Телеконсультация врача как проводится

Минздрав России разъяснил, как проводить телемедицинские консультации

Телеконсультация врача как проводится. Смотреть фото Телеконсультация врача как проводится. Смотреть картинку Телеконсультация врача как проводится. Картинка про Телеконсультация врача как проводится. Фото Телеконсультация врача как проводится
gioiak2 / Depositphotos.com

Министерство здравоохранения выступило с разъяснением некоторых положений Порядка оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий (далее – Порядок).

Так, телемедицина – это не отдельный вид медицинской деятельности, а лишь технология, которая используется при осуществлении медицинской деятельности. Поэтому медицинскую помощь – даже с использованием телемедицины – надлежит оказывать в соответствии с порядками ее оказания и на основе стандартов медпомощи. Следовательно, медорганизации, которые на основе соответствующей лицензии оказывают медицинскую помощь «с телемедициной», должны соблюдать лицензионные требования, в том числе соответствующие стандарты оснащения, и обеспечить необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консилиумов. Другими словами, оказывать телемедпомощь врач может только со своего рабочего места, оснащение которого отвечает лицензионным требованием, и используя только оборудование медицинской организации (письмо Минздрава России от 9 апреля 2018 г. № 18-2/0579).

Кроме того, напомнило ведомство, оказание телемедицинских услуг «с мобильника» разрешается исключительно для оказания скорой медпомощи мобильными бригадами скорой помощи, а также в целях развития мобильных форм помощи и повышения доступности экстренной медпомощи малочисленным народам Крайнего Севера.

Любая телемедицинская помощь оказывается лишь тем пациентам, которые прошли аутентификацию через портал госуслуг (ЕСИА). При этом в Порядке обязательное использование ЕСИА нужно как будто бы только в случаях, когда телемедицинская помощь оказывается в рамках ОМС. Однако законом – то есть актом более высокой юридической силы – предписывается общая обязанность использовать ЕСИА для всех «телемедицинских» случаев. Следовательно, нет и никакого исключения для частной телемедицины: авторизоваться через ЕСИА должны любые теле-пациенты.

Как же в этом случае быть с анонимными консультациями? Минздрав предлагает дождаться совместного решения Минздрава и Минкомсязи о порядке использования ЕСИА для анонимной помощи. Поскольку «телемедицинский» пациент все равно будет вынужден зайти на портал госуслуг, то – вероятно – техническое решение для случаев анонимной телемедконсультации будет предполагать, что анонимной такая консультация будет только для врача, от которого будут скрыты данные пациента. Кроме того, пространства для анонимной телемедицины практически нет: любое медицинское вмешательство из Перечня вмешательств, требующих получения добровольного информированного согласия, исключает анонимность в принципе. Напомним, что первым пунктом этого Перечня значится «Опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза».

Наконец, оказывать телемедицинские услуги могут исключительно врачи, «занесенные» в Федеральный регистр медработников, которые работают исключительно в медорганизации, поименованной в Федеральном реестре медорганизаций (оба реестра являются подсистемами ЕГИСЗ).

Любое нарушение вышеприведенных правил может трактоваться как нарушение порядков оказания медицинской помощи, то есть грубым нарушением лицензионных требований, которое влечет административную ответственность по ст. 14.1 или ст. 19.20 КоАП.

Источник

Телемедицина: как и зачем пользоваться приложениями для консультаций?

Дистанционные виды взаимодействия врачей с пациентами особенно актуальны в сезон вирусов, ведь поход в поликлинику оборачивается риском «подцепить» грипп от других пациентов. Альтернативным вариантом являются экспресс-консультации через приложение в смартфоне. Когда телемедицина может быть полезна и как сделать общение через приложение более эффективным, объясняют эксперты Роскачества.

Содержание

Телемедицина (врач – пациент) – дистанционное взаимодействие пациента с врачом при помощи технологичных средств коммуникации (смартфон, планшет, компьютер и другие устройства, интернет).

Когда телемедицина может вам пригодиться?

При получении первичной телемедицинской консультации на данный момент следует учитывать, что врач не имеет права ставить вам диагноз, назначать лечение и выписывать рецепты без очного приема. Он может проконсультировать по интересующим вас вопросам, дать рекомендации о том, следует ли явиться на очный прием с вашей проблемой и к какому специалисту, какие анализы нужно сдать перед тем, как идти на очный прием, может помочь расшифровать анализы, но опять же без постановки диагноза.

Если же вы продолжаете наблюдаться у врача после очного приема, то список его возможностей существенно расширяется: специалист может вести дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента и проводить коррекцию ранее назначенного лечения, в том числе выписать рецепт на лекарственные препараты в форме электронного документа (при условии установления диагноза на очном приеме). На рынке умных вещей для поддержания здоровья в наше время имеется большое количество гаджетов, которые можно подключать к телефону и в режиме реального времени отправлять показания врачу.

Напомним, Роскачество совместно с ФГБУ «Национального института качества» Росздравнадзора оценило мобильные приложения для консультаций с врачом из дома. Во время карантина такие приложения могут стать альтернативой посещения врача.

Телеконсультация врача как проводится. Смотреть фото Телеконсультация врача как проводится. Смотреть картинку Телеконсультация врача как проводится. Картинка про Телеконсультация врача как проводится. Фото Телеконсультация врача как проводится

Несмотря на перспективность телемедицинских консультаций, выбор консультирующей организации и точность передаваемых данных зависят только от вас.

При использовании мобильных приложений для телемедицинских консультаций следуйте этим советам:

Помните о том, что телемедицина не может заменить очный прием у специалиста, и в случаях, когда требуется неотложная медицинская помощь, незамедлительно вызывайте скорую, а не пытайтесь получить экспресс-консультацию в мобильном приложении.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Источник

Телемедицина: инструкция по применению

Как оказывать телемедицинские услуги без нарушений

Начиная с 2017 года телемедицина все прочнее входит в правовое поле: это нормальная реакция законодателя на возникновение новых методов оказания медицинских услуг. Однако, как это обычно происходит на практике, одновременно с формальным разрешением на дистанционные консультации возникла масса новых ограничений для медицинских организаций и врачей в сфере телемедицины.

Мы расскажем, как оказать телемедицинскую консультацию согласно требованиям Минздрава и избежать возможных штрафов, в форме ответов на наиболее частые вопросы

FAQ:
1. Какими нормативными актами регулируется телемедицина?
2. Где можно оказывать телемедицинскую помощь?
3. Что вправе делать врач в рамках консультации?
4. Как врач может связаться с пациентом?
5. Как заполнять и сколько хранить историю болезни?
6. Как получать согласие пациента?
7. Можно ли оказывать телемедицинскую помощь по ОМС?
8. Какие дополнительные требования предъявляется к врачу и клинике?
9. Какая ответственность установлена за несоблюдение порядка?

Какими нормативными актами регулируется телемедицина?

Основополагающим актом для в сфере телемедицины остается Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ. С июля 2017 г. его положения регулируют, в том числе, дистанционную медицинскую помощь:

Допускается получение информированных согласий, а также выдача выписок и справок в электронной форме

Установлены общие требования к телемедицинским услугам

Определены основные функции ЕГИСЗ (единая государственная система в сфере здравоохранения

Подробно с внесенными изменениями можно ознакомиться в тексте Федерального закона от 29.07.2017 N 242-ФЗ.

Общие положения закона конкретизированы в Порядке оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (Приказ Минздрава от 30.11.2017 №965н). Порядок достаточно подробно описывает весь процесс дистанционных консультаций, однако реальное соблюдение Порядка потребует от медицинских организаций существенных денежных и временных затрат. Для ответа на следующие вопросы мы будем обращаться именно к Порядку.

Отдельные нормы о телемедицине включены в недавнее Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 №555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Постановлением урегулирован порядок получения и передачи в единую систему информации о медицинских организациях, врачах, пациентах и оказанной помощи, в том числе – телемедицинской.

Где можно оказывать телемедицинскую помощь?

Медицинская организация обязана обеспечить помещение, средств связи и необходимое оборудование для проведения консультаций, а в случае проведения консультаций в мобильных условиях, соответственно, мобильные средства связи и оборудование. В письме от 09.04.2018 №18-2/0579 Минздрав дополнительно разъяснил, что использование мобильных средств связи для телемедицинских консультаций допускается врачами бригад скорой помощи, а также при оказании помощи малочисленным народам Севера. Минздрав обращает внимание, что для дистанционной консультации у медицинской организации должна быть соответствующая лицензия (например, для оказания помощи по педиатрии, кардиологии и т.д.).

Стандарт оснащения кабинетов для телеконсультаций еще разработан, в связи с чем можно предположить, что для соблюдения Порядка достаточно компьютера, видеокамеры с микрофоном, программы для телеконсультаций и лицензии на соответствующий вид деятельности по адресу проведения консультации. Государственные учреждения здравоохранения, исходя из бюллетеня Счетной палаты за апрель 2018 г., не используют для удаленных консультаций какого-либо дополнительного оборудования.

Если врач проводит видеоконсультации с помощью программы, установленной на мобильном телефоне или домашнем компьютере, то возникает риск ответственности за оказание услуг в нелицензированном помещении. Вывод: в кадр не должны попадать предметы, нехарактерные для медицинской организации.

Что вправе делать врач в рамках консультации?

Если диагноз пациента не установлен на личном приеме, то врач вправе лишь собрать жалобы пациента, зафиксировать их и на основании полученной информации порекомендовать пациенту дополнительные обследования или обращение к профильному специалисту в очном порядке. Если же диагноз на момент консультации уже установлен, то врач, кроме всего перечисленного, может скорректировать назначенное лечение. Формально, Порядок требует очного приема даже в случае, когда врач получил результаты инструментальных и лабораторных исследований, результатов которых достаточно для установления или изменения диагноза без осмотра пациента.

Порядок также предусматривает такую форму взаимодействия с пациентом, как дистанционное наблюдение за состоянием его здоровья. Система дистанционного наблюдения позволяет врачу получать сведения о состоянии пациента в автоматическом режиме – от медицинских изделий с функцией передачи данных, или напрямую от пациента.Однако следует учитывать, что именно врач, назначивший дистанционное наблюдение, обязан обеспечить экстренное реагирование в случае отклонения показателей от предельных значений.

Как врач может связаться с пациентом?

Телемедицинские консультации могут проводится в двух режимах: реального времени, когда врач взаимодействует непосредственно с пациентом, или отложенных консультаций, когда врач формирует заключение по результатам анализа документов и жалоб пациента. Допускаются три формы взаимодействия с пациентом: видеоконсультации, аудиосвязь, а также обмен текстовыми сообщениями и файлами. Результатом консультации во всех случаях является медицинское заключение в форме электронного документа.Заключение может быть размещено на информационном ресурсе, доступном для пациента, или направлено пациенту с помощью телемедицинской системы.

Как заполнять и сколько хранить историю болезни?

Запись о дистанционной консультации должна быть отражена в электронной медицинской карте (ЭМК) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Других методов заполнения истории болезни Порядок не признает.

Внесение записей в ЭМК осуществляется по тем же правилам, что и заполнение медицинской карты на бумажном носителе. Срок хранения данных в ЭМК также соответствует сроку хранения бумажной истории болезни амбулаторного больного (25 лет). Сопутствующие материалы (аудио- и видеозаписи, текстовые сообщения) хранятся 1 год.

Как получать согласие пациента?

На основании закона, доступ к ЕСИА должен быть предоставлен как медицинским организациям, так и операторам телемедицинских информационных систем. Тем не менее, в Регламенте информационного взаимодействия ЕСИА все еще нет ни единого упоминания о медицинских организациях и операторах телемедицинских платформ.

Можно ли оказывать телемедицинскую помощь по ОМС?

Телемедицинские технологии упоминаются в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год только один раз в контексте обеспечения доступности медицинской помощи пациентам в удаленных населенных пунктах, а также в сельской местности. В территориальных программах ОМС, за редкими исключениями (например, программа Краснодарского края), не установлены тарифы для оплаты дистанционных консультаций. Не упоминается телемедицина и в действующей Номенклатуре медицинских услуг.Таким образом, до принятия новой Программы на 2019 год не приходится рассчитывать на широкое оказание телемедицинских услуг по ОМС.

Какие дополнительные требования предъявляется к врачу и клинике?

Полное соблюдение порядка возможно только после подключения медицинской организации, независимо от того, является ли она частной или государственной, к Единой государственной системе здравоохранения (ЕГИСЗ). Вызвано это тем, что перед оказанием телемедицинских услуг медицинская организация и врач должны быть зарегистрированы в Федеральном реестре медицинских организаций и Федеральном регистре медицинских работников, которые являются составными частями ЕГИСЗ.

Идентификация пациентов и врачей в системе должна в обязательном порядке осуществляться через ЕСИА, при этом каких-либо исключений или альтернативных методов идентификации не предусмотрено, что в очередной раз подтвердил Минздрав в своем письме. Кроме того, несмотря на формальное разрешение проводить анонимные консультации, Минздрав полагает, что получение анонимной консультации будет возможно только после утверждения такого порядка.

Какая ответственность установлена за несоблюдение Порядка?

Положением о лицензировании медицинской деятельности (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. №291) в качестве одного из обязательных лицензионных требований заявлено соблюдение порядков оказания медицинской помощи. Таким образом, несоблюдение положений Порядка может повлечь ответственность по ч.3 ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) за нарушение лицензионных требований с наложением штрафа от 40 тыс. до 50 тыс. рублей на медицинскую организацию.

В случае, если Росздравнадзор докажет, что несоблюдение Порядка создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью пациента, то нарушение считается грубым, а сумма штрафа на основании ч.4 ст.14.1 КоАП составит от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Если же в ходе консультации пациенту будут предоставлены неверные рекомендации и это приведет к ухудшению его состояния, то ответственность для врача и медицинской организации будет такой же, как и при очном приеме – от штрафа по ст.14.4 КоАП до лишения свободы на основании ст.118 Уголовного кодекса.

Источник

Как это работает: телемедицина – удаленная консультация врача

Телеконсультация врача как проводится. Смотреть фото Телеконсультация врача как проводится. Смотреть картинку Телеконсультация врача как проводится. Картинка про Телеконсультация врача как проводится. Фото Телеконсультация врача как проводится

Телемедицина – что это такое?

В законе написано, что это «медицинская помощь с применением телемедицинских технологий», проще говоря – возможность получить услугу медицинской организации на расстоянии.

Речь только о консультации врача?

Не только. Телемедицинские технологии могут применяться при:

взаимодействии врачей друг с другом;
взаимодействии врачей и пациентов (или их уполномоченных представителей);
обеспечении идентификации пользователей телемедицинских сервисов;
документировании действий медицинских работников и пациентов (или их представителей);
проведении консилиумов и/или консультаций;
дистанционном наблюдении за состоянием здоровья пациентов.

Это исчерпывающий перечень услуг.

Как пациент и врач будут оформлять услугу?

Согласие на услугу оформляется через электронную подпись, соответственно, она должна быть оформлена и у пациента. Идентифицировать врача и пациента можно будет через специальную систему идентификации и аутентификации.

И что можно будет сделать электронно?

Справку или рецепт на бумаге получить по-прежнему будет возможно – электронные услуги оформляются только с согласия пациента или его представителя.

Телеконсультация врача как проводится. Смотреть фото Телеконсультация врача как проводится. Смотреть картинку Телеконсультация врача как проводится. Картинка про Телеконсультация врача как проводится. Фото Телеконсультация врача как проводитсяАнастасия Сковпень, юрист Lidings:
Исключение диагностирования заболеваний представляется разумным – современные технологии не позволяют дистанционно получать полную картину состояния здоровья пациента. В то же время при амбулаторном лечении, особенно в периоды эпидемий и пандемий, дистанционные консультации могут помочь при предотвращении распространения заболеваний и нозокомиальных (внутрибольничных) инфекций.
Вместе с тем реализация предоставленных пациентам прав возможна только в случае получения медицинскими работниками усиленных квалифицированных подписей, в то время как закон не ставит перед собой цели полной замены бумажных носителей электронным документом, а лишь предлагает альтернативу.
Также не разрешен вопрос о доступности новых технологий большинству пациентов – например, пожилым людям, пациентам, передвижение которых затруднено. Поэтому представляется, что телемедицинские технологии скорее станут удобной альтернативой оказания медицинских услуг для молодой части населения, чем решением проблемы организации медицинской помощи.

А проконсультироваться с врачом, вообще не приходя на прием, получится?

Закон предполагает и такую возможность. Пациент сможет проконсультироваться с медиком дистанционно, но врач сможет наблюдать за состоянием здоровья пациента удаленно после очного приема (осмотра, консультации), на основании данных о пациенте.

Просто связаться с врачом через интернет не получится – услуга будет оказываться через единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Она предназначена для информационного обмена между врачами, пациентами, медицинскими и фармацевтическими организациями при оказании медицинской помощи. Сейчас эту систему пока только разрабатывают. К ней смогут подключаться другие инфосистемы в сфере здравоохранения и медицинские организации.

Телеконсультация врача как проводится. Смотреть фото Телеконсультация врача как проводится. Смотреть картинку Телеконсультация врача как проводится. Картинка про Телеконсультация врача как проводится. Фото Телеконсультация врача как проводится

Алена Бачинская, адвокат АБ S&K Вертикаль:
Закон в целом оценивается положительно, поскольку по сути закрепляет реальное положение дел. В связи с развитием интернета и информационных технологий фактически дистанционное консультирование осуществляется достаточно давно при помощи специализированных медицинских форумов и мобильных приложений. И это хорошо, что сфера телемедицинских услуг получает официальное регулирование.
Особенно такие услуги актуальны для тех пациентов, у которых отсутствует доступ к врачам узких специализаций, например, при проживании в удаленных районах и сельской местности. Также это важно при сложных заболеваниях, когда требуется мнение нескольких специалистов.

Телеконсультация врача как проводится. Смотреть фото Телеконсультация врача как проводится. Смотреть картинку Телеконсультация врача как проводится. Картинка про Телеконсультация врача как проводится. Фото Телеконсультация врача как проводитсяОльга Цытрина, юридический партнер Biocad:
Изменения должны позитивно сказаться на оперативности и сроках оказания консультационной медицинской поддержки пациентам и, как следствие, помогут повысить эффективность оказания медицинской помощи населению в целом. Остается только вопрос с применимостью данных нововведений в наименее развитых российских регионах, поскольку при отсутствии необходимых и достаточных технических условий реализация рассматриваемых механизмов будет невозможна, а доступность медицинских консультаций и оперативность выписки рецептов для населения останутся на прежнем уровне.

Врач может поставить диагноз удаленно?

Врач может порекомендовать профилактику, собрать жалобы пациента, анамнез или оценить эффективность диагностики заболевания. Но в перечень услуг телемедицины не входит постановка диагноза. Правда, непонятно, как именно будет проверяться соблюдение врачами такого запрета – какая-либо проверка отсутствует и сейчас.

Дистанционно врач имеет право скорректировать лечение, которое он назначил пациенту на очном приеме: в целом возможность дистанционного наблюдения за состоянием пациента возможна только после того, как пациент сам явился в медучреждение.

Телеконсультация врача как проводится. Смотреть фото Телеконсультация врача как проводится. Смотреть картинку Телеконсультация врача как проводится. Картинка про Телеконсультация врача как проводится. Фото Телеконсультация врача как проводитсяАлександр Муравин, старший юрист направления Здравоохранение и фармацевтика, Goltsblat BLP:
Основная проблема закона о телемедицине в принятой редакции – в достаточно узкой сфере разрешенного применения телемедицинских технологий. С их использованием допускается проводить лишь вторичные консультации пациентов, дистанционное медицинское наблюдение за состоянием здоровья, а также консилиумы врачей. Современные информационные продукты уже сейчас предлагают более широкий функционал. Возможно, закрепленные в законе виды использования рассматриваются законодателем как «пилотные» и сфера применения телемедицинских технологий будет расширена в будущем.

Закон предусматривает разработку обширной подзаконной базы в наиболее чувствительных областях, таких как защита данных в информационных системах здравоохранения и определение порядка оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Содержание подзаконных актов и сроки их принятия детально не регламентированы, что также может отложить практическую реализацию предусмотренных законом возможностей на длительный срок.

Если я хочу проконсультироваться с зарубежным врачом, телемедицина мне поможет?

Вопрос о консультировании у заграничных врачей – получении от них так называемого «второго мнения» – закон не решает. Пока возможность участия в единой системе специалистов из других стран не предусмотрена.

Если я буду консультироваться через интернет, о врачебной тайне можно забыть?

Ну почему же: в законе указано, что на телемедицину распространяются все требования законодательства РФ о персональных данных и о врачебной тайне.

Телеконсультация врача как проводится. Смотреть фото Телеконсультация врача как проводится. Смотреть картинку Телеконсультация врача как проводится. Картинка про Телеконсультация врача как проводится. Фото Телеконсультация врача как проводитсяАлександр Муравин, старший юрист направления Здравоохранение и фармацевтика, Goltsblat BLP:
Так как телемедицинские сервисы тесно связаны с электронным обменом и обработкой персональных данных в информационных системах, критически важно обеспечить ограничение доступа третьих лиц к сведениям, составляющим врачебную тайну. Закон содержит лишь общие требования к обезличиванию данных в ЕГИСЗ и необходимости соблюдения законодательства о персональных данных и врачебной тайны в иных информационных системах. Нельзя сказать, что такие определения достаточно конкретны.

И когда можно будет испытать телемедицину на себе?

Ознакомиться с текстом законопроекта № 174692-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» можно здесь

Источник

Что такое телемедицина?

Телеконсультация врача как проводится. Смотреть фото Телеконсультация врача как проводится. Смотреть картинку Телеконсультация врача как проводится. Картинка про Телеконсультация врача как проводится. Фото Телеконсультация врача как проводится

Что такое телемедицина

Телемедицина — это дистанционное предоставление медицинских услуг (например, мониторинг состояния пациента и консультации) и взаимодействие медицинских работников между собой с помощью телекоммуникационных технологий.

Примеры взаимодействия «врач — пациент»: передача результатов исследований или заключений, а также консультации с врачом.

Примеры взаимодействия «врач — врач»: использование электронной информации, интегрированных цифровых и телекоммуникационных технологий для обмена данными между врачами, а также для управления в сфере медобразования, здравоохранения и медуслуг.

Кому нужна телемедицина?

Какие виды телемедицинских услуг существуют?

Телемедицинские технологии позволяют врачам и пациентам общаться в режиме реального времени. Сеансы могут проводиться где угодно. Пациент и специалист созваниваются с помощью специализированных систем видеоконференцсвязи. При этом они могут не только видеть и слышать друг друга, но и обмениваться текстовыми и графическими данными. К примеру, пациент может увидеть свой рентгеновский снимок.

Удаленный мониторинг состояния пациента — второй по популярности вид телемедицины. Часто он необходим для наблюдения за пожилыми людьми, которые не в состоянии дойти до ближайшей поликлиники или не могут сами о себе заботиться. Сервис также напоминает о приеме лекарств.

Кроме того, удаленный мониторинг нужен для контроля здоровья пациентов, которым необходимы регулярные обследования, а также состояния работников опасных производств.

Все это делается с помощью интернета вещей (IoT) и анализа больших данных (Big Data). Специальные датчики вроде фитнес-трекеров, которые носят многие из нас, анализируют показатели здоровья (уровень сахара в крови, кровяное давление и т.д.) и передают полученные данные в специальное хранилище. Там их вновь анализируют, и в случае потенциальной опасности пациенту и его лечащему врачу подается тревожный сигнал.

С помощью телемедицинских технологий врачи могут экстренно консультироваться друг с другом. При серьезных случаях медикам иногда самим нужна помощь более квалифицированного специалиста. Если такого нет рядом (например, если речь идет о сельских больницах), то единственный выход — это видеозвонок опытному коллеге. Врачи также могут пересылать данные о пациенте друг другу, чтобы ознакомиться с его историей болезни.

