Сын божий как пишется
сын божий
Полезное
Смотреть что такое «сын божий» в других словарях:
Сын Божий — Сын Б’ожий Мессия и Спаситель людей, Господь Иисус Христос (Мат.1:21 ; Лук.1:32 33,35; Иоан.1:33 34). Предыдущая статья (сын) может помочь более полно понять значение, заложенное в выражении «Сын Божий», ибо Иисус Христос есть явление… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Сын\ Божий — Сын Б’ожий Мессия и Спаситель людей, Господь Иисус Христос (Мат.1:21 ; Лук.1:32 33,35; Иоан.1:33 34). Предыдущая статья (сын) может помочь более полно понять значение, заложенное в выражении «Сын Божий», ибо Иисус Христос есть явление… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Сын Божий — см. Иисус Христос см. Имена Иисуса Христа … Библейская энциклопедия Брокгауза
Сын Божий — евр. Бен Элохим. Сын Божий в самом высоком значении слова Мессия (Пс. 2:7; Дан. 3: 25; Лук. 1:35; Иоан. 1:18,34), о Котором уже в Прит. 30:4 мудрец спрашивает: «Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? И какое имя Сыну Его, знаешь ли?» … Словарь библейских имен
сын Божий — сын Б’ожий (Дан.3:25 ) в оригинале «сын богов» (выражение, употребленное Навуходоносором язычником для описания Ангела) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
сын\ Божий — сын Б’ожий (Дан.3:25 ) в оригинале «сын богов» (выражение, употребленное Навуходоносором язычником для описания Ангела) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Сын Божий — и Сын человеческий см. Христос … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сын Божий — (Мат.4:3 и др.) так называется второе Лицо Святые Троицы по Своему Божеству, по Своему единству с Богом Отцом. Ты Сын Мой, говорит о Нем Псалмопевец от лица Господа, Я ныне родил Тебя (Пс.2:7 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Сын Божий — ♦ (ENG Son of God) индивид, находящийся в особых отношениях с Богом как сын или чадо Бога (Гал. 4:6 7). В Ветхом Завете так называются народ Израиля (Исх. 4:22 23), Давид (2 Цар. 7:14) и цари (Пс. 2:7). В Новом Завете единственным Сыном… … Вестминстерский словарь теологических терминов
Сын Божий
Сын Бо́жий – Логос (от греч. λόγος (логос) – слово, мысль), Бог Сын, Слово Божие, вторая Ипостась Святой Троицы.
Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Сын Божий обладает всеми Божественными свойствами. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Сын Божий равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Святому Духу.
Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Сын Божий единосущен с Ними, обладает единой Божественной сущностью (природой) со Отцом и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Сыну Божьему воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Ему, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Святому Духу, имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.
От двух Других Лиц Святой Троицы Сына Божьего отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Сын рождается Богом-Отцом. Он рождается из Божественного существа (естества) Отца, а не из ничего или другим образом. Он рождается не так, чтобы от существа Отца что-либо отделилось или Отец чего-либо лишался. Рождение Сына Божия есть рождение неразлучное, Сын родился от Отца, но не отделился от Него. Рождение Сына Божия есть рождение вечное, оно никогда не начиналось и никогда не оканчивалось.
Рождение Сына Божия Отцом есть вечное и неразлучное рождение Божественного Слова Божественным Умом. «Нет и не будет слова, которое выше этого Слова. Оно не лишено Ума или Жизни, но обладает Умом и Жизнью, поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним», – говорит св. Максим Исповедник. «Свет Отца, Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Сияющий вместе с Великим Духом, Добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет. Тобою все живет», – воспевает Божественное Слово св. Григорий Богослов.
Для того, чтобы понять как Божественный Ум рождает Божественное Слово святые отцы указывали на ум и мысль (внутреннее слово) человека, являющегося Образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа, – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли».
Бог Отец сотворил мир Словом Своим во Святом Духе. Он «Словом рассеял тьму, Словом произвел свет, основал землю, распределил звезды, разлил воздух, установил границы моря, протянул реки, одушевил животных, сотворил человека по Своему подобию, привел все в порядок», – говорит св. Григорий Богослов. На Предвечном Совете Святой Троицы принято решение о воплощении Слова Божьего, предначертано принятие Им человеческого естества. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», – говорит Иоанн Богослов ( Ин.1:14 ).
В Воплотившемся Божьем Слове – Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ). Приняв человеческую природу, Божественное Слово соединило тварное и Нетварное естество, открыв уверовавшему в Него человеку путь к обожению.
Уяснению смысла имени «Слово Божье» могут способствовать следующие аналогии:
Личное свойство Бога Сына
Такие же твердые основания в св. Писании имеет учение Православной Церкви и о личном свойстве Бога Сына. Ибо Oн весьма часто называется здесь:
а) Сыном Бога Отца, например: Отец любит Сына, и вся показует ему, яже сам творит. якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит ( Ин.5:20, 21 ; Ин.14:13, 17:1 ; Мф.11:27 );
б) Сыном единородным: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единородного дал да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный Ин.3:16, 18, 1:14 ), и притом –
в) таким, который пребывает в самом лоне Отца: Бога никтоже виде нигдеже:е единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда ( Ин.1:18 ):
г) Сыном истинным: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе ( 1Ин.5:20 );
д) Сыном собственным: иже Сына своего (idion) не пощаде, но за нас всех предал есть его: како убо не и с ним вся нам дарствует ( Рим.8:32 )?
Излишне было бы доказывать, что как в этих, так и во всех других местах Писания Господь Иисус называется Сыном Божиим в подлинном смысле, а не каком-либо переносном, когда мы уже знаем, что свящ. книги приписывают Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие со Отцем и Духом. Защищая это учение о личном свойстве Бога Сына от разных перетолкований еретиков, древние пастыри Церкви старались раскрывать следующие мысли:
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Ин.1:18 ) «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…» ( Ин.3:16 ) В Кол.1:15 сказано, что Сын есть «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари».
Пролог Евангелия от Иоанна: «Слово было у Бога». В греческом тексте стоит «у Бога» – «pros ton Theon». В.Н. Лосский пишет: «Это выражение указывает на движение, на динамическую близость, можно было бы перевести скорее «к», чем «у». «Слово было к Богу», т. е. таким образом «прос» содержит в себе идею отношения, и это отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение, так само Евангелие вводит нас в жизнь Божественных Лиц Пресвятой Троицы».
Сын рождается из существа или естества Отца, а не из ничего или каким другим образом
Сын рождается из существа или естества Отча, а не отинуды, не из ничего. Это – а) следует из самого понятия о рождении: «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности, точно так, как при творении и созидании, наоборот, творимое и созидаемое происходит отвне, а не из сущности творящего и созидающего» (Иоанн Дамаск. Точное Изложение прав. веры кн. 1, гд. 8; Athanas. de decret, Synod. Nicen. n. 6); и – б) подтверждается ясными словами Писания: из чрева прежде денницы родих тя ( Пс.109:3 ). «Если – из чрева: то спрашивается, ужели можно верить, что Сын рожден из ничего»? (Hilar. dc Trinit. lib. VI).
«Это не значит, что Бог имеет чрево; но поелику истинные, а не ложные порождения, обыкновенно, раждаются из чрева родителей; то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца, как исходящий из Его чрева».
Василий вел. прот. Евном. кн. VII.
Хотя Сын рождается из самого существа Отца, но не так, чтобы от существа Отца что либо при этом отделялось или Отец чего либо лишался
Впрочем, хотя Сын рождается из самого существа Отца, но не так, чтобы от существа Отца что-либо при этом отделялось, или чтобы и Отец чего-либо лишался, или Сын имел какой-либо недостаток: нет, – «неразделимый Бог безраздельно родил Сына», «родил Премудрость, но Сам не остался без премудрости; родил Силу, но не изнемог; родил Бога, но сам не лишился божества, и ничего не потерял, не умалился, не изменился: равно и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный» (Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения XI, п. 18). Или, если указать на близкое подобие: Сын родился от Отца, как свет от света.
Рождение Сына Божия есть рождение вечное и, следовательно, никогда не начиналось и никогда не оканчивалось
Рождение Сына Бoжия есть рождение вечное, и следовательно, никогда не начиналось, никогда и не оканчивалось. Потому-то сам Бог Отец говорит Сыну в одном месте: прежде денницы родих тя ( Пс.109:3 ), т. е. родил прежде всех веков, безначально, а в другом: аз днесь родих тя ( Пс.2:7 ), т. е. родил только теперь, или рождаю вечно. Потому же и в других местах Писания употребляется безразлично – и то, что Бог изрек Слово, которое есть Сын, и то, что Бог изрекает Слово, или иначе, что Сын родился от Отца, и что Сын рождается от Отца. Впрочем, чтобы это, непостижимое для нас, вечное рождение Сына выражать ближе к нашим обыкновенным понятиям, гораздо лучше говорить, что Сын родился от Отца предвечно, нежели, – что Сын вечно рождается: ибо что рождается, то еще не родилось, а Сын рожден.
Сын родился от Отца, но не отделился от Него, т. е. родился неразлучно
Наконец, должно помнить, что Сын родился от Отца, но не отделился от Него, или что тоже, родился неразлучно. Потому и называется сущим в лоне Отчем ( Ин.1:18 ), во Отце пребывающим ( Ин.10:38 ). «Как огонь и происходящий от него свет, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – существуют вместе; не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет всегда рождается от огня, и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда существуя в Нем. Только свет, который рождается от огня, не отделяясь от него, и который всегда в нем пребывает, не имеет собственной самостоятельности без огня (потому что свет естественное качество огня); напротив, единородный Сын Божий, неотдельно и неразлучно от Отца рожденный и всегда в Нем пребывающий, имеет свою Ипостась, отличную от Ипостаси отчей» (Иоанн. Дамаск, кн. 1, гл. 8, стр. 20–21; снес. гл. 13, стр. 46).
митр. Макарий (Булгаков). Догматическое Богословие
Пишем церковные слова правильно
Не секрет, что многие дети и подростки сегодня не очень-то дружат с грамотностью – чтобы убедиться в этом, достаточно открыть записи в соцсетях. Как обстоит дело с написанием церковных слов, наглядно показывают тетрадки с конспектами по «Основам православной культуры». Но признаемся – и взрослые, даже учителя, не всегда компетентны в этом вопросе. Предлагаем краткий урок церковной грамотности для всех.
Пригодятся ли эти знания?
Очевидно, да, ведь мы употребляем церковные слова в повседневности. Как и библейские устойчивые выражения – о чем порой и не подозреваем. Вот несколько примеров на слуху, значение которых мы понимаем безусловно, но даже не соотносим с книгами Ветхого Завета:
Зачастую мы верим интуиции (вроде бы так пишется), или аналогии (когда нам кажется, что слово или выражение на что-то похоже и надо действовать по образцу).
В общем, как говорит известный филолог и писатель, специалист по древнерусской литературе Пушкинского дома Евгений Водолазкин, действуем «…по закону аналогии, который в развитии языка нередко побеждает логику. А заодно и образование».
Интуитивность в языке, конечно, важна. Но существуют и нормы. Довольно сложные и противоречивые на первый взгляд. Давайте обратимся к ним и для начала попробуем разобраться хотя бы в нескольких вопросах.
С большой или с маленькой?
Больше всего затруднений возникает при употреблении строчных и прописных букв (маленьких и больших). И, поскольку в церковных словах с особой очевидностью проступает сакральная сторона языка, очень многое здесь определяет глубинный смысл слова и его контекст.
Как избежать путаницы? Видимо, подключая логику и рассуждение.
Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы.
Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод). Или когда библейское название используется как метафора (содом и гоморра, голгофа). И, конечно, во фразеологизмах (иудин поцелуй).
Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название».
Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ).
Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы.
Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство.
Больше всего путаницы бывает со словом «божественный», и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении «относящийся к Богу» пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: «божественный апостол»).
А вот прилагательное «Божий» всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий.
С почтением к святым отцам
Но и здесь существует оговорка, обусловленная традицией Церкви. Согласно ей в обращениях к духовным лицам церковные титулы пишутся с большой буквы (Ваше Святейшество (обращение к патриарху), Ваше Преосвященство (обращение к архиерею), Ваше Преподобие, и так далее).
Причем названия духовных санов даже в официальной переписке пишут с маленькой (дорогой владыка ректор, митрополит Московский, председатель Синодального издательского отдела).
Исключение – официальное обращение к патриарху: «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси». Правило сложилось еще до революции, но отчасти отвечает и современной языковой норме.
Также со строчной (маленькой) буквы пишут наименования во множественном числе: преподобные старцы оптинские, новомученики и исповедники Российские.
Большая буква употребляется в прозвищах-прозваниях, которые входят в имя и становятся его органичной частью: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий.
…И ангел золотой
Духовный мир – явление, невидимое глазу и сложное для понимания. В том числе и с точки зрения языка, где вопросы написания слова также отталкиваются от семантики – смыслового значения. А глубинные смыслы слов, определяющих духовные понятия, проясняются при изучении Священного Писания.
У детей и взрослых вызывают затруднения на письме слова, которые обозначают духовные сущности (родовые названия и индивидуальные имена). В богословии все эти сущности называются ангелами и имеют иерархию, которая определяется их близостью к Богу. Названия ангельских чинов пишутся с маленькой: престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.
Совокупность ангелов тоже обозначается строчной буквой: небесное воинство, силы небесные (так значится в русском синодальном переводе Священного Писания).
И снова – одно «но», продиктованное традицией: в названиях церковных праздников и богослужебных текстах обобщенные названия ангельского мира пишут с большой буквы: Силы Небесные, Небесные Силы бесплотные, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Название «рядового» духа, сопутствующего в жизни человеку, пишем с маленькой: ангел-хранитель (по аналогии пишется и название противоположного духа – бес-искуситель). Но если в тексте, даже в художественной литературе, есть указание на принадлежность ангела Богу, то его наименование пишется с большой буквы: Ангел Хранитель, Ангел Божий.
Родовые названия падших духов пишут с маленькой: демон, бес, дьявол. В отношении них иногда употребляется греческое слово «аггел» в значении «падший ангел», но в русском синодальном переводе присутствует и просто «ангел»: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25, 41 ).
У ангелов в Писании есть и собственные имена, которые пишутся с большой буквы: Михаил, Гавриил, Рафаил и т.д. По традиции последние 20 лет с большой буквы пишутся и примыкающие к именам родовые названия: Архангел Гавриил, Архистратиг Михаил.
Логос и хаос
Интересно, что в художественной литературе имена первого падшего ангела выступают как имена собственные и пишутся с заглавной буквы (н.: Сатана, Денница), но в русском переводе Священного Писания и церковных текстах эти имена по традиции пишутся со строчной буквы (сатана, денница, князь мира сего).
Но не стоит путать с эпитетом Князь мира, употребляемым по отношению ко Христу: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9,6 ).
Вот сколько нюансов в употреблении церковных слов приходится учитывать.
В завершение снова процитируем специалиста, глубоко неравнодушного к русскому языку – Евгения Водолазкина и его книгу эссе «Дом и остров»: «Язык – логическая структура лишь отчасти. В своем развитии он во многом непредсказуем и хаотичен, а потому, к сожалению (или к счастью?) наше влияние на него довольно ограничено». И дополним его же словами: «Я все больше убеждаюсь в том, что сознательное отношение к языку предполагает консерватизм. Исторические катаклизмы не должны вести к катаклизмам языковым… Язык зачастую мудрее своих носителей».
На этот раз мы рассмотрели всего несколько важных моментов церковного правописания и обещаем на этом не останавливаться. Вместе с нами изучайте церковную лексику и орфографию в следующих статьях по теме.
Валентина Киденко
По материалам книги «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий». Издательство Московской Патриархии РПЦ, М., 2015
Сын Божий
Сын Божий
(SON OF GOD) Термин, указывающий на Божественность Иисуса из Назарета как единственного Сына Бога. Уникальное сыновство Иисуса противоположно представлениям о сыновстве, популярным в Древнем мире. В эллинистическом мире считалось, что человек — «сын богов» во многих отношениях: в мифологическом, посредством сожительства Бога со смертной женщиной, чьи потомки обладали сверхъестественными силами; в политике, когда военачальникам и императорам воздавали почести в рамках римского имперского культа; в медицине, когда врачей называли «сыновьями Асклепия»; а иногда — когда кому-либо приписывались чудесные силы или способности и он приобретал титул или репутацию «богочеловека». Термин в Ветхом Завете. В ВЗ люди, жившие до времен Ноя ( Быт 6:1-4 ), «ангелы» (в том числе сатана, Иов 1:6 ; Иов 2:1 ) и прочие небесные создания ( Пс 28:1 ; Пс 81:6 ; Пс 88:7 ) назвайы «сынами Бога». Израиль как народ был избранным сыном Бога. Это корпоративное сыновство стала основанием для избавления Израиля из Египта: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх 4:22 ; Иер 31:9 ).
Корпоративное сыновство было контекстом, в котором рассматривалось сыновство частное, например, божественные санкции Давида как царя: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» ( 2Цар 7:14 ).
Давид был «усыновлен» согласно Божьему постановлению: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс 2:7 ); эти слова были также пророчеством о сыновстве Иисуса из царского рода Давида ( Мф 3:17 ; Мк 1:11 ; Лк 3:22 ; Деян 13:33 ; Евр 1:5 ; Евр 5:5 ).
В других мессианских пророчествах Мессия из рода Давида назван божественными именами «Еммануил» ( Ис 7:13-14 ) и «Бог крепкий, Отец вечности» ( Ис 9:6-7 ).
Эти пророчества исполнились в Иисусе ( Мф 1:23 ; Мф 21:4-10 ; Мф 22:41-45 ).
В евангелиях. В евангелиях описываются и стороны сыновства Иисуса как Сына Божьего. Первый момент — это Его вечное личное сыновство. Личное сыновство Иисуса определено в выводе Петра: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» ( Мф 16:16 ), и в том, как Иисус Сам называет Себя перед судом: «Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я. » ( Мк 14:61-62 ).
В обоих случаях речь идет о личности или сущности, которой Он вечно обладает. Задолго до сотворения, в вечности, Отец и Сын наслаждались общением друг с другом. Мы знаем об этом, потому что так говорится в Библии — но без особых подробностей. По большей части Писание молчит о том, что происходило до существования мира. Однако есть несколько стихов, слегка приподнимающих завесу и позволяющих нам взглянуть на эти возвышенные, божественные отношения, вечно существовавшие между Отцом и Сыном. Из всех книг Библии об отношениях между Отцом и Сыном больше всего говорится в Евангелии от Иоанна. Именно из-под вдохновенного пера Иоанна вышли строки: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это довольно упрощенный перевод. На греческом языке картина выглядит более живописно: «В начале было Слово, и Слово было лицом к лицу с Богом, и Слово само было Богом». Представьте себе Слово, Божьего Сына до воплощения, лицом к лицу с Богом. Выражение «лицом к лицу» — это перевод греческого предлога pros (сокращенная форма от prosopon pros prosopon, «лицом к лицу», распространенного выражения в греческом койне).
Это выражение указывает на близкое общение. Отец и Сын наслаждались таким близким общением в вечности. Какое удовольствие они должны были получать друг от друга! Когда Сын Божий стал человеком и начал Свое служение на земле, Он упоминал об отношениях с Отцом, которыми наслаждался до сотворения мира. Иисус говорил о том, что видел и слышал, когда был с Отцом до пришествия на землю (см. Ин 3:13 ; Ин 8:38 ).
Иисус жаждал вернуться в эти славные сферы. В Своей молитве, прежде чем отправиться на крест (в Ин 17 ), Он просил Отца прославить Его той славой, которой Он обладал вместе с Отцом до существования мира ( Ин 17:5 ).
Иисус хотел вернуть Свое изначальное равенство Отцу — нечто, от чего Он сознательно отказался ради замысла Отца (см. Флп 2:6-7 ).
Когда Он молился Отцу, с Его уст сорвалась замечательная фраза: «Отче. Ты. возлюбил Меня прежде основания мира» ( Ин 17:24 ).
Сын Бога, Его единственный Сын, был единственным объектом любви Отца. Вторая сторона сыновства Иисуса — это сыновство по рождению. Непосредственным духовным Отцом Иисуса был Бог. Иисус — Сын Божий, потому что Его воплощение и рождество в качестве человека было вызвано Святым Духом. В Евангелии от Матфея зачатие Иисуса происходит «от Духа Святого» ( Мф 1:20 ).
Он будет назван Иисусом (что значит «Яхве есть спасение»), «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф 1:21 ), и «Еммануилом» («с нами Бог»), потому что Он Сам — Бог во плоти ( Мф 1:23 ).
У Луки зачатие Иисуса происходит от Святого Духа и силой Всевышнего ( Лк 1:31,35 ), поэтому Иисус назван «Сыном Божиим» ( Лк 1:35 ).
Если бы отцом Иисуса был человек, Иосиф, Его называли бы «Иисусом, сыном Иосифа». Учение Луки явно свидетельствует, что, так как отцом Иисуса был Божий Дух, Этого Сына Девы Марии правильно называть «Иисусом, Сыном Божиим». Третий аспект сыновства — мессианское сыновство. Иисус — Сын и представитель Отца, земная миссия Которого — учреждение Царства Божьего. При крещении Его миссия началась с признания Его Отцом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф 3:17 ; см. Пс 2:7 ).
Подобный глас с небес раздался и в момент преображения Иисуса ( Лк 9:35 ).
Как Сын-Мессия Иисус в совершенстве выполнил задание искупления, порученное Ему Отцом. В посланиях Нового Завета. Павел говорит о сущностном, онтологическом сыновстве Иисуса — не как об отдельно взятом факте, но в контексте Его искупительных деяний. Как Сын Божий, Иисус обрел человеческую природу ( Рим 1:3 ), и как Сын Божий Он воскрес и воцарился в силе ( Мф 28:18 ; Рим 1:4 ; 1Кор 15:28 ). 0 воплощении говорится так: «Бог послал Сына Своего» ( Рим 8:3 ; Гал 4:4 ) для искупления человечества, искупления, которое свершилось «смертью Сына Его» ( Рим 5:10 ; Рим 8:29,32 ).
Следовательно, верующие могут иметь «общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» ( 1Кор 1:9 ), и могут жить верой в «Сына Божия» ( Гал 2:20 ).
Первая проповедь Павла была «об Иисусе, что Он есть Сын Божий» ( Деян 9:20 ); позже Павел объяснял это в свете Пс 2:7 (см. Деян 13:33 ).
В Послании к евреям Иисус — «Сын», «первенец» Бога и Его личный «наследник», творец и хранитель вселенной и «сияние славы» Бога ( Евр 1:2-12 ; Евр 3:6 ; Евр 5:5 ).
Как Сын, Он — последний и вечный Первосвященник, Который вознесся на небеса и Чья посредническая деятельность пребудет вечно ( Евр 4:14 ; Евр 6:6 ; Евр 7:3,28 ).
В 1Ин 4-5 вера в Иисуса как воплощенного Сына Божьего названа необходимым условием для спасения; неверие исходит от духа антихриста.