Трамвай как символ петербурга

Трамвай как символ Петербурга

В этом году 72-ю годовщину возобновления трамвайного движения в блокадном Ленинграде отмечали традиционно: сначала в Музее городского электрического транспорта, что на Среднем проспекте В. О., 77, затем у мемориальной доски в память о выходе блокадных трамваев, а потом на улицах города, по которым петербуржцев бесплатно возили на ретро-трамваях. Моторные стальные вагоны завода Красный Путиловец, как и в прошлые годы, проследовали от Васильевского острова до Финляндского вокзала, повторив тем самым «блокадный рейс».

Однако были в нынешнем праздновании и новшества. В этом году поздравлять жителей блокадного Ленинграда и ветеранов Горэлектротранса пришли участники Международного конкурса юных чтецов «Живая классика».

Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

В ту далекую зиму 1941-1942 годов действительно много чего было в блокадном Ленинграде. Ветеран Горэлектротранса Юрий Михайлович Львов рассказал, что запомнил ту зиму как самую страшную в своей жизни. Голод, холод, бомбежки…

А ему тогда было 5 лет. Он жил на 21-й линии Васильевского острова, прямо напротив трамвайного парка, который тогда назывался Леоновским, и помнит, как его бабушка и тетки жгли мебель, чтобы согреть квартиру.

Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

Точку зрения Юрия Михайловича разделяет и директор Музея городского электрического транспорта Кирилл Нюквист.

К слову, проезд в трамвае в блокадные годы стоил 15 копеек. Но люди работали по 12 часов в день и без выходных. И получали за это зарплату. Поэтому они могли оплатить проезд.

И привел пример, как один сотрудник трамвайного парка в блокадные годы опаздывал на работу, потому что жил далеко и ходил из дома на работу пешком. В первый раз за получасовое опоздание он получил предупреждение и вычет из зарплаты. А во второй раз, но уже за часовое опоздание, его уволили. Через месяц в трамвайный парк, где он работал, соседи принесли его документы. Бывший трамвайщик умер от голода… По словам Юрия Михайловича, те, кто много трудился, пережили блокаду, а тяжелее всего пришлось тем, кто не работал.

Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

Источник

Задачи : раскрыть понятие исторический символ города, познакомиться с историей трамвая в Санкт-Петербурге, показать связь петербуржского трамвая с современной жизнью города,

ist.na5bal.ru > История > Документы
Тема: Трамвай как исторический символ Санкт-Петербурга

Цель: представить учащимся возможность осознать роль и значимость петербуржского наследия в современной жизни города.

В образовательное путешествие отправляются две группы учащихся по 9 человек. Группы сопровождает педагог. При затруднениях, возникающих у учащихся, педагог подсказывает возможные пути поиска ответов с помощью дополнительных и уточняющих вопросов к размышлениям.

Заключительная часть маршрута – поход в Музей трамваев двумя группами.

Подготовка к путешествию

Тема: Трамвай как исторический символ Санкт-Петербурга

Ранее учащиеся познакомились с понятием «символ». (Греческое слово «символ» в переводе на русский язык это знак, примета, отличительная черта). На уроках истории учащимся раскрыли понятия «официальный», «исторический», «неофициальный» символы.
Учитель:

Ребята, история трамвайного движения в Санкт-Петербурге насчитывает уже свыше 100 лет — серьезный срок, на протяжении которого сменилось несколько поколений пассажиров, а вместе с ними эволюционировали технические особенности и дизайн машин. Трамвай давно уже гармонично вписался в облик Санкт-Петербурга как исторического памятника национального и общемирового масштаба.

Первым рельсовым уличным транспортом, который появился в Санкт-Петербурге в 1860 году, являлась конно-железная дорога. Вначале по ней производились только грузоперевозки, но после постройки в 1863 году пассажирских линий, этот вид транспорта стал также перевозить пассажиров.

В 1886 году в городе появилась линия парового транспорта (в простонародье «паровика»). Этот вид трамвая отличался более высокой скоростью.

Первая, временная, трамвайная линия была проложена в Санкт-Петербурге еще в 1894 году прямо по льду реки Невы. По ней можно было доехать из центра на Васильевский остров, Выборгскую и Петроградскую стороны.

На постоянной основе этот вид транспорта начал действовать в городе в 1907 году.

В самые трудные для города времена, словно верный друг, трамвай не оставлял горожан в беде и продолжал служить им верой и правдой. Во время Великой Отечественной Войны Ленинград находился под блокадой. Но, несмотря на это, по улицам города продолжали передвигаться трамваи, и их работа приостановилась только на период 15 декабря 1941 г. по 15 апреля 1942 г. по причине прекращения подачи электроэнергии.

Понятия, связанные с трамваями, прочно вошли в нашу речь, песни и городской фольклор. Трамвай – не только факт развития техники. Многие петербуржцы считают трамвай символом города, создают сайты, посвященные его истории, стараются всеми способами сохранить городскую трамвайную сеть. История города и городского трамвая неразрывны и связаны в единое целое.

На итоговом занятии нашего путешествия мы обсудим разные точки зрения, вместе ответим на поставленные вопросы. Поговорим и о том, почему именно трамвай ассоциируется с Петербургом, а не троллейбус или автобус, нужен ли в Санкт-Петербурге трамвай?

Вам предстоит отправиться в образовательное путешествие к памятникам трамваю и ответить на вопрос, почему для них выбраны эти места.

Учащиеся получают маршрутные листы с указанием адреса, картой расположения объектов и вопросами по памятникам, на которые они должны ответить. Учащимся предлагается сделать фотографии по своему маршруту.

    Работа на маршруте

    Памятник блокадному трамваю в Кировском районе

    Адрес: пр-т Стачек, 114

    15-го апреля 1942 года, в Петербурге было восстановлено трамвайное движение, прерванное единственный раз за всю историю его существования из-за отключения электроэнергии.

    Адрес : Средний проспект 77.

    Работа на маршруте:

    В музее учащиеся побывают на увлекательнейшей экскурсии, узнают о происхождении трамвая, его истории, увидят много фотографий, воочию увидят различные модели трамваев, смогут прокатиться на старейшем трамвае города.

    Перед походом в музей учитель предложит детям ряд вопросов, на которые учащиеся найдут ответы.

    Попробуйте ответить на вопросы, во время нашего путешествия в музее:

    Почему появился Музей трамваев в нашем городе?

    Почему отмечается юбилей трамвая?

    В чем главное отличие санкт-петербургского (питерского) трамвая от трамваев других городов?

    Каким вы видите трамвай будущего.

    Поиск фотографий. Самостоятельная работа.

    Учащиеся каждой из групп самостоятельно находят в Интернете фотографии с изображением первой конки на улицах Санкт-Петербурга и фотографии с трамваем времен Блокады Ленинграда. Подобранные фотографии они приносят на итоговое занятие для иллюстрации своего рассказа.
    http://ru.wiki2.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D1%8F
    http://www.hellopiter.ru/Bulla12.html

    Подведение итогов путешествия

    Заключительная работа образовательного путешествия строится как проблемное обсуждение, в ходе которого ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, обозначенные в маршрутном листе. Свой рассказ учащиеся сопровождают показом фотографий.

    Форма проведения занятия: выступление групп, диспут.

    Ребята, есть еще один памятник, который мы не видели. Это памятник Первой линии Петербургского трамвая в Санкт-Петербурге. На тротуаре Адмиралтейского проспекта имеется памятная доска и фрагмент трамвайных рельсов и брусчатки. Именно здесь проходила первая линия Петербургского трамвая, открытая в сентябре 1907 года.
    Пуск первой линии Петербургского трамвая состоялся 16 сентября 1907 года по старому стилю (29 сентября по новому стилю). Рождение самого экологически чистого вида общественного транспорта — знаменитейшего в мире петербургского трамвая — происходило в муках. Шли годы, а владельцы конки, имевшие договор с городским самоуправлением, никак не желали переходить на электрическую тягу.

    В начале трамвай пустили на лед Невы: с 1895 года он ходил по замерзшей реке, а с наступлением весны, ходить переставал до следующего ледостава. В сентябре 1907 года под гул большого сводного оркестра и приветственные крики тысяч людей, под сенью знамен, хоругвей и флагов, в присутствии всего градоначальства на Адмиралтейском проспекте все-таки был пущен посуху электрический транспорт. То был трамвай маршрута N4: «Главный штаб — Васильевский остров». Что же было до появления первого трамвая?

    — Кажется, что может быть зауряднее обыкновенного трамвая. Но и в годы блокады этот вид транспорта был воспет в стихах и поэмах. В Ленинграде на нем ездили на фронт и с фронта. Трудяга трамвай возил пассажиров, войска и боеприпасы, сырье и топливо, он замены почтовые и санитарные машины. Все это происходило на виду у противника. Не случайно ленинградцы, имея в виду Стрельну, называли гитлеровцев «врагом трамвайной остановки».

    Вера Инбер писала:
    Холодный, цвета стали,
    Суровый горизонт.
    Трамвай идет к заставе,
    Трамвай идет на фронт.
    Фанера вместо стекол,
    Но это ничего.
    И граждане потоком
    Вливаются в него.

    Только за двенадцать дней ноября 1941 года фашистская артиллерия повредила 40 участков трамвайной линии. Но каждый раз движение возобновлялось. На проспекте Стачек трамваи немного не доходили до Кировского завода, дальше не было контактной сети, и вагоны прицепляли к паровозу-«кукушке», который вез их к фронту. Вот отрывок из боевого донесения:

    «В течение первого года войны под перевозку войск было подано 2006 вагонов, перевезено 250 тысяч бойцов, для перевозки раненых предоставлено 3994 вагона. »

    Выводы

    Трамвай формирует лицо города. Писатели, художники, режиссеры используют трамвай для воссоздания атмосферы города. Трамвай рос и развивался вместе с городом. Он играл и продолжает играть огромную роль в жизни города и его жителей. Когда упоминается Ленинград-Санкт-Петербург у ленинградцев-петербуржцев возникают ассоциации не только с «Медным всадником», Ангелом на шпиле Петропавловского собора, Корабликом на шпиле Адмиралтейства, Ростральными колоннами, разводными мостами, но и с трамваем.

    Благодаря личному опыту, коллективной исследовательской работе, учащиеся смогут понять и оценить всю значимость трамвая, как историко-культурного памятника, как символ города. Важно, чтобы молодые петербуржцы поняли: это не просто городской вид транспорта – это часть их эпохи. От их личного отношения к этому «наследию» зависит его будущее.
    Мнение каждого участник группы важно и для педагога и для одноклассников. То что видит один, может не увидеть другой. Из таких «мнений» складывается цельная, важная картина города.

    Источник

    KudaGo в Петербурге прошлого: история общественного транспорта. Как появился трамвай

    KudaGo продолжает рассказывать о городской жизни до революции и представлять себя пассажирами первого общественного транспорта. Мы с вами уже прокатились на конке и омнибусе в предыдущем тексте. Сегодня мы станем свидетелями того, как в Петербурге появились первые трамваи, и познакомимся с разными видами этого транспорта.

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Паровик: как по городу ходил общественный паровоз

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Первой удачной попыткой заменить конку, которая перестала устраивать горожан, стал паровик, или «паровая конка», внешне напоминающая паровоз. 26 июня 1886 года на Большом Сампсониевском проспекте со скоростью 10 км/ч проехал небольшой локомотив, который тащил за собой вагоны с пассажирами.

    Люди оценили новый транспорт, поэтому в городе вскоре проложили ещё три линии паровой железной дороги, а вместо двух-трёх добавили четыре вагона. Летом курсировали открытые вагоны без стенок, которые прозвали «дымопырки» из-за копоти и искр, летящих на пассажиров второго этажа из паровозной трубы.

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Паровик ушёл с улиц в 1922 году, но вновь вернулся в военный Ленинград из-за дефицита электроэнергии.

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Ледовый трамвай: не так опасен, как кажется

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Как мы упоминали в прошлом тексте, в городе действовал контракт с владельцами конно-железной дороги. В Петербурге нашли необычный способ обойти монополию и в 1894 году пустили первые трамваи по льду Невы. Они двигались со скоростью 20 км/ч и вмещали 20 человек. Три линии соединили Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской и Суворовскую площадь с Выборгской стороной.

    Трамваи пользовались популярностью и перевозили в зимний сезон 900 000 пассажиров.

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Владельцы конки подали в суд из-за нарушения монополии, однако он постановил, что контракт не действует на водные пути. В 1902 году договор истёк, и в Петербурге начали проектировать трамвайную систему.

    Ледовые трамваи использовались до 1910 года.

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Первый трамвай в Петербурге: ожидание и реальность

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Сложности с запуском трамвая возникли из-за того, что планировка Петербурга отличалась от других русских регионов. В итоге проектировщики остановились на диаметрально-кольцевой системе: 24 маршрута должны были связать все части города. Поскольку старые мосты могли не выдержать транспорт, пришлось реконструировать 65 переправ и проложить 208 километров дополнительных рельсовых путей. В Англии закупили 190 вагонов Brush. Первыми парками стали Василеостровский, Петербургский и Московский.

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвайное движение начиналось в 7:30 минут и заканчивалось в 23:00. В трамвае было всего 12 мест на скамейках, со стоячими местами в нём могло поместиться до 34 человек. Места в вагонах делились на классы: первый класс стоил 6 копеек, второй — 4 копейки. Через год установили фиксированную сумму в 5 копеек.

    Оплата осуществлялась по зонам, билет для каждого участка был разного цвета. Участки не стыковались, а перекрывали друг друга. У кондуктора имелось 6-8 катушек с разноцветными билетами для разных зон и он должен был помнить границы всех участков: кому сколько билетов он продал и когда кого высаживать.

    Суровая участь водителей и кондукторов

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Быть вагоновожатым трамвая в ХХ веке нелегко: работать нужно стоя, ведь тогда ещё не изобрели водительское кресло. Место водителя располагалось на открытой площадке, приходилось работать на улице и спасаться шубой с меховыми воротниками и башлыком*. Кондуктору тоже нужно было находиться на открытой задней площадке, следить за посадкой и высадкой пассажиров и отвечать за безопасность. На перекрёстках кондукторы стояли на подножке вагона и должны были вовремя остановить желающих запрыгнуть в трамвай на ходу.

    * Башлык — суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора.

    С появлением трамвая в городе возникли новые профессии: работа «болтило» заключалась в том, чтобы разъединять и соединять болты, которыми крепились рельсы на разводных пролётах мостов. «Метельщики» мётлами и скребками очищали рельсы, эта работа было очень востребованной. Стрелочники при любой погоде должны были сидеть на раскладных стульчиках на перекрёстках и переводить трамвайные стрелки.

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвайное движение пользовалось спросом: к 1908 году протяжённость маршрутов составила 58 километров двойного пути. За 7 лет прибыль от перевозок увеличилась в 10 раз и превысила 10 000 000 рублей. К 1914 году трамвай курсировал почти по всем основным улицам города. Для удобства трамвайные маршруты обозначались с помощью сочетания двух цветных огней из пяти: красный, оранжевый, зелёный, синий или белый.

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Откуда пришло выражение «Метр с кепкой»

    Чтобы определять, каких детей считать маленькими, в вагонах ввели шкалу роста. Если ребёнок был выше 1 метра, он должен был платить за проезд, если ниже, ехал бесплатно. Это возмущало родителей, который утверждали, что ребёнок кажется выше из-за головного уборка. Так и появилась крылатая фраза «метр с кепкой». Чтобы избежать недопонимания, в трамвае ввели возрастные рамки и маленькими стали считать детей до 7 лет.

    Источник

    Внеклассное чтение. Лекция «Трамвай как символ Петербурга»

    Для программы «Внеклассное чтение» Музей городского электрического транспорта подготовил обзор разных периодов развития трамвая в Северной столице.

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Международная ассоциация предприятий городского электрического транспорта

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    International Association of Public Transport

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Международный инновационный форум пассажирского транспорта

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Электронная карта «Подорожник»

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Портал государственных услуг Санкт-Петербург

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Специальная линия
    «Нет коррупции!»

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Единый календарь событий Санкт-Петербурга

    Трамвай как символ петербурга. Смотреть фото Трамвай как символ петербурга. Смотреть картинку Трамвай как символ петербурга. Картинка про Трамвай как символ петербурга. Фото Трамвай как символ петербурга

    Мобильное приложение «Безопасный Санкт-Петербург»

    Источник

    Трамвай как символ петербурга

    Часы работы музея

    Основная экспозиция (Большой Казачий пер., 7) и выставочный зал (Большой Казачий пер., 9) открыты

    со вторника по субботу
    с 11.00 до 17.00

    Выставочный зал (ул. Подольская, 14) открыт
    со понедельника по пятницу
    с 11.00 до 17.00

    Экскурсии, мастер-классы и музейные занятия проводятся по предварительной записи по тел.:
    8 (812) 407 52 20


    В современном Петербурге передвижение горожан в большей степени связано либо с автомобилем, либо с метро – наиболее надежным транспортом, застрахованным от многочисленных пробок. Сейчас сложно себе представить, но еще несколько десятилетий назад основную функцию метро выполнял трамвай, а сами ленинградцы заслуженно называли его «второе метро», а город – «трамвайная столица мира». Во всем мире признана экономичность трамвая, как и то, что это самый экологически чистый вид транспорта. Если сравнить трамвай с другим городским транспортом, то и сегодня он остается на ведущих позициях. А симпатия и особое отношение к трамваю у петербуржцев начали складываться еще в конце XIX в.

    Первые в мире испытания электрического двигателя на вагоне конки проводились Федором Апполоновичем Пироцким в 1880-е гг. именно в Петербурге. Для открытия трамвайного движения первые рельсы прокладывали по льду реки Невы (на улицах города трамваи появились только в 1907 году), а первые трамваи, таким образом, стали называться «ледовыми». За все время его существования (в последний раз ледовый трамвай использовался в 1910 году) ни одного вагона не ушло под лед, а сам транспорт пользовался огромной популярностью.

    Ледовый трамвай.

    Надо сказать, что петербуржцы всегда придумывали названия-клички своим любимцам. Так, первый трамвай – «ледовый», первые трамвайные вагоны, используемые для перевозки пассажиров по улицам города – «брешки» (производства английской фирмы « Brush »), в советское время ленинградцы придумывали еще более интересные имена: «американка», «слон», «стиляга», «аквариум»… На каждую маршрутную зону, как и на «конке», билеты продавались разных цветов.

    Диорама на постоянной экспозиции музея «Разночинный Петербург».

    Модель первого петербургского трамвая «Брешь» в городской среде непарадного Петербурга. Представлен трамвай маршрута №6 «Финляндский вокзал – Технологический институт».

    Днем рождения петербургского трамвая принято считать 16 (29) сентября 1907 года.

    Открытие первого маршрута №4 от Адмиралтейства на Васильевский остров.

    Фото К. Буллы 1907 года.

    Именно в пасмурном Петербурге с 1910 года появилась традиция рядом с номером трамвая размещать сигнальные огни – софиты, при помощи которых пассажиры на большом расстоянии могут и сегодня определить, по какому маршруту следует трамвай. Всего задействовано пять цветов: желтый, синий, зеленый, белый и красный. Два прожектора слева и справа от номера обозначали до 70-ти различных маршрутов (68 трамвайных маршрутов функционировало к началу 1990-х гг. ) Первоначально рядом с прожекторами располагались два треугольника, закрашенные в цвета маршрута, позднее их заменили цветные линзы.

    Особую роль в жизни города трамвай сыграл в период Второй мировой войны. По данным 1941 года ежедневно по 42-м маршрутам курсировало 750-800 поездов (1835) вагонов, перевозивших более 3 млн. человек.

    Организация движения трамвая в Санкт-Петербурге-Ленинграде.

    Маршрутная сеть по состоянию на начало 1941 года.

    В первые же дни войны половина сотрудников ТТУЛ (Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда) в качестве мобилизованных и добровольцев ушла на фронт, оголив рабочие места. Особенно трудно пришлось с уходом квалифицированных специалистов. Новые сотрудники, как правило, не имели опыта, а получать его приходилось в и без того непростое время. Реорганизовывалась вся система управления городом, быт ленинградцев, условия работы трамвайщиков. Поскольку фашистские подразделения стремительно продвигались к городу, уже к концу ноября транспорт ходил не регулярно, к середине декабря 1941 года нарушилось пассажирское сообщение, а с 3 января 1942 года – грузовое. Трамвай – самый необходимый на тот момент времени транспорт города, – встал. 52 трамвайных поезда простояли на улицах города до весны, повреждены были контактные сети, рельсовые пути.

    Ленинград в годы блокады.

    Первые грузовые трамваи смогли начать свою работу только 8 марта 1942 года. Первоочередная их задача заключалась в расчистке трамвайных путей – транспортировке тяжелого мусора, заполонившего улицы города в результате многочисленных бомбежек. Ремонтные работы, как путей, так и техники, происходили в тяжелейших условиях: суровые холода, нехватка специалистов, короткий световой день, катастрофически низкие продуктовые нормы, обстрелы.

    Бойцы МПВО убирают снег на улицах города.

    Фото Д. Трахтенберга. 1942 год.

    И вот, уже 15 апреля 1942 года пошел первый пассажирский трамвай…

    Всего в апреле 1942 года было запущено шесть маршрутов:

    Запуск трамваев имел особое значение для ленинградцев – он олицетворял собой жизнь, пробуждал надежду. Сейчас трудно себе представить, насколько сложно в тех обстоятельствах было не только вновь открыть эти маршруты, но самое главное, – ежедневно поддерживать их жизнеспособность. Артобстрелы не прекращались, а трамвайные парки, заполненные остановки, пути, перевозимый груз были мишенью для противника.

    Светомаскировка осуществлялась не только с сигнальными и буферными фонарями трамваев, но также это касалось и сидений (светлое дерево отражало свет вверх, что было заметно с воздуха). Скорости перемещения трамваев существенно сократились в темное время суток. Во-первых, из-за слабой освещенности путей, во-вторых, из-за искрения в местах стыковок токоприемников с проводами.

    Светомаскировка серьезно отразилась на проведении ремонтных работ: основная их часть проводилась в ночное время при незначительном освещении и сильном морозе, обессиленными руками. Некоторые виды работ, требующие, например, сварки, пришлось совсем исключить.

    Ощущения ленинградцев, наверное, хорошо передадут воспоминания П. Лукницкого:

    Трамвай «Американка» и «Эмэска».

    Фотографии Ааре Оландера.
    Ленинград. 1970-1980 гг.

    Сразу же после окончания Великой Отечественной войны трамвайные хозяйства столкнулись с серьёзной проблемой восстановления разрушенной инфраструктуры. И хотя большая часть путей и подвижного состава была довольно быстро восстановлена и введена в эксплуатацию, на некоторых маршрутах, где восстановление было слишком трудоемким или нецелесообразным, трамвай был заменен троллейбусами и автобусами.


    В 2012 году в Мемориальном музее «Разночинный Петербург» была открыта временная выставка «Шел по улице трамвай…», посвященная петербургскому трамваю и людям, связавшим с ним свою жизнь: научную и профессиональную деятельность. Эта выставка была коллективным творческим союзом, отражающим теплое отношение к петербургскому трамваю людей различных профессий. В ней приняли участие музейные сотрудники, дизайнеры, художники, авторы и издатели материалов о трамвае, трамвайные моделисты, актеры.

    Фотографии с выставки «Шел по улице трамвай…»


    Дополнительно по истории петербургского трамвая:

    П.Н. Лукницкий. Сквозь всю блокаду. Л., 1988.

    М.Н. Величенко, Б.С. Канторович. Петербургский трамвай. История и современность. СПб., 2007.

    Е.Д. Шапилов, М.Н. Величенко. От конки до трамвая. Л., 1993.

    М.Н. Величенко, Б.С. Канторович. Ленинградский трамвай 1941-1945. Л., 1995

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «РАЗНОЧИННЫЙ ПЕТЕРБУРГ»

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *