Театр сличенко как называется
Николай Сличенко
Художественный руководитель, режиссер, актер.
Народный артист СССР
Родился:
27 декабря 1934 года.
В 1951 году 16-летнего Николая Сличенко приняли в цыганский театр «Ромэн». Поразительный талант цыганского мальчишки привлек к нему пристальное внимание ведущих мастеров театра, ставшего для него навсегда родной семьёй, домом. Театра, где ему предстояло пройти все стадии творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссёра и художественного руководителя.
Фильмография:
«Трудное счастье» (1958 г.), «Олеко Дундич | Aleksa Dundić» (1958 г.), «В дождь и в солнце» (1960 г.), «Эстрадная фантазия» (1964 г.), «Новогодний календарь» (1965 г.), «Свадьба в Малиновке» (1967 г.), «Похищение» (1969 г.), «Мой остров синий» (1972 г.), «Военно-полевой романс» (1998 г.).
Премии и награды:
Заслуженный артист РСФСР (1968 г.)
Народный артист РСФСР (1975 г.)
Народный артист СССР (1981 г.)
Орден “Дружбы народов” (1984 г.)
Лауреат Государственной премии СССР (1987 г.)
Благодарность Президента РФ (2001 г.)
Профессор, академик Международной академии театра (2001 г.)
Орден Почета (2009 г.)
Орден Дружбы (2014 г.)
Лауреат премии Правительства г. Москвы «Легенды века» (2016 г.)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2020 г.)
Спектакли. Актер
«Четыре жениха» (Лекса и Бади),
«Грушенька» (Дмитрий),
«Сломанный кнут» (офицер Чанго),
«Плясунья» (дедушка),
«Цыганка Аза» (роль Василя),
«Дочь шатров» (Марко),
«Родился я в таборе» (Николай),
«Горячая кровь» (Барбаро),
«Кабачок “Макрель”« (Яшка-король),
«Сын Мадонны» (Дженарино),
«Ром Баро» (Иван Кале),
«Ты – герой, я – герой» (Ренальдо),
«Марьяна Пинеда» (Фернандо),
«Девчонка из табора» (Коля),
«Я – цыганка» (Лацо),
«Верность» (Василь),
«Человек-волк» (Нандо),
«Любовь и смерть» (Ярго),
«Сонни и Махиваль» (Махиваль),
«Живой труп» (Протасов),
«Непоклонов» Н. Мирошниченко (Непоклонов)
Спектакли. Режиссер
«Непоклонов» Н. Мирошниченко,
«Огненные кони» И. Ром-Лебедева,
«Братья» З. Тоболкина,
«Четыре жениха» И. Хрусталева,
«Живой труп» Л. Толстого,
«Верность» Г. Кашубы,
«Птицам нужно небо» И. Ром-Лебедева,
«Таборные игры» А. Кравцова и Н. Сличенко,
Первый цыганский. Как устроен театр «Ромэн»
«Ромэн» появился 87 лет назад. Предшественники сегодняшней труппы — небольшая группа артистов, умеющих отлично петь и танцевать, — разумеется, не имели собственной площадки для выступлений. В советские годы образовался клуб цыганских актеров, усилиями которого и был создан «Ромэн» в 1931 году. Пройдет время, и небольшой коллектив вырастет в целый театр, который по колоритности, яркости и самобытности будет превосходить многие другие. Но обо всем по порядку.
Экскурс в историю
Слава цыганского хора неслась по Москве XIX века. И неудивительно: артисты выступали в легендарном ресторане «Яръ» в Петровском парке. «В “Яръ”, к цыганам!» — этот адрес знал каждый извозчик. В заведении, расположенном в здании в стиле модерн, была огромная сцена, на которой удобно было давать представления. Публика «Яра» принимала выступления цыганского хора с восторгом.
К 1880-м годам слава артистов дошла до Малого театра. Их ангажировали для участия в спектаклях «Цыганский барон» и «Цыганская жизнь». Последняя постановка так полюбилась зрителям, что не уходила из репертуара почти 20 лет.
В первые советские годы у цыган уже появился свой клуб, и именно его участники мечтали о создании театра. В 1930 году журнал «Новый путь» опубликовал заметку о том, что в Москве готовятся создать цыганский театр. Идею высказали дирижер Московского цыганского хора, актер и драматург Иван Лебедев, его брат Георгий, а также актер и режиссер Моисей Гольдблат. Нарком просвещения Анатолий Луначарский отнесся к идее положительно — это значило, что будущий театр точно получит государственную поддержку. Постановление о создании «музыкально-драматического индо-ромэнского театра-студии» вышло в том же году.
Слово «ромэн» означает «цыган» — над названием нового театра долго не думали. К моменту создания театра сложившейся труппы еще не было. В первый состав позднее вошли всего 20 человек. Всех артистов обучали грамоте, вокалу, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству. Художественным руководителем стал Моисей Гольдблат.
Первые постановки играли исключительно на цыганском языке. Затем решили, что понимать диалоги и песни должны все зрители без исключения, и постепенно стали вводить русский. Спектакль «Цыганы», например, был двуязычным: в первых сценах герои говорили на цыганском, а после появления главного героя — на русском.
В 1930-е годы главной звездой театра была легендарная Ляля Черная. Темноволосая красавица сыграла более 35 ролей в спектаклях, а также снялась в фильме «Последний табор» Евгения Шнейдера и Моисея Гольдблата. Со временем здесь появились постановки по произведениям Александра Куприна, Максима Горького, Проспера Мериме и других классиков. С 1940 года со сцены стал звучать только один язык — русский.
В годы войны актеры «Ромэна» выступали на передовой, заботились о раненых. Все средства, которыми располагала труппа, были отданы на создание бомбардировщика, названного в честь театра — «Ромэновец».
Где живут ромэновцы
Долгое время своего здания у театра не было. Сперва артисты обосновались в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где выступали более 20 лет. Затем они переехали в бывший особняк купцов Ляпиных на Большой Дмитровке, и только в 1969 году у труппы появился свой дом.
Артисты вернулись туда, где когда-то выступали их предшественники, — на Ленинградский проспект, там раньше находился ресторан «Яр». Теперь здание стало частью престижной гостиницы «Советская». Театр занял также и соседние помещения. Там он остается и сегодня.
В 2005 году здание отреставрировали — отремонтировали старинные двери и восстановили декор в стиле модерн. Полностью обновили фасад, оборудование и зрительские места, усилили фундамент, заменили сценические конструкции, утеплили стены.
Даже после обновления в интерьере осталось много приветов из прошлого: мраморные полы, лепнина на потолке, роскошные люстры. Доски на сцене еще помнят поступь оперного певца Федора Шаляпина — частого гостя «Яра». А Николай Сличенко, который возглавляет «Ромэн» с 1977 года, в 2014-м отпраздновал свое 80-летие именно здесь.
Под руководством Сличенко
Николай Алексеевич Сличенко пришел в театр в начале 1950-х. В Москву из цыганского колхоза под Воронежем в 17 лет он отправился с билетом в один конец, узнав, что в столице есть цыганский театр. В интервью Сличенко часто говорит, что если бы его не приняли в «Ромэн», обратно он просто не смог бы вернуться — не было денег. Юношу заметил художественный руководитель Петр Саратовский. Попросил спеть, станцевать — все понравилось. Позже маститый актер Сергей Шишков скажет о Сличенко: «Наконец-то мне пришла замена!» Так молодого актера взяли во вспомогательный состав труппы. А в 1977 году, после 26 лет в театре и окончания режиссерских курсов при ГИТИСе, он стал главным режиссером и художественным руководителем «Ромэна».
Сличенко сыграл в более чем 60 спектаклях, создал постановки, ставшие легендарными, — «Грушенька», «Живой труп», «Мы — цыгане».
Также Николай Сличенко руководит цыганской студией в Театральном институте имени Щукина, заработавшей в 2005 году. Оттуда артисты попадают прямиком на сцену «Ромэна».
Главная цель у него всегда была одна — сделать так, чтобы о театре заговорили во всем мире, и это удалось. «Ромэн» объездил с гастролями множество стран, спектакли собирали полные залы.
Что смотреть в театре
«Мы — цыгане» — пожалуй, визитная карточка театра, спектакль, который показывают уже больше 40 лет. Его полюбили во всем мире (особенно почему-то в Японии), а московские поклонники на него приходят семьями. В основе — история цыганского народа, пути от Древней Индии и Египта к поискам малой родины в России. Главное здесь даже не сюжет, а демонстрация яркой национальной культуры. Это единственный спектакль, в котором занята вся труппа.
Постановка «Поющие струны души» рассказывает о том, как появился «Ромэн», о первых 10 годах его существования, а также об основателях и главных звездах.
«Здравствуй, Пушкин» — спектакль, поставленный Георгием Жемчужным по пьесе Арнольда Гессена и Ивана Ром-Лебедева. В заглавной роли — еще один представитель знаменитой династии молодой актер Андрей Жемчужный. Постановка посвящена пушкинской болдинской осени и созданию поэмы «Цыганы».
«Колокола любви» — еще одна работа Георгия Жемчужного. Музыкально-романтическая фантазия в двух частях создана по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Вообще многие спектакли здесь ставят по пьесам, написанным специально для «Ромэна». Это, например, «Цыганская невеста» Радмилы Богдановой, «Бриллианты и любовь» и «Подкова счастья» Николая Лекарева. Все постановки непременно сопровождаются музыкально-танцевальными номерами — спектаклей без песен и танцев просто нет.
Если в афише вы видите «А у нас сегодня концерт», значит, в этот вечер будет особенно много музыки. В программе часто меняются песни, поэтому на него можно смело идти несколько раз. Открывается он всегда знаменитой «Величальной», которой гостей встречали еще хоровые цыгане, обязательно звучат романсы «Дорогой длинною», «Две гитары», задорные «Бричка», «Кумушка» и многие другие.
Еще в театре будет долгожданная премьера — покажут восстановленный спектакль «Грушенька», который Николай Сличенко поставил одним из первых. Спектакль создан по мотивам «Очарованного странника» Николая Лескова.
Костюмы, Зайцев и рояль
Костюмы к легендарному спектаклю «Мы — цыгане» созданы по канонам 1970-х годов. Многие наряды для постановок создал модельер Вячеслав Зайцев. Для новых работ художники и мастера делают костюмы по свежим эскизам.
Пеструю сценическую одежду можно увидеть и в специальном зале, отведенном под постоянную экспозицию. Традиционный наряд цыганки состоит из рубашки и юбок, шали, повязанной на талии, а также фартука и платка. Увидеть здесь можно и архивные фотографии.
Каждый вечер перед представлениями в выставочном зале звучит живая музыка. Ведь нужно же создать зрителю настроение еще до того, как он займет свое место в зале.
«Ансамбли есть в разных странах, но цыганский театр один»: Николай Сличенко о «Ромэне», войне и счастливом браке
— Театру «Ромэн» в этом году исполняется 90 лет. Как появился театр и какую дату вы считаете днём его рождения?
— В 1930 году среди московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра. Идею поддержал Луначарский. И не только потому, что в этот период в Советском Союзе стали создавать национальные театры. С того времени, когда цыгане поселились в России, русскую культуру невозможно представить без цыган и цыганской песни. У истоков студии были выдающийся цыганский литератор Иван Ром-Лебедев и режиссёр Моисей Гольдблат, ставший первым художественным руководителем коллектива.
24 января 1931 года состоялось торжественное открытие, а в конце того же года, 16 декабря, актёры цыганской студии показали свой первый музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах».
Спектакль рассказывал о сложном переходе цыган к оседлой жизни и о молодёжи, порывающей со своим кочевым прошлым.
После успешной премьеры студию преобразовали в цыганский театр «Ромэн».
— Прошло 90 лет. Неужели «Ромэн» по-прежнему остаётся единственным в мире цыганским театром?
— Ансамбли, театральные и танцевальные компании есть в разных странах, но репертуарный цыганский театр один. И это «Ромэн».
— В этом году и у вас профессиональный юбилей — 70 лет назад вы поступили в труппу театра. Как это было?
— Я пришёл к театру 16-летним мальчишкой в 7 утра 19 июня 1951 года. Пришёл и стал стучать в дверь. В те годы «Ромэн» располагался в Большом Гнездниковском переулке. На мой стук вышел человек, спрашивает: «Чего тарабанишь?» Я ему: «Приехал в театр поступать». А мне в ответ: «Ты что, с ума сошёл? Такая рань! Приходи в 11». Я стоял, ждал. Стали появляться артисты. Всем входящим в театр я говорил: «Здравствуйте». Меня приняли по-доброму.
— Что вы умели, когда пришли наниматься в труппу?
— Конечно, моя учёба началась уже в театре. Я знал все спектакли наизусть, вошёл во все спектакли, в массовые сцены. Я трудился очень много.
Это было посвящение себя театру, влюблённость в него до крайности. Ничего другого в моей жизни не было, и до сих пор это так.
Ну, а дальше всё пошло своим чередом: первые роли, учёба в вечерней школе, ГИТИС, педагоги. Гончаров Андрей Александрович — один из выдающихся советских режиссёров. Я был его студентом.
— Во время Второй мировой войны фашисты целенаправленно уничтожали цыган. Вы потеряли отца. Как это произошло?
— Это невероятная трагедия.
Его расстрел — это жуткая история. Когда его вместе с большим количеством народа арестовали (кстати, там были не только цыгане, но и люди других национальностей), мы стали искать, где он находится. Через какое-то время нашли. Приходим к воротам, через которые их должны были вывозить. Утро. Крещение. Очень холодно. Наконец машины одна за одной стали выезжать из ворот. Заключённые лежат на дне кузова, а фашисты стоят над ними с автоматами. Одна, вторая, третья. Стоим растерянные. Вестей-то никаких. И вдруг в одной из машин поднимается человек, быстро выбрасывает на дорогу свою шапку, тут же получает прикладом по голове, падает. И на этом всё закончилось. Машины уехали, ворота закрылись. Все, кто пришёл туда искать своих, бросаются к шапке: каждый надеется узнать в ней шапку своего близкого. Смотрим и мы. И узнаём шапку папы. Это была его последняя весточка нам. Больше мы папу никогда не видели.
— Ваша жена Тамилла — талантливая актриса. Вы вместе больше 50 лет. Как начался этот роман и в чём секрет вашего семейного счастья?
— Она яркая актриса, много знаковых ролей сыграла в театре. Мы дружили с Тамиллой пять лет, играли в одних спектаклях. Тогда молодёжь по-другому была воспитана. Сначала люди узнавали друг друга — и только потом создавали семью.
Однажды мы возвращались с гастролей в Тбилиси. Когда все вошли в самолёт, заняли свои места и пристегнули ремни, я подошёл к Тамилле, присел на поручень её кресла, как бы на минутку, чтобы что-то сказать. Потом Тамилла призналась мне, что именно в тот момент она поняла, что я буду её мужем.
Дети рождались, и мы были рады, и никогда не высчитывали, а хватит ли нам денег ещё на одного ребёнка. Всю нашу жизнь мы прожили в счастье.
Семья для меня — самое дорогое в моей жизни.
— Как театр пережил непростой 2020 год?
— Мы освоили новые формы общения со зрителями, онлайн-формат. К Международному дню театра 27 марта на YouTube-канале транслировалась акция «Ночь в театре». Были подготовлены концертная программа «Цыгане на дорогах войны», посвящённая юбилею Великой Победы, и документальный фильм о цыганах — участниках войны. Празднику Победы также был посвящён онлайн-марафон «Песни военных лет» с 7 по 11 мая, который посмотрели около 30 тыс. человек. Международный день цыган 8 апреля наши артисты отметили видеороликами, снятыми в домашней атмосфере.
24 сентября, на открытие 89-го театрального сезона, которое было посвящено героям нашего времени (так мы назвали акцию, посвящённую врачам, борющимся с коронавирусом), были приглашены сотрудники ковидного отделения института имени Склифосовского и ковидных госпиталей Северного административного округа. Для них был сыгран спектакль «Мы — цыгане».
Но пандемия повлияла на наши гастрольные планы: пришлось отменить участие театра во Всероссийском фестивале национальных театров «Федерация» в Грозном. На этот год перенесены гастроли в Финляндии и участие в фестивале «Русский Авиньон» во Франции. Надеюсь, всё закончится — и они состоятся.
— Какие события ждут зрителей в юбилейном для театра году?
— События уже начались: 16 декабря прошедшего года мы отметили наш 89-й день рождения и начали обратный отсчёт до празднования 90-летнего юбилея. Праздник прошёл в кругу друзей. Первым ярким событием стало открытие выставки «Душа в искусстве». В ней участвуют художники России, Великобритании, Египта, Канады, Литвы, Сербии. В феврале наша молодёжь готовит премьеру концертной программы «Дрома ромэн» («Дороги цыган»). Начали они эту работу самостоятельно, переосмысливая традиционные формы и жанры. Это эксперимент для театра, получился ли он — решат зрители. Задумок и планов на юбилейный сезон много, но про все пока повременю рассказывать — боюсь сглазить.
Театр длиною в жизнь: судьба главного цыгана СССР Николая Сличенко
Еще в 16 лет, мечтая о сцене легендарного театра «Ромэн» юный Коля, отправился в Москву. Провожали парня всем колхозом, а чтобы он мог добраться до столицы даже продали мешок пшеницы.
Фото, видео: www.globallookpress / АГН Москва
Умер народный артист СССР и худрук театра «Ромэн» и главный цыган страны — Николай Сличенко. Его уход из жизни стал настоящей потерей для близких и коллег. 5-tv.ru рассказывает, чем прославился Николай Сличенко и какой вклад он внес в развитие театральной жизни.
Семья
Николай родился 27 декабря 1934 года в Белгороде в семье оседлых цыган-сэрвов. Его непростое детство выпало на военные годы, во время которых он потерял многих родных. В частности, на глазах маленького мальчика расстреляли отца в 1942 году…
После окончания войны семья поселилась в цыганском колхозе в Воронежской области. Именно в этот период он узнал о существовании цыганского театра в Москве.
Театральные годы
В 1951 году он стал артистом вспомогательного состава в музыкально-драматическом цыганском театре «Ромэн». С этого момента его карьера на театральном поприще круто пошла вверх. Уже на следующий год ему посчастливилось заменить на сцене заболевшего актера в выездной постановке «Четыре жениха» по пьессе Ивана Хрусталева. С тех пор его начали вводить в репертуар спектаклей на главные роли.
«Его пение и танцы вызывали одобрение односельчан, которые рассказывали ему о существовании в Москве театра „Ромэн“. Коля обрел мечту поехать в столицу в театр „Ромэн“, где талантливого 16-летнего паренька приняли во вспомогательный состав цыганского театра», — отмечают в театре.
К слову, провожали его в столицу всем цыганским колхозом. Чтобы ему хватило денег на дорогу до Москвы, даже продали мешок пшеницы.
Николай Сличенко сыграл более 60 ролей в театре, снялся во множестве фильмов, в том числе в картинах «В дождь и солнце», «Трудное счастье», «Мы — цыгане». А после роли конника по имени Петря Бессарабец в картине « Свадьба в Малиновке» его полюбили все женщины Советского Союза. Его популярность при этом продолжала расти. Рассказывают, что после празднования одного из юбилеев для вывоза букетов потребовалось около десяти грузовиков. А желающих высказать слова почтения было столько, что пришлось перекрыть улицу.
Спустя 26 лет работы в театре «Ромэн» он занял пост художественного руководителя.
Народный артист РСФСР Геннадий Хазанов, отзываясь о Сличенко сказал, что он обладал не только музыкальным даром, редким голосом и мастерством, но и удивительными человеческими качествами.
«На заре своей актерской юности я испытал на себе мощное влияние дарования Николая Алексеевича. Оно на меня действовало совершенно магически. Я сбрасывал с себя все оковы и зажимы, которые нес в себе, и не мог с ними расстаться до встречи с этим замечательным артистом», — рассказал он в интервью ФАН.
Kino-teatr.ru
Полученный профессиональный стаж позволил Николаю делится опытом с учениками. Так, в 2001 году он стал профессором и академиком Международной академии театра. С 1978 года преподавал в музыкальном училище имени Гнесиных. Почти 20 лет назад создал Цыганский национальный курс при Театральном институте имени Бориса Щукина.
За время жизни Сличенко стал обладателем множества государственных наград и премий, в том числе он был награжден орденом Почета.
«Певец с божественным тембром голоса, актер, режиссер, педагог, музыкант. Гагарин, Пушкин, Есенин в цыганском народе. Такие люди, если и повторяются, то не раз в сто, а раз в пятьсот или тысячу лет. Благодаря ему весь мир обрел иное отношение в плане нашей нации. Своим талантом открыл новую громадную страницу культуры цыган», — подчеркивал в интервью 5-tv.ru режиссер театра «Ромэн» Николай Лекарев.
Личная жизнь
Семейная жизнь, согласно открытым источникам, принесла народному артисту СССР четверых детей, одного внука и двоих правнуков.
Николай был женат дважды. Первый брак распался из-за неверности актера. Супруга неоднократно видела его в обществе фанаток, которые, как известно, расплачивались за него в общественных местах. Смириться с разгульным образом мужа она не смогла и подала на развод. Спустя некоторое время Сличенко встретил другую женщину.
Линия жизни его первой возлюбленной сложилась трагично: их общий сын Алексей из-за своих пристрастий к игромании лишил мать квартиры, задолжав крупную сумму. Женщина была вынуждена поселиться в дом престарелых, где по признанию знакомых, она хранила пластинки и фотографии бывшего супруга.
Со второй возлюбленной он построил семью и прожил вместе более 60 лет. Этот брак смог вынести сумасшедшую славу Николая и сделать обоих счастливыми. В семье родились дочь и два сына. Тамилла Сличенко продолжила семейную традицию и вошла в состав труппы театра «Ромэн».
К слову, много известно и о единственном внуке Николая Алексеевич Сличенко, полном тезке прославленного деда. Он родился в семье младшего сына Алексея. Еще будучи совсем юным Коля принял участие в телевизионном проекте «Фабрика звезд-3». После окончания ГИТИСа в 2009 году он играл в университетском театре, а потом переехал в Индию и вернулся оттуда другим человеком, решив не связывать свою судьбу с музыкой. Известно, что у него родились двое детей. Он занимается торговлей сувенирами о йоге и индийской культуре.
Внук — Николай Алексеевич Сличенко. Facebook @slichenko
Последние годы
Известно, что в последнее время Николай Сличенко-старший тяжело болел и был госпитализирован в мае этого года. Незадолго до этого он проходил лечение, но терапия не помогла, у него произошло обострение болезни легких и он был направлен в отделение реанимации.
Народный артист СССР умер 2 июля 2021 года в возрасте 86 лет. Причина смерти пока не называется. По сообщению работников театра, Сличенко не болел коронавирусом.
Прощание с главным цыганом СССР пройдет в его родном театре «Ромэн». О дате будет сообщено отдельно.
globallookpress / Ekaterina Tsvetkova