Тревога как защитный механизм

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ТРЕВОЖНОГО КЛИЕНТА.

Тревожность занимает одно из важнейших мест как в нормальной психодинамике, так и в психопатологии, т.е. в возникновении различных симптомов. Тревожность предупреждает об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. S. Freud определяет тревожность как сигнал со стороны Ego, предупреждающий индивида о внутреннем конфликте. Обычно конфликт происходит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Тревожность — сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты.

Тревожность имеет сходство со страхом (Freud даже не различает эти состояния, употребляя единое понятие «Angst»), ведь в обоих случаях проявляется реакция на опасность. О страхе мы еще поговорим в следующем разделе, потому что каждой из эмоций все же свойственна специфичность. Тревожность интрапсихична, т.е. обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты. Обычно тревожность в отличие от страха представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. В основе тревожности всегда лежат внутренние конфликты личности. Для тревожности также характерна пролонгированность, т.е. ей свойственно растягиваться во времени, постоянно повторяться или становиться непрерывной.

С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе — отступлению или сопротивлению. При тревожности возбуждается сердечно-сосудистая система (учащается ритм сердца, повышается кровяное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта «пересылается» в мышечную систему, т.е. организм готовится к активной деятельности. Тревожность проявляется на трех уровнях:

1. Нейроэндокринном (продукция адреналина — эпинефрин).

2. Психическом (неопределенные опасения).

3. Соматическом или моторно-висцеральном (физиологические реакции различных систем организма на увеличение продукции эпинефрина):

a. дерматологические реакции (кожные раздражения);

b. реакция сердечно-сосудистой системы (тахикардия, увеличение систолического давления);

c. реакция пищеварительного тракта (подавление деятельности слюнных желез — сухость во рту, неприятный привкус, анорексия, понос, запор и т.п.);

d. реакции дыхательной системы (учащенное дыхание, одышка, гипервентиляция);

e. генитально-уринальные реакции (учащенное мочеиспускание, нарушение менструации, боль в области таза, фригидность, импотенция);

f. вазомоторные реакции (потоотделение, покраснение);

g. реакции скелетно-мышечной системы (головные боли, боли в затылке, артральгии).

Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами. Большинство клиентов связывают их со специфическими ситуациями, вызывающими тревожность. Однако неправильно называть такие симптомы «функциональными», «на нервной почве» и т.п., поскольку клиент чувствует себя как бы обвиненным в симуляции и жалующимся на что-то фиктивное, поэтому прибегает к отрицанию и другим средствам психологической защиты. Иногда соматические жалобы представляют собой просто способ заявить о своей тревожности. Например, когда клиент жалуется, что у него болит голова в присутствии жены, консультант имеет возможность прояснить проблему: «Кажется, Вы хотите мне сказать, что в присутствии жены по каким-то причинам нервничаете, и Ваша тревожность проявляется головной болью. Если нам удастся узнать, что вызывает у Вас тревожность, мы сможем одолеть эту головную боль». Подобная тактика значительно лучше, чем прямое утверждение: «У Вас головная боль на нервной почве». Соматические симптомы не обязательно возникают вследствие тревожности — часто они просто замещают тревожность.

Порой тревожность маскируется определенными действиями. Весь спектр навязчивых действий — от стучания пальцами по столу, кручения пуговиц, докучливого моргания глазами, почесывания и до переедания, чрезмерного пьянства или курения, навязчивой потребности покупать вещи — может означать тревожность из-за конфликтной жизненной ситуации.

Тревожность также нередко скрывается за другими эмоциями. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации. Некоторые клиенты сами объясняют, что, когда они начинают испытывать напряжение, то становятся саркастичными, язвительными, трудно уживчивыми.

Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. Сопротивляясь, клиент старается контролировать свою открытость, высказывать только «цензурированные» мысли и чувства, быть как можно более безличностным, подавлять свои чувства по отношению к консультанту. Замечания консультанта должны, напротив, обращать внимание клиента на то, каким образом он избегает тревожности: «Вы изменили тему беседы?», «Вы пытаетесь переключить внимание на меня?», «Вы хотите, чтобы я указал Вам тему высказывания?», «Мы снова возвращаемся назад — Вы стремитесь навязать мне руководство беседой» и т.п.

Иногда тревожность заставляет клиента не только сопротивляться, но и демонстрировать враждебность к консультанту, чаще всего в скрытой форме. Клиент с презрением и сарказмом критикует глупых консультантов, которых посещал прежде, рассказывает истории об ошибках психологов и психотерапевтов. Более утонченная форма наступления на консультанта состоит в стремлении подружиться с ним, чтобы консультант воспринимал клиента не как клиента, а как друга. Тревожный клиент- мужчина старается найти общие интересы с консультантом и выступать в роли его партнера по хобби. С этой целью клиенты приносят почтовые марки или другие коллекционируемые предметы, стремясь осуществить обмен, приглашают консультанта на чашку кофе или обед и т.п. Женщины ведут себя сходным образом, но с характерной для них спецификой — стараются подчеркнуть свою женскую привлекательность, демонстрируют материнское или сестринское поведение, проявляют озабоченность внешним видом и здоровьем консультанта, что создает у них иллюзию дружеских отношений. Такое поведение клиентов направлено на «уничтожение» консультанта как профессионала; побуждающими мотивами выступают страх и тревожность, отрицание серьезности проблем. Если консультант поддается влиянию и действительно становится «другом» клиента, возникает много серьезных трудностей в консультативном контакте и, можно сказать, консультирование как таковое заканчивается.

Консультируя тревожных клиентов, важно знать не только способы, которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими средствами служат механизмы психологической защиты, которые впервые описали S. Freud и его дочь A. Freud. Механизмы функционируют автоматически, на бессознательном уровне. Использование защитных механизмов для уменьшения тревожности не представляет патологии, пока не становится утрированным и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать гибкость поведения. Описано много механизмов психологической защиты. Охарактеризуем вкратце основные из них:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

a. вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения;

b. вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т. п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

В психологическом консультировании мы, как правило, сталкиваемся с использованием непригодных защитных механизмов для преодоления тревожности.

Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она «одевается» в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может «увидеть» как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента. Человеку, раздираемому внутренним, невербализируемым конфликтом, не следует отказывать в помощи из-за якобы экзистенциальной природы его тревожности. Экзистенциальная тревога существует, однако большинство клиентов обращается не из-за нее.

Источник

26 Тревога и психологические механизмы защиты личности

26. Тревога и психологические механизмы защиты личности.

В самом широком смысле защита – это понятие, обозначающее любую реакцию организма с целью сохранить себя и свою целостность. В психологии же наиболее часто встречаются термины, касающиеся явлений психологической, а не только биологической, защиты, – защитные механизмы, защитные реакции, защитные стратегии, невротические защиты и защитность как свойство личности. Кроме того, в экспериментальной психологии был обнаружен широко известный теперь феномен перцептивной защиты, который заключается в резком повышении порогов восприятия «табуированных», т. е. запретных слов, объектов, ситуаций.

В настоящее время психологической защитой считаются любые реакции, которым человек научился и прибегает к их использованию неосознанно, для того чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные (например, для кого-то это может быть ситуация принятия решения).

Основной задачей Я является сохранение баланса между внешними и внутрен­ними силами, действующими на человека, и обеспечение стабильности личности.

Первым ученым, создавшим достаточно стройную теорию защитных механизмов «Я», был известный австрийский врач и психоаналитик Зигмунд Фрейд. Эта часть созданной им теории и практики психоанализа была встречена с пониманием учеными, представляющими смежные с психоанализом области медицины (особенно психиатрии) и психологии и впоследствии была развита многими психологами, хотя не все они разделяли психоаналитический взгляд на природу защитных механизмов. Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, как считал Фрейд и все его последователи, является то, что они: а) бессознательны, т. е. человек не осознает ни причин и мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту; б) защитные механизмы всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность.

В зависимости от того, откуда исходит угроза для Я (из внешнего окружения, от Оно или Сверх-Я), психоанализ выделяет три типа тревоги.

Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира (например, опасные животные или выпускной экзамен) называется реалистической тревогой. Она в основном является синонимом страха и может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности. Реалистическая тревога стихает, как только исчезает сама угроза. В целом, реалистическая тревога помогает обеспечить самосохранение.

Психологическая защита. Защитные механизмы личности

Невротическая тревога. Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Оно станут осознанными, называется невротической тревогой. Она обусловлена боязнью, что Я окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения, особенно половые или агрессивные. Тревога в данном случае проистекает из страха, что, когда ты сделаешь что-то ужасное, это повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия. Так, например, маленький ребенок быстро усваивает, что активная разрядка его побуждений либидо или деструктивных стремлений будет чревата угрозой наказания со стороны родителей или других социальных фигур. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая, потому что наказание обычно исходит из внешнего источника. Поэтому развертываются защитные механизмы Я, имеющие целью сдерживание инстинктивных импульсов ребенка – в результате последние всплывают на поверхность только в форме общего опасения. И только тогда, когда инстинктивные импульсы Оно угрожают прорваться через контроль Я, возникает невротическая тревога.

Моральная тревога. Когда Я испытывает угрозу наказания со стороны Сверх-Я, результирующий эмоциональный ответ называется моральной тревогой. Моральная тревога возникает всегда, когда Оно стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и Сверх-Я отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения. Моральная тревога происходит от объективного страха родительского наказания (включая страх потерять родительскую любовь) за какие-то поступки или действия (например, за непристойные ругательства или воровство в магазине), которые нарушают перфекционистские требования Сверх-Я. Сверх-Я направляет поведение в русло действий, вписывающихся в моральный кодекс индивидуума. Последующее развитие Сверх-Я ведет к социальной тревоге, которая возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий.

Фрейд указывал, что существует два основных способа справляться с тревогой. Первым, более здоровым способом, он считал способ взаимодействия с порождающим тревогу явлением: это может быть и преодоление препятствия, и осознание мотивов своего поведения, и многое другое. Вторым же, менее надежным и более пассивным способом является способ справиться с тревогой за счет бессознательной деформации реальности (она может быть внешней или внутренней), т. е. способ формирования какого-либо защитного механизма.

Как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защитам «низшего порядка», относятся те, что имеют дело с границей между собственным Я и внешним миром.

Психологическая защита личности 2

Люди, личность которых описана психоаналитическими наблюдателями как организованная на невротическом уровне, опираются в основном на зрелые защиты второго порядка. При этом они используют также и примитивные защиты.

Первичные защитные механизмы

Вторичные защитные механизмы

Примеры похожих учебных работ

Психологическая защита. Защитные механизмы личности

Механизмы защиты по Зигмунду Фрейду

Компульсивное поведение личности

Типы поведения личности

Основные психологические формы поведения личности в конфликте

Источник

Тревожность как фактор возникновения психологической защиты

Понятия «тревога» и «тревожность» изучались в психологической науке в связи с определением причин неврозов, многих психосоматических отклонений, явлений дезадаптации. Тревогу связывают с функционированием психологической защиты, которая выполняет роль стабилизатора эмоционального состояния, вызванного тревогой.

На определенном этапе развития науки понятие «страх» и «тревога» были синонимами. В частности, З. Фрейдом были выделены три формы страха:

а) «Свободный страх», то, что называется angstbereitschaft «страхом ожидания» или «общей боязливостью». Лица, страдающие этим страхом, всегда предвидят из всех возможных ситуаций самую страшную. Склонность к такому ожиданию страха встречается у многих людей, которых нельзя назвать больными. Их считают слишком боязливыми или пессимистами, но необычно высокая степень «свободного страха» имеет отношение к нервному заболеванию, которое З. Фрейд назвал «неврозом страха».

Таким образом, тревога, как негативное эмоциональное состояние обычно возникает у человека в ситуациях неопределенной опасности, в ожидании неблагополучного развития события или неудачи в социальном взаимодействии и представляет собой генерализированный, беспредметный страх. Проявляется оно как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед объективными внешними факторами. В поведенческом плане тревога проявляется в дезорганизации деятельности и снижении ее продуктивности, переориентации целей. Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование (Р. Кеттел, Ч. Спилбергер, Ю.Л, Ханин).

Понятие «тревожность» впервые было описано З. Фрейдом (1925) и определялось как «готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении». Термин, использованный З. Фрейдом angstbereitschaft разными авторами переводится как «боязливость», «страх», «тревога», «тревожность».

Психологический словарь 1996 года определяет тревожность как «индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а так же в низком пороге его возникновения».

С годами два понятия («тревога» и «тревожность») сблизились в наименование «тревожность», разделившись в то же время в определениях: реактивная и активная, ситуационная и личностная. Далее мы употребляем их как тождественные.

Основным показателем, отличающим тревожность от других эмоциональных состояний, выступает оценка ситуации как содержащей опасность, осознание возможности неуспеха (И.В. Имедадзе, В.Р. Кисловская).

В психологической науке за последние сорок лет опубликовано свыше пяти тысяч статей и монографий (О.П. Елисеев, 1994), посвященных всевозможным аспектам анализа проблемы тревожности. Широко известны работы таких отечественных ученых как Ф.Б. Березин, Г.Ш. Габдреева, Л.A. Головей, А.И. Захаров, И.В. Имедадзе, Б.И. Кочубей, А.И. Киколов, В.Р. Кисловская, Л. Левитов, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, С.В. Форманова, Ю.А. Ханин и другие. Среди зарубежных авторов содержательными являются исследования F.A. Altman, J. Andrews, Н. Bazowitz, R. Doktor, W. Davidson, J. Easterbrook, R Grinder, D. Hansen, H.Hekhauzen, S.Roos, R. Lazarus, R.Liebert, G.Mandler, R May, H. ONeil, F. Roobins, J. Sarason, I. Spence, K. Spence, C. Spilberger, J. Taylor, R. Tennison, B. Veiner, P. Wachtel и другие. Эти исследования посвящены определению сути данного явления, анализу личностной и ситуативной тревожности, выявлению причин, способствующих ее возникновению и росту, определению. негативных последствий для личности, а также более узким вопросам проявления тревожности в разных сферах деятельности.

Эндогенная депрессия также во многом обусловлена тревогой (Ю.А. Александровский, Ю.И. Вихляев, Т.А. Воронина, Г.Г. Незнамов, Г.М. Руденко, Н.Г. Шатров, М. Lader). Она часто предшествует фобиям, бреду, галлюцинациям (S. Lesse, U. Peters).

Тревожность как свойство личности, имеющее деконструктивный уровень, является предпосылкой дезадаптации человека.

Дезадаптация, по В.И. Гарбузову (1994), протекает в трех формах:

Логично предположить, что во всех случаях проявления тревожности будут иметь специфический характер. Очевидно, тревожность как устойчивое состояние личности, подобно дезадаптации приводит к соответствующим нарушениям:

— психосоматическим изменениям организма (неврозы и т.д.);

— активно-защитным способам поведения (агрессивно-протестная форма дезадаптации);

— пассивно-защитным способам поведения (капитулятивно- депрессивная форма дезадаптации).

Беспричинный, необоснованный страх, с раннего детства отравляющий существование человеку, приводит к образованию некоторых ярко выраженных черт характера, которые Дж. Стивенс (1996) называет «драконами» и считает самыми известными из всех недостатков человека: высокомерие и самоуничижение, нетерпеливость и склонность к мученичеству, жадность и склонность к саморазрушению, упрямство. Данные качества имеют свои положительные и отрицательные полюсы, но высоко тревожный субъект будет стремиться к отрицательному, если признаков адаптированности окажется недостаточно, или не хватит сил справиться с беспричинным страхом без помощи извне.

Высокая тревожность является одним из индикаторов состояния дисбаланса внутренней природы человека с окружающим миром. Всем людям присуща тревога, которая различается лишь выраженностью черт. Многими авторами выделяются виды и уровни тревожности.

Личностная тревожность обозначает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает субъекта к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу. Интенсивность реакции на них состоянием тревожности не соответствует величине объективной опасности.

Ситуативная тревожность характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы (C.Л. Спилбергер). Она обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно или субъективно угрожающую человеку.

Личностная тревожность является потенциальной предрасположенностью или напряжением. Это состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желаемого и выражается в специфических переживаниях, таких как опасение, волнение, нарушение покоя (Н.Д. Левитов). Как только ситуация оценивается как угрожающая, она вызывает ситуативную тревожность, интенсивность которой пропорциональна когнитивной оценке угрозы. При этом оценка может зависеть от реальных особенностей ситуации и от личностной тревожности.

В процессе оценивания ситуации включаются сенсорные и когнитивные обратные связи (информация о наличном Т-состоянии и соображения о реакциях, кажущихся на основании прошлого опыта пригодными для нейтрализации ситуации). Чем сильнее представлено Т-свойство, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызвать Т-состояние (С. Спилбергер, W.F. Hodges).

Следовательно, существует взаимосвязь между личностной и ситуативной тревожностью. Существует и проблема первичности ситуативной и личностной тревожности в различных угрожающих благополучию субъекта ситуациях.

И.В. Имедадзе (1971) выделяет 2 уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий уровень вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Итак, можно выделить естественный (оптимальный) уровень тревоги, который необходим для эффективного приспособления к действительности, так называемая «адаптивная тревога»; дезадаптивная реакция, выраженная в чрезмерно низком или чрезмерно высоком уровне тревоги, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности.

Кроме понятий тревога и тревожность в психологии известны «явление тревожного ряда» (Березин Ф.Б., 1967,1988), которые раскрывают эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возникновения и нарастания состояния тревоги. Ф.Б. Березин выделяет несколько уровней выражения тревожности, динамично следующих один за другим:

Таким образом, относительно эпизодическое состояние тревоги, связанное с ощущением дискомфорта и ожидаемости неблагополучия, может преобразоваться в индивидуально-психологическую особенность личности, называемую тревожностью, когда человек становится склонным к переживанию состояния тревоги неадекватного ситуации, либо имеет низкий порог его возникновения.

Момент первичного возникновения тревоги в онтогенезе некоторые ученые (Ф. Гринейкр, Н. Фоудор, О. Ранк, С. Гроф, Э. Цветков и др.) относят к внутриутробному периоду развития. Так Ф. Гринейкр (Ph. Greenacre (1941) пришла к выводу, что конституция, пренатальный опыт, роды и обстановка сразу после них играют роль в предрасположенности к тревоге. Все реакции на дискомфорт являются свидетельством существования некоего паттерна, наподобие тревоги, до рождения. Данный паттерн активизируется родами и является первым постнатальным опытом.

Н. Фоудор (FodorN., 1949) еще большее значение придавал внутриутробному периоду, пренатальным условиям и родовой травме, в которых видел биологическую основу, обуславливающую многие формы невротического поведения.

О. Ранк (Rank О., 1929) отличался от других психоаналитиков тем, что центральную роль в развитии личности отводил родовой травме. Рождение, по Ранку, это шок на физиологическом и психологическом уровне. Этот шок создает резервуар тревоги, порции которого освобождаются на протяжении всей жизни. Причина любых неврозов заключена в сильной тревоге при рождении.

С ним не соглашался З. Фрейд, который считал тревогу, возникающую во время родов, моделью более поздней тревоги. А период внутриутробного развития, раннего детства формируются в непрерывность, которая простирается намного дальше, чем может показаться при сосредоточении на акте родов. Их пыталась примирить Ф. Гринейкр и занимала промежуточную позицию: влияние родовой травмы не так велико, как считает О. Ранк, но и не так незначительно, как полагает З. Фрейд. Ее точку зрения разделяют и современные ученые.

Э.Цветков говорит о тревожных ощущениях плода, когда он собирается покинуть это «теплое и уютное место». Человек погружается в новый мир в полном одиночестве, где его ждет неизвестность и он полностью зависит от своей способности ориентироваться в нем. По мнению С. Грофа, стресс, и тревогу вместе с ним, можно пережить и в утробе матери на разных этапах беременности. Особенно важное значение он придает процессу родов, их течению и благополучному разрешению, в котором человек приобретает первый опыт переживания ощущения безвыходности ситуации, борьбы и концентрации сил для достижения цели, чувства принятия или непринятия человека миром. Таким образом, чувство беспокойства, тревожности, является генетически одним из первых отрицательных эмоциональных переживаний.

Отставание в развитии автономии Я, сопровождаемое сепаратной тревогой, может быть вызвано и чисто психосоциальными причинами. Прежде всего, это тревожные матери, которые чувствуют себя спокойнее, если полностью контролируют и руководят действиями ребенка, они живут под постоянной тревогой: «Как бы с ним чего не случилось». Чрезмерная опека матери лишает ребенка уверенности в том, что он может безопасно передвигаться и что-либо делать без материнского присмотра. Вместо гордости за свою самостоятельность появляется чувство, что для него надежнее самому-ничего не делать. И у мамы вместо гордости за успехи ребенка присутствует забота о своем спокойствии. Таким образом, «тревожная мать утверждает ребенка в сознании, что самостоятельность не приносит радости, и что, если он рядом с матерью, она спокойна, а на его долю достанется больше ласки и заботы».

Затрудняется формирование автономного «Я» и в тех случаях, когда ребенок не имеет надежного источника удовлетворения своих потребностей. Мать по разным причинам заботится о нем нерегулярно, ребенок переходит с рук на руки. Отсутствие постоянного, надежного источника безопасности способствует тому, что ребенок затрудняется отграничить свое Я от окружающей среды. Для того, чтобы душевное развитие проходило наиболее гармонично, ребенок должен быть уверен в любви и постоянной заботе одних и тех же лиц.

Если ребенок лишен эмоционального общения с родителями, он испытывает эмоциональный голод. При депривации возникает угроза недоразвития образа «Я» ребенка, в частности, его чувственного компонента «какой Я?» Л.C. Выготский говорил: «Только через других мы становимся самим собой». Отсутствие тесных эмоциональных отношений между ребенком и родителем лишает малыша тактильных контактов, что является опасным для ребенка, так как на телесном уровне он утрачивает ощущение безопасности, теплоты и ласки, и следовательно, «теряет» часть самого себя. В дальнейшем по мнению Е.Т. Соколовой (1995) чувственно-живая, телесная часть его «Я» отщепляется и отчуждается от образа «Я» как «плохая» (она не принимается другими, значит, она «не моя», в то время как качеству «Я» присваивается угодное другим «фальшивое Я»).

Развиваясь, ребенок вступает в разнообразные взаимоотношения с большим количеством людей, расширяются формы и способы его общения. Кроме родителей и других близких родственников, он неизбежно общается с детьми (сверстниками или другого возраста), он общается с другими взрослыми (воспитателями, знакомыми, соседями и т.д.). Вероятность возникновения тревожных ситуаций увеличивается пропорционально расширению сферы общения и сферы деятельности, в которые постепенно включается ребенок.

Определенное влияние на развитие тревожности дошкольников оказывают страхи взрослых, вызванные происходящими макросоциальными изменениями в обществе и фиксируемыми психологами с начала 90-х годов. Исследование А.М. Прихожан (1995) показало, что родители приобрели «новые» страхи, связанные с боязнью собственной несостоятельности в широком смысле слова, боязнью будущего, неуверенностью в завтрашнем дне, боязнью катаклизмов, глобальных катастроф и нехватки денег. Таким образом, на микросоциальном уровне проявляются социально-экономические перемены в обществе.

Современных родителей меньше, чем 10 лет назад, тревожат способности их детей, из-за которых ребенок будет недостаточно успешным. Гораздо больше их волнуют отсутствие средств, из-за чего ребенок не может получать всего того, что должны дать родители (образование, материальные блага); либо они ощущают наличие безымянной силы, преграды, которую ребенок должен будет преодолеть сам, чтобы достичь чего-либо в жизни, а родители мало чем смогут ему помочь. Подобные страхи родителей вызывают аналогичные «зеркальные» страхи у детей, которые отрицательно влияют на чувство защищенности, разрушают его.

Причины тревожности, таким образом, могут иметь две основы:

1. природную основу: психофизиологические особенности организма: тип нервной системы, генетическая предрасположенность, характер чувствительности. А.И. Захаров считает, что тревожность в чем-то напоминает проявления холерического темперамента. Тревожность может быть свойством темперамента, но чаще всего в дошкольном возрасте мы имеем дело с «тревожностью ожиданий и общения», которую B.C. Мерлин характеризовал как «особое прижизненно сформированное, а не генетически обусловленное свойство, это именно тревожность по отношению к взрослым». Безусловно, данные индивидуальные свойства человека способствуют развитию тревожности, как личностного качества, но не являются определяющими. Это лишь фон для развития данной особенности. Немаловажное значение имеет процесс внутриутробного развития и родов;

2. социальную основу: социальные факторы проявляющиеся на макро- и микросоциальном уровне. Тревожность родителей находит «зеркальное» отражение в эмоциональном состоянии детей. К социальным факторам относится тип семьи, микроклимат в семье и детском саду, особенности родительской позиции (Е.В. Кучерова). В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности бывают нарушения детско-родительских отношений. В более зрелом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

В возрастной и педагогической психологии широко изучаются проблемы учебной тревожности (Д.Ю. Андрияшек, Л.И. Божович, О.В. Доронина, В.В. Плотников, Е.В. Полевая, А.М. Прихожан, С.В. Форманова, О. Янош и многие другие).

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Характерные черты при этом имеет развитие мотивации, самосознания и самооценки. Исследования В.В. Лебединского, А.С. Спиваковской, В.И. Гарбузова, Г.М. Бреслав, В.Е. Каган, Е.В. Кучеровой, М.Л. Якубовской и др. позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддиктивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Как и все дети преневротической группы, тревожные дошкольники испытывают трудности в социальной адаптации. «Они обнаруживают несостоятельность во многих жизненных ситуациях, компенсация таких детей неудачна, они используют неадекватные способы психологической защиты». Обычно ребенок со здоровой, нормальной психикой легко справляется с переживаниями, угрожающими его эмоциональному благополучию. Он тоже демонстрирует свои отрицательные переживания. Он осознает свои неприятности, напряжение, или просто «плохое настроение». Он учится обращаться за помощью, находить ее в себе самом, использует упражнения. Чувство контроля над происходящим очень важно и для взрослого, и для ребенка, иначе он теряется и ощущает свою беззащитность перед ситуацией.

Тревожный ребенок не может избавиться от ощущения тревоги и неуверенности в себе, которые возникают в проблемных ситуациях. Его реакция носит неадекватный характер. Это либо уход без борьбы (но проблема остается во внутреннем плане, причиняя немало страданий), либо агрессия, которая тоже не решает проблему, а лишь порождает все новые трудности.

Таким образом, развитие ребенка с повышенной тревожностью носит конфликтный, противоречивый характер, что находит свое отражение во всех сферах психической жизни, особенно в сферах самосознания и переживания ребенком своих отношений с родителями. Тревога вызывает психологическую защиту, которая в качестве средства защиты для восстановления утраченного душевного равновесия на внутриличностном уровне использует механизмы психологической защиты, снижающие ощущение дискомфорта до приемлимого, примеряет ребенка с самим собой; а на межличностном уровне использует способы психологической защиты, которые могут достигать или не достигать своей цели. Образуется некая схема двух вариантов защитного направления: Явления тревожного ряда возникают у каждого ребенка, они требуют действий психологической защиты, которая может быть, как мы видим, адекватной, конструктивной и эффективной, либо неадекватной, неконструктивной и неэффективной. Данные характеристики определяются средствами психологической защиты: механизмами и способами защиты. В результате специфики средств защиты формируется либо адаптивная личность, у которой уровень тревожности соответствует норме, либо дезаптивная личность, развивающаяся в агрессивно-протестной, капитулятивно-депрессивной или невротической формах дезадаптации и отличающаяся высоким уровнем тревожности.

Таким образом, у тревожного ребенка психологическая защита не выполняет своей функции. Внешний конфликт переходит во внутренний, оказывая негативное воздействие на эмоциональное состояние ребенка и его адаптацию, и опять приводит к появлению новых способов защиты, которые также бывают неэффективными. Как следствие, усугубляются эмоциональные, поведенческие, личностные нарушения развития. Способствовать нормированию личностного роста ребенка может коррекционная работа с ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *