Аксиологическая функция что это

Аксиологическая функция философии

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой — для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Регулятивная функция философии

С помощью регулятивной функции философия влияет на взаимосогласо­ванность конкретных действий и направлений жизнедеятельно­сти человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция философии

Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.

Все философские функции тесно связаны между собой, и, в зависимости от целей, задач, установок, ситуаций степень их проявления может быть различной.

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

Эвристическая функция

Источник

Аксиология: что это простыми словами, краткий обзор, идеи

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

Что такое аксиология?

Аксиология — это одна из дисциплин философии, предметом изучения которой являются ценности. Согласно аксиологии, именно ценности образуют фундамент нашего бытия, они представляют собой главную движущую и мотивирующую силу в жизни человека. К задачам аксиологии относится изучение структуры, характеристик и иерархического построения системы ценностей, а также познание ее природы и научной специфики.

Основным вопросом аксиологии является вопрос о соотношении оценки и ценности, одна из основных этических, эстетических и познавательных проблем современности. Даже признав такие ценности как истина и красота, человек не станет отождествлять их с благами, а оценки — с ценностями, эти понятия просто не совпадут в человеческом сознании, но ценности способны дать смысл любому действию человека.

Первым использовать термин «аксиология» в самом начале 20 века стал философ из Франции П. Лапи. В дальнейшем аксиология была признана самостоятельной философской дисциплиной, основной задачей которой стало определение роли разума в общей структуре бытия.

Что изучает аксиология?

Описываемая дисциплина изучает:

Основополагающие признаки и характеристики ценностей в различные эпохи менялись и дополнялись. Так, Сократ определял реализованную ценность в качестве блага, называя ее полезной, а средневековые мыслители дополнили данное понятие такими категориями как красота, доброта и полнота бытия. В наши дни философы выделяют аксиологию в отдельную философскую ветвь, делящую сферу понимания бытия на ценность и реальность.

Таким образом, первым мыслителем, задавшимся вопросом о ценностях в философском понимании этого слова стал Сократ. Данный вопрос занял место центрального в его философии, ценность Сократ считал благом, причисляя ее к абсолютным идеям, придающим вещам истинность

Причины зарождения

Процесс появления аксиологии делится на несколько периодов. Попытки понять и конкретизировать систему ценностей прослеживаются еще в Античности, но тогда понятие ценности не являлось предметом, выделяемым мыслителями в отдельную категорию. Становление аксиологии в качестве самостоятельной ветви философии относится ко второй половине 19 столетия, данный процесс связывают с рядом следующих обстоятельств:

Следовательно, появление аксиологии и ее дальнейшее становление в качестве самостоятельной дисциплины в философии было связано со специфическими условиями, в которых находилась во второй половине 19 столетия европейская интеллектуальная жизнь. Именно тогда исчерпали себя импульсы, заданные в эпоху Просвещения, а ученые четко осознали момент перелома эпох, за которым неизбежно следуют и перемены в векторе развития научной и философской мысли. Подобные тенденции вылились в единое стремление о подведении итогов развития классической философии и переходом к новому этапу ее развития, связанному с большим плюрализмом мнений, а также значительным числом новых учений и философских школ.

Обращение к системе ценностей на тот момент стало, с одной стороны, своеобразным отображением кризисных явлений в просвещенческом рационализме с попыткой преодолеть их, с другой стороны оно явилось свидетельством перехода философии к новой стадии в ее развитии. Помимо этого, обнаружились принципиальные различия во всевозможных системах познания, которые, при этом, могли активно взаимно дополнять друг друга. Дальнейшее развитие аксиологии поспособствовало выявлению и осознанию неоднородности научных знаний, что создало условия для их последующего упорядочения и систематизации.

Периоды развития

Исторически развитие аксиологии делится на три основных периода:

«Ценность» как основа аксиологии

К основополагающей в аксиологии категории относят «ценность». Естественно, данное понятие имеет множество трактовок, а потому оно может по-разному восприниматься каждым отдельным индивидом, поскольку в смысл указанного термина уже включен оценочный момент (ведь определяя что-либо для себя как ценное, мы делаем его значимым в собственных глазах). Однако, то, что является ценностью для одного человека, может вызывать полное безразличие у окружающих, что закономерно вскрывает проблему объективности либо субъективности при определении характера ценности.

Подобно истинности, ценность нельзя отнести к свойствам, она лишь связывает мысль и окружающую нас реальность. А человек, определяя свою собственную систему ценностей, основывается сугубо на индивидуальном жизненном опыте, личных интересах и потребностях. Ценность имеет положительное для индивида значение, ее роль для себя он определяет не на основе ее свойств, а на основе вовлеченности конкретной вещи в его жизнь.

Ценностный мир отличается огромным динамизмом, при этом он сильно зависим от мира людей, поскольку природу в принципе отличает ценностная нейтральность. Изменяется и восприятие ценностей, к примеру, в античное время к категории высших ценностей относили гармонию и полноту жизни, в Средневековье система ценностей стала носить уже ярко выраженный религиозный характер, а в Эпоху Возрождения высшей ценностью признавался гуманизм. На современном этапе развития человечества ценности могут рассматриваться как важные и приносящие пользу вещи и предметы, также ценностями признаются идеалы, принципы и нормы, имеющие большое значение, как для отдельных людей, так и для больших групп населения.

При всем их разнообразии и множественности, ценности классифицируют по следующим признакам:

Таким образом, иерархическая структура ценностного мира соответствует структуре духовного мира личности. Именно формирование собственной системы ценностей является главным фактором при становлении индивида в качестве самостоятельной личности. Помимо этого, наличие у человека системы ценностей является признаком усвоения им принятых в обществе норм и правил, при одновременном наличии у него собственных норм, основанных на личном опыте.

Источник

Аксиологическая функция: описание, виды, методы исследования

Начнем с того, что же представляют собой функции философии. В первую очередь, их можно охарактеризовать как основные направления применения философии, через которые становится возможным реализовать присущие ей цели, задачи, а также назначение науки. Функции философии принято выделять следующие: мировоззренческая, методологическая, мыслительно-теоретическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая, социальная, воспитательно-гуманитарная, прогностическая.

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

Значение функций философии

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это Вам будет интересно: Треугольник Фреге: понятие, логическая модель, семиотика и логика

Каждая из перечисленных имеет свое собственное направление. Характеризуются они следующими понятиями:

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это Вам будет интересно: Гуны материальной природы в индуистской философии санкхья. Саттва-гуна. Раджо-гуна. Тамо-гуна

Все они являются основой философии.

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

Аксиологическая функция

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это Вам будет интересно: Развитие философии: этапы, причины, направления, концепция, история и современность

Подробнее обратимся к данной функции. Что же она собой представляет? Начать стоит с происхождения. В переводе с греческого слово axios означает «ценный». Следовательно, и суть аксиологической функции заключается в том, чтобы оценивать окружающую нас действительность с точки зрения самых разных ценностей (морально-нравственных, этических, социальных и так далее). Основная ее задача в том, чтобы сохранять все ценное и необходимо полезное, а ненужное, отжившее оставлять в прошлом. Особенное значение аксиологическая функция имеет в переломные периоды истории.

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

В чем суть?

Философия не только ставит вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, но и некоторые вопросы, которые выступают в качестве доминирующих. Аксиологическая функция проводит отличие долгосрочных тенденций от краткосрочных, при этом четко отбрасывая то, что поверхностно, оставляя только то, что фундаментально. Проще говоря, отделяет важное от неважного. Благодаря этой функции у человека может сформироваться личная система ценностей, которая имеет первостепенное значение в жизни каждого. Так как отражает жизненную позицию и мировоззрение. Следовательно, мировоззренческая и аксиологическая функции философии отвечают за те аспекты, которые предопределяют поведение человека в обществе.

Как работает?

Функции философии, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, способствуют тому, что, получив знания о каких-то предметах или процессах, происходящих в обществе, люди сразу начинают анализировать и определять, что полезное конкретно для них можно «вытянуть» из этих предметов и событий. Происходит оценочный процесс, после которого выбирается то, что несет какую-то пользу, благо или выгоду для общества. Иногда такую функцию называют социально-аксиологической функцией философии, так как она имеет непосредственное отношение к обществу в целом, а не только к конкретному человеку.

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

Процесс оценки

Базируется процесс оценивания на следующих аспектах: это природные/социальные свойства предмета/процесса и их значимость. Индивид в ходе процесса оценки выражает свое отношение посредством одобрения или неодобрения. Стоит также упомянуть, что ни один процесс оценки невозможен без сравнения. Происходит это следующим образом: сопоставляются два или больше предметов/событий/процессов для того, чтобы выбрать один, конкретный из предложенных.

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

Оценочные эквиваленты

Чтобы осуществить процесс сравнения, используется социально значимый эквивалент, а бывают они следующих видов:

Для того чтобы выбрать нужный оценочный эквивалент, человек основывается на актуальных интересах и на своем предыдущем опыте.

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

Что представляет собой ценность?

Особенности оценочных суждений

В первую очередь, это всегда мнение конкретного человека или нескольких людей о чем-либо, эти данные характеризуются утилитарностью и сопровождают абсолютно каждый этап сознательного управления. Существуют два вида оценивания: профессиональное, или экспертное, и обыденное. Если мы говорим о последнем типе, то здесь первостепенное значение имеет интуиция. Объективность оценки зависит от того, каков социальный опыт людей, которые участвуют в процессе оценивания. Чем он выше, тем правильнее признается обыденное оценивание.

Аксиологическая функция что это. Смотреть фото Аксиологическая функция что это. Смотреть картинку Аксиологическая функция что это. Картинка про Аксиологическая функция что это. Фото Аксиологическая функция что это

Обыденное и профессиональное оценивание

Здесь можно поставить знак равенства с понятием «общественное мнение». Его изучают не только ученые, но и политики, чтобы использовать в своих целях. Если пытаться определить общественное мнение, то можно сказать, что это состояние сознания определенной общности, которая выражает ее отношение к процессам, происходящим в их социальной реальности. В свою очередь, профессиональное оценивание – это задача экспертов той или иной области. Ученые делают вывод, что профессиональное оценивание на сегодняшний день приобретает характер самостоятельной отрасли духовной деятельности. Сегодня социальная экспертиза имеет четыре формы проявления: служебная (внутренняя и внешняя), правовая, экономическая, научная.

Философские ответы на мировоззренческие вопросы

Мы уже знаем, что философия – теоретическая основа мировоззрения, именно по этой причине главная проблема заключается в понимании взаимоотношений сознания и объективного мира. В этом объективном мире возникло сознание, а также взаимоотношения сознания и материи. В научном мире данную проблему принято подразделять на следующие элементы. В первую очередь, это вопрос, что есть причина всего сущего – материя или сознание? Во вторую – познаваем ли все-таки мир или нет? Именно ответы на эти вопросы раскрывают суть проблемы взаимоотношений сознания и мира. В соответствии с разработанными теориями философы подразделяются на две категории: идеалисты и материалисты. Но несмотря на это разделение, материализм и идеализм – взаимосвязанные аспекты одного большого процесса, а не абсолютное противоречие, как можно подумать.

Познаваемость мира

Еще один вопрос, который обязателен к рассмотрению, заключается в том, познаваем ли мир или нет. Большая часть ученых утвердительно отвечают на данный вопрос, другая же половина твердо уверена в том, что человек не имеет возможности познать окружающий его мир. Таких философов называют агностиками. Объясняют они это тем, что у человека ограничены личные познавательные возможности, а также Кант, например, считал, что познание мира человеком невозможно в силу объективной непознаваемости явлений как таковых. На самом деле роль философии в жизни человека и общества неоценима. Как минимум эта наука – база культуры, она разделяет и в то же время соединяет различные отрасли познания и практики. Проблемы, которые изучает философия, – это не что иное, как жизнь, отражение окружающей действительности. И только решение и анализ данных проблем дают возможность индивиду осознать и осмыслить окружающий мир, свое «я», искать смысл жизни, определить свое предназначение, реализовать себя как личность в любой жизненной сфере.

Источник

Основные функции философии

Функции философии определяют её практическое и теоретическое значение. Это направления, в которых применяется философия как наука и посредством которых реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия – особый вид познания и деятельности, с которыми связана общественно-историческая практика людей. Ориентируется на решение социальных задач, стремиться дать целостное представление о материальном и идеальном мире. В ходе взаимодействия с практической деятельностью преобразовывает и познаёт реальность.

Функции философии

Философия как наука выполняет несколько функций:

Рассмотрим каждую более подробно.

Мировоззренческая функция

Основа мировоззренческой функции лежит в системе теоретически аргументированных взглядов на мир и его явления, свойства и взаимоотношения. Именно эти взгляды являются определяющими в направлении деятельности людей, которая базируется на их представлениях об окружающей среде и реальности. В этой связи можно говорить о том, какой характер имеет сама философия, такому направлению взглядов и придерживается человек. Потому как обе философии и научная, и религиозная имеют под собой теоретические обоснования.

Научная философия опирается на достижения, сделанные в разные времена в научной сфере, в свою очередь религиозная, подкреплена знаниями о религии и при этом достаточно яро критикует науку. Исходя из этого, можно говорить, что поведение человека формируют его мировоззренческие установки.

Часто случается, что видение мира вступают в борьбу с содержанием практической деятельности людей.

Некоторые учёные, которые занимались исследованиями природных явлений, были идеалистами. Они заявляли, что все явления мира выступают в качестве комплекса чувств человека, за гранями которого нет никакого объективного мира. Были и подлинные идеалисты, которые к своим научным исследованиям относились как материалисты.

Последних обычно называют стихийными материалистами. Они неосознанно философски относились к миру как к настоящей действительности.

Познавательная функция

Познавательная функция философии сопровождает науку с самого её зарождения. Потому как философия и возникла именно потому, что люди были склонны к познанию, изучению окружающей действительности, а также различных свойств и законов существования. В каждом периоде своего существования философия занималась решением этих задач и следовала по пути решения одних проблем к постижению других.

В начале своего развития познавательная функция реализовывалась в виде догадок древнейших философов, и достигла своего совершенства в создании безупречных философских систем, в которых философская мысль творчески проявляет себя. Несмотря на это многие философы были яркими представителями естественных и социальных наук.

Методологическая функция

Методологическая функция присуща философии ввиду того, что наука вырабатывает принципы отношения человека к миру и хранит знания об этих принципах. Соответственно она может выступать в качестве методологии или в роли учения о методах познания и преобразования реальности.

Методология, если рассматривать её как совокупность убеждений и правил, выступает в качестве проявления мировоззрений в действии. В этом направлении можно утверждать, что методологическая функция философии играет значительную роль в формировании и развитии всех видов наук. Исследователи очень часто используют методологические предписания философии в поиске новых способов и методов изучения.

Ценностно-ориентировочная или аксиологическая функция

Аксиологическая или ценностно-ориентировочная функция представляет собой систему теоретических убеждений относительно мира. А философия, в свою очередь, обуславливает отношение к его явлениям или даёт характеристику их значению для познающего субъекта и/или других людей, кроме этого даже для общества или человечества в целом.

Говоря простыми словами, этой функцией даётся оценка всех явлений, и то, какое значение они имеют в жизнедеятельности людей. Философия призвана порождать в человеке пробуждение определённых нравственных ориентаций, аксиологическая функция прекрасно с этим справляется посредством выявления социальных ценностей. Это, логично предположить, способствует формированию более адекватной приспособительной и творческой деятельности человека.

Мотивационно-побудительная функция.

Мотивационно-побудительная функция философии заключается в том, чтобы подталкивать человека к перманентному развитию и стремлению заниматься полезной для общества деятельностью. Философия как наука формирует у людей определённые взгляды и ценности, а значит, ориентирует в познании мира и понимании сути существования. Исходя из этого, мотивационно-побудительная функция побуждает искать и достигать достойного места в обществе. Кроме этого, философия воспитывает в человеке определённые интересы, идеалы, которые обусловливают мотивы его поведения и достижение поставленных целей.

Давая оценку философии как науке, принимая во внимание основные принципы её функций, можно утверждать, что она достаточно открыто влияет на становление и развитие духовного мира личности, воспитание активной жизненной позиции, а также независимость в избрании собственного жизненного пути. Кроме этого, влияет на формирование чувства ответственности перед обществом и другими людьми.

Источник

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие (2 стр.)

Основными функциями философии являются мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая, гуманистическая.

Мировоззренческая функция — это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, способность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего.

Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем.

Гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формулируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм.

Активный, действенный характер научной философии проявляется не только в том, что она учит и воспитывает, дает новое знание и общий взгляд на мир, но и в ее методологической функции, то есть в том, что она конкретно направляет сознательную и практическую деятельность людей, определяет ее последовательность и применяемые средства.

Методологическую функцию философия выполняет в двух видах: как теория метода и как всеобщий метод. В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие (руководство) постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.

Аксиологическая функция философии способствует ориентации человека в окружающем мире, направленному использованию знаний о нем при помощи выработки и передачи целого комплекса ценностей.

Прогностическая функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.

Критическая функция основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.

Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях.

Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

Эвристическая функция предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания.

Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

Структура философского знания

Как система научного знания современная философия имеет свою внутреннюю структуру. Она складывалась постепенно. Так для многих учений XVII–XIX веков было характерно разделение философии на онтологию (греч. ontos — сущее), то есть учение о бытии как таковом, бытии самом по себе, гносеологию (греч. gnosis — знание), то есть учение о познании и логику — учение о законах и формах мышления.

В лоне философии развились и приобрели известную самостоятельность следующие философские дисциплины и направления:

Социальная философия — более детальное распространение философских принципов на изучение социальных исторических явлений. Она изучает не только проявление всеобщих законов развития в жизни общества, но и действие особых, общесоциологических законов, источники и движущие силы общественного развития;

История философии — изучает объективные закономерности и этапы становления и развития философии, основных ее исторических типов;

Этика — (греч. Ethos — привычка, обычай) — учение о сущности морали, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни;

Эстетика — (греч. Disthetikos — чувственный) — философская дисциплина, изучающая выразительные формы, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т. п.;

Аксиология — (греч. Axio — ценность) — философское учение о сущности, структуре и назначении ценностей;

Философия культуры — философское осмысление сущности культуры как особой формы бытия;

Философия науки — философское осмысление сущности и специфики научного познания в тесной связи с человеческой деятельностью;

Философская антропология — философское учение о человеке;

Философия истории — философское учение, которое занимается постижением закономерностей процесса развития общества во времени.

Философия техники — это раздел философии, который занимается исследованием техники.

Философия природы (натурфилософия) — это умозрительное постижение природы.

Как, в силу каких причин и откуда произошла философия? Ответ на этот вопрос пытаются предоставить различные концепции генезиса философии:

мифогенная (философия возникает из мифологии путем ее внутреннего развития),

гносеогенная (как простое обобщение знаний), эклектическая (философия возникает не как таковая, а как ее направления — материализм и идеализм),

мифогносеогенная (стремится учесть и роль мифологии, и роль знания, и роль связанного со знанием мышления).

Философия была и остается многообразной наукойДревняя философия

Древнеиндийская философия за время своего существования, с VI в до н. э. по I в. н. э., сформировалась и развивалась в астике, то есть шести классических философских системах-даршанах (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), признававших верховный авторитет священных книг — Вед, и в настике, то есть в трех неортодоксальных учениях — джайнизме, буддизме и чарваке. Все эти школы по-своему пытались решить три главные философские проблемы: антропологическую — проблему страдания и освобождения от него (достижение мокши, выход из круга сансары — перевоплощения и принципа кармы — воздаяния); гносеологическую — проблему правильного познания; онтологическую — проблему устройства бытия.

К числу достижений индийской философии следует отнести открытие принципов всеобщей связи и развития (санкхья, буддизм), создание атомистической теории (ньяя, локаята), разработку теории познания, основанную на ощущении (локаята), рациональном мышлении (санкхья, ньяя) и иррациональном подходе (йога), создание универсальных этических систем (джайнизм, буддизм), идею об атмане — индивидуальном духовном начале.

Ведическая литература включает в себя Веды, Упанишады, Араньяки и Брахманы.

Самая знаменитая философская школа Индии, ставшая мировой религией — буддизм. Четыре благородных арийских истины лежат в основе буддизма: весь мир лежит в страдании; причина страдания — это желание; путь освобождения от страданий — это освобождение от желаний; путь освобождения от желаний — это восьмеричный путь спасения Будды.

Древнекитайская философия. Совершенствование производства, развитие классовых отношений, углубление знаний о мире явились предпосылками возникновения философского мировоззрения в Древнем Китае. Наиболее влиятельными философскими школами стали даосизм (основатель — Лао-Цзы), моизм, легизм, школа имен, школа инь и янь, но особенно — конфуцианство, добившееся во II в. до н. э. положения государственной идеологии и сохранившее этот статус фактически до Нового времени. В основе конфуцианской этики лежал принцип человеколюбия и альтруизма.

К VI в. до н. э. в китайской философии сложились две основные тенденции: мистическая и атеистическая. В ходе их борьбы широко распространились идеи о пяти первоэлементах (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных силах (инь и янь), о естественном пути (Дао) в природе. Философы Древнего Китая пытались решить три центральные для них проблемы: бытие и небытие, в чем их сущность и возможная взаимосвязь; методы познания мира; человек и проблема управления в обществе и государстве. Поскольку последняя тема была ведущей, постольку китайская философия возникает и развивается главным образом как мысль социально-философская и даже социально- этическая. Основой древнекитайской философии стала Книга перемен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *