Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка

«АБВГДе́йка» — советская и российская детская образовательная телевизионная программа для дошкольников и младших школьников. Выходит с 1975 года. Формат передачи — уроки в форме игрового спектакля, в качестве учеников выступают клоуны.

Содержание

История

Автором идеи, названия, сценариев первых десяти программ был Эдуард Успенский, он же предложил и первый состав клоунов-учеников: Сеня (Семён Фарада), Саня (Александр Филиппенко), Таня (Татьяна Непомнящая) и Владимир Иванович (Владимир Точилин). Общими усилиями было сделано около 20 выпусков, которые показывались с повторениями примерно три года.

В 1977 году передачу закрыли. Ходили слухи, что на передачу поступил донос в партийные органы и она неожиданно вызвала резко негативную реакцию руководителя Гостелерадио Лапина. [1] В 1978 году передачу возобновили, но состав учеников изменился, осталась лишь прежняя учительница — Татьяна Кирилловна (Татьяна Черняева). Учениками стали цирковые артисты: Ириска (Ирина Асмус), Клёпа (Виталий Довгань), Лёвушкин (Валерий Лёвушкин) и Юра (Юрий Шамшадинов). Ириска (Ирина Асмус) погибла в 1986 году во время выступления в Гомельском цирке.

В 1984 году появились новые выпуски программы. Из старых учеников остался только Клёпа, 3 остальных ученика были новыми: Аксюта, Костя и Собака-друг человека.

В 1990-е годы программа не выходила в эфир из-за финансовых трудностей. Периодически по телеканалу «Российские университеты» показывали старые выпуски.

Современная версия программы выходит на телеканале ТВЦ с 2000 года. Поначалу входила в канал «Отчего? Почему?», но в 2002 году стала самостоятельной программой. В 2006 году Макаронка (Вера Макарова) и Саня (Александр Коврижных) покинули проект — пошли в «большую» школу, а вместо них появились Ромашкин и Шпилька. В роли учительницы Ксюша Сергеевна (Ксения Кузнецова). Ведущей программы (она играет роль «директора школы») осталась Татьяна Кирилловна Черняева.

C 2009 года специальная версия программы выходит в эфире «Детского радио» (www.deti.fm).

Также повторы советских выпусков показывает телеканал «Ностальгия».

Современные персонажи

Песни

Вот вам стол, а вот скамейка. Взяли в руки карандаш. Наша АБВГДейка На экран приходит ваш. АБВГДейка, АБВГДейка — Это учёба и игра, АБВГДейка, АБВГДейка, Азбуку детям знать пора. Вас участники программы Будут грамоте учить, Если не забыли мамы Телевизоры включить.

Шлёт вам свой привет, ждёт дальнейших встреч АБВГДейка, Просит всё, что было, в памяти сберечь АБВГДейка. Вот она уходит с вашего экрана, АБВГДейка, Но она вернётся, поздно или рано, АБВГДейка!

В радиоверсии последние строчки звучат иначе:

Вот она уходит из радиоэфира, АБВГДейка, Но она вернётся в каждую квартиру, АБВГДейка!

Музыку к песням написал популярный детский композитор В. Я. Шаинский

Источник

Программа «АБВГДейка»

Актуальность данной программы состоит в том, что она определяется запросом со стороны родителей (лиц их замещающих), т. к. не все дети, проживающие в муниципалитете, могут посещать дошкольные образовательные учреждения. Данная программа позволяет охватить их дошкольным образованием на базе МБОУ ДО Баганского Дома детского творчества.

Отличительные особенности и новизна программы состоят в том, что она, не дублируя образовательную программу ДОУ, предоставляет разнообразные образовательные модули, направленные на всестороннее развитие и социализацию «домашних детей».

Программа адресована для детей старшего дошкольного возраста не посещающих детский сад: от 5 до 6 лет (первый год обучения); от 6 до 7 лет (второй год обучения) и учитывает психолого-возрастные особенности обучающихся.

Объём программы– 1584 академических часа.

Реализация программы обучения рассчитана на 2 года.

Педагоги

Заблоцкая Любовь Геннадьевна,

Тейхриб Альбина Васильевна,

Волошина Ольга Андреевна,

Ляба Надежда Юрьевна,

Горенина Любовь Викторовна

педагоги дополнительного образования.

Расписание

Режим занятий – 4 раза в неделю, 22 часа. Продолжительность каждого занятия – 25 минут с кратковременными перерывами между ними (10 минут).

«Мой мир» — вторник 11.15-11.45

Содержание программы

Объём программы– 1584 академических часа.

Реализация программы рассчитана на 2 года.

Цели программы

Общая цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АБВГДейка»- формирование основ готовности дошкольников к школьному обучению.

Общие задачи:

Предметные:

· дать базовые знания об окружающем мире;

· сформировать навыки начального слогового чтения;

· развить графические навыки;

сформировать базовые математические представления;

· выработать навыки устных вычислений;

· активизировать связную речь;

· сформировать начальные понятия о языке и литературе;

·сформировать и развить начальные представления о времени и пространстве;

· научить, самостоятельно, играть по правилам.

Метапредметные:

· развить познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение, внимание;

· развить логическое мышление;

· развить моторику и координацию движения;

· способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;

· развить звуковую культуру речи;

· развить фонематический слух;

· развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.

Личностные:

. научить правилам этикета;

. сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;

. содействовать формированию адекватной самооценки;

. воспитать способность сопереживать;

. сформировать доброжелательное отношение к окружающим.

Результат программы

Личностные результаты:

определять и высказывать под руководством учителя самые простые – общие для всех правила поведения (этические нормы);

выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» – самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

отличать новое от уже известного;

учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой.

учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться оценивать результаты своей работы.

называть свою фамилию, имя, домашний адрес;

слушать и понимать речь других;

уважать иную точку зрения;

учиться оформлять свои мысли в устной форме;

совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Цели, задачи, содержание и предполагаемые результаты обучения по дополнительной общеобразовательной программе представлены в каждом модуле отдельно.

Предметные:

дать базовые знания об окружающем мире;

сформировать навыки начального чтения;

развить графические навыки;

сформировать базовые математические представления;

выработать навыки устных вычислений;

активизировать связную речь;

сформировать начальные понятия о языке и литературе;

сформировать и развить начальные представления о времени и пространстве;

самостоятельно, играть по правилам.

Цели, задачи, содержание и предполагаемые результаты обучения по дополнительной общеобразовательной программе представлены в каждом модуле отдельно.

Материально-техническая база

Материально-техническое оснащение:

кубики, мячи, пирамидки и др.;

Краски – гуашь, акварель; тушь.

Бумага разных форматов, цвета, фактуры;

Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды;

Свечи, мелки восковые.

Палочки или старые стержни для торцевания.

Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная;

картон цветной, тонкий, упаковочный;

открытки, салфетки, фантики.

Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий,

Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся пленка разных цветов.

Ножницы, кисточки, линейки, и пр.

Информационное обеспечение:

методические разработки занятий и конспекты по программе;

Источник

Программа кружка «АБВГДЕйка» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 « Дельфинята » структурное подразделение « Непоседы »

заведующий МБДОУ комбинированного вида д/с №14

«Дельфинята» структурное подразделение «Непоседы»

От «___»______2019 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

« АБВГДЕЙКА » (обучение грамоте)

в старшей группе на 2019-2020 учебный год.

на педагогическом совете

Коломеский Г.О, 2019

Отличительные особенности программы

Адресат, объём, сроки и режим освоения програмы

Характкристика речевого развития дете 5-6 лет

Целевой раздел : цель, задачи программы

Содержательный раздел программы

Условия реализации программы

Материальное обеспечение програмы

Диагностика уровня освоения программы

Методические материалы: формы и методы оргаизации пед. процесса, структура занятий

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы:

Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками.

— Колесникова Е.В. От А до Я (звуки и буквы) / рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.

— Колесникова Е.В. Запоминаю буквы / рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.

Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.

Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве».

В основе программы лежат следующие принципы :

— Принцип взаимодействия детского сада и семьи;

— Принцип систематичности и последовательности;

— Принцип связи теории с практикой;

— Принцип повторений умений и навыков;

— Постепенности подачи материала от простого к сложному;

— Учёта возрастных особенностей;

— Интеграции программы в разные виды деятельности.

Источник

АБВГДейка

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка запись закреплена

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка запись закреплена

Мы приготовили для вас кроссворд. Пишите ответы в комментариях.Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка запись закреплена

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка запись закреплена

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка запись закреплена

Дорогие наши подписчики!

Напоминаем, что у нас до 18.07 проходит конкурс рисунка «Мама,папа,я».

Сегодня мы с вами делимся рисунком, который пришел к нам на конкурс от мальчика Саши 5 лет. Пишет его мама Людмила.
Показать полностью.

«Сын Саша очень полюбил Вашу передачу,как я 30 лет назад)))
Может весь день смотреть а потом петь Вашу песенку.
Как хорошо,что вы теперь есть в интернете.
Мама Людмила»

Спасибо за такое трогательное письмо. Ждем ваших рисунков.Мы также их опубликуем.

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка запись закреплена

Наши дорогие зрители!
Мы знаем,как вы любите рисовать и присылать нам ваши работы!
Мы запускаем конкурс «Мама,папа,я»

У наших героев,как и у всех есть родители,бабушки,дедушки,
Показать полностью.
дяди,тети.

Мы предлагаем пересмотреть наши выпуски и нарисовать родственников наших героев!

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка запись закреплена

Отзовитесь, АБВГДЕЙКА
Говорит всем зрителям своим:
Маме со щенками под скамейкой
Дом найти, чтоб каждый был любим.

Показать полностью.
Жизнь с рождения у них не очень:
Ночью мать с щенятами тайком
Кто-то выбросил. И друг ваш Клёпа
Ищет им сейчас надежный дом.

Трое любознательных, мохнатых
С вами познакомиться хотят,
Чтобы подавать вам утром лапу
Или верно охранять ваш сад!

Дорогие наши зрители, кто готов взять к себе любого «хвостика» или их маму, пишите нам или звоните по телефону 8 965 249 37 35

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка запись закреплена

Абвгдейка что такое звук. Смотреть фото Абвгдейка что такое звук. Смотреть картинку Абвгдейка что такое звук. Картинка про Абвгдейка что такое звук. Фото Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка запись закреплена

13 июня в Государственном Кремлевском дворце прошел концерт, посвященный 95-летию В.Я.Шаинского.

Несмотря на огромное количество замечательных песен для взрослых, особое место в творчестве композитора всегда занимала музыка для детей. Именно этой грани творчества маэстро и был посвящён музыкальный бенефис.

Наша программа тоже приняла участие. Делимся с вами фотографиями с выступления.

Источник

Фонетический разбор слова «абвгдейка»

Фонетический разбор «абвгдейка»:

«Абвгдейка»

Характеристики звуков

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «абвгдейка»

Фонетический разбор слова «абвгдейка»

Синонимы «абвгдейка»

Карточка «абвгдейка»

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *