Типизация как механизм воображения это
Типизация как механизм воображения — это:
В 5:18 поступил вопрос в раздел Общая психология, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Общая психология». Ваш вопрос звучал следующим образом: Типизация как механизм воображения — это:
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
Механизмы воображения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое воображение
Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.
Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:
Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.
По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.
Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.
Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.
Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.
Выделяют следующие механизмы воображения:
Агглютинация как механизм воображения
Готовые работы на аналогичную тему
Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.
Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.
Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.
Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:
Гиперболизация как механизм воображения
Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.
Схематизация как механизм воображения
Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.
Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.
Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:
Акцентирование как механизм воображения
Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.
Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.
Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).
Типизация как механизм воображения
Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.
Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.
Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.
Выделяют два вида воображения: активное и пассивное
Воображение как психический процесс.
Воображение как высший познавательный процесс. Воображение и мышление. Виды воображения: активное и пассивное; произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное); репродуктивное и творческое; реалистическое и фантастическое. Агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация как механизмы создания образов воображения. Особенности развития воображения в онтогенезе. Функции воображения в жизни человека. Влияние воображения на познавательную, эмоционально-волевую и нравственную сферу личности. Влияние воображения на органические процессы. Идеомоторный акт. Аутотренинг. Ятрогения. Физиологическая основа воображения.
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте
играет ключевую роль в таких психических процессах как: моделирование, планирование, творчество, игра, память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира.
Мышление – познавательный процесс, характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности, это всегда получение нового знания, установление внутренних и внешних связей между предметами и явлениями.
В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.
Включение воображения или мышления происходит в условиях неопределенной проблемной ситуации, полноты или дефицита информации. Но в основе воображения лежит возможность выбора образа, а в основе мышления — возможность новой комбинации понятий.
а) если исходные данные известны, то работает преимущественно мышление;
б) если данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.
воображение ценно тем, что позволяет принять решение при отсутствии полноты знаний. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить конечный результат. Однако в этом же и слабость подобного решения проблемы.
выделяют два вида воображения: активное и пассивное.
Пассивное воображение, в свою очередь, может быть: Преднамеренное и непреднамеренное.
Преднамеренное пассивное воображение человека – это грезы и фантазии, возникающие помимо воли человека. Но они носят отпечаток личности человека – например, соответствуют его предпочтениям или тревогам.
Активное, или произвольное воображение. Это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. является тем инструментом, который позволяет человеку сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.
Начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность. Мелкая и крупная моторика развиваются взаимозависимо с умением оперировать мысленными формами.
К активному воображению относятся:
Мечта-это особый вид воображения, представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы желанных целей, а затем ищет способы воплотить их в жизнь.
Творческое воображение можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения, ученые сначала творчески генерируют гипотезы, а потом уже занимаются их доказательством.
Процесс воображения осуществляется по своим законам, опирающимся на определенные способы и приемы.
Приемы воображения
Агглютинация (греч. склеивание) – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений; «склеивание» различных несоединимых качеств, частей ( часто используется в сказках и мифах: русалки, кентавры, сфинкс и др.)
Гиперболизация – характеризуется увеличением (гипербола) или уменьшением (литота) предмета (используется в сказках: мальчик с пальчик, девочка – дюймовочка, великаны и др.), а также изменением отдельных частей (дракон с головами, многорукий Будда)
Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт; выделение, подчеркивание какой-то части образа, предмета, что делает его непропорциональным; выделение самого существенного в конкретном образе (часто используют карикатуристы)
Схематизация – изображение чего-либо в обобщенном, упрощенном виде.
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.
Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует.
Воображение в онтогенезе Способность к воображению даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Этапы развития:
Раннее детство — 1-3 года Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечётки, неадекватны содержанию.
Воображение детей раннего возраста вначале очень ограничено и отличается своим пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, нет четкой границы между реальностью и вымыслом. У некоторых детей воссоздаваемый образ(лев с картинки)так выразителен, что представляется реальной действительностью. Происходит становление словесных форм воображения, появляется фантазийная ложь, отсутствует планирование продуктов воображения. Воображение «творит» только идею,.
Иногда лёгкость воображения дошкольников принимается за богатство воображения, Но фантастические объяснения различных явлений свидетельствует о слабости детского воображения, о недостаточном знании окружающего мира, неумении правильно объяснить наблюдаемое.
(старший дошкольник) 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда они оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире. Воссоздаваемые образы содержательны, появляются элементы творчества. Воображение носит активный характер, оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. воображение более организовано и целенаправленно, что связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний. В воображении возникает замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее её дополнение деталями, придание ей конкретности. Ребёнок перестаёт путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое. К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и определяется появлением и развитием у ребёнка внутренней позиции, которая даёт ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, способствует появлению «умных» эмоций и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой ведущей деятельности – учебной.
Подростковый период (юноши 13-16 лет,девушки 12-15 лет)
В 12-16-летнем возрасте мечта все больше начинает занимать место игры. Мечта имеет большое значение для развития, поскольку способствует «возвышению потребностей» и создает идеальные образы будущего. Воображение приобретает творческий, продуктивный характер. Укрепляется произвольное внимание и сознательная дисциплина. Дальнейшее развитие получают восприятие и память. Воля становится менее импульсивной, повышается роль обдумывания. Принципиальность, прямота и последовательность- черты, специфические для юношеского возраста, часто выражаются в резкой бескомпромиссности.
Юношеский период (юноши 17-23 год,девушки 16-21 лет)
наиболее важный период в становлении воображения. Считается, что период от 16 до 22, 23 лет самый решительный. Многие ложные или грязные ассоциации детства и отрочества будут отброшены, из многих сложится что-то возвышенное. В огне, сопровождающем юность, отливается характер человека. Вот почему нужно заботиться о том, чтобы материал, который вливается в душу подростка, был хорошего качества.
Понятие, функции и основные характеристики воображения. Физиологические механизмы воображения. Механизмы (приемы) создания образов воображения
Психологические механизмы воображения
В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе онипреображены, изменены, соединены в необычные сочетания.
Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.
Комбинирование— сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование — это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит… Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…
Частный случай комбинирования — агглютинация— способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс — лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела — оправдано. Потом изучили условия полета и осуществили мечту — появился самолет. Минотавр — чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка… Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия и т.д.
Акцентирование— подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный — очень высокий лоб, недостаток ума — низкий).
Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:а) утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;
б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-паль-чик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);
Индивидуальные особенности воображения определяются:
1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;
2) характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).
5.4. Развитие воображения у младших школьников
Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Читая произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего. Школьник не видел никогда пустыни, океана, извержения вулканов, не был свидетелем жизни других цивилизаций, но обо всем этом он может иметь свое представление, свой образ.
Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.
Если мы хотим, чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее. Всякий образ, созданный воображением, строится из элементов,взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. К. Г. Паустовский писал: «Знание органически связано с человеческим воображением… сила воображения увеличивается по мере роста познаний».
Основное условие развития воображения ребенка —включение его в самую разнообразную деятельность.В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения — основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Прежде всего различна степень легкости или трудности преобразования данного в воображении. Некоторые дети до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное преобразование ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, что говорит учитель или что написано в учебнике. Нередко ученика обвиняют в лености за то, что он не написал сочинения, да еще на свободную тему, а он не может ничего придумать, не может вызвать к жизни ни одного образа.
Ученикам 4-го класса предложили написать сочинение на тему «Весна» и дали слова, которые можно использовать: ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы. Слова наталкивали на традиционное описание весны. Многие дети так и написали: «Наступила весна. Солнце стало уже пригревать. Ветерок дует ласковый, а не холодный. Снег уже растаял, и теперь бегут веселые ручейки. Воробьи купаются в лужицах и ручейках. Скоро прилетят перелетные птицы». Сказано все, что обычно говорится о наступлении весны, все слова использованы — и ничего от себя, от личного впечатления. Подобные сочинения не помогают развитию воображения, а, наоборот, способствуют созданию и закреплению определенных штампов. Такое «правильное» сочинение должно вызвать тревогу учителя, потому что свидетельствует о неразвитости воображения ученика.
1. Расскажите о самом важном различии между представлениями памяти и воображением.
2. Сравните репродуктивное и творческое воображение, приведите примеры и объясните их психологический смысл.3. Вспомните и приведите примеры воображения в произве- ‘ дениях народного творчества (сказки, загадки, былины и пр.).
4. Известно, что в своем творчестве художники, писатели, поэты опираются на воображение. Как вы отнесетесь к такому утверждению, что зрители, читатели должны быть тоже развиты в этом отношении, иначе они ничего не поймут в произведениях искусства. Докажите свою точку зрения.
5. Как вы понимаете мысль, которую высказал замечательный педагог и врач Януш Корчак: «Я часто думаю о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».
Функции воображения
Механизмы и функции воображения
Создание или рекомбинация новых образов предполагает наличие психических механизмов, которые бывают реализованы в конкретных способах или даже техниках. Οʜᴎ основаны на способности подмечать, выделять в предметах и явлениях их специфические или неявные признаки и свойства и переносить их на другие предметы. К таким механизмам воображения относят агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, типизацию и метод сдвига.
(по сказке Г.Х. Андерсена)
(ʼʼсклейкаʼʼ) – частный случай комбинирования, творческий синтез, соединение несоединимых в реальности объектов или их свойств в одном образе. К примеру, в образе кентавра до изобретения генной инженерии соединены в одно образ человека и лошади (Рис. 3), в русалке – женщины и рыбы (Рис. 4). В ковре-самолете способность птицы летать ʼʼперешлаʼʼ к ковру, благодаря чему возникло новое сказочное средство передвижения. Я.Л. Коломинский приводит совет художника Леонардо да Винчи собрату по профессии: ʼʼВ случае если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, – пусть это будет, скажем змея, – то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахиʼʼ (Коломинский, 1998). В корне совета лежит механизм агглютинации, как и при маркировке зебры штрихкодом (Рис. 5).
– заострение, подчеркивание каких-либо признаков и создание на этой базе нового образа. Этот способ лежит в базе создания карикатур и дружеских шаржей. К примеру, высокий лоб выдает умного человека, большой живот – большого любителя поесть.
Акцентирование проявляется через отдельные специфические действия:
· Гиперболизацию – преувеличение или преуменьшение предметов, соотношения их качеств и элементов и создание на этой базе образа воображения. Акцентирование в сторону усиления какого-либо признака (преувеличение) принято называть гиперболой; напротив, в сторону уменьшения значения (преуменьшения) – литотой. Так возникли сказочные образы: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Змей-Горыныч и Богатырь.
· Утрирование – намеренное подчеркивание, преувеличение особенностей каких-либо отдельных сторон или черт в воображаемом образе.
· Типизацию – выделение существенного, повторяющегося в однородных предметах и явлениях и воплощение его в конкретном образе. Типизация одновременно предполагает и обобщение, и эмоциональную насыщенность. Это способ создания образов многих литературных персонажей (собирательных образов), обобщенных представлений о типичных представителях какой-либо нации: пунктуальный и педантичный немец, аристократичный сноб-англичанин.
Рис. 5. Зебра со штрихкодом |
При акцентировании ʼʼнекое свойство имеющегося образа отрывается от других его свойств и, обретая известную самостоятельность и целостность, как бы бесконтекстность, переноситься на иной образ, переструктурируя его, меняя его содержаниеʼʼ (Сапогова, 1993).
Метод сдвига – комбинированный способ творческого синтеза, необычное перемещение в пространстве и во времени предметов и явлений относительно друг друга и создание нереальных ситуаций и образов. К примеру, динозавры в нашем времени в ʼʼПарке юрского периодаʼʼ или ускоренный физический рост героев с сохранением умственного развития на прежнем детском уровне, или известная загадка Сфинкса, в которой человек проживает жизнь за один день.