Технология обучения как исследования
Презентация по теме «Технология обучения как учебного исследования»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Технология обучения
как учебного исследования
Выполнила:
учитель начальных классов Шуйтасова А. А.
Описание слайда:
«Значительное влияние на поведение
и деятельность оказывает то знание,
которое самостоятельно усвоено человеком
и связано с открытием, сделанным им самим»
Описание слайда:
Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений
Описание слайда:
Учебно-исследовательская деятельность
форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Цель исследовательского метода обучения
преодолеть элементы механического усвоения знаний;
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
познакомить их с методами исследования.
Описание слайда:
Основные направления исследовательской работы
Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования
Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях
Подготовка, организация и проведение олимпиад.
Описание слайда:
Основные задачи педагога
актуализация исследовательской потребности ученика;
вовлечение в поисковую деятельность
создание условий, стимулирующих познавательную активность
доведение ученика до результативности в деятельности;
содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности
помощь в выработке индивидуальной стратегии познания
поиск средств, активизирующий процесс познания
Описание слайда:
Принципы исследовательской деятельности
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы. При этом «уровень » учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности.
Описание слайда:
1 ЭТАП
Мотивация исследовательской деятельности
Этапы учебного исследования
Предъявление учащимся фактов, противоречивой, информации, создание проблемной ситуации.
Мотивирующая задача должна показать учащимся более общие проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.
Описание слайда:
Инициирование постановки вопросов учащимися;
Помощь в самоопределении в отношении объекта исследования;
Постоянное внимание со стороны учителя.
Этапы учебного исследования
2 ЭТАП
Формулирование проблемы
Описание слайда:
Предложить учащимся различные методы решения задач исследования;
Оказать помощь в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в обобщении данных, в формулировке собственного взгляда на проблему;
Рассмотреть различные подходы, схемы, шаблоны для обобщения информации и фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования.
Этапы учебного исследования
3 ЭТАП
Сбор, систематизация и анализ фактического материала
Описание слайда:
прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность;
не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.
Этапы учебного исследования
4 ЭТАП
Выдвижение гипотез
Описание слайда:
Позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки.
Если результаты испытаний совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает.
Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости
Этапы учебного исследования
5 ЭТАП
Проверка гипотез
Описание слайда:
Ложность гипотез может быть определена с помощью контрпримеров.
Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.
Этапы учебного исследования
6 ЭТАП
Доказательство или опровержение гипотез
Описание слайда:
1) Организатор формы и условия исследовательской деятельности.
2) Пропагандист готовых научных решений и выводов.
3) Постоянно ставить такие задачи, которые заставили бы детей «шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное».
Описание слайда:
Описание слайда:
Уровни исследовательского обучения
ПРОБЛЕМА
МЕТОД РЕШЕНИЯ
Учитель ставит проблему и намечает метод решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее
Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Возможен групповой, коллективный поиск
Ученик ставит и решает проблему самостоятельно
Описание слайда:
Привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.
Учащийся ставится в ситуацию,
когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем
Учитель направляет процесс познавания, координирует действия
Описание слайда:
Условия, при которых любое умозаключение будет выслушано и рассмотрено
Исследовательская деятельность
Условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку
Развитие логического мышления
Рост интеллектуальных возможностей и творческой активности
Повышение качества знаний
Описание слайда:
стремление наблюдать и экспериментировать
самостоятельный поиск
новых сведений о мире
Описание слайда:
Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т.– М.: Народное образование, 2005-2006.
https://petyaksheva.ucoz.ru/index/tekhnologija_obuchenija_kak_uchebnogo_issledovanija/0-79
https://studref.com/665074/pedagogika/tehnologiya_obucheniya_uchebnogo_issledovaniya
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Технология исследовательского обучения
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце 19 века теория и методика исследовательского обучения начинает особенно активно разрабатываться в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого.
Основные направления исследовательской работы:
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся:
Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для сверстников.
Для того чтобы исследовательская деятельность ученика стала продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на следующие принципы:
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося.
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, конечно, самих учеников. При этом «уровень » учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.
Этот принцип предполагает формирование у школьников исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус ценности. Личностно ориентированное взаимодействие предусматривает специально организованное диалоговое общение педагога с учеником. Во взаимодействии учителя и ученика важно, чтобы учитель не вел подопечного «за руку» к решению задачи, а выступал как человек более опытный в поиске ответов на вопросы.
Поэтому нам кажется важным провести основные отличия организации исследовательской деятельности в знаниевой и личностно-ориентированной моделях образования. Их отражает данная таблица.
Сравнение особенностей организации исследовательской деятельности школьников в знаниевой и личностно-ориентированной моделях
Параметры сравнения
Исследовательская деятельность в знаниевой модели
Исследовательская деятельность в личностно-ориентированной модели
Цель исследовательской деятельности
Получение навыков исследовательской деятельности, развитие активности, конкретные результаты работы.
Развитие личностного своеобразия «Я – исследователь», механизмов рефлексии, познавательных стратегий, самообучения и личностного опыта.
Способ приобщения
Побуждение взрослым. Лекции о пользе исследовательской деятельности. Эпизодическое участие во внешних мероприятиях исследовательской деятельности.
Вовлечение через внутренние познавательные мотивы, устойчивый интерес к конкретной образовательной области, личное участие в системе «научных чтений» и конференций, общение со сверстниками-исследователями в школьном научном обществе.
Основные средства
Обучение исследовательской деятельности по ходу исследования.
Стартовое эвристическое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией.
Выполнение исследования по внешне заданному образцу этапов организации научного исследования.
Совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной исследовательской стратегии.
По ходу исследования ученик периодически отчитывается учителю о собственной работе.
В ходе организации исследовательской деятельности постоянно поддерживается исследовательский диалог учителя и ученика. Периодически организуется полилог со сверстниками-исследователями.
Познавательные предпочтения ученика игнорируются в ходе исследования.
В ходе исследовательской деятельности проявляются, рефлексируются, учитываются и развиваются познавательные предпочтения ученика.
Особенности организации этапов учебного исследования
Чёткое и строгое следование принятым в научном мире этапам организации исследования.
Вариативность этапов исследовательской деятельности, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика.
Тема исследования выбирается учеником из готового списка вариантов.
Тема исследования исходит из личностных интересов школьников и совместно формулируется с руководителем.
Гипотеза, задачи и методы исследования в большей степени определятся руководителем.
Ученик самостоятельно делает попытки определить гипотезу, задачи и методы исследования согласовывая их с научным руководителем. Множество формулировок и попыток.
План исследовательской деятельности зачастую написан формально и не отражает реального «маршрута» исследования.
План исследования разрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности.
Эксперимент нацелен на получение заранее ожидаемого однозначного результата, иногда «подгоняется» под гипотезу для обеспечения позитивных результатов.
Эксперимент предполагает множество результатов, которые заранее точно не известны. Результаты, опровергающие гипотезу, даже более ценны, чем ожидаемые с точки зрения приобретения опыта. Множество «проб и ошибок» в реализации эксперимента.
Особенности организации обратной связи
Обратная связь организуется в промежутках между этапами исследования и касается в основном содержания деятельности и результатов.
Обратная связь организуется как по результатам, так и по процессу исследования. Особенно важны личные открытия, озарения, размышления о последовательности действий и их эффективности. Обратная связь приводит к осознанию критериев личностной и исследовательской компетенции. Благодаря обратной связи исследование становится обучением учению.
Результаты исследовательской деятельности
Результатами деятельности считаются в основном внешние параметры: выступления на конференциях, грамоты, победы на конкурсах.
Результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные достижения школьника, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения (что особенно ценно!).
Использование приобретённого опыта в дальнейшем
Предполагается, что полученный опыт собственно организации исследования будет использован ребёнком «во взрослой жизни»: институте, будущей профессиональной и научной деятельности.
Система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Этапы работы над проектом
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап инициирующий
Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи.
Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.
2 этап основополагающий
Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.
Знакомлю с различными формами презентации результатов.
Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.
3 этап прагматический
Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов.
Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов.
4 тап заключительный
Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.
Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности.
Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.
Результаты
Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.
Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку.
Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.
Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения является экспертный путь оценки.
Таким образом, исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.
Технология обучения как учебного исследования
(Соствители: Петякшева М.Г., учитель истории высшей квалификационной категории, Петякшева А.Н., учитель истории)
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание,
которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»
Характерные черты технологии
Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений. По мнению М. В. Кларина, «это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем»[26,с.7]. При этом в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности.
Базисом исследовательской компетенции служат исследовательские способности (умения), которые проявляются в исследовательском поведении обучающихся:
· давать определения понятиям;
· доказывать и защищать свои идеи.
В процессе осуществления исследовательской деятельности обучающиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. Исследовательская деятельность обучающихся организуется на основе ряда принципов: подтверждаемости, наблюдаемости, простоты, соответствия и системности.
Тезаурус понятий по заявленной технологии
Научно-исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся и педагогов, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Принципы организации исследовательской деятельности
Принцип
Содержание деятельности и особенности организации
Принцип соответствия методам естественно-научного исследования
Учебные исследования учащихся принципиально отличаются от научных экспериментов: по степени новизны, по используемой аппаратуре, по сложности, по допускаемым погрешностям в измерениях и т.п. Однако важно, чтобы учащиеся в своих исследованиях проходили все стадии, которые характерны для «взрослых» исследований: осознание проблемы, определение цели исследования, формулировка гипотезы, разработка теоретической модели, определение методики исследования, его проведение, фиксация, обработка и интерпретация результатов, формулировка выводов. Прохождение учениками указанных стадий познавательной деятельности формирует исследовательский стиль мышления и соответствующие умения.
Принцип опережающего характера экспериментов школьников
Суть данного принципа заключается в том, что учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в своих экспериментальных исследованиях, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке. Исследования по определению не могут быть лишь опытной иллюстрацией изученного материала, которая отрицательно сказывается на учебной мотивации школьников. Многие объекты, понятия и явления учащиеся успешно изучают именно посредством самостоятельных исследований. При этом они самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде от учителя.
Принцип опоры на образовательные интересы обучающихся
Важно, чтобы решение о проведении внепрограммного исследования, выбор темы были за самим учеником. Учитель должен ориентироваться на познавательные интересы учащихся. Известно, что навязанная учащемуся тема должного образовательного эффекта не даст. Поэтому важно знать, чувствовать интересы и склонности ребёнка, чтобы предложить ему альтернативы, созвучные его желаниям.
Принцип самоорганизации обучающихся
Этот принцип предполагает, что педагог создаёт условия для самостоятельного определения цели, содержания работы, этапов исследования; для проявления ответственности за свои решения; для критической оценки результатов своих действий. Благодаря самоорганизующейся деятельности личность учащегося способна саморазвиваться, проявлять автономность, критичность, мотивированность, рефлексию.
Принцип сотрудничества обучающегося и педагога
В отличие от традиционного обучения, когда результаты решения учебных задач заранее известны, в обучении исследовательском позиции учителя и учащегося уравниваются, поскольку самому педагогу, как правило, неизвестны результаты предстоящей работы. Учитель и обучающийся становятся «коллегами». Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнёры работают на равных и уважительно относятся к «научной» позиции друг друга, создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка и результаты его самореализации.
Учебно-исследовательская деятельность должна быть таковой, чтобы в процессе создания обучающимися внешних образовательных продуктов (результатов исследования) у обучающегося происходило формирование и развитие творческого мышления, исследовательских умений и способностей.
Исследовательская деятельность на всех этапах должна сопровождаться её рефлексивным осознанием учащимся как субъектом этой деятельности. Рефлексия выступает в качестве условия, необходимого для того, чтобы ученик видел схему организации собственной исследовательской деятельности, конструировал её в соответствии со своими целями, осознавал и усваивал способы её проведения. Ученик не только проводит исследование, но и знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.
Принцип поуровневого подхода к выполнению учащимися исследовательских заданий
Нулевой уровень. Учащиеся работают по готовой инструкции, в которой прописаны цель и порядок выполнения работы. Гипотеза не указывается. Работа учеников носит репродуктивный характер. Более того, они зачастую на опыте определяют то, что им уже известно и приведено в учебнике. Именно на нулевом уровне исследования работают учащихся, выполняя традиционные лабораторные работы.
Первый уровень. Учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты.
Второй уровень. Учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, принимают цель эксперимента и его гипотезу, сами планируют работу, выполняют опыты и объясняют полученные результаты.
Третий уровень. Учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулирую цель и выдвигают гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, интерпретируют полученные результаты.
Имеет смысл дополнить данный перечень еще двумя уровнями:
Четвёртый уровень. Учащиеся сами обнаруживают проблему, формулируют цель исследования, предполагают возможные результаты (выдвигают гипотезу), планируют, осуществляют эксперимент и интерпретируют полученные результаты. Здесь им принадлежит ведущая роль в выборе способов работы с изучаемым материалом. Более того, ученики подвергают сомнению известные факты, принятые представления и нормы, осуществляют их экспериментальную проверку с последующим обоснованием. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он изучает в ходе учебного исследования.