Акафист борису и глебу в чем помогает

Акафист святым благоверным страстотерпцам Борису и Глебу

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Кондак 1

Избраннии чудотворцы и преславнии страстотерпцы Христовы, украсившии души своя добродетелию и прешедшии поприще временныя жизни в страсе Божии, молите Христа Бога, Егоже даже до крове возлюбили есте, да спасет от бед и напастей и вечныя смерти всех, с верою притекающих и с любовию зовущих к вам:

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Икос 1

Ангельским чином радость сотворили есте, преславная двоице, целомудренный Борисе с кротким Глебом, житием своим, зане Христа ради преходящее царство земное оставльше, Господа от всея души возлюбисте. Сего ради и мы, благодаряще Бога, показавшаго в вас силу благодати Своея, с любовию вопием к вам:

Радуйтеся, яко вкупе со отцем своим, князем Владимиром, суетных богов уклонистеся;

радуйтеся, яко к истинному Богу всею душею прилепистеся.

Радуйтеся, прекраснии цвети новопросвещенныя земли Русския;

радуйтеся, пресветлыя звезды присносущаго света Христова в стране нашей.

Радуйтеся, чистоту душевную возлюбившии;

радуйтеся, дом Духу Святому себе соделавшии.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 2

Видевше, яко в мире сем вся суете и тлению причастна, измлада Христа возлюбили есте, честная братие Борисе и Глебе, жизнь безстрастную стяжавше, славнии целомудрия рачителие. Темже от страстей душевных и телесных молитвами своими свободите почитающих вас и поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум свой просветив книжным учением, чтение Божественных писаний, наипаче же душеполезных повествований о страданиих мучеников, зело возлюбил еси, блаженне Борисе; имиже себе и брата твоего Глеба наставил еси, Господа Иисуса Христа со слезами моляше, да не увлекутся суетою мира сего, но да последуют стопам святых мученик, сего ради приимите от нас, святая братие, похвалы сицевыя:

Радуйтеся, путь правый в Царствие Небесное обретшии;

радуйтеся, сим путем невозвратно шествовавшии.

Радуйтеся, разум свой в послушание веры предавшии;

радуйтеся, сердцем своим единому Христу служити вожделевшии.

Радуйтеся, Российския земли удобрение;

радуйтеся, всего мира пресветлии светильницы.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 3

Силою благодати Божия укрепляеми, крестным путем евангельским в житии вашем шестовали есте, благовернии Борисе и Глебе. Темже и нас молитвами вашими от всех козней лукаваго диавола укрепите, да непреткновенно возможем проити путем заповедей Божиих и выну воспевати: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще пред умныма очима своима образ Христа Господа, усерднии подражателие Ему в житии вашем явистеся; получивше же от отца вашего, князя Владимира, во обладание грады Ростов и Муром, о насаждении в земли вашей веры Христовы и благочестия паче всего потрудистеся и правосудием, кротостию, смирением и милосердием к бедным любовь народа своего стяжали есте, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе. Сего ради приимите и от нашего усердия к вам:

Радуйтеся, вернии ученицы Спасовы;

радуйтеся, благочестия столпи непоколебимии.

Радуйтеся, родителей ваших с любовию почитавшии;

радуйтеся, друг друга и братию свою искреннею любовию возлюбившии.

Радуйтеся, целомудрия ревнителие;

радуйтеся, девства и чистоты хранителие.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 4

Бурею зависти и злобы одержимь брат ваш Святополк окаянный, страстию прельстився властолюбия, лиши вас земнаго царствия, святии Борисе и Глебе. Христос же безконечное Царство вам дарова, Емуже со ангельским воинством предстояще, молитеся спасти любовию поющия: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав святый князь Борис, на реце Альте стоя с вои своими, о злом умышлении Святополка, яко хощет его убити, не емляше веры тому, не чаяше бо таковыя злобы от брата, обаче смущашеся мыслию и, печалию одержимь, вшед в шатер свой, со слезами моляшеся Христу Богу и Пресвятей Богородице и повеле иерею Утреню пети. Весть же приемь, яко приближашася уже убийцы, прилежнее нача молитися, да не поставит сего Господь Святополку во грех. И се внезапу нападоша нань убийцы, и копии прободоша его. Не по мнозе же времени, яко агнец непорочный, заклан бысть на реце Смядыни и блаженный Глеб. И тако предсташа святии братия вкупе в Небеснем Царствии Христу Богу, радующеся. Мы же, почитающе мученическую кончину их, усердно вопием:

Радуйтеся, в горних селениих со святыми мученики и со всеми святыми Пресвятей Троице предстоящии;

радуйтеся, непрестающим веселием наслаждающиися.

