Торговля антиквариатом как бизнес
Как открыть свой антикварный магазин
Подобные сюрпризы происходят нечасто, и становятся сенсациями. Но именно возможность такого везения делает занятия антиквариатом привлекательными в глазах многих начинающих бизнесменов. Между тем антикварный бизнес невозможен без серьезных финансовых вложений и основательных знаний. Истинные антиквары считают свои «Лавки древностей» не бизнесом, а образом жизни.
Продажа антикварных вещей в России в настоящее время очень актуальна. Спросом пользуется мебель, утварь, посуда, монеты, украшения, игрушки и все, что вообще может считаться антиквариатом. Интерес к старым вещам растет с каждым годом.
С точки зрения прибыльности торговля антиквариатом занимает третье место после продажи алмазов и нефтепродуктов, и цены на старинные вещи с каждым годом увеличиваются. Это позволяет надеяться, что бизнес на антиквариате безусловно перспективен.
Сложности при открытии антикварного магазина связаны с большими капитальными вложениями, зато бизнес-план довольно прост. Эксперты считают, что окупаемость антикварных лавок начинается со второго-третьего года работы и формирования достаточной клиентской базы.
Принцип работы антикварного бизнеса прост: купить подешевле, а продать подороже. Но, чтобы купить, необходим начальный капитал, свой или заемный. Это обстоятельство заставляет большинство подобных магазинов работать по комиссии от 20 до 25%.
Также антиквары, как правило, предпочитают товар, купленный на заемные деньги, перепродавать сразу. Приобретения, оплаченные из собственного кармана можно приберечь до лучших времен, когда вещь подорожает. Принято считать, что успешный антиквар каждый год становится богаче на 20%.
Еще одна особенность антикваров – они любят кризисные времена. Спрос на их товары в смутные времена заметно снижается, зато возрастает возможность по бросовой цене приобрести довольно ценные или даже уникальные вещи.
Иерархия в среде антикваров
В антикварном бизнесе существует четкое распределение обязанностей, при котором каждый отвечает за определенную часть работы:
1. Скупщики. Приобретают антикварные вещи у населения. Поле деятельности –блошиные рынки, деревни, личные контакты. Скупив дешево вещи, представляющие интерес, скупщики перепродают их антикварам или частным лицам. Основная задача скупщина – купить вещи как можно дешевле.
2. Оценщик. Оценивают товары с учетом происхождения, истории и цены. Услуги квалифицированного оценщика высоко ценятся. Приблизительно половина антикварных вещей оказываются подделкой и только оценщик, который в состоянии отличить подлинную вещь от фальшивки, всегда востребован.
Оценщики очень дорожат своей репутацией. Истинные профессионалы обычно специализируются в каком-либо одном историческом периоде или занимаются определенной группой вещей. Предварительная оценка может осуществляться по фотографии, а при экспертизе используется лабораторное оборудование и химические реактивы.
Антикварный бизнес – не «придворный» гастроном. Вход в этот бизнес без знаний антикварного дела лишен смысла. А приобрести необходимые знания можно только на практике, понаблюдав за процессом изнутри.
Лучший вариант – поработать в чьем-то антикварном магазине несколько лет и получить опыт, которого не почерпнешь их книг. Невежды в антикварном бизнесе никогда не приживаются. Истинный профессионализм – единственное качество, которое обязательно оценят собиратели антиквариата.
Где должна располагаться антикварная лавка?
К выбору места для магазина, торгующего антиквариатом, нужно отнестись особенно рассудительно. Правильно выбранное место всегда благотворно влияет на бизнес. Как и в любом торговом бизнесе, лучше выбирать оживленные районы.
Но в случае с антикварным бизнесом больше всего подойдут районы вблизи музеев, в исторической части города, где много туристов, неподалеку от выставочных залов. Именно там бывают ценители прекрасного, которые и станут основными клиентами антикварного магазина.
Бюрократические моменты
Прежде всего, следует зарегистрироваться в налоговых органах как индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью. Первый вариант проще, так как требует меньших усилий при регистрации.
После этого нужно заручиться разрешением санитарно-эпидемиологической службы и пожарной инспекции, если вы собираетесь строить помещение. Если помещение будет арендовано обязанности общения с СЭС и пожарниками возлагаются на арендодателя.
Закупка оборудования и товара
Чтобы антикварный магазин мог полноценно работать, потребуется следующее оборудование:
Вещи должны быть расположены таким образом, чтобы покупатель мог беспрепятственно их рассмотреть. Поэтому помещение не должно быть тесным – не менее 50 кв. м. Витрины лучше использовать для мелких вещей: монет, украшений, купюр. На стеллажах можно удобно располагать сувениры и домашнюю утварь.
Шкафы подходят для хранения дорогих и эксклюзивных вещей. В некоторых антикварных лавках принято часть вещей хранить в сейфах или на складе. Конечно, хозяин магазина вправе решать этот вопрос по собственному усмотрению, но нам кажется, что лучше, когда покупатели могут видеть все товары.
Особенного внимания требует оформление интерьера, который должен создавать соответствующее настроение. Нам кажется, что обстановка не должна быть слишком современной, лучше, наоборот, несколько состарить предметы, чтобы антиквариат выглядел органично.
Важная составляющая успеха – клиентская база, которая позволит обеспечить скупку антиквариата. Желательно приобретать только вещи, пользующиеся надежным спросом. Если вам удастся ввести в свой ассортимент нечто необычное, цена на такой товар может быть несколько завышена. В остальных случаях постарайтесь назначать цены, несколько ниже, чем у конкурентов. Хорошо продается антикварная мебель, монеты и драгоценности, но чтобы их закупить, необходимы достаточные средства.
Подбор персонала
Если магазин небольшой, для его обслуживания достаточно 1-2 человек. Чтобы увеличить прибыль полезно пригласить консультанта, способного квалифицированно описать товары и подсказать, где можно приобрести или продать какой-либо предмет антиквариата. Консультационные услуги должны быть платными.
Все предметы, предназначенные к продаже, должны иметь товарный вид. Если планируется продажа украшений и драгоценных камней, понадобится лицензия и постановка на учет. Продавец должен профессионально разбираться в антиквариате, чтобы не принимать подделок.
Расходы и доходы
Организация антикварного магазина требует значительного первоначального капитала. Но если вы собираетесь открыть небольшую лавку около 10 кв. м, можно уложиться и в несколько десятков тысяч рублей. Обустройство магазина будет связано с совсем другими расходами. Основные расходы будут связаны с:
Указать суммы, которые понадобятся для приведения помещения в надлежащее состояние и приобретения вещей, мы затрудняемся. Это зависит от ваших планов и возможностей. При немалых затратах нужно сказать, что рентабельность антикварных магазинов высокая, поскольку со временем подобные товары только дорожают.
Организация антикварного магазина видится как вполне перспективный бизнес, хотя в первый год работы обычно прибыль получить не удается. При достаточном первоначальном капитале и владении профессиональными знаниями торговля обязательно станет прибыльной.
Антикварный магазин – это довольно успешная ниша на рынке, при явной осведомленности в деле. Проблема в том, что явная осведомленность есть далеко не у каждого. В данной статье мы поговорим о том, как получать прибыль от антикварного магазина, какие есть подводные камни, какие шаги лучше предпринять.
Что такое антикварный магазин?
Антикварный магазин – это магазин, в котором продаются старинные, преимущественно ценные вещи. Например, антиквариатом может считаться, меч, который принадлежал одному из императоров.
Сегодня антикварные магазины немного смешались с магазинами сувениров. Зачастую можно увидеть, что висит вывести «Антикварный магазин», а зайдя туда мы видим, как там продают какие-то вырезки, фигурки и т. д. Это может быть все очень красиво, но никак не относится к антиквариату. Однако, грань смешалась, значит мы будем говорить и о настоящих антикварных магазинах, и о «ненастоящих». Таким образом, рассмотрит и ту, и другую сторону, и выгодность этих сторон.
В жизни вообще немного странно устроено понятие «старый» и «старинный». По сути все что старинное, является старым, так как прошло много лет. Например, из подобных примеров можно выделить, как на аукционе могут продавать первую модель IPhone, которая не была распакована за сумму за сотни тысяч рублей, в то время как у кого-то может валяться такой же айфон дома, только уже попользованный и не стоить даже 1000 рублей.
Также можем быть и с монетами. Если сейчас монеты СССР никому не нужны и даже в антикварные магазины вы их продадите за копейки, то через пару сотен лет, это будет очень дорогим удовольствием.
Виной всему именно сохранность. Например, насколько для нас цены фотографии из детства, или сохранившийся детский комбинезон, который мы не хотим выкидывать из-за ностальгии. Дело примерно так же обстоит и со старинными вещами. Да, например, шлема были у каждого война, и тогда они не были чрезмерно дорогими, так как ими оборудовали армию. Но сейчас? Сейчас, если удастся более-менее сохранившийся шлем тех времен, то это будет стоить не так уж дешево. А если мы найдем какой-то предмет, которые принадлежал правителю, либо известному человеку того времени, имя которого дошло до наших времен, то цены могут взлететь до десятков миллионов долларов.
Как мы видим все познается в сравнении. Некоторые люди очень хорошо отличают понятие старый и старинный. Более того, они понимают реальную ценность таких вещей.
Открыть собственный антикварный магазин
Если мы говорим об антикварном магазине в прямом его понятии, то значит там должен быть хоть какой-то антиквариат, даже дешевый. Например, там должны продавать монеты годов СССР, какие-нибудь блокноты тех времен. Есть, конечно, очень уважаемые антикварные магазины, в которых продаются довольно дорогие вещи, оценивающийся в сотни тысяч и миллионы долларов, так же там установлен и соответствующий уровень охраны.
Если вы хотите открыть свой антикварный магазин, вы должны как минимум что-то понимать в этом деле, и быть готовым к немалым тратам. Во-первых, даже если это дешевый антиквариат, нужно продавать его в каком-то помещении. Некоторый антиквариат требует особого ухода. Во-вторых, нужно иметь оценщиков в этом деле, чтобы оценивать особый вид антиквариата. Все это требует расходов, и нередко немалых. А если мы вспоминаем сколько стоит антиквариат. Да, те же СССР монеты, о которых мы не раз упоминали, могут стоит, например, 100 рублей, 200 рублей, а что, если возьмем хотя бы какие-то предметы тех времен, которых уже нет в быту. Это уже не 100 и 200 рублей, а 1000 и 2000 рублей, а дальше больше.
Зарабатывать на антиквариате действительно возможно, но это бизнес, как и любой другой. Дальше мы еще будем говорить о том, откуда скупаются антикварные вещи, как они продаются, кому они вообще нужны и т. д.
Где брать антиквариат для продажи?
Антикварные лавки работают простым способом – покупают такие предметы дешевле, чем они стоят? Почему же им продают? Потому что такие предметы некому продать обычному человеку, либо очень сложно найти покупателя. Многие предметы антиквариата смотрятся как какое-то барахло, в некоторых ситуациях по сути так и есть, но, когда люди приходят в антикварный магазин, это сразу же приобретают статус «Антиквариат».
Примерно так работают небольшие антикварные магазины. По сути редко так бывает, что такие магазины очень много зарабатывают. Все-таки не все люди любят антиквариат, а туда часто заходят как в музей «просто посмотреть». Если вы хотите заниматься этим, то у вас должна лежать душа к этому, но если вы это расцениваете исключительно как способ заработка, то стоит вас строить, потому что реально существенные деньги получают единицы из всех.
Более крупные антикварные магазины (подразумевается, что здесь антиквариат уже стоит 50 и более тысяч рублей) берут свои товары не только простой скупкой, хотя и здесь бывает такое. В такие магазины либо обращаются люди, у которых есть действительно что-то ценное, либо такие магазины учувствуют в аукционах. Среди таких товаров может быть что-то интересное времен 20 начала века, это, конечно, уже старинные и уважаемые вещи, однако, все же не перо великого царя. Такие антикварные магазины уже зарабатывают побольше.
Огромные денежные средства зарабатывают крупные антикварные магазины, причем по площади они могут быть совсем маленькими, а вот значение могут иметь нереально большое. Очень часто в этой системе не работает увеличения бизнеса «снизу-вверх», то есть расширение бизнеса за счет того, что дела идут хорошо. Часто подобные значительные антикварные магазины открывают уже крупные миллионеры, для которых это что-то вроде хобби. Здесь антиквариат действительно дорогой и довольно часто его скупают с крупных аукционов за нереально огромные денежные средства. Доход здесь действительно огромный для обычного человека, но вот для такого миллионера это могут быть копейки.
Можно ли заработать на антиквариате?
На антиквариате однозначно можно заработать. Многие антикварные магазины скупают многие товары за бесценок, даже нередко обманывают, что какая-то вещь не представляет никакой ценности. Часто бывает так, что сдать вещь в антикварный магазин стоит, например, 500 рублей, а на следующий день вы увидите такую же вещь за 1200 рублей. Накрутка здесь действительно большая, что неким образом напоминает ломбард. Подобный ценник берется из-за того, что вещь действительно представляет ценность, но оценить эту ценность можно только в «антуражном» антикварном магазине. Если его будет продавать обычный человек, никто не захочет покупать ее даже за 500 рублей. В этом вся «магия» антикварных магазинов.
Но если тут такая накрутка, почему тогда, с точки зрения экономики, здесь довольно пессимистичные оценки. Дело в том, что подобный антиквариат за 1000 рублей есть почти у каждого дома. Кому-то осталось от прабабушки какая-нибудь ваза, у кого просто вещь, никто не знает откуда она. Многий антиквариат – это по сути никому не нужное барахло, и покупают антиквариат в основном ценители. Часто так получается, что в антикварном магазине покупают понравившуюся вещь, а лишь потом узнают ее историю, и рассказывают о ней друзьям. Мало кто ценит антиквариат должным образом, да и мало кому он нужен, так как многие предпочитают сходить в музей, а не хранить музей дома. Это, конечно, не касается сверхдорогого антиквариата, когда какой-нибудь крупный бизнесмен вешает у себя картину или меч какого-нибудь императора за миллионы долларов. Ведь так он подчеркивают свою статусность, а вот об истории вещи он может даже не задуматься.
Из этого и вытекает, что да, действительно, вы продаете вещи в 2 раза дороже. Но как часто вы их продаете? Если у вас какой-то известный антикварный магазин, то к вам пойдут, либо ваш антикварный магазин связан с другой деятельностью, например, вы в основном продаете сувениры, но еще у вас есть антиквариат. Просто так в антикварные магазины мало кто заходит. В итоге вы купили товар за 500 рублей, а продадите его за 1200 только через полгода. Понятно, что в антикварном магазине сотни и может быть даже тысячи разных товаров, но в совокупности это приносит невесомые доходы. 10-20 тысяч рублей в месяц, это вполне ожидаемый доход, все что выше, это либо везение, либо ваша креативность, которая помогла вам заработать. Повторимся, в этой нише мало кто зарабатывает большие деньги на недорогих товарах.
Есть ли рост бизнеса?
Как правило рост бизнеса бывает из самой мелкий сферы, в среднюю. То есть тогда, когда вы продаете в среднем товары до 10 тысяч рублей, а далее начинаете продавать все дороже и дороже, доходя примерно до 500 тысяч рублей.
Это переход очень долгий, редко кто в этой сфере резко переходит из одной сферы в другую, если, конечно, мы говорим именно о самоокупаемости бизнеса, а не новых привлечении инвестиций. Происходит это так, что вы каждый год увеличиваете свой доход, и становитесь способными покупать все более дорогие вещи. Если дела у бизнеса идут неплохо: антикварный магазин в хорошем месте, он неплохо привлекает клиентов, у него своя «изюминка», то рост возможен.
Если же это антикварный магазин в каком-нибудь спальном районе, то он росте вероятнее всего придется забыть. Именно поэтому рынок антикварных магазинов настолько слаб.
Но стоит учитывать, что качественный рост в «элитные антикварные магазины» возможен крайне редко. Лишь единицы смогли пройти все стадии этого бизнеса и дойти до действительно огромных доходов. Причиной тому, что стоимость товаров здесь неоднородна, а покупателей найти все также непросто. Поэтому и приходиться довольствоваться тем, что есть.
Пару слов «сувенирных антикварных магазинах»
Выше мы говорили, что есть антикварные магазины, которые по сути являются обычными сувенирными лавками. Несмотря на всю псевдо деятельность, дела у таких магазинов могут идти куда лучше, чем у антикварных. Дело в том, что в таких магазинах продается все такое же «барахло», вот только в разы дешевле. Виной тому, что продукция либо изготавливается прямо сейчас, либо вообще покупается из Китая. В таких магазинах человек покупает обычные товары за обычную цену, ему не нужно углубляться в вопросе, он просто пришел и купил какую-то вещь за недорого. В этой статье мы говорим именно о сувенирных магазинах, похожие на антикварные магазины.
Есть сувенирные магазины, которые находятся на берегу моря, здесь они даже не пытаются выдавать себя за кого-то другого, а просто получают деньги.
Если вы больше хотите зарабатывать, нежели продавать старинные вещи, то стоит задуматься именно о таких сувенирных магазинах, которые с виду похожи на антикварные.
Как можно достичь хорошего дохода?
На этот вопрос сложно ответить однозначно. Мы можем увидеть, как действительно неплохие денежные средства зарабатывают антикварные магазины, у которых есть свой шарм. Это и дизайн, и какое-то специальное отношение, и расположение.
Тут в первую очередь все стоит оценить с точки зрения бизнеса. В антикварный магазин в спальном районе будут заходить только жители этого района, а значит зайдя 1-2 раза они уже не будут туда заходить. В центральном районе каждый день проходят новые люди и периодически бывают все жители данного города. Таким образом, больше посетителей – больше доход, но стоит помнить, что и аренда в центре будет стоить немалых денег.
Также мы говорили про какую-то изюминку. Если вы хотите работать с антиквариатом, но при этом хотите и зарабатывать, но вы еще не способны снимать офис или точку в центре, то возможно стоит задуматься о какой-то изюминке или дополнительном заработке. Например, это может быть тот же самый антикварный магазин, в котором половина сувениров, половина реального антиквариата. Спросив «почему так дорого, когда рядом стоят дешевые товары?», вы можете вежливо ответить о том, что это антиквариат, которые представляет высокую ценность.
Возможно главный доход вам будут приносить сувениры, однако вы будете работать и с антиквариатом, вы итоге в и душу успокоили, и получаете хорошие деньги.
Иногда подойдут вообще самый нестандартные решения. Например, вы можете открыть свою кофейню, которая будет отличаться особым дизайном. И в этой же кофейне продавать антиквариат для «хипстеров». Способ придумать что-то новое достаточно много, главная идея здесь заключается заработок ни только на антиквариате.
Что если открыть музей с антиквариатом?
Тут все довольно сложно. Спрос на маленькие музеи – довольно маленький, сюда приходят истинные ценители и редко кто появляется здесь случайно. Не факт, что вы будете что-то на этом зарабатывать. Но опять-таки все зависит от вас.
В первую очередь стоит обратить внимание на то, какие товары или антикварные вещи у вас есть. Если у вас их огромное количество, да так, что хватит на несколько больших комнат, то почему бы не попробовать. Вы можете сами проводить экскурсии, рассказывать об их ценности и брать символическую сумму за эту деятельность.
К сожалению, и здесь заработать большие деньги мало у кого получается. Коммерческие музеи – это что-то удивительное для нашей страны, да и не только для нашей. Довольно часто подобные музеи находятся на государственном балансе, и собственно антиквариат тоже принадлежит общественному достоянию.
Коммерческие музеи редко получают нормальные денежные средства, однако в некоторых городах случае так, что какой-нибудь музей становится популярным и все начинают туда ходить. Таким образом, на таких волнах можно неплохо подзаработать.
Можете сделать специальный музей для молодежи, либо музей со своей тематикой. Это поможет привлечь посетителей.
Также музеи популярны в исторических туристических городах. Например, если вы турист и приехали в Санкт-Петербург, то вряд ли вы не сходите хотя бы в парочку музеев. Конечно, в таких городах и так может быть огромное количество музеев, да еще и покруче вашего, все зависит от обстоятельств.
Каковы риски?
Антикварный магазин – это один из наиболее рискованных видов деятельности. Все это из-за того, что действительно правильно оценить стоимость какой-то вещи недостаточно. Хоть оценщик и оценивал вам, что вещь стоит 100 тысяч рублей, потребитель может быть не готовым за это платить.
Кроме того, здесь очень сложно заниматься каким-то бизнес планированием, так как стоимость товаров разные, обороты постоянно разные. То есть, если, например, в продуктовом магазине вы можете рассчитывать поставки, оценить объемы продаж в различные месяцы, то тут все довольно непредсказуемо.
С другой стороны, если вы занимаетесь маленьким бизнесом, то и риски у вас небольшие. Рано или поздно вы все равно продадите весь свой антиквариат, рискуете вы в основном стоимостью арендных платежей за помещение. В остальном вы по большому счету ничем не рискуете, в крайнем случае вы может отдать свои вещи в другой антикварный магазин.
С крупными магазинами же все посерьезнее. Тут если дела пойдут неважно, то это может фатально сказаться на магазине. Довольно часто антикварные магазины зависят от сезонности, особенно в тех городах, где есть приезжие. Поэтому зимой антикварный магазин может быть на грани банкротства, а летом уже задумываться о расширении. Как мы уже и сказали, это довольно противоречивый бизнес.
Монолог: сколько зарабатывают антиквары и что нужно для запуска бизнеса в этой сфере Статьи редакции
Основатель проекта «Дом-Музей» Ираклий Месхия — о клиентах, покупателях, конкурентах, редких находках и тайне дивана маршала Жукова.
Думаю, страсть к антиквариату начала появляться лет с пяти, когда мы с мамой каждые выходные ходили на вернисаж в Измайлово, тогда там был единственный блошиный рынок в Москве.
Всё там казалось чем-то невероятно загадочным, бесценным и волшебным: иконы, самовары, картины, бронза, расписная деревенская утварь.
Всё это казалось мне огромным музеем, где можно приобрести понравившуюся вещь. Мы ничего не покупали, просто жили рядом и гуляли, но, видимо, эти впечатления отложились в детском сознании и оказали влияние.
Собственно, заниматься антиквариатом я начал лет 15 назад, когда мне было около 24-х лет. В то время я развлекался тем, что расписывал буфеты и прочую старинную мебель, создавал из неё арт-объекты и продавал. В какой-то момент я понял, что буфет, купленный у бабушки, можно продать и дороже, никак его не меняя.
В итоге всё оказалось не так уж просто: у людей, покупающих антикварную мебель, были свои, порой не понятные мне критерии выбора предметов.
Вещь вроде бы невероятной красоты никто не покупал, а что-то развалившееся и невзрачное, прихваченное до кучи, внезапно вызывало огромный интерес.
Тогда я имел смутное представление о том, как устроен рынок антиквариата. Мне потребовалось пару лет, чтобы немного разобраться, какие предметы интересны клиентам, сколько они стоят на самом деле. Понять, с чем не надо связываться ни в коем случае, насколько бы вещь тебя ни привлекала своей красотой, возрастом или уникальностью.
Вопреки стереотипам, попасть в антикварный бизнес совсем не сложно. Гораздо труднее в нём остаться: это история не про быстрое обогащение, и никакой халявы тут не бывает. Но ты это понимаешь только спустя время.
Каждая ценная находка — результат терпения и ежедневной, зачастую скучной и монотонной работы. Надо быть готовым к тому, что удачу иногда приходится ждать долго. Да и деньги, которые ты заработаешь, нужно будет вкладывать в новые приобретения и ещё добавлять сверху. И так из раза в раз.
К тому же после кризиса 2008 года многие игроки ушли из актикварного бизнеса.
Я прекрасно понимаю, что занимаюсь вещами далеко не первой необходимости, и интерес к ним у людей возникает, когда нет потребности в чём-то более насущном.
Моё основное направление — антикварная мебель и предметы интерьера. Никаких специальных затрат на их содержание нет, поэтому операционные расходы связаны в основном с арендой помещения. Кто-то из коллег снимает здание в центре за 1,5 млн рублей в месяц, а кто-то — гараж за 5000 рублей.
Мой формат отличается от традиционного представления об антикварном деле — у меня не салон с дорогими витринами и охраной, а обычный склад, забитый доверху, где посетитель невольно становится участником квеста по поиску сокровищ.
Я стараюсь минимизировать расходы на содержание, что позволяет мне продавать вещи дешевле многих конкурентов. Кроме того, такой формат отражает моё представление о том, что антиквариат — это не обязательно гламурный блеск и пафос.
Всего я трачу около 100 тысяч рублей за аренду помещения с учётом платы за электричество, общую охрану территории и парковку.
Для хранения мебели требуется только сухое отапливаемое помещение с теми же температурными условиями, в которых живут люди. К тому же чем старше мебель, тем менее она восприимчива к воздействию погоды, перепадов температур, влажности.
Иногда приезжаешь в старый дачный дом, где никто не живёт уже 20 лет, и находишь там мебель первой четверти 19 века. Она там стоит и прекрасно себя чувствует, ничего не лопнуло и не треснуло. В то же время какая-то советская или, скажем, румынская мебель 1980-х годов уже вся пришла в негодность.
В этом отношении несколько сложнее тем, кто занимается иконами или живописью, для них действительно важен особый температурный режим. Что касается конкуренции в бизнесе, она, безусловно, есть, но я бы не назвал её агрессивной. На антикварном рынке сложились довольно здоровые отношения, коллеги стараются друг друга не обижать.
Поиск вещей — самое трудное и одновременно самое интересное в моей работе. Гораздо сложнее найти что-то достойное и редкое, чем этот же предмет впоследствии продать.
С глобальным развитием интернета поиск вещей стал, конечно же, проще, и у любого человека теперь есть возможность оперативно выложить на доску объявлений всё, что он хочет продать. Это ускоряет продажи, но значительно сокращает шансы приобрести какую-то интересную вещь первым.
Конкуренция выросла, и теперь просто сидеть в интернете в поисках сокровищ недостаточно. Со временем твои бывшие клиенты начинают передавать тебя по рукам, как врача или репетитора, своим знакомым и родственникам, что очень ценно. Таким образом ко мне приходит большая часть клиентов.
Но особенно интересно искать вещи в самых неожиданных местах.
Как-то раз я купил пару венских стульев у мужчины, уже ухожу, а он вдруг вспомнил, что на антресолях лежит «что-то большое, тяжёлое и, вроде, ценное от деда». Он был готов забраться туда, если я сразу дам ему 3000 рублей, и откопать этого кота в мешке. Мы наткнулись на зеркало 18 века в невероятной золочёной раме с инвентарным номером Зимнего дворца.
Год назад, по дороге с дачи, куда меня пригласили оценить антикварную мебель и где ничего интересного не нашлось, я остановился на обочине и зашёл на минуту в лес. Через час со мной в машине ехала двухметровая картина 1920-х годов с изображением Ильича в окружении первых пионеров — почему-то с подсолнухами в руках и огромной красной собакой.
Я не мог представить, что как раз в эту минуту именно в этом месте наткнусь на подвыпившего грибника, который попросит подбросить его до дома. А узнав, чем я занимаюсь, он вспомнит про валяющуюся на чердаке своего дома картину из давно сгоревшего местного дома культуры. Впоследствии я подарил это полотно театру.
Чтобы научиться разбираться в антиквариате, необходимы знания в искусствоведении, истории, литературе; опять же, определённый багаж появляется после посещения музеев, выставок.
Прежде были популярны различные курсы и школы, где учили распознавать подделки и правильно покупать. Я считаю, что эти курсы — полная профанация.
В основном их посещали жёны «новых русских», которым нужно было хоть чуть-чуть представлять, за что они платят деньги.
Курсы стоили неимоверных денег, но серьёзных знаний не давали. Насколько помню, семестр обучения на таких курсах стоил дороже семестра в самом престижном московском вузе.
У меня специального образования в этой области нет, я художник. Тем более понятие «антиквариат» вообще довольно широкое, и невозможно в равной степени хорошо разбираться в живописи, иконах, фарфоре или книгах.
Да это и не нужно. У меня есть друзья и коллеги — первоклассные эксперты в своей области. Если мне нужна консультация, я могу обратиться к ним. Конечно, антиквар должен понимать, представляет ли ценность та или иная вещь, но не менее важно иметь доступ к узким специалистам.
Практически всю приличную живопись и иконы я обязательно показываю знакомым специалистам. Обычно им требуется минута, чтобы сказать, имеет ли смысл связываться с вещью. Мне же присылают мебель, хотя и с ней иногда бывают сложности.
Пару месяцев назад мне предложили купить огромную коллекцию мебели из карельской берёзы конца 18-го — начала 19 века. Мебель вызвала у меня подозрения, и мой друг, один из лучших специалистов по русскому ампиру, осмотрев её, подтвердил опасения. Практически всё было сделано в начале 1990-х, но довольно искусно, из старых материалов с соблюдением технологий.
Чтобы стать хорошим антикваром, нужно понимать, что и сколько стоит на рынке и пользуется ли спросом. Но только опыт и время научат в этом разбираться. Поначалу из-за нехватки знаний и опыта я совершал ошибки — где-то продешевил, где-то не распознал раритет и отказался покупать, о чём спустя время здорово жалел.
Экономическая мотивация продавать свои вещи относительна. Приобретать антиквариат у человека, который, очевидно, сразу же потратит эти деньги на еду или купит предметы первой необходимости, приходится нечасто.
Как правило, люди избавляются от того, что им просто не нужно, и это не связано с уровнем их доходов.
В состоятельных в нескольких поколениях семьях чаще встречаются достойные и интересные предметы, купленные в своё время родителями или бабушками и дедушками. Но желание избавиться от фамильных ценностей в таких домах возникает редко.
Обычно именно банальный ремонт, переезд или рождение ребёнка побуждают продавцов полностью пересмотреть интерьер в пользу всего нового. Некоторые просто не могут жить со старыми вещами, особенно с мебелью: она «давит» и мешает.
Однажды женщина за небольшие деньги продала огромное антикварное напольное зеркало, объяснив, что в нём живут призраки и у него плохая карма. Через месяц другая дама обратила внимание именно на это зеркало из всех, что находились у меня на складе, заявив, что у него сильная энергетика.
Ещё один мотив — наследство. К нему все относятся по-разному. Кто-то, получив огромную генеральскую квартиру на Кутузовском проспекте, обставленную антикварной мебелью, хочет максимально быстро избавиться от всего.
Имея представление о стоимости имущества, наследники готовы продать вещи значительно ниже рыночной цены. Им просто нужно быстрее начать пользоваться основным активом в виде недвижимости.
При этом в соседнем доме при аналогичных обстоятельствах человек готов месяцами, а то и годами продавать поштучно всё, включая паркет, за совершенно неадекватные деньги. Он уверен, что его шкаф стоит 1 млн рублей, а все, кто утверждает обратное, непременно аферисты.
Иногда родственники пытаются продать что-то из вещей только что ушедшего человека, буквально на следующий день после смерти, боясь предстоящего дележа имущества.
Никогда не забуду, как меня пригласили в квартиру, где на диване лежал труп дедушки, о смерти которого ещё даже не заявляли, чтобы не узнали другие наследники. Такой отвратительный пример человеческой жадности.
Иногда память об ушедшем человеке бывает негативной, поэтому люди сознательно стремятся от неё поскорее избавиться. Неприятно, конечно, когда юноша заявляет, что его задача — продать мамины вещи за стоимость нового iPhone, а получив деньги, он радостно бросается его заказывать у тебя на глазах. Но чаще сталкиваюсь с потребностью человека что-то забыть и закончить.
Цена определяется в первую очередь рынком. Поэтому я чётко знаю, за сколько продам тот или иной предмет мебели. Например, увидев упомянутое напольное зеркало, в котором якобы жили призраки, я сразу понял, что продам его за 40 тысяч рублей.
Иногда возникает диссонанс — уникальная старинная вещь может продаваться с большим трудом, а другая, на мой взгляд абсолютно переоценённая, пользуется спросом и поэтому дорого стоит.
Для меня материальная ценность предмета, конечно, важна, но не всегда интересна. Гораздо ценнее сам факт находки и обстоятельства, при которых вещь была найдена.
В одном деревенском доме, куда меня затащил бывший колхозный киномеханик и всучил никому ненужный самовар, я вдруг увидел, что из дыры в обоях, которыми были обклеены межкомнатные двери, на меня смотрит глаз.
Выяснилось, что двери в доме сделаны из огромных храмовых икон, вынесенных из соседнего монастыря отцом механика много лет назад. Естественно, я вышел из дома, сняв двери. В одной из них даже выпилили окошко для кота.
Это была ценная находка! Сами иконы стоили не так дорого и не были редкими, но то, как и где я их отыскал, делало эту находку очень значимой. Впоследствии я продал их реставратору за 60 тысяч рублей. Состояние у них было весьма плачевное, это, по сути, был единственный способ их спасти.
Бывают находки, не представляющие вообще никакой материальной ценности, но при этом они практически бесценные артефакты или памятники своей эпохи.
В антикварном зеркале, приобретённом в Подмосковье, меня ждала очень трогательная находка — большая групповая фотография предпоследнего выпуска Смольного института благородных девиц и портрет одной из девушек. На обороте были написаны пожелания и напутствия сокурсниц. К сожалению, проследить судьбу девушки так и не удалось.
В мебели люди часто прятали различные секретные документы — завещания, любовные письма, откровенные фотографии. Встречались паспорта, от царских до паспортов ООН, советского дипломата.
Однажды я случайно нашёл в диване одного советского генерала военный дневник японского солдата. Он очень заинтересовал японских историков.
Несколько лет назад в спинке кресла племянницы маршала Жукова я обнаружил 50 тысяч советских рублей. Позже выяснилось, что это была Сталинская премия.
Однажды я нашёл в мебели покойного композитора чертёж летательного аппарата. Обратился к специалистам — понять, не находится ли у меня в руках неполученная Нобелевская премия. Однако выяснилось, что композитор был далёк от физики, и эта машина по определению не могла подняться в воздух.
Как-то раз одна девушка вспомнила, что у неё в кладовой лежит интересная коробка от печатной машинки её деда, которая на проверку оказалась коробкой от немецкого шифровального аппарата «Энигма».
Обычно находки, которые не представляют материальной ценности, вроде дневника солдата, фотографии девушек из Смольного института я не продаю, а оставляю себе.
Средний чек на один предмет антикварной мебели — 20–50 тысяч рублей. Продажи, как и почти в любом бизнесе, зависят от сезонности. Летом ощущается спад, а осенью люди возвращаются в город, к привычной жизни, и у них просыпается интерес к антиквариату. Ещё одна волна продаж — под Новый год, когда покупателям хочется порадовать себя или близких.
Доход не всегда зависит от количества проданных вещей. Бывает время, когда за месяц я продаю всего три предмета, и доход превышает или сопоставим с содержанием салона. Можно за месяц продать две очень дорогие вещи, например редчайший гарнитур братьев Тонет (два кресла и диван) за 150 тысяч рублей, и считать, что месяц удался.
А можно продать, например, 15 венских стульев, и это будет ни о чём. Потому что условный венский стул я продам за 3000 рублей, а куплю за 2000 или 1500 рублей. Учитывая временные затраты, прибыль тут сомнительная.
Ко мне нередко обращаются оптовые покупатели — юридические лица, которым нужна мебель для ресторана, дизайнеры, которые занимаются оформлением пространств и нуждаются в большом количестве мебели, или музеи и театры, которые закупают стулья. Один такой оптовый заказ позволяет мне заработать около 500 тысяч рублей.
В большинстве случаев антиквар может отличить подделку от оригинала. Это интуитивный момент: ты чувствуешь предмет, ты его видишь, ты его трогаешь и анализируешь.
Среди мебели подделки встречаются крайне редко. В основном это не полностью скопированный новый предмет, а отреставрированная мебель. Например, после реставрации от дивана остались только ножки, а всё остальное, визуально такое же, восстановлено.
Тема подделок больше актуальна для живописи, икон и фарфора. Фарфор вообще массовая история, поэтому его подделывают прямо на фабриках, привозят в Россию из Китая и Европы, а потом дилеры его распродают.
На антикварном рынке тоже складываются мода и тенденции, но они порой совершенно нелогичны даже для профессионалов. Из того, что сейчас модно, могу назвать позднее ар-деко — мебель 1950-х годов, она, скорее, относится к винтажной.
Такая мебель начинает пользоваться спросом у молодёжи, наверное, она им эстетически ближе и приятнее, чем какие-то вещи постарее.
Некоторые предметы, за которые раньше люди были готовы отдавать внушительные суммы, сейчас никому не нужны и стоят в два раза дешевле. Десять лет назад все гонялись за огромными диванами с высокой спинкой.
А последнее время их на рынке стало достаточно много, при этом спрос практически нулевой. Даже в не очень хорошем состоянии раньше они продавались за 100 тысяч рублей, тогда как сейчас в 3-4 раза дешевле. Это совершенно не поддаётся логическому объяснению.
Раньше отлично продавались антикварные громоздкие буфеты, а сейчас вообще никому не нужны. В некоторых магазинах они до сих пор выставлены по старой цене: от 50 до 300 тысяч рублей. Но чаще их можно найти в 4 раза дешевле, и даже за такие смешные деньги их никто не хочет покупать.
Я понимаю, что не продам их, поэтому стараюсь не ввязываться, даже если предлагают очень дёшево.
Из того, что все хотят продать подороже, но ни у кого не получается, хочу выделить пианино. За очень редким исключением это практически нереально. Даже за самовывоз порой приходится ждать желающего.
Раннее советское ар-деко и конструктивизм в мебели тоже спросом не пользуются, хотя стоят недорого: стулья около тысячи рублей, а столы в районе 5 тысяч. Но тут я вижу некоторую перспективу — через 10–15 лет подобные вещи будут востребованы, и цена на них вырастет.
На спрос и тенденции влияет и развитие технологий. Улучшилось качество поддельного фарфора, и это негативно отразилось на спросе.
Появление современных металлоискателей обрушило стоимость всего, что можно найти в земле, потому что кратно возросло количество этих предметов. Например, в 80-е антиквары меняли металлическую икону из коллекции медной пластики на новые «Жигули» — «Шестёрку», а сейчас тот же предмет стоит около 15–20 тысяч рублей.
Сталинская премия купюрами образца 1961 г. А так истории интересные, некоторые даже правдоподобные.
Сталинская присуждалась до 1954 г. И к Государственным Премиям она не относилась никаким боком. Информацию нужно не только из википедии черпать.
Читаю полную цитату:
«В рамках кампании по искоренению культа личности Сталина, начавшейся после XX съезда КПСС, в 1956 году была учреждена Ленинская премия, фактически заменившая собой Сталинскую премию. В 1966 году была учреждена Государственная премия СССР, к которой была приравнена Сталинская премия. Дипломы и знаки лауреата Сталинских премий 1-й, 2-й и 3-й степеней были заменены на дипломы и почётные знаки лауреата Государственной премии СССР соответствующих степеней. В учебной и справочной литературе название Сталинской премии методично заменялось на Государственную, информация о ней и её лауреатах дозировалась и мистифицировалась. Примером может служить Краткая литературная энциклопедия, где в статье о литературных премиях говорится, что постановлением СНК СССР от 20 декабря 1939 года «были установлены Государственные премии СССР. До ноября 1961 года они именовались Сталинскими премиями». Подобная подмена названий часто встречается и в современных изданиях.»
Было бы интересно узнавать о новинках и имеющихся экземплярах в телеграмме с красивыми фотографиями.