Геймпад, как средство взаимодействия между игроком и игрой существует уже достаточно давно. Многие управляли Марио, бегущим по просторам сказочного мира, или бравым воякой в Contra, с помощью пластикового прямоугольника с кнопками.
С тех пор много воды утекло, геймпады стали куда более разнообразными, функциональными и эргономичными. Не удивительно, что в сегодняшнем мире выбор контроллера может стать не праздной задачей. Вариантов много, поди, разберись, в чем отличия и какой подойдет именно вам. Но все-таки давайте попробуем.
Целевая платформа
В сегодняшнем мире существует достаточное количество различных игровых платформ, и не удивительно, что контроллеры для них также отличаются. Поэтому первоначально необходимо выбрать, с какой из них вы будете использовать геймпад.
Несмотря на это производители стараются делать относительно универсальные модели, подходящие к различным устройствам. Например, геймпад может подходить одновременно и для ПК, игровой приставки и для андроид устройства. Выбирая контроллер для ПК, ознакомьтесь также со списком поддерживаемых операционных систем.
Но к сожалению, бывают устройства, к которым нет универсальных моделей (например, некоторые игровые приставки Nintendo).
XInput или DirectInput
До середины нулевых такой дилеммы не существовало. Геймпады использовали DirectInput API. Однако Microsoft с выходом своей приставки XBOX 360, ввела в использование новый вид API – XInput. А поскольку эта компания владеет самой распространённой операционной системой (с самой широкой библиотекой игр), то XInput появился и в Windows, начиная с XP Service Pack 1.
Раз уж разговор затронул приставки (на которых геймпады первое и практически единственное средство управления), то следует упомянуть, что контроллеры от XBOX (360 и ONE) используют XInput, а контроллеры Sony Playstation – DirectInput.
Благодаря кроссплатформенности (XBOX/PC) и отсутствию необходимости в настройке, XInput быстро стал стандартом для PC игр и практически все игры, вышедшие за последние 10 лет, поддерживают работу с такими устройствами. Определяются такие геймпады как Xbox 360 controller, этого пугаться не стоит.
DirectInput используется игровыми рулями, штурвалами для авиа- и космических симуляторов, геймпадами для Playstation 2/3/4.
Также стоит отдельно отметить DUALSHOCK 4 (стандартный контроллер Playstation 4). Поскольку это контроллер от приставки текущего поколения, проданной почти 100 млн. тиражом, некоторые разработчики игр, кроме XInput, добавляют поддержку именно этого DirectInput устройства. Также компания Valve в своем клиенте Steam, обеспечила полную поддержку DUALSHOCK 4, независимо от игры.
У вас может возникнуть закономерный вопрос: почему не объединить оба API в одном устройстве? Производители также задавались им и выпустили модели которые могут работать в любом из этих стандартов по вашему желанию. Для этого необходимо всего лишь использовать переключатель, размещенный на тыльной стороне устройства. Практично и иногда очень полезно.
Способ подключения
Немаловажный параметр, также зависящий от того к какой платформе вы покупаете геймпад.
Фундаментально различается на 2 вида:
Для проводного подключения используются USB (например, в ПК) или проприетарные разъемы (например, для Nintendo Switch). Беспроводным подключением является Bluetooth (ПК, Android, iOS), либо используются специальные (фирменные) приемопередатчики (XBOX 360/ONE).
Приемопередатчик для беспроводного подключения контроллера XBOX ONE к ПК
Беспроводное подключение выигрывает в плане удобности, можно развалиться на диване или в кресле и погрузиться в любимую игру. Но такие устройства зависимы от встроенного элемента питания (съемного или несъемного), поэтому периодически их нужно заряжать или менять батарейки. Проводное же поможет сэкономить или используется там, где не предусмотрены другие варианты.
Неудивительно, что многие модели совмещают в себе оба варианта подключения, что дает большую свободу выбора игроку и избавляет геймпад от простоев на зарядке.
Материалы и цвет
Качественные материалы влияют на удобство использования и долговечность устройства. Качественный пластик позволяет избавиться от люфтов и зазоров. Противоскользящие материалы, примененные в местах хвата (и на стиках), повышают его удобство, особенно когда ладони потеют во время долгих и напряженных игровых сессий. Кроме того, устройство из качественных материалов, гораздо приятнее держать в руках, чем дешевые поделки.
Форма и эргономика
Несмотря на то, что большинство геймпадов, на первый взгляд, похожи друг на друга, существуют 2 основных лагеря:
— DUALSHOCK и модели, созданные по его образу и подобию;
— XBOX controller и ему подобные.
Первые более компактны, и больше подойдут для средних и небольших ладоней, вторые для средних и крупных. Также у них различается форма корпуса, и самое главное – положение аналогового стика и крестовины (D-pad).
Конечно, существуют модели, которые совместили отличительные черты от двух устройств сразу. Но это лишь способствует тому, чтобы человек подобрал удобное именно для него устройство, поскольку эргономика всегда была сугубо индивидуальной характеристикой.
Тип контроллера
Многообразие игровых контроллеров велико, оно не ограничивается только геймпадами, пускай они и составляют основную массу. Производители выпускают и стандартные геймпады, и специализированные контроллеры, как например PlayStation Move для PS3/4.
А как вам тандем специальной мышки и геймпада, на вид похожего на половинку от обычного?
Есть также контроллеры, созданные для определенного жанра – например, для файтингов, называемые в обиходе «Хитбоксами».
Выбор типа контроллера зависит от удобства, и набора функций, которые вы хотите получить в итоге.
Наличие аналоговых стиков
Несмотря на существование аналоговых стиков уже более двух десятков лет, некоторые недорогие геймпады не оснащаются ими. Покупать такие модели следует лишь в том случае, если вы точно знаете, что будете играть в игры, в которых они не поддерживаются. Например, для эмуляторов Dendy, Sega, SNES, и некоторых других.
Механика множества игр фундаментально завязана на использовании аналоговых стиков и без них либо вообще не получится поиграть, либо делать это будет очень неудобно.
Кстати, для большего удобства пользования, на аналоговые стики можно купить специальные насадки («грибки»). С их помощью можно изменить форму верхней части, ее рельеф и противоскользящие свойства.
Дополнительные и программируемые кнопки
Дополнительные кнопки встречаются довольно давно, а вот программируемые еще не распространены не так сильно. Их полезность трудно переоценить.
Дополнительные кнопки могут дублировать отдельные элементы управления или выполнять вспомогательную функцию – изменять количество срабатывания клавиш при нажатии (нажали на кнопку 1 раз, а сработало как будто нажали 3 раза).
Дополнительные кнопки 9, 10, Turbo, Clear и Auto
На ПК программируемые кнопки, с помощью комплектного программного обеспечения, можно настроить на выполнение различных функций: дублирование других кнопок геймпада, назначить нужную функцию/действие или записать и присвоить макрос. Это открывает множество возможностей, но цена подобных устройств достаточно высока.
И ассортимент, как упоминалось, небольшой.
Наличие вибрации
Обычно лишены такой функции лишь совсем бюджетные модели. Те игроки, кому виброотдача не требуется, могут отключить ее в настройках игры или специальной кнопкой на самом контроллере.
Советы по выбору нужного геймпада
Планируя покупку контроллера, определите с какими устройствами вы будете его использовать: персональный компьютер, Android или iOS мобильное устройство, игровые приставки, или сразу с несколькими.
Будет ли контроллер проводным или беспроводным, будет зависеть не только от ваших предпочтений, но и изредка от конкретной игровой платформы. Цена беспроводных моделей чуть выше чем у проводных.
Приобретая геймпад для ПК, рекомендуем брать вариант с поддержкой Xinput, поскольку такие геймпады будут корректно работать практически во всех играх. Стоимость таких моделей стартует всего от 599 рублей.
Также вас могут заинтересовать модели с поддержкой обоих режимов.
Модели с поддержкой только DirectInput менее предпочтительны. Но если вдруг вам понравился/подходит по удобству вариант с поддержкой только такого API, то в подавляющем большинстве случаев такой геймпад можно заставить работать как Xinput модель, с помощью специального ПО – эмулятора. Программы и руководства по работе с ними в сети достаточно распространены.
Подбирая контроллер для игровых приставок, будь то модели Sony – Playstation 3, Playstation 4, или Microsoft XBOX ONE, знайте, что в большинстве своем они совместимы и другими платформами. Обратите внимание на список совместимости у конкретной модели.
Контроллеры для Nintendo Classic, Wii U, Switch совместимы только со своими приставками, и могут своим видом разительно отличаться от других геймпадов.
Для iOS девайсов будет предпочтительнее выбор геймпада с беспроводным подключение по Bluetooth. Это повысит и удобство использования, и расширит список совместимых устройств, и сэкономит ресурс порта подключения на телефоне/планшете. В комплекте к таким моделям может идти специальный держатель для закрепления телефона, что позволит играть, например, в поездках.
Как подключить геймпады от консолей Xbox и PlayStation к компьютеру
В статье мы рассмотрим контроллеры трех последних поколений консолей Sony и Microsoft.
Более старые устройства тоже можно подключить к ПК, но понадобится переходник и специальный драйвер. Начиная с поколения PS3 и Xbox 360 все гораздо проще.
Контроллер Xbox 360
Для консоли Xbox 360 были выпущены как проводные, так и беспроводные версии геймпадов. С проводным вариантом проблем никаких: достаточно лишь подключить его в свободный порт USB. На Windows 10 и Windows 8 все заработает автоматически, на Windows 7 понадобится установка драйвера. Беспроводная версия подключается сложнее: нужен специальный ресивер, который продается отдельно. Его можно купить на Aliexpress.
Сейчас уже нет особого смысла покупать геймпад от Xbox 360. Для беспроводной версии нужно докупать адаптер, а играть по проводу и вовсе неудобно. Да и найти оригинальный геймпад сейчас не так просто: он уже не продается в любом магазине электроники, как это было раньше.
Тем не менее по форме и восприятию от использования геймпад отличается от современных вариантов для Xbox One и Xbox Series X. Он несколько по-другому лежит в руке, тактильные ощущения от кнопок и курков тоже отличаются. Возможно, вам понравится именно такое исполнение.
Контроллер Xbox One и Xbox Series X
Геймпады от Xbox One и Xbox Series X внешне очень похожи друг на друга. Способы их подключения также совпадают: можно использовать проводное соединение или Bluetooth. Но в случае с геймпадами от Xbox One есть нюанс.
Дело в том, что существует две версии геймпада Xbox One: первая поставлялась с оригинальной консолью, а вторая уже с Xbox One S и более поздней Xbox One X. У более ранней версии геймпада нет Bluetooth, из-за чего его можно подключить только через специальный адаптер, который продается отдельно (можно купить на Aliexpress).
Понять, какой у вас геймпад, можно по внешнему виду: у нового контроллера область около кнопки Guide (круглая кнопка с логотипом Xbox) цельная и сливается с корпусом. У старой версии эта область сливается с курками и в белой версии геймпада она черная. Геймпад от Xbox Series S/X опознать еще проще. У него несколько отличий, наиболее очевидные из которых — более современный порт USB Type-C и дополнительная кнопка Share.
Чтобы подключить геймпад к компьютеру, перейдите в «Параметры Windows» и далее в «Устройства». Нажмите «Добавление Bluetooth или другого устройства». Обратите внимание, если у вас старая версия и фирменный адаптер, то нужно выбрать пункт «Все остальное», а если новая — Bluetooth.
Далее нужно включить геймпад, нажав на кнопку Guide. Затем три секунды удерживать небольшую кнопку рядом с портом USB, пока индикатор Guide не начнет мигать. Система опознает контроллер и установит соединение.
Обратите внимание, вы не сможете использовать разъем для гарнитуры при соединении по Bluetooth. Это работает только на консоли или при подключении через фирменный адаптер. Также стоит учесть, что у геймпадов Xbox (кроме версии Elite) нет встроенного аккумулятора. Для питания подойдут батарейки или аккумуляторы формата АА. Зато можно не ждать пока геймпад зарядится, а купить два комплекта и менять их на лету.
Геймпады Xbox хорошо вписываются в экосистему Windows 10. Так, геймпад нативно поддерживает Xinput, который используется в современных играх, а кнопка Guide по умолчанию открывает игровую панель Windows 10 (но ее можно назначить и на запуск Steam Big Picture). Это самый беспроблемный вариант для ПК.
Контроллер PlayStation 3
Одна из особенностей DualShock 3 — аналоговые кнопки на лицевой панели, которые могут распознавать силу нажатия. Это используется в некоторых играх, например, в Metal Gear Solid 3. Впрочем, пригодиться это может разве что при игре на эмуляторе.
Для полноценной работы на Windows нужно установить программу ScPToolkit. До установки подключите геймпад при помощи кабеля Mini USB. Не перепутайте с Micro USB, который сейчас широко распространен. Также при установке поставьте галочку на пункте ScpToolkit Bluetooth Pair Utility, если хотите использовать геймпад в беспроводном режиме.
Когда процесс установки дойдет до экрана с большой зеленой кнопкой, нажмите на нее. Появится новое окно, в котором нужно убедиться, что все галочки проставлены. Force Driver Installation нужен только для Windows Vista.
В выпадающем списке выберите соответствующие устройства: ваш адаптер Bluetooth и DualShock 3, который обозначен PLAYSTATION 3 Controller. Далее нажмите Install. Когда процесс завершится, в нижней части окна должны появится сообщения об успешной установке: DualShock 3 USB Driver Installed и Bluetooth Driver Installed. Далее нажмите Exit.
Теперь вы можете запустить ярлык ScpToolkit Settings Manager. Здесь можно отключить вибрацию и выбрать другие настройки, но по умолчанию все должно работать и так. Система считает, что подключен XInput совместимый геймпад. Также DualShock 3 теперь можно заряжать от компьютерного порта USB.
Контроллер PlayStation 4
В отличие от геймпадов Microsoft, DualShock 4 работает через API DirectInput, поэтому он совместим далеко не со всеми играми. Для его корректной работы нужен враппер вроде DS4Windows. Кроме того, вы можете без проблем играть в игры из каталога Steam, так как клиент официально поддерживает DualShock 4. Также на сайте pcgamingwiki.com можно найти список игр, в которых DualShock 4 поддерживается официально.
DualShock 4 может похвастаться некоторыми особенностями, которых нет у контроллеров других производителей. Сенсорная панель, гироскопы, встроенный динамик и световой индикатор (LightBar) в первую очередь предназначены для консольных игр, но иногда отдельные функции могут быть задействованы и на PC. Например, Assassin’s Creed Odyssey использует лайтбар.
Официальный сайт больше не обновляется. Последнюю версию DS4Windows можно скачать тут. Пошаговая установка прописана в самой программе, правда, на английском языке. Но в целом все просто:
Если вас по каким-то причинам не устраивает геймпад Xbox, то DualShock 4 отлично заменит его. Пусть и в использовании он чуть менее удобен из-за отсутствия XInput.
Контроллер PlayStation 5
Новый контроллер отличается от предшественников существенно. Даже название у него другое — DualSense. Главные отличия от предыдущих поколений — адаптивные триггеры. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашем обзоре. Как и в случае с DualShock 4 уникальные функции DualSense предназначены в первую очередь для консолей, но игры с поддержкой тактильной отдачи и адаптивных триггеров уже появляются и на PC.
Так как DualSense оснащен современным портом USB Type-C, для проводного подключения понадобится соответствующий кабель. В комплекте с консолью он есть, но если вы купите DualSense отдельно, то в комплектации будет только сам геймпад. Можно взять любой с как минимум одним разъемом Type-C, стоимость невелика. По Bluetooth контроллер подключается средствами Windows. Нужно зажать на три секунды центральную кнопку PS и кнопку Create. Может потребоваться ввести код 0000.
Как и в случае с другими контроллерами Sony, клиент Steam поддерживает DualSense. Можно играть в игры из каталога, а также в любые другие, которые вы добавите в клиент Steam вручную. Также можно использовать любой универсальный враппер для DirectInput-геймпадов, поскольку для нового геймпада нет специальной утилиты вроде DS4Windows.
В чем отличия XInput и DInput
XInput и DInput — это API, которые используются операционной системой при работе контроллеров. C выходом Xbox 360 основным API в Windows стал XInput, который заточен под геймпады Microsoft. В нем четко регламентировано количество и тип кнопок, триггеров и стиков. Все игры, вышедшие в эпоху Xbox 360 и далее, распознают контроллер без дополнительной настройки (если игра в принципе поддерживает геймпад). По сути, контроллер работает так же, как и в играх на консолях Xbox.
DInput (DirectInput) — это предшествующий API, который до сих пор используется в некоторых геймпадах. Тот же DualShock 4 работает именно через этот API. Проблема в том, что XInput и DInput несовместимы между собой. Если игра не поддерживает DInput, то поиграть на соответствующем геймпаде не выйдет. Нужен будет враппер или, как его еще называют, эмулятор геймпада Xbox.
Какой версии нужен Bluetooth
В большинстве случаев подойдет донгл версии Bluetooth 2.0 + EDR или 2.1 + EDR. Если собираетесь покупать новый, то берите не младше 4-й версии. Разница в цене небольшая, но более современный адаптер сгодится не только для подключения геймпадов.
В зависимости от устройства радиус действия может быть хуже или лучше. Для уверенного приема желательно вынести донг на переднюю панель, а не вставлять его сзади системного блока. Подробнее о Bluetooth и выборе адаптера можно прочитать в нашем материале «Как выбрать и настроить Bluetooth-адаптер для компьютера».
Чем отличаются дорогие геймпады для консолей от дешевых
Содержание
Содержание
Фирменные геймпады для консолей стоят 4–6 тыс. руб., то есть примерно как игры для них. Давайте разберемся, за что просят такие деньги и чем дорогие контроллеры отличаются от дешевых. Затронем материалы, внутренние компоненты, дополнительные кнопки и не только.
Материалы
Производители консолей Sony, Microsoft и Nintendo делают разные контроллеры, однако, по сути, они схожи. Как правило, геймпад — это компактное устройство, которое удобно ложится в руки. Его «рабочими» органами выступают лицевые кнопки, «бамперы», триггеры, аналоговые стики, крестовина и служебные кнопки.
На дешевых контроллерах кнопки могут неприятно скрипеть, быстро ломаться и залипать — пропускать нажатие. Их маркировка не всегда повторяет то, что у Sony, Microsoft и Nintendo. Встречаются цифры вместо букв — того, кто играет нечасто, это сбивает с толку.
Стики у реплик, особенно китайских, имеют заметные мертвые зоны. Мертвая зона — это диапазон хода стика, где геймпад ничего не фиксирует. Отклонили вы стик по минимуму или по максимуму, а контроллер не считал. Как итог, некомфортное перемещение, пальба в никуда и прыжки мимо ближайшей платформы.
Вибромоторы в копиях проигрывают официальным решениям. Контроллер DualSense адекватно передает езду по различным типам поверхности, натяжение тетивы, отдачу автомата. Жаль, по-настоящему потенциал DualSense раскрыт в считанном количестве игр, например в Astro’s Playroom.
У дешевого контроллера может вовсе не быть стиков. Подобные манипуляторы рассчитаны на старые приставки и проекты из той эпохи, когда индустрия еще не перешла в 3D, и 2D-игры занимали львиную долю рынка.
Но вернемся в наши дни и закончим пункт про материалы. Копию от стороннего производителя зачастую выдает некачественный пластик. Он жесткий, с зазорами в местах соединения элементов, скользкий. Долго с таким геймпадом не просидишь — ладони вспотеют. Фирменные контроллеры, напротив, имеют текстурированные рукоятки и перфорированные стики.
Дополнительные функции
Производители консолей иногда экспериментируют с дополнительными элементами. Допустим, Sony снабдила DualShock 4 сенсорной панелью. В играх она выполняет самые разные функции, одна из очевидных — на нее назначен вызов карты.
Еще на геймпадах Sony, Microsoft и Nintendo есть кнопка записи геймплея и снятия скриншотов. Удобно, ведь не придется даже вставать с дивана, чтобы сохранить интересующий момент. Или взять динамик на том же DualShock 4. Порой через него к вашему герою обращаются окружающие персонажи, что усиливает погружение.
Подключение
С проводами все понятно: транслировать по ним сигнал надежнее, но кабели путаются под ногами. Беспроводные посылают сигнал по проприетарному протоколу или Bluetooth, не ограничены длиной провода, однако требуют подзарядки.
К подзарядке производители консолей подходят по-своему. У DualShock и DualSense от Sony есть встроенный аккумулятор. «Джойконы» от Nintendo Switch необходимо втыкать для подпитки в консоль, когда та стоит в док-станции. А Microsoft упорно предлагает использовать AA-батарейки.
С репликами может произойти конфуз. Или провод хрупкий, или аккумулятор чахлый.
Идем дальше, к передаче данных. Существует два API (интерфейс программирования приложений), через которые контроллеры отдают команды игре: DirectInput и XInput. Оба API разработала Microsoft. В свое время устаревший DirectInput они заменили на XInput. У XInput размещение кнопок стандартное, в случае же DirectInput необходимо возиться с настройкой управления в каждой игре.
Геймпады Microsoft связываются с Xbox и PC под Windows по XInput. Sony же выбрала DirectInput. Для консолей этот момент почти не имеет значения — разумеется, если вы купите сторонний контроллер, заточенный под ту же PlayStation, он будет работать с приставкой. Однако если вы планируете использовать геймпад не только в тандеме с консолью, а вдобавок играть на компьютере, то придется призадуматься.
Некоторые бюджетные манипуляторы «дружат» с одним API, некоторые — с двумя. Все игры за последние полтора десятилетия выходят на PC преимущественно с поддержкой XInput. Файтинг-сообщество крайне негативно отреагировало на шаг Capcom выпустить Street Fighter 5 только с XInput. DirectInput-геймпад пригодится лишь любителям классики.
Стики и триггеры на потенциометрах и датчиках Холла
Существует мнение, что в консольных геймпадах применяются стики и триггеры на датчиках Холла. Оно верно только отчасти.
Стики и триггеры — наиболее чувствительные элементы геймпада. Начнем со стиков. Они базируются на потенциометрах — переменных резисторах. На каждый стик приходится по два потенциометра, установленных перпендикулярно (вперед/назад и вправо/влево). В этих датчиках присутствуют трущиеся детали, что изнашиваются со временем, плюс на них накапливается пластиковая пыль. Также постепенно растягивается пружина, возвращающая стик в «нулевое» положение. В итоге проявляется дрифт (или дрейф) стика — когда он в «нулевом» положении, персонажа тянет в сторону.
Модули со стиками для Sony, Microsoft и Nintendo поставляет японская фирма Alps. Они рассчитаны на 2 миллиона циклов при поворотах и 0,5 миллиона — при нажатиях. Ютуб-канал iFixIt подсчитал, что применительно к DualSense это 417 часов игры. Хватит лишь на год, если гулять по виртуальным мирам чуть больше часа ежедневно.
От дрейфа стика не избавиться простой калибровкой контроллера. Придется разбирать его, чистить потенциометры, заказывать новый стик или даже геймпад. Тут фирменные и сторонние манипуляторы близки. Проблема поломки аналоговых стиков актуальна и для тех, и для других.
Единственным консольным геймпадом, оснащенным стиком на датчике Холла, был контроллер Sega Dreamcast. Sega установила магнит в стик и разместила четыре датчика Холла на плате под ним. Когда вы двигали стик, магнитное поле воздействовало на датчики. Преимущество подобного решения — в отсутствии соприкасающихся поверхностей и точности считывания колебаний магнитного поля.
Курки в манипуляторе Dreamcast тоже основаны на датчиках Холла. Идею позаимствовала Microsoft в контроллерах для Xbox One и Xbox Series.
Модификация и настройка
Как ни странно, консольные геймпады допускают тонкую настройку и модификацию. Для примера возьмем Xbox Elite Wireless Controller Series 2.
Обращает на себя внимание и корректировка хода курков. Есть три позиции — долгий ход, средний и короткий. Долгий ход актуален для гонок, средний и короткий — для шутеров. Наконец, Xbox Elite 2 позволяет налету менять крестовину (со стандартной крестообразной на плоскую/вогнутую) и стики — речь о форме шляпок и высоте ножек.
Модификации порой принимают глобальный размах. Это когда производитель консоли выпускает геймпад, стилизованный под конкретную игру: Xbox Wireless Controller в версии Gears 5 Kait Diaz Limited Edition или DualShock 4 в версии God of War Edition. Внешне они здорово отличаются от стандартных аналогов. Сторонние компании обычно не могут предложить подобного из-за отсутствия лицензии.
Заключение
Геймпады от производителей консолей обладают рядом преимуществ над репликами: они надежнее, у них больше функций, иногда их даже можно настроить под себя. Переплатив, вы точно получите хороший продукт. Да, в партиях попадаются бракованные экземпляры с дрейфующим стиком, залипающей кнопкой и неработающим курком, но это скорее исключение из правил. Проблема не носит массового характера, в отличие от рынка бюджетных копий.