А жаль что незнаком ты с нашим петухом

Анализ басни «Осел и соловей»

Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом: “Изрядно,- говорит,- сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился”. Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей. Избави, бог, и нас от этаких судей.

Краткое содержание

Осел узнал, что соловей был большим мастером петь. Он попросил соловья продемонстрировать собственное мастерство. Соловей начал красиво петь. Его пением заслушались все. Осел хоть и похвалил певца, но дал совет для улучшения собственного таланта взять уроки у петуха во дворе.

Мораль

Анализ басни

История создания

В 1811 г. в «Чтении в Беседе любителей русского слова» была опубликована басня И. А. Крылова «Осел и соловей». Об истории ее написания В. Кеневич рассказал следующий случай. Крылова пригласил к себе «какой-то вельможа» (вероятно, граф Разумовский, либо князь А. Н. Голицын) с просьбой прочитать свои басни. Баснописец сделал это с большим артистизмом, надеясь на похвальный отзыв. Вельможа сдержанно поблагодарил Крылова, спросив при этом: «… почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?». Вернувшись домой, раздосадованный поэт описал эту сцену в новой басне.

А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом

Иллюстрация художника М. Гужавина

Смысл названия

Основная тема

Основная тема произведения — насмешка над мнимыми ценителями поэзии.

Крылова не следует упрекать в выглядящем самонадеянно сравнении своего творчества с чудесным пением Соловья. Поэт по достоинству оценивал свои басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Не менее точным является и сравнение неблагодарного вельможи с Ослом. Не придав особого значения творчеству приглашенного им самим автора, он упоминает И. И. Дмитриева. Этот поэт вместе с Карамзиным стоял у истоков русской поэзии, оставил очень богатое литературное наследство, включающее стихотворения, сказки, басни и другие произведения. Однако вельможу больше привлекает творчество Дмитриева в качестве переводчика. Именно отсутствием переводов он попрекает Крылова.

Крылов сравнивает переводы с кукареканьем. Они обладают определенной ценностью, но все же не могут считаться проявлением истинного таланта.

Проблематика

В незатейливой на первый взгляд басне заложена очень серьезная проблема, ставшая актуальной в России еще с правления Петра I: преклонение высшего общества перед европейским искусством в ущерб национальному.

В России уже давно появились свои талантливые поэты (Соловьи), но их судьи (Ослы) до сих пор отдают предпочтение античным и западным произведениям. Они считают, что лучший вид деятельности для национальных творцов — перевод классических образцов поэзии.

Композиция басни последовательная: основная часть и финальный нравоучительный вывод автора.

Чему учит автор

Огорченный от посещения вельможи Крылов страстно желает, чтобы в среде высшего общества появились люди, способные по достоинству оценить национальную поэзию. Избавление от невежественных судей — необходимое условие для развития всей русской литературы и искусства.

Источник

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом

Осел и Соловей, басня Крылова

А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом

Басня Ивана Крылова «Осел и Соловей»

«А судьи кто?» — восклицал Чацкий в известном произведении Грибоедова «Горе от ума», страдая от невежества тех, кто взялся складывать о нём мнение. Но гораздо раньше это вопрос в своей басне поднял известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов, сделав это, как всегда, в доступной понятной форме, используя яркие образы, хлёсткие сравнения и говорящие намёки.

История создания

Басня «Осёл и Соловей» была написана в 1811 году (дата написания не точна) и её появление связано с примечательной историей.

Однажды один знатный человек, прослыв о таланте баснописца Крылова, решил познакомиться с ним лично. Вельможа пригласил Ивана Андреевича на аудиенцию, где попросил прочесть несколько его произведений. Крылов старательно прочёл несколько басен, вложив в своё выступление весь артистизм. Однако вельможа лишь задумчиво спросил, отчего поэт не переводит басни предшественников, Эзопа Лафонтена – зачем пишет самостоятельно? В качестве примера хозяин привёл переводчика Ивана Дмитриева. Настроение у Крылова сразу было испорчено, он ответил, что не занимается переводами и быстро удалился. А придя домой сел за новую басню про Соловья и Осла, которая повествует о талантливой птице и глуповатом животном, не сумевшим оценить её дарование.

Басня и сегодня не теряет своей актуальности. Произведение понятно по содержанию и моральному посылу, поэтому басня входит в учебную программу для детей, была не раз озвучена и записана на пластинки, экранизирована и выпущена в виде отдельных книг и даже разукрашек.

Сюжет басни

Поэтическое произведение рассказывает нам историю о том, как когда-то Осёл попросил Соловья ему спеть. Мол, слывёт пернатая птица чудесным певцом. Соловей, которому слова эти были лестны, решил постараться на славу. Стал выводить он рулады и трели, то «свирелью отдавался», то мелкой «дрожью рассыпался». Заслушав пение птицы, будто всё вокруг замерло: и природа боялась пошевелиться, и стада затихли, а пастушка эта песнь и вовсе привела в романтическое настроение.

Но только стих певец, Осёл посетовал, что не знаком Соловей с Петухом, который мог бы поучить голосистого героя пению. Заканчивается басня вздохом автора – избави Бог нас от таких судей.

Мораль и поучительное значение

До сих пор литературоведы спорят о том, кто же на самом деле предстаёт в крыловской басне в роли Осла. Кто-то считает, что речь идёт о князе Голицине, некоторые склоны думать, что обидел баснописца граф Разумовский, а иные и вовсе думают, что это собирательный образ, олицетворяющий невежество и власть.

Главными литературными приёмами поэта являются ирония и аллегория. Аллегорические образы выбраны удачно: Соловей – талантливый артист, и Осёл как олицетворение ограниченности и глупости. Ирония рождается из взаимодействия этих двух героев.

Также можно заметить и противопоставление в стилях речи. Здесь народные выражения типа «дружище», или «великий мастерище», соседствуют с изысканными оборотами: «певец Авроры», «томной вдалеке» и прочее. Это по замыслу автора должно было ещё больше подчеркнуть пропасть между утончённым героем и его простоватым антиподом, который ещё и берётся судить, не имея на то оснований и эстетического опыта.

Если отнести за рамки эстетическую сторону басни, то мораль её остаётся прежней: очень часто люди, не сведущие в каком-либо вопросе, всё равно берутся судить и высказывать своё мнение. Выглядит всё это достаточно нелепо и абсурдно. И что может ответить человек, которого раскритиковали без всяких на то оснований? Разве, что смолчать и стерпеть… Ну или улететь за тридевять земель.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Осел и Соловей» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Осел и Соловей

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое, искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.

Источник

А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом

Слушать онлайн басню Крылова «Осёл и соловей»:

Здесь вы можете слушать онлайн и скачать басню Крылова «Осёл и соловей». Осёл послушал красивое пение соловья и ему стало скучно, после чего он привел в пример кукареканье петуха. Вкусы у всех разные, кому то кукареканье лучше, чем прекрасное пение соловья.

Текст басни «Осёл и соловей»:

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище:
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно», говорит: «сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом:
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, бог, и нас от этаких судей.

Источник

Осёл и соловей

А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился»,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.

А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом

А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом

А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом

В этой басне мне больше всего понравился образ Осла, поражающего своим невежеством: он выглядит смешно, когда советует соловью поучиться у петуха. Сама басня мне понравилась тем, что под образами животных Крылов доходчиво и наглядно, с тонкой иронией показал, что бывает, когда люди берутся судить о том, о чём ничего не знают.

Алексей

Неправомерна ситуация, когда невежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается, не является специалистом. Критиковать в конструктивном русле и давать советы может только специалист в этой теме.

Тимур

Бодобных «ослов» в жизни среди людей очень много. Фактически в каждом месте, в каждом коллективе есть такие «судьи». Как говорится в знаменитой фразе: «Других судить вы мастера, а начните с себя, то до других не доберетесь». Басня отлично отображает эту действительность.

Источник

Осёл и Соловей

Слушать

Читать

О сёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»

А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом

Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью [1] отдавался,
То мелкой дробью [2] вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тогда
Любимцу и певцу Авроры [3] ;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом,
«Изрядно», — говорит — «сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом:
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Смотреть картинку А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Картинка про А жаль что незнаком ты с нашим петухом. Фото А жаль что незнаком ты с нашим петухом

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Мораль

Мораль басни заключается в том, что невежественные люди нередко судят о вещах, в которых ничего не понимают. Самоуверенные невежды смело критикуют и дают советы там, где их мнение мало кому интересно.

В этой басне И.А.Крылов высмеивает такие качества, как глупость, ограниченность, высокомерие, раздутое самомнение, самоуверенность.

Примечание

1. Свире́ль — народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще спаренных дудок) из дерева, тростника.

2. Дробь — здесь: мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья.

3. Авро́ра — в римской мифологии богиня утренней зари.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *