Административное деление и муниципальное деление в чем разница

В чем различия деления «Административно-территориальное» от «Муниципальное»

На сайте ФИАС ( fias.nalog.ru ) реализован механизм поиска адресных объектов по делению «Административно-территориальное» и «Муниципальное».

Чем они отличаются? Кто-нибудь разбирался с этой кухней?

Справка на сайте говорит следующее:
Поиск адреса или адресного объекта может осуществляться в следующих форматах:
— в историческом формате – по административно-территориальному делению;
— по муниципальному делению с учетом требований Федерального закона от 06.10.1999 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Смотря на ситуацию со стороны 1С, видно, что даже если выбрать способ проверки ввода адресов в формате ФИАС, все-равно адресные компоненты берутся из базы по административно-территориальному делению.

Например, населенный пункт Большие Луки с в Баганском р-не Новосибирской области:
— из 1С (по ФИАС): Новосибирская обл, Баганский р-н, Большие Луки с, Широкая ул, дом № 1
— ФИАС (АТД): Новосибирская обл, Баганский р-н, Большие Луки с, Широкая ул, Дом 1
— ФИАС (МД): Новосибирская обл, Баганский муниципальный район, сельское поселение Палецкий сельсовет, Большие Луки с, Широкая ул, Дом 1

Однозначно видно, что формат и содержание у вариантов из 1С и ФИАС (АТД) совпадают до буквы.

Получается, что 1С продолжает нам скармливать тот же самый устаревший КЛАДР только с другим названием и через обязательную подписку ИТС? о_О

Источник

Административное деление и муниципальное деление в чем разница

Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разницаОбзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 27 января 2017 г. № ЗН-4-1/1359 “О рассмотрении обращения”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу содержащихся адресных сведений в государственном адресном реестре, сообщает следующее.

Частью 2 статьи 4 Закона № 443-Ф3 установлено, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.

До вступления в силу Закона № 443-ФЗ в Российской Федерации адресация осуществлялась:

При этом частью 5 статьи 9 Закона № 443-ФЗ установлено, что изменение адресов, присвоенных до дня вступления в силу Правил, не требуется.

Сведения об адресах объектов адресации, содержащиеся в государственном адресном реестре, можно видеть как в структуре административно-территориального деления, так и муниципального.

Для написания адреса на основе административно-территориального деления в соответствии с Законом № 184-ФЗ используются административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации, установленные соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи 6 Закона Тульской области от 27.12.2007 № 954-ЗТО «Об административно-территориальном устройстве Тульской области» Ленинский район является административно-территориальной единицей Тульской области, в состав которого входят указанные в обращении населенные пункты.

Для написания адреса на основе муниципального деления в соответствии с Законом № 131-ФЗ используются официальные наименования муниципальных образований, установленные соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2-1 Закона Тульской области от 11.03.2005 № 553-ЗТО «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа» населенные пункты, указанные в обращении, входят в состав муниципального образования городского округа Город Тула.

По состоянию на 23.01.2017 в соответствии с действующим законодательством государственный адресный реестр содержит следующие сведения:

1. Административное деление: РФ, Тульская область, Ленинский р-н, Алешня с.;

Муниципальное деление: РФ, Тульская область, городской округ город Тула, с. Алешня.

2. Административное деление: РФ, Тульская область, Ленинский р-н, Архангельское с.;

Муниципальное деление: РФ, Тульская область, городской округ город Тула, с. Архангельское.

3. Административное деление: РФ, Тульская область, Ленинский р-н, Садки с.;

Муниципальное деление: РФ, Тульская область, городской округ город Тула, с. Садки.

Частью 2 статьи 8 Закона № 443-ФЗ установлено, что содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг.

Таким образом, вышеуказанные адресные сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, следует считать актуальными и не требующими внесения изменений. Адресные сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре, обязательны к использованию при оказании государственных услуг по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения и по регистрации радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также при расчете размеров разовой и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношений по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует гражданам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Н.С. Завилова

Обзор документа

Сообщается, что при оказании госуслуг по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения и по регистрации таких средств необходимо использовать сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре.

Также они применяются при расчете размеров разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра.

Источник

Отличия между муниципальным округом и районом, в чем разница

В январе 2019 года в Российской Федерации был принят закон, в котором предусмотрено образование 8 видов муниципальных образований, в том числе района и округа. Право утверждать, упразднять и видоизменять муниципальные образования возложено на субъекты Российской Федерации. В чем заключаются отличия муниципального округа от муниципального района?

Определение терминов

В Федеральном законе об организации местного самоуправления от 2019 года даны определения всех действующих видов территориальных образований.

Муниципальный район

Муниципальный район (МР) – это административно-территориальная единица, включающая в себя городские, сельские поселения и межселенные территории. Помимо общности территории их объединяет единая система местного самоуправления. Население МР прямым голосованием выбирает местные органы власти: законодательные и исполнительные.

В МР обычно входят небольшие, близко расположенные города, а также прилегающие к ним территории, предназначенные в будущем (по генеральному плану развития) для развития их инфраструктуры:

Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница

Сельские поселения – это одно или несколько территориально компактно расположенных сел, население которых может варьироваться от нескольких десятков до 10-15 и более тысяч человек. Границы сельского поселения из 2-х и более сел определяются, исходя из пешей доступности до административного центра в течение рабочего времени для всех жителей.

Межселенные территории, включаемые в границы МР, – это территории между сельскими поселениями данного муниципального образования, где проживает незначительное количество людей.

Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница

Муниципальный округ

Термин «муниципальный округ» (МО) применяется в 2-х случаях:

В первом случае МО созданы в Москве, С-Петербурге и Севастополе: 125, 81 и 9 соответственно.

Во втором случае МО создается вместо городских округов и районов, где при высокой плотности населения (в 5 раз выше среднего по РФ) в городах проживет менее 2/3 от численности городского населения. Реформа начата в 2019 году. На 01.01.21 было создано 121 подобное МО. В последующие 2 года будет преобразовано еще 27 городских округа.

Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница

Отличие между муниципальным районом и муниципальным округом

Разница между административно-территориальными единицами заключается в плотности населения и занимаемой площади. МО отличается меньшими размерами по сравнению с МР и большей плотностью населения.

Есть ли сходство?

Обе административно-территориальных единицы в своей основе имеют один и тот же принцип формирования: оптимизация территориального самоуправления. Оно может иметь исторически сложившиеся традиции взаимоотношений людей и местных органов власти. Или требовать реформирования из-за миграции, естественной убыли или прироста населения.

Примеры из жизни

Самая большая по занимаемой территории административно-территориальная единица в России – Таймырский Долгано-Ненецкий МР – 880 тыс. квадратных километров. Административный центр – город Дудинка. Всего в составе МР – 2 городских (Дудинка, Диксон) и 2 сельских поселения (Хатанга, Караул), 23 села, общей численностью 31,4 тыс. человек (на 01.01.2020).

Источник

Муниципальное право России

Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Смотреть картинку Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Картинка про Административное деление и муниципальное деление в чем разница. Фото Административное деление и муниципальное деление в чем разница

Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ

Российская Федерация является федеративным государством (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ). Вся территория России делится на субъекты Федерации. Такое деление принято называть государственно-территориальным (конституционно-территориальным, политико-территориальным).

Субъекты РФ, с точки зрения территориальной организации управления, представляют собой сложные территориальные объекты. На территории субъекта находятся населенные пункты, административно-территориальные единицы, муниципальные образования, закрытые административно-территориальные образования, ведомственные территории.

Наиболее распространенными видами населенных пунктов в России являются села, деревни, поселки, города.

Как правило, населенные пункты сами являются административно-территориальными единицами или муниципальными образованиями либо территориально входят в состав административно- территориальной единицы или муниципального образования.

В Российской Федерации традиционными видами административно-территориальных единиц являются район, район в городе, город районного подчинения, город краевого (областного) подчинения. В 1990-х гг. законами субъектов РФ стали вводиться новые для современной России, но имевшие место еще в Российской империи административно-территориальные единицы: уезды, улусы, волости и др.

Необходимо различать административно-территориальные единицы и населенные пункты как таковые.

Принципиальным отличием административно-территориальной единицы от населенного пункта является цель создания и существования последнего. Населенный пункт изначально создается и существует как место компактного постоянного проживания людей и уже потом — для организации управления какой-либо территорией.

Под муниципальным образованием необходимо понимать городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения, в которых созданы органы местного самоуправления, имеются муниципальный бюджет и собственность.

Современное административно-территориальное устройство субъектов РФ необходимо рассматривать как территориальную организацию государственной власти и местного самоуправления. Действительно, на современном этапе развития Российского государства большинство специалистов в области конституционного и муниципального права едины в том, что административно-территориальное устройство субъектов РФ призвано обеспечить эффективное функционирование всех форм публичной власти (и государственной, и муниципальной) и создать благоприятные условия для осуществления хозяйственно-экономической деятельности.

Непосредственно организация административно-территориального устройства и связанные с этим частные вопросы относятся к исключительной компетенции субъекта Федерации.

Так, к исключительной компетенции субъекта РФ в области административно-территориального устройства необходимо относить следующие вопросы:

под административно-территориальным устройством субъекта Российской Федерации необходимо понимать деление территории субъекта на более мелкие территориальные единицы (административно-территориальные образования), на основе которых строится система органов публичной власти (государственной и муниципальной) для осуществления государственных функций и решения вопросов местного значения.

Таким образом, территориальная организация местного самоуправления, формирование и организация органов местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с институтами государственной власти на территории субъекта РФ находятся в тесной взаимосвязи с их административно-территориальным устройством.

Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это означает, что муниципальные образования могут создаваться как на основе «естественных» населенных территорий — городов, сел, деревень, поселков (поселенческая модель организации местного самоуправления), так и на основе «искусственных» населенных территорий — сельских районов.

Законодательство субъекта РФ:

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г., территориальная организация местного самоуправления в России строится на основе:

При этом Закон предусматривает возможность создания двухуровневой системы территориальной организации местного самоуправления, когда первый уровень представлен муниципальными образованиями поселенческого типа, которые входят в муниципальное образование второго уровня — муниципальный район.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г., оставив на усмотрение субъекта РФ модель территориальной организации местного самоуправления, закрепил закрытый перечень видов муниципальных образований, к которым он отнес: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Соответственно, существование иных, кроме указанных в законе, видов муниципальных образований стало невозможным.

Субъекты РФ самостоятельно определяют модель соотношения территориальной организации местного самоуправления и административно-территориального устройства своей территории, исходя из цели создания максимально эффективного управления общественными процессами, территорией, финансами и т.д.

Источник

Соотношение понятий «муниципальное образование», «административно-территориальная единица», «населенный пункт» 1

Понятие и виды муниципальных образований

В статье 131 Конституции РФ закрепляется, что местное самоуправление осуществляется в границах городских и сельских поселений, а также на иных территориях. Такая формулировка означает, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях, т.е. поселениях, которые являются максимально приближенными к населению. Вместе с тем допускается и осуществление местного самоуправления в границах иных территорий. Иными словами, на конституционном уровне предусматривается не только поселенческий принцип организации местного самоуправления, но и территориальный.

Такой подход дал основание говорить о приоритете поселенческой, одноуровневой модели местного самоуправления, которая была реализована в 1995 году и насчитывала массу вариантов в разных субъектах РФ. Реформирование местного самоуправления, начатое в 2003 году, предполагает переход на двухуровневую модель местного самоуправления, причем одинаковую на всей территории РФ.

Причем согласно части 3 статьи 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 года отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу данного Закона не является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.

Выдрин И.В. Муниципальное право России. М.: Норма, 2012. С. 95; Костюков А.Н. Российская муниципально-правовая политика. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 91; Выдрин И.В. Муниципальное право России. М.: Норма, 2012. С. 95; Соловьев С.Г. Муниципальное право России. М.: Инфра-М, 2013. С. 57.

Из приведенных определений видно, что городские, сельские поселения, внутригородские территории городов федерального значения являются территориями непосредственного проживания населения. Местное самоуправление в них может осуществляться непосредственно населением.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 5. Ст. 708.

Н.Л. Пешин обращает внимание на то, что специальных критериев или принципов территориальной организации местного самоуправления в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не содержится. Между тем последовательный подход к определению территориальных пределов муниципальных образований, несомненно, требует их введения. Наиболее очевидными такими критериями, по его мнению, являются :

Этот, казалось бы, теоретический вопрос имеет вполне практическое воплощение. При рассмотрении споров о территориальных основах местного самоуправления судам довольно часто приходится делать вывод о наличии или отсутствии муниципального образования, а для этого необходимо исследователь наличие или отсутствие признаков муниципального образования у конкретной территории.

Например, в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2006 года N 38пв06 (Республика Карелия) отмечается, что Закон N 813-ЗРК в части образования Валаамского сельского поселения реализован не был, местное самоуправление в поселке населением не осуществлялось непосредственно или через выборные органы (органы местного самоуправления не избирались) и население пос. Валаам продолжало осуществлять права на самоуправление в рамках муниципального образования город Сортавала. В поселке Валаам отсутствуют муниципальное имущество, производство, транспортная и иная инфраструктура, что необходимо для решения вопросов местного значения.

При рассмотрении другого дела Верховный Суд РФ в своем Определении от 23 ноября 2005 года по делу N 55-Г05-14 (Республика Хакасия) констатирует, что территория поселка Черемушки как муниципального образования и его границы в установленном законом порядке не определялись. Устав муниципального образования названного поселка не утверждался, государственным правовым комитетом Республики Хакасия не зарегистрирован и в реестр уставов муниципальных образований не включен. Поселок Черемушки не наделен муниципальной собственностью и не имеет местного бюджета. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления, а также их наименование и полномочия не определены. Поселок Черемушки находится в составе муниципального образования город Саяногорск, а следовательно, не может быть признан муниципальным образованием. Тот факт, что в 1999 году в поселке Черемушки были избраны органы местного самоуправления, осуществлявшие определенную деятельность по решению вопросов местного значения в пределах территории поселка, не может свидетельствовать об образовании самостоятельного муниципального образования поселка Черемушки, учитывая, что эти органы финансировались из бюджета города Саяногорска, не имели своего устава и закрепленной территории, а более того, входили в структуру администрации города Саяногорска.

Колюшин Е.И. Муниципальное право России. М., 2008. С. 66.

В Постановлении речь идет о Федеральном законе 1995 года.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о фактических различиях в правовом статусе разных видов муниципальных образований. Это проявляется в следующем.

Речь идет о Москве в новых границах, с учетом присоединенной части территории Московской области.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В состав территории городского поселения могут входить в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

В статье 83 Земельного кодекса РФ определяется, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. В статье 85 Кодекса указывается, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

Причем земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

См., напр.: Устав муниципального образования город Новомосковск, принятый решением Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск Тульской области от 5 декабря 2008 г. N 9-1 (в ред. от 28.03.2012); Устав муниципального образования города Михайловска, принятый решением Думы г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 24 марта 2005 года N 518 (в ред. от 2 августа 2012 года).

Довольно часто в уставах просто содержится перечень населенных пунктов, совокупная территория которых составляет территорию муниципального образования.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 года) «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, в том числе описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

В отношении муниципального образования подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости реквизиты закона субъекта РФ об установлении или изменении границы муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования. При осуществлении же записи о границах населенных пунктов необходимо указать реквизиты следующих правовых актов :

Кроме того, в кадастр в обязательном порядке заносится информация о дате внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 565.
Базаркин Д., Лобачева Е. О землях населенных пунктов // ЭЖ-Юрист. 2007. N 1.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО). ОК 019-95. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 года N 413 (в ред. от 18 декабря 2006 года).
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО). ОК 33-2005. Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2005 года N 310-ст.
По мнению некоторых исследователей, «территориальные органы Росстата пытаются представить документы об образовании (преобразовании) муниципальных образований взамен документов об административно-территориальных преобразованиях, справедливо предполагая наличие определенной корреляции понятий». Цит. по: Тимофеев Н.С. Территориальные пределы местного самоуправления в РФ. М., 2007. С. 41.

Закон Читинской области от 30 января 1997 года N 71-ЗЧО (в ред. от 25 сентября 2002 года) «О территориальном устройстве Читинской области». Утратил силу в связи с принятием Закона Читинской области от 14 февраля 2007 года N 902-ЗЧО «Об административно-территориальном устройстве Читинской области».
Определение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года по делу N 72-Г06-8 (Читинская область).

Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 года по делу N 11-Г07-15 (Республика Татарстан).

В.И. Васильев обращает внимание на то, что путаница в понятиях административно-территориального устройства субъектов РФ и территориальных основ местного самоуправления приводила к нарушению прав граждан на осуществление местного самоуправления в некоторых субъектах РФ, разбирательствам спорных вопросов в судах, в том числе и Конституционном Суде РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 г. N 15-П.

Однако в литературе высказываются рекомендации об изменении этого порядка. «Изменение административно-территориального деления субъектов Федерации не должно ими осуществляться без согласования и/или учета мнения и проведения консультаций с федеральными институтами власти, так как при таких изменениях затрагиваются интересы федерального центра, требуются организационные, правовые и иные меры, а также финансово-бюджетные затраты. Данный вопрос требует урегулирования федеральным законодательством». Цит. по: Гречаная А.В., Дубинин А.В. Некоторые проблемы территориальной организации местного самоуправления в административно-территориальных единицах с особым статусом // Поддержка внедрения Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Информационный бюллетень. 2007. N 1 (май).
Однако, несмотря на отсутствие такого требования, в некоторых субъектах РФ и при решении вопросов административно-территориального устройства заручаются мнением населения. Например, Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 августа 2004 года N 1311 «О преобразовании рабочих поселков Ленинск и Тургояк города Миасса Челябинской области» указанные выше поселки преобразованы в сельские населенные пункты поселки Ленинск и Тургояк. Предварительно по вопросу административно-территориального устройства в указанных рабочих поселках на основании решения Миасского городского Совета депутатов N 3 от 27 февраля 2004 года был проведен опрос граждан, согласно которому большинство граждан этих поселков выразили согласие на изменение статуса населенного пункта. (Определение Верховного Суда РФ от 31 августа 2005 года по делу N 48-Г05-10 (Челябинская область)).
Речь идет о Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 года N 15-П.

Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 17 сентября 2004 года по делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 4 июня 2004 года «Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара» в связи с обращением совета муниципального образования «Город Сыктывкар» и жалобами граждан Э.А. Мезака и П.О. Марущака // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2004. N 12. Ст. 3671.

Административно-территориальная единица (административная единица)

Чертков А.Н. Развитие правового регулирования территориального устройства России: историко-теоретический аспект. Брянск, 2012. С. 22.
Пешин Н.Л. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е изд. М.: Юрайт, 2011. С. 136.

См., напр.: Закон Чукотского автономного округа от 30 июня 1998 года N 33-ОЗ (в ред. от 9 июня 2012 года) «Об административно-территориальном устройстве Чукотского автономного округа».

См., напр.: Закон Республики Мордовия от 23 марта 1998 года N 7-З (в ред. от 25 мая 2012 года) «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Мордовия»; Закон Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 (в ред. от 28 августа 2012 года) «Об административно-территориальном устройстве Пермского края».

Закон Белгородской области от 15 декабря 2008 года N 248 (в ред. от 18 декабря 2009 года) «Об административно-территориальном устройстве Белгородской области».

Решение Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 года N 8/1 (в ред. от 10 апреля 2010 года) «О принятии Устава муниципального образования «Город Екатеринбург».

Устав города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007 года N 616 (в ред. от 27 июня 2012 года).

Граница населенного пункта не должна пересекать границы административно-территориальных единиц, административных территорий, границы иных населенных пунктов, а также границы муниципальных образований.

Все населенные пункты подразделяются на городские населенные пункты и сельские населенные пункты.

В названном документе были сформулированы достаточно четкие критерии отнесения территории к конкретному виду населенного пункта. К категории городов республиканского, краевого и областного подчинения относились населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения свыше 50 тысяч человек. К категории городов окружного подчинения относились населенные пункты, являющиеся в автономном округе промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 15 тысяч человек. К категории городов районного подчинения относились населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов.

К категории рабочих поселков относились населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.

К категории курортных поселков относились населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50 процентов постоянного населения.

К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них.

См., напр.: Закон Хабаровского края от 28 марта 2007 года N 109 «Об административно-территориальном устройстве Хабаровского края».

Четкое определение и уяснение того, что такое административно-территориальная единица, важно для следующего: допустима подмена одной процедуры другой, смешение муниципально-территориальной организации и административно-территориального устройства.

Устанавливаемое субъектом Российской Федерации правовое регулирование его административно-территориального устройства, включая вопросы образования, объединения, преобразования, упразднения административно-территориальных и территориальных единиц, не может, однако, подменять правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления; во всяком случае, оно не должно предполагать или допускать изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, в порядке реорганизации территориального устройства государственной власти субъекта Российской Федерации и тем самым приводить к блокированию конституционного требования о необходимости учета мнения населения при проведении территориальных преобразований, влекущих изменение пространственных пределов реализации муниципальной власти и права граждан на местное самоуправление.

Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, 2008.

Закон Красноярского края от 28.01.2005 N 13-2928 (в ред. от 26.03.2009) «Об установлении границ муниципального образования город Дивногорск и наделении его статусом городского округа».

Как уже говорилось, все населенные пункты в Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные). Можно выделить различные основания классификации городских и сельских населенных пунктов.

В статье 11 Федерального закона N 131-ФЗ введены термины «территория с низкой плотностью населения» и «территория с высокой плотностью населения». К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой или низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет. В настоящее время эти перечни утверждены распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. N 707-р.

В зависимости от взаимоотношений с вышестоящим территориальным уровнем выделяют города федерального значения, которые являются субъектами РФ (Москва и Санкт-Петербург), города республиканского, областного или краевого значения (например, Ижевск, Новосибирск, Хабаровск), города районного значения (например, Барабинск Новосибирской области). Города регионального значения (республиканского, краевого, областного значения), как правило, имеют деление на районы в городе.

Федеральный закон от 30.10.2007 N 238-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 45. Ст. 5415.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *