем и направленной на достижение различных целей во взаимодействии с постоянно меняющейся внешней средой (рис. 1).
Рис. 1. Процесс управления с точки зрения открытой системы
Организация – открытая система
Исследователями выделяются два основных типа систем управления: закрытые и открытые.
Закрытая система представляет собой систему, изолированную от внешней среды, элементы которой взаимодействуют лишь друг с другом, не имея с внешней средой никаких контактов.
Готовые работы на аналогичную тему
Открытая система представляет собой систему, которая с окружающей ее средой взаимодействует в каком-либо определенном аспекте: энергетическом, информационном, вещественном и др.
Как сложная система организация включает в себя ряд крупных составных частей, которые называются подсистемами. В свою очередь подсистемы могут состоять из более мелких подсистем. Так как все они являются взаимозависимыми, неправильное функционирование даже самой мелкой подсистемы может в целом повлиять на всю систему. Исходя из этого, работа каждого сотрудника или отдела в организации для успеха всей организации очень важна.
Организация как система
Организация как система является совокупностью связанных между собой частей, которые образуют целостность. Любое предприятие — открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Любое предприятие реализует три ключевых процесса: получает ресурсы из внешней среды, производит продукт и передает его во внешнюю среду.
Основными потоками в организации на входе является поступление материалов, рабочей силы, капитала, а на выходе готовый товар.
Черты организации как системы
Организация как система обладает общими чертами:
Организация как система координирует поведение сотрудников в ходе процесса достижения целей, при этом деятельность участников организации может быть реализована в рамках структуры и зависеть от эффективности устанавливаемых связей между ними.
Характеристики организации
Для эффективного выполнения своих функций в процессе достижения целей применяется мотивация, стимулирование, власть, лидерство, управление конфликтами, организационная культура и др.
Организация как система обладает общими характеристиками. В каждой организации деятельность осуществляется за счет использования ресурсов, среди которых могут быть человеческий капитал, информация, технологии, материалы и др.
Зависимость от внешней среды является еще одной характеристикой организации как системы, поскольку все они являются открытыми. Организация как система находится в зависимости от внешней среды по отношению к ресурсам, потребителям, пользователям результатами труда. Внешняя среда состоит из сил и институтов, с которыми предприятие может столкнуться при осуществлении оперативной или стратегической деятельности (условия экономики, законы, система ценностей в обществе и др.). Очевидная характеристика любой организации — разделение труда.
Работа организации как системы
Организация как система связана с большим количеством разных типов работ, в процессе которых происходит разработка миссии, целей и стратегии, распределение функций производства и управления, заданий работникам, организация связей и порядка, приобретение или модернизация технологий производства, налаживание системы стимулирования, снабжения, сбыта, организация производства, контроль, обучение, информирование, реакция на изменения.
Основной элемент любой организации как системы – человеческий капитал, поэтому для достижения соответствующих целей важна комплектация штата профессионально пригодными специалистами с правильно распределенными ролями.
Организация как система включает в себя внутренние элементы, которые характерны для самой компании (миссию, цель, стержневые цели и ценности, сотрудники и квалификация, система и стратегия, культура, структуры и процессы бизнеса), а также ее внешнее окружение.
Система включает также хорошо отработанные процедуры, которые стимулируют функционирование и развитие предприятия. Если в нем отлаженно функционируют системы планирования, мотивации, контроля, информации, обучения кадров, то можно говорить об успехе работы предприятия.
Миссия и цели организации
Миссия организации — образ предприятия, его предназначение, которое выражено словесно и имеет основное социально-значимое функциональное назначение. Миссия включает в себя философию управления, при этом формулировка миссии представляет собой установку для всех сотрудников предприятия.
Цели организации представляют собой определенные намерения реализации миссии, поскольку она не должна быть только лишь лозунгом. Цели являются желаемым, конкретным результатом, на достижение которого направлена совокупность усилий организации.
Примеры решения задач
Задание | Определить, какие признаки присущи понятию организации, как системы: |
1.) Связь с большим количеством разных типов работ, в процессе которых происходит разработка миссии, целей и стратегии,
2.) Наличие нескольких элементов,
3.) Наличие единственного элемента.
1.) Организация является разновидностью понятия системы,
2.) Система является разновидностью понятия организации,
3.) Обе работают в соответствии с ситуационным подходом.
Понятие и основные свойства организации как системы
Общее понятие системы. Многообразие типов и форм современных организаций, сложность протекающих в них социально-экономических, организационных и технологических процессов, а также влияние внешнего окружения заставляют подходить к исследованию организаций с точки зрения системного представления.
Системное представление (системный подход) – одна из основополагающих концепций теории организации и современного менеджмента. Она заключается в изучении свойств любой организации как системы – единого целого, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов.
Система – это целенаправленно упорядоченная совокупность взаимосвязанных и влияющих друг на друга элементов, образующая устойчивое единство и обладающая как минимум одним новым свойством, отсутствующим у ее элементов.
Элементы, составляющие систему, часто называют компонентами, или подсистемами. Подсистемой называется такая часть системы, которая сама обладает системными свойствами. Элементы системы оказывают друг на друга воздействие, подчиненное общей цели системы.
Именно полезный результат (ожидаемый эффект) является основным системообразующим фактором, определяющим структуру, особенности и принципы функционирования любой системы. Причиной появления системы (или, как еще говорят, причинным системообразующим фактором) является исходная потребность существования системы.
Системообразующий фактор – ожидаемый эффект (полезный результат), определяющий структуру, особенности и принципы функционирования любой системы.
Отсюда можно сделать важный вывод: возникновение и развитие системы невозможно без появления потребности и определенной цели ее существования. Так, например, целями существования хозяйственной организации могут являться выпуск общественно полезной продукции и получение прибыли.
Причинами же создания организации являются необходимость скоординированной совместной работы большого количества людей, привлечения техники, технологий и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное достижение этих целей.
В настоящее время понятие “система” широко используется в различных областях знания и практики. Существуют описания социально-экономических, технических, биологических и иных систем.
В основе системной концепции лежит общая теория систем, самостоятельным разделом которой, по мнению ряда ученых, и является теория организации. Ключевыми понятиями системного подхода являются: состояние системы, взаимные связи, взаимное влияние элементов и др.
Системный подход к изучению организаций базируется на следующих принципах:
Пример. Опираясь на принципы системного представления, проанализируем промышленное предприятие.
Принципы Описание Принцип 1. Исследуемая организационная система рассматривается как часть (подсистема) более общей системы. Промышленное предприятие представляет собой часть (подсистему) более общей системы – отрасли экономики (промышленности).
Кроме этого, в других системных исследованиях под более общей системой может пониматься конкретный рынок, на котором работает данное предприятие (рынок товаров и услуг или региональный рынок).
Принцип 2. Более общая система (надсистема) по отношению к исследуемой системе рассматривается в качестве внешней среды. Внешняя среда промышленного предприятия также является сложной системой и представляет собой совокупность большого числа разнообразных элементов (факторов): предприятия – поставщики сырья, партнеры, предприятия-конкуренты, государственные органы, регламентирующие деятельность промышленных предприятий, покупатели производимой продукции (другие предприятия, торговые компании и т.п.) и др.
Элементы внешней среды влияют не только на исследуемое предприятие, но и друг на друга, порождая сложные связи и новые свойства. Поэтому совокупность факторов внешней среды любого предприятия может рассматриваться в качестве надсистемы.
Принцип 3. Исследуемая система представляется совокупностью взаимосвязанных элементов (подсистем) Исследуемое промышленное предприятие, являясь системой, включает в себя большое количество взаимосвязанных элементов: департаментов, подразделений, цехов, служб и т.п.
Большинство этих элементов сами имеют сложную структуру и внутренние связи, что позволяет рассматривать их в качестве подсистем. При этом каждая такая подсистема обладает системными свойствами, и для нее характерны системные принципы.
Принцип 4. Система имеет особые свойства, которые могут отсутствовать у образующих ее элементов Каждое подразделение предприятия способно решать свои задачи.
Например: департамент маркетинга исследует рынок и делает выводы о необходимости производства того или иного вида продукции определенного качества, назначения, количества и т.п.; сборочный цех осуществляет сборку изделий из закупленных или ранее произведенных комплектующих; отдел логистики отвечает за хранение произведенной продукции на складе предприятия и доставку ее покупателям.
Однако произвести необходимое количество конкурентоспособной, востребованной потребителями продукции, продать ее покупателю, получить прибыль и т.п. способно только предприятие в целом. Следовательно, предприятие как система обладает свойством (точнее – комплексом свойств), которых нет у ее отдельных элементов, даже если они сами являются подсистемами.
Отрасль экономики – совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Промышленность – совокупность предприятий (заводов, фабрик, шахт, электростанций и др.), занятых производством орудий труда как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров.
Определение границ между системой и ее внешней средой зависит от постановки задачи исследования и практических целей.
Одним из основных свойств любой системы, характеризующих ее внутреннее строение, является структура.
Структурой системы называется совокупность ее элементов и связей между ними.
Элементом системы называется ее неделимая часть, обладающая самостоятельностью по отношению к другим элементам. Под неделимостью элемента понимается нецелесообразность учета в данной модели системы внутреннего строения этого элемента.
Элемент характеризуется только своими внешними проявлениями в виде связей и взаимодействия с другими элементами.
Каждый элемент системы характеризуется набором свойств, которые однозначно определяют его роль и место в данной системе. Мгновенное значение свойств элемента называется его состоянием оно может описываться различными параметрами. Например, состояние отдела фирмы как элемента системы можно описать укомплектованностью персоналом, производительностью труда, количеством обслуживаемых за день клиентов и т.п.
Например, влияние отдела кадров (HR-отдела) организации на все ее подразделения проявляется в том, что от степени компетентности набираемых работников и их деловых качеств напрямую зависит производительность труда, текучесть кадров и социально-психологический климат в этих подразделениях.
Обратное влияние может заключаться в формировании руководителями отделов и служб специальных требований, предъявляемых к кандидатам на вакантные должности.
Влияние такого элемента системы, как “Руководитель отдела”, на элемент “Отдел” проявляется в реализации властных полномочий, формулировании требований, принятии решений о поощрениях и взысканиях. Обратное влияние может заключаться, например, в высказывании сотрудниками отдела своего мнения и использовании коллегиальных методов формирования решений.
Организационные системы, помимо общесистемных свойств, как правило, обладают свойством иерархичности построения.
Обратите внимание, что данное выражение не означает, что состояние системы равняется сумме состояний ее элементов. Ниже мы будем подробно рассматривать эту особенность системы.
Состояние системы (state of system) – характеристика системы на данный момент ее функционирования, описываемая комплексом существенных переменных и параметров.
Формально состояние системы может быть представлено в виде элемента X(t) множества возможных состояний, где аргумент t означает время. Множество называют пространством состояний системы. Состояние системы в каждый момент времени t задается n величинами, называемыми координатами состояния системы.
В теории систем множество X(t) называется вектором состояния системы. С течением времени позиция системы в выбранном пространстве состояний может изменяться, что по аналогии с изменением состояния элемента называется движением системы.
Рассмотрим пример позиционирования двух организационных систем – промышленных предприятий в условном трехмерном пространстве состояний.
Пример описания состояния двух систем в пространстве состояний.
Пусть координата означает:
Очевидно, что состояние предприятия 2 в рассматриваемый момент времени t характеризуется более высоким значением объема производимой продукции за календарный период по сравнению с состоянием предприятия.
Процесс последовательного изменения состояния организации как системы можно также проиллюстрировать следующим примером: пусть состояние организации описывается такими переменными, как – численность персонала, – объем выпускаемой продукции, – прибыль, – процент рекламаций и т.п., тогда движение организации как системы представляет собой изменение значений этих параметров.
Теория систем допускает несколько подходов к описанию систем. Наиболее часто используются следующие описания:
Такой подход к анализу реальных систем дает ответ на вопрос, для чего предназначена данная система, какие цели она преследует. Кроме того, функциональное описание позволяет оценить характер воздействия системы на ее внешнее окружение (т.е. на другие системы).
Например, функциональное описание коммерческой организации с указанием типов и особенностей бизнес-процессов позволяет проанализировать характер взаимодействия этой организации с партнерами, поставщиками, потребителями, конкурентами, государством и т.п.
Такое описание позволяет делать выводы об информационной упорядоченности системы и степени информационной энтропии.
Энтропия – категория информатики, применяющаяся для характеристики процессов управления информационными ресурсами, уровня их осуществления. Информационная энтропия – мера отклонения системы от некоторого эталонного состояния в смысле информационного обеспечения.
Чем выше уровень функционирования хозяйственной системы (т.е. чем ниже энтропия в информационной сфере), тем экономнее расходует она ресурсы, тем выше производительность труда.
Такое описание указывает на состав, сложность и необходимость каналов, связывающих организационную систему с элементами внешней среды, а также на внутреннюю коммуникационную структуру организации.
При описании организационных систем морфологический подход позволяет выделить иерархическую структуру.
Иерархия (греч. hierarchia, от hieros – священный и arche – власть) – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; порядок подчиненности низших звеньев высшим, организация их в структуру типа “дерево”; принцип управления в централизованных структурах.
Все системы, в том числе и организационные, обладают рядом особых свойств, называемых системными свойствами: неаддитивность, эмерджентность, мультипликативность, устойчивость, управляемость, адаптивность, обособленность и совместимость.
Рассмотрим эти системные свойства.
Алгебраическая сумма – сумма чисел с учетом знака, т.е. положительные числа прибавляются, отрицательные – вычитаются.
Очевидно, что площадь круга S равна сумме площадей составляющих его секторов.
Эмерджентность (эмержентность) (от англ. emergence – возникновение, появление нового) в теории систем – наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных системообразующими связями.
Что это означает применительно к организационным системам? В состав целенаправленно функционирующей организационной системы могут входить элементы, цели которых не совпадают с общими целями системы.
Например, цель компании – максимум прибыли, а цель некоторых работающих по найму сотрудников – получение максимальной оплаты за свой труд при минимальных затратах усилий.
Однако путем создания рациональной структуры системы, подбора связей между элементами и обеспечения целесообразного управления достигаются согласованность работы всех элементов системы и обеспечение их движения к общей цели. Часто в качестве синонима понятия “эмерджентность” используется словосочетание “системный эффект”.
Мультипликативность – умножение как позитивных, так и негативных эффектов функционирования элементов системы. Положительным проявлением мультипликативности является умножение эффективности системы за счет рациональных управленческих действий, например внедрения новых технологий, совершенствования системы мотивации, стиля руководства, создания новых организационных структур и т.д.
Устойчивость системы – способность системы возвращаться в заданное состояние после окончания какого-либо внешнего воздействия. Система называется устойчивой, если любому ограниченному по величине воздействию соответствует ограниченный по величине результат.
Под ограниченным по величине воздействием понимается какое-либо целенаправленное или спонтанное изменение работы системы, имеющее разумные количественные пределы. Под устойчивостью организации понимается ее способность сохранять свои свойства в условиях изменения внешней среды.
Свойство устойчивости тесно связано с понятием гомеостаза – саморегуляции системы, ее способности сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Другими словами, гомеостаз – это стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.
Иллюстрацией устойчивости системы является способность шара, находящегося на вогнутой поверхности, возвращаться в первоначальное положение. После окончания внешнего воздействия шар колеблется вблизи точки устойчивости, через некоторое время колебания затухают, и шар останавливается на прежнем месте.
Устойчивость демонстрирует способность организации восстанавливать свои характеристики в ответ на воздействие со стороны внешней среды. Устойчивая система со временем сама возвращается в заданное положение, используя свои системные свойства.
Например, изменение таких факторов внешней среды, как увеличение цен на входные ресурсы, изменение предпочтений потребителей и т.п., не приведет к значительным изменениям в организации, обладающей системной устойчивостью.
Оптимальная организационная структура, рациональные механизмы управления, наличие запасов ресурсов позволят организации быстро и без существенных отклонений от заданных норм восстановить прежнюю эффективность работы.
В приведенных выше примерах устойчивое положение системы иллюстрировалось состоянием покоя. Для описания свойств самосохранения организационных систем больше подходит другая интерпретация: под отклонением от устойчивого положения понимается отклонение движения организации от заданной траектории.
Как было указано выше, траекторией движения (иначе говоря, траекторией развития) организации называется изменение ее состояния с течением времени. Заданная траектория развития определяется целями организации и ее стратегическими планами.
В процессе функционирования организация может отклоняться от запланированного движения под действием внешних или внутренних сил.
Устойчивой называется такая организация, которая способна восстанавливать заданный характер движения после внешнего воздействия.
Устойчивость системы должна находиться в постоянном балансе с другим важнейшим свойством – управляемостью.
Система с подобной структурой называется управляемой. При этом субъект управления называется системой управления, объект управления – управляемой подсистемой.
Управляемая система – система, включающая в свой состав подсистему, формирующую управленческие воздействия.
Наличие обратных связей позволяет говорить о замкнутом контуре управления, обеспечивающем управление по отклонениям. Это означает, что для управления системой необходимо в каждом цикле управленческого воздействия осуществлять сравнение результатов управления (выходов) с требованиями и условиями (входами).
Системы, реализующие управление по замкнутому контуру, часто называют следящими системами. Такой способ управления не является единственно возможным. Теория управления описывает множество других подходов к организации процесса управления.
Тем не менее следящие системы являются весьма распространенным типом управляемых систем, в том числе и в сфере управления организациями.
Как указывалось выше, теория систем помимо понятия “состояние системы” рассматривает также понятие “движение системы”, под которым понимается процесс последовательного изменения ее состояния. Для удобства описания движения систем вводятся понятия вынужденного и собственного движения системы.
Вынужденное движение системы – это изменение ее состояния под воздействием внешних (а иногда и внутренних) факторов, как правило, не согласующееся с целями системы. Собственное движение системы – это целенаправленное изменение ее состояния под воздействием системы управления.
Управляемость системы – это ее способность адекватно, без запаздываний и искажений реагировать на управленческое воздействие.
Другими словами, переходный процесс – это переход системы от начального состояния к конечному (требуемому) состоянию. Управляемость системы в общем случае можно охарактеризовать несколькими параметрами: видом переходного процесса, временем (T) реакции системы на управляющее воздействие (временем переходного процесса) и установившейся (систематической) ошибкой реакции системы.
Переходные процессы, возникающие в реальных организациях, могут быть различных видов. Так, например, в хорошо работающей организации переход на производство нового вида продукции может носить плавный характер во всех функциональных зонах: последовательное изменение маркетинговой политики, запланированное изменение технологий, своевременное переобучение персонала, внедрение новой системы мотивации и т.п.
В другом же случае такой переход может носить колебательный характер с постепенным приближением к установившемуся (требуемому) значению.
Колебания могут проявляться, например, в следующем. Сначала персонал организации отрицательно оценивает нововведение руководства, в результате чего ухудшается моральный климат в коллективе, падает производительность.
Затем эффективная работа менеджмента (например, новые подходы к стимулированию работников) создает предпосылки для улучшения ситуации. Через некоторое время моральный климат и производительность даже превышают запланированные значения. Далее фазы спада-роста могут повторяться несколько раз, пока анализируемый параметр не установится на требуемом уровне или близком к нему.
Исходя из определения управляемости, можно сделать поспешный вывод, что увеличение значения этого свойства всегда приводит к положительному результату – высокой результативности и эффективности функционирования организационной системы.
Однако это не всегда так. Дело в том, что в ряде случаев избыточная, т.е. необоснованно высокая, степень управляемости системы может привести к снижению ее устойчивости.
Так, например, высокая управляемость, т.е. быстрая реакция на указания менеджеров, может привести к ухудшению морального климата в коллективе и увеличению текучести кадров в условиях необоснованно жесткой требовательности менеджмента при осуществлении контрольных мероприятий и нарушении масштаба допустимых отклонений.
Возможен и обратный эффект: приобретение системой избыточной устойчивости может повлечь за собой ухудшение ее управляемости. Избыточная, неоправданная устойчивость организационной системы может проявляться в следовании менеджмента “раз и навсегда” установленным правилам и нормам независимо от изменения требований внешнего окружения, что снижает способность организации к целенаправленным изменениям.
Адаптивность – способность приспосабливаться к новым внешним условиям. Уровень адаптивности различен для разных систем. Он зависит от степени соответствия структуры и внутренних связей организации внешним условиям.
Так, например, в условиях сложного и динамично изменяющего рынка высокая адаптивность присуща организациям, имеющим гибкую органическую структуру, свободную от бюрократических механизмов управления.
Обособленность частей системы – стремление некоторых подсистем большой системы к автономности и изолированности. В хозяйственных организациях это свойство проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий.
Одним из примеров проявления данного свойства является выделение в структуре компании дивизионов (бизнес-единиц). При этом свойство обособленности находится в определенном балансе с противоположным ему свойством – совместимости.
Совместимость – свойство взаимной приспособляемости и взаимной адаптивности элементов системы.
В зависимости от общесистемных свойств различают линейные и нелинейные системы. Система называется линейной, если она обладает следующими свойствами:
Системы, для которых данные свойства несправедливы, являются нелинейными.
Организационные системы являются нелинейными.
Линейные зависимости между переменными характерны для линейных систем, соответственно, нелинейные зависимости указывают на нелинейные системы.
Как линейные, так и нелинейные системы могут быть стационарными и нестационарными. Система называется стационарной, если при сдвиге во времени входного воздействия без изменения его вида выходной результат также сдвигается во времени на ту же величину без изменения своего вида. Если выходной результат помимо сдвига во времени изменяет свою форму, то система является нестационарной.
Например, организацию (или ее подразделение) можно считать стационарной системой, если одно и то же управленческое решение, принятое руководством в разное время, повлечет за собой однотипные реакции: действия и мнения персонала, результат, последствия и т.п.
В том случае, если повтор решения приведет к существенно иной реакции, можно говорить о наличии в системе нестационарности.