Аксиологический подход что это

Статья на тему : «Понятие аксиологического подхода и его сущность».

Понятие аксиологического подхода и его сущность.

Аксиология (происходит от греч. Axia – ценность) – это философское учение про природу ценностей, их место в реальности и структуре ценностного мира. Согласно этой точке зрения, поскольку объектом исторического исследования выступает прошлое человеческого общества, то научное изучение будет включать в себя определенное отношение ученого к предмету изучения. Такое отношение отображает ценностный подход к объекту и выражается в оценочных суждениях. Безусловно, что даже такие общие термины в исторической науке и образования, как «прогрессивный», «либеральный», «демократический», «революционный», по своей сути уже предполагают определенную оценку событий, явлений, личностей, к которым они относятся. От оценочной деятельности историка прямо зависят результаты исследования.

Проблема ценностного подхода в исторической науке была инициирована на рубеже XIX и XX вв баденской школой неокантианцев в Гемании ( Г.Риккет). суть аксиологического метода, по мнению немецких философов, состоит в отношении объектов которые изучаются, к тем или иным ценностям, благодаря которым и осуществляются отбор объектов и их оценка. Среди безусловных ценностей человеческого существования называются ценности науки, творчества, морали, права, государственности, религии.

Категории ценностей реально существуют, и осуществляют определенные функции в исторической практике. Оценка – волевое отношение нашего «Я» к объекту истории. Мы всегда сравнивали исторические события персоналии, явления с идеалами, нормами. Оценка по своей природе является субъективной, связанной с системой ценностей и зависит от определенного исследователя. А потому неминуемые предпочтения в выборе предмета изучения, увлечения определенными историческими личностями и фактами. Поэтому, именно ценности имеют решающее значение при отборе исторических фактов. Но тут непременно возникает вопрос, какой философии истории придерживается исследователь. Будет ли он искать прогресс, регресс, исторические циклы, или вообще не видит смысла в мировой истории. Очевидно, что в ходе истории осуществляется замена человеческого мировосприятия, и что историк может это понять в том случае, если он будет постоянно расширять свою жизненную осознанность.

Аксиологический метод познания состоит в отборе исследователем тех фактов прошлого, которые связаны с культурными ценностями, и то, что их разделяет исследователь-историк. История родного края и родной истории не перестанет быть сосредоточением исторического образования, и в последствии чего появляется культ родной традиции, а также культ моральных ценностей. Субъективный центр родной истории, который учащийся рассматривает в общей перспективе истории нужно ввести в историческую перспективу, дать ему соответствующее место и наделить учащегося также и объективными мерами и критериями.

Таким образом, наиважнейшая гносиологическая функция оценочных суждений в исторической науке состоит в том, что с их помощью объект познания – прошлое рассматривается как явление значительное для сегодняшнего времени.

Что же такое ценности? Какая их роль в жизни людей? Как они могут быть представлены в исторической науке и образования?

Осмысленная человеческая деятельность имеет три подсистемы: замысел, реализация и последствие. Без замысла не может быть вообще никакого осмысления деятельности. Замысел предполагает ответ на вопрос – что надо сделать ( цель), как это сделать (план) и для чего, какой смысл деятельности (ценность). Ценность – это и есть жизненный смысл, наиболее осознанные мотивы человеческой деятельности. Ценность есть основа выбора человеческих целей, средств, результатов и условий деятельности, которые отвечают на вопрос: «Во имя чего осуществляется данная деятельность?»

Ценности есть материальные и духовные. К ключевым духовным ценностям относят ценности свободы, справедливости, блага, пользы, добра, истины, правды, творчества, мудрости и гармонии. Общепризнанным приобретением человеческой цивилизации есть приоритет общечеловеческих ценностей над узкоклассовыми, национальными, клановыми и др.

Главным заданием истории, как науки, есть изучение роста личности и роста общественности. В основу оценки прогресса исторических явлений должен быть положен глубокий этический принцип, то есть выяснение того этического идеала, к которому приближается как личность, так и общество. А отсюда и важная роль собственной моральной позиции преподавателя истории: каждый учитель, приступая к преподаванию истории, должен выработать совокупность этических понятий, которые будут управлять ими при пояснении исторических явлений, с точки зрения их прогрессивности. Это трудно, но возможно.

Вся система ценностей основывается на трех принципах: социальности, моральности и демократичности.

Принцип моральности состоит в том, что мораль влияет на общество и государство. Первый признак упадка государства – это упадок морали, то есть из положительных показателей: гуманности, человеколюбии, нравственности, патриотизма к отрицательным – деспотизму, безразличии, антипатии, распущенности.

Принцип демократичности состоит в том, что нужно воспитать в учащихся свободу мнения и своей собственной оценки исторических событий, но и расширить рамки понимания истории.

Источник

Аксиологический подход что это

Аксиологический подход что это. Смотреть фото Аксиологический подход что это. Смотреть картинку Аксиологический подход что это. Картинка про Аксиологический подход что это. Фото Аксиологический подход что это

Анализируя работы отечественных психологов, мы пришли к выводу, что понятие «индивидуальность» личности многогранно и многозначно. Обобщая различные подходы к определению сущности и содержания данного понятия следует отметить наиболее общие характеристики. В отечественной психологии под индивидуальностью принято понимать совокупность смысловых отношений, установок человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, которые присваиваются им в течение жизни в обществе. Именно они обеспечивают человеку ориентировку в иерархии ценностей, овладение нормами поведения, определение жизненно важных мотивов, которые воплощаются через различные виды деятельности и общения, продукты духовной культуры.

В психологии проблема индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей, многообразности его мыслей и чувств, в проявлении его воли, способностей, талантов, мотивов и интересов, переживаний и чувств, интеллектуальных качеств и склонностей, темперамента и характера. В своих работах Б.Г. Ананьев подчеркивал, что индивидуальность возможно раскрыть только через интеграцию всех свойств человека как индивида, как субъекта деятельности, как личности [1].

Идея интегральности индивидуальности раскрывается в трудах В.С. Мерлина, автора одноименной теории. В своей теории ученый выделил три иерархических уровня развития индивидуальности: 1) нижний, включающий биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства организма; 2) средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами и 3) высший уровень занимают социально-психологические свойства, их составляющими выступают социальные роли человека в малых и больших группах [4].

Человек, развиваясь, проходит все три уровня, и по мере взросления свойства, данные ему при рождении, расширяются и охватывают все более высокие уровни. Безусловно, важным в развитии индивидуальности является период зрелости человека, когда он принимает на себя достаточно большой набор социальных ролей. В этот период жизни человека происходит накопление жизненного опыта, изменение типа поведения, появление ярко выраженных установок и направленности личности, осознание жизненных целей и ценностей, определение своего место в обществе, что влечет изменение индивидуальности.

По мнению В.Н. Мясищева, индивидуальность личности более всего проявляется в отношении человека к миру, себе, другим людям. Он считает, что только отношение выступает интегратором всех свойств человека, обеспечивая целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности [5].

Мясищев В.Н. выделяет в отношении эмоциональную, оценочную и поведенческую стороны, каждая из которых определяется характером взаимодействия личности с окружающим миром и людьми, что способствует формированию эмоционального, ценностного, жизненно значимого отношения и к миру, и к себе, и к другим людям, осознанию и оценке происходящих событий, выбору стратегий поведения.

Следует отметить, что в формировании отношения человека к окружающему миру, определению своего места и миссии в нем большую роль имеют не только воспитание и перевоспитание, но и развитие заинтересованного и осознанного самоотношения, самопринятия, самовоспитания, самореализация, успех которых зависит от самого человека.

Таким образом, индивидуальность развивается в результате уникального индивидуально неповторимого сочетания обстоятельств жизни человека, в которых он получает возможность развить и реализовать свои возможности и способности, а основными признаками проявления индивидуальности становятся неповторимость, целостность, автономность, самость и самобытность, активность, творчество.

В работах известного отечественного философа И.И. Резвицкого подчеркивается, что человек строит свою индивидуальность непосредственно для себя, но вместе с тем и для других людей. Он индивидуализируется не для того, чтобы окончательно замкнуться в себе, а для того, чтобы утверждать себя в обществе [6].

Следует обратить внимание на то, что развитие индивидуальности, целостность профессионала более всего проявляются в сочетании с высокой духовной культурой, гуманистической направленностью, креативностью.

Проблема ценности во все исторические эпохи оставалась одной из актуальных в процессе осмысления человеком своего внутреннего, индивидуально-неповторимого, духовного мира. С глубокой древности внимание мыслителей привлекала проблема ценностей. Еще Сократ и Платон задумывались над вопросом о том, что есть благо, истина, красота, справедливость, доброта, милосердие и др. В последние годы аксиологический подход особенно активно развивается и становится важным и необходимым компонентом изучения ценностных систем человека. Это связано с социально-экономическими, политическими и духовными изменениями, которые начались в России в 90-х гг. ХХ в. и продолжаются по сегодняшний день. Реформы всех сфер общественной жизни потребовали не только существенной трансформации прежней системы ценностей и ценностных ориентаций, но и выработки в общественном и индивидуальном сознании нового ценностного восприятия действительности, формирования новой ценностной ментальности в обществе.

Аксиологический подход мы рассматриваем как способ организации деятельности студентов с позиции социально и личностно значимых ценностей.

Его актуальность определяется необходимостью формирования системы ценностных ориентаций как основы поведения, отношений, сознания; как составной части мировоззрения личности. Ценностные ориентации являются неотъемлемым компонентом структуры личности, они обобщают жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии. Но ориентиром деятельности и поведения человека ценности могут стать только при условии сформированности у него ценностного сознания и отношения, при наличии способности определить в соответствующей ситуации наиболее значимую ценность, а также способности осознать и воспринять универсальные общечеловеческие ценности как собственные ценности. Являясь неотъемлемым компонентом структуры личности, они обогащают жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии, задают направленность и мотивацию жизни, деятельности человека, его отношению к миру и конкретным поступкам.

В условиях современного общества становится очевидна необходимость формирования у студентов умений сознательной регуляции своих поступков, учета чувств, настроения и интересов других людей, ориентации на них в своем поведении.

Знания, умения и навыки, составляющие исполнительскую сторону профессиональной деятельности, могут успешно формироваться, развиваться и актуализироваться только в том случае, если они приобретают для студента личностный и общественный смысл, ценность, значение, благодаря которым развиваются такие качества будущего профессионала, как ответственность, мобильность, инициативность, самостоятельность, готовность к творчеству.

По мнению Л.С. Выготского, формирование личности, развитие её индивидуальности представляет собой процесс культурного развития. В своих работах он многократно подчеркивал, что чем больше в человеке представлено культурного, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность [2].

Подготовка будущих специалистов в вузе должна стать источником приобщения студента к ценностям культуры, образования и профессии. При этом социально значимыми общечеловеческими ценностями, целеобразующими в системе образования, являются жизнь, свобода, истина, любовь к людям, доброта, справедливость, ответственность, знание, труд и др.

Аксиологический подход как методологическая основа развития индивидуальности личности позволяет определить состав и иерархию ценностей, которые в свою очередь определяют направленность профессиональной деятельности, сознание, мышление и поведение, стиль взаимодействия человека с миром и другими людьми, собственную миссию и место в обществе.

В контексте аксиологического подхода происходит ценностное наполнение содержания образования, включающее идеи гуманизма, на основе которых развиваются человеколюбие, человечность, принятие человека как высшей ценности. В этом случае образование рассматривается как необходимое условие для развития будущего специалиста. Овладение фундаментальными знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать профессиональные и коммуникативные задачи, используя продуктивные творческие приемы мышления и аксиологический потенциал личности. Высокая степень осознания жизненных и профессиональных ценностей, умение осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели обеспечивают необходимый уровень осуществления различных видов деятельности.

