Тренинг как управлять людьми
Как научиться манипулировать людьми: практическое руководство
Приветствую вас, друзья!
Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда хотелось повлиять на мнение собеседника: убедить его в своей правоте, услышать “да” в ответ на просьбу, добиться желаемого результата. Есть много психологических методик и техник, описывающих, как манипулировать людьми. В статье разберемся, насколько это этично по отношению к окружающим и безопасно для самого манипулятора.
Манипуляция – хорошо или плохо
С точки зрения этики манипуляция – это насильственная тактика, ставящая перед собой целью подчинение и контроль. Уже по определению она подразумевает нечестную игру, ложь, скрытые мотивы и реализацию желаний одного человека за счет интересов другого. Один остается в выигрыше, а другой чувствует себя обведенным вокруг пальца.
Темная сторона манипуляции – ее характерность для многих людей с психическими расстройствами, которые постоянно находятся в поиске новых жертв для своего воздействия. Канадский профессор Роберт Хейр, который специализируется на психологии преступников, называет таких манипуляторов психопатами.
Но несмотря на все это, манипулирование человеком не всегда носит отрицательный характер и причиняет вред. К примеру, один врач-пульмонолог начал отправлять своих пациентов-курильщиков с многолетним стажем в онкологический центр. Как он объяснял им, это требовалось для дополнительных обследований. При виде того, как умирают от рака легких больные в этом центре, многие пациенты добровольно приняли решение бросить курить. На что и нацеливался врач-пульмонолог на самом деле.
Было ли это манипуляцией с помощью давления? Несомненно. Но если бы врач просто использовал убеждение, вряд ли результаты оказались успешными.
Психология допускает, что манипуляция может носить нейтральный характер и быть безвредной, но только при соблюдении определенных условий:
Как и в случае с пациентами-курильщиками, врач не принуждал их расставаться с вредной привычкой, а предоставил право выбора.
Таким образом, психологическое манипулирование можно сравнить с кухонным ножом. Им можно нарезать сыр, а можно нанести вред человеку или пораниться самому. Все зависит от целей применения.
Приведу примеры адекватных и безопасных целей:
Таким образом, чтобы не прослыть деспотом-манипулятором и не оттолкнуть от себя окружающих, лучше ставить единичные и конкретные цели, которые послужат всеобщему благу и не станут противоречить чьим-то интересам.
Как манипулировать людьми с помощью слов
Узнаем, что рекомендуют психологи и коучи, чтобы правильно и безвредно подтолкнуть человека к какому-либо выгодному для вас действию или решению, используя речевые ловушки.
Очередность просьб
Чтобы получить что-то незначительное, попросите сначала о чем-то сложновыполнимом. К примеру, если вы сначала попросите в долг 20 000 рублей, а увидев шокированное лицо собеседника, снизите просьбу до 2 000, то высока вероятность, что меньшую сумму вам все-таки дадут.
Еще пример. Начальник просит подчиненного следующие несколько месяцев работать на 3 часа больше обычного. А затем как бы спохватывается и говорит, что хотя бы завтра нужно остаться поработать допоздна. Скорее всего, второй вариант сотруднику покажется даже спасительным, так возражений не последует.
Выбор без выбора
Такую тактику часто используют в торговле. Допустим, при вопросах “Будете платить картой или наличными?” или “Возьмете этот крем или тот?” сам факт покупки как бы не обсуждается, продавец-консультант уже решил этот вопрос за покупателя. Или другой вариант: “Вам будет удобнее подписать договор в нашем офисе (25 км от дома клиента) или лучше пригласить курьера к вам?”
Этот трюк можно успешно внедрять и в сферу воспитания детей: “Какую шапку наденешь – желтую или синюю?”, “Ты будет рисовую кашу или манную?”, “Приступишь к урокам сейчас или через полчаса?” и т. п.
Мотивация причинно-следственной связью
Еще один пример мягкой манипуляции, когда используется связка “если…, то”:
Правило трех “да”
Человеческий мозг работает инерционно. Вы могли замечать, что отказать во второй раз гораздо проще, чем в первый. Это работает и в обратную сторону. Если человеку два раза задать вопрос, на который он точно ответит утвердительно, то получить от него “да” на третий вопрос будет легче.
– Не правда ли, долгосрочное сотрудничество за разумную цену гораздо выгоднее, чем разовое, но за бешеные деньги?
– Наши специалисты оказывают всестороннюю поддержку на всех этапах сотрудничества. Согласитесь, это лучше, чем просто получить рекомендации на старте и самим идти до результата?
– Давайте заключим договор на долгосрочное сотрудничество и подберем для вас индивидуальные условия.
Скорее всего, потенциальный клиент согласится. А вот если бы консультант сразу в лоб предложил заключить договор, вероятность отказа возросла.
Кстати, эта методика работает не только с последовательными по смыслу вопросами. Можно задать любые вопросы, даже не по теме будущей просьбы, после чего озвучить ее саму.
Ясно, понятно, очевидно
Если чаще использовать подобные слова в диалоге, то даже спорные вещи начинают выглядеть в глазах собеседника более логичными и убедительными.
Например: “Очевидно, что эту статью нужно дочитать до конца”. Создается впечатление, что если не дочитать, то можно упустить что-то важное.
Фраза “Совершенно ясно, что успешные люди больше всего работают над своими коммуникативными навыками” у большинства автоматически вызовет внутреннее согласие.
Незавершенность
Помните, как возрастало ваше любопытство, когда серия любимого сериала заканчивалась на самом интересном месте? Внимание человека притягивается к незавершенной фразе или незаконченному действию.
Пример такой “зацепки”: “Полагаю, пока рано обсуждать наши особые условия, поскольку мы раскрываем их только действующим клиентам”.
Оперирование частицей “не”
Психология и соционика утверждает, что наш мозг не воспринимает частицу “не”, а подсознание и вовсе относится к ней агрессивно. Вспомните, насколько помогали вам советы по типу “не волнуйся”, “не бери в голову”, “не принимай близко к сердцу”. Дети, которые постоянно слышат, что нельзя бегать по лужам, в 99 % случаев по ним непременно побегут.
Применимо к манипуляции это можно использовать следующим образом: “Если я прошу слишком поздно, не делай этого”. Человек, скорее всего, сделает. Еще пример: “Если тебе сложно, можешь мне не помогать” и т. п.
Модальный оператор “можно”
Если заменить приказ на просьбу с использованием оператора возможности, то процент согласий можно существенно увеличить.
К примеру, вместо “Сходи в соседний отдел” правильнее спросить: “Можешь сходить в соседний отдел?” Коллега, скорее всего, согласится.
Вместо того чтобы прямо задать неудобный вопрос, предварительно скажите: “Можно тебя спросить?” Лояльность собеседника повысится.
Сглаживание
Если во время конфликтов сказать оппоненту что-то приятное или частично согласиться с его доводами, спор перейдет в более мягкое русло.
К примеру, в момент нападок начальника скажите о том, что вы уважаете его стремление вывести бизнес на новый уровень и в целом согласны с замечаниями. После этого можно корректно высказать свои поправки.
Отзеркаливание и согласие
Чтобы расположить к себе собеседника и создать тем самым благоприятную почву для дальнейшей просьбы, повторяйте речевые обороты, которые он использует. Так вы продемонстрируете свою похожесть и повысите бессознательное доверие.
Для усиления эффекта почаще кивайте, как бы соглашаясь с тем, что оппонент говорит.
Как научиться манипуляциям в общении
Чтобы использовать приемы манипуляции и добиваться желаемого в профессиональной и повседневной жизни, нужно уметь тонко распознавать чувства и эмоции окружающих людей, выявлять ложь, скрытые мотивы, а также быть способным самому противостоять манипуляциям. Именно этому и учат на курсе Профайлинг: понимание психологии людей на платформе 4brain.
Это 5-недельная онлайн-программа, состоящая из 20 уроков по 30–40 минут каждый. Курс будет полезен не только тем, чьи профессии сопряжены с психологией людей, но и всем, кто хочет лучше понимать родных, друзей, начальство, новых знакомых, а также располагать их к себе и добиваться желаемого.
Сейчас курс идет со скидкой в 34 % и стоит всего 1 990 рублей.
Кроме того, хочу предложить вам несколько интересных книг:
Заключение
Как видите, довольно легко научиться манипулировать другими людьми, тем самым способствуя их лояльному отношению к себе и подталкивая к выгодным для себя действиям или решениям. Но стоит быть готовым и к последствиям такого воздействия.
Во-первых, подсознательно человек будет понимать, что его обманули и заставили делать то, чего он изначально не хотел. Что за этим может последовать? Недоверие, отстранение, разочарование. Разве вы хотели бы таких последствий, если речь идет о любимых и друзьях?
Кроме того, если в первый раз вам удастся добиться удовлетворения своих интересов, то следующая попытка может оказаться провальной. Представьте, вы убедили начальника отпустить вас в отпуск вне графика. Ему пришлось срочно искать замену, заниматься дополнительной волокитой. Он пожалеет, что пошел у вас на поводу, сделает выводы и впредь такого не допустит, какими бы манипуляциями вы ни пользовались.
Манипулируйте осознанно и думайте, насколько ваши действия безопасны для окружающих. А вот о том, как самому не попасться в сети манипуляторов, я написала в отдельной статье.
Как научиться манипулировать людьми
Одним из видов общения людей является разнообразное манипулирование друг другом. В этом нет ничего удивительного, поскольку еще с древних времен люди добиваются желаемого, используя различные уловки и приемы. Многие делают это неосознанно, однако существуют специальные техники, изучив которые вы узнаете как манипулировать людьми, используя их в своих целях.
Как стать хорошим манипулятором
Чтобы научиться эффективно взаимодействовать с окружающими, вы должны поработать над собой и приобрести некоторые навыки:
Есть люди с рациональным мышлением, которых можно убедить в чем-либо, представив им нужные факты и приведя логические доводы. Зная психологические особенности своего оппонента, вы быстро поймете как можно манипулировать людьми, находя подход к каждому.
Эмоции очень важны в искусстве манипулирования человеком. Они могут как помочь, так и навредить. Поэтому вам нужно уметь изображать разные эмоции и чувства – гнев, страх, спокойствие, любовь, раскаяние.
Опытный манипулятор должен уметь сохранять хладнокровие, смеяться или плакать в нужный момент. Добивайтесь того, чтобы ваши эмоции выглядели натурально, не переигрывайте. Учитесь владеть мимикой и голосом.
Манипуляции в общении помогут вам в достижении ваших целей. Общительным людям легче уживаться в социуме. Вы должны уметь поддержать беседу с любым человеком, независимо от его возраста и социального положения.
Создайте образ субъекта, которому можно доверять, и люди сами будут раскрываться перед вами. Интересуйтесь мнением людей, проявляйте участие, заботу, и тогда вы сможете многого добиться от них.
Одно из важных качеств манипулятора – умение быть убедительным. Чтобы оппонент вам поверил и согласился на ваши условия, вы должны так преподнести ему ваше предложение, чтобы он просто не смог отказаться.
Выработайте уверенный голос и интонации, приводите в разговоре неопровержимые аргументы. Тогда манипулятивное общение будет эффективным.
Чем больше вы будете о них знать, тем легче вам будет добиваться от них желаемого. Нужные сведения можно узнавать как от самого собеседника, так и от его окружения. Окружающие нередко могут рассказать о ком-то больше, чем он сам о себе.
Запоминайте или записывайте интересные сведения, которые могут вам пригодиться, когда вы поймете как манипулировать людьми в своих целях.
Способы манипулирования
Существует множество различных способов манипуляции людьми. Их можно применять по отдельности или использовать комплексно.
Чем больше способов вы освоите, тем шире будут ваши возможности. Вы сможете манипулировать девушками или парнями, друзьями, коллегами.
Рассмотрим наиболее распространенные приемы:
Манипулятивное общение часто предполагает позицию жертвы. Если вы хотите что-то получить, то притворитесь несчастной жертвой.
Прикиньтесь добрым и доверчивым человеком, которого подло обманули или использовали. Покажите как вам плохо и разжалобите оппонента. В большинстве случаев он сам предложит вам помощь, а ваша задача – воспользоваться ей.
Зная слабые места своего оппонента, опишите ситуацию, в которой его самые страшные опасения сбываются, а затем обрадуйте его, сообщив информацию, снимающую эти опасения. Получив стресс, а затем, испытав облегчение, собеседнику сложнее будет отказать вам.
Пример: женщина применяет манипуляции в общении с подругой: «Я вчера видела твоего мужа в кафе с молодой, красивой девушкой. Я уже было заподозрила в ней любовницу, но, подойдя ближе, увидела, что это его племянница» и, не давая подруге опомниться, добавляет: «Ты не могла бы дать мне на вечер твои новые сережки?».
Манипуляция людьми часто прячется в различных просьбах. Попросите оппонента выполнить очень сложную задачу, от которой он явно откажется, а затем попросите у него желаемое, кажущееся на фоне первой просьбы сущим пустяком.
Пример: мужчина хочет попросить у друга машину на один день и говорит ему: «Знаешь, я разбил свою машину, и теперь она в ремонте. Починят только через месяц. Ты не одолжишь мне свою на месяц?» и после того, как последует ожидаемый отказ, добавляет: «Тогда одолжи хотя бы на один день. Очень нужно».
Манипулируя человеком, заставьте его испытать чувство вины. Когда люди чувствуют себя виноватыми, они готовы пойти на многое, чтобы загладить свою вину. Не важно, виноват ли ваш оппонент на самом деле, главное, чтобы он думал, что действительно виноват.
Пример: парень манипулирует девушкой: «Ты так часто отказываешь мне в занятиях любовью, что у меня начались проблемы со здоровьем. Боюсь, что мне теперь придется лечиться».
Манипуляции людьми, основанные на страхе, дают неплохие результаты. Внушите собеседнику какой-либо страх, а затем предложите ему способ, который обезопасит его от негативной ситуации.
Пример: банковский работник, желая заставить клиента вложить деньги, рассказывает страшную историю о том, как легко потерять деньги, если не хранить их в банке. При этом он делает упор на хорошую репутацию и благонадежность своего банка.
Этот способ манипулирования людям известен очень хорошо. Убедите собеседника, что ваше предложение весьма заманчиво и выгодно для него, и если он им не воспользуется, то упустит прекрасную возможность.
Пример: этим способом манипуляции людьми пользуются магазины, завлекая покупателей всевозможными акциями: «Спешите приобрести товар по рекордно низкой цене. Не упустите свой шанс! Акция действует только три дня!»
Манипулирование людьми нередко включает подобные жесткие приемы. Убедите оппонента, что он совершенно ничего не понимает в обсуждаемом вопросе. Укажите на его тупость и безграмотность. Это введет его в замешательство и подавит волю.
Притворитесь авторитетом в какой-либо области и убедите оппонента в своей правоте. Если вы сами не являетесь авторитетом, то ссылайтесь на мнение тех людей, которые признаны авторитетными специалистами в данной области (врачи, ученые, эксперты). Говорите убедительно, приводите различные факты и доказательства, и тогда манипулирование человеком принесет плоды.
Если более мягкая манипуляция людьми не удается, изобразите гнев, ярость, возмущение, отчаяние или какую-либо другую сильную эмоцию. Начните кричать. Добивайтесь того, чтобы вас начали успокаивать. Опасаясь вашей бурной реакции, оппонент может пойти на уступки.
Подобное манипулирование людьми подходит, когда вам нужно узнать необходимую информацию. В разговоре с оппонентом изобразите полное безразличие к его словам. Здесь расчет делается на то, что желая самоутвердиться и добиться вашего внимания, собеседник будет выкладывать все больше и больше информации.
Выберите ироничный тон общения с оппонентом, стараясь задеть его своим сарказмом и насмешками. Заставьте его нервничать, провоцируйте на эмоции, постарайтесь вывести из равновесия. В таком состоянии люди легче всего поддаются внушению, и манипуляции в общении проще применить.
Этот грубый способ применяют те, кто не знает как манипулировать людьми по-другому. Вы тоже иногда можете применять шантаж, вынуждая оппонента дать вам желаемое и диктуя свои условия.
Метод шантажа в той или иной степени используют практически все люди. Пример: мать говорит ребенку «Не пойдешь гулять, пока не вымоешь посуду».
Популярные техники манипуляции
Специалисты в области нейролингвистического программирования предлагают несколько несложных техник, которые можно быстро освоить и использовать в общении, с целью манипуляции:
Эта техника манипулирования людьми основана на том, что если человек несколько раз подряд сказал «да», то ему сложно будет произнести «нет». Поэтому прежде чем попросить желаемое, задайте собеседнику как минимум три вопроса, на которые он однозначно ответит утвердительно.
Манипуляции людьми особенно удаются, когда создается иллюзия выбора. Стройте предложения таким образом, чтобы оппоненту сложно было дать отрицательный ответ. Пример: продавец говорит покупателю: «Вы будете брать синие джинсы или черные?».
Психика людей устроена таким образом, что им сложно воспринять информацию с первого раза. Поэтому применяйте такие манипуляции во время общения, как повторение информации, которую вы хотите донести до собеседника.
Пример: яркой иллюстрацией этого способа манипулирования является телевизионная реклама, которая повторяется по много раз на день.
Общаясь с кем-либо, старайтесь ненавязчиво копировать его жесты, позу, мимику, интонации. Желательно выражаться теми же фразами, которыми выражается он. Становясь внешне похожим на своего оппонента, вы повышаете его бессознательное доверие к вам и облегчаете возможность манипуляций в общении.
Применяя эти несложные психологические приемы на практике, вы научитесь эффективному манипулированию. Грамотная манипуляция людьми поможет вам быстро получать желаемую выгоду в партнерских или личных отношениях. Кроме того, зная эти уловки, вы сами сможете распознать манипулятора и защититься от него.
Как руководить людьми: секреты управления коллективом
Как руководить людьми: Freepick
Как и любому другому мастерству, искусству управления коллективом нужно учиться. Катя Тихомирова в фильме «Москва слезам не верит» говорила: «Трудно с тремя. А когда трех научишься организовывать, потом уже число не имеет значения». Управленческими секретами делятся опытные психологи.
Будьте лидером и профессионалом
Руководитель должен быть не просто менеджером, а лидером. Ему не нужны титулы и продвижение, он умеет вдохновлять и мотивировать команду. Благодаря авторитету лидер влияет на каждого члена группы. Чтобы достичь настоящего лидерства, важно:
Практикующий психолог с более чем 10-летним стажем Олег Сатов подчеркивает, что настоящий профессионал, который с душой и ответственно делает свое дело, не беспокоится о лишних минутах, проведенных на рабочем месте. Любовь к работе и искреннее желание делать ее как можно лучше — отличные помощники в управлении.
Грамотно организуйте рабочий процесс
У опытного руководителя всегда есть четкий план, что должно быть сделано. Во время планирования важно:
Помните о правилах постановки целей. Цели должны быть:
При этом не забывайте, что нет ничего невозможного. Главные факторы — время и ресурсы.
Позаботьтесь о комфорте сотрудников
Рабочая атмосфера: Freepick
Эффективнее выполнять работу коллективу помогает автоматизация. Продумайте, какая нужна оргтехника, специализированное программное обеспечение, прислушайтесь к мнению сотрудников и закупите все необходимое.
Помните о том, что на качество работы влияет освещение, температура воздуха, отсутствие отвлекающих шумов.
Будьте решительным и ответственным
Чем выше должность, тем больше у руководителя ответственность и тем важнее его решения. Основатель Amazon Джефф Безос считает, что руководителю достаточно трех хороших решений в день.
Во время их принятия руководствуйтесь такими правилами:
Ориентируйтесь на действия:
Человек, ориентированный на действия, всегда востребован и успешен. К тому же подчиненные охотнее отзываются на призыв «Делай, как я», а не на «Делай, как я сказал».
Создайте в коллективе благоприятную атмосферу
Секреты руководителя: Freepick
Сотрудники не ресурс, это люди, у которых есть семьи, чувства и проблемы. Помните о том, что у подчиненных есть личная жизнь и делайте все возможное, чтобы понимать их и поддерживать в них уверенность в себе. Будьте вежливы и относитесь ко всем как к равным, независимо от званий или положения.
Специалист в области бизнес-психологии Денис Макархин убежден, что сотрудники всегда чувствуют, ценят их или нет. Как менеджмент относится к подчиненным, так они относятся к клиентам, а это рано или поздно сказывается на бизнесе в целом.
Мотивируйте подчиненных
Для мотивации сотрудников можно использовать разные приемы. Писатель и бизнес-консультант Ицхак Адизес делит их на внешние и внутренние:
Руководителю важно убедиться в том, что его стимулы соответствуют целям. Например, если сотрудники получают премию за производство большего количества деталей, качество может снизиться в погоне за объемом.
Сохраняйте дистанцию с подчиненными
Чтобы коллектив уважал руководителя, тому вовсе не обязательно быть с сотрудниками на короткой ноге. Гораздо лучше работают такие методы:
Не стоит превращаться в тот тип менеджера, о котором спрашивают, в каком он сегодня настроении, прежде чем прийти с интересующим вопросом.
Сдерживайте обещания и не бросайте слов на ветер. Это не только поможет завоевать доверие коллектива, но и станет подспорьем, чтобы требовать от подчиненных того же.
Критикуйте правильно
Правила руководства коллективом: Freepick
Бизнес-тренер Андрей Можжанов напоминает о важности для руководителя корректной обратной связи и умении конструктивно критиковать:
Качественная обратная связь необходима для обогащения, а не унижения или уничтожения. Руководитель должен дать собеседнику ценное отражение, чтобы он мог измениться и стать лучше.
Учитесь говорить «нет»
Руководитель должен не только мотивировать и вдохновлять, но и уметь отказывать. Это важно при столкновении с манипуляторами, которые могут встретиться среди сотрудников и партнеров.
Научитесь говорить слово «нет». Категоричный отказ, в котором уверены, никогда не сопровождайте объяснениями или тем более оправданиями. Не испытывайте при этом чувство вины. Люди ощущают внутренний настрой, и если колеблетесь, то вас могут вынудить дать комментарии и даже уговорить.
Будьте строги, но справедливы
Серьезный руководитель может уместно шутить и сохранять доброжелательность. Чувство юмора делает его доступным, позволяет подчиненным видеть в нем не только начальника, а человека.
Позволяйте себе отдыхать и расслабляться, читайте мотивирующие книги и смотрите веселые шоу, чтобы поддерживать разговоры не только о делах и находить, чем разрядить обстановку.
Организуйте ежемесячный неформальный ужин с коллективом, чтобы поддерживать с сотрудниками дружеские отношения, заряжать их энергией для выполнения поставленных задач. Публично хвалите тех, кто этого заслуживает.
У каждого руководителя есть личный перечень секретов управления коллективом. Это определяется тем, с кем именно работаете, какой у вас опыт и задачи. Используйте предложенные принципы и выстраивайте на их основе свой стиль управления коллективом.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.