Транспорт как источник опасности
УДК 614.8
Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте
( студентка БГАУ специальности финансы и кредит, 301)
Хисамов А.Ф. (доцент БГАУ)
Современный транспорт является носителем механической опасности искусственного происхождения, воздействующей на человека своей кинетической энергией и массой. В результате действия таких опасностей, связанных с использованием транспортных средств, возможны телесные повреждения различной тяжести и причинение имущественного ущерба. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы.
Так, аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. По данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек. Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся 1,2 миллиона человек и еще 20–50 миллионов получают в авариях тяжелые увечья.
Понятие «человеческий фактор» характеризуется чрезвычайной многогранностью и сложностью. Это комплекс всех качеств человека, оказывающих влияние на безопасность жизнедеятельности, происхождение транспортных происшествий и аварий. Теоретически в это понятие также могут быть включены все явления в организации безопасности движения, так или иначе связанные с человеком.
Установлено, что более половины всех несчастных случаев происходит по вине человеческого фактора. Основной причиной аварийности на автомобильном транспорте является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Массовость нарушений ПДД свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников дорожного движения, о том, что сложившаяся система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения на сегодняшний день малоэффективна. При этом опросы общественного мнения показывают, что общество не осознает той опасности, которая потенциально присуща дорожному движению.
Участники движения и пешеходы надеются, что опасность, которая носит вероятностный характер, их не коснется. Если водитель часто нарушает правила движения, и при этом ничего опасного не происходит, он утрачивает способность адекватно реагировать на опасность. Аналогична и реакция пешеходов. Таким образом, ситуация усугубляется низкой степенью информированности граждан о состоянии безопасности дорожного движения.
Одной из особенностей транспортных средств является высокая зависимость их функционирования от природных факторов.
Неблагоприятные метеорологические условия оказывают большое виляние на характер движения транспортного средства. Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от наличия и характера осадков, которые определяют дальность видимости, ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием.
Для всех видов транспорта особую опасность представляет туман. Сильный туман создаёт почти полное отсутствие видимости. Скорость движения транспортных средств должна быть резко снижена. В авиации и на водном транспорте движение может быть полностью прекращено.
Одной из главных причин автотранспортных аварий являются скользкие дороги. При возникновении льда на дороге коэффициент сцепления шин с поверхностью уменьшается до 0,08 – 0,15. Это приводит к резкому снижению безопасности движения.
В авиации, сложную проблему безопасности жизнедеятельности представляет наземное обледенение самолётов, оказывающее влияние на лётно-тактические характеристики и способное вызвать авиационные происшествия. В целях обеспечения безопасности полётов, при образовании наземного обледенения любого вида, взлёт самолётов запрещается.
При эксплуатации транспортных средств в тёмное время суток, потенциальная опасность неблагоприятных метеорологических условий ещё более возрастает. Условия движения по дорогам в тёмное время суток существенно отличаются от дневных. Сокращается видимость предметов на горизонтальном участке дороги, многие предметы остаются вне зоны освещения фарами и появляются в освещённой зоне внезапно. Время реакции водителя также увеличивается в среднем в 2 раза.
Непосредственное влияние на безопасность движения оказывает рельеф местности. Повороты дороги, крутые подъемы и спуски повышают опасность в управлении транспортным средством. Такие участки характеризуются повышенным количеством дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех его составляющих в комплексе: человек, автомобиль, дорога, окружающая среда. Любая недостаточная надёжность одного из составляющих приводит к дорожно-транспортному происшествию.
Следовательно, опасность использования транспортных средств обоснованно отнесена к повышенной.
Транспорт как источник опасности
Источниками повышенной опасности (ИПО) могут стать различного рода процессы, факторы и объекты, которые создают или могут создать опасные условия для окружающего мира, жизни и здоровья людей. На законодательном уровне перечень таких источников остается открытым.
Транспортное средство, в частности автомобиль, безусловно, может быть отнесено к ИПО. При его использовании надлежит знать правила эксплуатации, технические характеристики объекта, следить за их исправностью. Автомобиль является сложным устройством, которое обладает опасными свойствами для окружающих и в полном объеме не поддается контролю со стороны человека.
Судебный орган при определении компенсации за причиненный вред имущественного или иного характера руководствуется критериями:
— Нанесение ущерба при передвижении посредством автомобиля;
— Возникновение повреждения имущества или нанесение урона жизни и здоровью человека из-за технических свойств ТС (например, неисправность какого-либо механизма);
Автомобиль, находясь в состоянии покоя не может стать ИПО. Например, на автомобильной стоянке лицо, открывшее дверь транспортного средства, повредило рядом припаркованную машину (осталась вмятина, нарушилась целостность лакокрасочного покрытия и пр.). В этом случае вред возмещается по общим основаниям в соответствии со статьей 15 ГК РФ. Однако водитель, который не смог остановить автомобиль из-за отказа тормозной системы, не справился с управлением или даже сбил пешехода, не нарушая ПДД, в результате чего нанес вред имуществу третьих лиц или жизни и здоровью человека, будет нести гражданско-правовую ответственность в соответствии со статьей 1079 ГК РФ.
Ответственность владельца объекта ИПО
Собственник отвечает за вред, причиненный таким источником во всех случаях, если не докажет следующее:
— Вред возник в случае непреодолимой силы;
— Ущерб нанесен из-за умышленных действий или бездействия самого потерпевшего;
— Источник выбыл из обладания ввиду противоправного деяния третьих лиц.
Под владельцем транспортного средства, как ИПО, законодатель понимает лицо, которое обладает правом собственности на указанный объект либо владеет им на ином законном основании (например, управление ТС по доверенности, использование авто по договору аренды и др.).
Последствия нанесения ущерба при использовании автомобиля, как источника повышенной опасности
Чаще всего, обстоятельством, при котором может быть нанесен ущерб субъектам и объектам окружающего мира посредством управления автомобилем, является дорожно-транспортное происшествие.
Чаще всего, ДТП является следствием нарушения ПДД одним или несколькими участниками дорожного движения, за нарушение которых российским законодательством предусмотрены следующие виды ответственности в зависимости от характера и степени причиненного вреда:
— Административная;
— Уголовная;
— Гражданско-правовая.
Административную и уголовную ответственность лица могут нести только в случае установления их вины в совершенном деянии. Помимо этого, положения Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации прямо предусматривают ответственность водителя и владельца транспортного средства. Например, ответственность в соответствии с УК РФ может понести только лицо, которое непосредственно находилось за рулем автомобиля в момент ДТП. Административной ответственности могут быть подвержены и водитель, и владелец ТС (передача управления транспортом лицу, находящемуся в состоянии какого-либо опьянения и, соответственно, управление ТС в состоянии опьянения).
Гражданско-правовые споры могут быть производными как из уголовных преступлений, так и на самостоятельной основе.
Гражданско-правовую ответственность, исходя из норм статьи 1079 ГК РФ, несут владельцы транспортных средств, в том числе, без установления факта их виновности в нарушении ПДД, однако должна быть причинно-следственная связь между наступившими последствиями и опасными свойствами самого объекта – автомобиля. Чаще всего деликтные обязательства подразумевают под собой возмещение:
Материального вреда;
Морального вреда;
Оплаты на прохождение лечения в медицинском учреждении;
Затрат на лекарственные и иные средства для восстановления здоровья пострадавшего;
Оплаты на погребение;
Ежемесячной или разовой выплаты по потере кормильца.
Таким образом, главным критерием ответственности владельца ИПО остается выплата денежных средств в пользу пострадавших лиц, если не будет установлено иное.
Опасности на транспорте. Аварийные ситуации, меры безопасности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Транспорт и связанные с ним опасности
Жизнь современных людей невозможна без транспорта, немыслим без него и туризм, где любое передвижение, особенно на дальние расстояния, осуществляется именно транспортом.
Наряду с этим транспортное средство является источником повышенной опасности, так как может причинить вред не только лицу или объекту, с которым столкнется, но также и находящимся в нем людям, помимо того, оно может нанести вред окружающей среде своими выхлопными газами. Именно по данной причине данное средство передвижение относится к объектам повышенной опасности.
Выделяют следующие основные виды транспорта:
Для того чтобы сократить число дорожно-транспортных происшествий, аварийных ситуаций на дорогах и за их пределами, необходимо соблюдать определенные правила поведения при передвижении на транспорте, причем не только в качестве водителя, но и в качестве пассажира. Кроме того, необходимо знать, как действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Опасности, которые могут возникнуть при использовании автомобильного транспорта
Основным средством перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния является автомобильный транспорт. Именно данным средством сообщения чаще всего передвигаются по городу, на недалекие расстояния. Кроме того, на долю автомобильного транспорта приходится 50% всех пассажирских перевозок и 70% грузоперевозок. Однако автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу возникающих чрезвычайных ситуаций и количеству человеческих жертв. Так, согласно данным ООН, в результате ДТП ежегодно в мире погибают свыше 1,3 миллионов человек, становится инвалидами в 8 миллионов человек. На территории России ежегодно регистрируется свыше 160 тысяч ДТП, причем в них попадают самые различные виды транспорта, начиная от обычных автомобилей, и заканчивая мотоциклами, мотороллерами, автобусами, трамваями и т.д.
Причины дорожно-транспортных происшествий следующие:
Готовые работы на аналогичную тему
Повышенная опасность автомобиля связана с большим количеством транспортных средств на дороге, большой скоростью передвижения на них, а также высокой массой транспорта. Автомобили обладают ограниченный маневренностью, также имеется человеческий фактор, который может привести к столкновению с препятствием. Опасным также является невозможность мгновенной остановки в случае возникновения критической ситуации. Нередко в ходе ДТП автомобиль опрокидывается, деформируется, заклинивает дверь, вследствие чего невозможно эвакуировать пассажиров и водителя. Кроме того, нередки пожары, взрывы и выбросы вредных веществ при ДТП. Транспортное средство также может оказаться в воде, в лавине и т.д.
Необходимо соблюдать правила безопасности на дороге, являясь участником дорожного движения. Попав в аварию, необходимо не терять самообладание, максимально быстро сгруппироваться, покинуть автомобиль или иное транспортное средство после аварии, отойти на безопасное расстояние и действовать согласно инструкциям специалистов.
Опасности на авиатранспорте
Современный мир невозможно представить без самолетов. Однако, несмотря на то обстоятельство, что авиационный транспорт считается одним из самых безопасных видов транспорта, аварийные ситуации здесь все же происходят. Чрезвычайные ситуации на авиатранспорте имеют некоторые специфические особенности. Это связано не только с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, но также наличием людей в замкнутом пространстве салона, значительной высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер помощи воздухе.
Имеются следующие поражающие факторы, представляющие опасность на авиатранспорте:
Чрезвычайные ситуации на авиатранспорте могут возникнуть в любой момент, поэтому нужно максимально быстро на них отреагировать для того, чтобы спасти как можно больше жизней. Если в самолете возникла аварийная ситуация, необходимо быстро принять безопасное положение, в том числе сгруппироваться, а также оставаться в кресле до полной остановки самолета и не поднимать паники. При необходимости нужно быстро покинуть авиалайнер
Железнодорожный транспорт
Аварийные ситуации могут возникнуть и на железнодорожном транспорте, который на первый взгляд является достаточно безопасным. Тем не менее, железнодорожный транспорт также обладает угрозой повышенной опасности, причем не только для работников и пассажиров, но и для людей, которые проживают или находятся в непосредственной близости от железной дороги. Это связано с тем, что по железнодорожным путям перевозится большое количество легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиоактивных материалов. Поэтому такие чрезвычайные ситуации опасны не только травами гибелью людей, но также повреждением или уничтожение материальных ценностей, созданием неблагоприятной обстановки для окружающей среды.
Железнодорожный путь сам по себе уже является зоной повышенной опасности, особенно в местах пересечения железных дорог с автодорогами или улицами. Такие пересечения, как правило, устанавливаются в местах с хорошей видимостью. Приближающийся поезд должен быть виден не менее чем за 400 м. Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах, убедившись в отсутствии движущегося поезда. В противном случае машинист может просто не успеть остановиться.
Транспортное средство как источник повышенной опасности
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.
Правомерно возникает вопрос: что такое деятельность, создающая повышенную опасность, и почему таковой признается использование транспортных средств?
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет понятие «транспортное средство» как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2).
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4873.
Ряд нормативных правовых актов содержит перечень видов транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Так, например, в Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. такой перечень включает в себя: велосипед, велосипед с подвесным двигателем, мотоцикл, механическое транспортное средство, автомобиль.
СССР ратифицировал Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII с оговоркой и заявлениями // Справочная правовая система.
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531.
А все ли перечисленные виды транспортных средств являются источником повышенной опасности?
Продолжаются споры ученых по вопросу о том, является ли источником повышенной опасности неподвижное транспортное средство.
Ответить на указанные вопросы поможет анализ существующих мнений ученых относительно сущности источника повышенной опасности в разрезе отнесения к нему транспортного средства.
В юридической литературе проблема понятия источника повышенной опасности до настоящего времени остается спорной.
Нет единства мнений в вопросе о том, что стоит за понятием источника повышенной опасности: либо это деятельность людей, связанная с эксплуатацией опасных объектов, либо сами объекты, которые в силу обладания особыми свойствами создают повышенную опасность для окружающих, либо свойства предметов и силы природы.
Анализ ст. 1079 ГК РФ показывает, что законодатель не определился с вопросом о том, что же является повышенно-опасным: предмет материального мира или деятельность по его использованию.
Иоффе О.С. Обязательственное право. Л.: ЛГУ, 1975. С. 804.
Антимонов Б.С. Указ. соч. С. 100.
Красавчиков О.А. Указ. соч. С. 13.
Смирнов В.Т., Собчак А.А. Понятие источника повышенной опасности // Советская юстиция. 1988. N 18. С. 23.
Там же.
Собчак А.А Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда действием источника повышенной опасности: Дис. канд. юрид. наук. М., 1964. С. 99; Рожкова М.А. Об источнике повышенной опасности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2002. N 2. С. 93.
Таким образом, признание источником повышенной опасности деятельности представляется спорным.
Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и неосновательного обогащения. М.: Госюриздат, 1951. С. 132.
Красавчиков О.А. Указ. соч. С. 16.
Матвеев К.В. Ответственность воинской части за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих: Дис. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 26.
Красавчиков О.А. Указ. соч. С. 15.
Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М.: МГУ, 1986. С. 110.
Интересна позиция высшей судебной инстанции, сформулировавшей понятие источника повышенной опасности. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 17 Постановления от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» определил: «Источником повышенной опасности надлежит признавать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ или иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения автомобиля)».
Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 7.
Приведенные нами теоретические позиции не исключают друг друга. Их различия заключаются, скорее, в том, что каждая из них берет в качестве определяющего один из признаков источника повышенной опасности.
Шиминова М.Я. Гражданско-правовые гарантии охраны здоровья и имущества граждан // Советское государство и право. 1982. N 12. С. 65.
Белякова А.М. Имущественная ответственность за причинение вреда. М.: Юрид. литер., 1979. С. 67.
Предмет первичен по отношению к деятельности по его использованию, так как он в отсутствие деятельности вполне может проявлять вредоносность в силу своих свойств (например, атомная энергия и т.п.). Деятельность же всегда отождествляется с каким-либо предметом. Например, строительство считается повышенно-опасным не в силу самого факта производства строительных работ, а в силу использования опасных механизмов и предметов, ведения работ на большой высоте и т.п. На наш взгляд, повышенно-опасным должен считаться конкретный строительный объект, нежели сама по себе строительная деятельность.
На тот факт, что источником повышенной опасности является все же предмет материального мира, а не деятельность по его использованию или его свойства, указывают следующие обстоятельства:
Однако предмет материального мира нельзя рассматривать в отрыве от его специфических свойств, поскольку именно данные вредоносные свойства позволяют считать предмет повышенно-опасным. В то же время предмет неразрывен с деятельностью по его использованию, поскольку именно в ходе этой деятельности реализуются вредоносные свойства предмета.
Таким образом, представляется возможным определить источник повышенной опасности, как предмет материального мира, в силу своих свойств создающий высокую вероятность причинения вреда и исключающий возможность полного контроля деятельности по его использованию со стороны человека.
Что касается транспортных средств, то законодатель относит их к источнику повышенной опасности в силу определенных свойств (признаков), которыми они обладают. Рассмотрим эти свойства.
Топоров Н. Источник повышенной опасности. Л.: Рабочий суд, 1926. N 19. С. 1177.
Очевидно, что транспортное средство подпадает под первый признак, но не всякое, а только то, что приводится в движение механическим двигателем. Также к транспортному средству может иметь отношение третий признак. А так как Н. Топоров определил признаки как альтернативные, то источником повышенной опасности может быть признано и транспортное средство без двигателя, например гужевая повозка, которая вполне может иметь большую массу.
Матвеев К.В. Условия наступления ответственности воинской части за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 4. С. 25.
Шишкин С. Источник повышенной опасности и его виды // Российская юстиция. 2002. N 12. С. 39.
Проведенный анализ общих положений института источника повышенной опасности и сделанные автором выводы позволяют говорить о том, что в нашем случае источником повышенной опасности является непосредственно транспортное средство, поскольку оно обладает следующими вредоносными свойствами: большая масса, скорость, что обусловливает невозможность мгновенного торможения.
Выделенные свойства транспортных средств указывают, на первый взгляд, на то, что их вредоносность проявляется только при движении автомобиля.
Матвеев К.В. Условия наступления ответственности воинской части за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 4. С. 25.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, наступает только в том случае, если вред возник в результате действия источника повышенной опасности (например, при движении автомобиля, работе механизма, самопроизвольном проявлении вредоносных свойств материалов, веществ и т.п.). Таким образом, высшая судебная инстанция отрицает возможность причинения вреда неподвижным автомобилем.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 7.
Судебная практика также идет по пути признания того факта, что неподвижное транспортное средство не является источником повышенной опасности.
См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2005 г. N Ф09-3046/05-С3 // Справочная правовая система; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 августа 2005 г. N А19-4443/05-31-Ф02-4183/05-С2 // Справочная правовая система.
Так, например, Д-х Г.О. обратился в суд с иском к войсковой части N 55424 о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что 7 августа 1998 г. около 23 часов следовал в качестве пассажира на автобусе КАВЗ-685, принадлежащем войсковой части, под управлением Г-ко С.В. Во время движения по шоссе Космонавтов г. Перми в направлении ул. Мельчакова Г-ко С.В. подъехал к месту дорожных работ, следуя с прежней скоростью, не справился с управлением, выехал на полосу движения, где проводились дорожные работы, и совершил наезд на стоящий на месте дорожных работ автомобиль ЗИЛ-130, принадлежащий ГФУ СМЭУ ГУВД Пермской области, в результате столкновения ему причинены тяжкие телесные повреждения.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что вред причинен в результате взаимодействия источников повышенной опасности, владельцы которых несут солидарную ответственность перед истцом, следовавшим в автобусе в качестве пассажира.
Обзор кассационной и надзорной судебной практики по гражданским делам Пермского областного суда за 6 месяцев 2002 г. (извлечение) // Справочная правовая система.
Однако возможна ситуация, когда транспортное средство, не двигаясь, все же представляет повышенную опасность.
См.: Абрамов С.Н., Попов А.Ф. Источник повышенной опасности: проблемы понятийного аппарата // Законодательство. 2004. N 1, 2.
См.: Тархов В.А. Обязательства, возникающие из причинения вреда. М., 1957.
См.: Яичков К.К. Система обязательств из причинения вреда в советском праве // Вопросы гражданского права. М., 1957.
В свете вышесказанного представляется возможным сделать вывод о том, что транспортное средство в силу обладания комплексом вредоносных свойств представляет повышенную опасность как находясь в движении, так и в неподвижном состоянии.
Если транспортное средство причиняет вред, находясь в движении (в том числе самопроизвольном), то в большинстве случаев оно должно быть признано источником повышенной опасности. Сомнение может возникнуть, например, насчет велосипеда или гужевой повозки. В этом случае вопрос об отнесении конкретного транспортного средства к источнику повышенной опасности должен решаться судом применительно к конкретному делу, например, на основе заключений соответствующих экспертиз (например, технической).
В случае же причинения вреда неподвижным транспортным средством вопрос о признании его источником повышенной опасности должен решаться исходя из тех конкретных вредоносных свойств автомобиля, которые стали причиной неблагоприятных последствий.
Проведенный анализ понятия источника повышенной опасности в разрезе отнесения к нему транспортного средства позволяет выработать определение понятия «транспортное средство, являющееся источником повышенной опасности», под которым предлагается понимать устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, в процессе движения проявляющее такое вредоносное свойство, не поддающееся полному контролю со стороны человека, как невозможность мгновенного торможения, обусловленное большой массой устройства и возможностью развивать высокую скорость, а также проявляющее вредоносность в неподвижном состоянии из-за наличия в нем огнеопасных веществ. Данная правовая конструкция позволит точно квалифицировать возникающие в результате причинения вреда транспортным средством, как правило, в результате ДТП, правоотношения с точки зрения реализации норм ГК РФ о безвиновной ответственности.