Тренер каратэ как называется
Звания, должности, обращения в каратэ
В японских боевых искусствах существуют несколько десятков слов, которые используют для того, чтобы установить отношения между старшими и младшими учениками в додзё, между учениками и учителем и обозначающих различные звания и должности, которые каратэка занимают в различных административных структурах управления. При этом в различных видах и стилях боевых искусств используют различные термины для обозначения одинаковых понятий, поэтому существует путаница понятий. Ниже перечислены наиболее часто используемые термины, независимо от стилей каратэ.
Далее следует учесть, что в Японии всегда сначала называют имя, а потом звание, а в Европе и США принят обратный порядок.
Все термины указаны в алфавитном порядке.
ДОСЮ (doshu)
Звание, используется в айкидо. Означает “Наследник Великого Мастера”. Передаётся по наследству.
КАЙСЁ (kaisho)
Звание, используется в каратэ. Означает “Основатель”.
КАЙТЁ (kaicho)
Звание, используется в каратэ. Означает “Основатель”.
КАНТЁ (kancho)
Должность и звание, используется в каратэ Кёкусинкай. Дословно означает «Председатель». Ояма Масутацу носил это звание первоначально. Сейчас это звание носит Акиёси Мацуи, его наследник в iko(1) и Ояма Тияко, вдова мастера, в iko(2).
КЁСИ (kyoshi)
Среднее почётное звание, присуждаемое в различных видах боевых искусств. Дословно означает “Учитель”. Кандзи “кё” означает “учить”, кандзи “си” означает “преподаватель”. Для получения этого звания претендент должен соответствовать строго определённым требованиям.
В каратэ эти требования следующие:
Но этого мало. В каждом стиле имеются ещё дополнительные требования. Например, в стиле Сёринрю Сёринкан претендент должен носить звание рэнси не менее 10 лет, иметь хорошее развитие и широкий кругозор и возраст не менее 40 лет.
КОХАЙ (kohai)
О-СЭНСЭЙ (o-sensei)
Звание, обращение. Используется в различных видах японских боевых искусств для обозначения основателя конкретного вида или стиля. Дословное значение “Большой Учитель”. Используют в третьем лице при упоминании таких мастеров, как Фунакоси Гитин, Уэсиба Морикэи, Ояма Масутацу, Оцука Хиронори и другие.
РЭНСИ (renshi)
Низшее почётное звание, присуждаемое в различных видах боевых искусств. Дословно означает “Тренер”. Кандзи “рэн” означает “тренер”, кандзи “си” означает “преподаватель”. Для получения этого звания претендент должен соответствовать строго определённым требованиям.
В каратэ эти требования следующие:
Но этого мало. В каждом стиле имеются ещё дополнительные требования. Например, в стиле Сёринрю Сёринкан претендент должен иметь уровень 6 дан, иметь хорошее развитие и широкий кругозор и возраст не менее 30 лет.
САЙКО КОМОН (saiko komon)
Должность и звание. Обозначает “самого главного советника”. Используется в каратэ Кёкусинкай. Эту должность занимали, например, Рояма Хацуо и Года Юдзо при кантё Мацуи.
САЙКО СИХАН (saiko shihan)
СЁСЭКИ СИХАН (shoseki shihan)
Звание. Это титул означает «высший сихан» и очень похож на «сайко сихан».
СИХАН (shihan)
СИХАН ДАИ (shihan dai)
Звание и обращение. Используется в некоторых стилях каратэ. Мастера 5 дан могут иногда называться «сихан даи», что означает дословно нечто вроде «младший сихан».
СОКЭ (soke)
Звание и обращение. Это слово означает “Основатель” и используется во многих окинавских и японских боевых искусствах (кроме Кёкусинкай).
СОСАЙ (sosai)
СОСЮ (soshu)
Звание. Это слово буквально означает «Основатель» и так называет себя Ояма Сигэру, который основал собственную организацию каратэ Кёкусинкай ( «Всемирное Ояма Каратэ» (world oyama karate).
СЭМПАЙ (sempai)
В качестве звания это слово используется редко и относится к мастерам с уровнем нидан, а, иногда, и сёдан. Таким образом, каждый каратэка от уровня 10 кю до 10 дан может называть таких людей сэмпай.
СЭНПАЙ (senpai)
Обращение. Синоним слова “Сэмпай”.
СЭНСЭЙ (sensei)
СЭНСЭЙ-ХО (sensei-ho)
УТИ-ДЭСИ (uti-deshi)
ХАНСИ (hanshi)
Высшее почётное звание, присуждаемое в различных видах боевых искусств. Дословно означает “Мастер” или “Инструктор учителей”. Кандзи “хан” означает “образец, закон или идеал”, кандзи “си” означает “преподаватель”. Для получения этого звания претендент должен соответствовать строго определённым требованиям.
В каратэ эти требования следующие:
Но этого мало. В каждом стиле имеются ещё дополнительные требования. Например, в стиле Сёринрю Сёринкан претендент должен иметь звание кёси и продолжать при этом работу по развитию каратэдо, иметь “выдающийся уровень” в каратэ и благородный дух, иметь большие заслуги в развитии каратэдо, иметь возраст не менее 60 лет. В Японии это звание присваивают очень редко.
С большим количеством уникальных материалов по каратэ можно познакомиться здесь.
Терминология кёкусинкай
Терминология каратэ кёкусинкай
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Сосай – Основатель Кёкусин каратэ (Мас Ояма)
Сихан – мастер (5 дан и выше)
Сэнсэй – учитель, наставник(3 и 4 дан)
Сэмпай – тренер, старший пояс
Додзё – зал для занятий
Кихон – базовая техника
Идо кихон – базовая техника в перемещении
Рэнраку – комбинации
Ката – определенная последовательность ударов и передвижений
Кумитэ – спарринг
Самбон кумитэ – учебный спарринг на три шага
Якусоку кумитэ – учебный спарринг
Дзию кумитэ – свободный спарринг
Осу. – традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия и готовности
Ногарэ – мягкое дыхание
Ибуки – изометрическое силовое дыхание
Нидан – двойной
Самбон – тройной
КОМАНДЫ
Сэйдза – принять позу для сидячей медитации (дзадзэн)
Андза – принять расслабленную позу, сидя
Мокусо – закрыть глаза для медитации
Мокусо ямэ – открыть глаза
Синдэн ни рэй – поклон святыне школы (алтарю)
Сэнсэй (сэмпай) ни рэй – поклон учителю (тренеру)
Отагай ни рэй – поклон всем присутствующим
Таттэ — встать
Ёй – приготовиться
Камаэтэ — принять положение
Хадзимэ – начать
Ямэ – закончить
Маваттэ – повернуться
Хантай – сменить стойку на противоположную
Наорэ – вернуться в исходное положение
Ясумэ – расслабиться
СЧЁТ
1 – ити
2 – ни
3 – сан
4 – си (ён)
5 – го
6 – року
7 – сити
8 – хати
9 – ку
10 – дзю
45 ° — ёндзю го
СТОЙКИ
УРОВНИ
Дзёдан – верхний
Тюдан – средний
Гэдан – нижний
НАПРАВЛЕНИЯ
Агэ – вверх
Ороси – сверху вниз
Маэ – вперед
Ёко – в сторону
Усиро – назад
Маваси – по кругу
Сото – снаружи внутрь
Ути – изнутри наружу
Хидари – лево
Миги – право
Ой – одноимённое положение
Гяку – разноимённое положение
Маэ коса – зашаг спереди
Усиро коса – зашаг сзади
Кайтэн – поворот через спину
Ура – техника, выполняемая с поворотом на 360 °
РУКИ
Сэйкэн – кулак
Уракэн – перевернутый кулак, тыльная часть
Тэтцуи – кулак – «молот»
Сюто – внешнее ребро ладони
Хайто – внутреннее ребро ладони
Сётэй – «пятка» ладони
Кокэн – запястье
Ёххон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами
Нихон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»
Накаюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину средним пальцем
Ояюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину большим пальцем
Хиракэн – кулак со сжатыми наполовину пальцами
Рютокэн – кулак «голова дракона»
Хайсю – тыльная сторона ладони
Тохо – раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем
Кэйко – пальцы, собранные щепоткой
Хидзи – локоть
НОГИ
Тюсоку – подушечки пальцев стопы
Тэйсоку – внутренняя выемка стопы
Хайсоку – подъём стопы
Сокуто – внешнее ребро стопы
Какато – пятка
Хидза – колено
Сунэ – голень
УДАРЫ РУКАМИ
УДАРЫ НОГАМИ
БЛОКИ
Дэёдан укэ – верхний блок
Сото укэ – блок предплечьем снаружи внутрь
Ути укэ – блок предплечьем изнутри наружу
Маэ гэдан барай – сбив вниз
Маваси гэдан барай – сбив вниз после кругового выноса
Моротэ ути укэ — блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой
Ути укэ/гэдан барай – двойной блок предплечьями
Сюто маваси укэ – круговой блок
Маэ сюто маваси укэ – передний круговой блок
Дзюдзи укэ – скрестный блок предплечьями
Сётэй укэ – блок «пяткой» ладони
Сюто дзёдан ути укэ – блок ребром ладони от головы наотмашь
Какэ укэ – блок двумя руками изнутри наружу на разных уровнях
Моротэ какэ укэ – блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой
Хайто ути укэ – блок внутренним ребром ладони изнутри наружу
Моротэ хайто ути укэ — блок внутренним ребром ладони изнутри наружу, усиленный второй рукой
Кокэн укэ – блок запястьем
Моротэ сюто гэдан укэ – двойной разводящий блок сверху вниз
Моротэ сётэй гэдан укэ – двойной нижний блок
Хидзи укэ – блок локтем
Осаэ укэ – накладка ребром ладони
Сунэ укэ – блок голенью
Тренер каратэ как называется
1. Общие понятия.
Кантё – мастер, наставник всей организации
Сосай – шеф, директор всей организации
Шихан – мастер
Сэнсэй – учитель, наставник
Сэмпай – старший
Кохай – младший
Додзё – зал для занятий ( «место, где ищут путь» )
Кихон – тренировка без партнёра
Рэнраку – комбинации
Ката – форма, комплекс
Кумитэ – спарринг
Санбон-кумитэ – условный учебный спарринг на 3 шага
Якусоку иппон-кумитэ – условный учебный спарринг на 1 шаг
Дзию-кумитэ – свободный спарринг
Тамешивари – разбивание твердых предметов различными частями тела
Ибуки – силовое дыхание
Ногарэ – мягкое дыхание
Осу – традиционное форма приветствия, выражение понимания, согласия и готовности
Ити – 1 Си ( ён ) – 4 Сити – 7 Дзю – 10
Ни – 2 Го – 5 Хати – 8
Сан – 3 Року – 6 Ку – 9
5. Уровни атаки и защиты.
Дзёдан – верхний уровень ( шея, голова и выше )
Тюдан – средний уровень ( корпус )
Гедан – нижний уровень ( ниже пояса )
6. Взаимное положение конечностей.
Ой – одноименное
Гяку – разноименное ( противоположное )
7. Стороны.
Хидари – левая
Миги – правая
8. Направления. 9. Действия.
Аго – вверх Дати – стойка
Мае – вперед Дзуки – толчковые удары кулаком
Ёко – в сторону Ути – секущие удары рукой
Уширо – назад Гери – удары ногой
Маваши – круговое Кеаге – маховые удары ногой
Сото – внутрь Уке – блокировка
Ути – изнутри Тоби – прыжок
Ороси – вниз
Аге – восходящий
Ура – наоборот, наизнанку
10. Ударные части тела.
а) руки :
Сэйкен – кулак ( передняя часть )
Уракен – перевернутый кулак ( тыльняя часть )
Тетцуи – «кулак-молот»
Шуто – «рука-нож», внешнее ребро ладони
Хайто – внутреннее ребро ладони
Сётэй – «пятка» ладони
Кокен – запястье
Кумадэ – «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальцами (ср. хиракен)
Ёхон нукитэ – «рука-копье», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами
Иппон нукитэ – кулак с выпрямленным указательным пальцем
Нихон нукитэ – рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»
Накаюби иппонкен – кулак со сжатым наполовину средним пальцем
Ояюби иппонкен – кулак с полусогнутым большим пальцем
Хиракен – кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта (сравнение-кумадэ)
Рютокен – кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперед, образуя вершину треугольника в суставах
Хайсю – тыльняя сторона ладони
Тохо – «рука-крюк»,раскрытая ладонь с отведенным большим пальцем
Кэйко – «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку
Удэ – предплечье
Хидзи – локоть
б) ноги :
Тюсоку – подушечка пальцев стопы Какато – пятка
Сокуто – «нога-нож», внешнее ребро стопы Аси – подошва
Тэйсоку – внутренняя выемка стопы Сунэ – голень
Хайсоку – подъем стопы Хидза – колено
г) локтем :
Мае хидзи-атэ (дзёдан, тюдан) – вперед сбоку (в голову, корпус)
Аге хидзи-атэ(дзёдан) или Хидзи аго-ути – вперед снизу в подбородок
Аге хидзи-атэ (тюдан) – вперед снизу в корпус
Ороси хидзи-атэ – сверху вниз
Ёко хидзи-атэ – в сторону (с помощью другой руки)
Уширо хидзи-атэ – назад (с помощью другой руки), в том числе при выполнении «вертушки»
14. Блоки ногами
Суне-уке – блок голенью
Хидза-уке – блок коленом
Тренеры по каратэ
Еще с советских времен появилось такое явление как тренер по каратэ. В некоторых кругах он назывался сэнсэем, в других проходил как инструктор по каратэ. Во времена запрета каратэ многие преподаватели называли себя инструктора по рукопашному бою. В начале 90-х, после снятия запрета на преподавание каратэ в некоторых ВУЗах начали преподавать специализацию по каратэ и соответственно набирать студентов в эти группы. Нетрудно догадаться, что в самых продвинутых с точки зрения инфраструктуры городах (Москва, Санкт-Петербург) в институте им. Лесгафта и в ГЦОЛИФКе тоже появились преподаватели по каратэ. Мало кто из них в те времена имел хорошее академическое спортивное образование или хорошую степень от японских мастеров. Но это все можно было списать на издержки того времени.
В действительности со временем появились очень хорошие центры со своей уникальной методической базой. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Тюмени, Екатеринбурге, на Дальнем Востоке и Сахалине. И это касается не только вида спорта каратэ, но и таких направлений как асихара и кекусин каратэ. Например, ярким представителем этих направлений является известный мастер каратэ, преподаватель Сергей Степанов из Екатеринбурга. Кто они тренеры по каратэ сегодня? Не секрет, что многие из них увидев объявления в метро и подземных переходах, имеют возможность купить диплом о высшем физкультурно-спортивном образовании и тем самым получают возможность преподавать дисциплину каратэ в клубах и секциях и даже в учебных заведениях. К великому сожалению, даже не все тренеры сборной имеют специальное физкультурно-спортивное образование. Не все взяли пример с Сергея Криваковского, который в свое время понял всю полноту ответственности за то, что он сопричастен к такому предмету, как каратэ и просто обязан идти по пути совершенствования. Тем самым он получил прекрасное физкультурно-спортивное образование в Санкт-Петербурге, что позволило ему преподавать каратэ на другом, более качественном уровне. Тренер по каратэ это не просто преподаватель. Каратэ это составная часть каратэ-до (пути, познания предмета). Внешний вид преподавателя по каратэ должен говорить сам о себе, говорить о том, что каратэ это образ жизни данного инструктора. Если Вы посмотрите на Игоря Ревенко или Олега Цоя, на их прекрасную физическую форму, то можно сразу определить, что они сопричастны боевым искусствам. И в целом все мастера боевых искусств как правило отличаются прекрасной физической формой и сильным и уверенным внутренним состоянием. Есть конечно и «ходячие шашлыки», называющие себя тренерами внешне, но внутренне никакого отношения к данному предмету не имеющие. Оговоримся, речь может идти о хронических заболеваниях у тренера, которые могут привести, например, к наличию лишнего веса. Но при этом он может оставаться прекрасным наставником.
К великому счастью появляется все больше и больше центров (клубов, союзов и федераций), которые воспитывают прекрасных спортсменов, впоследствии получающих хорошее физкультурно-спортивное образование и имеющих опыт прохождения технических семинаров в Японии и других странах. В итоге появляется тренер по каратэ, понимающий что такое каратэ как боевое искусство и способный проводить занятия на хорошем профессиональном уровне в спортивных клубах и секциях с целью подготовки начинающих спортсменов и их дальнейшего участия в соревнованиях по каратэ различного уровня.
Тренер каратэ как называется
Тренер по каратэ: профессия или призвание?
Вы никогда не задавались вопросом, почему все великие мастера каратэ кроме всего прочего ещё и отменные учителя? И почему их называют мастерами, учителями, сенсеями, но, ни в коем случае не тренерами или инструкторами?
Учитель в каратэ должен дать своим ученикам не только умение проводить приёмы и уходить от ударов. Также задача его заключалась в том, чтоб передать мудрость поколений мастеров каратэ каждому достойному ученику. Это было призванием, долгом, миссией.
Для сенсея каратэ всегда персонифицировано, и он, как носитель знаний и опыта, обязан поделиться ими с теми, кто верен ему и кто готов их перенять. Тренер по каратэ заботится больше о спорте как институте, престиж которого и повышают его воспитанники.
Каким должен быть тренер по каратэ для детей?
Отдавая ребёнка в секцию для занятий боевыми искусствами, в частности каратэ, всегда обращайте внимание на инструктора. Этот человек станет наставником для Вашего ребёнка. Ему он будет подражать. Его авторитет может стать для ребёнка первоочередным. Присмотритесь. Хотите ли Вы, чтобы тренер по каратэ Вашего ребёнка был именно таким?
На вопрос о том. Каким должен быть тренер по каратэ для детей, однозначно ответить, увы, нельзя. Этот собирательный образ должен быть обязательно положительным.
Естественно, тренер по каратэ должен быть строгим. Иначе никак. Дети непоседливы, активны, им сложно удерживать внимание на чём-то дольше 15 минут. Если проявлять излишнюю мягкость и податливость, делая скидку на возраст учеников, в итоге их так и не удастся ничему обучить. Тренер по каратэ обязан уметь заставить детей соблюдать дисциплину. Это, кстати, тоже еще не раз пригодится ребёнку во взрослой жизни.
Тренер по каратэ для детей должен обладать хотя бы минимальными педагогическими склонностями и уметь найти такое объяснение. Чтобы ребёнок запомнил, и у него не возникало трудностей с выполнением упражнений. Желательно, чтобы этот человек обладал хорошо развитой фантазией.
А ещё тренер по каратэ должен излучать хорошее настроение. Ничто так не угнетает в детях желание учиться и познавать, как ощущение того, что это в тягость их учителю. Дети гораздо более чутки к настроению других людей.