Татарская тюбетейка как называется
Что носят на голове восточные мужчины: Тюрбан, тюбетейка, феска и др
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тюбетейка
Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».
Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.
В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.
Тюрбан (чалма)
Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.
Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.
Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.
Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.
Феска
Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.
С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.
Куфия
Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.
На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.
Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.
Тагельмуст
Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Татарская тюбетейка как называется
Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шить следует с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку складывают с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачивают на машинке нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, нужно вывернуть изделие так, чтобы бархатная ткань на 1‒2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделать аккуратный шов. Отступив на 3 мм от него вверх, сделать еще один шов. Для придания жесткости нижней части необходимо продеть шпагат в кулиску. Надлобная часть готова.
Снизу по лицевой стороне надо отметить высоту тюбетейки ‒ 8‒9 см ‒ и светлыми нитками линию: по ней будут сшиваться боковая и верхняя части тюбетейки. Простегать швом «вперед иголка» наклонными линиями участок между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Следует подобрать потолще веревочки, чтобы тюбетейка хорошо держала форму, иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу до верхнего стежка, вынуть через подклад наружу, отрезать веревку. Так нужно обработать все ряды между вертикальными стежками. Подтянуть ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли внутрь изделия.
Затем простегивается верх тюбетейки. Верхний круг необходимо дугообразными линиями разделить на шесть частей. Каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, следует сделать лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам шести треугольников, получаем шесть дугообразных линий. Эти линии нужно перевести через копирку на подкладку. После этого подкладку притачать к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегать все шесть дугообразных линий и продеть в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, вывести иглу, отрезать нить и, слегка потянув ткань, убрать внутрь торчащие концы. Так следует простегать всю поверхность круга.
Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки нужно разделить на четыре одинаковые части. Соединить детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачать их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогнуть за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришить.
Вывернуть тюбетейку, внутри слегка опрыснуть водой, надеть на специальную форму до высыхания.
Тюбетейка
Обычно украшена вышивкой, бисером. Существуют тюбетейки как округлые (полусферической формы), так и угловатые (квадратные). Традиционно тюбетейки носили как в городах, так и в сельской местности в Центральной Азии (территория современных Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана), в российском Поволжье и Предуралье (Башкирия и Татарстан), а также в Крыму.
Большой популярностью тюбетейка пользовалась в 1950-е годы в СССР, тогда её носили многие (особенно дети), независимо от национальной принадлежности.
Галерея
Репин И. Е. Портрет меценатки графини Мары Константиновны Олив
Ганьсуйские дунгане в традиционных шапках, имеющих общее с тюбетейкой тюркских народов
Узбекские национальные тюбетейки
Ссылки
Специальные способы убранства и покрытия головы | |
---|---|
Духовенства | Апостольник • Биретта • Галеро • Камауро • Камилавка • Капелло Романо • Клобук • Куколь • Митра • Папская тиара • Пилеолус • Скуфья |
Военных | Афганка • Бергмютце • Берет • Бескозырка • Будёновка • Гренадерка • Гленгарри • Головной убор индейского воина • Ерихонка • Картуз • Каска • Каска Адриана • Кивер • Койф • Конфедератка • Мазепинка • Папаха • Пикельхельм • Пилотка • Полевая фуражка (полевое кепи) • Фуражка • Шайкача • Шапка бумажная • Шлем |
Головные украшения | Венец • Венок • Вуаль • Диадема • Икаль • Кика • Кокарда • Кокошник • Корона • Лирипип • Маска • Парик • Плюмаж • Стефана • Папская тиара • Хатимаки |
Другие | Акубра • Азиатская шляпа • Арселе • Бандана • Башлык • Бейсболка • Балаклава • Балморал • Боливар • Бонет • Брыль • Гейбл (тюдоровский чепец) • Ермолка • Калфак • Камалы бурек • Камчат бурек • Канотье • Капа • Капор • Капюшон • Катташи • Квадратная академическая шапочка • Келагаи • Клош • Ковбойская шляпа • Колпак • Конфедератка • Коппола • Косынка • Котелок • Куфия • Лобная повязка • Литам • Мантилья • Намитка • Никаб • Нон • Ночной колпак • Паколь • Панама • Паранджа • Платок • Сетка • Сомбреро • Сорока • Треуголка • Тэм-о-шентер • Тюбетейка • Тюрбан • Ушанка • Феска • Фетровая шляпа (федора, трилби) • Фригийский колпак • Хиджаб • Хомбург • Цилиндр • Чадра • Чепец (чепчик) • Черногорская капа • Шаль • Шаперон • Шапка • Шапокляк • Шапочка • Шапочка для купания • Шапочка из фольги • Шляпа • Шляпа Шерлока Холмса • Шляпа в виде свиного пирога • Штраймл • Шуте |
См. также | Горлатная шапка • Золотая шляпа • Кролик в шляпе • Шапка алтабасная • Шапка Казанская • Шапка Мономаха • Шапка-невидимка |
Одежда • Обувь |
Полезное
Смотреть что такое «Тюбетейка» в других словарях:
ТЮБЕТЕЙКА — Татарская ермолка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЮБЕТЕЙКА татарская ермолка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ТЮБЕТЕЙКА … Словарь иностранных слов русского языка
ТЮБЕТЕЙКА — ТЮБЕТЕЙКА, татарская ермолка, круглая или остроконечная. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
тюбетейка — тюбетей Словарь русских синонимов. тюбетейка сущ., кол во синонимов: 6 • плешегрейка (2) • … Словарь синонимов
ТЮБЕТЕЙКА — (тюрк. тюбетей, от тюбе верх, верхушка), круглая матерчатая шапочка, иногда отороченная мехом, у народов Средней и Передней Азии. Головной убор мужчин и незамужних девушек. Девичья ТЮБЕТЕЙКА обычно носилась со множеством косичек … Этнографический словарь
тюбетейка — Национальный головной убор круглой или овальной формы. Примечание Тюбетейка может быть украшена вышитыми или ткаными узорами. [ГОСТ 17037 85] Тематики швейные и трикотажные изделия Обобщающие термины головные уборы … Справочник технического переводчика
тюбетейка — (тюрк. тюбетей, от тюбе верх, верхушка), круглая матерчатая шапочка, иногда отороченная мехом, у народов Средней и Передней Азии. Головной убор мужчин и незамужних девушек. Девичья тюбетейка обычно носилась со множеством косичек … Энциклопедия «Народы и религии мира»
ТЮБЕТЕЙКА — (тюрк. тюбетей от тюбе верх), круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами у народов Ср. и Передней Азии … Большой Энциклопедический словарь
ТЮБЕТЕЙКА — ТЮБЕТЕЙКА, тюбетейки, жен. (тат. tybetej). Маленькая круглая шапочка, обычно расшитая узорами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТЮБЕТЕЙКА — ТЮБЕТЕЙКА, и, жен. Маленькая без тульи и полей узорчатая восточная шапочка, облегающая голову. | прил. тюбетеечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
тюбетейка — и устарелое тебетейка, тибитейка … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.
В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.
Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).
В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.
В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.
В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.
Понравился материал? Пожалуйста, репост!
«Минниханов спросил: «А почему у вас тюбетейки такие же, как моя?»
Все лето президент Татарстана щеголял в своеобразном головном уборе. Предполагали, что это подарок из Малайзии или Индонезии. Оказалось, это классическая татарская тюбетейка — такыя. «БИЗНЕС Online» разыскал автора тюбетейки — профессионального художника Луизу Фасхутдинову и разузнал у нее секреты мастерства.
Луиза Фасхутдинова: «Я художник, я не индивидуальный предприниматель, не фабрика по производству, у меня все индивидуально, я делаю музейные вещи»
«ПОСЛЕ МИННИХАНОВА ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ФАРИД МУХАМЕТШИН, АСГАТ САФАРОВ. ЭТО БЫЛА ХОРОШАЯ РЕКЛАМА»
— Луиза, давайте начнем с самого интересного: как ваши тюбетейки попали к Рустаму Минниханову?
— Я участвовала в выставке ремесленников во время форума «Деловые партнеры Татарстана». И когда президент обходил выставку, остановился около моего стола и взял золотистую тюбетейку, она ему понравилась. Он ее померил, и она ему сразу подошла.
— То есть он сам выбрал именно эту золотистую тюбетейку?
— Да, сам выбрал, она ему понравилась. Он померил и сказал: «Ой, она мне подходит». Я только успела сказать, что это традиционная татарская технология, что все сделано вручную. Он ко мне почему-то сразу по-татарски обратился, сказал: «Әйе, әйе, бик җиңел, бик уңайлы» ( «Да, да, очень легкая, очень удобная»). Для лета очень хорошая. Я сказала: «Если она вам нравится, я ее вам дарю». Он ответил: «Спасибо». И пошел дальше.
— Надел ее и уже не снимал, пошел дальше в ней?
— Кажется, да. Потом прибежали его помощники, стали интересоваться, взяли визитку. Но это была уже моя вторая встреча с президентом. В первый раз мне не удалось подарить ему тюбетейку, просто потому, что у меня не было их с собой — в прошлом году мы участвовали в «Изге Болгар жыены», сидели в юрте в городке ремесленников. Именно в эту юрту зашли Шаймиев, директор Института археологии и Минниханов. Но тогда они не обратили особого внимания на нас, вышивальщиц, их больше интересовала юрта. Они разговаривали между собой: можно ли еще привезти такие юрты (это была киргизская юрта, так как булгарских не сохранилось), а мы пытались показать свои вышивки. Правда, потом сфотографировались на память все вместе.
Луиза Фасхутдинова – Рустаму Минниханову: «Если она вам нравится, я ее вам дарю»
В этом году также на «Изге Болгар жыены» президент снова подошел к моему столу, но, видимо, уже забыл, что именно я подарила ему тюбетейку. У него на голове была моя тюбетейка и на столе лежали похожие. И он спросил: «А почему у вас тюбетейки такие же, как моя?» Я говорю: «Так у вас на голове моя тюбетейка» (смеется). Он вспомнил, начал благодарить, пожал руку.
И на этом фоне ко мне подошло очень много высокопоставленных лиц — Фарид Мухаметшин, Асгат Сафаров. Они тоже заинтересовались, посмотрели, взяли визитки. Это была очень хорошая реклама. Сафаров заказал себе две тюбетейки — одну с вышивкой, вторую — без.
Кто-то любит, чтобы орнамент выделялся несильно. У президента на тюбетейке цвет орнамента и цвет фона сглаживается, и она смотрится в общем как золотая. Кому-то нравится контрастная — на темном фоне золотой орнамент. Сафаров выбрал темно-зеленую.
— Черная тюбетейка, в которой Минниханов был в мечети на Курбан-байрам, тоже ваша.
— Да, он заказал мне через своих помощников еще шесть тюбетеек: три однотонные (черную, белую и зеленую) и еще три такого же цвета, но с орнаментом.
Рустам Минниханов: «Ой, она мне подходит. Спасибо»
— Можно сказать, что у вас появился постоянный клиент?
— Да нет. Думаю, вот эти шесть доделаю, и этого будет достаточно. Но, по крайней мере, обо мне теперь знают.
— Кто-то еще из VIP’ов заказывал?
— Телефоны взяли многие. Бывший руководитель аппарата муфтията Ришат Хамидуллин тут же купил одну из тюбетеек, надел и пошел в ней дальше. Он сказал, что иногда им нужны элитные подарки и он будет обращаться ко мне. Но пока так и не обратился, может быть, потерял мою визитку. Муфтият еще несколько штук взял именно таких простеганных. Для них я сделала, наверное, штук 10 уже.
«В этом году на «Изге Болгар жыены» президент был уже в моей тюбетейке»
«НАКОНЕЦ-ТО ДО ЛЮДЕЙ СТАЛО ДОХОДИТЬ, ЧТО ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА МУЖСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА ТАТАРСКОГО ИМЕННО ТАКАЯ, А НЕ В ВИДЕ КАСТРЮЛИ»
— То есть Минниханов задает такой хороший тон, моду?
— Я надеюсь, что он задаст! Может, он интуитивно почувствовал, что это наше. Когда он ее примерял, я обратила его внимание на то, что именно это татарская форма и что она сделана от начала до конца «чын татарча» (по-настоящему по-татарски). Он сказал, что понял, и обратил внимание на то, что она удобная и легкая, ходил в ней все лето.
Наконец-то до людей стало потихоньку доходить, что традиционная форма головного убора татарского именно такая, а не в виде кастрюли — твердая, сделанная по современным технологиям, не соответствующим традиционным татарским. Мои же головные уборы от и до — начиная с тканей, материалов и заканчивая орнаментом — все традиционное, никаких нововведений нет, все — ручная работа.
Та, золотистая, что у Минниханова, называется такыя. Из всех названий головных уборов только слово «такыя» исконно татарское. Названия «каляпуш» и «тюбетей» тоже не совсем татарские. Хотя названий бытовало очень много, в различных регионах один и тот же головной убор мог называться по-своему. Где-то такыя называли только девичьи головные уборы, а где-то — только мужской.
«У президента на тюбетейке цвет орнамента и цвет фона сглаживается, и она смотрится в общем как золотая»
Может, Рустам Нургалиевич и не придает этому такого смысла, и другие тоже, но я считаю, что головной убор — это вещь сакральная, она имеет смысл, это связь с космосом. И человек, который изготавливает этот предмет одежды, вкладывает в него свою душу. Тем более я стараюсь, чтобы она действительно была татарская, никаких влияний там нет. Кто-то сказал, что она напоминает индонезийскую. Нет. Я была во многих арабских странах, есть похожие головные уборы. Но, поверьте мне, я как специалист, который более 20 лет занимается татарской вышивкой, утверждаю, что это настоящая татарская тюбетейка, один из ее видов. Были еще более древние виды — четырехклинки, но такие еще нужно внедрять и популяризировать, так как люди их пока не понимают. Хотя в советское время многие носили такие бумажные квадратные узбекские тюбетейки. Они тоже не понимали, что это не наше, а узбекское. Просто они были легкие и легко складывались. Людей, которые не верят, что это татарская, я хочу призвать сходить в Национальный музей РТ или музей ИЗО — там в экспозициях представлены тюбетейки такой же формы, с таким же орнаментом.
«Президент проходил в моей тюбетейке все лето»
«ТЮБЕТЕЙКА ТАКЫЯ ОЧЕНЬ ДРЕВНЯЯ, ПРОИЗОШЛА ИЗ ПОДШЛЕМНИКА»
— А у Минниханова какой орнамент?
— Там цветочно-растительный орнамент. Это практически копия со старинного образца. Единственное, что я изменила — взяла орнамент с одной тюбетейки, а цвет бархата, светло-бежевый, — с другой.
Мои тюбетейки очень любит директор фонда «Марджани» Рустам Раисович Сулейманов. Он мне первым предложил: «Луиза, давай завалим всех настоящими татарскими тюбетейками!» Заказал 20 штук, чтобы дарить их элите, раз они покупать не хотят. И начал их дарить. У Рустама Батрова, например, теперь есть такая тюбетейка, ему как раз подарил Сулейманов. Еще Рустам Раисович через помощников несколько штук подарил Шаймиеву, но он их не носит. Может, ему не нравится, у всех же разные вкусы.
Фарид Мухаметшин, например, засомневался, что это классическая татарская тюбетейка. У меня на столе лежала тюбетейка с кисточкой, он ее взял, повертел в руках и говорит, что это кавказская. И ему я порекомендовала сходить в музей посмотреть. Он посмеялся и все равно не поверил, что это татарское.
— А где вы взяли образцы?
— Они есть в Национальном музее РТ. В начале XX века появилась мода на тюбетейки в виде фески. Только сейчас их почему-то еще выше стали делать. Они высокие, твердые и толстые, как шапка. Они сделаны так, чтобы были менее затратными, там ручного труда вообще нет, только компьютерная вышивка. Все, что было до того у наших высокопоставленных людей на головах, это фирма «Салават», кажется. У них отработано производство, и тюбетейки сделаны по современной технологии, которая позволяет и быстро изготовить тюбетейку, и выглядит она более-менее солидно.
«В первый раз мне не удалось подарить президенту тюбетейку, просто потому, что у меня не было их с собой, зато сфотографировались на память»
— Но они тоже не особо дешевые.
— Да. Изготовители пишут, что это ручная работа, хотя 90 процентов там выполнено на компьютере и машине. Людям ведь трудно объяснить, что традиционная форма мужского головного убора была полусферическая, и тюбетейка такыя очень древняя, произошла из подшлемника. Под шлем воины надевали мягкую шапочку, чтобы она амортизировала металлический шлем и собирала пот, поэтому она простегана тонкими полосками. В древности в эти полоски продевался конский волос — наиболее практичный материал, который никогда не сгниет, пропускает воздух. Как-то так наши мудрые предки придумали эту технологию, потому что конский волос эластичный, не гниет, влага на него не действует. И такая тюбетейка могла спокойно складываться, раскладываться, не теряя формы. Со временем она принимала форму головы — полусферическую.
Татары начала ХХ века. На мужчине – черный фескообразный головной убор, на женщине – маленький калфачок как часть прически
«В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ЭВОЛЮЦИЯ ТАТАРСКОГО КОСТЮМА ОСТАНОВИЛАСЬ, А ПОТОМ ОН И ВОВСЕ ИСЧЕЗ»
— Сколько лет татарской тюбетейке?
— Я считаю, что тюбетейка такыя — это средневековый головной убор, он был общетюркским. Если посмотреть древние миниатюры — среднеазиатские, турецкие, иранские, — там тюрки изображаются как раз в подобных головных уборах. Этот вид головного убора очень древний, у него бытовало много названий. В средневековом и более позднем тюркском мире они были очень широко распространены. На огромной территории Золотой Орды существовал общекультурный стиль, а он наложился на уже существующую у тюркских народов форму головных уборов.
— А каляпуш, который нам предъявляют как классический мужской татарский головной убор?
— Каляпуш — это уже конец XIX века, это турецкое влияние. Форма фески пришла к нам из Турции, хотя название «каляпуш» иранское. И этот турецкий фес позже так слился с нашим местным колоритом, наша классическая стеганая технология слилась с формой фески, что получился каляпуш. Тем не менее когда эта стеганая тюбетейка (каляпуш) долго носилась, она приобретала полукруглую форму. Но, видимо, существовали еще жесткие фески (скорее всего, они были привозные), которые носили во времена Тукая, в начале XX века, в эпоху модерна. В то время сложился городской буржуазный татарский костюм. Мужской ансамбль — это длинный сюртук, узкие брюки европейского кроя, а на голове — черный фескообразный головной убор.
И на женский костюм повлиял стиль модерн. Татарское женское платье стало узким, чуть приталенным, а на голове — маленький калфачок как часть прически. И на этом эволюция татарских костюмов остановилась, а потом, после революции, татарский городской костюм вообще вышел из употребления, до этого он активно развивался. К примеру, в средневековом или булгарском костюме, который плавно перешел в татарский, силуэт был мешкообразным, туникообразным, это была очень свободная одежда. Мужская одежда довольно долго практически не менялась, но к концу XIX века — началу XX века на татарский костюм стала влиять европейская мода. Одежда приобрела приталенный силуэт. Мужской костюм вообще практически стал европейским, кроме головного убора. Это, конечно, я говорю о городском казанско-татарском костюме.
— Если мы сегодня хотим возрождать, восстанавливать татарский костюм, на какой период целесообразнее ориентироваться?
— Это уже каждый выбирает сам. Лишь бы только не уходили в сторону арабского, особенно сейчас, когда усилилась мода на арабский хиджаб, чувствуется арабское влияние. Я была во многих арабских странах и вижу, что это все-таки не наше.
Эскиз костюма знатной дамы XVI века
— А татарский способ завязывания платка какой?
— Кстати, татарки лицо не закрывали, только в очень редких случаях. Когда выходили на улицу, могли накинуть жилэн с шнурочками, которые женщины держали зубами, чтобы он с головы не слетал. А жилэн — это просто верхняя одежда, который они на голову как капюшон накидывали, и все. А ходить с закрытым лицом с щелочками для глаз — такого у татар не было. У нас стиль был такой мягкий, европеизированный. Были, конечно, периоды в истории, когда татарское мусульманское сообщество консолидировалось внутри России, стало таким более кондовым, укрепился фундаментализм. А потом, позднее, особенно когда появилось течение джадидизма, у нас все стало более европейским. У нас и ислам мягче стал.
«ТАТАРСКОМУ КОСТЮМУ НЕ ПОВЕЗЛО, ТАК ЖЕ КАК И РУССКОМУ С КОКОШНИКОМ. »
— Вы все эти выводы делаете на основании одежды?
— Одежды, история культуры — я же истфак закончила. Достаточно долго занимаюсь костюмами и, конечно, делаю свои выводы. Моим научным руководителем в аспирантуре Института истории была Светлана Владимировна Суслова, она всю жизнь занимается татарскими костюмами и считается мэтром в этой сфере этнографии. Гузель Фоатовна Валеева очень часто меня консультирует, мы с ней все время об этом разговариваем, участвуем в круглых столах. Эта тема постоянно обсуждается, но мы не можем прийти к тому, что же делать с современным татарским костюмом, почему он запопсен до такой степени.
У казанских татар остался цветочно-растительный орнамент в его чисто декоративном варианте
— Он даже не запопсен, а опошлен этими атласными платьями сумасшедших цветов!
— Да, блестящими золотыми деталями. Нашему костюму не повезло, так же как и русскому с кокошником. Почему чувашский костюм, удмуртский так не запопсен? Потому что в них золота нет. В них преобладает ручная вышивка — красная, белая, черная. И, видимо, в этих рамках невозможно что-то пошлое сделать, а у нас в костюмах присутствовало золото. И в советские времена откуда-то появился этот штамп, что на голове у девушки должна быть такая штучка, а сзади белая фата. Это бред! Такого никогда в татарском костюме не было. Это скорее похоже на костюм крымских татар. Не знаю, откуда появился этот штамп.
— В «БИЗНЕС Online» выходила статья о частной коллекции, где, возможно, хранится шапка Сююмбике. Это правда?
— Очень-очень сомнительно. Я этого человека не знаю, он ссылается на нашего известного этнографа Мухамедову, как будто бы он с ней консультировался и якобы она сказала да. Может, он ей что-то и показал, может, она что-то и сказала, но там нет ничего конкретного, там не сказано, что она точно подтвердила: «Да, это действительно татарский костюм XVI века». Я могу только сказать, судя по фото, что этот костюм очень похож на каракалпакский и достаточно современный, но совсем не татарский.
— Существует мнение, что кряшены сохранили традиционный татарский костюм.
— Больше всего подвергся изменениям наш регион — Казань и так называемое Заказанье. Здесь очень быстро развивались промышленность и торговые связи, здешние татары почему-то были падкими на что-то модное, оказывались под влиянием какой-то моды. Да, мода тогда менялась не так интенсивно, как сейчас, она устанавливалась годами, но тем не менее. У казанских татар женский и мужской костюмы развивались динамичнее, и в итоге татарский костюм пришел к некоему минимализму. Как я уже говорила, мужской татарский костюм превратился практически в европейский — это глухой длинный сюртук, европейские брюки, головной убор — феска. Кстати, вот этот комплект, который образовался к началу XIX века, принято считать общенациональным, присущим татарам различных регионов. Эта мода постепенно распространилась как на волго-уральских татар (мишари, астраханские, зауральские), позже дошла до сибирского региона. Потом свершилась революция, и все практически прервалось — национальное стало неценным, рабочие и крестьянки надели красные платки, и все.
Реконструкция костюма городской татарки середины XIX века
— Может быть, оттуда и пошел костюм с фартуком, который пытаются навязать нам как традиционный татарский?
Также надо сказать, что было несколько городских центров — Казань, Уфа, Касимов, Астрахань. Городская татарская культура тут существовала еще со Средневековья, но они отличались друг от друга. Одежда касимовских татар была близка к мишарской, сформировалась под русским влиянием. Казанские татары вообще ушли далеко от остальных в своем буржуазном развитии, они отмели все древнее, и поэтому считается, что если ищешь что-то древнее, надо искать либо у крещеных татар, либо у мишарей. У них в орнаменте языческих элементов больше сохранилось, чем у казанских татар, например, солярные знаки, зооморфные мотивы, а у казанских татар остался цветочно-растительный орнамент в его чисто декоративном варианте.
— Получается, нам этот деревенский стиль навязали как общенациональный?
— Да, в советское время.
«ИЛЬЯСОВ, ВОЗРОЖДАЯ ТАТАРСКИЕ ТРАДИЦИИ НА СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, РАЗОРИЛСЯ И ВЕРНУЛСЯ ОБРАТНО В ПЕТЕРБУРГ»
— Расскажите немного о себе: где вы родились, где учились?
— Я казанская, хотя почему-то многие думают, что я откуда-то из Средней Азии. Я настоящая казанская татарка, родилась в Казани. Мама у меня из Атнинского района, а папа — из Апастовского. Он был художником-скульптором, Фагим Фасхутдинов. Сама я художник, у меня художественное образование и историческое.
«Мои головные уборы от и до — начиная с тканей, материалов и заканчивая орнаментом — все традиционное, никаких нововведений нет, все — ручная работа»
— А как у вас появился интерес к такому ремеслу?
— В начале 1990-х, когда началась волна возрождения татарской культуры, появились такие деятели, которые хотели этому способствовать. Самые первые деятели, меценаты. И один из них — предприниматель из Санкт-Петербурга Яхья Идрисович Ильясов. У него был кооператив, и он хотел возродить татарскую вышивку и ювелирное искусство. Набрал молодых людей, таких как я, с художественным образованием, и отправил учиться девушек в Бухару, а парней — в Душанбе на свои деньги, чтобы обучить их ремеслам. Считалось, что Средняя Азия более близка нам по культуре.
Сначала он пытался возродить это все на базе Арской кожевенной фабрики, где делали традиционную татарскую обувь. От них мы и поехали учиться. Нас формально приняли на фабрику на работу и командировали в Бухару. Взяли еще двух девушек — рядовых сотрудниц фабрики. Я и Резеда Мадьярова были с художественным образованием, остальные две — сотрудницы фабрики. Они быстро вернулись домой, у них не было интереса к такому виду деятельности. Нас взяли ученицами на Бухарскую золотошвейную фабрику, Ильясов нас туда привез, устроил. Мы должны были обучаться три месяца, но мы освоили все за месяц, нам дали квалификацию «золотошвейка высшего разряда», и мы вернулись домой.
— А где сейчас Ильясов?
— Уехал обратно в Питер. У меня была задача по приезде из Бухары набрать учеников и как художник-технолог их обучить. Мы набрали людей, обучили, стали вышивать. Но у людей не было постоянной занятости, заказов не было. Плюс не было своего помещения, мы переезжали из одного помещения в другое. Вроде начали работать, все шло, но он не мог сбыть товар и получить заказы. И пока он все это делал на свои деньги, он разорился. И сколько бы я народу ни обучила с тех времен, никто не продолжает этим заниматься, потому что тяжело найти заказчиков. К тому же я обучала не художников. Это я сама себе могу и нарисовать, и вышить, потому что у меня есть художественное образование, я член союза художников, мне не нужно покупать патент, оформлять ЧП, ИП. Я как член союза художников России работаю свободно. В то же время я считаю, что «Палата ремесел» не мой уровень. Я туда вступила и поняла, что это не для меня. Я не ремесленник, я получила историческое образование как этнограф, и мне хотелось развивать это дело с научной точки зрения, чтобы это все было не поверхностно, а обоснованно.
— Эта работа приносит доход? На какие средства вы живете?
— Раньше я могла только на это жить, сейчас спрос гораздо меньше, чем, например, 10 лет назад.
— Сейчас разве спрос не растет?
— Как-то все поменялось. Раньше у меня были заказы из министерства культуры или Национальной библиотеки. У них была такая статья расходов «На подарки гостям». Потом это все резко пропало. То ли на Китай все перешли, то ли руководство везде поменялось. У меня этот период совпал с рождением ребенка. Я ушла в декрет, а когда вышла из него, всех этих людей, с кем я работала, уже нет. Я никогда не делала себе рекламу, они сами меня находили, и я не успевала делать заказы. А сейчас спрос упал.
На выставке в Стамбуле
«МНОГИЕ ПОЛУЧИЛИ ГРАНТЫ ЯКОБЫ НА НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА И НА КОМПЬЮТЕРНЫХ МАШИНКАХ ЛЕПЯТ ЧТО ПОПАЛО — ЧАПАНЫ ЭТИ. »
— Кто еще в республике занимается подобным?
— Галерея «Эбиволь» самая достойная. Много разных частных ателье, которые шьют национальные костюмы безо всякого научного обоснования, что хотят, то и лепят. От «Палаты ремесел» очень многие получили гранты якобы на народные промыслы, и они на компьютерных машинах лепят, что попало — чапаны как будто татарские. Дело в том, что компьютерная вышивальная машина поставляется вместе с диском, на котором есть какие-то базовые орнаменты. При этом они не имеют ничего общего с татарскими, потому что разрабатывать свой орнамент трудно — нужно в специальной программе рисунок отработать, потом его запустить. Но над этим никто не задумывается.
— Почему министерство культуры не берет это под контроль? Или это не нужно контролировать?
— Почему нельзя придумать грант для художников? Например, я художник, я не индивидуальный предприниматель, не фабрика по производству, у меня все индивидуально, я делаю музейные вещи. Почему мне нельзя помочь? Раздали столько грантов.
— Сколько? Суммы не знаете?
— Разные были. Сначала давали по миллиону рублей или по два. Такие предприятия, как фонд «Туран», могли получить, потому что у них есть производственное помещение, а это было необходимым условием. И этот грант давался на необходимое оборудование для производства. А у меня ручная вышивка, зачем мне оборудование? Мне просто помощь нужна какая-то подъемная, чтобы я хотя бы с голоду не умерла. Могу создавать вещи, которые действительно составляют гордость нашей культуры. Я ответственна за то, что я делаю. Я могу сказать: вот это татарское, приходите посмотреть. И мне не стыдно показать это ни в Аммане, ни в Арабских Эмиратах, ни в Европе.
Я не бизнесвумен, я художник и просто пытаюсь делать высокохудожественные вещи. Это не бизнес. Таких людей в бывших советских республиках поддерживают на государственном уровне. Я общаюсь на различных фестивалях с казахами, узбеками. Узбеки очень хорошо живут. У них даже был свой очень богатый фонд для поддержки национального искусства, который создала дочь Ислама Каримова Гульнара Каримова. У них шикарные мастера — это резьба по дереву, миниатюристы, вышивка. У них самое разнообразное прикладное искусство, потому что их мощно поддерживают, и у них не один мастер. У нас в республике миниатюрой занимается пара человек. Рушан Шамсутдинов и я еще чуть-чуть занимаюсь, и то у него авторская миниатюра, а не традиционная восточная. Если бы я отошла от вышивки, я бы больше этим занималась. У меня просто не остается времени на все остальное, хотя я хочу возродить миниатюру татарскую, потому что у нас тоже существовало искусство миниатюры при Ханском дворе, просто все сгорело, библиотека Сююмбике сгорела или разграблена была. Наверняка здесь были мастера, привезенные откуда-то, сохранялись традиции еще со времен Золотой Орды. Наше Казанское ханство было наследником Золотой Орды — это одно из государств, образовавшихся после распада Орды. У нас вся эта культура была, и она утрачена, к сожалению.
— Сколько времени уходит на изготовление одной тюбетейки?
— Дней 10, если ни на что не отвлекаться. Если отвлекаюсь, две недели, может, три.
— И сколько стоит одна тюбетейка?
— Самая дорогая стоит у меня 6 тысяч рублей. Я считаю, что это еще дешево. К примеру, в одном из интернет-магазинов, например, я видела, что тюбетейка, расшитая бисером и подписанная «Ручная работа» стоит 7 с лишним тысяч рублей.
«КОГДА ГОВОРИШЬ «КАЗАНЬ, «РУБИН», ВСЕ ВОСКЛИЦАЮТ: «О, «РУБИН», КАЗАН! ЗНАЕМ-ЗНАЕМ!»
— Кроме тюбетеек что вы еще делаете?
— Намазлыки, шамаили, тугры.
— Тоже вышитые?
— Да. Я сама пишу, вышиваю. Изучала немного арабский язык. Одна из тугр, сделанных на заказ, демонстрировалась на конкурсе «Шамаиль моей семьи».
— Зимой этого года в галерее «Хазинэ» прошла ваша персональная выставка. Нет больше в планах проведения еще одной выставки, выездной, может быть?
— Меня давно приглашают в галерею «Эбиволь». Возможно, осенью там пройдет. А так я почти каждый год куда-то езжу. Год назад была в Иране, участвовала в международной исламской выставке, недавно вернулась из Турции. Это международные выставки ремесленников из разных стран, которые что-то своими руками делают, мастер-классы показывают. До этого была в Омане, Пакистане.
— А как на этих выставках воспринимают татарские вещи?
— Очень хорошо. Мы туда ездим не как из России, у нас всегда висит татарский флаг, написано «Татарстан». Некоторые удивленно спрашивают: «А где такая страна Татарстан находится?» Мы им объясняем, у меня уже даже текст заготовлен: Russian Federation состоит из республик, Республика Татарстан находится в центре России — тут Москва, вот тут Татарстан. А когда говоришь «Казань, «Рубин», все восклицают: «О, «Рубин», Казан! Знаем-знаем!» Вот их почему-то знают везде. Они нас — татар — очень уважают, особенно в Иране. Ко мне подходили тюркоязычные иранцы — этнические азербайджанцы, я разговаривала с ними на турецком, и они говорили, что мы вас так уважаем за то, что в центре России вы сохраняете свою идентичность. Спрашивают, почему мы не отделяемся от России. Я отвечаю: «Представляете, огромная Россия, и в ее центре Татарстан, попробуйте отделитесь оттуда. Мы не можем». Они спрашивают: «А вы там мусульмане?» Я говорю, что да, мы представляем самый северный ислам. Они очень удивляются, потому что мы выглядим по-европейски.
Луиза Фагимовна Фасхутдинова — одна из ведущих художников в области декоративно-прикладного искусства, член союза художников России (2002), член правления и председатель секции декоративно-прикладного искусства ОВТОО СХ России в Татарстане.
Родилась 31 декабря 1968 года в Казани. Продолжает творческую преемственность в семье как дочь заслуженного деятеля искусств Татарстана, скульптора Фагима Нурутдиновича Фасхутдинова. Окончила Казанское художественное училище в 1988 году, исторический факультет Казанского государственного университета в 1998 году, где выполнила дипломную работу на тему «Татарское золотное шитье». Окончила аспирантуру Института истории им. Марджани АН РТ. В 1991 году прошла учебу в Бухаре на золотошвейной фабрике.
Творческая деятельность Фасхутдиновой связана с возрождением и развитием традиций татарского золотошвейного и вышивального искусства, освоением технологии татарской ручной вышивки (тамбурный и ковровый швы, вышивка гладью) и аппликации (чәмчә — ушковая техника). Она успешно применяет традиционную вышивку и золотное шитье в изделиях, входящих в комплекс национального костюма (платья, камзолы, калфаки, тюбетейки и др.), ритуально-обрядовых и бытовых предметах — полотенца, скатерти и др., предметах, выступающих религиозно-духовными символами татарской культуры — ләүхә (тканевые шамаили), намазлыки.
Авторские произведения Фасхутдиновой являются оригинальными и уникальными. Руками талантливого мастера отражается огромный потенциал и богатство орнаментального наследия татар, которое она не просто сохраняет, но и вдохновенно преображает, включая традиционные мотивы и образы в стилистику современных произведений. Автор исполняет также копии и реплики старинных изделий, что позволяет ей быть глубоко погруженной в традицию и совершенствовать свое умение и мастерство. Произведения Фасхутдиновой выставлялись на международных (Турция, Пакистан, Ирак, Иран, ОАЭ, Германия, Венгрия, Франция и др.), всероссийских, региональных и республиканских выставках. Они хранятся в музеях Татарстана (Национальный Музей РТ, Государственный музей изобразительных искусств, НКЦ «Казань»), фонде «Туран», фонде им. Марджани (Москва), в частных коллекциях.