Прямые трансляции хирургических операций, во время которых врачи могут задать интересующие их вопросы и дистанционное обучение медиков (конференции и лекции в режиме онлайн) также относятся к телемедицине.

Наиболее популярные направления телемедицины

Во многих странах на Западе врачи могут удаленно ставить диагнозы без очного приема. В России это пока незаконно, однако в конце марта 2020 года депутаты подготовили поправки в закон о телемедицине, согласно которым врачи смогут назначать лечение и ставить диагнозы дистанционно. По состоянию на январь 2021 года поправки так и не приняты [1]: против них высказался Минздрав.

Зато с 2021 года действуют экспериментальные правовые режимы (ЭПР) или «цифровые песочницы» [2]. Они позволяют в ускоренном порядке принимать необходимые законы и поправки, направленные на развитие технологичных отраслей и устранение бюрократических барьеров. Эти режимы будут применяться, в том числе, для телемедицины. Авторы закона рассчитывают, что с помощью ЭПР станет возможным ставить диагноз и выписывать рецепты онлайн, а искусственный интеллект и Big Data будут в этом помогать.

«На самом деле того, что диагноз можно уточнять с использованием телемедицинских технологий и вести удаленное наблюдение за пациентом, уже достаточно. Проблемы здесь возникают только у тех компаний, которые существуют исключительно онлайн и не могут обеспечить первичный прием. Но телемедицина как отрасль прекрасно развивается и в нынешних законодательных условиях».

Средства проведения консультаций

Самые популярные приложения для телемедицины в России, по данным Роскачества [5]:

Самые удобные приложения:

Самые безопасные приложения:

Около 40% участников мирового рынка телемедицины не относятся к сфере здравоохранения. Среди самых популярных приложений в мире — те, которые выпускают производители медицинского оборудования и крупнейшие ИТ-разработчики: AT&T, mQure, Allscripts Healthcare Solutions, Apple Inc., Omron Healthcare Inc., Samsung Electronics Corporation, Philips Healthcare, Bayer Healthcare, LifeWatch AG, Cardionet Inc. и другие.

Подробнее читайте в материале РБК Трендов о том, какими бывают телемедицинские приложения.

Где применяется телемедицина?

Телемедицинские технологии могут применяться почти в любой медицинской сфере, будь то педиатрия (больного ребенка больше не надо вести к врачу), психотерапия (психотерапевты проводят сессии онлайн), дерматология (благодаря изображениям высокого качества дерматологи могут обследовать пациента, страдающего псориазом, экземой, пролежнями и т.д.), неврология (с помощью удаленного мониторинга показатели кровяного давления перенаправляются специалисту) или реаниматологии (в ситуации, когда человека уже нельзя перевозить в другую клинику, срочный видеозвонок более компетентному специалисту может спасти пациенту жизнь).

Cистема PIROGOV.AI с помощью искусственного интеллекта повышает точность диагноза ЛОР-заболеваний до 95% и выше. Система состоит из портативного эндоскопа и ПО, которое можно установить на смартфон. Таким образом, врач первичного звена может проводить диагностику пациента как в поликлинике, так и на выезде на дом.

Телемедицина позволяет пациентам услышать второе мнение врача, не выходя из дома. Это можно сделать, отправив специалисту свою историю болезни, которая хранится в базе данных. Особенно это актуально для онкобольных, которые часто вынуждены ехать за вторым мнением в другой город или даже в другую страну.

Телемедицинские технологии также могут применять во время помощи населению в чрезвычайных ситуациях (ураганы, наводнения, землетрясения). Когда ураган «Харви» обрушился на Техас в 2017 году, медицинские работники организовали видеоконференции со специалистами других штатов для тех людей, которые пострадали незначительно. Это позволило разгрузить техасских врачей, которые в первую очередь занялись пациентами с тяжелыми травмами.

Еще один способ применения телемедицинских технологий — дистанционные медицинские пункты. Например, американский ретейлер Walmart во многих своих магазинах установил точки с компьютерами [6], с помощью которых можно выйти на связь с врачом. Пациент вводит свои симптомы, попадает в виртуальную комнату ожидания и консультируется по видео со специалистом.

Что ускоряет развитие телемедицины

«Медучреждения будут лучше готовы к таким чрезвычайным ситуациям, чем прежде. Технологии перейдут на новый уровень развития, а телемедицина станет главным трендом. Изменится и планирование расходов всей системы здравоохранения. Мы все видим, какое влияние пандемия оказывает на экономику страны».

Объем рынка и перспективы телемедицины

По данным исследования «Индекс здоровья будущего-2018», дистанционно консультироваться с врачом хотели бы 82% россиян [9].

В чем недостатки телемедицины?

Самый главный минус — как и любые другие системы, предусматривающие хранение данных, телемединские системы подвержены хакерским атакам. Медицинские организации остаются одной из главных целей для онлайн-преступников, поэтому кибербезопасности уделяют особое внимание.

В сентябре 2020 года хакеры взломали базу одного из крупнейших психотерапевтических центров в Финляндии. Они требовали выкуп в €200-540 с каждого пациента и €450 тыс. (около 40 млн руб.) — с самого центра, угрожая опубликовать личные данные десятков тысяч пациентов, включая записи сессий с терапевтами. Подробнее — в материале «Десять самых громких кибератак XXI века».

Существует и ряд технических проблем. Например, провайдеры должны быть обучены, как правильно обслуживать телемедицинские системы. Кроме того, для регионов цена внедрения телемедицины может быть слишком высокой. Техническая платформа должна отвечать жестким требованиям, работать в условиях многосторонней связи и иметь высокое качество изображения, потому что зачастую от этого зависит жизнь пациента — все это стоит очень дорого.

Что сдерживает развитие телемедицины:

«Главное препятствие для внедрения телемедицинских технологий — естественный консерватизм медиков в отношении новых непривычных технологий и вполне оправданный страх руководителей здравоохранения в отношении еще не проверенных решений».

Как будет развиваться рынок телемедицины?

Миллионы людей пользуются услугами телемедицины, и их количество растет с каждым годом. Так что в ближайшем будущем стоит ожидать, что телемедицина будет включать в себя международное сотрудничество врачей — людям больше не придется ездить на консультации в другую страну (как, например, это иногда делают онкобольные).

Пациенты получат доступ к более широкому списку услуг, а время ожидания онлайн-приема у врача сократится, потому что будет больше специалистов, подключенных к программе. Со временем телемедицинская и офлайн-база (то есть данные на бумаге, которые хранятся в обычных поликлиниках) объединятся, и абсолютно вся информация о здоровье людей будет храниться в интернете.

Среди направлений потенциально популярной станет онлайн-психотерапия: лечение депрессии, бессонницы, тревожных расстройств. Еще в 2019 году 30-40% опрошенных положительно высказывались о подобных услугах и были не против ими воспользоваться [10]. Сюда же следует отнести приложения для онлайн-медитаций: к примеру, у приложения Calm в Google Play уже 10 млн скачиваний.

Телеконсультация врача как проводится. Смотреть фото Телеконсультация врача как проводится. Смотреть картинку Телеконсультация врача как проводится. Картинка про Телеконсультация врача как проводится. Фото Телеконсультация врача как проводится

Ожидается, что телемедицина охватит новую аудиторию [11]: если сейчас ей пользуется, в основном, молодежь, то в ближайшие годы вырастет число пациентов среднего и пожилого возраста. Для тех, кто нуждается в постоянном уходе, получат круглосуточный онлайн-доступ к врачам, медсестрам и сиделкам. Это особенно актуально с учетом общемировой тенденции к старению населения.

Что касается технологий, то сервисы телемедицины будут активнее использовать ИИ и большие данные для диагнозов и онлайн-консультаций, а также — умные носимые трекеры для мониторинга жизненных показателей, AR и VR. Это значительно упростит и повысит качество диагностики, а также обеспечит доступ к медицинским картам каждого пациента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *