Тест как форма контроля
Тестирование как форма контроля результатов обучения
Дата публикации: 05.05.2015 2015-05-05
Статья просмотрена: 24910 раз
Библиографическое описание:
Чурина, К. В. Тестирование как форма контроля результатов обучения / К. В. Чурина, Е. К. Зимина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1214-1217. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18283/ (дата обращения: 29.12.2021).
Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения высшего профессионального образования, оценка знаний учащихся является одной из основных и сложных задач.
Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.
Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.
В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность. Вместе с традиционными формами тестирования широкое применение получило компьютерное, что соответствует общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.
От других методов диагностики тесты отличаются тем, что:
1) Предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
2) Позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов.
3) Сокращают временные затраты на проверку знаний.
4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [4].
Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости получения результата превосходит многие формы контроля.
Исходя из актуальности технологии тестирования и ее уникальности среди других методов оценки знаний, можно определить основные задачи тестирования:
— развитие интереса у студентов к дисциплинам, по которым предполагается тестирование;
— активизация самостоятельной работы студентов во время подготовки к тестированию;
— воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки;
— выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по тестируемым дисциплинам;
— помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки;
— помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики обучения [3].
При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида тестового задания. Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных) и тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.).
Составляя тест, необходимо учитывать: цели, в соответствии с которыми проводится тестирование; характер материала, усвоение которого необходимо выявить; возрастные особенности испытуемых.
Как и любая методика оценки знаний, технология тестирования содержит ряд обязательных требований к составлению тестовых материалов: наличие цели, краткость, технологичность, логическая форма высказывания, наличие определенного места для ответов, одинаковость правил оценки ответов, правильность расположения элементов задания, одинаковость инструкции для всех испытуемых, адекватность инструкции форме и содержанию задания [5].
Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности кратким. Без эмпирической проверки задания не могут называться тестовыми. Традиционные вопросы, требующие многословных ответов, не рекомендуется включать в тест.
Чем глубже и полнее отражается в тестовых заданиях содержание учебной дисциплины, которое соответствует материалам прочитанных лекций или рекомендуемых учебников, тем увереннее можно судить о содержательной валидности (что и насколько хорошо тест измеряет), надежности и выборке тестовых заданий, которые и являются показателями качества теста. В тестовые задания необходимо включать основные, значимые положения, которые обучающийся должен знать в результате изучения дисциплины, поэтому, создавать тест, включающий все вопросы дисциплины, не всегда рационально [2, 97–98].
Содержание теста определяется с опорой на ряд педагогических принципов: соответствие содержания теста целям тестирования; определение значимости проверяемых знаний; взаимосвязь содержания и формы, содержательная правильность тестовых заданий; репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста; соответствие содержания теста уровню современного состояния науки; комплексность и сбалансированность содержания теста; системность и вариативность содержания.
Не менее важным является соотношение теоретических и практических заданий в тесте, а также шрифтовое и цветовое выделение вопроса и ответов [1, 56].
Для того чтобы проверить технологию тестирования на практике, были разработаны тестовые материалы для первоначального (входной тест), текущего и итогового измерения уровня знаний студентов 2 курса по дисциплине «История искусств».
Тестовые материалы для проверки первоначальных знаний у обучающихся позволяют выявить степень владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения, и определить уровень владения новым материалом до начала его изучения в аудитории.
Целью текущего контроля знаний студентов является проверка и систематическая оценка знаний по небольшим единицам учебного материала, выявление пробелов в знаниях по изученным темам и разделам из дисциплины «История искусств». Обычно тестовые материалы текущего контроля содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, чтобы выявить первые же проблемы в усвоении учебного материала.
Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса дисциплины «История искусств» или на дифференциацию учащихся. Итоговое тестирование часто проводится внешними структурами и носит характер независимых проверок. Примером независимого итогового тестирования в России является ЕГЭ, тестирование при аттестации школ и т. д.
Проверка результатов выполнения тестовых заданий осуществляется по определенным критериям, приведенным в таблице 1.
Статья: «Тестирование как форма контроля учебной деятельности»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тестирование – форма контроля
учебной деятельности учащихся.
Наряду с традиционными методиками оценивания все шире используется тестовый контроль знаний. Постепенно учителями начинает осознаваться явный приоритет письменной формы оценки знаний перед устной. Повышается объективность и надежность, уменьшается стресс у учащихся, снижается субъективизм учителя. Суммирование результатов текущего (рубежного) и итогового контроля стимулирует ученика к систематической работе в течение года, а использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении порождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся.
Следует отметить, что прежде чем применять тестовые процедуры, их нужно хорошенько изучить и адаптировать к существующим реалиям. Не следует идти путем механического копирования, теряя собственные практические наработки.
Для того чтобы тесты отвечали всем предъявляемым к ним требованиям и оправдывали те надежды, которые на них возлагают, необходимо планомерное, систематическое внедрение форм контроля, предусматривающее научный, аналитический подход к проблеме использования тестов. Для того чтобы ученики были адаптированы к итоговым тестам, показывали результаты, соответствующие их уровню подготовки и развития, им необходим предварительный опыт работы с тестами. А поэтому тесты должны использоваться на всех ступенях обучения (не только для контроля, но и для обучения, тренировки). Этим целям отвечают обучающие и тематические тесты.
Тесты традиционно используются и для итогового контроля знаний. Этому способствует их объективность, экономичность, надежность, быстрота и возможность проверки с помощью тестов большого объема информации. Еще одной из причин, обуславливающей их актуальность использования для итогового контроля, является возможность отражения в тесте в наиболее концентрированном виде определенного стандарта образования – тех знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся, тех задач, которые они должны уметь решать.
Педагогический тест – средство контроля знаний, возможность с заданной точностью определить надежность проводимых измерений. Тесты как измерительный инструмент используется в большинстве стран мира, но они не являются универсальным средством.
Достоинства и недостатки тестирования
По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.
· Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
· Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.
· Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
· Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.
· Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.
· Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
· Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий процесс.
· Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
· Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
· Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
· Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
· В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.
Увы, элемент случайности и интуиции неизбежен, разработчик теста должен предвидеть такую ситуацию. Чтобы свести к минимуму возможность угадать правильно, воспользуйтесь следующими советами. Итак, если тестируемый не знает настоящего правильного ответа, в своем выборе он будет действовать следующим образом:
Неоднозначное отношение педагогов к использованию тестового контроля известно. А как относятся к тестам ученики? Опрос проводился среди 500 учащихся одной из Московских школ. Результаты оказались предсказуемы. Большинство (94,28%) предпочли бы тест письменной работе или устному развернутому ответу. Возможно это подтверждает одно из опасений, которое высказывают некоторые исследователи, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком.
Приведенные выше недостатки говорят о том, что абсолютизировать возможности тестовой формы измерения и контроля знаний не следует. Не все необходимые характеристики усвоения знаний и умений можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами проверки и контроля знаний учащихся.
Но, несмотря на указанные минусы тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебном процессе.
Статья. Из опыта работы » Тестирование как форма контроля»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тестирование как одна из форм контроля знаний
по русскому языку и литературе.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ № 4 г. МИХАЙЛОВСКА
Развитие системы российского образования тесно связывают с теоретической разработкой и практическим решением проблемы развития профессиональной компетентности учителя, что должно проявляться в преодолении учителем своих собственных профессиональных барьеров и затруднений, в уходе от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности, в овладении новыми способами профессиональной самореализации, в приобретении способностей к самообучению, самоорганизации и саморазвитию.
В современных условиях учителю приходится решать профессиональные задачи, возникающие в конкретных реальных ситуациях, используя свои знания, умения, опыт. Уже много лет я работаю над темой самообразования. «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся». За это время изучено огромное количество методической, научной литературы, создан банк тестов с 5-по 9 класс практически по всем темам, разделам русского языка, идёт работа над созданием банка тестов по литературе.
Тестовые методы проверки знаний и умений учащихся разрабатываются и внедряются в нашей стране уже более 10 лет.
Тестирование. Термин восходит к английскому- экзамен и используется для измерения и оценки природных и приобретённых способностей с целью предвидения достижений человека в определённых областях. Тест, в педагогическом понимании этого слова, означает проверку, испытание, по результатам которых судят о знаниях, умениях и навыках учащихся.
Современная ситуация в образовании вновь ставит на повестку дня вопрос об объективности оценки учебных достижений. Учащихся и их родители заинтересованы в получении, а государство в обеспечение качественного образования. Для этого и используются современные методы оценки и контроля знаний учащихся, которые являются важным звеном процесса обучения.
В последнее время тестирование является, наверное, самой распространённой формой проверки знаний, умений и навыков учащихся. Причем существует несколько мнений об этой форме контроля знаний: от горячего одобрения до резкой критики.
Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить прочные знания и умения, то необходимо тщательно продумывать методы и формы контроля и систематически осуществлять его. Без оценки процесс усвоения невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Однако важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке.
Тестовые задания предназначены для проверки знаний уч-ся по всем темам и разделам программы и обеспечивают простоту проверки ответов учеников.
Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Одни из них призваны выявить пробелы в знаниях учащихся и ввести необходимую коррекцию в проводимый процесс обучения, другие дают возможность прогнозировать дальнейший процесс обучения. В начале года можно использовать тестовые задания по теме «Итоговое повторение».
Задания, составленные на основе стабильных учебников по русскому языку, обеспечивают простоту проверки ответов учеников и позволяют выявить пробелы в их знаниях, что даёт возможность учителю при подготовке к контрольным работам, контрольным диктантам заострить внимание учащихся именно на этих пробелах.
Прежде чем начинать работать с готовыми тестами, просматриваю, все ли отобранные автором учебные элементы отрабатывались на уроках в данном классе, затем сама выполняю все задания.
При проведении контроля знаний учащихся каждый ученик получает отдельный экземпляр с конкретными тестовыми заданиями. Обычно учащимся предлагается три варианта заданий: 1-й вариант- самый простой, предназначен для уч-ся с низкими учебными возможностями, 2-й посложнее, рассчитан на ученика среднего уровня знаний, а 3-й повышенной трудности, для уч-ся имеющих прочные знания и имеющие твёрдую «4» или «5».. Для тестов 3-его варианта обычно предусмотрены и дополнительные задания. Выполняют их те учащиеся, которые раньше других справились с обязательными вопросами.
Работа может быть рассчитана на 20-30 минут или на целый урок в зависимости от объёма теста и подготовленности учащихся. На итоговое контрольное тестирование нужно отводить не менее 50-60 минут, для этого необходимо использовать дополнительный урок.
Некоторые тесты как форма итогового контроля измеряют и оценивают преимущественно степень усвоения предметных знаний, в большей степени уровень развития памяти и запоминание изученного материала. Есть задания, которые заставляют учеников совершать определенные умственные действия, проверяют его умственные способности, функции мышления.
В конце каждого варианта тестового задания приводятся примерные нормы оценок, можно отразить их и на доске, тогда учащиеся лучше будут ориентироваться и стремиться к максимальному выполнению.
Хотелось бы более подробно остановиться на тестах по литературе, т.к.они имеют свои особенности.
Чтобы использовать тестовые задания, сначала нужно знать принципы их составления. Принципы разработки тестовых заданий.
В тестовые задания по литературе можно включить вопросы, нацеленные на проверку знаний по теории литературы, понимания главной идеи художественного произведения, его проблематики, роли и места в литературном процессе, а также знания текстов, вопросов типизации героев, портретных и речевых характеристик.
Можно выделить четыре основные группы.
Задания на установление правильной последовательности. С помощью заданий на установление правильной последовательности можно проверить знание истории литературного, художественного процессов, порядок событий в художественном произведении.
Также иногда включаю 1-2 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.
Типы заданий в тесте могут быть:
задания альтернативных ответов;
задания множественного выбора;
задания на восстановление соответствия;
задания на установление правильной последовательности.
задания свободного изложения; задания-дополнения.
Для выявления обязательного уровня обученности учащихся по русской литературе за курс среднего звена и для выявления пробелов учащихся в начале изучения систематического курса литературы в старших классах целесообразно проводить стартовый тест в начале учебного года.
Тест, предназначенный для учащихся старших классов, может состоять из трёх частей: вопросы с выбором ответа, вопросы с кратким ответом и творческое задание.
Тестовая форма контроля очень нравится моим ученикам, она их не пугает, они воодушевленно включаются в работу и всегда очень ждут результатов. Качество выполнение тестов всегда выше, чем качество контрольных работ контрольных диктантов.
Но тестовая форма контроля имеет не только достоинства, но и недостатки по сравнению с другими формами контроля знаний.
-Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
-Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки
-Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их; контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития.
-Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
Я использую не только готовые тесты, но и составляю сама. Работа эта непростая, но интересная и даже творческая. Хорошо составленный тест приносит чувство удовлетворения и радости.
Предъявляемые требования при составлении тестовых заданий.
Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.
-Время тестирования должно быть минимальным. Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование, но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут.
-Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве. Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить.
Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний.
Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него
-.Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается.
-Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.
-Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
-Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений «да-нет», «верно-неверно»
Тест должен включать в себя следующие элементы:
-бланк ответов. Инструкция (можно устно) для ученика обязательно должна присутствовать до формулировки задания.
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности..
Возможно, тестирование нельзя рассматривать как идеальный метод проверки знаний учащихся. Хотя нет сомнений, что при надлежащей предварительной подготовке именно тесты лучше других средств дают возможность получить объективную картину учебных достижений. При тестировании учитель получает оценку уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую картину по каждой теме учебной программы.
Методика оценивания тестовой работы
Из них написание части языковых единиц соответствует заданию («Пишется е»), допущена ошибка), другая часть не соответствует (пишется другая буква; нет ошибки). Оценке «5» соответствует отсутствие неправильных ответов (то есть ученик называет все правильные и не дает лишних, неправильных). Тогда:
ученик знает, как пишется проверяемая безударная гласная (притяжение), но не знает чередования гласных в корне (разнимать) или непроверяемое написание безударной гласной. В любом случае считается невыполненным одно задание (хотя может быть сделано и 5 ошибок).
Первая же методика строго выявляет незнание нормы (всей темы), например, «Правописание безударной гласной в корне слова» (хотя может быть допущена и одна ошибка). Расхождение в оценке может быть значительным. Например: из 16 заданий без ошибок выполнено 5 заданий. По первой методике это «1».
По второй методике при 20 неправильных (недописанных или лишних) ответах он получит «3».
1.А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.5 класс. «Творческий центр».Москва, 2013 г.
2.А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.6 класс. «Творческий центр».Москва, 2013 г.
3.Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку к учебнику М.Т.Баранов и др. «Русскийязык.7 класс».
«Экзамен».Москва, 2012 г.
4. Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова и др.
«Русскийязык.8 класс». «Экзамен».Москва, 2015 г.
5.Г.М.Астахова, А.Б.Малюшкин. Тематические тесты по русскому языку 8 класс.
«Творческий центр».Москва,2015 г.
6.В.В.Тихонова,Т.Е.Шаповалова. Тесты по русскому языку.8-9 классы. «Дрофа».Москва,2016 г.
7.М.П.Книгина.Русский язык.9 класс. Тесты 2 ч.»Лицей»,2016 г.
8.0.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты по русскому языку. 10-11 классы.
10.Н.Н.Оглоблина.Тесты по литературе. 5-11 классы. «Астрель».Москва,2015 г
П.Н.А.Миронова. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература.5.класс»
Автор-составитель В.Я.Коровина и др. «Экзамен».Москва,2008 г.
12.Н.Г.Ткаченко.Тесты по грамматике русского языка. «Айрис-Пресс» Москва,2016 г.
13. Лидия Пучкова: Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 10-11 класс
Издательство: Интеллект-Центр, 2017 г.
выполнении. Надо обратить внимание также на то, что сложность заданий обычно увеличивается от начала к концу тестов. Способы проверки тестов.
Хотелось бы более подробно остановиться на тестах по литературе, т.к.они имеют свои особенности.
Чтобы использовать тестовые задания, сначала нужно знать принципы их составления. Принципы разработки тестовых заданий.
В тестовые задания по литературе можно включить вопросы, нацеленные на проверку знаний по теории литературы, понимания главной идеи художественного произведения, его проблематики, роли и места в литературном процессе, а также знания текстов, вопросов типизации героев, портретных и речевых характеристик.
Можно выделить четыре основные группы.
Задания на установление правильной последовательности. С помощью заданий на установление правильной последовательности можно проверить знание истории литературного, художественного процессов, порядок событий в художественном произведении.
Также иногда включаю 1-2 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.
Типы заданий в тесте могут быть:
задания альтернативных ответов;
задания множественного выбора;
задания на восстановление соответствия;
задания на установление правильной последовательности.
задания свободного изложения; задания-дополнения.
Для выявления обязательного уровня обученности учащихся по русской литературе за курс среднего звена и для выявления пробелов учащихся в начале изучения систематического курса литературы в старших классах целесообразно проводить стартовый тест в начале учебного года.
Тест, предназначенный для учащихся старших классов, может состоять из трёх частей: вопросы с выбором ответа, вопросы с кратким ответом и творческое задание.
Тестовая форма контроля очень нравится моим ученикам, она их не пугает, они воодушевленно включаются в работу и всегда очень ждут результатов. Качество выполнение тестов всегда выше, чем качество контрольных работ контрольных диктантов.
Но тестовая форма контроля имеет не только достоинства и недостатки по сравнению с другими формами контроля знаний. Преимущества и недостатки. Преимущества.
-Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
-Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки
-Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их; контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития.
-Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
Я использую не только готовые тесты, но и составляю сама. Работа эта непростая, но интересная и даже творческая. Хорошо составленный тест приносит чувство удовлетворения и радости.
Предъявляемые требования при составлении тестовых заданий.
Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.
-Время тестирования должно быть минимальным. Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование, но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут.
-Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве. Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить.
Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний.
Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него
-.Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается.
-Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.
-Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
-Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений «да-нет», «верно-неверно»
Тест должен включать в себя следующие элементы:
-бланк ответов. Инструкция (можно устно) для ученика обязательно должна присутствовать до формулировки задания.
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности..
Возможно, тестирование нельзя рассматривать как идеальный метод проверки знаний учащихся. Хотя нет сомнений, что при надлежащей предварительной подготовке именно тесты лучше других средств дают возможность получить объективную картину учебных достижений. При тестировании учитель получает оценку уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую картину по каждой теме учебной программы.
Методика оценивания тестовой работы
прит. жение разн. мать
опр. снить (воду) наст. лить
ученик знает, как пишется проверяемая безударная гласная (притяжение), но не знает чередования гласных в корне (разнимать) или непроверяемое написание безударной гласной. В любом случае считается невыполненным одно задание (хотя может быть сделано и 5 ошибок). Первая же методика строго выявляет незнание нормы (всей темы), например, «Правописание безударной гласной в корне слова» (хотя может быть допущена и одна ошибка). Расхождение в оценке может быть значительным. Например: из 16 заданий без ошибок выполнено 5 заданий. По первой методике это «1». По второй методике при 20 неправильных (недописанных или лишних) ответах он получит «3».
А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.5 класс. «Творческий центр».Москва, 2000 г.
А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.6 класс. «Творческий центр».Москва, 2000 г.
3.Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку к учебнику М.Т.Баранов и др. «Русскийязык.7 класс». «Экзамен».Москва, 2009 г.
4. Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова и др. «Русскийязык.8 класс». «Экзамен».Москва, 2009 г.
5.Г.М.Астахова, А.Б.Малюшкин. Тематические тесты по русскому языку 8 класс. «Творческий центр».Москва,2002 г.
6.В.В.Тихонова,Т.Е.Шаповалова. Тесты по русскому языку.8-9 классы. «Дрофа».Москва,2001 г.
7.М.П.Книгина.Русский язык.9 класс. Тесты 2 ч.»Лицей»,2006 г.
8.0.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты по русскому языку. 10-11 классы.
10.Н.Н.Оглоблина.Тесты по литературе. 5-11 классы. «Астрель».Москва,2000 г
П.Н.А.Миронова.Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература.5.класс» Автор-составитель В.Я.Коровина и др. «Экзамен».Москва,2006 г.
12.Н.Г.Ткаченко.Тесты по грамматике русского языка. «Айрис-Пресс» Москва,2004 г.
Методика оценивания тестовой работы
прит. жение разн. мать
опр. снить (воду) наст. лить
ученик знает, как пишется проверяемая безударная гласная (притяжение), но не знает чередования гласных в корне (разнимать) или непроверяемое написание безударной гласной. В любом случае считается невыполненным одно задание (хотя может быть сделано и 5 ошибок). Первая же методика строго выявляет незнание нормы (всей темы), например, «Правописание безударной гласной в корне слова» (хотя может быть допущена и одна ошибка). Расхождение в оценке может быть значительным. Например: из 16 заданий без ошибок выполнено 5 заданий. По первой методике это «1». По второй методике при 20 неправильных (недописанных или лишних) ответах он получит «3».
А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.5 класс. «Творческий центр».Москва, 2000 г.
А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.6 класс. «Творческий центр».Москва, 2000 г.
3.Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку к учебнику М.Т.Баранов и др. «Русскийязык.7 класс». «Экзамен».Москва, 2009 г.
4. Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова и др. «Русскийязык.8 класс». «Экзамен».Москва, 2009 г.
5.Г.М.Астахова, А.Б.Малюшкин. Тематические тесты по русскому языку 8 класс. «Творческий центр».Москва,2002 г.
6.В.В.Тихонова,Т.Е.Шаповалова. Тесты по русскому языку.8-9 классы. «Дрофа».Москва,2001 г.
7.М.П.Книгина.Русский язык.9 класс. Тесты 2 ч.»Лицей»,2006 г.
8.0.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты по русскому языку. 10-11 классы.
10.Н.Н.Оглоблина.Тесты по литературе. 5-11 классы. «Астрель».Москва,2000 г
П.Н.А.Миронова.Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература.5.класс» Автор-составитель В.Я.Коровина и др. «Экзамен».Москва,2006 г.
12.Н.Г.Ткаченко.Тесты по грамматике русского языка. «Айрис-Пресс» Москва,2004 г.