Технология как предмет это

6 отличий «технологии» от «труда»

Часто, глядя на школьное расписание, родители с сожалением констатируют, что из него исчезли такие предметы, как труд, астрономия, чистописание, а вместо них появились какие-то непонятные уроки по технологии, финансовой грамотности и основам религиозных культур. «О!» вместе с центром художественно-эстетического и физического образования «Просвещение» запускает серию материалов, посвященных современным школьным предметам. Чему на этих уроках учатся наши дети? Где им пригодятся полученные навыки? Чем современный подход к преподаванию отличается от системы обучения ХХ века? Давайте разбираться вместе.

Технология как предмет это. Смотреть фото Технология как предмет это. Смотреть картинку Технология как предмет это. Картинка про Технология как предмет это. Фото Технология как предмет это

Предмет «технология» появился в расписании у школьников на замену «труду». Правда, со сменой названия особенных корректировок в учебном плане не произошло, ученики на этих уроках делали всё то же самое, что и раньше: чертили, вырезали, лепили и клеили. Однако сейчас различия найти всё же можно.

Разные цели

Цель уроков труда в начальной школе — научить детей работать руками, для этого школьники с учителем делали поделки из пластилина, бумаги, картона, ткани, шишек и других материалов. Цель уроков технологии в начальной школе — не сделать поделку, а научить детей общим принципам создания изделия. В процессе работы они поймут, что любое изделие независимо от материала изготавливается по плану, что перед началом работы нужно разложить на столе материалы и инструменты, чтобы легко было найти нужное.

Технология предполагает работу с компьютером

Компьютеры — одно из вспомогательных средств для освоения технологии. Они помогают найти информацию, создать эскиз и построить чертёж будущего изделия. Очень важная для любого младшего школьника задача: освоить приемы работы с компьютером, научиться искать информацию в разных источниках, в том числе в интернете. Этому ребят обучают как раз на уроках технологии.

Дети учатся делать реальные опыты и эксперименты

В начале обучения детям важно научиться работать с ножницами, карандашом и линейкой, циркулем и другими инструментами, узнать о свойствах разных материалов.

Кстати, прежде чем сделать вывод о свойствах тканей, бумаги, картона или природных материалов, дети с ними экспериментируют. Что легче согнуть — картон или бумагу? Что будет с бумагой и с тканью, если их смять? Как соединить природные материалы? Если ребята попробуют всё это проделать сами, они легче и быстрее усвоят теоретический материал. Теория помогает и в практической деятельности: когда дети знают, что такое пластилин, картон, бумага, натуральные и синтетические ткани, какие у них свойства и как эти свойства можно использовать в работе, им легче придумывать собственные изделия.

Милые вещи из старой доброй советской школы — человечков из желудей, машинки из картона, вышитые салфетки — дети будут изготавливать и на уроках технологии, ведь общие принципы создания изделий школьники изучают на конкретных примерах. Причём эти примеры подобраны не бессистемно, а подчинены общей логике курса.

На уроках проходит ранняя профориентация

Во всех учебниках технологии есть рассказы о профессиях. Например, в учебниках по «Технологии» и дети вместе с мастером-Бобром путешествуют по мастерским — пластилиновой, бумажной, текстильной, природной. Знакомятся с работой скульптора, дизайнера, модельера, кондитера и других специалистов. А из учебника «Технология» ученики узнают о том, как люди работают в сельском хозяйстве и в промышленности, строят дома, готовят вкусные торты и пирожные, шьют одежду, делают город красивым и удобным для жизни, добывают полезные ископаемые, возят грузы. Они видят, как работает техника в быту и на производстве, ставят опыты по очистке воды, использованию силы ветра, проращиванию семян. Все изделия, которые ученики изготавливают, не только дают им необходимые технологические умения, но и помогают в игровой форме изучать другой школьный предмет — «Окружающий мир».

Технология как предмет это. Смотреть фото Технология как предмет это. Смотреть картинку Технология как предмет это. Картинка про Технология как предмет это. Фото Технология как предмет это

Полученные знания можно применить на практике

Технология — единственный школьный предмет, который помогает ученикам на практике применить знания, полученные на других уроках. Чтобы выполнить чертёж, нужно правильно отмерить длину и ширину, а для этого надо знать математику. Знания о материалах, производстве, народных промыслах не только помогут в изготовлении изделий, но и пригодятся на уроках окружающего мира. При подготовке к защите проекта ученики используют знания, полученные на уроках русского языка, чтобы грамотно построить выступление.

Ещё больше возможностей у уроков технологии в основной школе. Ученики могут обсудить растениеводство и животноводство — а это биология. Когда они изучают свойства материалов, они на практике применяют знания по физике и химии. Алгебра и геометрия помогают им с расчётами и графическими построениями. И все эти знания лучше усваиваются именно потому, что ребята применяют их на практике! Они видят не сухие факты из учебников, а технологии, которые реально меняют мир — здесь и сейчас.

Школьники получают навыки ХХI века

Уроки технологии помогают ребёнку адаптироваться к меняющемуся миру. Они дают ему информацию о современных технологиях и профессиях, показывают, как на практике применить знания по другим школьным предметам, учат думать своей головой, а не быть просто исполнителем, который работает по готовому плану. А ещё подсказывают, как решать постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи, и в конечном итоге помогают приобрести те знания и навыки, которые понадобятся будущему профессионалу в его карьере.

Источник

Предмет «Технология» в системе обучения и воспитания подрастающего поколения

Происходящие экономические, политические и социальные преобразования в России требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования.

За два десятилетия после формулировки этого определения представления о технологиях значительно расширились, понимание технологий вышло за рамки производственных процессов и органически связалось с непроизводственными сферами жизни.

Образовательная область «Технология» с 1 сентября 1993 года включена в инвариантную часть базового учебного плана общего образования в школах России. Она может оказать существенное влияние на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.

Современные тенденции общественного развития, ориентация системы образования на личностно сориентированную модель подготовки подрастающего поколения, влияющую на развитие конкретного ученика, переход к вариативному обучению по выбору, появление новых методик и технологий обучения и воспитания, социализация школы потребовали серьезного анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта работы в области технологического образования молодежи.

Мировой опыт ускорения научно-технического прогресса (США, Япония, Италия, Германия) показывает, что в последнее десятилетие спрос на неквалифицированный труд резко падает. Так, в США 90% профессий требуют образования выше среднего, в Японии 80% заняты в производстве со сложными технологиями в торговле, образовании, банковском деле, спорте и т.д. Эта тенденция характерна и для других высокоразвитых стран мира. Рост квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, связанный с внедрением в производство новой техники и технологий потребовал модернизацию как содержания, так и учебного процесса профессионального образования.

В современном значении научно-технический прогресс предстает как процесс освоения обществом открываемых естественными науками все новых законов и сил природы, все новых возможностей их использования путем превращения завоеваний науки с помощью создаваемых и непрерывно совершенствуемых машин, механизмов, приборов, приспособлений в органы общественной практики вообще и непосредственно в производительную силу в частности.

Сущность научно-технического процесса состоит в том, что он несет с собой качественные перемены в технологии производства, энергетике, орудиях и предметах труда, в организации управления, в характере трудовой деятельности людей. Он оказывает глубокое влияние и на облик работника, способствуя повышению образованности и культуры, расширению научно-технического кругозора. Характерной чертой нашего времени является все более интенсивное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Темпы роста экономики во все большей степени зависят от темпов научных исследований и внедрения их результатов в производство.

В связи с коренными изменениями, бурно протекающими во всех сферах жизни нашего общества, необходимо решать педагогические, дидактические и технологические задачи всех уровней образования молодежи в рамках страны. Новые социальные условия заставляют школу быть гибкой, динамичной, чуждой всякого шаблона и застоя. Решить эти новые задачи возможно ведя поиск новых педагогических технологий.

Изучение предмета «Технология» «. позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям».

«Главной целью нового учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

Это предполагает: средствами предмета «Технология» формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции».

Благополучие человека немыслимо без создания материальных и духовных благ, производства промышленной продукции и продуктов питания. В этом отношении мы далеко отстали от развитых стран мира. Наше производство и раньше имело низкие темпы роста, многие предприятия были низкорентабельными и убыточными. Сложившееся и устаревшее производство усугубляло экологическую обстановку на планете. Нерационально использовались земля, материальные ресурсы и сырье, в частности с большими и вредными отходами производства, загрязнением почв, водоемов, атмосферы. Грамотное решение этих общечеловеческих и других проблем невозможно без основательного технологического образования подрастающего поколения.

Важность развития технического мышления, технологической культуры молодежи признается сейчас во всем мире, проблемами обучения молодежи в рамках технологической культуры ЮНЕСКО занимается с 1950 года.

Сегодня в российском образовании усиливается внимание к дисциплинам практического цикла. Связано это с изменениями в структуре современного научного знания. На инженерные дисциплины смотрят теперь как на прикладные в цикле общего образования. Почему изменилось место технических дисциплин в общем образовании? Объясняется это тем, что технические науки занимаются исследованием всех видов практической деятельности человека.

Появление интегративного курса «Технология» вызвало существенные изменения в учебных планах общеобразовательных школ. Он нашел широкую поддержку даже при существующем консерватизме ряда педагогов, работающих по старым методикам.

Преподавание предмета «Технология» уже освоено школами западных стран. Изучен опыт работы, например, английских технологических школ. Однако ученые-педагоги России склонны к созданию своих технологических школ, на своей национальной основе, на базе разработок отечественных ученых и имеющегося опыта трудовой подготовки молодежи.

По мнению П. Р. Атутова «содержательная и процессуальная стороны «Технологии» как предметной области трудовой подготовки учащихся совпадают в значительной мере с реализацией политехнического образования в школе, которое включает в себя «Технологию» как один из важных элементов его содержания».

Технология в широком ее понятии может быть не связана с техникой. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Курс «Технологии» предназначен как для использования показа научных данных в сфере производства, так и для гуманитарных предметов по производству духовных ценностей. Новый предмет «Технология» вводится в эпоху всемирной технологической революции. Технологическая подготовка базируется на предметах общеобразовательной подготовки и должна пронизывать всю учебную и трудовую деятельность учащихся.

Технология определяется как совокупность процессов, знаний и умений, а также навыков по производству материальных и духовных ценностей. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.

Технология, как наука о преобразовании материи, энергии, информации по замыслам человека, определяет следующие задачи для школы: формирование технологической культуры; развитие творческих способностей; овладение умениями и навыками обработки материалов; формирование политехнических знаний и умений; воспитание трудолюбия как важнейшей нравственной ценности человека.

Симоненко В.Д. определяет концепцию «Технологии» как предметной области, способствующей решению следующих задач школы: политехнического образования; развития творческого мышления учащихся; воспитания школьников; формирования предприимчивости, деловитости, экономности; физического развития и здорового образа жизни; расширения гуманитарного кругозора; гуманизации образования; подготовки учащихся к профессиональному самоопределению; осуществления образования на разносторонней научной основе.

Предмет «Технология» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.

Проблемная направленность обучения в процессе выполнения проектов (обучение поиску проблем, изучение потребностей и спроса, установление оптимального варианта решения проблемы), должна ориентироваться на творческий подход к действительности, интеграцию содержания образования на основе комплексного подхода к трудовой деятельности.

В процессе изучения «Технологии» учащиеся должны уметь осуществлять разработку проекта (учащиеся должны быть способны воспроизвести весь процесс проектирования: от идеи до разработки реальных выполнимых предложений и оформления самого проекта); планировать предстоящую работу и изготавливать изделия (учащиеся должны быть способны изготавливать объекты, системы и элементы окружающей среды, разрабатывать план деятельности); давать оценку результатам своей деятельности (учащиеся должны быть способны оценить свою деятельность).

Интеграция предметов в «Технологии» должна способствовать формированию целостных представлений о технологической картине мира, выработке единой логики изучения учебного материала, устранению ненужных повторений, сокращению общих затрат времени, созданию единой методической системы, обеспечивающей экономию материалов, средств, уменьшения нагрузки преподавателей, повышения качества подготовки выпускников учебных заведений.

Таким образом, коренное изменение содержания образования касается введения новых педагогических и информационных технологий. Весь мир под эгидой ЮНЕСКО заявил, что XXI век будет характерен новыми педагогическими и информационными технологиями.

Источник

ТЕХНОЛОГИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Важность привития молодёжи технологической культуры в настоящее время признаётся во всём мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В связи с этим в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России включена новая образовательная область «Технология».

Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантивное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. Под базовым содержанием понимается минимальный объём знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебных заведений. Углублённое изучение разделов «Технологии» и профессиональная подготовка школьников могут осуществляться в рамках часов вариативной и факультативной частей учебного плана.

Школьные предметы предоставляют обычно множество разных проб для выяснения учениками своих способностей и желаний заниматься тем или иным видом деятельности, изучать или не изучать углублённо ту или иную область знания. Пробы, предоставляемые в предметной области «Технология», по замыслу имеют интегративный межпредметный характер. А само содержание предмета «Технология», входит в противоречие с традиционными уроками «труда».

Прежде всего, такие уроки должны информировать школьников минимум по трём направлениям:

*Труд человека в производстве (обработка основных материалов; технологические свойства материалов; инструменты и приспособления; основные трудовые операции; организация производства; сбыт и продажа продукции; рынок товаров; художественное конструирование изделий промышленности; обеспечение безопасности труда; экология производства; производственные кадры и др.).

*Труд человека в непроизводственной сфере (образование; культура; искусство; ремёсла; основное производственное оборудование; технологические процессы в основных областях деятельности здравоохранение; жилищное хозяйство; бытовое обслуживание населения; обеспечение безопасности труда; предпринимательская деятельность и др.).

*Труд человека в быту (эксплуатация и ремонт жилища; домашняя экономика; дизайн и обеспечение комфорта в доме; приготовление пищи; уход за больными, детьми и престарелыми; уход за домашними животными и цветами; трудовые обязанности членов семьи; художественное конструирование домашних изделий и интерьеров; обеспечение безопасности труда в семье; экология семейного хозяйства и др.).

Технология как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения?

Жизнь заставляет пересмотреть некоторые концептуальные положения теории трудовой подготовки в школе. Нельзя отрицать, что многое из того, чем руководствовались педагоги в процессе реализации идеи трудового, политехнического образования в средней школе, сегодня кажется не столь непреложным и незыблемым. Школьника нужно рассматривать в первую очередь как личность, а личность реализуется в разных видах творческой деятельности, в том числе и трудовой.

В течение всего периода обучения технологии в российской школе каждый учащийся, в соответствии с программой, должен выполнить 10 проектов, по одному проекту в год, начиная со 2 класса. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности.

Само понятие «технология», введённое в название нового учебного предмета, несёт совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т. д.). Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодёжи в общеобразовательной школе» (П. Р. Атутов, О. А. Кожина, В. П. Овечкин, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено, в конечном счёте, на развитие личности, её преобразующего мышления.

Образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций: 1. «Технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека. 2. Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. При этом возможно, впервые в истории отечественной школы, прямо говорится, что эта задача перекладывается на самих школьников. 3. Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты в области экономики и производства у него появляются качества активного участника процесса познания. 4. Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегративно ориентированный, проектно-созидательный. При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников.

Таким образом, формирование технологической культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго- и материалосберегающих, безотходных технологий, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей её реализации. Тогда понятие «подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни» приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, её нацеленность.

Источник

Технология как учебный предмет

Технология как предмет это. Смотреть фото Технология как предмет это. Смотреть картинку Технология как предмет это. Картинка про Технология как предмет это. Фото Технология как предмет это Технология как предмет это. Смотреть фото Технология как предмет это. Смотреть картинку Технология как предмет это. Картинка про Технология как предмет это. Фото Технология как предмет это Технология как предмет это. Смотреть фото Технология как предмет это. Смотреть картинку Технология как предмет это. Картинка про Технология как предмет это. Фото Технология как предмет это Технология как предмет это. Смотреть фото Технология как предмет это. Смотреть картинку Технология как предмет это. Картинка про Технология как предмет это. Фото Технология как предмет это

Технология как предмет это. Смотреть фото Технология как предмет это. Смотреть картинку Технология как предмет это. Картинка про Технология как предмет это. Фото Технология как предмет это

Технология как предмет это. Смотреть фото Технология как предмет это. Смотреть картинку Технология как предмет это. Картинка про Технология как предмет это. Фото Технология как предмет это

Прогресс современного общества невозможен без развития свободного творческого труда. А это, безусловно, требует от человека воспитания трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет.

Проблема формирования и развития трудолюбия злободневна в силу ряда причин:

— трудовая деятельность необходима для полноценного физического и психического развития личности человека;

— лишенный трудолюбия ребенок оказывается неадаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизнедеятельности;

— отсутствие у школьника потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности.

Решить эту проблему невозможно вне системы технологического образования. Поэтому формирование технологического мышления и технологической культуры школьников начиная с 1-го класса имеет принципиальное значение в общей системе образования, воспитания и развития подрастающих поколений.

В отличие от традиционного трудового обучения, в ходе которого происходит овладение трудовыми умениями и навыками исполнительской, функциональной деятельности и формирование соответствующих качеств человека, технологическое обучение во главу угла ставит интеллектуально-творческое развитие ученика, не только ориентирующегося в окружающей жизни, ее проблемах, но и способного преобразовывать мир и себя самого, умеющего находить способы и алгоритмы решения разнообразных жизненных задач, обладающего опытом проектной творческой деятельности.

Введение технологии как учебного предмета в практику обучения начальной школы позволит не только вооружить учащихся политехническими знаниями, общетрудовыми и специальными умениями, но и максимально развить их индивидуальные возможности и способности, сформировать целостное восприятие окружающей действительности.

Образовательная область «Технология» воплощает в себе идеи практического обучения детей, выдвинутые еще Я.А. Коменским, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и преломленные современностью. Этот предмет синтезирует развиваемые ранее направления трудового обучения в одну интегрированную модель, дающую учащимся достаточно полное представление о технико-технологической стороне окружающего мира, способствует более осознанному усвоению технологической культуры.

С учетом целей и задач технологического обучения ведущими видами деятельности учеников на уроках технологии наряду с традиционными являются дизайн-анализ изделий и услуг и особенно творческое проектирование. Внедрение проектного метода в учебный процесс позволит более эффективно реализовать задачи развития учащихся благодаря формированию у них общих приемов умственного труда, овладению алгоритмами решения разнообразных задач, воспитанию трудолюбия, воли, инициативности и других социально значимых качеств личности. Проектная деятельность готовит учащихся к реальным условиям жизни и современного производства.

В начальной школе освоение азов технологической культуры и введение в технологическую среду происходит с учетом возрастных возможностей и интересов учеников.

Этот период отличается развитостью эмоционально-образного восприятия, его тесной связью с действием. Но в младшем школьном возрасте уже начинается переход от образного к логическому мышлению на основе усвоения определенных понятий, правил и формирования представлений об объеме и пространстве. Поэтому в ходе технологического образования младших школьников должно происходить становление наглядных представлений о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий (обработка бумаги и картона, природных и текстильных материалов, древесины; освоение различных конструкторов; уход за растениями и домашними животными, самообслуживающий труд).

Пропедевтический этап технологического образования младших школьников может быть назван «Введение в технологические процессы». Именно в этот период должны закладываться основы графической, экономической, экологической, социально-бытовой культуры уче­ников и алгоритмы преобразовательной деятельности.

Технология как предмет это. Смотреть фото Технология как предмет это. Смотреть картинку Технология как предмет это. Картинка про Технология как предмет это. Фото Технология как предмет это

2. Учебники «Технология»

Учебник «Технология-1» написан в рамках программы образовательной области «Технология», но имеет и специфику в соответствии с авторскими творческими замыслами и возрастными особенностями младших школьников, особенно детей шестилетнего возраста.

Первоклассники-шестилетки не умеют свободно читать. Поэтому учебник содержит большое количество иллюстративного материала, опираясь на который, дети включаются в обсуждение информации, в коллективный поиск ответов на предлагаемые в учебнике вопросы, а также в деятельность, предусматривающую последовательное освоение различных видов труда и технологий в работе с доступными их возрасту материалами. Огромная роль в этом принадлежит, конечно же, учителю. Текст учебника предназначен детям, но прочитать его должен педагог. Причем текст должен стать основой для беседы с детьми: обсуждая с ними каждый вопрос, убедитесь, что ответить на него могут все учащиеся. Только после этого можно переходить к новому этапу урока. В учебник введены условные обозначения, рекомендующие определенный вид деятельности как для учителя, так и для учеников. Разъясните ученикам значение каждого знака и напоминайте в дальнейшей работе, о чем говорит значок перед текстом или рисунком. Урок технологии предполагает не только репродуктивную деятельность, в ходе которой дети выполняют трудовые действия и воспроизводят предлагаемый учителем объект. Это урок, направленный на осознанное восприятие школьниками учебной информации, конечным результатом которого является возможность творческого использования каждым ребенком багажа полученных знаний, умений и навыков. Многие задания рассчитаны на определенную степень самостоятельности и творчества детей. С этой целью мы предлагаем раздел для творческих работ «В мастерской технологий». И здесь тоже очень важно обсудить с детьми, что и как они будут делать. Помогите им понять смысл задания, выбрать изделие, объяснить непонятные или сложные моменты, показать, как выполняются сложные приемы работы.

Прежде чем приступать к работе, выясните с детьми, какие правила работы с тем или иным инструментом они уже знают, а с какими необходимо познакомиться.

Изучение каждого нового раздела (темы) учебника начинается с рисунка оборудования, необходимого для урока. Здесь учитель, рассматривая его вместе с детьми, рассказывает о назначении и устройстве того или иного инструмента или приспособления, а позже, непосредственно перед практической работой, обращает внимание школьников на то, как рациональнее разместить инвентарь на рабочем столе.

В рамках учебника предусмотрена разнообразная практическая и теоретическая деятельность младших школьников. В теоретических положениях содержатся вопросы материаловедения, которые предусматривают наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги и ткани в сравнении друг с другом, а также изменений этих свойств от разного вида воздействий на материал — сминания, смачивания и других. Рекомендуются наблюдения и опыты проводить и по другим разделам, в том числе по сельскохозяйственному труду.

Ознакомление с основными понятиями, технологическими терминами и операциями осуществляется на доступном для детей шестилетнего возраста уровне, при этом соблюдается принцип научности и политехнизма.

Все параграфы учебника можно объединить в семь тематических блоков-разделов: «Что такое технология», «Труд людей на земле», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой», «Пришиваем и вышиваем: работа с текстильными материалами», «Работа с конструктором», «Дела домашние». Отдельный раздел — «В мастерской технологий» — содержит выкройки и рисунки для творческих работ детей.

Каждый вид практической работы представлен в виде алгоритмов, с подробным пошаговым описанием, а задания имеют как репродуктивный, так и творческий характер. Вариативность заданий дает возможность не загонять учебный процесс в строгие рамки, предоставляет возможность учителю изменять его в соответствии с материальными возможностями школы и класса, региональными особенностями учебных программ, а также интересами и склонностями детей и самого учителя. Каждый учитель вправе внести изменения и в подбор объектов труда, ориентируясь на конкретные обстоятельства и уровень подготовленности детей к той или иной предметной деятельности.

Хотим обратить Ваше внимание на нарочитую «несовременность» художественного оформления и дизайна учебника. Главная эстетическая идея художника — «тихая жизнь», неагрессивность, приглушенность красок, внимание к их оттенкам и нюансам, к гармонии и согласию общей цветовой картины каждого книжного разворота. Так без слов мы приглашаем детей к неторопливому созерцанию, любованию окружающим миром, открытию разнообразия воплощения красоты.

В первом учебнике технологии подчеркивается «одушевленность» предметов, штучность, рукотворность изделий и предметов, создающихся человеком без машинных технологий, когда труд еще не отделен от его результатов. Вот почему в каждом из них узнается индивидуальность мастера, «почерк» его руки, действующей на глаз, без линейки и циркуля.

Хорошо, если для Ваших учеников станет привычкой носить с собой карандаш и блокнот, чтобы всегда можно было внезапно пришедшую идею, проект изделия закрепить для памяти в свободном, беглом наброске, эскизе. Это очень эффективный прием для развития зоркости глаза и точности руки, первый шаг к творчеству.

Очень хотелось бы, чтобы главным результатом уроков технологии стали такие «неосязаемые» показатели, как радость и удивление. Радость открытий и удивление способностью человека быть творцом, созидателем, преобразователем. Готовясь к очередному уроку, подумайте, как и чем Вы удивите детей, как раскроете тему урока, чтобы разбудить мысль, желание научиться мастерству, испытать свои силы, проявить догадку, смекалку, находчивость.

Так, на первом уроке, знакомя детей с учебником и предметом, которые они будут изучать, можно провести игру «Посмотри вокруг себя: что и для чего сделано» или «Как человек изобрел. ».

Главное, чтобы дети увидели обычные предметы с новой стороны: как они изобретены, для чего нужны людям.

Все вокруг нас, чем мы пользуемся каждый день, когда-то было изобретено, придумано и сделано впервые. Вот обычный шкаф. Но когда-то кто-то придумал его. Для чего? Какие теперь существуют шкафы? И т.д. Принесите на урок, например, гусиное перо и современные ручки или старинный деревянный рубель для разглаживания белья и утюг. Спросите: что общего в этих предметах? Кем они были изобретены, придуманы? Для чего? Как и почему они изменялись, преобразовывались с течением времени?

Не забывайте каждый раз обращаться к опыту детей и, опираясь на уже известное им, расширять их представления о предметном мире, о возможностях и способах его преобразования, изменения. Таким образом Вы будете развивать технологическое мышление детей, исподволь подводить их к осознанию процесса преобразовательной деятельности, т.е. технологии решения любой задачи — от идеи (замысла, обусловленного какой-то потребностью человека) до поиска способов ее реализации.

Кроме того, на простейших примерах изобретения привычных вещей и предметов можно на доступном для детей уровне объяснить, как совершаются открытия, как «работает» мысль изобретателя, а значит, подготовить учеников к их собственной проектной деятельности в следующих классах на уроках технологии.

Первая тема в учебнике называется «Что такое технология». Она является вводной и в то же время сквозной для всего цикла обучения технологии с I по IV класс. Здесь дети впервые знакомятся с понятием «технология», анализируют взаимоотношения человека с природой. Рассматривая технологию как способ использования и изменения того, что дает человеку природа, необходимо подчеркнуть важность формирования культуры взаимоотношений с окружающим миром, воспитания чувства ответственности за результаты своих действий. Опираясь на социально-бытовой опыт детей, в процессе беседы выясните и углубите знания школьников о том, что такое природа, в чем ее многообразие, подчеркните, что человек и природа единое целое. В дополнение к учебнику можно предложить ученикам подумать над такими вопросами: как человек использует природные богатства? Какие продукты, необходимые для жизни, получает человек, изменяя то, что существует в природе?

Расскажите детям, что получают люди, преобразуя землю и недра (продукты питания, технику, одежду, строительные материалы и т.д.). Предложите самим составить рассказ о том, для чего человеку необходимы животные (пища, ткани, одежда, предметы быта, средства передвижения, рабочая сила и т.д.).

Дети должны сделать вывод о том, что без природы жизнь человека невозможна, что человек — часть природы, и задуматься о том, как нужно относиться к природе и почему.

Важно объяснить детям: все необходимое для жизни человек производит, изменяя, преобразовывая то, что дает ему природа, с помощью определенного способа действий — технологии. Причем технологии постоянно развиваются и совершенствуются человеком. Можно привести примеры простейших технологий — приготовление бутербродов, выращивание растений и т.д. (дети называют другие технологии, опираясь на свой жизненный опыт).

Следующим важным моментом является формирование у школьников понятия «труд», осознание его роли в преобразовании природы, а значит, и в создании новых технологий, предметов и продуктов, необходимых для жизнедеятельности человеческого общества. Дети, получив представление о видах труда (умственном, физическом, домашнем), смогут рассказать о труде своих родителей, различных профессиях.

На примере известных и знакомых им профессий нужно сделать вывод о том, что такое профессия. Дети назовут инструменты, которые необходимы героям странички, а учитель подчеркнет, что без инструментов невозможно достичь желаемых результатов в том или ином виде труда и что каждый инструмент имеет свое устройство и назначение.

Если есть такая возможность, проведите экскурсию на пред­приятие: промышленное, бытового обслуживания, сельскохозяйственное, где учащиеся смогут познакомиться с какой-либо технологией, профессией, видом труда. Итогом экскурсии может быть задание нарисовать увиденное или составить устный рассказ и сделать вывод о том, чем отличается труд от игры.

Дома с помощью родителей дети подготовят рассказ о какой-либо профессии или о домашнем труде, о технологиях, которые применяются в той или иной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *