Теоретическая экономика как наука

Функции теоретической экономики

Теоретическая экономика как наука. Смотреть фото Теоретическая экономика как наука. Смотреть картинку Теоретическая экономика как наука. Картинка про Теоретическая экономика как наука. Фото Теоретическая экономика как наука Теоретическая экономика как наука. Смотреть фото Теоретическая экономика как наука. Смотреть картинку Теоретическая экономика как наука. Картинка про Теоретическая экономика как наука. Фото Теоретическая экономика как наука Теоретическая экономика как наука. Смотреть фото Теоретическая экономика как наука. Смотреть картинку Теоретическая экономика как наука. Картинка про Теоретическая экономика как наука. Фото Теоретическая экономика как наука Теоретическая экономика как наука. Смотреть фото Теоретическая экономика как наука. Смотреть картинку Теоретическая экономика как наука. Картинка про Теоретическая экономика как наука. Фото Теоретическая экономика как наука

Теоретическая экономика как наука. Смотреть фото Теоретическая экономика как наука. Смотреть картинку Теоретическая экономика как наука. Картинка про Теоретическая экономика как наука. Фото Теоретическая экономика как наука

Теоретическая экономика как методологическая наука выполняет четыре взаимосвязанные функции:

Теоретическая экономика тем успешнее выполняет свою познавательную функцию, чем глубже она проникает в сущность производственных отношений и экономических законов, чем полнее раскрывает их систему. Теоретическая экономика выступает как фундаментальная научная основа сознательного регулирования и управления процессом воспроизводства.

Роль познавательной функции по мере развития экономики возрастает. В рамках современного капиталистического общества правящие круги опираются в своей деятельности на разработки и достижения теоретической экономики. Правда, эти попытки управления общественным производством еще не приобрели всеобъемлющего характера. Они, как правило, являются ограниченными, поскольку общественное развитие сохраняет в определенном отношении стихийный, неконтролируемый характер.

В этих условиях использование выводов теоретической экономики может приобрести социально ограниченный, узкогрупповой, корыстный характер. Социальный заказ правящих кругов иногда придает теоретической экономике тенденциозную направленность, противоречащую интересам объективного отражения действительности.

Цивилизованное общество, используя познавательную функцию теоретической экономики, нуждается:

1) в познании и истинном, адекватном отражении экономической действительности в категориально-понятийном аппарате;

2) в выявлении и разрешении противоречий экономики;

3) в выявлении факторов повышения эффективности производства.

Теоретическая экономика выполняет исключительно важные и ответственные познавательные задачи:

1) исследует и раскрывает направления экономического роста,

2) дает научное обоснование направлений преобразования производственных отношений,

3) раскрывает направления совершенствования хозяйственного механизма,

4) выявляет экономическое значение всесторонней интенсификации производства в условиях научно-технической революции,

5) раскрывает направления формирования рыночных отношений.

Важные познавательные задачи перед теоретической экономикой стоят при обобщении международного опыта экономического развития. В этой области теоретическая экономика, во-первых, обосновывает общие закономерности становления и развития мировой экономики, во-вторых, приводит к пониманию специфических условий и факторов развития каждой страны, в-третьих, разрабатывает вопросы международной экономической интеграции и развития внешнеэкономических связей.

Теоретическая экономика выполняет важную методологическую функцию. Теоретическая экономика исследует общее в экономических процессах. В то время как конкретные экономические науки изучают частное в экономических явлениях. При этом они опираются на экономические законы, раскрытые теорией, как на исходные методологические посылки исследования. Теоретическая экономика разрабатывает методы, средства, научный инструментарий, необходимые для проведения исследований всем экономическим наукам.

В этой связи теоретическая экономика, во-первых, служит одним из главных средств формирования экономического мировоззрения; во-вторых, вооружает людей знанием отличий различных способов производства друг от друга; в-третьих, дает обоснованные ориентиры в событиях экономической и политической жизни.

Вокруг теоретических экономических исследований всегда горит огонь идеологической борьбы. Теоретическая экономика является объектом социальных столкновений и конфликтов. Дело в том, что ее предметом являются производственные отношения между людьми, членами общества. А они проявляются, как известно, в форме экономических интересов различных агентов экономики и социальных групп. Каждый социальный слой общества имеет свою систему взглядов на развитие производства, имеет свою идеологию, политически защищает ее. Например, наемные работники – своими методами, предприниматели – своими, крестьяне – своими. Поэтому теоретическая экономика имеет социальную направленность.

Теоретическая экономика как наука. Смотреть фото Теоретическая экономика как наука. Смотреть картинку Теоретическая экономика как наука. Картинка про Теоретическая экономика как наука. Фото Теоретическая экономика как наука

Возникает вопрос: как совместить социальную направленность теоретической экономики с ее научностью, как выявить является ли данная система теоретических экономических взглядов научной или апологетической, а может быть даже и ложной?

Лишь ту теоретическую экономику можно считать научной, которая отражает объективные законы, объективные тенденции развития общественного производства. Если интересы господствующего социального слоя общества совпадают с интересами большинства населения, то в этом случае социальная направленность теоретической экономики органически сочетается с ее научной объективностью.

В свое время, когда, например, буржуазия была прогрессивным классом, буржуазная экономическая теория была научной. Сегодня она нередко идеологически защищает узкокорыстные цели социального слоя предпринимателей. Поэтому теоретическая экономика в настоящее время не всегда представляет научную систему взглядов. В ряде случаев она может быть и вульгарной.

Прогностическая функция теоретической экономики заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой перспективных критериев и показателей. Она приобретает важное значение в связи с разработкой индикативных планов и прогнозов развития национальной и мировой экономики.

Хозяйственное предвидение, основанное на данных экономической науки, играет важную роль для крупных предприятий и хозяйственных объединений. Оно позволяет принимать рациональные долгосрочные решения, основанные на правильном учете будущих производственных затрат и выгод.

Экономическая наука обладает большим прогностическим потенциалом. Основанные на выводах позитивной и нормативной экономики политические решения в ряде случаев могут быть наиболее эффективными из всех возможных. Однако не следует обольщаться, ибо всегда есть простор для действия закона непредвиденных последствий, когда принимаемые решения приводят к незапланированным, а иногда и к прямо противоположным результатам.

Выполняя свою прогностическую функцию, теоретическая экономика должна дать ответы на вопросы, поставленные самой жизнью, с учетом особенностей современного этапа экономического развития.

Прежде всего стоит задача прогностической оценки и создания целостной концепции (программы) современного экономического развития. Здесь необходимо использовать опыт развития мирового хозяйства, достижения научно-технической революции. При этом нельзя ограничиться лишь общими абстрактными характеристиками экономической системы. Концепция должна быть доведена до такого уровня, который раскрывал бы принципиальные решения по вопросам экономической политики государства.

Полученные результаты теоретического анализа необходимо практически реализовать. Поэтому теоретическая экономика выполняет и практическую функцию. Она проявляется:

1) в поиске наиболее эффективных форм и методов использования объективных экономических законов,

2) в разработке научных основ экономической политики и управления макроэкономикой,

3) в создании и отработке эффективного экономического механизма хозяйствования.

Практическая функция теоретической экономики как науки связана с конкретизацией ее теоретических выводов, с проверкой их истинности на практике.

В условиях перехода к рынку практическая функция теоретической экономики существенно усилилась. Сегодня остается актуальной задача преодоления отрыва теоретической экономики от практики хозяйствования. Радикальная реформа механизма хозяйствования выдвинула перед теоретической экономикой новые задачи.

К числу актуальных задач, выдвинутых практикой и нуждающихся в теоретической разработке, относятся:

1) оценка состояния и тенденций развития современных производительных сил в условиях научно-технической революции,

2) исследование отношений собственности во всем многообразии форм и методов ее реализации,

3) исследование направлений реализации высшей цели производства,

4) исследование направлений регулируемости рынка государством,

5) создание стройной теории экономического роста на интенсивной основе (разработка концепции конечных макроэкономических результатов, критериев и путей повышения эффективности производства, экономических и социальных закономерностей интенсификации, рационализации ресурсов потребления, взаимосвязи природы и общества, темпов и пропорций, структуры и оптимальной организации общественного производства),

6) разработка целостной концепции рыночного механизма с учетом всех его компонентов, относящихся не только к экономике, но и к другим областям общественной жизни (организационные структуры управления, методы государственного регулирования рыночной экономики, проблемы углубления хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений, повышение их ответственности за конечные результаты, система экономических рычагов и стимулов для усиления интенсификации производства, укрепление демократических основ управления производством).

Таким образом, теоретическая экономика действительно стоит перед необходимостью органической связи с практикой хозяйствования.

Функции теоретической экономики взаимосвязаны и переплетены. Логически эту взаимосвязь можно охарактеризовать следующим образом: знание – метод – прогноз – действие.

Высшим критерием эффективной реализации функций теоретической экономики должны стать высокие темпы экономического роста, укрепление экономики, стабилизация социально-экономического развития.

Источник

Экономика как наука

Рассматривать этот предмет можно с двух позиций – как хозяйство и как науку.

В качестве науки экономика исследует производственный процесс, перераспределение и использование обществом услуг и товаров, иными словами – производственно-хозяйственные взаимоотношения. Ресурсы общества ограничены.И именно экономика изучает, каким способом люди с их неуклонно увеличивающимися потребностями удовлетворяют их в сложившихся условиях.

Объект науки экономики – экономическая действительность: многообразная, изменчивая, противоречивая. Она наглядно демонстрирует классовое деление общества. В ней бывает нелегко разграничить чистые и дополнительные издержки обращения, поскольку они плотно взаимосвязаны.

Предметы изучения – это:

Науку экономику можно разделить на два крупных пласта:

Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество выбирает способ использования ограниченных ресурсов.

Прикладная экономика изучает, как можно применить законы и предложения, предложенные экономической теорией, для работы конкретных компонентов экономических систем.

Помимо этого, экономика – целый комплекс узкоспециализированных дисциплин. Среди них:

Получить диплом бакалавра по направлению «Экономика» можно в Институте международных экономически связей (ИМЭС).

Краткая история и значение термина

В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.

Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.

В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.

Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.

Ключевые вопросы экономики

Экономика задается тремя главными вопросами.

Науку интересует, какие товары и услуги актуальны на текущий период времени в конкретной экономической системе.

Каковы технологии и оптимальная комбинация ресурсов для реализации выбранных товаров и услуг.

Кто станет потребителем выбранных услуг и товаров. Кто будет их оплачивать. Как определить валовый доход общества от производства этих товаров и оказания услуг.

Главные проблемы экономики

Ключевая экономическая проблема – в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить неограниченные человеческие потребности.

Понятие потребности подразумевает необходимость чего-либо для полноценной жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества.

Потребности не постоянны: они периодически появляются и изменяются. На них влияют:

Когда потребности удовлетворены, появляется мотив для ведения экономической деятельности.

Термин «благо» в экономике

Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.

Блага принято подразделять на три масштабные категории.

Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.

Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.

Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.

Задачи экономики

Перед экономикой стоят две важные задачи.

Функции экономики

Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.

Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:

Источник

Экономика как наука

Экономика как наука — что изучает

Экономика — это общественная наука, призванная изучать производство и потребление услуг и товаров, а также принципы их распределения.

Термин «экономика» имеет греческое происхождение. В своем первоначальном значении он понимался как «искусство ведения домашнего хозяйства». Как научное направление экономика сформировалась в XVIII веке, когда шотландский философ Адам Смит выпустил свой труд-исследование «О природе и причинах богатства народов».

Объектом этой науки выступает экономическая действительность. А все ее теории подразделяются на 2 вида:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Также экономику принято делить на микроэкономику, объектом изучения для которой становятся обособленные хозяйства и фирмы, и макроэкономику, сфокусированную на особенностях национального хозяйства в целом.

Какая позиция характеризует экономику как науку

Экономика характеризуется постоянным развитием, увеличением зоны охвата, интеграцией с социальными и гуманитарными направлениями: психологией, социологией, географией, правом. Но ее главной позицией, как науки, является изучение экономических потребностей и методов их удовлетворения.

Под экономическими потребностями понимают первичные, куда входят еда, одежда, кров, и вторичные — все остальные. Первичные иногда называют неэластичными — не подлежащими замене и требующими постоянного удовлетворения. Вторичные называют эластичными. Их можно заменить, отложить их удовлетворение на какой-то временной период.

Основная цель экономической науки

Основной целью экономической науки является устранение противоречий между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей. Каждая система сталкивается с необходимостью нескольких видов выбора:

Экономическая наука помогает не только принять правильное решение в каждом из видов выбора, но и отрегулировать все происходящие процессы в макроэкономике.

Функции экономической теории с примерами

К основным функциям относятся:

Каждая из функций в той или иной мере способствует построению развитого общества, обеспечению безопасности деловых отношений, стабилизации всей системы, равномерному распределению материальных благ.

Ярким примером реализации практической функции могут послужить алгоритмы составления бизнес-планов. Созданные на теоретической основе, они обладают важным практическим значением — облегчают процесс создания и первоначального развития малых предприятий.

Познавательная функция выражается в разнице подходов к организации субъекта хозяйствования управленцев с экономическим образованием и руководителей, не обладающих таковым. При возникновении трудностей первые в большинстве случаев принимают экономически обоснованные решения, могут минимизировать обнаруженные риски. Вторым для этого зачастую не хватает знаний.

Источник

Общие основы теоретической экономики

Предмет и функции теоретической экономики. Генезис товарного производства и обмена. Возникновение, развитие и сущность денег. Конкуренция в рыночной экономике и образование средней прибыли. Основной и оборотный капиталы. Микроэкономика и макроэкономика.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видметодичка
Языкрусский
Дата добавления08.05.2017
Размер файла1,4 M

Теоретическая экономика как наука. Смотреть фото Теоретическая экономика как наука. Смотреть картинку Теоретическая экономика как наука. Картинка про Теоретическая экономика как наука. Фото Теоретическая экономика как наука

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

по курсу «Экономика (экономическая теория)» для студентов заочной формы обучения неэкономических специальностей

Студентка Быханова Ольга Сергеевна

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с планом лекционных и семинарских занятий по дисциплине «Экономика (экономическая теория)» сотрудниками кафедры экономической теории и мировой экономики ВГАУ для студентов неэкономических специальностей заочной формы обучения.

Рабочую тетрадь разработали: д. э. н., д. с-х. н., профессор А.Ф. Шишкин; д. э. н., профессор Н.В. Шишкина; к. э. н., доцент О.Ю. Агеева; к. э. н, доцент О.А. Федотова; к. с-х. н., ст. преподаватель С.В. Спахов; ст. преподаватель П.А. Бурков; к. э. н., ассистент А.Б. Ефимов; к. э. н., ассистент

Рецензент: заместитель декана факультета агрохимии, почвоведения

и экологии ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный

университет им. К.Д. Глинки», к. с-. х. н, доцент Д.Н. Голубцов

Одобрено и рекомендовано к изданию решением кафедры экономической теории и мировой экономики (протокол № 15 от __ февраля 2011 года) и учебно-методической комиссии экономического факультета Воронежского государственного аграрного университета имени К.Д. Глинки (протокол № 7 от __ февраля 2011 года).

Введение


К сожалению, практика существующего процесса обучения позволяет сделать вывод о том, что самостоятельной работой с литературой могут похвастаться единицы из обучающихся тысяч студентов. И дело даже не в отсутствии необходимой литературы или ее моральном устаревании. Прежде всего, молодежь, представляющая основную массу студентов, не желает проводить сколь-нибудь малое время в поисках необходимого материала в библиотеках, аудиториях, Интернет и тому подобных источниках. Основная трудно решаемая задача состоит в отсутствии рабочего материала (точнее, рабочей тетради), с которым студенту будет необходимо провести самостоятельную работу.


Рабочая тетрадь представляет собой комплекс заданий и вопросов, необходимых к выполнению студентом, сформированных по разделам и темам на основе программы изучения дисциплины «Экономика (экономическая теория)» для студентов агроуниверситета, обучающихся по неэкономическим специальностям очной формы обучения.


Работа студента с рабочей тетрадью предполагает самостоятельный поиск, рассмотрение, изучение и обработку необходимой информации, с одновременным заполнением соответствующих разделов (тем) рабочей тетради. При этом данными о соответствующих источниках информации студентов обеспечивает ведущий преподаватель курса. В этом случае достигается полное рассмотрение и усвоение студентами изучаемого курса на основе лекционного, семинарского и самостоятельно полученного материала.


Преимущество такой самостоятельной работы студента с рабочей тетрадью и литературой в том, что она помогает сформировать на ранних стадиях процесса обучения в студенте навыки по поиску, изучению, отбору и изложению нужного материала. Эти навыки помогут студенту на старших курсах в написании курсовых работ и проектов, реферативных работ и докладов, и, конечно же, в написании дипломной работы (проекта).


Закрепление студентом изученной информации осуществляется на основе принятия преподавателем зачета (ответа) на семинарском (практическом) занятии по каждой теме, имеющей полное заполнение заданий и вопросов. Работа считается зачтенной после постановки подписи преподавателя в конце каждой темы рабочей тетради и в зачетном листе. Заполненные и принятые к зачету темы рабочей тетради служат основание допуска студента к зачету или экзамену. Наличие не зачтенных тем служит отсутствием допуска к итоговой форме контроля студентов.

теоретическая экономика конкуренция рыночная

Раздел 1. Общие основы теоретической экономики


1. Дайте множество значений термина «экономика»


3) Наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства иобмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.


2. Назовите основные разделы экономики (экономической теории) и дайте их краткое описание.


Экономическая теория состоит из ряда разделов:


методология экономической науки


микроэкономика


макроэкономика


международная экономика


эконометрика


теория игр


3. Рыночное равновесие и структура рынка.


1. Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?


2. Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?


3. Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?


4. Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?


5. Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?


6. Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?


1. закономерности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы организации хозяйственной жизни;


2. закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте;


3. инструменты анализа и программирование открытой национальной экономики, в особенности её реального, бюджетного, денежного и внешнего секторов, в условиях их взаимодействия с экономиками других стран;


4. тенденции развития международных финансовых рынков и финансовых механизмов, обслуживающих функционирование международной экономики;


5. институциональная структура регулирования международной экономики, принципы её формирования, тенденции развития и пути совершенствования.


Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.


3. Приведите несколько определений предмета теоретической экономики.


2. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.


3. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например, машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.


4. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств.


5. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.


6. Экономическая теория есть наука о богатстве.


4. Назовите и опишите методы, которые использует теоретическая экономика.

Метод анализа и синтеза

анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом

Метод индукции и дедукции

при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления

Метод системного подхода

рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом

Метод математического моделирования

предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы

Метод научной абстракции

позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов

5. Назовите и опишите функции теоретической экономики.

Наименование функции экономики

позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население)

позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование)

позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке

рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т.д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства

на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития

6. Охарактеризуйте взаимодействие теоретической экономики и экономической практики.

Тема 2. Исходные и всеобщие основы экономического развития. Способ производства и экономическая система


1. Дайте определение терминам:


б) научно-технического прогресса (НТП) это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы; это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности.


2. Выделите основные элементы научно-технического прогресса.


Этот процесс находит свое выражение в создании новой и совершенствовании действующей техники и технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; научной организации труда и управления производством; росте квалификационного и образовательного уровня занятых в народном хозяйстве, изменении квалификационной и отраслевой структуры производства и занятости и т.д.


1. НТР базируется на качественно новом уровне развития науки. В ее основе лежат фундаментальные открытия современного естествознания, связанные с физикой, химией, биологией, кибернетикой, космологией, которые открывают новые горизонты в познании материи и форм ее движения, они определяют развитие атомной энергетики, лазерной техники, микробиологии и кибернетического управления.


3. Коренным образом изменилась роль техники. Она стала вторгаться в сферу умственной деятельности человека. Символом НТР стали кибернетические электронные машины, освобождающие производство от ограничений, порождаемых идеологическими и физиологическими способностями человека. Они позволяют ряд мыслительно-логических функций переложить на машину.


НТР как революция вообще характеризуется коренными изменениями, скачкообразными переходами от одного качественного состояния к другому. НТР свойственно и поступательное развитие, т.е. любое изменение к лучшему, передовому, более совершенному. Таким образом, НТП по содержанию протекающих процессов следует трактовать как более широкое понятие, чем НТР. Он включает и эволюционные, и революционные преобразования в технике.


НТП является основой интенсификации производства. Он оказывает определяющее воздействие на все факторы развития экономики, позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы, добиваться выпуска продукции высокого качества.


Прогресс науки и техники обеспечивает решение такой важнейшей социально-экономической задачи, как облегчение труда, обогащение его творческим содержанием. Реальная экономия труда определяется использованием в общественном производстве научно-технических достижений, воплощающихся в новых средствах производства, новых формах соединения личных и вещественных его факторов.


Ускоренное развитие общественного производства определяется тем, что:


темпы развития техники превышают темпы роста производства;


развитие науки опережает развитие техники. Развитие науки должно существенно превышать темпы роста всего народного хозяйства в целом. Это обусловлено тем, что:


2) динамика производительности труда, совокупного общественного продукта все в большей степени зависит от воздействия науки на производство через новую технику, технологию организации производства;


3) расширенное воспроизводство в современных условиях обеспечивается только при условии, если наука опережает развитие техники, а техника развивается с опережением развития всего производства в целом.


Превращение науки в непосредственную производительную силу означает:


1) ориентацию науки на потребности общества и имеющиеся условия воспроизводства, обеспечение взаимовлияния науки и производства;


2) овеществление научных выводов в средствах труда и технологических процессах, изданиях, а также гарантию высокоэффективного функционирования материально-технического бизнеса;


3) обеспечение трудящихся требуемыми знаниями;


4) осуществление руководства производством на научной основе.


Превращение науки в непосредственную производительную силу осуществляется на основе взаимосвязей, с одной стороны, между научным трудом и трудом по практическому применению науки в производстве и, с другой стороны, между трудом в материальном производстве и трудом, осуществляющим применение науки.


3. В системе производственных отношений выделяют:


1) общие отношения, свойственные различным историческим ступеням развития общественного производства. Например, отношения разделения труда, кооперация и др.;


2) глубинные отношения. Они выражают коренную сущность данного общественного строя;


3) производные отношения. Это вторичные производственные отношения, перенесенные отношения из других способов производства.


4. Охарактеризуйте:


5. Охарактеризуйте закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.


Этот закон, во-первых, утверждает зависимость производственных отношений от производительных сил как наиболее подвижной, революционной и определяющей стороны способа производства: в процессе развития производительных сил формируются соответствующие им производственные отношения. Однако та же диалектика развития производства приводит на определённом этапе развития производительных сил к нарушению данного соответствия. Производственные отношения как элемент более устойчивый, и к тому же закрепляемый всей системой надстройки, всё более отстают и начинают противоречить характеру (качественная сторона) и уровню (количественная сторона) развития производительных сил.


Во-вторых, закон утверждает обратную зависимость производительных сил от производственных отношений, которые не только придают производительным силам определённое социальное качество, но и активно воздействуют на них. Если производственные отношения соответствуют производительным силам, они стимулируют прогресс последних, выступают формой их развития. Вступая же в противоречие с производительными силами, они могут не только тормозить развитие последних, но даже вести к их разрушению. Необходимость сохранения и развития производительных сил раньше или позже приводит к устранению отставания производственных отношений, к установлению их соответствия с характером и уровнем развития производительных сил.


Как соответствие, так и несоответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил никогда не бывает и не может быть абсолютным, иначе их взаимодействие было бы невозможно. Их единство и соответствие включают в себя моменты несоответствия, возникает противоречие, разрешаемое путём устранения старых и установления новых производственных отношений, соответствующих развившимся производительным силам.


6. Охарактеризуйте свойства (признаки) экономической системы.


Всем экономическим системам свойственны определённые характеристики. Это свойства экономические системы, не обладая которыми они не могут быть таковыми, функционировать и развиваться.


Первым таким свойством назовём целостность экономической системы. Целостность означает, что по отношению к окружающей среде данное образование (экономическая система) выступает единство.


Наконец, свойством экономических систем следует назвать их способность к развитию. Это значит, что система не просто самовозобнавляется, но способна изменяется и, накапливая изменения, развиваться, прогрессировать, воспроизводить себя наиболее высокомуровне.


7. Укажите причину существования экономических систем.


Разные экономические системы, а тем более в разные эпохи функционируют в разных условиях. Тем не менее, выделяются два условия, общие для любых экономических систем:


Неограниченность потребностей;


Совокупность производительных сил и экономических отношений;


Ограниченность ресурсов, имеющихся для удовлетворения потребностей;


8. Выделите функции экономических систем.


Из главной функции логично вытекают основные цели функционирования экономических систем. Если отвлечься от конкретной специфики, то их можно назвать общими целями:


Создание материальных благ, обеспечивающих жизнедеятельности общества.


Повышения уровня жизни деятельности людей.


Обеспечение более полной занятости населения.


Обеспечения экономической эффективности деятельности.


Обеспечение экономического и социального прогресса.


9. Охарактеризуйте типы экономических систем.


10. Перечислите модели смешанных экономических систем, используемых в современных условиях.


В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:


Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.


Социальная рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.


Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.


Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.


Тема 3. Процесс производства и его факторы


1. Дайте определение термина «производство» и назовите его основные элементы.


2. Какие отрасли включает в себя:


а) материальное производство связано с отрасли по производству материальных благ и услуг (Промышленность, сельское хозяйство, строительство)


б) нематериальное производство связано с оказанием нематериальных услуг (Здравоохранение, образование)


3. Какой труд является:


4. Дайте определения:


5. Что является фактором производства? Заполните классификационную таблицу.

6. Заполните следующую таблицу.

включает все отрасли и производства, выпускающие средства производства, т.е. те из них, продукция которых имеет производственное назначение и будет использована в последующих процессах хозяйственной деятельности

охватывает все отрасли и производства по выпуску предметов потребления, т.е. продуктов, имеющих потребительское назначение, служащих для удовлетворения общественных или индивидуальных потребностей населения.

произведение труда, законченный результат некоторой деятельности

деятельность человека; направленная на создание ценностей либо на удовлетворение потребностей других людей;

результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна

это результат труда отдельного работника. Это связано с тем, что тот или иной продукт обладает свойствами исключительности или конкурентности (например, одежда, обувь, мебель и т.п.).

это результат труда совокупного работника, предоставляемый гражданам на равных началах. Такие продукты или услуги не могут быть оказаны отдельными лицами без предоставления их другим лицам (например, оборона, бесплатное образование, общественное посещение парков, музеев и т.п.).

всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага.

7. Охарактеризуйте закон возвышения потребностей.

Все люди в чем-то нуждаются. Прежде всего в том, что им необходимо для жизни, в средствах и условиях существования. И естественно, в том, что требуется для получения, создания средств и условий существования. Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах, называют потребностями. Круг потребностей современного человека крайне разнообразен. Тем более что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства.

Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

8. Что входит в систему общественных потребностей?

В системе общественных потребностей выделяют следующие:

1) экономические потребности;

2) государственные потребности;

3) потребности правовых учреждений и организаций;

4) потребности религиозных организаций;

5) потребности политических партий и организаций;

6) потребности идеологических структур и формирований;

7) потребности общественных организаций.

9. Постройте пирамиду потребностей А. Маслоу.

10. Заполните следующую таблицу.

это время работы, пассивного и активного труда.

Рабочее время измеряется в тех же единицах, что и время вообще, т.е. в часах, днях и т.д. Законодательство чаще всего использует такие измерители, как рабочий день (смена) и рабочая неделя

это часть календарного времени (за сутки, неделю, год) за вычетом рабочего времени. Между этими явлениями существует тесная связь. В настоящее время по мере роста производительности труда существует тенденция сокращения рабочего времени и роста времени внерабочего.

общественно-историческое явление, часть общественного свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости

создание условий на производстве, максимально учитывающих биосоциальную сущность человека, способствующих его всестороннему развитию в вызывающих удовлетворенность трудом.

Закон экономии времени

сущность закона экономии времени состоит в сокращении общих (совокупных) затрат рабочего времени на производство определенной потребительской стоимости (товара). Сокращение рабочего времени под воздействием множества факторов экономического и социального характера позволяет с меньшими затратами удовлетворять одни экономические потребности, направляя труд и рабочее время на удовлетворение других, вновь возникающих экономических потребностей.

это экономическая категория, выражающая степень плодотворности целесообразной деятельности людей по производству материальных и духовных благ.

это социально-экономическая категория, характеризующая степень напряженности рабочей силы в процессе труда и измеряющаяся количеством труда, затрачиваемого работником в единицу времени

это сырье и материалы, энергия, станки, аппараты, компьютеры и т.д. В ходе научно-технического прогресса меняется соотношение между затратами живого и прошлого труда. Например, при переходе от ручного труда к механизированному, затраты живого труда резко снижаются, а затраты прошлого возрастают.

11. Факторами роста производительности труда являются:

Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение ее уровня. В практике планирования и учета на большинстве действующих российских предприятий все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам:

§ факторы ускорения НТП (изменение технического уровня производства; внедрение новых поколений высокоэффективной техники; применение прогрессивных технологий; использование автоматизированных систем в проектировании);

§ экономические факторы (совершенствование управления, организации производства и труда; планирование и управление кадрами и т.д.);

§ факторы структурных сдвигов (изменение объема и структуры производства; изменение доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; изменение удельных весов отдельных видов продукции);

§ социальные факторы (человеческий фактор; сокращение объемов монотонного, вредного и тяжелого труда; прочие факторы).

Тема 4. Собственность и экономические интересы


1. Заполните следующую таблицу.

правоотношения, возникающие по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом.

это лица, обладающие объектами собственности, владеющие ими, распоряжающиеся и пользующиеся ими.

то, что находится в собственности, принадлежит субъекту собственности; материальный, финансовый, интеллектуальный продукт, экономические ресурсы, принадлежащие определенным лицам, организациям, государству.

в широком понимании термин означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определённые формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

это отчуждение или передача имущества частных лиц в собственность государства.

форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

это объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей.

2. Охарактеризуйте функции собственности.

Собственность функционирует и реализуется в процессах:

1) владения или фактического обладания ее субъектами;

2) пользования или извлечения из объектов полезных свойств;

3) распоряжения или определения судьбы ее объектов.

1) экономическое закрепление производственно-хозяйственных ресурсов, жизненных благ за конкретными собственниками, которые являются субъектами хозяйствования, и гражданами.

2) экономическое соединение работников со средствами производства и обеспечение их производительного функционирования.

4) обеспечение прав и свобод каждой личности, экономической самостоятельности, суверенности государства и всех хозяйствующих субъектов.

Результативное функционирование собственности представляет собой процесс ее реализации. Собственность реализуется в процессе использования ее объектов и, на этой основе, создания и присвоения предприятиями, их работниками, государством и всеми другими членами общества различных доходов, а также в потреблении жизненных благ и услуг, приобретаемых на эти доходы.

3. Проведите разграничение собственности как:

а) экономической категории

б) юридической категории

4. Дайте характеристику основных форм собственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *