Сын божий как пишется

сын божий

Полезное

Смотреть что такое «сын божий» в других словарях:

Сын Божий — Сын Б’ожий Мессия и Спаситель людей, Господь Иисус Христос (Мат.1:21 ; Лук.1:32 33,35; Иоан.1:33 34). Предыдущая статья (сын) может помочь более полно понять значение, заложенное в выражении «Сын Божий», ибо Иисус Христос есть явление… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Сын\ Божий — Сын Б’ожий Мессия и Спаситель людей, Господь Иисус Христос (Мат.1:21 ; Лук.1:32 33,35; Иоан.1:33 34). Предыдущая статья (сын) может помочь более полно понять значение, заложенное в выражении «Сын Божий», ибо Иисус Христос есть явление… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Сын Божий — см. Иисус Христос см. Имена Иисуса Христа … Библейская энциклопедия Брокгауза

Сын Божий — евр. Бен Элохим. Сын Божий в самом высоком значении слова Мессия (Пс. 2:7; Дан. 3: 25; Лук. 1:35; Иоан. 1:18,34), о Котором уже в Прит. 30:4 мудрец спрашивает: «Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? И какое имя Сыну Его, знаешь ли?» … Словарь библейских имен

сын Божий — сын Б’ожий (Дан.3:25 ) в оригинале «сын богов» (выражение, употребленное Навуходоносором язычником для описания Ангела) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

сын\ Божий — сын Б’ожий (Дан.3:25 ) в оригинале «сын богов» (выражение, употребленное Навуходоносором язычником для описания Ангела) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Сын Божий — и Сын человеческий см. Христос … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сын Божий — (Мат.4:3 и др.) так называется второе Лицо Святые Троицы по Своему Божеству, по Своему единству с Богом Отцом. Ты Сын Мой, говорит о Нем Псалмопевец от лица Господа, Я ныне родил Тебя (Пс.2:7 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Сын Божий — ♦ (ENG Son of God) индивид, находящийся в особых отношениях с Богом как сын или чадо Бога (Гал. 4:6 7). В Ветхом Завете так называются народ Израиля (Исх. 4:22 23), Давид (2 Цар. 7:14) и цари (Пс. 2:7). В Новом Завете единственным Сыном… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Источник

Сын Божий

Сын Бо́жий – Логос (от греч. λόγος (логос) – слово, мысль), Бог Сын, Слово Божие, вторая Ипо­стась Святой Троицы.

Сын божий как пишется. Смотреть фото Сын божий как пишется. Смотреть картинку Сын божий как пишется. Картинка про Сын божий как пишется. Фото Сын божий как пишется

Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы, Сын Божий обла­дает всеми Боже­ствен­ными свой­ствами. Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы, Сын Божий рав­но­че­стен в Своем Боже­ствен­ном досто­ин­стве Отцу и Свя­тому Духу.

Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы Сын Божий еди­но­су­щен с Ними, обла­дает единой Боже­ствен­ной сущ­но­стью (при­ро­дой) со Отцом и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипо­ста­сям) Святой Троицы Сыну Божьему воз­да­ется единое и нераз­дель­ное покло­не­ние, то есть покло­ня­ясь Ему, хри­сти­ане покло­ня­ются вместе с Ним Отцу и Свя­тому Духу, имея в виду Их общее Боже­ство, единую Боже­ствен­ную сущ­ность.

От двух Других Лиц Святой Троицы Сына Божьего отли­чает лич­ност­ное (ипо­стас­ное) свой­ство. Оно заклю­ча­ется в том, что Бог Сын рож­да­ется Богом-Отцом. Он рож­да­ется из Боже­ствен­ного суще­ства (есте­ства) Отца, а не из ничего или другим обра­зом. Он рож­да­ется не так, чтобы от суще­ства Отца что-либо отде­ли­лось или Отец чего-либо лишался. Рож­де­ние Сына Божия есть рож­де­ние нераз­луч­ное, Сын родился от Отца, но не отде­лился от Него. Рож­де­ние Сына Божия есть рож­де­ние вечное, оно нико­гда не начи­на­лось и нико­гда не окан­чи­ва­лось.

Рож­де­ние Сына Божия Отцом есть вечное и нераз­луч­ное рож­де­ние Боже­ствен­ного Слова Боже­ствен­ным Умом. «Нет и не будет слова, кото­рое выше этого Слова. Оно не лишено Ума или Жизни, но обла­дает Умом и Жизнью, поскольку имеет рож­да­ю­щий Его Ум, суще­ству­ю­щий сущ­ност­ным обра­зом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, суще­ству­ю­щую сущ­ност­ным обра­зом и сосу­ще­ству­ю­щую с Ним», – гово­рит св. Максим Испо­вед­ник. «Свет Отца, Слово Вели­кого Ума, пре­вос­хо­дя­щее всякое слово, Высший Свет высо­чай­шего Света, Еди­но­род­ный Сын, Сия­ю­щий вместе с Вели­ким Духом, Добрый Царь, Пра­ви­тель мира, Пода­тель жизни, Созда­тель всего, что есть и будет. Тобою все живет», – вос­пе­вает Боже­ствен­ное Слово св. Гри­го­рий Бого­слов.

Для того, чтобы понять как Боже­ствен­ный Ум рож­дает Боже­ствен­ное Слово святые отцы ука­зы­вали на ум и мысль (внут­рен­нее слово) чело­века, явля­ю­ще­гося Обра­зом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непро­из­не­сен­ное слово мы обык­но­венно назы­ваем мыслью) – образ Сына; дух – образ Свя­того Духа, – учит свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – Как в Троице-Боге три Лица нес­литно и нераз­дельно состав­ляют одно Боже­ствен­ное Суще­ство, так в троице-чело­веке три лица состав­ляют одно суще­ство, не сме­ши­ва­ясь между собой, не сли­ва­ясь в одно лицо, не раз­де­ля­ясь на три суще­ства. Ум наш родил и не пере­стает рож­дать мысль, мысль, родив­шись, не пере­стает снова рож­даться и вместе с тем пере­бы­вает рож­ден­ной, сокро­вен­ной в уме. Ум без мысли суще­ство­вать не может, и мысль – без ума. Начало одного непре­менно есть и начало другой; суще­ство­ва­ние ума есть непре­менно и суще­ство­ва­ние мысли».

Бог Отец сотво­рил мир Словом Своим во Святом Духе. Он «Словом рас­сеял тьму, Словом про­из­вел свет, осно­вал землю, рас­пре­де­лил звезды, разлил воздух, уста­но­вил гра­ницы моря, про­тя­нул реки, оду­ше­вил живот­ных, сотво­рил чело­века по Своему подо­бию, привел все в поря­док», – гово­рит св. Гри­го­рий Бого­слов. На Пред­веч­ном Совете Святой Троицы при­нято реше­ние о вопло­ще­нии Слова Божьего, пред­на­чер­тано при­ня­тие Им чело­ве­че­ского есте­ства. «И Слово стало плотию, и оби­тало с нами, полное бла­го­дати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Еди­но­род­ного от Отца», – гово­рит Иоанн Бого­слов ( Ин.1:14 ).

В Вопло­тив­шемся Божьем Слове – Бого­че­ло­веке Иисусе Христе, Кото­рый есть Бог и Слово Отца, по сущ­но­сти оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно ( Кол.2:9 ). Приняв чело­ве­че­скую при­роду, Боже­ствен­ное Слово соеди­нило твар­ное и Нетвар­ное есте­ство, открыв уве­ро­вав­шему в Него чело­веку путь к обо­же­нию.

Уяс­не­нию смысла имени «Слово Божье» могут спо­соб­ство­вать сле­ду­ю­щие ана­ло­гии:

Личное свой­ство Бога Сына

Такие же твер­дые осно­ва­ния в св. Писа­нии имеет учение Пра­во­слав­ной Церкви и о личном свой­стве Бога Сына. Ибо Oн весьма часто назы­ва­ется здесь:

а) Сыном Бога Отца, напри­мер: Отец любит Сына, и вся пока­зует ему, яже сам творит. якоже бо Отец вос­кре­шает мерт­выя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит ( Ин.5:20, 21 ; Ин.14:13, 17:1 ; Мф.11:27 );

б) Сыном еди­но­род­ным: тако воз­люби Бог мир, яко и Сына своего еди­но­род­ного дал да всяк веруяй в онь не погиб­нет, но имать живот вечный Ин.3:16, 18, 1:14 ), и притом –

в) таким, кото­рый пре­бы­вает в самом лоне Отца: Бога ник­тоже виде нигдеже:е еди­но­род­ный Сын, сый в лоне Отчи, той испо­веда ( Ин.1:18 ):

г) Сыном истин­ным: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истин­ного и да будем во истин­нем Сыне его Иисусе Христе ( 1Ин.5:20 );

д) Сыном соб­ствен­ным: иже Сына своего (idion) не пощаде, но за нас всех предал есть его: како убо не и с ним вся нам дар­ствует ( Рим.8:32 )?

Излишне было бы дока­зы­вать, что как в этих, так и во всех других местах Писа­ния Гос­подь Иисус назы­ва­ется Сыном Божиим в под­лин­ном смысле, а не каком-либо пере­нос­ном, когда мы уже знаем, что свящ. книги при­пи­сы­вают Ему и Боже­ское есте­ство, и Боже­ские свой­ства и еди­но­су­щие со Отцем и Духом. Защи­щая это учение о личном свой­стве Бога Сына от разных пере­тол­ко­ва­ний ере­ти­ков, древ­ние пас­тыри Церкви ста­ра­лись рас­кры­вать сле­ду­ю­щие мысли:

«Бога не видел никто нико­гда; Еди­но­род­ный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Ин.1:18 ) «Так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего еди­но­род­ного…» ( Ин.3:16 ) В Кол.1:15 ска­зано, что Сын есть «образ Бога неви­ди­мого, рож­ден­ный прежде всякой твари».

Пролог Еван­ге­лия от Иоанна: «Слово было у Бога». В гре­че­ском тексте стоит «у Бога» – «pros ton Theon». В.Н. Лос­ский пишет: «Это выра­же­ние ука­зы­вает на дви­же­ние, на дина­ми­че­скую бли­зость, можно было бы пере­ве­сти скорее «к», чем «у». «Слово было к Богу», т. е. таким обра­зом «прос» содер­жит в себе идею отно­ше­ния, и это отно­ше­ние между Отцом и Сыном есть пред­веч­ное рож­де­ние, так само Еван­ге­лие вводит нас в жизнь Боже­ствен­ных Лиц Пре­свя­той Троицы».

Сын рож­да­ется из суще­ства или есте­ства Отца, а не из ничего или каким другим обра­зом

Сын рож­да­ется из суще­ства или есте­ства Отча, а не оти­нуды, не из ничего. Это – а) сле­дует из самого поня­тия о рож­де­нии: «рож­де­ние в том и состоит, что из сущ­но­сти рож­да­ю­щего про­из­во­дится рож­да­е­мое, подоб­ное по сущ­но­сти, точно так, как при тво­ре­нии и сози­да­нии, наобо­рот, тво­ри­мое и сози­да­е­мое про­ис­хо­дит отвне, а не из сущ­но­сти тво­ря­щего и сози­да­ю­щего» (Иоанн Дамаск. Точное Изло­же­ние прав. веры кн. 1, гд. 8; Athanas. de decret, Synod. Nicen. n. 6); и – б) под­твер­жда­ется ясными сло­вами Писа­ния: из чрева прежде ден­ницы родих тя ( Пс.109:3 ). «Если – из чрева: то спра­ши­ва­ется, ужели можно верить, что Сын рожден из ничего»? (Hilar. dc Trinit. lib. VI).
«Это не значит, что Бог имеет чрево; но поелику истин­ные, а не ложные порож­де­ния, обык­но­венно, раж­да­ются из чрева роди­те­лей; то Бог наиме­но­вал Себя в рож­де­нии име­ю­щим чрево, к посрам­ле­нию нече­сти­вых, чтобы они, хотя помыс­лив о соб­ствен­ной своей при­роде, познали, что Сын есть истин­ный плод Отца, как исхо­дя­щий из Его чрева».
Васи­лий вел. прот. Евном. кн. VII.

Хотя Сын рож­да­ется из самого суще­ства Отца, но не так, чтобы от суще­ства Отца что либо при этом отде­ля­лось или Отец чего либо лишался

Впро­чем, хотя Сын рож­да­ется из самого суще­ства Отца, но не так, чтобы от суще­ства Отца что-либо при этом отде­ля­лось, или чтобы и Отец чего-либо лишался, или Сын имел какой-либо недо­ста­ток: нет, – «нераз­де­ли­мый Бог без­раз­дельно родил Сына», «родил Пре­муд­рость, но Сам не остался без пре­муд­ро­сти; родил Силу, но не изне­мог; родил Бога, но сам не лишился боже­ства, и ничего не поте­рял, не ума­лился, не изме­нился: равно и Рож­ден­ный не имеет ника­кого недо­статка. Совер­шен Родив­ший, совер­шенно Рож­ден­ное. Родив­ший Бог, Бог и Рож­ден­ный» (Кирилл Иеру­са­лим­ский. Огла­си­тель­ные поуче­ния XI, п. 18). Или, если ука­зать на близ­кое подо­бие: Сын родился от Отца, как свет от света.

Рож­де­ние Сына Божия есть рож­де­ние вечное и, сле­до­ва­тельно, нико­гда не начи­на­лось и нико­гда не окан­чи­ва­лось

Рож­де­ние Сына Бoжия есть рож­де­ние вечное, и сле­до­ва­тельно, нико­гда не начи­на­лось, нико­гда и не окан­чи­ва­лось. Потому-то сам Бог Отец гово­рит Сыну в одном месте: прежде ден­ницы родих тя ( Пс.109:3 ), т. е. родил прежде всех веков, без­на­чально, а в другом: аз днесь родих тя ( Пс.2:7 ), т. е. родил только теперь, или рождаю вечно. Потому же и в других местах Писа­ния упо­треб­ля­ется без­раз­лично – и то, что Бог изрек Слово, кото­рое есть Сын, и то, что Бог изре­кает Слово, или иначе, что Сын родился от Отца, и что Сын рож­да­ется от Отца. Впро­чем, чтобы это, непо­сти­жи­мое для нас, вечное рож­де­ние Сына выра­жать ближе к нашим обык­но­вен­ным поня­тиям, гораздо лучше гово­рить, что Сын родился от Отца пред­вечно, нежели, – что Сын вечно рож­да­ется: ибо что рож­да­ется, то еще не роди­лось, а Сын рожден.

Сын родился от Отца, но не отде­лился от Него, т. е. родился нераз­лучно

Нако­нец, должно пом­нить, что Сын родился от Отца, но не отде­лился от Него, или что тоже, родился нераз­лучно. Потому и назы­ва­ется сущим в лоне Отчем ( Ин.1:18 ), во Отце пре­бы­ва­ю­щим ( Ин.10:38 ). «Как огонь и про­ис­хо­дя­щий от него свет, – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, – суще­ствуют вместе; не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет всегда рож­да­ется от огня, и всегда в нем пре­бы­вает и отнюдь от него не отде­ля­ется: так рож­да­ется и Сын от Отца, никак не отде­ля­ясь от Него, но всегда суще­ствуя в Нем. Только свет, кото­рый рож­да­ется от огня, не отде­ля­ясь от него, и кото­рый всегда в нем пре­бы­вает, не имеет соб­ствен­ной само­сто­я­тель­но­сти без огня (потому что свет есте­ствен­ное каче­ство огня); напро­тив, еди­но­род­ный Сын Божий, неот­дельно и нераз­лучно от Отца рож­ден­ный и всегда в Нем пре­бы­ва­ю­щий, имеет свою Ипо­стась, отлич­ную от Ипо­стаси отчей» (Иоанн. Дамаск, кн. 1, гл. 8, стр. 20–21; снес. гл. 13, стр. 46).
митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие

Источник

Пишем церковные слова правильно

Не сек­рет, что мно­гие дети и под­ростки сего­дня не очень-то дру­жат с гра­мот­но­стью – чтобы убе­диться в этом, доста­точно открыть записи в соц­се­тях. Как обстоит дело с напи­са­нием цер­ков­ных слов, наглядно пока­зы­вают тет­радки с кон­спек­тами по «Осно­вам пра­во­слав­ной куль­туры». Но при­зна­емся – и взрос­лые, даже учи­теля, не все­гда ком­пе­тентны в этом вопросе. Пред­ла­гаем крат­кий урок цер­ков­ной гра­мот­но­сти для всех.

Пригодятся ли эти знания?

Оче­видно, да, ведь мы упо­треб­ляем цер­ков­ные слова в повсе­днев­но­сти. Как и биб­лей­ские устой­чи­вые выра­же­ния – о чем порой и не подо­зре­ваем. Вот несколько при­ме­ров на слуху, зна­че­ние кото­рых мы пони­маем без­условно, но даже не соот­но­сим с кни­гами Вет­хого Завета:

Зача­стую мы верим инту­и­ции (вроде бы так пишется), или ана­ло­гии (когда нам кажется, что слово или выра­же­ние на что-то похоже и надо дей­ство­вать по образцу).

В общем, как гово­рит извест­ный фило­лог и писа­тель, спе­ци­а­лист по древ­не­рус­ской лите­ра­туре Пуш­кин­ского дома Евге­ний Водо­лаз­кин, дей­ствуем «…по закону ана­ло­гии, кото­рый в раз­ви­тии языка нередко побеж­дает логику. А заодно и обра­зо­ва­ние».

Инту­и­тив­ность в языке, конечно, важна. Но суще­ствуют и нормы. Довольно слож­ные и про­ти­во­ре­чи­вые на пер­вый взгляд. Давайте обра­тимся к ним и для начала попро­буем разо­браться хотя бы в несколь­ких вопросах.

С большой или с маленькой?

Больше всего затруд­не­ний воз­ни­кает при упо­треб­ле­нии строч­ных и про­пис­ных букв (малень­ких и боль­ших). И, поскольку в цер­ков­ных сло­вах с осо­бой оче­вид­но­стью про­сту­пает сакраль­ная сто­рона языка, очень мно­гое здесь опре­де­ляет глу­бин­ный смысл слова и его контекст.

Как избе­жать пута­ницы? Видимо, под­клю­чая логику и рассуждение.

Вот, напри­мер, как имена нари­ца­тель­ные ведут себя, ста­но­вясь соб­ствен­ными: цер­ковь как зда­ние пишется с малень­кой, а как мисти­че­ское Тело Хри­стово и рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция – с боль­шой буквы.

Пере­ход соб­ствен­ных имен в нари­ца­тель­ные тоже легко узна­ваем. Он про­ис­хо­дит, когда мы не гово­рим о кон­крет­ных лич­но­стях, а обоб­щаем отри­ца­тель­ные черты, при­су­щие пер­со­на­жам Свя­щен­ной исто­рии (при­меры: иуда, ирод). Или когда биб­лей­ское назва­ние исполь­зу­ется как мета­фора (содом и гоморра, гол­гофа). И, конечно, во фра­зео­ло­гиз­мах (иудин поце­луй).

Почему мы пишем имя соб­ствен­ное, наиме­но­ва­ние диа­вола «сатана», с малень­кой буквы? Тоже руко­вод­ству­ясь глу­бин­ным смыс­лом собы­тий биб­лей­ской исто­рии, согласно кото­рой он был низ­вер­жен с небес и лишился своих ангель­ских свойств, утра­тив дан­ное Твор­цом имя, вме­сто кото­рого, говоря проще, оста­лось «одно название».

Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, все­гда пишутся с боль­шой, даже если выра­жены не только суще­стви­тель­ными, но и при­ла­га­тель­ными, и при­ча­сти­ями: Гос­подь Все­дер­жи­тель, Тво­рец неба и земли. Пре­крас­ный; Веч­ный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ).

Дева Мария, Вла­ды­чица мира, Пре­не­по­роч­ная, Неве­ста Нене­вест­ная, милу­ю­щая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духов­ном изме­ре­нии (в смысле «Цар­ствие Небес­ное») упо­треб­ля­ется с боль­шой буквы.

Лич­ные и при­тя­жа­тель­ные (а ино­гда и отно­си­тель­ные) место­име­ния, кото­рые отно­сятся к име­нам Бога и Бого­ро­дицы, тоже пишут с боль­шой буквы: Покров Бого­ро­дицы и Её молит­вен­ное предстательство.

Больше всего пута­ницы бывает со сло­вом «боже­ствен­ный», и здесь тоже надо подойти с рас­суж­де­нием. Это при­ла­га­тель­ное в зна­че­нии «отно­ся­щийся к Богу» пишется с боль­шой буквы (напри­мер, Боже­ствен­ный Логос, Боже­ствен­ная сила и т.д.). Но если слово упо­треб­ля­ется в каче­стве кра­си­вого эпи­тета, слово пишется с малень­кой буквы (н.: «боже­ствен­ный апо­стол»).

А вот при­ла­га­тель­ное «Божий» все­гда пишут с боль­шой буквы: Божий Про­мысл, Алек­сий, чело­век Божий.

С почтением к святым отцам

Но и здесь суще­ствует ого­ворка, обу­слов­лен­ная тра­ди­цией Церкви. Согласно ей в обра­ще­ниях к духов­ным лицам цер­ков­ные титулы пишутся с боль­шой буквы (Ваше Свя­тей­ше­ство (обра­ще­ние к пат­ри­арху), Ваше Прео­свя­щен­ство (обра­ще­ние к архи­ерею), Ваше Пре­по­до­бие, и так далее).

При­чем назва­ния духов­ных санов даже в офи­ци­аль­ной пере­писке пишут с малень­кой (доро­гой вла­дыка рек­тор, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, пред­се­да­тель Сино­даль­ного изда­тель­ского отдела).

Исклю­че­ние – офи­ци­аль­ное обра­ще­ние к пат­ри­арху: «Его Свя­тей­ше­ству, Свя­тей­шему Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси». Пра­вило сло­жи­лось еще до рево­лю­ции, но отча­сти отве­чает и совре­мен­ной язы­ко­вой норме.

Также со строч­ной (малень­кой) буквы пишут наиме­но­ва­ния во мно­же­ствен­ном числе: пре­по­доб­ные старцы оптин­ские, ново­му­че­ники и испо­вед­ники Российские.

Боль­шая буква упо­треб­ля­ется в про­зви­щах-про­зва­ниях, кото­рые вхо­дят в имя и ста­но­вятся его орга­нич­ной частью: Гри­го­рий Бого­слов, Иоанн Зла­то­уст, Васи­лий Вели­кий.

…И ангел золотой

Духов­ный мир – явле­ние, неви­ди­мое глазу и слож­ное для пони­ма­ния. В том числе и с точки зре­ния языка, где вопросы напи­са­ния слова также оттал­ки­ва­ются от семан­тики – смыс­ло­вого зна­че­ния. А глу­бин­ные смыслы слов, опре­де­ля­ю­щих духов­ные поня­тия, про­яс­ня­ются при изу­че­нии Свя­щен­ного Писания.

У детей и взрос­лых вызы­вают затруд­не­ния на письме слова, кото­рые обо­зна­чают духов­ные сущ­но­сти (родо­вые назва­ния и инди­ви­ду­аль­ные имена). В бого­сло­вии все эти сущ­но­сти назы­ва­ются анге­лами и имеют иерар­хию, кото­рая опре­де­ля­ется их бли­зо­стью к Богу. Назва­ния ангель­ских чинов пишутся с малень­кой: пре­столы, херу­вимы, сера­фимы, гос­под­ства, силы, вла­сти, начала, архан­гелы, ангелы.

Сово­куп­ность анге­лов тоже обо­зна­ча­ется строч­ной бук­вой: небес­ное воин­ство, силы небес­ные (так зна­чится в рус­ском сино­даль­ном пере­воде Свя­щен­ного Писания).

И снова – одно «но», про­дик­то­ван­ное тра­ди­цией: в назва­ниях цер­ков­ных празд­ни­ков и бого­слу­жеб­ных текстах обоб­щен­ные назва­ния ангель­ского мира пишут с боль­шой буквы: Силы Небес­ные, Небес­ные Силы бес­плот­ные, Собор Архи­стра­тига Миха­ила и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных.

Назва­ние «рядо­вого» духа, сопут­ству­ю­щего в жизни чело­веку, пишем с малень­кой: ангел-хра­ни­тель (по ана­ло­гии пишется и назва­ние про­ти­во­по­лож­ного духа – бес-иску­си­тель). Но если в тек­сте, даже в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре, есть ука­за­ние на при­над­леж­ность ангела Богу, то его наиме­но­ва­ние пишется с боль­шой буквы: Ангел Хра­ни­тель, Ангел Божий.

Родо­вые назва­ния пад­ших духов пишут с малень­кой: демон, бес, дья­вол. В отно­ше­нии них ино­гда упо­треб­ля­ется гре­че­ское слово «аггел» в зна­че­нии «пад­ший ангел», но в рус­ском сино­даль­ном пере­воде при­сут­ствует и про­сто «ангел»: «Идите от Меня, про­кля­тые, в огонь веч­ный, уго­то­ван­ный диа­волу и анге­лам его» ( Мф.25, 41 ).

У анге­лов в Писа­нии есть и соб­ствен­ные имена, кото­рые пишутся с боль­шой буквы: Михаил, Гав­риил, Рафаил и т.д. По тра­ди­ции послед­ние 20 лет с боль­шой буквы пишутся и при­мы­ка­ю­щие к име­нам родо­вые назва­ния: Архан­гел Гав­риил, Архи­стра­тиг Михаил.

Логос и хаос

Инте­ресно, что в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре имена пер­вого пад­шего ангела высту­пают как имена соб­ствен­ные и пишутся с заглав­ной буквы (н.: Сатана, Ден­ница), но в рус­ском пере­воде Свя­щен­ного Писа­ния и цер­ков­ных текстах эти имена по тра­ди­ции пишутся со строч­ной буквы (сатана, ден­ница, князь мира сего).

Но не стоит путать с эпи­те­том Князь мира, упо­треб­ля­е­мым по отно­ше­нию ко Хри­сту: «Ибо мла­де­нец родился нам – Сын дан нам; вла­ды­че­ство на раме­нах Его, и наре­кут имя Ему: Чуд­ный, Совет­ник, Бог креп­кий, Отец веч­но­сти, Князь мира» ( Ис.9,6 ).

Вот сколько нюан­сов в упо­треб­ле­нии цер­ков­ных слов при­хо­дится учитывать.

В завер­ше­ние снова про­ци­ти­руем спе­ци­а­ли­ста, глу­боко нерав­но­душ­ного к рус­скому языку – Евге­ния Водо­лаз­кина и его книгу эссе «Дом и ост­ров»: «Язык – логи­че­ская струк­тура лишь отча­сти. В своем раз­ви­тии он во мно­гом непред­ска­зуем и хао­ти­чен, а потому, к сожа­ле­нию (или к сча­стью?) наше вли­я­ние на него довольно огра­ни­чено». И допол­ним его же сло­вами: «Я все больше убеж­да­юсь в том, что созна­тель­ное отно­ше­ние к языку пред­по­ла­гает кон­сер­ва­тизм. Исто­ри­че­ские ката­клизмы не должны вести к ката­клиз­мам язы­ко­вым… Язык зача­стую муд­рее своих носи­те­лей».

На этот раз мы рас­смот­рели всего несколько важ­ных момен­тов цер­ков­ного пра­во­пи­са­ния и обе­щаем на этом не оста­нав­ли­ваться. Вме­сте с нами изу­чайте цер­ков­ную лек­сику и орфо­гра­фию в сле­ду­ю­щих ста­тьях по теме.

Вален­тина Киденко

По мате­ри­а­лам книги «Редак­ци­онно-изда­тель­ское оформ­ле­ние цер­ков­ных печат­ных изда­ний». Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии РПЦ, М., 2015

Источник

Сын Божий

Сын Божий

(SON OF GOD) Термин, указывающий на Божественность Иисуса из Назарета как единственного Сына Бога. Уникальное сыновство Иисуса противоположно представлениям о сыновстве, популярным в Древнем мире. В эллинистическом мире считалось, что человек — «сын богов» во многих отношениях: в мифологическом, посредством сожительства Бога со смертной женщиной, чьи потомки обладали сверхъестественными силами; в политике, когда военачальникам и императорам воздавали почести в рамках римского имперского культа; в медицине, когда врачей называли «сыновьями Асклепия»; а иногда — когда кому-либо приписывались чудесные силы или способности и он приобретал титул или репутацию «богочеловека». Термин в Ветхом Завете. В ВЗ люди, жившие до времен Ноя ( Быт 6:1-4 ), «ангелы» (в том числе сатана, Иов 1:6 ; Иов 2:1 ) и прочие небесные создания ( Пс 28:1 ; Пс 81:6 ; Пс 88:7 ) назвайы «сынами Бога». Израиль как народ был избранным сыном Бога. Это корпоративное сыновство стала основанием для избавления Израиля из Египта: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх 4:22 ; Иер 31:9 ).

Корпоративное сыновство было контекстом, в котором рассматривалось сыновство частное, например, божественные санкции Давида как царя: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» ( 2Цар 7:14 ).

Давид был «усыновлен» согласно Божьему постановлению: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс 2:7 ); эти слова были также пророчеством о сыновстве Иисуса из царского рода Давида ( Мф 3:17 ; Мк 1:11 ; Лк 3:22 ; Деян 13:33 ; Евр 1:5 ; Евр 5:5 ).

В других мессианских пророчествах Мессия из рода Давида назван божественными именами «Еммануил» ( Ис 7:13-14 ) и «Бог крепкий, Отец вечности» ( Ис 9:6-7 ).

Эти пророчества исполнились в Иисусе ( Мф 1:23 ; Мф 21:4-10 ; Мф 22:41-45 ).

В евангелиях. В евангелиях описываются и стороны сыновства Иисуса как Сына Божьего. Первый момент — это Его вечное личное сыновство. Личное сыновство Иисуса определено в выводе Петра: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» ( Мф 16:16 ), и в том, как Иисус Сам называет Себя перед судом: «Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я. » ( Мк 14:61-62 ).

В обоих случаях речь идет о личности или сущности, которой Он вечно обладает. Задолго до сотворения, в вечности, Отец и Сын наслаждались общением друг с другом. Мы знаем об этом, потому что так говорится в Библии — но без особых подробностей. По большей части Писание молчит о том, что происходило до существования мира. Однако есть несколько стихов, слегка приподнимающих завесу и позволяющих нам взглянуть на эти возвышенные, божественные отношения, вечно существовавшие между Отцом и Сыном. Из всех книг Библии об отношениях между Отцом и Сыном больше всего говорится в Евангелии от Иоанна. Именно из-под вдохновенного пера Иоанна вышли строки: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это довольно упрощенный перевод. На греческом языке картина выглядит более живописно: «В начале было Слово, и Слово было лицом к лицу с Богом, и Слово само было Богом». Представьте себе Слово, Божьего Сына до воплощения, лицом к лицу с Богом. Выражение «лицом к лицу» — это перевод греческого предлога pros (сокращенная форма от prosopon pros prosopon, «лицом к лицу», распространенного выражения в греческом койне).

Это выражение указывает на близкое общение. Отец и Сын наслаждались таким близким общением в вечности. Какое удовольствие они должны были получать друг от друга! Когда Сын Божий стал человеком и начал Свое служение на земле, Он упоминал об отношениях с Отцом, которыми наслаждался до сотворения мира. Иисус говорил о том, что видел и слышал, когда был с Отцом до пришествия на землю (см. Ин 3:13 ; Ин 8:38 ).

Иисус жаждал вернуться в эти славные сферы. В Своей молитве, прежде чем отправиться на крест (в Ин 17 ), Он просил Отца прославить Его той славой, которой Он обладал вместе с Отцом до существования мира ( Ин 17:5 ).

Иисус хотел вернуть Свое изначальное равенство Отцу — нечто, от чего Он сознательно отказался ради замысла Отца (см. Флп 2:6-7 ).

Когда Он молился Отцу, с Его уст сорвалась замечательная фраза: «Отче. Ты. возлюбил Меня прежде основания мира» ( Ин 17:24 ).

Сын Бога, Его единственный Сын, был единственным объектом любви Отца. Вторая сторона сыновства Иисуса — это сыновство по рождению. Непосредственным духовным Отцом Иисуса был Бог. Иисус — Сын Божий, потому что Его воплощение и рождество в качестве человека было вызвано Святым Духом. В Евангелии от Матфея зачатие Иисуса происходит «от Духа Святого» ( Мф 1:20 ).

Он будет назван Иисусом (что значит «Яхве есть спасение»), «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф 1:21 ), и «Еммануилом» («с нами Бог»), потому что Он Сам — Бог во плоти ( Мф 1:23 ).

У Луки зачатие Иисуса происходит от Святого Духа и силой Всевышнего ( Лк 1:31,35 ), поэтому Иисус назван «Сыном Божиим» ( Лк 1:35 ).

Если бы отцом Иисуса был человек, Иосиф, Его называли бы «Иисусом, сыном Иосифа». Учение Луки явно свидетельствует, что, так как отцом Иисуса был Божий Дух, Этого Сына Девы Марии правильно называть «Иисусом, Сыном Божиим». Третий аспект сыновства — мессианское сыновство. Иисус — Сын и представитель Отца, земная миссия Которого — учреждение Царства Божьего. При крещении Его миссия началась с признания Его Отцом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф 3:17 ; см. Пс 2:7 ).

Подобный глас с небес раздался и в момент преображения Иисуса ( Лк 9:35 ).

Как Сын-Мессия Иисус в совершенстве выполнил задание искупления, порученное Ему Отцом. В посланиях Нового Завета. Павел говорит о сущностном, онтологическом сыновстве Иисуса — не как об отдельно взятом факте, но в контексте Его искупительных деяний. Как Сын Божий, Иисус обрел человеческую природу ( Рим 1:3 ), и как Сын Божий Он воскрес и воцарился в силе ( Мф 28:18 ; Рим 1:4 ; 1Кор 15:28 ). 0 воплощении говорится так: «Бог послал Сына Своего» ( Рим 8:3 ; Гал 4:4 ) для искупления человечества, искупления, которое свершилось «смертью Сына Его» ( Рим 5:10 ; Рим 8:29,32 ).

Следовательно, верующие могут иметь «общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» ( 1Кор 1:9 ), и могут жить верой в «Сына Божия» ( Гал 2:20 ).

Первая проповедь Павла была «об Иисусе, что Он есть Сын Божий» ( Деян 9:20 ); позже Павел объяснял это в свете Пс 2:7 (см. Деян 13:33 ).

В Послании к евреям Иисус — «Сын», «первенец» Бога и Его личный «наследник», творец и хранитель вселенной и «сияние славы» Бога ( Евр 1:2-12 ; Евр 3:6 ; Евр 5:5 ).

Как Сын, Он — последний и вечный Первосвященник, Который вознесся на небеса и Чья посредническая деятельность пребудет вечно ( Евр 4:14 ; Евр 6:6 ; Евр 7:3,28 ).

В 1Ин 4-5 вера в Иисуса как воплощенного Сына Божьего названа необходимым условием для спасения; неверие исходит от духа антихриста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *