А знаете ли вы ребята что летчик молоков
Помогите найти причастие В Москве на выставке шел парад детей с собаками?
Помогите найти причастие В Москве на выставке шел парад детей с собаками.
Вдруг люди на трибунах встали и зааплодировали малышу, замыкающему шествие.
Ведя за веревочку деревянную собачонку на колесиках, он гордо вышагивал наравне со всеми, И никто не упрекнул его, что не с настоящей собакой на парад вышел, никто не подсмеивался.
Всем было ясно, что малышу тоже хотелось участвовать в параде.
Повзрослев, этот мальчуган никогда в жизни не поднимет руку на ничейную собаку, не бросит ни палку, ни камень в бездомного пса, не сломает ветку дерева и наверняка уступит место в автобусе или в метро пожилому человеку.
Потому что доброту надо в себе воспитывать с детства.
Предложение номер 2.
В первом абзаце найти действительное причастие, выписать, разобрать по составу, указать характеристики (время, вид, спряжение, число, падеж, род)В Москве на выставке шел парад детей с собаками?
В первом абзаце найти действительное причастие, выписать, разобрать по составу, указать характеристики (время, вид, спряжение, число, падеж, род)В Москве на выставке шел парад детей с собаками.
Вдруг люди на трибунах встали и зааплодировали малышу, замыкающему шествие.
Ведя за веревочку деревянную собачонку на колесиках, он гордо вышагивал наравне со всеми, И никто не упрекнул его, что не с настоящей собакой на парад вышел, никто не подсмеивался.
Всем было ясно, что малышу тоже хотелось участвовать в параде.
Повзрослев, этот мальчуган никогда в жизни не поднимет руку на ничейную собаку, не бросит ни палку, ни камень в бездомного пса, не сломает ветку дерева и наверняка уступит место в автобусе или в метро пожилому человеку.
Потому что доброту надо в себе воспитывать с детства.
В морском параде учавствовать 6 бригантин фрегатов в 3 раза больше чем бригантин а Каравелл на 19 больше чем фрегатов?
В морском параде учавствовать 6 бригантин фрегатов в 3 раза больше чем бригантин а Каравелл на 19 больше чем фрегатов.
Сколько каравелл участвовало в параде.
На школьном дворе жила собачонка?
На школьном дворе жила собачонка.
Почему ей дали такую кличку, никто не знал.
Все малыши обижали Двойку.
Бросали камни, загоняли под кусты.
Однажды в школьный дворвбежала большая собака и набросилась на ребят.
И тут выбежала Двойка.
Она с лаем стала защищать детей.
Большая собака испугалась, поджала хвост и убежала.
С тех пор малыши никогда не обижали свою заступницу.
А некоторые стали называть ее Пятеркой.
Но разве дело в кличке?
Выпиши из текста имена существительные.
Где допущена пунктуационная ошибка :1) Он рассказал ему как другу обо всем, что было с ним?
Где допущена пунктуационная ошибка :
1) Он рассказал ему как другу обо всем, что было с ним.
2) Трамваи словно выстроились в парад.
3) Он был приглашен на диспут как признанный знаток.
4) Он слышал как упал последний камень.
Составьте сочинение на тему отношение к братьям нашим меньшим(собака)(с тезисом) по плану :1?
Составьте сочинение на тему отношение к братьям нашим меньшим(собака)(с тезисом) по плану :
2. Отношение к братьям нашим меньшим.
А) Условия содержания б) Бездомные собаки
Забота человека о собаке.
Сделать план?
В Москве на выставке шел парад детей с собаками.
Вдруг люди на трибунах встали и зааплодировали малышу, замыкающему шествие.
Ведя за веревочку деревянную собачонку на колесиках, он гордо вышагивал наравне со всеми, И никто не упрекнул его, что не с настоящей собакой на парад вышел, никто не подсмеивался.
Всем было ясно, что малышу тоже хотелось участвовать в параде.
Повзрослев, этот мальчуган никогда в жизни не поднимет руку на ничейную собаку, не бросит ни палку, ни камень в бездомного пса, не сломает ветку дерева и наверняка уступит место в автобусе или в метро пожилому человеку.
Потому что доброту надо в себе воспитывать с детства.
А знаете ли вы, ребята, что летчик Молоков — один из героев челюскинской эпопеи — сделал дополнительный рейс, чтобы вывезти собак?
Международное общество защиты животных позднее наградило летчика золотой медалью, отметив тем самым его благородный поступок.
Пожалуйста, плиз помогите?
Пожалуйста, плиз помогите.
Синтаксический разбор предложений.
3)Юннаты помогали сохранить и погибающие от ран деревья знаменитых садов Ленинграда не вырубленные ленинградцами даже в суровые блокадные зимы.
5)Вода в реке голубеющая от отражающегося в ней неба страстно манила к себе.
6)Словари не могут не оказать влияния на расширение вашего кругозора.
Как началась их дружба?
Собака ли протянулась к человеку?
Человек ли принёс в своё жилище щенка, волка или шакала и приучил его.
Люди вывели породы служебных собак.
Собака очень помогают человеку.
Как надёжно сторожат они сады пасут стада.
Есть среди них и ищейки, и водолазы, и санитары, и проводники.
Человек умело воспитывает в собаках верность преданность и любовь к людям.
Запиши предложения, расставляя знаки препинания.
Подчеркни в них однородные члены.
Метафоры : Одуванчик грустит Одуванчик печалится Одуванчик говорит Одуванчик думает Одуванчик тоскует Эпитеты : Грустный одуванчик Печальный одуванчик Радостный одуванчик Злой одуванчик Счастливый одуванчик Сравнение : Лёгкая, будто одуванчик Нежная.
1) В дали 2) Вдали 3)С начала 4) Сначала 5) На встречу 6) Навстречу 7)Впустую 8) в пустую.
Уроки русского языка в 7 классе
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Полезно пропедевтически объяснить школьникам, почему ставится точка с запятой между данными словами: она разграничивает разные группы слов.
— На какие две группы слов можно разделить данные слова? (С 1-го по 5-е и с 6-го по 8-е.) Как называются такие слова? (Синонимы.) Устно составить с ними предложения.
II. Проверка домашнего задания.
III. Объяснение нового материала.
На доске записываются предложения: 1) Это был не кто иной, как Дубровский. 2) Никто иной не мог этого сделать.
Никто иной не поможет в беде, кроме друга.
Полезно составить таблицу, которая поможет учащимся различать нависание этих сочетаний:
1. Сказуемое в предложении утверди-тельное.
2. Возможна перестановка.
4. Возможна замена сочетания
1. Сказуемое в предложении отрица-тельное.
2. Перестановка невозможна.
4. Замена невозможна.
1. Выполнение под руководством учителя упр. 406 (устно).
2. Запись с объяснением.
1) Летчик по-настоящему поверил наконец, что этот черный, невесомый человек действительно не кто иной, как летчик Мересьев. (Б. Полевой.) 2) Не кто иной, как Попов, изобрел радио. 3) Ничто иное так не интересовало мальчика, как физика. 4) Никто иной не мог сделать это так умело. 5) Этот провал не что иное, как угасший кратер вулкана. 6) Портрет написан не кем иным, как Ильей Репиным.
3. Составьте предложения по данному образцу: Ветеринар — не кто иной, как врач, лечащий животных.
Фонетика, морфология, приемник, преемник.
1) Как ни напрягал Павлик слух, он не мог уловить ни звука человеческого голоса, ни шороха ветвей, ни тихого треска валежника. (Ю. Нагибни.) 2) Как ни вглядывалась девушка в глубину сада, она не заметила ни поломанных сучьев, ни ободранной коры, ни помятой травы. (А. Мусатов.) 3) Красивый ярко-желтый лужок в болотистой местности может оказаться не чем иным, как трясиной, в которой можно погибнуть.
V I. Составьте предложения с выражениями во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало.
Домашнее задание: контрольные вопросы (с. 183); составить сложный план о частице как части речи (задание по выбору). Общее задание — составить и записать в тетрадь 4 предложения с сочетаниями, над которыми велась работа в классе (не что иное, как — не кто иной, как; ничто иное, никто иной).
У р о к 147. Повторение изученного о частицах
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о частицах; закрепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц.
Развитие речи: работа по составлению сложного плана ответа о частице как части речи; определение темы и основной мысли высказывания.
Повторение: знаки препинания при составлении сложного плана.
Ученик у доски составляет сложный план ответа о частице как части речи. В это время идет работа по контрольным вопросам (§ 76).
Напоминаем школьникам, что сложный план более развернутый, чем простой. При проверке записанного на доске плана обращается внимание на постановку знаков препинания (двоеточие, точка с запятой) в сложном плане.
Возможный вариант плана.
1. Частицы — служебные части речи:
2) употребление частиц (в предложении, в разных стилях речи);
3) роль частиц в предложении.
1) формообразующие частицы;
2) отрицательные частицы;
3) смысловые частицы.
3. Написание частиц:
II. Запись с объяснением.
1) Сколько уже ни узнали люди об окружающем мире, какие успехи ни сделала пытливая наука, неисследованное, недоступное все еще окружает нас. 2) Каждый человек не раз вспоминает тот день, когда он впервые переступил порог школы. 3) Как ни вглядывались ребята, нигде не могли заметить ни одного метра не одетой зеленью земли.
Закрепление умения правильно писать частицы проводится методом предупредительного диктанта. Учитель читает весь текст, после чего учащиеся определяют его основную мысль, тему. Затем записывают отдельные предложения (по выбору учителя).
В Москве на выставке шел парад детей с собаками. Вдруг люди на трибунах встали и зааплодировали малышу, замыкающему шествие. Ведя за веревочку деревянную собачонку на колесиках, он гордо вышагивал наравне со всеми, И никто не упрекнул его, что не с настоящей собакой на парад вышел, никто не подсмеивался. Всем было ясно, что малышу тоже хотелось участвовать в параде. Повзрослев, этот мальчуган никогда в жизни не поднимет руку на ничейную собаку, не бросит ни палку, ни камень в бездомного пса, не сломает ветку дерева и наверняка уступит место в автобусе или в метро пожилому человеку. Потому что доброту надо в себе воспитывать с детства.
А знаете ли вы, ребята, что летчик Молоков — один из героев челюскинской эпопеи — сделал дополнительный рейс, чтобы вывезти собак? Международное общество защиты животных позднее наградило летчика золотой медалью, отметив тем самым его благородный поступок.
(Журнал «Юный натуралист».)
Вместо предупредительного диктанта можно провести тематический зачет.
1. Выпишите предложения, в которых есть частицы. Частицы подчеркните.
а) Мал золотник, да дорог.
б) Да говорите скорее!
в) Вот пошел он в лес и заблудился.
2. Запишите два устойчивых сочетания, которые пишутся с частицей ни и не разделяются на письме запятой. Пример: ни свет ни заря.
3. Спишите, закончив предложения:
4. Составьте и запишите предложения:
5. Допишите предложения:
6. Укажите, в каких из указанных случаев частица не пишется слитно:
А. (не) написав ответа;
Б. (не)скошенное поле;
В. (не) менее двух метров;
Г. поступил (не) по-товарищески;
Д. сочинение (не) проверено;
Е. еще (не) замерзшая река.
Какую бы профессию в своей жизни вы н(1) избрали, словари во что бы то н(2) стало должны стать вашими помощниками. Ведь н(3) одна книга н(4) несет в себе столько сведений, как они.
8. Составьте и запишите два предложения, употребив выражения не что иное, как; ничто иное.
9. Составьте и запишите предложение с выражением как н.. в чем н.. бывало.
10. Допишите предложения:
12. Спишите предложения.
а) Он не мог ни на минуту отлучиться от постели матери.
б) Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой чащи не боятся сильные лоси.
Определите, чем являются в них ни : частицу ни заключите в прямоугольник, союз ни — в овал.
1. Выпишите предложения, в которых есть частицы. Частицы подчеркните.
а) А погода чудесная!
б) Пусть будет по-вашему.
в) Небосклон все больше и больше темнеет, и кое-где на небе загораются звездочки.
3. Спишите, закончив предложения:
4. Составьте и запишите предложения:
5. Допишите предложения:
6. Определите, в каких из указанных случаев частица не пишется слитно:
А. далеко (не) красивый поступок;
Б. (не) проверив работы;
В. (не) просохшая земля;
Г. (не) глупее других;
Д. сделал (не) по-вашему;
Е. ошибка (не) исправлена.
Я н(1)кому н(2) поверю, что есть на земле места скучные и н(3) дающие н(4) какой пищи н(5) глазу, н(6) слуху, н(7) воображению.
8. Составьте и запишите два предложения, употребив выражения не кто иной, как и никто иной.
9. Составьте и запишите предложение с выражением во что (бы) то н.. стало.
10. Допишите предложения:
12. Спишите предложения.
а) За что ни возьмется, уж конца добьется.
б) В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Определите, чем является в них ни : частицу ни заключите в прямоугольник, союз ни — в овал.
У р о к 148. Контрольный диктант
ЮННАТЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление. Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непрекращающиеся налеты, во Дворце пионеров была организована работа кружка юннатов.
Трудно поверить, что голодные дети ухаживали за рыбками, рыжим лисенком, не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с плавающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что их можно съесть.
Юннаты помогали сохранить и погибающие от ран деревья знаменитых садов Ленинграда, не вырубленные ленинградцами даже в суровые блокадные зимы. Ребята заботливо замазывали развороченные осколками снарядов стволы деревьев.
Если вы увидите в этих садах деревья с заплатками, похожими на кору, знайте: это следы рук детей несломленного Ленинграда. (130 слов.)
Наверное, нет такого человека в нашей стране, который бы не знал этого справочника, ни разу в своей жизни не пользовался им, не держал в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык. (132 слова.)
Уроки развития связной речи
Работа над вымышленными рассказами
Программой VII класса предусмотрена работа над так называемыми вымышленными, выдуманными рассказами, которые имеют большое значение для развития способностей школьников.
Строятся они, как и рассказы на основе жизненного опыта учащихся, на событии из реальной жизни. Но здесь автор не только опирается на личный опыт; он может домыслить то, что могло бы произойти. Поэтому выдумка в них занимает значительное место.
Работа над вымышленными рассказами планируется на 4 часа: придумывание обрамлений к сочинениям — 1 час; составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу —2 часа; написание рассказа по сюжетной схеме — 1 час.
При работе над сочинением данного вида следует учитывать и широко использовать те знания, которые получают семиклассники на уроках литературы; проводимая в этот период работа поможет учащимся усвоить особенности рассказа с обрамлением.
А знаете ли вы ребята что летчик молоков
Молоков Василий Сергеевич
Молоков Василий Сергеевич
Коротко об авторе и его книге
В армейской шинели
Коротко об авторе и его книге
Предлагаемые читателю воспоминания Героя Советского Союза генерал-майора авиации В. С. Молокова не только знакомят нас с интересными событиями из истории нашей авиации, но и показывают становление Молокова как авиатора и человека.
Характерно, что слава, которую так щедро дарил своему любимцу народ, совсем не меняла натуры Василия Сергеевича.
Славу Молоков воспринимал лишь как огромную ответственность, как наказ народа работать еще больше, еще лучше.
Именем Молокова названы его родное село, улицы некоторых городов. Лучшие рабочие бригады и смены на предприятиях с гордостью называли себя молоковскими. Василий Сергеевич получал письма-отчеты от колхозников, трактористов, курсантов аэроклубов, школьников. Народ видел в нем своего героя.
В своих воспоминаниях В. С. Молоков пишет о товарищах, о современниках, чья жизнь и работа определялись прежде всего сознанием гражданского долга, освещались беззаветной любовью к Родине, что особенно ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны. Книга Молокова вводит нас в атмосферу тех лет, рассказывает о высокой нравственной силе и красоте советского человека.
А. Ляпидевский, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации
В армейской шинели
Длинной чередой проходят в моей памяти годы. Вспоминая свою жизнь, я думаю о нашей молодежи, и мне хочется рассказать ей, как неграмотного деревенского парня подняла и воспитала Революция, Советская власть, наша Ленинская партия. После революции жизнь предстала предо мной в ином свете, будто пробудился ум, а душа обрела крылья. Открылась дорога к знаниям, к любимой работе, ставшей моей радостью и гордостью, высшим долгом перед Родиной.
. Хмурый осенний день 1915 года, станция Подольск. Отсюда нас, призывников подмосковного села Ирининское, отправляют в Петроград.
Второй год как идет империалистическая война. Многие мои сверстники, посланные на фронт весной, погибли в окопах. Но мне кажется, что война еще далеко, и я думаю вовсе не о ней. Впереди Петроград. Что это за город? Какова она, военная служба? По-деревенски прикидываю, что, пожалуй, с неумелого сперва не очень будут спрашивать, а потом уж «взнуздают», но это не страшно.
На призывном пункте в Подольске мне дали назначение на флот. Туда старались отбирать тех, кто был хоть мало-мальски знаком с какой-нибудь машиной или знал ремесло. Я нее работать начал с девяти лет и к призывному возрасту стал уже опытным мастеровым и физически крепким парнем.
Когда умер отец, осталось нас у матери трое и я был старшим. Вот тут-то и пришлось подумать о работе. Пешком добрались мы с матерью до Москвы. Земляки помогли устроиться в мастерскую, поставлявшую коробки табачной фабрике Попова. Положили мне жалованье 1 рубль 10 копеек в месяц, которое должны были отдавать матери. А за ночлег и харчи стал я в семье хозяина мастерской мальчиком на побегушках вместе с другим таким же парнишкой. Много выпало на нашу долю колотушек и брани. Но вокруг мы видели то же самое. Поэтому иного отношения и не представляли.
Сочинения к варианту №19 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком.
Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то глухой станции в купе вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе.
Снял шапку, вижу — голова у него совсем белая, седая.
(1)Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком.
(2) Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то глухой станции в купе вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе.
(3) Снял шапку, вижу — голова у него совсем белая, седая. (4)Скинул доху — под ней военная гимнастёрка, и на ней в четыре ряда орденские ленточки.
(5)Он сел в уголок у окошка, попыхтел, отдышался, потом достал маленький-премаленький носовой платочек. (6)Я, помню, уже и тогда удивился. (7)Думаю: «Такому дяде небось и на полноса не хватит!»
(8) Ом разгладил платочек на коленке и в другой карман переложил.
(9) Наутро мы с ним познакомились, разговорились. (Ю)Оказалось, что попутчик I мой бывший танкист, полковник, всю войну воевал, восемь или девять раз I ранен был, два раза контужен, тонул, из горящего танка спасался.
(11)15×0л полковник из командировки в Казань, где он тогда работал и где у него I семейство находилось, (12) Дом ой он очень спешил.
(13)Я, помню, поинтересовался, велика ли у него семья.
— (14)Да как вам сказать. (15)Ты, да я, да мы с тобой.
(16) Сказал это и, вижу, расстёгивает на гимнастёрке кармашек, опять тянет | на свет божий свой маленький, девичий платок.
(17) Мне смешно стало, я не выдержал и говорю:
— Простите, полковник, что это у вас такой платочек — дамский?
(18) Он даже как будто обиделся.
— (19)Платочек этот не простой. (20)Если желаете, могу рассказать.
— Пожалуйста. (22)Очень интересно.
— (23) Дел о было в тысяча девятьсот сорок третьем году, в самом конце его, перед новогодними праздниками. (24)Был я тогда майор и командовал танковым полком. (25)Наша часть стояла под Ленинградом. (26)Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают. (27)А в городе живут, работают, учатся. (28)И вот в эти дни наша часть взяла шефство над ленинградским детским домом.
(29)В этом доме воспитывались сироты, отцы и матери которых погибли или на фронте, или от голода в самом городе. (ЗО)Понятно, что ребята сытые спать не ложились. (31)Ну а мы снабжались по-фронтовому, денег не тратили, — уделили ребятам из пайка своего сахару, жиров, консервов. (32)Купили и подарили детдому двух коров, лошадку с упряжкой, свинью с поросятами. (33)А под Новый год устроили ребятам праздник: раздобыли ёлочку, ёлочных игрушек. (34)Первого января отправились к своим подшефным в гости.
(З5)Каждому личный подарок привезли. (36)Но и они тоже в долгу перед нами оставаться не хотят. (37)Приготовили бойцам сюрпризы: одному кисет вышитый, другому рисуночек какой-нибудь, записную книжку, блокнот.
(38)А ко мне подбегает на быстрых ножках маленькая белобрысенькая девчоночка, краснеет как маков цвет, испуганно смотрит на меня и говорит: «Поздравляю вас, дяденька военный. (39)Вот вам, — говорит, — от меня подарочек», — и протягивает ручку, а в ручонке у неё маленький беленький пакетик, перевязанный зелёной шерстяной ниткой. (40)Я хотел взять подарок, а она ещё больше покраснела и говорит: «Только вы знаете что? (41)Вы этот пакетик, пожалуйста, развяжите, когда вы Берлин возьмёте».
(42)Видали?! (43)Немцы ещё под Пулковом сидят, на улицах снаряды падают.
(44)А уж девица эта, видите ли, о Берлине думает. (45)И ведь уверена была, пигалица, что рано или поздно наши в Берлине будут. (46)Я её тогда на колено посадил, поцеловал и говорю: «Хорошо, дочка. (47)Обещаю тебе, что раньше этого часа подарка твоего не открою».
(48)И что вы думаете — до самого Берлина не открыл этого пакетика.
(49)Полтора года с собой его носил. (50)Тонул вместе с ним. (51)В танке два раза горел. (52)В госпиталях лежал. (53)А пакетик всё со мной — неприкосновенный.
(54)Ну, долго ли, коротко ли, а вот наконец мы и в Берлине. (55)Я — впереди, на головном танке иду. (56)И о пакетике вспомнил: «Ну, думаю, теперь можно посмотреть».
105
(57)Развёртываю пакетик, а там. (58)Лежит там просто платочек. (59)Обыкновенный носовой платочек с красной и зелёной каёмочкой. (60)На этот раз я совсем другими глазами смотрел на него. (61)Вот эта самая тряпочка лежала, завёрнутая в тетрадную клетчатую бумагу. (62)И к ней булавкой пришпилена записка. (63)А на записке огромными корявыми буквами нацарапано: «С Новым годом, дорогой дяденька боец! (64)Дарю тебе на память платочек.
(65)Этот платочек мне мама подарила, когда живая была. (66)Желаю тебе здоровья! (67)Лида Гаврилова».
(68)Ну вот. (69)Скрывать не буду: заплакал я. (70)Вот. (71)А вы говорите — дамский. (72)Платочек этот очень дорог моему солдатскому сердцу.
(73)Я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли он, где теперь эта девочка Лида и что с нею.
—- (74)Лида-то? (75)Да. (76)3наю немножко. (77)Живёт в городе Казани. (78)Учится в восьмом классе. (79)Отличница. (80)Сейчас, надо надеяться, ждёт своего отца.
— (81)Как! (82)Разве у неё отец нашёлся?
— (83)Да. (84)Нашёлся какой-то.
— (85)Что значит «какой-то»? (86)Позвольте, где же он сейчас?
— (87)Да вот — сидит перед вами. (88)Летом сорок пятого года я удочерил Лиду. (89)И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. (90)Дочка у меня славная.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.А. Введенской: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение».
По мнению современного лингвиста Л.А. Введенской, с помощью суффиксов субъективной оценки в русском языке можно передавать и описывать различные чувства человека. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
В предложении 38 так описывается внешность Лиды Гавриловой, подарившей солдату платочек: «маленькая белобрысенькая девчоночка». В каждом из этих слов есть уменьшительно-ласкательные суффиксы, создающие эффект контраста. Застенчивая маленькая девочка всё же совершила смелый поступок и своей детской верой в лучшее смогла приободрить танкиста в трудные военные годы.
Таким образом, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов авторы литературных произведений могут создавать психологические портреты своих героев.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Летом сорок пятого года я удочерил Лиду. И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. Дочка у меня славная».
В финале текста Л. Пантелеева говорится о том, что бывший танкист удочерил девочку, оставшуюся сиротой во время войны. Герой был благодарен маленькой Лиде Гавриловой, которая твёрдо верила в победу русских солдат и смогла приободрить взрослого человека в трудные для всей страны годы. Полковник совершает по-настоящему добрый поступок.
В 42-47 предложениях рассказывается о том, как танкиста тронули слова маленькой девочки. Она была уверена, что русские войска доберутся до Берлина и победят фашистов. Это вселяет надежду на лучшее и в сердце героя, который пообещал Лиде, что не откроет её подарок раньше времени. Кто знает, может быть, это обещание и помогло солдату выжить?
В 68-72 предложениях говорится о том, что растроганный полковник заплакал, когда развернул подарок. Он увидел маленький дамский платочек, некогда принадлежавший маме Лиды. Девочка отдала солдату самое ценное, что у неё было. С тех пор герой не расставался с этим платочком.
В заключение хочется сказать, что всё возвращается к нам бумерангом. В данном случае девочка совершила замечательный поступок, за что и была вознаграждена свыше: она обрела отца. Именно поэтому говорят: «Жизнь дана на добрые дела».
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
Как доброта может изменить мир? Она делает жизнь яркой и насыщенной, а людей по-настоящему красивыми. Действительно, нас украшают добрые поступки.
В приведённом фрагменте текста Л. Пантелеева рассказывается о том, как девочка-сирота обрела отца. Она подарила солдату платочек – последнее, что осталось у неё от покойной матери. Лида Гаврилова помогла танкисту поверить в победу над фашистскими войсками. Герой был благодарен храброй девочке и удочерил её: «И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. Дочка у меня славная» (предложения 89-90).
Учительница Лидия Михайловна, героиня рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», играет с учеником в пристенок, искренне желая ему помочь. Гордый герой не соглашается брать деньги просто так, поэтому учительнице приходится идти на хитрость. Она делает доброе дело, потому что сочувствует голодающему мальчику, но при этом рискует остаться без работы.
Таким образом, доброта – это неравнодушие к чужому несчастью и желание во что бы то ни стало оказать помощь другому человеку, не требуя ничего взамен.