Радуйтеся, яко богатство исцелений верующым изливаете;

радуйтеся, яко от внезапныя смерти почитающих память вашу избавляете.

Радуйтеся, яко веселием духовным сердца наша исполняете;

радуйтеся, яко предстательством вашим пред Богом печали и скорби наша утоляете.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 5

Боготечныя звезды явистеся, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, на заре христианства в стране нашей, богоугодным житием своим уверяюще соплеменники в спасительности православныя веры и научающе благодарне пети Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше, како святии братия Борис и Глеб, вожделевше будущих благ, паче же любве ради Христовы, царство земное и славу его ни во чтоже вмениша, никакоже противящеся закалающему их брату, и венцы мученическия получиша, песньми духовными людие российстии их прославляют и радостно зовут:

Радуйтеся, вселенныя заступницы;

радуйтеся, стране нашея поборницы на враги.

Радуйтеся, маслины плодовитыя, в дому Божии возрастшии;

радуйтеся, финиксы, добродетельми процветшии.

Радуйтеся, врачеве болящих и бесов прогонителие;

радуйтеся, в бедах и скорбех призывающим вас с верою скории помощницы.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 6

Проповеди Христове о любви к ближним последуя, Георгий, верный слуга твой, Борисе, душу свою за тя положи; хотя телом своим прикрыти тя от врагов, вкупе с тобою убиен бысть. По мале же времени брат твой, благоверный князь Глеб, яко агня незлобив, от своего злаго раба заклание прият, и тако вы трие в Чертог Небесный внидосте, идеже со ангельскими чины Богу вопиете: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияли есте, яко два светила на тверди церковней, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, богоугодным житием своим и мученическою кончиною показующии нам путь к Незаходимому Свету Христу, темже молим вас тму неверия и развращения в стране нашей разгнати, да единомысленно вси взывают вам сице:

Радуйтеся, просветителя Российския страны, князя Владимира отрасли честныя;

радуйтеся, корене правоверия ветви богонасажденыя, цвети благоухания процветшии.

Радуйтеся, яко во уделех своих Ростове и Муроме идолы потребили есте;

радуйтеся, яко тму язычества тамо прогнали есте.

Радуйтеся, яко светом боговедения просвещаете помраченныя умы;

радуйтеся, яко теплотою молитв ваших согреваете хладная сердца.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 7

Хотя явити новый источник благодати Своея, человеколюбец Господь нетление дарова честным мощем вашим, боголюбезная двоице, Борисе и Глебе, знаменми и чудесы прослави я. Мы же дивящеся в вас всемогуществу и благости Бога, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго Каина братоубийцу, Святополка победив благоверный князь Ярослав и уведев, яко многая знамения и чудеса от гробов ваших, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, бывают, с радостию поведа о сем митрополиту Илариону и по благословению его созда в честь вашу церковь в Вышгороде, идеже поставлена быша честныя мощи ваша. Мы же, светло празднующе святую память вашу, со умилением зовем:

Радуйтеся, мученическими венцы увенчаннии на небеси;

радуйтеся, дары чудотворений прославленнии на земли.

Радуйтеся, яко и прежде прославления вашего дивная знамения над гробом вашим являхуся;

радуйтеся, яко столп огненный и свещи горящия тамо зряхуся.

Радуйтеся, яко тамо ангельская пения слышахуся;

радуйтеся, яко при открытии мощей ваших благоухания церковь вся исполнися.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 8

Странники и пришельцы, по апостолу, явистеся на земли, боголюбезнии Борисе и Глебе, дольняя презирающе, горних взыскующе, все помышление к Богу имуще, братнею любовию совокупльшеся, благочестно пожисте. Темже и нам помозите вашими молитвами добродетельное житие возлюбити и пети Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всею душею и всем сердцем возлюбивше Христа и Церковь Его в жизни временней, братия блаженнии, и по преставлении вашем не оставляете во время благопотребно вразумляти преступающих закон евангельский и законы церковныя. Сего ради Церковь Святая ублажает вас сице:

Радуйтеся, Господеви, а не человеком угождавшии;

радуйтеся, на стражи закона Христова стоящии.

Радуйтеся, во граде Дорогобужи жену некую, в праздник святителя Николая работавшую, разрушением храмины ея и изсушением руки наказавшии;

радуйтеся, по триех летех с верою притекавшей ко святым мощем вашим жене той исцеление подавшии.

Радуйтеся, двух мужей в Вышгороде, в темницу неповинно заключенных, чудесно свободившии;

радуйтеся, сим чудом великаго князя киевскаго Михаила-Святополка не предавати никогоже на казнь по клевете вразумившии.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 9

Всякия недуги исцеляти в земли Российстей дадеся вам благодать от Бога, якоже великомученик Георгий, во сне явлься некоему слепцу, поведа, послав его к вам; он же, пришед в Вышгород, пребываше дни некия при церкви вашей, усердно моляся, и получив прозрение, благодарне возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не могут достойно восхвалити вас, страстотерпцы Христовы Борисе и Глебе, за любовь и милосердие ко всем человеком страждущим; вся бо страна наша исполнися славою чудес ваших, имже удивляющеся, с верою вопием вам:

Радуйтеся, яко всех, призывающих вас с верою, от различных недугов исцеляете;

радуйтеся, яко вашими молитвами слепии прозреваху.

Радуйтеся, яко вашим ходатайством хромии и безнозии хождение получиша;

радуйтеся, яко в Вышгороде отроку некоего мужа Мирона-огородника в сонном видении явистеся и крестным знамением сухую и скорченную ногу его здраву сотвористе.

Радуйтеся, во граде Турове инока Мартина, в тяжцей болезни суща, в келии яве посетившии и исцеление ему подавшии;

радуйтеся, яко и всем труждающимся скории помощницы.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 10

Спастися хотяще от вечныя смерти, достоблаженнии Борисе и Глебе, души ваша украсили есте целомудрием, смирением, кротостию и прочими добродетельми и, прешедше поприще временныя жизни, венцев неувядаемых сподобистеся. И ныне, предстояще Престолу Господа славы, молитеся прилежно о чтущих память вашу и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и заступление, богомудрии угодницы Борисе и Глебе, есте Отечеству в годину скорби и нестроений и прибежище всем, с верою призывающим вас на помощь во всяких бедах и напастех, дерзновение бо велие имуще, святии, у Христа Бога помогати и спасати вопиющих вам таковая:

Радуйтеся, неисчерпаемии источницы Божественных исцелений;

радуйтеся, реки чудес и дарований духовных.

Радуйтеся, яко сущим в бедах и напастех избавление подаете;

радуйтеся, ослепленным владимирцем князем Мстиславу и Ярополку Ярославичем, в церковь вашу на Смядыни пришедшим, прозрение даровавшии.

Радуйтеся, Димитрию Донскому победити татарскаго царя Мамая помогшии;

радуйтеся, благоверному князю Александру Невскому на помощь противу Велгера Свейскаго с небес явльшиися.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 11

Пение хвалебное и благодарственное приносим дивному во святых Своих Богу нашему, даровавшему Церкви Своей и стране Российстей дивных чудотворцев, священную двоицу Бориса и Глеба, иже ныне со ангельскими чины и со всеми святыми вопиют на небеси: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарнии светильницы незаходимаго Солнца Правды Христа Господа явистеся, добропобеднии Борисе и Глебе, земли Российския покровителие и защитницы, ихже ныне священную память совершающе, во умилении душ и сердец вопием:

Радуйтеся, веселие и радование стране нашей;

радуйтеся, крепости и забрала воинов христолюбивых.

Радуйтеся, Престолу Господа славы предстоящии;

радуйтеся, зарею Трисолнечнаго Света озареннии.

Радуйтеся, яко отверзошася вам врата Едемская;

радуйтеся, яко лицем к лицу Господа зрите.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 12

Благодать единения и братолюбия испросите у Бога Отечеству вашему, святии миротворцы Борисе и Глебе, да вси людие российстии возлюбят друг друга и единодушно исповедуют православную веру, воспевающе Христу, Спасителю нашему песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще добродетельное ваше житие, преисполненное нелицемерныя любве к Богу и ближним, мученическую кончину и славу на небеси и на земли по преставлении вашем, прилежно молим вас, блаженнии братие Борисе и Глебе: не возгнушайтеся нас грешных и недостойных, зовущих к вам:

Радуйтеся, Господеви верно послужившии;

радуйтеся, светом и солию земли Российския явившиися.

Радуйтеся, добродетелем отца своего подражавшии;

радуйтеся, вкупе с ним в радость Господа вшедшии.

Радуйтеся, сонму мученик сопричтеннии;

радуйтеся, в лице российстих святых славою многою от Бога превознесеннии.

Радуйтеся, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, теплии о нас пред Богом молитвенницы.

Кондак 13

О преславнии и пречуднии чудотворцы, святии страстотерпцы Борисе и Глебе, приимите от нас сие малое приносимое вам моление и вашими молитвами у Престола Божия утвердите в стране нашей мир и благочестие; Церковь святую сохраните от ересей и расколов и всех православных христиан оградите от враг видимых и невидимых, от неверия и развращения, от бед и скорбей, да благодарни суще, вопием спасителю Христу Богу нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельским чином …» и 1-й кондак «Избраннии чудотворцы …».

Молитва 1-я

О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденных от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

Святии страстотерпцы, боголюбивая двоице, благовернии князи Борисе и Глебе, измлада всею душею Христа возлюбившии, целомудрие, кротость, смирение и прочия добродетели стяжали есте и, яко Агнцы незлобивии, от брата своего неправедное убиение претерпели есте, чистыя своя души в благоприятную жертву Богу принесосте и от Него венцы нетленныя приясте, припадающе к честному образу вашему, молим вас в дусе сокрушенне и смиренне: вознесите своя усердныя молитвы ко Всемилостивому Спасу нашему, да подаст нам, чтущим святую память вашу, великия Своя и богатыя милости. Церковь Свою Святую да соблюдет от ересей и расколов, в чадех ея да оживет дух правыя веры и любве, дух ведения и благочестия, да дарует всем нам вся, яже к жизни временней и вечней потребная. Ей, святии страстотерпцы, ускорите на помощь к нам, якоже сроднику вашему благоверному князю Александру Невскому и избавите страну нашу от враг видимых и невидимых, от глада, огня, смертоносныя язвы, от всяких бед и напастей; разгоните облежащий ны мрак неверия и развращения, да мирно и благочестно поживем в веце сем и сподобимся христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Христа Бога, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Икона святых Бориса и Глеба

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Борис и Глеб
Школа или худ. центр: Москва; Средняя Русь
Начало XIV в.
Алпатов 1974: XIV в., Средняя Русь
Onasch 1977: Конец XIII в., Москва
Лазарев 1980: Начало XIV в., Москва
Лазарев 2000/1: Начало XIV в., Москва
Вилинбахова 2014: Вторая половина XIV в., Средняя Русь
143 × 95 × 2.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-2117

Они стали первыми, кого Церковь причислила к лику святых. Жизнеописание страстотерпцев, зафиксированное в летописных повествованиях — словно живые свидетельства их современников, дошедшие до наших дней.

Краткое житие святых

Борис и Глеб — младшие сыновья князя Владимира Святославича, правившего на Руси до 1015 года. Еще при жизни родителя каждый из наследников получил в управление вотчину. Борису надлежало княжить в Киеве, а его младшему брату — в Муроме.

Однако после кончины родителя русские земли накрыла смута. Вопреки желанию почившего князя престол в Киеве захватил Святополк. Чтобы укрепить свое положение, старший брат повелел уничтожить Бориса и Глеба.

Борис и Глеб, ведая о намерениях Святополка, отказались идти войной на смутьяна. Неподчинение старшему по роду в их представлении оказалось страшнее собственной гибели и каждый из них смиренно принял свою участь во имя соблюдения христианских заповедей.

Как изображают на иконах

Иконописцев на создание первого образа святых вдохновили чудеса, произошедшие на могиле страстотерпцев. Первая икона была написана для Борисоглебской церкви, в которой и покоились мощи святых. Согласно апокрифам, она максимально точно воспроизводит облик мучеников, поскольку запечатлена по их нетленным мощам.

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Святые благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) († 1015), с житием Владимира, Бориса и Глеба
Первая треть XVII в.
Дерево, темпера.
115 × 80 см
Муромский историко-художественный музей, Муром, Россия

Начиная с IX-XIII вв. иконография образов не претерпела существенных изменений. Традиционно парное изображение святых отчасти продиктовано летописными источниками, в частности, «Житием Бориса и Глеба», в которых подвиг князей описывается в единой событийной канве.

Особенностью древних иконографических образов является одеяние мучеников. В отличие от доминирующих в этот период византийских одежд, в которых изображали святых, Борис и Глеб представлены на иконах в национальном княжеском облачении. На изображение страстотерпцев влияла также традиция иконописной школы и стремление подчеркнуть важную смысловую линию. Так, художники часто изображали святых князей с крестом или мечом в руках, подчеркивая святость и мученичество либо миссию защитников и покровителей Русской Земли.

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Святые благоверные князья Борис и Глеб Школа или худ. центр: Средняя Русь 1550–1560-е годы
30.6 × 23.3 см
Собрание Воробьевых, Москва, Россия

Позже, в XIV веке, появились житийные иконы. Их изображение включает клеймы, в которых символически запечатлен земные события, приведшие к кончине князей.

Образ «Борис и Глеб на конях»

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Борис и Глеб на конях Школа или худ. центр: Москва; Псков Середина XIV в.

Эта иконографическая трактовка получила распространение в XIV в. Нравственное единение братьев иконописцы передают с помощью жестов. Так, Борис изображен смотрящим вперед, взгляд же Глеба обращен к нему, что символизирует почитание младшим братом старшего. В некоторых изводах лики обращены друг к другу или же направлены в одну сторону, что передает единство их устремлений.

Княжеские одежды икон домонгольского периода сменяет воинское облачение, что говорит о предназначении святых оберегать Отечество от внутренних распрей и внешних врагов.

О чем молятся святым

Святые считаются небесными покровителями власти и защитниками Отечества. Им молятся об оставлении злобы между людьми, о благоволении властей, а также просят защиты и помощи на поле брани от внешних врагов.

Примеры Божией помощи по молитве перед иконой святым

Известный полководец Александр Невский получил помощь по молитве перед иконой, готовясь к своему главному сражению. Обрел покровительство и другой великий полководец Дмитрий Донской. Святые страстотерпцы помогли одержать победу над внешним врагом в древние времена, помогут они и в наши смутные дни прекратить братоубийственные войны, вернуть мир в дома и души соплеменников, ибо «по вере вашей да будет вам» Мф. 9:29

Евгения Пономарева

Источник

Житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба и их икона, в чем помогают и текст молитвы

Краткое жизнеописание братьев

Братья воспитывались в традициях христианства. Старший, Борис, любил читать жития святых и Святое Писание. Он стремился подражать им в благочестии и молился Богу, чтобы тот послал ему возможность совершить подвиг во Имя Его. Глеб рос вместе с братом, разделял его христианские принципы и любил слушать, как Борис читает Святое Писание. Братья с милосердием и добросердечием относились к бедным и больным людям.

Борис правил Ростовом. Подданные уважали его за мудрость и заботу о благочестии народа. Его женой стала датская принцесса. Глебу, по распоряжению отца, достался Муром. Но против православного князя восстали горожане-язычники. Глеб жил за пределами городской стены, так как внутрь его не пустили.

Убийство Бориса

События, которые привели к гибели братьев, начались в 1015 году, с болезни Владимира. Великий князь выделял Бориса среди других сыновей. По легендам, он хотел сделать его своим преемником вопреки правилу наследования престола по старшинству. Борис приехал в Киев к больному отцу. В это время пришла весть о нападении печенегов. Владимир поручил Борису разобраться с врагами. Молодой князь с дружиной прибыли на место сражения, но никого там не нашли.

На обратном пути у реки Альты Борис получил извещение о кончине Великого князя Владимира. Также он узнал, что Святополк самовольно назвал себя новым правителем Руси, но предлагал Борису свою дружбу и помощь в увеличении земельных владений.

Дружинники запротестовали и призвали Бориса идти в Киев, чтобы отбить право на власть. Но молодой князь отверг их предложение. Он уступил Святополку трон, так как верил брату, в его дружеские намерения. Воины остались верны Владимиру, и пошли в Киев. Борис остался в шатре на берегу реки с несколькими помощниками. Там князя Ростовского застали убийцы — боярин Путша и его вышегородские приспешники.

Борис готовился ко сну и молился, обуреваемый скорбью по отцу и сомнениями о честности брата. Когда он лег спать, убийцы вошли в шатер, вооруженные копьями. Слуга Георгий пытался защитить князя, но их обоих закололи. Борис не умер сразу. Бояре завернули его в полотнище и привезли в Киев. В столице в родных чертогах его добили ударом меча в грудь слуги-варяги. Князя Бориса тайно похоронили в Вышгороде. Он чтил святость родовой связи, почитал старшего брата, как отца, поэтому не поддался междоусобной вражде.

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Убийство Глеба

Князь Муромский получил известие о смерти отца, Бориса и самоуправстве Святополка от брата Ярослава. Глеб находился недалеко от Смоленска. Ярослав советовал ему не возвращаться в Киев, чтобы не стать жертвой братоубийцы. Святополк мог подумать, что Глеб приехал мстить.

Тело Глеба положили в гроб из выдолбленных бревен и закопали рядом с местом убийства — на берегу реки, вниз по течению от Смоленска. В житиях описывается иная участь тела князя — его покинули на берегу. Мощи лежали нетленными, а по ночам с того места доносилось молитвенное пение.

Князь Борис встретился с убийцами в ночь на 24 июля, а Глеба убили 5 сентября. Когда на трон взошел Ярослав, он распорядился перенести тело князя Муромского с берега Смядыни в Вышгород, где у церкви Святого Василия покоился его невинно убиенный брат.

Версии

Варяжская сага повествует о борьбе русских князей Ярислейфа и Борислейфа. Историки угадывают в героях князя Ярослава и Бориса. Согласно саге, Борис был убит наемными варягами по приказу Ярослава. Но возможно, что в повести говорится о Святополке, но его путают с польским королем Болеславом, с которым они были союзниками.

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Русские летописи подтверждают версию о причастности Ярослава к смерти святых князей. Только Борис и Глеб поддерживали Святополка. Остальные братья, Мстислав и Брячислав, были согласны с Ярославом в том, что самодержца нужно уничтожить. Убийство в первую очередь кого-то из враждебно настроенных братьев было бы логично для Святополка. Но убиты оказались его союзники. Версию не признали, так как Ярослав Мудрый наказал Святополка за злодеяния, и сделал все, чтобы имена пострадавших братьев вспоминали с благоговением.

Борис и Глеб — первые святые на Руси, признанные Вселенской Константинопольской Церковью. Князя Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого канонизировали позже.

Значение благоверных князей в православии

Если учесть неофициальную версию событий 11 века, канонизация русских князей приобретает особое значение. Точная дата не установлена, но почитание их как святых началось при Ярославе Мудром. Борис и Глеб причислены к мученикам-страстотерпцам. Лик святых объединяет христиан, убитых христианами, без сопротивления. Прослеживается сходство их участи с гибелью семьи Романовых. Князья невинно пострадали в междоусобной войне. У мощей святых исцелялись люди, поэтому их стали почитать, как чудотворцев-целителей. Для княжеских потомков они стали покровителями и считаются заступниками русской земли.

Если бы князья восстали против Святополка, они не удостоились бы такой чести, как благодать на Небесах и вечная память. Но князья пожертвовали жизнью ради сохранения мира. Святополка сравнивают с Каином. Он получил возмездие за братоубийство. После поражения в битве с Ярославом Мудрым Святополк скрывался в Польше и не мог найти себе пристанище. После смерти его могилу считали нечистой. Убиенные им князья символизируют Кару Божью.

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Почитание святых мучеников

Начало почитания князей на Руси связывают с тремя событиями:

Князей канонизировали до начала 12 века, так как в конце 11 века частицы их мощей уже отправили в Чехию. Католики тоже почитают святых князей. В католическом списке святых они упоминаются, как Роман Русский и Давид Польский.

Русские чудотворцы

В 12 веке составлена служба святым, в тексте которой подчеркивается их сила целителей. Один вышгородский юноша страдал от хромоты. Он помолился у могилы святых князей, и они явились к нему во сне. Чудотворцы перекрестили ногу юноши. Утром он проснулся исцеленным.

Другое чудо произошло с одноногим человеком. Нога у него была отнята до колена. В видении явились ему святые князья, идущие от церковного алтаря. Человек увидел их и упал ниц без сознания. Люди отнесли его к церкви, и там увидели, как отрастает отнятая часть ноги. Молитвами к святым прозрел слепой человек. Братья явились ему во сне, перекрестили глаза, и он стал видеть.

Князья наказали работницу, не пожелавшую идти на праздник Святого Николая в церковь. Двое всадников в белом выволокли ее из дома за руку, а дом разрушили. Рука работницы отнялась. Три года она скиталась, пока не пришла в церковь святых князей. Ночь женщина провела у стен храма. Во сне ей явились братья и подарили перстень. На утренней службе женщина исцелилась.

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Чудо произошло с невежественным варягом у могилы князей. Он непочтительно стоял на ней. Вдруг из земли вырвался огонь и обжег варягу ноги. Братья-чудотворцы помогли старцу-монаху, хворавшему в келье. Старец мучился болями в животе, не мог встать с постели, но очень хотел пить. Несколько дней к нему никто не приходил. Монастырь подтопило в половодье, и монахи вычерпывали воду. Старец молился Борису и Глебу. Вдруг в келью вошли два инока, спросили, что с ним, и напоили. Монах спросил, кто они. Гости назвались братьями Ярослава. Когда иноки ушли, старец понял, что его посетили святые.

Память в роду князей

Последующие правители приходили поклониться мощам мучеников. Рюрик Ростиславович и Александр Невский побеждали в битвах благодаря их заступничеству. Во время битвы со шведами на Неве Борис и Глеб явились в челне. В честь подвига и памяти святых сплочались русские княжества, а князья выполняли обязательства друг перед другом. Во имя братьев сохранялся мир на Руси.

В княжеском роду мирскими и крестными именами святых часто называли детей: сыновей Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Ростислава Смоленского. Места убийств братьев почтили строительством церквей — на реке Альте и Смядыни. Позже там обосновались монастырские общины. Храмы и монастыри во имя святых строили по всей России. Наиболее известные обители процветают до сих пор: Новоторжский и Надозерный Переславль-Залесский монастыри.

Почитание в зарубежье

Другие страны тоже знают святых мучеников:

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Молитвы и день памяти святых находят в сербских и болгарских молитвословах 13-14 века. Бориса и Глеба поминали 24 июля, по новому стилю – 6 августа. Постепенно их праздник стали отмечать торжественной службой с полиелеем. В 12 веке братьям пели специальные гимны. Текст службы написал митрополит Киевский Иоанн. Если до 15 века в гимнах упоминалось имя Святополка, то в поздних стихирах авторства Пахомия Логофета имени убийцы нет.

Иконография

Первые образы святых писали по распоряжению Ярослава Мудрого. Их изображали на крестах-мощевиках, сделанных на заказ. Позже сложилась иконография. Братьев изображали вдвоем, в полный рост. Княжеское происхождение выдавали шапки, отороченные мехом, красные плащи и мечи. Иногда святые держат кресты. За основу для написания образов взято описание облика Бориса из сказания о князьях:

Также упоминается веселый нрав и юный возраст князя. Он погиб в 25 лет. Так как в сказании нет описания внешности Глеба, князя Муромского изображали похожим на брата. Общие черты — длинные волосы и чистые лица без бороды. Чтобы подчеркнуть юность князей, иконописцы использовали специальный прием — удлиняли фигуры. Святые кажутся воздушными и хрупкими.

Лица святых обращены к молящемуся. На некоторых иконах братья слегка повернуты друг к другу, будто беседуют. Редко встречаются одиночные иконы. Списки делали с рельефных портретов на серебряных пластинах, покрывавших раки с мощами. В 14 веке появились житийные иконы князей. Иконописцы уделяли особое внимание выражениям лиц. Образы наполнены кротостью, смирением, добротой. Кроме фигур князей, на них изображены чудеса, совершенные ими.

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

По византийской традиции, святых изображали на конях. Стиль иконографии распространился после победы над монголами в 12 веке. Также прослеживается влияние образов Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Святым молились о заступничестве в битвах и о победе над врагами. Поэтому на иконах они приняли воинственный вид защитников.

В отдельный тип выделяют иконы святых, на которых они изображены заступниками городов. Отличительная черта образов — Иисус Христос в облачном сегменте над головами братьев. Их помощи приписывают спасение Каргополя от пожара. Чуду посвящена икона 18 века. На одном из ее списков одежду изобразили киноварью, как символ кровавой жертвы братьев и Христа.

О чем просят святых страстотерпцев

Христиане обращаются к князьям с просьбами:

Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть фото Акафист борису и глебу в чем помогает. Смотреть картинку Акафист борису и глебу в чем помогает. Картинка про Акафист борису и глебу в чем помогает. Фото Акафист борису и глебу в чем помогает

Святых братьев просят молиться Господу о прощении грехов, исцелении болезней ног и глаз.

Текст молитвы

О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующий! Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением (град сей и) всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *