Адванс в шахматах что означает
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Продвинутые шахматы или адванс (от англ. «advanced chess») — разновидность шахмат, разрешающая использование во время игры какой-либо сторонней помощи (дебютные книги, компьютерные шахматные программы, базы данных, эндшпильные таблицы и т.п.) и «легальность» её использования. Такие разновидности шахмат, как фристайл, заочные шахматы (если правилами предусмотрено или допускается использование помощи), а также игра шахматными движками — в той или иной степени относятся к адвансу.
В общем случае, кратко, адванс — это игра с расширенными возможностями.
История
Адванс и классические шахматы
Любое использование сторонней помощи по правилам FIDE недопустимо, что говорит об адвансе, как об особой разновидности шахматных правил, где использование сторонней помощи не ограничено.
Адванс и заочные шахматы
Если правилами заочного соревнования предусмотрено использование какой-либо сторонней помощи, такое соревнование является адвансом. Если условиями заочного соревнования использование какой-либо сторонней помощи не предусмотрено или запрещено, то такое соревнование адвансом не является.
Адванс (классический адванс)
В большинстве случаев соревнования по адвансу проводятся при больших (обычно от нескольких суток на партию) временных контролях и методами заочных шахмат (чаще всего игрой на сервере через интернет). При этом, в подавляющем большинстве случаев, соревнования по заочным шахматам предусматривают использование какой-либо сторонней помощи, поэтому могут быть обозначены или обозначаются словом «адванс». В совокупности тождественность и сочетание этих особенностей и есть адванс в классическом его понимании. Классический адванс — это адванс, проводимый при больших временных контролях методами заочных шахмат. Это наиболее распространённый и популярный тип адванса.
Адванс и компьютерные шахматы
Использование сильнейших компьютерных программ на адванс-серверах подразумевается и фактически является неотъемлемым элементом при игре в современный адванс, однако обязательным элементом, например, классического адванса использование компьютерных программ не является.
Фристайл
Фристайлом называется адванс при «стандартных» по меркам классических шахмат контролях, но малых по меркам классического адванса. Особенностью фристайла (в т.ч. при показательных выступлениях) является возможность введения ограниченного количества возможных обращений к помощи компьютера во время партии, что обычно оговаривается в правилах заранее. Фристайл — тип адванса. С этой точки зрения «продвинутые шахматы» — это своеобразные симбиотические шахматы, объединяющие человеческую креативность и стратегическое мышление с машинным перебором вариантов и глубиной расчета. Игроки во время игры могут пользоваться компьютером и рассматривать варианты, предлагаемые шахматными программами.
Данная версия шахмат использовалась для показательных выступлений сильнейших шахматистов мира (например, показательный матч из двух партий между В. Анандом и В. Крамником в ГУМе (Москва, ноябрь 2007 года) (хотя зрители в итоге увидели две маловыразительные ничьи). Особенностью зрелища являлась демонстрация (на большом экране) тех вариантов, которые рассматривают в данный момент игроки. Вместе с тем фристайл-шахматы позволяют достичь значительно большей силы игры, избежать просмотров и т.п..
Игра шахматными движками (тестирование шахматных движков)
Можно отнести к особому типу адванса, где участие человека в процессе игры не предусмотрено вовсе.
Фристайл-турниры
В последние годы были проведены в глобальном масштабе турниры по фристайлу для «кентавров» (где кентавр — это человек + компьютер), в роли кентавра обычно выступали разработчики компьютерных движков и их программа. В качестве одного из основных таких турниров можно отметить турнир PAL / CSS Freestyle, спонсором которого являлась группа PAL (Абу-Даби), на котором был показан очень высокий уровень игры, а победителями, в хронологическом порядке, были Закс (Стивен Cramton и Стивен Zackery, США), Zorchamp (Zorchamp, Объединенные Арабские Эмираты), Rajlich (Васик Райлих, Венгрия), Xakru (Иржи Dufek, Чехия), Flying Saucers (Даг Нильсен, Дания), Rajlich (Васик Райлих, Венгрия), Ibermax (Энсон Уильямс, Англия) и Ultima (Эрос Риччио, Италия).
Похожие турниры были организованы FICGS (Chess Freestyle Cup), ChessBase (Computer Bild Spiele Scach Turnier) и Infinity Chess.
На основании результатов, полученных в турнирах в продвинутые шахматы, существуют свои эло-рейтинги, например, рейтинг Infinity Chess. [2]
СОДЕРЖАНИЕ
История
Мой прогноз кажется верным, что в Advanced Chess все закончится, как только кто-то получит выигранную позицию. Этот эксперимент был захватывающим и помог зрителям понять, что происходит. Это было очень весело и займет очень большое и престижное место в истории шахмат.
Даже в последующие годы в Леоне проводились соревнования по продвинутым шахматам. Индийский гроссмейстер Вишванатан Ананд выигрывал три турнира подряд в 1999, 2000 и 2001 годах, прежде чем проиграл титул Владимиру Крамнику в 2002 году. После поражения от Крамника Ананд сказал:
Я думаю, что в целом люди склонны переоценивать важность компьютера в соревнованиях. С компьютером можно делать многое, но все равно нужно играть в хорошие шахматы. Мне более или менее удалось это сделать, за исключением этой третьей игры. В таком коротком матче против очень сильного и непобедимого соперника этого оказалось слишком много, но я не думаю, что один только компьютер может изменить цель, соответствующую позиции.
Геймплей
Оба игрока сидят в типичной комнате для игры в шахматы, оснащенной быстрыми компьютерами с одинаковой мощностью. Организаторы турнира обязаны убедиться, что игроки знакомы с соответствующим оборудованием и программным обеспечением. В отличие от традиционных личных шахмат, игроки обычно сталкиваются со своими компьютерами. Каждому игроку обычно дается один час на размышления (как и контроль времени, используемый во всех соревнованиях по продвинутым шахматам в Леоне ), хотя правила конкретного турнира могут отличаться по этому поводу.
Во время матча игроки обычно формируют в уме стратегические планы, затем вводят возможные последовательности ходов в компьютер, чтобы проанализировать и убедиться, что нет грубых ошибок и других возможных дыр. Человек-игрок сравнит достоинства каждой последовательности-кандидата после просмотра компьютерного анализа и может даже ввести новый вариант, если позволит время. Игрок обычно разыгрывает ход, который он определил (с помощью компьютера) как самый сильный. Если есть два или более ходов, которые компьютер считает равными по силе (такие ситуации часты), игрок-человек будет использовать свои собственные стратегические навыки, опыт и способности аналитического суждения, чтобы решить, какой ход сделать. Люди берут на себя ответственность в течение всего матча и формально могут делать любые ходы, которые они считают лучшими, по своему усмотрению. Во время открытия игроки могут обращаться к большой базе данных дебютных ходов и вариантов, содержащей информацию о том, кто сыграл конкретный вариант, когда он был сыгран и с каким успехом, хотя правила конкретного турнира могут запрещать использование баз данных таким образом.
Команды
Из-за особенностей команды человек-компьютер обсуждался вопрос о том, следует ли считать человека опытным шахматистом или, скорее, саму команду следует считать игроком. Преобладает мнение, что, поскольку человек подчиняет компьютер в значимом намерении выиграть шахматную партию, и что именно человек принимает окончательное решение о том, какой ход должен быть сделан, человека следует считать продвинутым. игрок в шахматы. Некоторые также утверждали, что термин «компьютерный игрок» не следует использовать для продвинутого шахматиста, поскольку ключевым элементом является сотрудничество, а не помощь.
В интернете
Вслед за Леоном повсеместное распространение Интернета и большое количество коммерческих и бесплатных серверов в Интернете позволили любому играть в продвинутые шахматы через Интернет.
Онлайн-турниры
Поэтому в сети проводился ряд турниров по продвинутым шахматам, которые назывались турнирами по вольному стилю кентавров.
FICGS организовал Кубок по шахматному фристайлу, который выиграли Эрос Риччио (1 и 3 выпуски), Дэвид Эванс (2 выпуск) и Элвин Алкала (4 и 5 выпуск).
ChessBase для Дрезденской шахматной олимпиады 2008 года организовала Computer Bild Spiele Schach Turnier, в которой победил итальянец Эрос Риччио.
Infinity Chess разработали два специальных рейтинга Эло для кентавров. В первом, основанном на результатах, достигнутых в турнирах по продвинутым шахматам с 2005 по 2013 год, первое место занял Сефирот (Эрос Риччио) с 2755 очками. Во втором, основанном на турнирах, сыгранных с 2010 по 2014 годы, первое место занимает Intagrand (Дэвид Эванс, Энсон Уильямс, Инхенг Чен и Нельсон Эрнандес) с 2689 очками.
В будущих исследованиях
Кентавры иногда используются, чтобы доказать, что люди сохранят свою актуальность по мере развития ИИ. Заместитель министра обороны США Роберт О. Уорк в 2016 году применил концепцию «войны кентавров», распространив концепцию кентавров за пределы шахматного мира. Тайлер Коуэн и другие оценили в 2013 году, что из-за достижений шахматного движка становилось все труднее увидеть какое-либо серьезное преимущество кентавров над самими компьютерами в шахматах, и что маловероятно, что кентавры сохранят значительное преимущество намного дольше. Напротив, совсем недавно, в 2017 году, Каспаров заявил, что при наличии соответствующего оператора он уверен, что команда кентавров сможет превзойти лучшие суперкомпьютеры, в то время как Джеймс Бридл заявил в 2018 году, что «средний игрок в паре со средним компьютером способен на победив самый сложный суперкомпьютер ».
Адванс в шахматах что означает
Заочные шахматы и адванс Correspondence and advanced chess |
Результаты опроса : Помогла ли вам моя статья? | |||
Да, спасибо! | 45 | 52.33% | |
Частично помогла | 7 | 8.14% | |
Нет, ничего не понял | 2 | 2.33% | |
Я уже адвансер со стажем | 15 | 17.44% | |
Адванс мне не интересен | 11 | 12.79% | |
Буду учиться по своим методам | 2 | 2.33% | |
Статью не осилил | 4 | 4.65% | |
Голосовавшие: 86. Вы ещё не голосовали в этом опросе |
Итак, вы новичок в адвансе и решили попробовать, что это такое. Сначала обращаю ваше внимание на статьи Виталия Химкина : его работы по теории и практике адванса очень познавательны, интересны и поучительны. Читайте: http://immortalchess.net/forum/showthread.php?t=647 Для адванса вам понадобится несколько вещей. 1. В первую очередь компьютер. Чем он будет мощнее, тем выше ваши шансы добиться успехов в адванс-партии. Основное преимущество мощного компьютера заключается в том, что у вас будет тратиться меньше времени на анализ и соперника можно попросту в некоторых случаях «пересчитать»: то есть найти вариант, до которого его машина не досчиталась. Что же должно быть в компьютере важнее всего для шахмат? Конечно же процессор. Чем больше у него ядер и выше тактовая частота, тем лучше. Рекомендую брать шестиядерные «камни», такие, как i7 970-990x. Или i7 2600k для адванса вполне сойдёт. В принципе, за 980x вы просто больше денег переплатите. В адвансе успехов можно добиться и со слабым железом. Квад вполне подойдёт. Чтобы ускорить ещё больше работу системы и шахматных программ, включите LP в системе. Прочитать, как это сделать, вы можете в теме: http://immortalchess.net/forum/showthread.php?t=2098 Видеокарта для адванса значения не имеет. 2. Операционная система. Я рекомендую Аквариум 5.0.1, Фриц 11 и Чубайс 9. На них и остановлю своё внимание. 4. Шахматные модули для анализа (двигатели, движки). Основной «мозг» компьютера в анализе. Подключайте его к вашей оболочке и анализируйте. Разные движки имеют свои сильные и слабые стороны, свои тактические и стратегические возможности, свои настройки и свою силу игры. Узнать о силе программ вы можете из рейтинг-листов, таких, как CCRL: http://www.computerchess.org.uk/ccrl/4040/ Самая сильная пятёрка движков: Шахматные движки имеют разные протоколы. Краткое описание протоколов: UCI (Universal Chess Protocol) ChessBase protocol (CB) Закрытый протокол, разработанный фирмой ChessBase. Все движки, поддерживающие этот протокол, не могут быть подключены ни к каким другим оболочкам, кроме как к продуктам ChessBase (это Fritz, Junior, Shredder, Hiarcs, ChessBase). Я как раз остановлюсь на нём. Его поддерживают большинство современных движков и оболочек. Инструкцию, как подключить UCI-движок к оболочке Fritz и ChessBase, читайте в теме: http://immortalchess.net/forum/showthread.php?t=134 Также если вы хотите, то можете подключить WB-движок к оболочкам Fritz: http://immortalchess.net/forum/showthread.php?t=161 Вы можете выбрать свой набор движков (или остановиться на одном), который будете использовать в анализе. Используйте мультипроцессорные (mp-версии) движки для повышения производительности и максимального использования ресурсов процессора компьютера. У каждого движка свои параметры, назначение которых вы можете прочитать в справках или спросить на форуме. Ну, или сами испытать Для анализа от полчаса и выше рекомендую ставить хеш для движка от 512 мегабайт. В него записываются оценки и лучшие ходы. Скачать все движки вы можете на нашем форуме. 5. Дебютные книги (энциклопедии дебютов). Дебютных книг много: от Дуфека, Нумена, Иммортала. Я рекомендую последнюю: книгу DeRybImSt 5 (http://immortalchess.net/forum/showthread.php?t=1471). Что означает расцветка: Таким образом, по книге вы будете выбирать ход из ходов-кандидатов. Можете, конечно, советоваться с движком, читать книги гроссмейстеров по выбранному варианту, заглядывать в энциклопедические справочники вроде Chess Openings Encyclopedia 2011. Ваше право. 6. Эндшпильные базы. База данных шахматных окончаний. Существуют несколько видов: Gaviota tablebases (gtb) (поддерживают такие движки, как Гудини, Криттер, Стокфиш). Есть ещё специальные базы для движка Фриц, но толку от них не выявлено Вы можете сгенерировать пятифигурные таблицы Налимова или скачать (включая шестифигурные). Или воспользоваться возможностью проверить позицию онлайн-базами: http://chessok.com/?page_id=88 Подключать эндшпильные базы к оболочке Фриц через настройки: Гавиота-базы и другие подключаются индивидуально к каждым движкам в его параметрах. 7. Рекомендую купить SSD-диск или флешку для установки на неё таблиц Налимова или Гавиота. Скорость работы в эндшпиле у движка значительно повысится. Можно ещё скинуть в оперативную память часть таблиц, но слишком затратно. 8. Базы партий других адвансеров. Из базы партий можно создать свою дебютную книгу и разобраться с нужными вариантами по ней. Краткая инструкция о том, как создать книгу: Игра на сервере ИКЧФ платная. Стоит ли там играть? Почитайте статью адвансера: http://immortalchess.net/forum/showthread.php?t=10592 Я рекомендую бесплатный сервер Бестлоджик.ру, на котором сам играю. Всё очень просто: регистрируетесь, выбираете турнир класса N для начала и играете. Или бросаете вызов другому игроку. Набираете рейтинг, опыт, повышаете класс. 10. Выбор (или совмещение нескольких) метода анализа. Бесконечный анализ. Реализован во многих оболочках, в том числе во Фрице, Аквариуме. Движок будет анализировать, как следует из названия, бесконечно, пока вы его не остановите. Самый популярный метод анализа. Анализ Монте-Карло. Что это такое и как им пользоваться, можно прочитать в теме: http://immortalchess.net/forum/showthread.php?t=152 Глубокий анализ позиции во Фрице: Подробнее о настройках вы можете прочитать в справке к программе Фриц (ссылка есть в конце статьи). Также во Фрице вы можете разыграть позицию движком (автоигра) и провести анализ ошибок в партии (эта же возможность есть в Аквариуме). Также можно провести подробный анализ партии с комментариями оболочки, но для адвансера это не так важно. Сравнительный анализ несколькими движками (на выш выбор и в зависимости от того, сколько у вашего компьютера ядер). Например: На картинке показано, что можно включить мультивариативность (несколько линий, мультик, мульти-пв), что в адвансе бывает очень полезным: движок может увидеть хороший ход и вариант, который, анализируя в одну линию, не находит (ибо в анализе в одну линию режутся многие варианты) и доску для анализа, чтобы наглядно видеть варианты, предлагаемые движком. Но чем больше ходов в анализе движка, тем серьёзнее будут его ошибки, так что аккуратно: не очень доверяйте последним ходам анализа, побольше анализируйте, вручную расставляя на доске фигуры! Интерактивный Глубокий Анализ в оболочке Аквариум. Урок для начинающих: Пример работы ИДеИ на моём собственном Аквариуме: Параметры качества анализа (моё ИМХО): IDeA, оставленная на самотёк, малорезультативна! Этот метод анализа вам будет по душе, если вы с ним освоитесь! Нужно будет много работать самому, направляя движок по нужному вам руслу, обрезая ненужные ветки, вставляя анализы из БА и т.д. и т.п. Рекомендую для Аквариума движок Рыбка 4.1, запускать одноядерную версию в несколько потоков. 11. Подключайте к анализу свою голову Ещё немного информации: Несколько факторов успеха игры адванс: Со временем приобретёте опыт и поймёте, что не всё так просто, даже когда на руках есть мощное железо. Увлечься игрой по первой линии движка просто, но в этом мало хорошего. Намного приятнее получать удовольствие, думая своей головой и разнообразя анализ. Контролей времени на сервере Бестлоджик достаточно, выбирайте какой по душе. Мне нравится 10+1\21 или 10+1\22 (10 дней даётся изначально, за каждый ход по +1 или +2 дня и накопить можно только до 21-го дня). Я советую не всегда ориентироваться на оценку движка и делать ход по первой линии; внимательно делать ход не по дебютной теории и только если уверены в том, что он хорошо вами проанализирован. Дебютные новинки не всегда оказываются хорошими, особенно близко к самому началу партии; помните, что хороший CAP и статистика не всегда гарантия успеха. Вариантов много и соперник не обязан проигрывать И ещё: всегда внимательно следите за тактическими ударами со стороны соперника и проверяйте свои, в том числе стандартные жертвы на g7, h6, f7 и т.д. Многие удары движки часто без помощи сами не видят! О проблеме операторов и адвансеров я высказал своё мнение в прошлом году: В миттельшпиле побольше времени уже уделю ручному анализу с методами, которые я уже упоминал. Оператор передаст ход в какой-то позиции, видя преимущество в полтора балла, а творческий адвансер с радостью пойдёт своей пешечкой, заблокируя позицию, и дальше начнётся пляска фигур с одинаковой оценкой движка, который не понимает, что никогда его фигуры не проникнут в лагерь неприятеля (сами знаете такие позиции). Творческая личность обложится книжками, если соперник сыграл незнакомый дебют, и станет искать дебютные варианты, штудировать теорию, разбираться в планах сторон, а не только глянет на базу партий и дебютную книгу и сделает ход. Он откроет энциклопедию дебютов и окончаний, если того требует позиция. Творческий человек получит ладейник и станет рыться в книгах по этим окончаниям, если самому они плохо даются. Он не передаст тупо ход рыбки и не перейдёт в окончание со сдовенными двумя пешками и ладьёй против ладьи, не понимая, что это ничья. Творческий адвансер, который именно понимает шахматы, имеет очную квалификацию, именно будет творить. В отличие от движка он поймёт много нюансов, о которых я упомянул. Он сделает ход, не только руководствуясь алгоритмами движка. Вот что отличает оператора от не оператора. Самостоятельное понимание шахмат, творческий подход, разнообразие в анализе и дебютах, используемых программах и движках, базах и энциклопедиях, методах анализа и конкретного стиля игры под противника. И тут опять же возникает вопрос: где взять столько времени? И вспоминаем сразу пенсионеров с кучей свободного тайма. Так что время очень важно, несомненно, для адвансера. Время, желание, творчество. Конечно, все понемногу операторы, так как иногда действительно не хватает на всё времени и делаешь ход, который кажется тебе логичным со всех сторон и который предлагает движок. Но это абсолютно нормально. Это же не постоянно бездумно копировать первую линию движка. С другой стороны каждый играет, как ему нравится, и оправдывать свои неудачи тем, дескать, что «против меня играл оператор на мощнейшем железе», а у меня такого нет, у меня мало времени и вообще сегодня не мой день, тоже нехорошо. Ну так и ты играй так, чтобы выигрывать, или, в конце-концов, так, как тебе нравится И ещё: постарайтесь по максимуму использовать время, данное на партию. Не торопитесь разыграть её в один день: это адванс, а не блиц В общем, играйте, экспериментируйте, друзья, и, главное, получайте удовольствие. Надеюсь, моя статья показалась интересной, особенно новичкам! Успехов вам!
|