А щиты у них крестастые что это значит
А щиты у них крестастые что это значит
1. Где родился богатырь Илья Муромец? (Под городом Муромом, в селе Карачарове)
2. Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
3. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
4. Кому из героев былин об Илье Муромце принадлежат слова:
«Кем ты ни стал, что ни делал бы,
Не пекись о корысти своей, выгоде,
А берись, Илья, за такие дела,
Чтобы славные были да великие,
Чтобы всем от них было радостно…»?
(Эти слова принадлежат Микуле Селяниновичу)
5. Какая «беда-лихота» случилась с Ильёй в детстве? (У него отнялись руки и ноги)
6. Кто помог богатырю исцелиться? (Ему помогли «калики перехожие». Они дали Илье выпить «питья медвяного»)
7. О чём просили калики богатыря на прощание? (Сражаться с врагами, но не биться с русскими богатырями – Святогором, Краснояром, Микулой Селяниновичем, Вольгой Всеславьевичем)
8. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр – кузнец)
9. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
10. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор – богатырь)
11. За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым)
13. Чему позавидовал на пиру у князя Владимира Алёша Попович? (Он позавидовал, что Владимир назначил Илью атаманом над дружиною киевскою)
14. Где прочитал Илья такие слова:
«Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!»
(На белом придорожном камне были высечены эти слова)
15. По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья:
«Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони – лошади в булатной броне…»
(Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге)
17. За что разгневался Илья Муромец на князя Владимира? (Он разгневался за напрасную обиду, нанесённую Сухману – богатырю)
18. Кто оклеветал Илью перед Владимиром? (Его оклеветали высокородные бояре)
19. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава – дочь Владимира)
20. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться)
21. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка)
22. Какую хитрость придумал Мурлакан – Таракан Тараканович, чтобы ослабить пленного богатыря и заковать его? (Поставить караулы у подкопа, чтобы русские люди не могли дать еду – питьё пленнику)
23. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все «опутья», побил врагов «осиновой плашицей»)
24. Узнай героя былины по описанию:
«А сидит-то царище, как свинище,
На девяти столах, на десяти скамьях,
А глазищи…
И черным – черны, и пустым – пусты.
Бородища-то…
Из трёх волосин, как из трёх ветлин
.А носище-то…
Будто палка – клин дровокольная».
(Мамай – татарский царь)
25. В каком бою погибли русские богатыри Добрыня Никитич и Алёша Попович? (В бою с татарским ханом Мамаем)
26. К кому обратил Илья такие слова:
«Ты сухая, ты ведьма стародряхлая,
Плохо знаешь ты, видно, русский люд!»
(К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла)
27. Чем закончилась последняя битва с татарами?
(«На убег побежали короли – цари,
Впереди других царь Кучум летит»)
28. За что в битве с татарами прославился Ермак Тимофеевич? (Он прославился тем, что «выпросил дозволенья от Ильи» добить «татарские остаточки» за Уралом и разбил татар Кучума – царя)
29. Какая из народных пословиц подходит к былине «Илья Муромец»?
• Смелость города берёт.
• Дарёному коню в зубы не глядят.
• Друзья познаются в беде.
• Жить – Родине служить.
30. Какой великий русский художник написал картину «Богатыри»? (В.Васнецов)
–У Ильи бы научиться
Родину любить!
Ни за деньги, ни за славу
Подвиги вершить!
–Пример любви святой к Отчизне
И нам не худо перенять.
Враги пусть смотрят с укоризной –
Найдутся рыцари опять.
– Не перестанет Русь святая
Родить для битв богатырей.
Не будет мать – земля родная
Быть под защитой сыновей!
Ильины три поездочки
(Стихотворный текст былины)
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул.
Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Чётко-ясно повысечена:
«Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!»
Во глубоком раздумье Илья,
Он стоит, сам себе говорит:
«Это Бог с тобой, что судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство не надобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть!»
Навалилась туча чёрная,
Поглотила светлый месяц она.
И поехал Илья Муромец
На погибель на предписанную
Ночью тёмною-растёмною.
Вдруг тут из ночной темноты
Из-за кустиков низовеньких,
Из-за камушков кремнёвеньких
Выглядали, выскакивали
Ходовитые разбойнички,
Псы ночные подорожнички.
Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто вёдра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.
А заглавный пёс-разбойничек
Наседает, угрозой грозит:
«Стой! Куда, деревенщина?
Помолись перед погибелью!»
Добрый молодец не молится,
Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил,
Всё убранство на Илье озарил:
Заблистал в сорок тысяч шлем,
Засияли камни-яхонты
Во сто тысяч во гриве у коня,
Сам конь выше цен, выше смет!
Вот тут-то разбойнички
На богатство и обзарилися,
Друг друга подзадоривают,
Подстрекают, подзуживают:
«Мы убьём его, пограбим-ко,
Со конём его разлучим-ко!»
Илья палицей размахивался
Да слегка и приударил вожака.
А размяк от удара вожак,
Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!
Повернулся ко камени Илья.
Надпись старую вычёркивал,
Надпись новую надписывал:
«Богатырь Илья Муромец
Там был, да убит не бывал.
Поразъездил дороженьку,
Порасчистил широкую!»
А щиты у них крестастые что это значит
Исторический клуб «1398» запись закреплена
Былины о богатырях.
ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ.
Часть1.
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул.
Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:
«Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано!»
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
«Это бог с тобой, что — судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство ненадобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть!»
Навалилась туча черная,
Поглотила светлый месяц она.
И поехал Илья Муромец
На погибель на предписанную
Ночью темною-растемною.
Вдруг тут из ночной темноты
Из-за кустиков низовеньких,
Из-за камушков кремневеньких
Выглядывали, выскакивали
Ходовитые разбойнички,
Псы ночные подорожнички.
Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.
А заглавный пес-разбойничек
Наседает, угрозой грозит:
«Стой! Куда, деревенщина?
Помолись перед погибелью!»
Добрый молодец не молится,
Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил,
Все убранство на Илье озарил:
Заблистал в сорок тысяч шлем,
Засияли камни-яхонты
Во сто тысяч во гриве у коня,
Сам конь выше цен, выше смет!
Вот тут-то разбойнички
На богатство и обзарилися,
Друг друга подзадоривают,
Подстрекают, подзуживают:
«Мы убьем его, пограбим-ко,
Со конем его разлучим-ко!»
Илья палицей размахивался
Да слегка и приударил вожака.
А размяк от удара вожак,
Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калену стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб корявистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!
Повернулся ко камени Илья.
Надпись старую вычеркивал,
Надпись новую надписывал:
«Богатырь Илья Муромец,
Там был, да убит не бывал.
Поразъездил дороженьку,
Порасчистил широкую!»
После этого быванья Илья
«Я поеду, — говорит, — уж туда,
Где показано женатому быть!»
Луговины, горы, реки да поля
Проскакал Илья Муромец,
На дворцы островерхие
Понаехал краснокаменные.
Вереницами девицы к нему
Выходили, встречали молодца.
Все красивые, приветливые,
Все угодливые, ласковые,
Разговоры веселые
Про женитьбу, про венчанье ведут.
«Погодите вы с венчаньем таким!
Семь раз я отмериваю,
Да один раз отрезываю!»
Поспешают красны девицы:
На столы, на столешницы
Стелют скатерти-прелестницы,
Ставят вина заморские,
На упой добра молодца поят,
С обручаньем-венчаньем спешат.
Без успеху! Только смеху Илье
Целый год, поди, не высмеять!
«Вы бы лучше, красавицы,
Отвели бы во спаленку меня:
Мне б с дороги уснуть-отдохнуть!» —
Говорит Илья Муромец.
Подходила красавица,
Уводила Илью Муромца,
На кровать ему показывала,
На постель на уютную,
На периночку пуховую.
Глянул молодец на ложе таково,
Глянул, сам покачал головой:
«А кроваточка-то — что за кровать?
С хитриной она: подложная!»
Повернулся вдруг крутенько Илья,
Красной девице и выговорил:
«Эта, душенька, кровать — западня,
Приготовлена она не для меня!
От великого да хитрого ума
Полежи-ка ты в ней, девица, сама!»
И хватал, и кидал на кровать
Ту красавицу-коварницу Илья.
Заскрипели, повернулись вертлюги,
Провалилась красна девица
В темный погреб да на сорок саженей.
«Каково тут женитьбище!
Вот оно какое свадьбище-то!»
Воротился во столовенку Илья.
Девки все испугалися,
По углам поразбегалися.
А Илья их повыискал
Да на свет всех повытаскал!
«Ай, девушки-невестушки,
Это кто вас так повыходил,
На таки дела повыучил?
Вас латынщина повыучила,
Хитромудрая повыходила
Молодых сильных витязей
Ослеплять, укрощать, усыплять,
В свою веру переверивать,
Под латынь облатынивать,
А всех необлатыненных
В подземелье заподваливать!»
Закипела в добром молодце душа,
Уходил, открывал он подвал,
Выпускал тридцать витязей,
Женихов недожененных.
«Ну что ж, выходите, женишки!
Отправляйтесь восвояси по домам,
Все по землям своим, по ордам
Да вперед не простофильтесь так!»
Разогнал Илья свадьбище,
Приманковое женитьбище,
Распустил всех невест по домам,
Сам вернулся до росстани.
Надпись старую на камне вырубал,
Надпись новую, свою, высекал:
«Та дороженька расчищена,
Та дороженька разъезжена
Вся мной Ильей Муромцем.
По дорожке этой ездил я,
Воротился, женат не бывал!»
А поеду-ка теперь я туда,
Где показано богатому быть!
А щиты у них крестастые что это значит
Часть 1. Составление: Л.Ф. Климанова и др.
О лютерах поганых, латыньских, и учебниках российских, патриотических
Литературное чтение. 4 класс. Часть 1. Составление: Л.Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2010.
“Лучше понять окружающий мир, объяснить многое из происходящего в нем помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания, песни, былины…” Так сказано в предисловии к лежащему перед нами учебнику для четвертого класса общеобразовательных школ страны. Рассыпанные в этой книге крупицы исторической памяти представляют, на наш взгляд, живой интерес не только для десятилетних граждан. Поэтому мы хотим в меру своих скромных возможностей содействовать их популяризации.
Речь пойдет о былине “Ильины три поездочки”. Почему из огромной литературы об Илье Муромце, упокоившемся в Киево-Печерской лавре древнерусском святом, выбран именно этот явно очень поздний текст?
Схематически предлагаемая былина традиционна. Лежит камень в степи, а под него вода течет. А на камне написано слово.
Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано!
Герой-богатырь начал с прямого пути. На коем и повстречали его “ходовитые разбойнички”.
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.
Узнаваемые приметы. Что ж, с “псами-рыцарями” Русь сражалась вскоре после смерти основного прототипа былинного героя. Фольклорная литература отражает историю глобально, в целом, и близким по времени событиям немудрено слиться в ней.
Куда интересней для читателя оказывается второй путь Ильи.
Путь этот, как мы видели, — к женитьбе. К сомнительному браку на чужой стороне.
Луговины, горы, реки да поля
Проскакал Илья Муромец,
На дворцы островерхие
Понаехал краснокаменные.
Вереницами девицы к нему
Выходили, встречали молодца.
Неверные девы вздумали рыцаря погубить — обычная, общеевропейская сказочная тема, в частности, частый элемент немецкого фольклора. Но в наших условиях девичье коварство получает четкое идеологическое объяснение.
Вас латынщина повыучила,
Хитромудрая повыходила
Молодых сильных витязей
Ослеплять, укрощать, усыплять,
В свою веру переверивать,
Под латынь облатынивать,
А всех необлатыненных
В подземелье заподваливать!
Тут снова возникает навязчивая ассоциация — на сей раз несколько причудливая. С Зоей-Софьей — византийской царевной, “латынщиной повыученной” воспитанницей папского престола. В браке с Иваном III — православной государыней, оставившей в нашей истории добрый след.
Но вот отправляется Илья по третьему пути. За богатством.
На святошную сторону
Наезжал Илья Муромец:
Перезвоны колокольные,
Перепевы богомольные.
Окружали Илью Муромца
В башлыках люди черные —
Покрывала вороновые,
Балахоны долгополые —
Знать, монахи это все аль попы!
Мрачновата святошная сторона. А дальше — будет хуже.
Зазывают Илью Муромца,
Уговаривают витязя
Бросить русский православный закон.
Илья, разумеется, отказывается.
Башлыки тут раздеваются,
Балахоны скидаваются —
Прочь-долой все покрывники,
Прочь и речи елейные,
Прочь и погляды святые в небеса!
Эвона… Так они не просто поганые еретики… Они вообще — в Бога не веруют…
Не монахи-чернорясики,
Не попы-долгополики,
Стоят воины латинские —
Меченосцы исполинские.
По носам они носастые,
По губам они губастые,
По глазам пучеглазистые…
“Но не переписывать же былины!” — слышится нам в ответ. Не переписывать. Но помнить о понятии исторического контекста. Понятии выбора, отбора и акцентирования материала. Идеологическая обработка способна на чудеса, прошлый век блистательно показал это. И прямые подлоги вовсе не обязательны при сотворении сих черных чудес. Для воспитания, например, высококачественных антисемитов вполне достаточно евангельских текстов. Гитлеровская “Немецкая церковь” это доказала.
Как сообразуется нарисованная “былинная” картинка с реальной Киевской Русью — эпохой жизни Ильи? И с литературой этой эпохи? Имеет смысл бросить на это взгляд. Тем более что — педалируя понятие “истинной, святой” Руси — нынешнее патриотическое мировоззрение древнейшую — киевскую — эпоху обычно боязливо обходит.
Киевская Русь была развитой европейской страной. Династические браки прочно связывали ее с соседями по континенту (дочь Ярослава Мудрого — королева Франции, жена Владимира Мономаха — дочь английского короля, и т. д.). Водный путь “из варяг в греки” единил Восток и Запад, создавая общее торговое пространство. Сегодня нечасто вспоминают о том, что и величайшее культурное деяние — создание славянской письменности — было делом “восточно-западным”. Не только Царьград, но и Рим сыграл в создании этой письменности огромную роль: переводы делались Солунскими братьями как с греческого, так и с латыни, в контакте с римской курией, папа Иоанн VIII специальной буллой благословил богослужение на славянском языке.
Срединное (потенциально центральное?) положение Руси в Европе не колебала и крепнувшая Великая схизма. Точная датировка таких процессов — лишь условное упрощение: и после 1054 года нередко возникали тесные, вплоть до сослужений и взаимных рукоположений, связи между Церквями. Разделившие Церкви тонкие теолого-филологические вопросы оставались пустым звуком для едва обретшей богослужебный язык страны. В прозрачно-тонком слое образованного монашества они едва вызвали два-три отклика-трактата. Самое же главное: на рубеже тысячелетий разногласия еще не вросли в менталитет, не перешли в глухую, не требующую уже оснований и причин вражду. Менталитет определялся еще повседневными делами: культурными, политическими, торговыми.
Мрачноватые картинки былины — порождение совсем иной эпохи. “Монгольская вьюга” (так назвал трагедию Древней Руси Петр Чаадаев) оторвала Россию от Европы. О связях с ней под Ордой не приходилось уже и говорить. Равно, впрочем, как и о самой прежней Руси. Изменился и сам ландшафт: сказочная “страна городов” превратилась в сельскую равнину — по сути близкую к степи. Борясь с Ордой и одновременно сближаясь с нею, Русь и вольно, и невольно перенимала ее психологию и менталитет. И в этой новой — ордынской и послеордынской — Руси переписывалась история Руси древней. С новых позиций — столь близких сегодня многим. Иногда сознательно. Как в посланиях о преемстве московских великих князей от римских цезарей. Иногда — простодушно-бессознательно. Путем приписывания Древней Руси “антилатинского” мирочувствования XV—XVII веков…
В этот период и появились — в яростных и невежественных антилатинских трактатах — “латыньские лютеры”, вынесенные нами в заголовок статьи.
В сегодняшние учебники они, правда, пока не вошли. Но не будем отчаиваться. Нынешним десятилетним учиться еще добрых семь-восемь лет. А протестантизм, как общеизвестно, еще гаже и вреднее католичества…
о каких событиях рссказывается в былине Ильины три поездочки
Ильины три поездочки
Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:
Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »
Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »
После этого быванья Илья: «Я поеду, — говорит, — уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца.
Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! »
Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » — Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,