Тендер как участвовать обучение
Участие в госзакупках и тендерах: подробное руководство
Государственные закупки (госзакупки) – это форма предложения своих услуг, поставки товаров, выполнения работ для нужд государства или муниципалитета, при которой создается конкурентная среда среди поставщиков. Контракт заключается с победителем – участником закупки, который предлагает наиболее выгодные и комфортные условия исполнения контракта. Победитель обязуется в заранее указанные в документации сроки выполнить условия контракта. Процедура регулируется Законом № 44-ФЗ.
Допустим, государственная поликлиника нуждается в канцтоварах. Для приобретения товаров выделяются бюджетные средства, но купить их в обычном магазине нельзя. Формируется госзаказ, объявляется закупка (конкурс или аукцион), принимаются заявки от поставщиков. Победитель – участник, который предлагает наиболее низкую цену товара/услуги или самые выгодные условия исполнения договора, – всегда один.
Кому можно принимать участие в аукционе
Согласно Закону № 44-ФЗ, участвовать в конкурсе может юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Однако существуют некоторые особенности участия.
Могут ли физлица участвовать в госзакупках?
Законом наложены определенные ограничения на участие в процессе физлиц. Регулярное участие в государственных закупках в качестве физического лица может быть расценено как незарегистрированная предпринимательская деятельность. Это влечет административную и уголовную ответственность. Поэтому для систематического участия в закупках необходимо зарегистрировать ИП. Без оформления официального юридического статуса (ИП или ООО) физлицо может предоставить лишь разовую услугу (разработку сайта, погрузку/разгрузку, преподавание, проведение праздника, ремонт, организацию поездки и прочее).
При работе с физическим лицом налоговая нагрузка переходит на заказчика. Он должен оплатить НДФЛ и сборы в негосударственные фонды, что составляет треть стоимости услуги или товара.
Если закупка предполагает использование информации, относящейся к государственной тайне, физическое лицо не допускается к закупке.
Многие заказчики предпочитают работать с субъектами малого предпринимательства, поэтому при организации конкурса могут инициировать запрет на допуск к участию физлиц.
Некоторые товары или услуги должны быть лицензированными. Как правило, физическое лицо не имеет соответствующих разрешений, что является достаточным основанием для недопуска к торгам.
Согласно закону, организатор конкурса вправе отказаться от услуг физического лица по причине того, что поставка товаров – это предпринимательская деятельность, которая предполагает соответствующую регистрацию в налоговой.
Как ИП участвовать в госзакупках?
Для индивидуальных предпринимателей закон предоставляет более комфортные условия участия в конкурсе. Для подачи заявки необходимо предоставить выписку из ЕГРИП и копию паспорта. При широкой сфере деятельности необходимо указать коды ОКВЭД для государственных закупок (необходимо для подачи налоговой отчетности). На участие в тендерах отсутствие кодов не влияет.
Если ИП нарушает условия договора и не выполняет обязательства перед заказчиком, он рискует всем своим личным имуществом и деньгами.
Если исполнитель (ИП) некачественно выполняет свои обязательства, его вносят в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с наложением запрета на участие в тендерах на 24 месяца. Попасть в РНП можно за различные нарушения договора. Например, в РФ действует национальный режим, исполнитель приобрел заграничный товар, но зарегистрировал его как произведенный в РФ без уведомления заказчика. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и предать в антимонопольную службу сведения для внесения исполнителя в реестр.
Если организация (в том числе ИП) внесена в РНП, ее руководитель не может участвовать в госзакупках в качестве физического лица, поскольку в реестр вносятся данные об учредителях и руководителях. Требование актуально для случаев, когда заказчик требует, чтобы исполнитель не был в РНП.
Участие в госзакупках для юридических лиц и бюджетных организаций
Наиболее лояльно заказчики относятся к юридическим лицам в роли поставщиков. Это обусловлено тем, что у юрлица, в отличие от ИП и физлиц, в большинстве случаев имеются все разрешительные документы и лицензии.
Бюджетные организации могут выступать поставщиками услуг.
Виды госзакупок
Государственные закупки бывают двух видов:
Конкурентными способами являются:
Закупки могут проводиться в закрытой или открытой формах.
Как выбрать нишу и площадку
Выбор ниши – это один из самых важных шагов для участия в госзакупках. Чтобы удачно подобрать нишу, нужно понимать систему ценообразования. Залог победы на торгах – сделать конкурентоспособное предложение. Рассмотрим два примера. Допустим, имеется заявка на поставку кирпича для строительной компании. Где будут делаться закупки? На кирпичном заводе с налаженной логистической системой, организованной погрузкой/разгрузкой и низкой ценой. Составить конкуренцию такому поставщику начинающему участнику очень сложно.
Другой пример. Госкомпании требуется разработка или продвижение сайта в Интернете. Крупная веб-компания не сможет предложить низкую стоимость из-за собственных затрат на аренду и зарплату сотрудникам. ИП и физлицо избавлены от таких трат – стоимость работы можно снизить, что ведет к победе в торгах.
Электронная торговая площадка – это сайт, который организует и проводит электронные процедуры. Перечни электронных площадок, на которых могут проводиться процедуры определения поставщика по Закону № 44-ФЗ, установлены Правительством РФ. Выбор площадки зависит от того, какую закупку предстоит организовать.
Список электронных площадок и их операторов для проведения открытых процедур
Для закрытых конкурсов и аукционов Распоряжением Правительства РФ № 1447-р утвержден оператор специализированной электронной площадки – Общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (astgoz.ru).
Необходимые документы для участия в госзакупках
Оформление электронной подписи и аккредитация
ЭПЦ – это электронная цифровая подпись. Она нужна для регистрации в ЕИС, где размещаются заявки, и для аккредитации на электронных торговых площадках. Подпись представляет собой USB-флеш-накопитель, на котором сохранен ключ, имеющий силу личной подписи.
Для получения ЭПЦ физлица и ИП подают в удостоверяющий центр копию паспорта и свидетельство СНИЛС. Юрлица к этому списку добавляют копию ИНН и (для уполномоченного лица) приказ о назначении на должность или доверенность. ЭПЦ выдается на определенные виды торговых площадок, поэтому необходимо заранее понимать, в какой нише вы будете работать.
Для получения и автоматического присвоения аккредитации необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС). Регистрация позволяет получать сведения о конкурсах и аукционах, которые размещаются в ЕИС.
Где искать торги и на что обращать внимание
Открытие спецсчета
Специальный счет открывается в любом из 18 коммерческих банков, в числе которых Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Список банков утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 г. №1451-Р. Если вы уже являетесь клиентом такого банка, то свой расчетный счет можно использовать для госзакупок. Обязательное условие участия в тендере – наличие на балансе обеспечительного платежа, размер которого рассчитывается индивидуально, но обычно не превышает 5 тыс. руб.
Подготовка и подача заявки для участия
Чтобы принять участие в госзакупках, нужно подать заявку – самостоятельно или при помощи советников. В заявке вы соглашаетесь с условиями закупки, заполняете описание товаров или услуг, предоставляете сведения о своей компании, наличии лицензий и прочих разрешений. Если уже пройдена аккредитация на торговой площадке, эти данные вводить не нужно. Важно все заполнить без грамматических ошибок, поскольку их наличие может служить основанием для отклонения заявки.
Как выиграть тендер
Инструкции, которая приведет вас к гарантированной победе в конкурсах или аукционах, не существует. Однако соблюдение правил участия в госзакупках увеличивает шансы на выигрыш.
Контракт подписывается в сроки, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, а предложенная вами цена услуги или товара в контракте не меняется. В контракте прописываются сроки выполнения и приемки, условия и сроки возврата, наложения штрафа и пени, возможность одностороннего отказа от исполнения.
Как участвовать в торгах
МКК «РусТендер», tender-rus.ru
На первый взгляд участие в тендерах выглядит очень сложным, требующим подготовки, технического обеспечения и специальных навыков. Рассмотрим процесс участия поэтапно
Специалисты МКК «РусТендер» выделяют несколько этапов для более успешного понимания механизма работы с государственными и коммерческими закупками.
Этап 1. Анализ рынка закупок
После принятия решения об участии в закупочных процедурах, необходимо провести тщательную аналитику вашей сферы деятельности в части размещённых тендеров. Для проведения такой аналитики необходимо выбрать сферу, в которой вы планируете осуществлять деятельность в рамках участия в торгах, сформулировать все возможные варианты поиска торгов по данному виду работ или услуг.
Далее установить порог минимальных и максимальных цен закупок, определить правовую составляющую участия в торгах — будут ли это только государственные торги, регламентируемые Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ) или это будут коммерческие торги по Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее — 223-ФЗ). В случае, если ваша деятельность привязана к определённому региону, либо вы хотите установить территориальные ограничения для участия в закупках, это также необходимо сделать в процессе аналитики для более достоверного и полного результата.
Аналитика дает вам представление о количестве и качестве участников государственных торгов.
Аналитика является неотъемлемым этапом подготовки к участию в торгах для любого уровня организации: будь то новая, недавно созданная организация или уже известная на своём рынке компания с большим опытом оказания услуг или выполнения работ.
После анализа полученных в ходе аналитики данных вы готовы приступить к технической реализации ваших планов по участию в закупочных процедурах.
Этап 2. Выбор и получение ЭЦП, настройка рабочего места
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ, и является полноценной заменой или аналогом собственноручной подписи.
Для участия в электронных торгах обязательно получение ЭЦП.
Существует универсальная, которая работает на 5 государственных и 97 коммерческих площадках, и специальные ЭЦП, которые работают только на специальных площадках. Поэтому, прежде чем получать ЭЦП, необходимо выяснить, какая именно подпись вам нужна для работы на площадке, на которой вы собираетесь участвовать в торгах.
Получить юридически значимый сертификат электронной подписи можно в удостоверяющем центре.
Для корректного использования сертификата электронной подписи необходимо произвести настройку рабочего места, на котором будет использоваться сертификат:
Помимо этого, чтобы браузер мог запускать все необходимые «скрипты» и модули для работы с криптографией, необходимо добавить в доверенные адреса электронных площадок, на которых вы собираетесь работать. При правильной настройке рабочего места сбоев при использовании ЭЦП возникать не должно.
Этап 3. Регистрация на торговых площадках
Согласно Закону 44-ФЗ, информация о торгах является общедоступной, в результате ее размещения в ЕИС. В открытом доступе размещается информация обо всех торговых процедурах, которые проводятся, ранее проводились или только планируются к проведению. Как правило, открытые коммерческие закупки также придерживаются этого правила.
Чтобы стать участником торгов на любой ЭТП, нужно пройти аккредитацию. Для этого необходима правильная настройка компьютера и наличие ЭЦП. Для регистрации и аккредитации на электронных торговых площадках нужно заполнить форму заявки на аккредитацию и прикрепить необходимые документы.
В форме необходимо предоставить стандартную информацию:
Комплект необходимых для прохождения аккредитации документов отличается для юридических лиц от комплекта для ИП и от комплекта для физических лиц. С перечнем необходимых документов можно ознакомиться на сайте ЭТП.
Помимо этого, для подписи отправляемых документов нужно будет использовать ЭЦП и ввести дополнительные данные. Участвовать в торгах вы можете только после того, как получите подтверждение прохождения аккредитации от оператора ЭТП (сообщением на указанную вами при регистрации электронную почту).
Срок аккредитации участника составляет не более чем пять рабочих дней с даты поступления документов, согласно 44-ФЗ.
Аккредитация участника электронного аукциона на осуществляется сроком на три года с даты направления оператором электронной площадки этому участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации.
Если документы и сведения, которые вы отправили оператору соответствуют установленным требованиям, то на указанный вами e-mail поступит сообщение, что аккредитация успешно завершена. После этого вы можете сразу же принимать участие в торгах. В противном случае, если вы где-то допустили ошибку, вам откажут в аккредитации. В сообщении, которое поступит на электронную почту, обязательно должна быть указана причина отказа.
Для успешного прохождения аккредитации, необходимо, чтобы сканированные копии всех предоставленных вами документов были четкими и легкочитаемыми, без обрезанных полей. Кроме того, обязательно наличие всех страниц требуемых площадкой документов, а также документы не должны быть с истекшим сроком действия.
Этап 4. Поиск торгов для участия
Все торги, осуществляемые по 44-ФЗ и 223-ФЗ размещены на сайте zakupki.gov.ru.
Там можно найти те закупки, которые интересны именно вам. Для этого необходимо в строке поиск написать ключевые слова, касаемо вида вашей деятельности, и выставить фильтры, например, указать закон, этап закупки, можно указать определённый субъект РФ, а также диапазон начальной максимальной цены контракта и другое.
Те торги, которые осуществляются вне законов 44-ФЗ и 223-ФЗ необходимо искать на специализированных ЭТП.
После того, как сделан выбор в пользу определенной закупки, необходимо выяснить, на какой электронной площадке будут проходить данные торги. Для этого нужно изучить вкладку «общая информация» о закупке на сайте zakupki.gov.ru. Это позволит вам убедиться, что вы аккредитованы на данной ЭТП. Кроме того, необходимо выяснить дату и время окончания подачи заявок, удостовериться, что вы не только успеваете подать заявку на участие вовремя, но и располагаете временем для её тщательной подготовки.
Также здесь указана сумма обеспечения заявки на участие в торгах, которую вам необходимо будет внести на площадку до подачи заявки. В случае вашего выигрыша в данных торгах, сумма обеспечения заявки будет служить гарантом от уклонения с вашей стороны от подписания контракта с заказчиком, и будет возвращена после заключения контракта.
В противном случае (в случае вашего проигрыша в торгах, отклонения заявки на участие, отзыва заявки, отмены торгов и других) сумма обеспечения заявки разблокируется оператором ЭТП и возвращается на ваш лицевой счет на данной площадке в течение суток после подписания протокола рассмотрения заявок (отзыва заявки, отмены торгов).
В этой же вкладке «общая информация» можно увидеть, поставил ли заказчик условие: внесение на его счет определенного процента от суммы контракта в качестве обеспечения исполнения контракта.
В случае, если обеспечение исполнения контракта заказчиком установлено, вам нужно будет проанализировать, готовы ли вы будете вывести из оборота указанную денежную сумму на время исполнения контракта, в случае вашего выигрыша данных торгов. Данная денежная сумма перечисляется на счет заказчика, и будет возвращена на ваш счет после надлежащим образом исполненного контракта с вашей стороны.
Также нужно изучить, какие предъявляются требования и предоставляются преимущества участникам закупки. Это могут быть ограничения или преимущества, связанные с принадлежностью к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, социально ориентированных некоммерческих организаций и прочие.
Во вкладке «документы закупки» необходимо тщательно изучить всю предоставленную документацию, выяснить, необходимо ли наличие каких-либо справок, лицензий, сертификатов, допусков, свидетельств СРО, наличие систем менеджмента и другое.
Но особенно при выборе закупки необходимо внимательно изучить документацию в части информационной карты и технического задания, чтобы оценить возможность исполнения контракта в требуемые сроки, соответствие предлагаемой вами продукции или услуг требованиям и условиям заказчика, а также просчитать приобретаемую вами выгоду в случае победы в данных торгах.
Этап 5. Обеспечение участия в закупках
После выбора понравившегося тендера и тщательного изучения документации, вам необходимо, в первую очередь, внести обеспечение заявки на реквизиты площадки.
Реквизиты перечисления обеспечения заявки — в соответствии с площадкой, на которой будет проходить закупка, указываются в личном кабинете аккредитованной организации, если закупка осуществляется в бумажном виде — то реквизиты Заказчика для перечисления средств в качестве обеспечения заявки указаны в документации закупки.
Согласно ч. 14 ст. 44 Закона 44-ФЗ: «Размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта».
В соответствии с ч. 15 ст. 44 Закона 44-ФЗ: «В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28-30 настоящего Федерального закона и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта».
Точный размер обеспечения заявки на участие указан в Информационной карте документации закупки.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
Обеспечение заявок по закупкам, которые проводятся по 223-ФЗ, возвращаются участнику закупки в установленные в документации сроки.
Этап 6. Подготовка и подача заявки на участие
Затем начинается процесс подготовки заявки на участие в закупке. Как правило, это самый длительный и сложный этап при подготовке к участию в торгах.
Заявка может представлять из себя пакет документов и необходимых форм, заверенных в установленном порядке, может быть в форме электронного документа. Заявка составляется в полном соответствии с документацией о закупке, с положениями Федеральных законов, регламентирующих деятельность в рамках закупочных процедур, а также в соответствии с иными нормативными актами.
Затем до срока окончания подачи заявок необходимо подать заявку на участие в соответствии с требованиями документации и/или регламентом электронных площадок.
При подаче заявки денежные средства, которые были отправлены Вами на площадку в качестве обеспечения заявки, автоматически заблокируются.
При подготовке заявки возникает множество трудностей, виной которым, как правило, отсутствие опыта участия и незнание многих подводных камней.
Этап 7. Рассмотрение заявок
После подачи заявки наступает один из самых волнительных этапов участия в торгах: ожидание рассмотрения заявки и, в случае если речь идет об электронном аукционе, процесс самого аукциона.
После того, как ваша заявка была допущена до участия в электронном аукционе, необходимо просчитать минимальную цену, за которую вы готовы поставить товар, выполнить работы или оказать услуги в рамках данного тендера.
Аукцион проходит в режиме «реального времени». В течение 10 минут с момента подачи последнего ценового предложения участник может внести в режиме онлайн своё предложение по цене в соответствии с «шагом аукциона»: от 0,5% до 5% от НМЦК. То есть, шаг, который вы можете сделать единовременно, не может превышать 5% от начальной цены контракта, указанной в извещении.
По результатам аукциона формируется протокол проведения электронного аукциона.
После завершения самого аукциона наступает этап рассмотрения вторых частей заявок.
В течение четырех рабочих дней с даты размещения протокола проведения аукциона, заказчик должен опубликовать протокол подведения итогов электронного аукциона, в котором рассматриваются вторые части заявок участников и подводятся итоги закупки.
Если вас признали победителем электронного аукциона, то далее происходит заключение контракта с заказчиком.
Для закупок на бумажном носителе, или закупок в электронном виде не предусматривающих поэтапное снижение цены, этот этап отсутствует. В таких закупках, как правило, после рассмотрения заявок сразу следует вынесение решения о признании какого-либо участника победителем торгов.
Этап 8. Результаты торгов
Результаты закупочной процедуры публикуются в итоговом протоколе, где указывается победитель закупки.
В случае признания участника закупки победителем, ему необходимо проверить направленный Заказчиком контракт, с проектом контракта из закупочной документации. Если в контракте нет разногласий и ошибок, победителю необходимо подписать контракт в регламентированный срок, а также в зависимости от условий, указанных в закупочной документации предоставить вместе с подписанным контрактом необходимые документы и/или обеспечение исполнения контракта.
Сроки заключения контракта всегда указаны в документации и в положениях о закупках заказчика (если это коммерческие торги) и в 44-ФЗ (если речь идёт о государственных закупках).
Этап 9. Согласование условий контракта
44-ФЗ устанавливает, что при проведении электронных аукционов после размещения итогового протокола, заказчик направляет победителю проект контракта. Победитель просматривает контракт, после чего подписывает его при отсутствии разногласий.
В случае, когда в полученном от заказчика проекте контракта есть отличия от проекта контракта, который был размещен в закупочной документации или победитель не согласен с условиями полученного контракта, он вправе направить протокол разногласий.
После получения протокола разногласий заказчик обязан направить доработанный проект контракта или повторно направить проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона. Победитель закупки вправе направить повторный протокол разногласий в регламентированные сроки.
В случае, если по проекту контракта не будет достигнуто согласие сторон, победитель аукциона вправе подать жалобу в ФАС.
Если закупочные процедуры проходят по 223-ФЗ, то урегулирование споров по проекту контракта регламентируется положением о закупках заказчика.
Этап 10. Внесение обеспечения
В случае, если закупочной документацией предусмотрено внесение обеспечения исполнения контракта, то победитель должен предоставить его вместе с подписанным контрактом.
Обеспечение исполнения контракта является гарантией заказчику, что вы, как исполнитель, выполните указанные работы или поставите необходимый товар в надлежащие сроки, в полном объеме и в соответствии со всеми требованиями технического задания и подписанного контракта.
Условия предоставления и размер обеспечения исполнения контракта указывается в закупочной документации.
Обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено двумя способами:
Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В случае если участник закупки снизил цену на 25% и более, то ему необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза больше, чем установлено в закупочной документации. Если начальная максимальная цена контракта менее чем 15 млн. руб., то участник может предоставить увеличенное обеспечение исполнение контракта или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Обеспечение исполнения контракта возвращается исполнителю в установленные в контракте сроки после надлежащего исполнения всех обязательств по заключенному контракту. В случае, если исполнитель не исполнил контракт, или исполнил его ненадлежащим образом, заказчик вправе частично или полностью удержать обеспечение исполнения контракта в счёт понесенных материальных убытков.
Этап 11. Подписание контракта
После внесения средств в качестве обеспечения исполнения контракта, победитель обязан подписать контракт в регламентированные сроки.
Если разногласий по контракту не выявлено, то победитель с помощью функционала электронной торговой площадки осуществляет подписание контракта с обязательным приложением документа, подтверждающего факт внесения средств в качестве обеспечения исполнения контракта.
В случае, если победитель не подпишет контракт в установленные сроки или факт внесения средств в качестве обеспечения исполнения контракта не будет подтверждён соответствующим документом, победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта, что накладывает на такого участника определённые санкции, например, финансовые. В случае отказа от заключения контракта обеспечение заявки, заблокированные средства на лицевом счету на площадке, будут перечислены заказчику.
Также существуют и ограничивающие права последствия, а именно: сведения о компании, отказавшейся от заключения контракта (а также сведения об учредителях и генеральном директоре), вносятся в соответствующий реестр недобросовестных поставщиков, что влечёт за собой невозможность участия такой организации в течение 2 лет в любых закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
Обратите внимание, что в закупках не смогут участвовать компании, учредителями и генеральным директором которых являются лица, сведения о которых внесены в соответствующий реестр недобросовестных поставщиков. То есть, данное ограничение распространяется не только на компанию, не заключившую договор, но и на все компании, связанные с таким недобросовестным поставщиком общими учредителями или генеральным директором.