Танцовщик балета как называется
Артисты балета
Артист (артистка) балета — квалификация танцовщика по окончании академии балета и получения диплома.
Солистка (солист) балета — положение (должность) артиста (артистки) балета в труппе театра.
Для поступления на должность артист проходит экзамен (фр. audition ) [1] и получает контракт в балетной труппе. Это положение определяется профессиональным техническим уровнем, природными данными, а также индивидуальностью (фр. personnalité ) [2] актёра, благодаря которой он может исполнить партию, воплотить образ. Правда бывают разноплановые артисты, которым доступны абсолютно противоположные роли, им сложно существовать в условиях традиционной системы театра, имеющей чёткие границы распределения ролей.
Содержание
Прима-балерина
Прима — это балерина исполняющая ведущие партии в балете. Партию Одетты и белое адажио может исполнять только Étoile (фр. fr: Étoile ) и прима-балерина (фр. fr: Vedette ), обладающая чистотой линий и возвышенностью образа, в котором были прекрасны Наталья Макарова (англ. Natalia Makarova ), Галина Уланова, Елена Рябинкина, Сильви Гилем, Светлана Захарова.
Приз «Балерина десятилетия» (2010) в проекте «Звёзды балета XXI века» в Москве получили сразу четыре балерины: Диана Вишнёва (Мариинский театр), Люсия Лакарра (Баварский государственный балет), Светлана Лунькина (fr.) (Большой театр) и Алина Кожокару (en.) [4] (Королевский балет)
Opera de Paris
В балете «Opera de Paris» артисты занимают следующее положение [5] :
I. Étoile — (фр. Étoile ) исполняет главные партии классического и современного репертуара, обычно проходит путь от корифея до солиста, на конкурсах получает гран-при. Такой статус заслужили: Сильви Гиллем, Мари-Клод Пьетрагалла, Патрик Дюпон, Мануэль Легри, Рудольф Нуриев, Хосе Мартинес, Aurélie Dupont [6]
IV. Coryphées — pas de trois, pas de quatre: Alexandra Cardinale, Lucie Clément, Pascal Aubin, Sébastien Bertaud
V. Quadrilles — Léonore Baulac, Sophie Mayoux, Alexandre Carniato, Jean-Baptiste Chavignier (ближе к Demi (Semi)-classique)
VI. Corps de Ballet
VII. Ballet à l’Opéra
Мариинский театр
III. Вторые солисты, которые исполняют и главные партии и вторые: Надежда Гончар (Сильфида); Юрий Смекалов, Яна Селина (Аврора, Белая кошечка), Татьяна Амосова (партии: Мирта, Медора, фея Сирени, Уличная, Жар-птица, Зарема)
IV. Солисты характерного танца: Александра Гронская (Половчанка, Мерседес) V. Корифеи: Дарья Васнецова (Зюльма, трио одалисок, Grand pas, фея Виолант, Повелительница дриад, Уличная); Мария Ширинкина (партии: Ненси, фея Сапфиров, Амур, Сюимбике, паненки, трио одалисок); Федор Мурашов (партии: неаполитанский, сарацинский танец, балеты Форсайта); Максим Хребтов (партии: Щелкунчик-принц, «Свадебка» — солист, балеты Ноймайера)
VII. Вспомогательный состав балета
Большой театр
II. Ведущие солистки солисты, среди которых Екатерина Шипулина (партии: Китри, Одетта-Одиллия, Мирта, Гамзатти); Ян Годовский, Андрей Меркурьев (партии: Джеймс, Петрушка, Базиль)
III. Первые солисты и солистки: Илзе Лиепа (цыганский, Пиковая дама, Жар-Птица), Геннадий Янин, Морихиро Ивата, Александр Петухов
IV. Солисты и солистки: Ольга Суворова (партии: Повелительница дриад, три лебедя, Русская невеста), Анастасия Меськова, Виктория Осипова, Александр Войтюк, Андрей Евдокимов (Джеймс, Гамаш), Тимофей Лавренюк, Алексей Лопаревич
American Ballet Theatre
В балете «ABT» артисты занимают следующее положение [12] :
I. Principals — (фр. Étoile ) исполняет главные партии классического и современного репертуара, на конкурсах получает гран-при: Хосе Кареньо (Базиль, Зигфрид); Ирина Двороненко (партии: Жизель, Аврора, Виолетта, Одетта); Максим Белоцерковский, Herman Cornejo [13] (партии: Базиль, Джеймс, Тема с вариациями, Принц-Щелкунчик)
III. Corps De Ballet [16]
В других труппах
Как правильно называть мужчин, танцующих в балете
О том, как называть женщин в балете, никто никогда не задумывается. «Ну, конечно же, балерина!» — скажет вам любой школьник.
А вот когда речь заходит о балетных мужчинах, происходит небольшая заминка, а потом звучит… «балерун», «балерин», «мужчина-балерина» и даже… «мужик в колготках». В общем фантазия народная не знает границ.
Думаю, большинство и так понимает, что все эти «эпитеты» — неправильные. Однако узнать верный вариант всё, как говорится, недосуг. Давайте, наконец, разберемся раз и навсегда в этом вопросе.
Очень часто артистов балета называют танцорами. И это тоже неверный вариант. Почему? Танцор — это человек, умеющий неплохо танцевать и/или просто любящий это дело.
«Он — плохой танцор!» — можете вы сказать о мужчине, чей нелепый танец на вечеринке вас рассмешил. «Ты — отличный танцор» — можно сказать ребенку, который покорил вас своим умением двигаться.
Но употреблять это слово в отношении профессионалов — неправильно. А как правильно? Верный ответ — танцовщик!
Да, именно танцовщиками и танцовщицами называют профессионалов. И речь не обязательно может идти о балете. Ведь не только там танцуют артисты. Есть множество и других профессиональных коллективов (к примеру, народных или эстрадных), да и сольную карьеру никто не отменял.
Любой артист балета — танцовщик. Но не любой танцовщик — артист балета. Лишь те, кто освоил классический танец в профессиональном хореографическом учебном заведении, получают специальность «артист балет» и соответствующую запись в трудовой книжке.
Ну а остальных профессионалов (эстрадников или народников) могут записать и танцовщиком. Что тоже верно. Вот мы и разобрались в вопросе. Теперь вы точно не назовете классического танцовщика балеруном!
Прима, балерина, солистка: кто есть кто в балете?
Видим пуанты — говорим «балерина». На самом деле, в профессиональной среде артисток балета есть четкая иерархия. Чтобы называться балериной, выйти на сцену в образе недостаточно. А что же тогда нужно?
Структура балетной труппы
В целом всех участников постановки, выходящих на сцену не в качестве «живых декораций», а с поставленными движениями, называют танцовщиками. Они профессионально владеют техникой балета и служат в театре. Дальше начинаются отличия: структура балетной труппы иерархична, и положение в ней каждого артиста зависит от нескольких факторов.
Балеринами — солистками и примами — в балете становятся. Этот путь может начинаться из кордебалета, где часто работают недавние выпускники хореографических училищ. Дальнейшая карьера артистки балета во многом зависит от ее природных и технических данных, мастерства и трудолюбия. Чтобы перейти на следующую ступень иерархии в труппе, нужно показать свое мастерство на просмотре. Выученная и мастерски исполненная партия — это экзамен для артиста балета.
Сочетание техники, артистизма и пластичности позволяет танцовщице выдвигаться на положение солистки. Название немного обманчиво: такая артистка не всегда «солирует» в смысле исполнения ведущей партии. Солистки исполняют следующие после главных роли, но могут сыграть в спектакле и «первую скрипку», например, подменяя отсутствующую в день постановки прима-балерину.
По сравнению с артистками кордебалета, график солисток более напряженный. Больше репетиций, гастролей — в конце концов, ответственности за исполняемые партии.
Следующий шаг — из солистки в примы. Позицию «первой балерины» может занять танцовщица, в чьем профессиональном портфолио несколько ведущих партий, а также сольный репертуар. В балетных постановках есть роли, которые исторически исполняют примы — среди них, например, Одетта/ Одиллия, Жизель, Раймонда, Никия. Профессиональный уровень такой артистки балета можно определить как высшую квалификационную категорию. Их график еще плотнее: больше репетиций, выступлений в разных странах, ведь примы часто выступают в качестве приглашенных звезд за пределами «родного» театра. Такой образ жизни ориентирован на постоянное оттачивание и без того безупречного, индивидуального стиля.
Прима-балерина — это еще и особая харизма, высочайший уровень мастерства, собственный стиль и почерк в балете. Примы — настоящие звезды балетного искусства. И еще, как однажды призналась прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, этот профессиональный статус дарит определенную творческую свободу. Прима-балерина с мировым признанием может выбирать партии и постановки, определяя, что, как и с кем танцевать.
Различия в терминах мировых балетных школ
Внутри, казалось бы, простого иерархического движения «балерина — солистка — прима-балерина» есть вариации. Разница в терминах характерна не только для мировых балетных школ: структура труппы отличается в Большом и Мариинском театрах.
Прежде чем разбираться с терминами, интересно уточнить, что понятие «кордебалет» во всех балетных школах мира одинаково и означает участника массовых танцев.
Выше по иерархической лестнице располагаются солистки: эта категория артистов балета включает две группы.
Солистки балета
В Большом театре эту группу балерин образуют ведущие и первые солистки. В Мариинском им соответствуют первые и вторые солистки. В Парижской опере — первые танцовщики (premier danseur) и танцовщики-сюже (sujet). А вот в Американской школе балета внутренней иерархии в этой группе артистов нет: просто солисты и солистки. Еще одна интересная особенность петербургской Мариинки состоит в том, что солисты характерного танца образуют отдельную подгруппу. В остальных театрах такого понятия нет.
Прима-балерины
Эта группа артисток, достигших наивысшего мастерства в классическом танце, в Большом и Мариинском театрах называется одинаково. А во Франции и США для них есть синонимичные термины. Примы в Парижской опере — этуали, в Американском балете — ведущие танцовщики (principals).
Прима-балерины и балерины — в чем разница?
О различиях между балеринами и примами написала гениальная Матильда Кшесинская в своих «Воспоминаниях». В главе «Мое мнение о балетных артистах» она с удивлением рассуждает:
«Как ловко танцовщицы присваивают себе звание «балерины» и даже «прима-балерины», не имея на то никакого права».
В начале XX века существовала ощутимая разница между этими ступенями иерархии. Балерин могло быть не более пяти-шести, а прима-балерина — одна. По словам Матильды Кшесинской, после того, как она уже несколько лет была «балериной», она получила звание «Заслуженной артистки Императорских театров». А «прима-балериной» — или первой среди балерин — стала уже потом.
Даже великой Кшесинской статус примы дался спустя годы балетной практики и работы над самыми громкими постановками. И если метафорически представить путь балетной танцовщицы, то отрезок от балерины до примы подобен самому гористому, сложному и порой опасному подъему.
Культура
Мужская работа: балерон или балерун
Удивительные метаморфозы происходят с балетом. Вплоть до середины 18 века танцевали только мужчины, и женщина в балете была, буквально, нонсенсом. Затем постепенно балерины проникали в этот изящный вид танца, пока не заняли в нем лидирующее положение. И сегодня мужчина в балете для многих обывателей – синоним слабого женоподобного существа, отличающегося нетрадиционной ориентацией. Увы, мальчики часто слышат насмешки в свой адрес, их не понимают сверстники, друзья, а зачастую и родители.
Но только посмотрите на самых успешных представителей этой профессии, которая требует не только мужественности, но и концентрации всех физических, а зачастую и душевных сил. Ведь за легкостью движений стоит тяжелый изнуряющий труд, часы тренировок и оттачивания мастерства, поиск наилучшего движения, позы, передачи чувства.
Сколько раз я уже видела этот отрывок из фильма «Белые ночи» с Барышниковым, и все время на глаза наворачиваются слезы. Как он передал душевный надрыв, страсть, желание свободы…
Посмотрим еще на Барышникова на Бродвее – с Лайзой Минелли. Совсем другой образ, совсем другое настроение.
В определенном смысле реабилитацию мужского балета провел в начале XX Сергей Дягилев, привезший Русские сезоны в Париж. Его «Жар-птица», «Петрушка» и в особенности «Весна священная» потрясли западную публику настолько, что впоследствии русский стиль в той или иной мере проник в самые различные уголки их повседневной жизни, и даже супруга короля Георга VI Елизавета Боулз-Лайон выходила за него за муж в платье, отделанной по мотивам русского фольклора. А профессия «артист балета», которых часто называет «балерон» или «балерун» стала набирать популярность.
«Жар-птица» в Мариинском
Николай Цискаридзе и его «Болеро»
Андрис Лиепа в «Ромео и Джульетта».
Сегодня мужчины-балероны идут еще дальше и создают труппу, которая исполняет и женские партии. Санкт-Петербургский мужской балет Валерия Михайловского предлагает не только мужские постановки, но и классику балета в исполнении исключительно мужчин. Основной задачей режиссер считает достижение абсолютной достоверности образов, избегая пародийности. Впрочем, мужчина, переодетый в женщину – это уже фарс, но достигнуть максимальной реалистичности и свести к минимуму пародию – вот задача для настоящих мужчин. А ведь им предстоит двойное перевоплощение: сначала в женское обличье, а затем и в сценический образ. Как считаете, у них получилось?
Впрочем, танцуют они не только в женских образах.
Артист балета – настоящая мужская профессия, требующая немало физических сил и выносливости, и будем надеяться, что популярность ее в будущим будет только расти. Ведь это так красиво! А что об этом думаете вы?
Танцовщик балета как называется
Как правильно называть мужчину, танцующего в балете? Балерин, балерун или просто балер? мужчина балет балерина балерун
Несколько слов, обозначающих профессию, имеют только формы женского рода: маникюрша, балерина, машинистка (работающая на пишущей машинке). К этим существительным нет соответствующих слов мужского рода. Для обозначения лиц мужского пола употребляются описательные обороты: сотрудник, печатающий; артист балета; мастер, машинного доения и т.д.
Мы стали забывать как выглядит настоящий мужчина, Танцующий в балете просто балерин или балерун или балер.
БалерУн. обычно с оттенком шутливости или иронии. А вообще танцор.
Если маленький, то балерунчик, а если большой, то балерунише.-
Юрий хорошо подумали вижу..значиццаа вы относитесь к маленькому)))
Я не танцую в балете.
на заборе тож написано))))
Артист балета. а правильно.. болерон. всё старо как мир..
солист балета, артист балета, танцовщик )))