Интеграция социальных и личностных ценностей находит отражение не только в характере и содержании ценностей, проявляющихся в общественном сознании, но и в целях, мотивах, идеалах, установках личности, составляет в своей совокупности систему ценностных ориентаций, регламентирующих деятельность человека. В качестве основных составляющих системы ценностей выступают: 1) ценности, связанные с утверждением общественной значимости деятельности, признанием профессии; 2) ценности, удовлетворяющие потребность в общении с коллегами, обмен духовными ценностями; 3) ценности, ориентированные на развитие профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование; 4) ценности, позволяющие специалисту самореализоваться в профессиональной деятельности, в жизни; 5) ценности, удовлетворяющие прагматические потребности личности; 6) инструментальные ценности или ценности-средства, которые формируются в результате овладения теорией, методологией и технологиями, составляя основу профессионального образования будущего специалиста, самодостаточные ценности, включающие творческий характер труда, социальную значимость, ответственность, возможность самоутверждения. Ценности этого типа служат основанием развития личности, являются смыслом деятельности человека [3].

Овладение компетентностью является одной из важнейших задач профессионального образования личности, сопровождающегося эмоционально-волевым восприятием ценностей. В процессе становления и развития будущего профессионала происходит субъективизация профессионально и личностно значимых ценностей. Субъективные восприятие и присвоение ценностей определяются богатством личности человека, направленностью его профессиональной деятельности. Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность человека относительно независимо от конкретных условий. Она характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, в которых выражается мировоззрение человека, система его взглядов, идей и убеждений, становящимися руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно сложных и важных целей. Ценностные ориентации личности, ее жизненная позиция и побуждения определяют стойкое отношение человека к окружающей действительности, позволяют сделать свой профессиональный выбор, найти свой путь в достижении целей жизни. Высокий уровень сформированности профессиональной направленности проявляется, прежде всего, в удовлетворенности выбранной профессией, устойчивости профессиональных интересов, взглядах и намерениях, высоком уровне профессиональной мотивации, осознании общественной значимости своей профессии, развитии высокого уровня профессионального сознания.

Развитию способности специалиста осознавать, анализировать, подвергать критическому осмыслению то, как его действия и поступки воспринимаются обучающимися, насколько эффективно профессиональная компетентность специалиста позволяет решать профессиональные задачи, способствует ценностная рефлексия.

Рефлексия является важнейшим фактором личностного самосовершенствования человека.

На наш взгляд, ценности необходимо рассматривать как рефлексивное восприятие человеком окружающей действительности, как уровень его личностного развития. Рефлексия в процессе познавательной деятельности, в осмыслении и освоении человеком окружающей действительности и своего внутреннего мира формирует ценностную картину мира и ценностные ориентации.

Умение рефлексировать способствует созданию целостности внутреннего мира человека, гармонизации его эмоционального состояния и волевой сферы, гибкому управлению ими.

Она проявляется в самоанализе личности собственной деятельности и уровня сформированности различных видов компетенций, необходимых для её осуществления; реализации ценностных ориентиров; самообразовании и саморазвитии личности, её работе над собой, а также в применении этой способности в совместной деятельности с другими людьми. Самоосмысление и переосмысление стимулируют процессы самопознания человека, обогащают его «Я-концепцию». Следует отметить, что взаимосвязь рефлексии и индивидуальности позволяет более глубоко изучить особенности творческой уникальности личности, осознать роль рефлексии в развитии личности.

Ценностное отношение к профессии обеспечивает специалисту целесообразное и адекватное построение профессиональной деятельности и взаимодействие с другими людьми. Ценностное отношение к профессиональной деятельности, задающее способ взаимодействия в коллективе, отличается гуманистической направленностью, в нем в равной мере значимыми являются отношение человека к себе, как к профессионалу и личности.

Реализация аксиологического подхода к индивидуальности студентов предполагает создание комплекса организационных и психолого-педагогических условий, таких как: 1) интеграция специализированных дисциплин с психологией и философией; 2) взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности; 3) становление гуманистической ценностной позиции будущих специалистов; 4) ценностно-диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, включение их в деятельность по осмыслению и личностно значимому выбору общечеловеческих ценностей; 5) воздействие на эмоциональную сферу личности студента; 6) специальное программно-методическое и диагностическое обеспечение образовательного процесса в вузе. Таким образом, аксиологический подход в контексте развития индивидуальности личности студента предполагает овладение им общей и профессиональной культурой, интеграцию всех систем ценностей (ценности-цели, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания), активное освоение студентом фундаментальных знаний и технологий и должен быть определен как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции ценностей и технологий, обеспечивающих реализацию и успех профессиональной деятельности, творческую самореализацию личности.

Рецензенты:

Яворук О.А. д.п.н., профессор кафедры физики и общетехнических дисциплин ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Югра;

Дубенский Ю.П., д.п.н., заведующий кафедрой психологии, педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Омский государственный университета», г. Омск.

Источник

Сущность и роль аксиологического подхода в педагогике

Аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, теория философии об общезначимых принципах, задающих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Существует множество теорий, рассматривающих понятие «ценность» как феномен, но также интересен момент его нравственного практического действия. Философы рассматривают учение о значимых ценностях. Ученые, педагоги рассматривают ценности как содержание, нравственные нормы, которые образуют системность в воспитании личности.

Сущность аксиологического подхода в педагогике

Педагогическое научное познание имеет своими целями как поиск истины, так и возможность удовлетворить социальные потребности.

Аксиологический подход в педагогике (или ценностный) – это механизм, являющийся связующим звеном между познавательным и практическим подходами; устанавливающий взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью.

Роль аксиологии в образовании

Аксиологический подход – это инструмент, отражающий суть гуманистической педагогики: здесь человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития. Собственно, аксиологический подход в педагогике можно назвать новой философией образования и методологии.

Фундаментом аксиологического подхода служит утверждение о взаимозависимости и взаимодействии мира. Согласно нему, все жизненное пространство являет собой мир целостного человека, в связи с чем необходимо видеть общность, объединяющую человечество, но и дающую характеристику каждой отдельной личности. Гуманистическая ориентация на ценности – это некий аксиологический двигатель, приводящий в движение прочие звенья ценностной системы.

Философия образования современности, имеющая гуманистическую направленность, представляет из себя программу качественного обновления всех этапов образовательного процесса. Философские искания данного направления дают возможность сформировать принципы оценки работы образовательных учреждений, концепций, педагогического опыта, достижений или неудач. Гуманизация образования включает в себя и обновление системы подготовки квалифицированных кадров: переход от «обезличенности» к осознанному творческому включению в процесс, стремлению к общему и профессиональному развитию личности.

Гуманизация образования в самой основе изменяет традиционные привычные представления о его целях: систематизации информации, умений, навыков. Собственно, такие цели и стали основой дегуманизации образования, проявившейся в разделении процессов воспитания и обучения. Учебным программам и пособиям придавалось излишне важное, почти идеологическое значение, в связи с чем воспитательный процесс становился или неявным, или отсутствовал вообще. Образование, изначально предполагающее трансляцию культуры следующему поколению, оказалось дискредитированным. Также и трудовое воспитание было лишено своего нравственно-эстетического значения.

Довольно долго образовательная система направляла усилия на обучение подрастающего поколения приспособлению к жизненным трудностям, едва ли не способам выживаемости. Процесс образования не давал навыка гуманизации самой жизни, формирования ее согласно законам красоты. На сегодняшний момент стало очевидным, что содержание и характер направленности человеческой личности задают эффективность решений проблем социального и экономического характера, определяют безопасность существования человечества.

Источник

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378 Булютина А.С.,

технический университет им. Г.И. Носова

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИИ

AXIOLOGICAL APPROACH IN THE SYSTEM OF MODERN GENERAL EDUCATION

Ключевые слова: подход, аксиология, аксиологический подход, ценность, гуманистические ценностные ориентации.

Keywords : approach, axiology, axiological approach, value, humanistic value orientations.

В связи с этим представляется целесообразным разобраться с понятием «аксиологический подход».

Прежде чем сформулировать определение аксиологического подхода, необходимо раскрыть понятие «подход». Так, в толковом словаре Ожегова « подход – это совокупность приемов, способов воздействия на кого-нибудь, в отношении чего-нибудь, пробуждении к чему-нибудь». В философии под подходом понимают «комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей» [1]. В педагогике подход – это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания. При этом каждый принцип регулирует разрешение конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения, а их взаимодействие – разрешение основных его противоречий. Исходным содержанием понятия «подход» является определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, совокупность принципов, обусловливающая исследование, организацию того или иного явления, процесса, например процесса обучения [6]. Следовательно, в основе аксиологического подхода будет лежать такое понятие, как подход – совокупность методов воздействия на обучающихся.

В современной философской науке принято считать, что категория ценности применима только к миру человека и обществу. Ценность – любой объект (в том числе и идеальный), имеющий жизненно-важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). Для понятия «ценность» характерна явно выраженная многозначность. Ценностью может называться любой из тех трех элементов, из которых обычно складывается ситуация оценивания: оцениваемый предмет; образец, нередко лежащий в основе оценки; отношение соответствия оцениваемого объекта утверждению о том, каким он должен быть. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой. С формальной точки зрения, ценности делятся на: позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), относительные и абсолютные, субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное [2]. Ценность, согласно В. П. Тугаринову, – это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и от дельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Система нравственных ценностей неразрывно связана с жизненными ценностями индивида. Ценности представляют собой наивысшие ориентиры, определяющие состояние жизнедеятельности индивида. В процессе обучения человек формирует собственные духовные ценности посредством получения, переработки знаний, оценки поступков и поведения. Обучаясь и впитывая ценностные ориентиры, индивид вырабатывает собственную ценностную систему, позволяющую ему развиваться духовно, быть адаптированным к нравственным общественным устоям, что в совокупности ведет к счастливой и успешной жизнедеятельности.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что аксиологический подход – это совокупность методов воздействия на обучающихся, направленных на развитие у них ценностного восприятия действительности и формирование знаний о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Аксиологический подход связывает между собой теорию и практику, позволяя изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, решая, таким образом, задачи гуманизации общества. Основой аксиологического подхода является концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. В соответствии с данной концепцией наше жизненное пространство — это мир человека целостного, поэтому важно видеть общее, объединяющее человечество и характеризующее каждого отдельного индивида. Гуманистическая ценностная ориентация – это своеобразный аксиологический мотор, придающий активность остальным звеньям ценностной системы.

Смысл аксиологического подхода раскрывается через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;

экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности [7].

Вышеперечисленные принципы в рамках образования направлены на развитие ценностных нравственных качеств обучающегося, на развитие его творческого потенциала, на формирование привычки к непрерывному обучению. Центральным звеном здесь является обучающийся со своими индивидуальными особенностями. Необходимо отметить, что данные аксиологические принципы отражают суть гуманистического образования, которое дает возможность реализовать личностный потенциал и творческие способности обучающегося, сформировать гуманистические ориентиры в жизни и профессиональной деятельности, развивать творческое мышление.

Так же, аксиологические принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Одной из первостепенных задач является объединение наук на гуманистической основе. Именно гуманистическая ориентация создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека [6].

Аксиологический подход призван объединить несколько категорий ценностей в воспитании:

общечеловеческие ценности – это ценности, которые прошли испытание веками, изменениями государственного и общественного устройства многих стран, сохранили свой потенциал как истинных ценностей (жизнь, свобода, истина, счастье, развитие и т.д.);

ценности, обладающие характером преемственности, будучи передаваемыми из поколения в поколение вне зависимости от социальных изменений (труд, красота, гуманизм, знание, идеал воспитанного человека и др.);

В заключении следует сказать, что с изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и человека трансформируются и ценностные ориентации личности. И именно аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию обучающихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, национальной, этнической, правовой культуры.

Ефимова, Е. М. Аксиологический подход как методологическая основа формирования социальной устойчивости профессионала [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/efimova.pdf (дата обращения: 1.11.2019)

Закон об образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 20.10.2019)

Крикуненко, Н. И. Аксиологический подход как методологическая основа педагогического исследования: монография [Электронный ресурс] / Н. И. Крикуненко – Режим доступа: https://infourok.ru/monografiya-aksiologicheskiy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-pedagogicheskogo-issledovaniya-2000895.html (дата обращения: 25.10.2019)

Сластенин, В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования / В. А. Сластенин М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. – с. 220.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *