Танец как средство выразительности
Основные выразительные средства хореографического искусства.
томилова и.м.
Основные выразительные средства хореографического искусства.
Создание танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств.
К выразительным средствам танцевального искусства относятся:
— основная танцевальная
Лексика народного танца выражает национальные особенности народа, которые зависят от природно-климатических условий жизни, жизненного уклада народа, его нравов, морали, этики. Она исполняется в определенной манере, что дает основные понятия о характере народности. Лексика народного танца помогает развитию танцевальности, артистизма, стилистики исполнения. Она очень разнообразна и часто дополняется мимикой, жестами. Используется при постановке народного танца. Изучение отдельных элементов народной лексики начинается в детском саду. На музыкальных занятиях используются элементы народного танца (шаги, притопы, ковырялочка, присядки)
Действенная лексика помогает «строить» танец и рассказывает о каком-то конкретном действии. Имея условный, обобщенный характер, она как бы отвечает на вопрос, что именно делает танцор (косит траву). В танце действенная лексика чаще всего отражает определенный трудовой процесс. Использование такой лексики упрощает восприятие танцевального номера и зрителем, и исполнителем.
Изобразительно-подражательная лексика. Эта лексика используется при постановке танцевальных номеров для детей всех возрастов. Элементы этой лексики передают движения и жесты при помощи подражания, что помогает создать художественный образ. Это могут быть повадки животных, птиц, предметов, людей. Такая лексика используется при постановке характерных танцев и небольших массовых этюдов на музыкальных занятиях и уроках ритмики в школах.
Ассоциативная лексика наделяет образы определенными качествами, которые художественно обобщаются в конкретных символах, создается пластическая характеристика образа. Особое положение рук, корпуса. Отдельные элементы подражания создают образ девушек-лебедушек, мальчиков-петухов. В постановке детских танцевальных номеров хореографическая лексика используется в комплексе, что позволяет создать более конкретный образ. Владение всеми видами лексики дает толчок к развитию творчества.
Раскрыть художественный образ в танцевальной постановке помогает композиционный рисунок. Это выразительное средство хореографии дает объемное восприятие музыкального образа.Композиционный рисунок может быть:
— статичным, когда весь смысл танца, его идея решается лексикой
-динамичным, завораживает зрителей своей динамикой, замысловатыми перестроениями.
В народных танцах рисунок чаще всего несет в себе орнаментальный характер, раскрывая национальный колорит постановки.
Конспект занятия «Канон. Полифония. Многоголосие. Выразительные элементы в музыке» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советский районный Центр развития творчества детей.
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства» «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства»Введение Актуальность В современном.
Фотоотчёт хореографического конкурса «Весёлый каблучок» Накануне майских праздников 2015 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №126».
Городской Фестиваль-конкурс хореографического искусства «Птица Счастья» — 2016 Коллектив «Барбариски» детского сада №100. Стали Лауреатами I-степени В наминации «Первые шаги». Возрастная категория: 5-7 лет Танец: «Веселый.
Наглядно-игровые средства в логопедии Игра – основной вид деятельности дошкольника. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого.
Невербальные средства общения Невербальные средства общения. Долгое время считалось, что чем больше взрослый говорит тем лучше это для развития малыша. Но речь это не.
Основные принципы развивающих игр Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.
Отчетный концерт хореографического кружка «Витимские самоцветы» ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КРУЖКА «ВИТИМСКИЕ САМОЦВЕТЫ»ФАНФАРЫ. Музыка, 7-10 сек. За кулисами (на фоне музыки) Тот, кто с музыкой,.
Танец как совокупность пластической выразительности актера и драматического спектакля в целом
Алексей Иванович Зыков
Заведующий кафедрой пластического воспитания
Танец как совокупность пластической выразительности актера и драматического спектакля в целом
Театр, по мнению подавляющего большинства исследователей, это не просто «род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой» [8]. Театр – это синтез искусств, включающих в себя другие искусства: литературу, архитектуру, живопись, музыку и т. д. Это искусство живое и бесконечно развивающееся, поэтому все новое вскоре непременно оказывается в его арсенале. Так было, к примеру, с фотографией, так было с кино, а сегодня театр все активнее применяет и видео-арт. Конечно же, танец, история которого равна, пожалуй, истории человечества, не мог остаться вне поля его досягаемости.
Но что же такое «танец» и какую роль он играет в актерском искусстве, да и в создании драматического спектакля в целом? Определений множество. Жюли Шарлотта ван Кэмп собрала основные положения, из которых состоят определения танца: «Танец – это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками, имеет целью рассказ сюжета и имеет целью коммуникацию или выражение чувств, тем, идей которому могут содействовать пантомима, костюм, декорации, сценический свет и пр.» [15].
Большинство людей, все-таки произнося слово «танец», понимают его в достаточно узком смысле, представляя себе какие-то конкретные танцы, исполнявшиеся на балах, танцплощадках, народных гуляниях: полонез, вальс, полька, менуэт, фокстрот, рок-н-ролл и т. д. Театр в этом значении обращался к танцу тоже достаточно утилитарно: то есть в случаях, когда этого требовали предлагаемые обстоятельства, обусловленные ремаркой автора. К примеру, сцены празднований, балов в «Ромео и Джульетте», «Отелло» В. Шекспира, «Вишневом саде» А. Чехова, «Маскараде» М. Лермонтова и множестве других. То есть танец чаще всего ассоциировался и в жизни и на сцене как непременный атрибут развлечений. С другой стороны, танец сумел отпочковаться от общего древа под названием «театр» и стать самостоятельной ветвью, подобно театру с доминирующей ролью вокала и музыки, театром с доминирующей ролью движения, причем в этом случае слово – до этого составляющей непременное условие театрального действа – исчезло совсем. (Справедливости ради следует отметить, что современный театр танца все чаще включает в свое действие и слово!)
Между узким пониманием танца и сценическим его воплощением существует огромный пробел, не восполнив который невозможно в полной мере оценить роль танца в театре драматическом, то есть театре, где доминирует слово. Неужели использование такого мощнейшего средства выразительности, каким является танец, здесь столь скромно? А между тем еще Аристотель отмечал, что «при помощи собственно ритма, без гармонии, производят подражание некоторые из танцовщиков, так как они именно посредством выразительных ритмических движений воспроизводят характеры, душевные состояния и действия» [1]. Обобщенное определение танца вызывает немало вопросов: все ли указанные компоненты всегда присутствуют во всех танцах, а посему, наверное, лучше взять за основу более лаконичное и, возможно, от этого более емкое определение: «Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела» [10]. А раз так, то не является ли пластическая выразительность актера, спектакля своеобразным танцем в широком смысле этого понятия? Тем более что сами эти определения «пластика» и «танец», как представляется, во многом схожи и взаимодополняют друг друга: «Пластика – согласованность, соразмерность движений и жестов, создающих общее впечатление гармонии; движения, жесты, внешний облик, посредством которых выражается характер, внутренний мир действующего лица» [11].
Какими же средствами пластической выразительности обладает актер? Попробуем перечислить: жест, мимика, походка, положения тела. Попытаемся сопоставить их со средствами выражения танца, театра танца, включающего в себя, конечно, не только классический танец, но и его современные направления.
Не раз отмечалось, что, если смотреть на людей из окна, чтобы не слышать, о чем они говорят, можно понять, что между ними происходит. Они не заботятся о «выразительных средствах», потому что выразительные средства – жесты, мимика – возникают у них от естественного восприятия собеседника, от того, в каких они отношениях, от возраста, опыта, приобретенных привычек каждого из них и т. д. Наблюдая, можно по походке понять не только настроение человека, но и, подобно Шерлоку Холмсу, многое узнать о нем.
Представляется, что жесты – это некая система знаков, выработанные человечеством устойчивые символы общения, понятные всем короткие пластические сигналы, обусловленные внутренним импульсом большинства людей. К примеру, самые простые из них: «да», «нет», «иди ко мне», «не подходи» – кивание головой, качание головой из стороны в сторону, взмах рукой по направлению к себе, вытянутая вперед рука и останавливающая ладонь… Это не значит, что нет исключений. И это, конечно, не значит, что знаковая система едина для всего человечества. К примеру, вытянутая вперед рука, сжатые в кулак четыре пальца и поднятый наверх большой палец для разных групп людей будет иметь разное значение: «все хорошо» – в России, «оставить раба в живых» – в древнем Риме, просьба водителю остановиться и довезти – на Западе. Исследование жеста по системе Ф. Дельсарта по трем направлениям – семиотика, статика, динамика – дается выдающимся театральным деятелем в работе «Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту)», в которой жесту придается вообще широкое значение, включающее в себя, кстати, и мимику, поскольку жест рассматривается как «выразительное движение какой бы то ни было части тела или лица» [2]. Жест и мимика – это важнейшие средства общения людей, а потому естественно являются важнейшими средствами пластической выразительности актера.
Безусловно, и танец использовал жесты, являясь в большей степени пластической знаковой системой, нежели театр драматический. Общеизвестно, к примеру, что историко-бытовые танцы основывались на определенной этике поведения, поклонах и реверансах, исполняемых в определенном ритме. В качестве наиболее ярких примеров можно было бы привести такие танцы как менуэт и полонез, падеграс и павана. А самым убедительным примером использования жестов в народных танцах, без сомнения, являются индийские традиционные танцы. В классическом танце также использовались позы и жесты, символизировавшие определенные состояния, дающие зрителю некий знак: «умоляю», «любовь», «мольба», «защищаю», «убит», «смерть», «страх» и т. д. [14]. Безусловно, и современные балеты не могли исключить знаковую систему, жесты, но она, конечно же, модифицировалась в соответствии со временем. Так, к примеру, в балетах Пины Бауш использование жестов (причем бытовых!) особенно характерно. Она брала простые и узнаваемые детали повседневной жизни (человек почесался, поправил одежду, причесался и т. д.), подчиняла определенному ритму и системе повторов, превращая бытовой жест в художественное средство выражения.
Этот же способ пластической выразительности сегодня достаточно часто применяется драматическими театрами. Чаще с использованием музыки. Реже с использованием звуков, а порой и просто построенного на внутреннем ритме, задающемуся и сохраняемому несколькими актерами одновременно.
Следующими средствами пластического выражения актера, которые также будут обозначены пунктирно, являются положения тела и походка. Два этих средства могут многое рассказать о персонаже: его возраст, социальную принадлежность, характер, состояние здоровья, придать трагичность или комичность образу. Странно, наверное, если Ромео будет хромать, подобно мальчику из мультфильма «Цветик-семицветик», или, подобно герою романа В. Гюго, будет горбатым. Не берусь утверждать, что невозможно, если, к примеру, концепция режиссера сменит акценты и смысл пьесы, рассказав историю о чем-то другом. Но с точки зрения авторской задумки странно. Кстати, наверное, Ричард III тоже может быть, вопреки ремаркам автора, статным красавцев, если режиссерский замысел будет построен на том, что герой его уродлив изнутри. Если это будет доказательно, то, наверное, и соответствующая пластическая характеристика образа вполне оправдана. Но попробуем все же отталкиваться от «стереотипов», то есть от того, что задумывал автор. Схематично обозначая положения тела и походку персонажей без учета конкретных особенностей, видимо, можно утверждать, что молодость – это, скорее всего, активное передвижение, бег, прямая спина, центр движения тела находится впереди, перед грудью, а старость – это, как правило, замедленная, отягощенная походка, округленная спина, слегка присогнутые ноги, цент движения тела находится внизу, прямо под телом, являясь точкой опоры. Соответственно от этих двух крайних возрастных точек может быть рассчитан возраст тридцатилетнего или пятидесятилетнего человека. Безусловно, это лишь очень условное обозначение, поскольку есть еще и характерности и особенности каждого персонажа, связанные с тем, где он жил, кем работал и т. д.
О том же, но другими словами и понятиями, говорится и касаемо танца: «… вряд ли можно движениями народно-характерного танца создать образы Джульетты, Параши, Ромео и Евгения и т. д. Трудно сказать, как получился бы замечательный танец с подушками из балета «Ромео и Джульетта», если бы он был поставлен средствами классического, а не историко-бытового танца и т. д.» [13].
Не смотря на то, что сопоставление средств пластической выразительности актера со средствами выражения танца, театра танца сделано весьма схематично, можно все-таки сделать вывод, что кардинальных различий или противоречий касаемо жеста и мимики, положения тела и походки здесь нет.
В современном драматическом театре режиссер помогает каждому актеру, взяв за основу литературный текст и разработав свою концепцию спектакля, найти необходимую пластику образа, логику поступков, затем приводит их к общему знаменателю, выстраивая мизансцены, темпо-ритмы спектакля, подключая музыку, свет, костюмы, декорации. На смену балетмейстерам стали появляться хореографы, в том числе хореографы драматических театров, которые с помощью современного танца, занимаются, по сути, тем же самым, находя с актерами пластические выразительные средства, выстраивая мизансцены-хореографию, используя не только танец в узком понимании его, но и создают некое пластическое действо с помощью бытовых жестов, бытовых движений, подчиняя их ритму. По большому счету в драматических театрах стали появляться хореографы, то есть профессионалы, владеющими актерскими, режиссерскими и балетмейстерскими знаниями и способностями. Возможно, это и есть то самое недостающее звено от танца-развлечения к танцу-самостоятельному искусству. Не напоминает ли хороший спектакль, включающий в себя весь синтез искусств, весь спектр технологии сказанного и упомянутого выше, музыку или танец, танец как «вид искусства, в котором художественный образ создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела»?
[1] – Аристотель. Об искусстве поэзии.
[2] – Волконский воспитание жеста (по Дельсарту). Изд. 2-е. М. Либроком. 2012. С. 60
[3] – по эстетике. В 2 т. Том II. СПб., 1999. С. 493.
[4] – Захава актера и режиссера. М. ГИТИС. 2008. С. 33
[5] – Ленский актера. Артист. 1894. №43. С. 82
[7] – Морозова воспитание актера. М. Терра-спорт. 1988. С. 79
[8] – Новая иллюстрированная энциклопедия. М. Большая Российская энциклопедия. 2011. Т. 18. С. 30
[10] – Современный толковый словарь русского языка. М. Ридерз Дайджест. 2004. С. 820
[11] – Современный толковый словарь русского языка. М. Ридерз Дайджест. 2004. С. 528
[12] – Станиславский актера над собой (2 часть)
[13] – Тарасов танец. Школа мужского исполнительства. 2-е изд., испр. и доп. М. Искусство. 1981. С. 16
[14] – Castle K. Ballet & Dance. Usborne Publishing Ltd. USA. 1992. С. 21
Выразительные средства танца
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:37, контрольная работа
Краткое описание
Целью работы является изучение выразительных средств танца.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические аспекты выразительных средств танца;
2) изучить особенности выразительных средств танца у разных народов мира.
Содержание работы
Введение 3
1. Теоретические аспекты выразительных средств танца 5
1.1. Сущность и виды выразительных средств танца 5
1.2. Телесная выразительность, динамика, темп и ритм движения 11
1.3. Пространственный рисунок, композиция 14
2. Особенности выразительных средств танца у разных народов мира 18
2.1. Выразительные средства русской пляски 18
2.2. Выразительные средства танца индийского танца 21
Заключение 26
Список литературы
Выразительные средства танца.doc
1.2. Телесная выразительность, динамика, темп и ритм движения
Танец пытается ориентировать форму и содержательность музыкального звука на свою образность телодвижений, на свойственные обоим искусствам темпы, ритмические рисунки, интонации и т. п. Если выразительность музыкального звука в танце представлять в виде системной организации, то системообразующим свойством здесь должна будет выступать кинетика исполняемых под данную музыку танцевальных движений (неважно, будь то движения свободно-пластические, бытовые, народные, классические, джазовые и пр.). Данное суждение важно для последующего понимания совершенного синтеза всех компонентов-искусств в танцевальном произведении.
Традиционная танцевальная музыка своим метроритмом (вальсы, польки, мазурки и пр.) соответствует основным шагам бытовых танцев. Что же касается мелодической, инструментальной, структурной выразительности, то она в бытовом танце, как правило, не отражается. И это уже составляет проблему.
Современные мастера танца полно слышат и отражают звуковую образность в сценическом действии, варьируя, по своему усмотрению, степень связности музыкального и танцевального текста. В сферу танцевального творчества привлекается музыка разных направлений и стилей. Поэтому балетмейстер, естественно, должен быть знаком с особенностями звучания, текстосложения того или другого конкретного направления, стиля, уметь отражать эти особенности в своих сценических композициях.
Танцевальная ритмика характеризуется ясностью, четкостью, упругостью, периодической повторностью определенных ритмических структур. Каждый танцевальный жанр имеет свою характерную ритмоформулу и определенный темп, совокупность которых позволяет сразу отличить на слух вальс от польки, танго от фокстрота.
Ясная ритмическая определенность, повторность какой-либо характерной ритмической формулы, является важнейшей особенностью танца и его музыкального сопровождения. При этом ритм не только организует движения танцующих людей, но и обладает значительной эмоциональной силой воздействия, играет огромную роль в создании художественного образа.
1.3. Пространственный рисунок, композиция
2. Завязка. Фактическое начало собственно танца, начинаются более сложные движения.
3. Развитие действия. Темп танца нарастает, композиция усложняется. Развитие танца, как и его завязка, определяются замыслом и содержанием. Оно не обязательно должно идти вверх по ступеням, могут быть и умышленные спады, а затем снова подъемы. В целом это обусловлено как идеей танца, так и выбранной музыкой.
4. Кульминация, или вершина танца, должна быть яркой и впечатляющей. В принципе, зачастую на этой стадии многие танцы и заканчиваются. Ярко, живо, танцовщица может замереть в эффектной позе.
5. Спад. Ритм, темп движений потихоньку начинают спадать.
6. Развязка. Она должна логически вытекать из всего хода танцевального действия, быть подготовленной им. Она должна завершить мысль, поставить ясную точку.
Наиболее удачные связки выбираются и определенным образом соединяются. Здесь необходимо помнить, что не стоит слишком перегружать танец сложными элементами, чувство меры хорошо в любой сфере. Подбирать движения можно, отпустив тело в свободный танец. Затем отобрать наиболее гармоничные и яркие связки. Кроме того, необходимо разложить музыкальную тему на композиционные части (куплеты, припевы, периоды, повторяющиеся части). Если выбирается музыкальное произведение с так называемыми припевами, то их можно определенным способом использовать, существенно облегчая себе задачу. Но существует правило, что нельзя повторять одну комбинацию в одном танце более трех раз, в первый раз это интересно, во второй раз зритель разглядел, рассмотрел детали, в третий раз восхитился, а в четвертый у него может возникнуть чувство, что его обманывают, или ему просто станет скучно.
Пространственное строение определяется ракурсами, расположением и перемещением ташгующих на планшете сцены. Пространственное строение может поднять или снизить активность танцевального действия, придать ему черты изобразительности (конкретности) или обобщенности (абстрактности). Элементы пространственного строения танца: мизансцена (статическое расположение танцующих на сценической площадке), рисунок (динамическое расположение танцующих), пространственный переход. Пространственное строение сольного и массового танца. Приемы развития рисунка в массовом танце (за счет «изменения темпо-ритма», «пространственного усложнения», «введения дополнительного танцевального текста», «контрастной смены одного построения другим»).
В качестве танцевального образа могут выступать:
— части танцевальных текстов (к примеру, образ патрицианского Рима в балете «Спартак»);
— самостоятельные танцевальные номера, создающие, например, образ веселья и радости (курская пляска «Тимоня») или образ нежной красивой природы (хоровод «Березка» в постановке Н. Надеждиной) и др.
2. Особенности выразительных средств танца у разных народов мира
2.1. Выразительные средства русской пляски
Уже простейшие танцевальные жанры и формы древних времен, связанные с практической трудовой деятельностью человека, языческими и бытовыми обрядами, отражали условия быта людей и их мироощущение. У каждого народа складывались свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкой. Поэтому и танцевальная музыка, неразрывно связанная с историей того или иного народа, всегда несет на себе отпечаток его национального характера и условий его жизни.
Статья на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГООБРАЗА
Глава I. Значение выразительных средств при создании художественного образа………………………………………………….
1.1Понятие художественного образа в хореографическом искусстве.
1.2Выразительные средства как неотъемлемая
часть художественного образа в хореографическом творчестве………………………………….
1.3 Специфика использования выразительных средств при создании художественного образа в хореографии ………………………..
Объект исследования : создание художественного образа в хореографическом искусстве.
Предмет исследования : использование выразительных средств хореографии при создании художественного образа.
Цель : актуализировать значение создание художественного образа
• Выявить значимость художественного образа в хореографическом искусстве.
• Раскрыть понятие о выразительных средств.
• рассмотреть значение выразительных средств хореографии при создании художественного образа.
Методы исследования : В исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов, изучение информации в интернет ресурсов, обобщение.
I Глава. Значение выразительных средств при создание художественного образа
1.1Понятие художественного образа в хореографическом искусстве
Задача любого художника — поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера — воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщенного художественного отражения действительности — создать художественный образ.
Что такое образ? Балетмейстер Захаров Р.В. толкует термин «образ» – как конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые предопределены действием драматургическим.
В сфере искусства понятие образ обычно употребляется наряду со словом художественный, поскольку, в данном смысле, он имеет эстетический характер.
Художественный образ — явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из жизни. Его составляющими являются множества органически слагаемых свойств и особенностей. Социальная, национальная, профессиональная принадлежность героя, принципы восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития, совершенствования или, наоборот, разрушение личности, потеря нравственных идеалов и ценностей. «Задача любого художника — поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера — воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщённого художественного отражения действительности — создать художественный образ.
1.2Выразительные средства как неотъемлемая часть художественного искусства в хореографическом искусстве.
Танец-вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально-организованные движения. Особенности исполнительства танца в том, что содержание любого эмоционального состояния муз.произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Являясь искусством зрелищным, танец основан на зрелищном воспроизведении пластического воплощения муз.драматургии и муз. образов. Он своими специфическими пластическими средствами создает конкретное сценическое действие. Создание танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств. К выразительным средствам танцевального искусства относятся:
Хореографическая лексика- язык танца, его основные движения, положения тела, различные жесты. Как писал Л.С. Выготский «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело». Лексика бывает:
Она исполняется в определенной манере, что дает основные понятия о характере народности. Лексика народного танца помогает развитию танцевальности, артистизма, стилистики исполнения. Она очень разнообразна и часто дополняется мимикой, жестами. Используется при постановке народного танца.
К основной танцевальной лексике можно отнести элементы:
Изобразительно-подражательная лексика. Эта лексика используется при постановке танцевальных номеров для детей всех возрастов. Элементы этой лексики передают движения и жесты при помощи подражания, что помогает создать худ.образ. Это могут быть повадки животных, людей. Такая лексика используется при постановке характерных танцев и небольших массовых этюдов.
Действенная лексика помогает «строить» танец и рассказывает о каком-то конкретном действии. Имея условный, обобщенный характер, она как бы отвечает на вопрос, что именно делает танцор (косит траву). В танце действенная лексика чаще всего отражает определенный трудовой процесс. Использование такой лексики упрощает восприятие танцевального номера и зрителем и исполнителем. Ассоциативная лексика наделяет образы определенными качествами, которые художественно обобщаются в конкретных символах, создается пластическая характеристика образа..
Отдельные элементы подражания создают образ девушек-лебедушек, мальчиков-петухов. В танце «Чарот» образ девушек по их покачиванию создает впечатление дуновения ветра и характер колебания камыша. В постановке детских танцевальных номеров хореографическая лексика используется в комплексе, что позволяет создать более конкретный образ. Владение всеми видами лексики дает толчок к развитию творчества.
Раскрыть художественный образ в танцевальной постановке помогает композиционный рисунок. Это выразительное средство хореографии дает объемное восприятие музыкального образа. Композиционный рисунок может быть:
-статичным, когда весь смысл танца, его идея решается лексикой
-динамичным, завораживает зрителей своей динамикой, замысловатыми перестроениями.
Рисунок в танце создается и развивается по законам драматургии, вытекает из более простого в более сложный. Он может быть построен на контрастности, одном из активных средств выразительности, может быть использован принцип лейтмотива-повтор композиционного рисунка. В народных танцах рисунок чаще всего несет в себе орнаментальный характер, раскрывая национальный колорит постановки.
1.3 Специфика использование выразительных средств при создании художественного образа в хореографии
Процесс создания хореографического образа, обычно, включает в себя несколько этапов:
1. Интерес к образу, изучение материалов по его характеристикам.
2. Рождение в сознании творца художественного замысла, в котором сконцентрированы общие черты будущего произведения.
Художественный образ в танце специфичен и складывается он из множества связывающихся свойств и особенностей, присущих ему. В его структуру входят художественно-образные элементы всех компонентов (слагаемых) танцевального произведения, то есть все выразительные средства хореографии.
Очень часто в хореографическом искусстве вместо термина «художественный образ» используется понятие «хореографический образ», так как в хореографии эти два словосочетания воспринимаются как синонимы.
Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица. Возможности пластики безграничны.
Взаимовлияние драматургии и хореографического образа. Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии, в соответствии с которыми и выстраивается сценический образ. В сценическом образе должна и быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией (развитие действия), и кульминация, и развязка. Балетмейстер должен так продумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия. Чтобы хореографический образ получил на сцене полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед танцовщиком ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. В танцевальном номере балетмейстер стремится выделить средствами хореографии все драматургические этапы. В постановке, не имеющей связного сюжета это каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой хореографический прием.
Рисунок танца в создании хореографического образа. Рисунок танца, как мы уже говорили, это расположения и перемещения танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция, должен быть подчинен идее хореографического произведения эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках. При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца.
Рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру).
Произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремиться к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке. Рисунок танца, как мы только что отмечали, зависит и от общей планировки сцены.
Все это имеет практическое значение в работе балетмейстера, особенно молодого. В дальнейшем, когда его талант, накопленные теоретические знания будут подкреплены практикой, ему будет значительно легче решать вопросы, связанные с технологией своей работы.