Актовая лекция что это
Структура и виды лекций в вузе
Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.
Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.
Что такое лекция
Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:
Функции лекционной подачи материала:
Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.
Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.
Виды лекций в вузе
Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:
Вводная
Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.
Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.
Информационная
Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.
Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.
Лекция-конференция
Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.
Лекция-консультация
Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.
Другие виды
Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.
Структура лекций
В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.
Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.
В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.
Образец плана лекции
Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:
Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.
Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.
Лекция
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Термин «лекция» имеет несколько значений:
1. мн.ч. Отпечатанный курс публичных чтений, а также записи по какому-либо предмету преподавания.
2. Устное изложение предмета преподавателем, а также публичное чтение на какую-либо тему.
3. Разновидность учебного занятия, состоящее в устном изложении предмета преподавателем.
В третьем значении термин «лекция» употребляется в следующем контексте:
Во втором значении лекция может рассматриваться методом обучения, относящимся к словесным методам обучения и может применяться в разных системах обучения, например в классно-урочной системе обучения в старших классах средней школы.
В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала.
Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.
Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.
Содержание
Дидактические и воспитательные цели лекции
Преимущества
Недостатки
Структура лекции в ВУЗе
Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.
Количество вопросов в лекции — как правило, от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
Работа после лекции
Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом.
ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЙ
Академическая лекция (от лат. Lесtio – «чтение») является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях. Это важный компонент профессионального образования, представляющий собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.
Основная цель академической лекции – трансляция знаний, необходимых для освоения теоретических аспектов дисциплины учебного плана студентами/магистрантами. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции – четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы. Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.
Академические лекции, как правило, обращены к молодежи, получающей профессиональное образование. Слушатели академической лекции обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка вуза и по этой причине имеют ограничения на несвоевременный вход и выход из аудитории, занятия посторонними предметами. В случае использования балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения последнее может быть наказуемо в виде своеобразных штрафов – лишения баллов. Баллы могут потерять и студенты/магистранты, пропустившие лекцию. Кроме того, обучающиеся мотивированы предстоящим контролем знаний в той или иной форме, поэтому они решаются оппонировать далеко не всем преподавателям.
Чтение академических лекций проходит в специально оборудованных для этой цели аудиториях вуза, сам интерьер которых настраивает на погружение в предмет изучения.
Публичная же лекция в отличие от академической представляет изложение научных истин для аудитории, которая теоретически мало или даже совсем не подготовлена к их восприятию, но имеет культурно-познавательные потребности по тематике мероприятия. Лекция может иметь отношение к росту профессиональной квалификации слушателей, но это не обязательно. Людей могут интересовать события в политической жизни, экономические процессы, проблемы оздоровления, приобщения к культуре и знаниям в области фундаментальных наук, взаимоотношения в семье и др.
Цель публичной лекции – это создание условий для самореализации, самоопределения личности слушателя в современной жизни, способствование раскрытию творческого потенциала человека, формированию его ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей актуализацией в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни. Исходя из цели публичных лекций, можно признать их социальную востребованность и значимость.
уважение плюрализма жизненных позиций слушателей;
опора на жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт слушателей;
контекстность обучения: материал лекции, с одной стороны, преследует жизненно важные для слушателей цели и ориентирован на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой – строится с учётом профессиональной, социальной, бытовой деятельности целевой аудитории и его пространственных, временных, профессиональных и бытовых факторов (условий);
актуализация результатов обучения – безотлагательное применение на практике знаний, умений и навыков [1].
Слушатели публичной лекции, как правило, активно оппонируют, задают неожиданные или неудобные для лектора вопросы и имеют право на досрочный уход из аудитории, которая чаще всего не оборудована под лекционную. Аудиторией публичной лекции могут быть актовые залы домов культуры, читальные залы библиотек, открытые площадки, где внимание слушателей в случае непонятного, скучного, неиллюстированного фактами рассказа легко рассеивается. Таким образом, при проведении публичной лекции по сравнению с академической возрастают требования к педагогической квалификации лектора.
Нельзя забывать, что преподавателей вуза можно классифицировать по склонности к научной и педагогической деятельности. Чаще всего вузовских преподавателей условно разделяют на три группы:
с преобладанием педагогической направленности (
2/5 от общего числа);
с преобладанием исследовательской направленности (
с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (
На наш взгляд, чтение публичной лекции организаторами мероприятия должно доверяться преподавателям-популяризаторам (группы I и III вышеприведенной типологии), которые в силу своих педагогических талантов способны рассказать о сложных вещах в доступной для неподготовленной аудитории форме (но учитывать, что изложение материала на примитивном уровне не развивает слушателей), гибко сочетать теоретические сведения и материал из повседневной жизни, удержать внимание присутствующих и удовлетворить их познавательные потребности, вдохновить слушателей на дальнейшее расширение собственного кругозора.
Для осуществления этой миссии популязатор должен иметь неравнодушное отношение к предмету рассказа, а также владеть педагогической техникой в виде использования речевых и вербальных средств, опытом педагогического наблюдения, воздействия, установления контакта, тактом, методическим мастерством, способностью к импровизации, чувством юмора, обладать вкусом (одеждой, обувь, прическа), быть оптимистом, передавать аудитории положительные эмоции.
В случае, если чтение публичной лекции, по каким-либо экстраординарным причинам поручено неопытному лектору со стороны более опытных коллег ему должна быть оказана методическая помощь.
Кстати, за рубежом требования к квалификации преподавателя высшей школы и его научной деятельности дополнены целым рядом требований к его социальной, гражданской, общественной деятельности, без чего его продвижение по службе становится проблематичным. К отечественным же преподавателям на федеральном уровне пока предъявляются лишь требования, связанные с уровнем образования, квалификации и стажем работы.
Желательно, чтобы само место проведения лекции настраивало слушателей на тему лекции. Так, лекция на тему допингового скандала в мире спорта была бы уместна в закрытом спортивном зале с местами для слушателей и оборудованием для показа слайдов и видео.
Лекция не должна навязываться слушателям – иначе получится ситуация, подобная показанной в кинофильме «Карнавальная ночь», когда аудитория, нежелающая слушать информацию о жизни на Марсе, всеми возможными способами не допускала лектора к выполнению своей миссии. А ведь тема лекции – освоение космоса – в те времена первых успехов космонавтики была достаточно популярной.
Тематика лекций должна быть актуальной, интересной, но вместе с тем такой, в которой потенциальным слушателям достаточно сложно самостоятельно разобраться по причине нехватки специфичных знаний, противоречивости сведений и др. Следует помнить про то, что современные слушатели почти все являются пользователями интернета, поэтому им не интересно тратить свое время на прослушивание несистематизированных «кусочков» материала из сети.
Формат лекции может быть в виде монолога лектора, его беседы с аудиторией, ответов на вопросы, мастер-класса и других форм.
Перед чтением публичной лекции лектору необходимо представить (а, может быть, даже продумать как спровоцировать) возможные вопросы слушателей и подготовиться к ответам. Желательно прочитать лекцию перед коллегами или небольшим числом слушателей, чтобы выявить эти моменты и возможные недочеты.
Современная публичная лекция обязана быть наглядной. Ей необходимо адекватное сопровождение в виде слайдов, видеофрагментов, раздаточного материала и др.
После чтения лекции необходимо провести её анализ по критериям достижения цели работы со слушателями: какова была для них её информационная ценность и воспитательное воздействие?
Подводя итог, можно отметить, что за каждой хорошей лекцией, как академической, так и публичной лежит огромный труд лектора. Проведение же публичной лекции требует учета её специфических особенностей:
Тематика лекции: актуальная, достаточно сложная;
Целевая аудитория: заинтересованная, но плохо подготовленная к восприятию научных истин; в случае чтения лекции перед взрослыми людьми необходим учет андрогогических принципов обучения;
Тщательная подготовка организаторов: подбор и оборудование места проведения лекции, выбор времени её проведения, информирование потенциальных слушателей;
Выбор лектора: компетентность в предмете рассказа, высокая квалификация в области педагогической техники;
Подготовка лектора: подбор и систематизация материала; построение структуры лекции; выбор формата проведения; соблюдение принципа наглядности обучения;
Анализ итогов публичной лекции как социально-значимого мероприятия с целью её дальнейшего совершенствования.
Современные виды и формы лекций используемые в СПО
Современные виды и формы лекций используемые в СПО
Лекция – методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных.
Назначение современной лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить курс, овладеть теоретическими знаниями с практическим применением сначала на лабораторных и практических занятиях, а в дальнейшем применять на практике с возможным решением не стандартных ситуаций.
В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции. В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии учебников, учебных пособий по новым курсам. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, ее проблемы, дает цельное представление о предмете, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами. Все другие формы учебных занятий – семинары, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, консультации, зачеты и экзамены – связаны с лекцией, опираются на фундаментальные положения и выводы.
преподаватель полностью сам планирует и контролирует ход занятия;
иметься возможность охвата потока слушателей и обучающихся;
низкие финансовые затраты на одного учащегося.
качественная передача информации с четким изложением материала с учетом темы и слушателей (очной или заочной формы обучения, учащихся после 9 класса или 11) в зависимости от возможностей воспринимать полученную информацию;
Различают следующие виды лекций:
Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном курсе и ориентирует обучающихся в системе работы по данному курсу. Преподаватель знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Даётся краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных учёных, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также даётся анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой обучающимся, уточняются сроки и формы отчётности.
Например – я всегда на водной лекции стараюсь завлечь обучающихся в беседу, чтоб они вспоминали в каких предприятиях питания он были, что им там понравилось, что не понравилась и этим я их подталкиваю делать вывод, что при должном изучении теории ее необходимо применять на практике тем самым о ниже в будущем улучшат сферу услуг.
Не секрет, что для наших обучающихся это одна из наиболее «скучных» форм проведения лекций, но от этого не куда не уйдёшь особенно при изложении точной информации требующей конспектирования. Я на таких лекциях даю четкое определение, но за тем я прошу чтобы они мне объяснили как они поняли можно на примерах из жизни. Если мы изучаем новую формулу, то после каждой вызываю к доске для решения вместе со мной тем самым они собирают себе плюсы на семинары, а я понимаю в коком моменте у них возникают трудности в решении задач.
Например – при изложении нового материала всегда показываю им взаимосвязь с другими дисциплинами, опираясь на их знания, для того чтобы не возникало вопросов а зачем нам это надо. При изучении темы приготовление сложных горячих блюд они вспоминают химию, санитарию, микробиологию, математику и т.п. и даже физкультуру
На мой взгляд это одна из наиболее интересных форм проведения лекций, при изложении информации можно задействовать всех обучающихся предлагая им высказывать свое мнение и если оно ошибочное предлагаю другим обучающимся с ним поспорить.
Лекция-визуализация одна из форм подачи материала, когда используются визуальные формы восприятия с использованием аудио техники или видеовоспроизведения материала. Лекция сводится к комментированию материалов, которые воспроизводятся на экране.
Такая форма проведения лекции с использованием видеофильмов самая менее информативно запоминающаяся, поэтому я например использую видеофильмы в качестве перерывов, т.к. обучающиеся в большинстве случаев начинают скучать и им становиться не интересно, а вот фото или презентации они усваивают лучше, и даже удобнее записывать информации с фото, а я в это время комментирую излагаемый материал.
Обучающим такая форма лекции наиболее интересна когда проводит преподаватель и практик, тем самым они видят взаимо связь теории и практики, могут задавать вопросы практику. Не достаток такой формы что практика не всегда совпадает с теорией, поэтому я заранее оговариваю возможные проблемы которые могут возникнуть с представителем с практики, но и конечно оставляю явные не стыковки теории и практики. Например при организации рабочих производственных помещений и организации в них рабочих мест, я рассказываю идеал, а практик подтверждает мои слова с маленькими оговорками по ограничению территории.
Лекция с заранее запланированными ошибками вид лекций, который рассчитан на внимательность студентов и их стимулирование с целью постоянного контроля над получаемой информацией. Ошибка может быть как методологической, содержательной, методической. В конце лекции осуществляется анализ и разбор допущенных ошибок.
Я применяю такую форму в основном на заключительных этапах изучения темы, но стараюсь при изложении ошибки их подтолкнуть к исправлению меня. В основном стараюсь применять на практических занятиях при решении новых ситуационных задач.
Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений обучающихся, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
При планировании лекций каждый преподаватель должен:
подготовится к лекции, поделив ее на изучаемые вопросы;
преподаватель готовится к каждому вопросу с возможными вариантами непонимания со стороны обучающихся;
необходимо стараться постоянно опираться на междисциплинарную взаимосвязь;
все формулировки должны быть ясными и однозначными, их суть должна быть понятна обучающимся разного уровня;
обязательно необходимо подводить итог по пройденному материалу, его применена.