Актуальное искусство что это
Современное искусство
Современное искусство (англ. contemporary art ; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно, что существуют Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art, в коллекциях которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.
Содержание
История термина
Краткая история современного искусства
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.
Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.
Ряд художников 2000-х, возвращается к товарному объекту отказываясь от процесса и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма 21 века.
Актуальное искусство
В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).
Институции современного искусства
Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусства, арт-студиями или самими художниками в artist-run space. Современные художники получают финансовую поддержку за счёт грантов, наград и премий, а также получают средства от продаж своих работ. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной.
Музеи, Биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестиций в туристический бизнес или частью государственной политики (см., например, Пермский музей современного искусства).
Институции современного искусства нередко выступают объектом критики со стороны художников и независимых арт-критиков. Такой вид деятельности называется институциональная критика. В России этот вид практики отсутствует за редкими исключениями (такими, как например творчество Авдея Тер-оганьяна [8] ).
Современное искусство: что это такое и как разобраться в нем
Современное искусство завораживает, притягивает и отталкивает: все сразу. Чтобы разобраться в нем, для начала надо понять, а что же такое «современное искусство»? Что скрывается под таким уже привычным термином?
Казалось бы, нет ничего проще – все то искусство, которое происходит вокруг нас сейчас, и есть современное. И да, и нет одновременно.
Что называют современным искусством в России и на Западе
В России современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в себя модернизм и постмодернизм. На Западе – период с 1960-х годов XX века.
Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporery art (транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.
У нас в стране сейчас большинство людей ориентируется на Запад, поэтому будем считать, что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.
Но, в любом случае, корни современного искусства наших дней уходят в модернизм, поэтому стоит немного поговорить о нем.
Во всем виноваты импрессионисты
Из самого названия «современное искусство» понятно, что это искусство, идущее в ногу со временем, отражающее действительность. Но у каждой эпохи свое настоящее. С 60-х годов XIX века, когда начал развиваться технический прогресс, художникам стало тесно в рамках классических традиций и эталонов. Тогда и произошло зарождение современного искусства.
Все началось с Эдуарда Мане и его картины «Завтрак на траве», которая в 1863 году просто шокировала публику и стала предтечей многих новых направлений в искусстве, объединившихся в дальнейшем в одно название – модернизм. Художники активно искали новые способы реализаций своих замыслов.
Модернизм
Первым направлением модернизма оказался импрессионизм – воплощение мимолетных впечатлений, переход от изображения реальных объектов к чувствам и, затем, идеям. К импрессионистам относятся Э. Мане, О. Ренуар, К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега и другие.
Далее появляются футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, абстракционизм. Все направления можно сравнить с одной большой необычной семьей – каждое имеет свой индивидуальный характер, но при этом объединены одним общим глубинным фундаментом.
В целом, эпоха модернизма, продолжающаяся вплоть до 1960-х годов, – это новый взгляд на общество и на роль творческой личности в нем. Художникам хотелось отразить свое отношение к современному миру, преобразить его и даже выдумать новый.
Сотворить заново!
Ребята-модернисты всегда были рисковыми людьми и ходили на грани эстетически приемлемого. В своем творчестве они использовали разные методы, которые мы наблюдаем и по сей день в современном искусстве:
Постмодернизм и contemporary art
В конце 60-х годов XX века в России современное искусство продолжилось с привкусом постмодерна, а на Западе пришло contemporary art.
В этот период появляются аудио и видео технологии, потом компьютеры, а в 90-х годах начал захватывать власть интернет. Вместе с новыми технологиями появляются и новые направления, соответствующие эпохе – концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, хеппенинг, перфоманс.
Сегодня современное искусство поражает многообразием видов, порой даже шокирующих, о которых будет сказано далее. А пока разберемся в другом.
Как понять современное искусство простому человеку?
Художники – это совесть общества. Они привлекают внимание на разные проблемы: социальные, политические, экологические, психологические, бытовые и показывают мир таким, каким его мыслят.
Если исходить из того, что современное искусство – это самовыражение автора и его ощущение настоящего мира, то понять его несложно. Нет правильного и неправильного понимания. Любой зритель – соавтор и может дополнить произведение своим толкованием, принять его или нет.
Есть авторы-исследователи, которые выражают в работах результаты своих исследований социальных процессов. Для понимания их работ лучше, конечно, знать мысль и суть (можно почитать табличку с объяснением), и хоть немного знать теорию.
Есть авторы, которые выражают самого себя, свои эмоции, чувства и переживания. Здесь полный расчет не на ум, а на чувства и ощущения зрителя. И таких художников большинство.
Нет прямого ответа на вопрос: как понять современное искусство. Стойте, всматривайтесь, вглядывайтесь, вдумывайтесь. Чем сложнее сегодня, тем проще завтра.
Как разобраться в современном искусстве?
Очень просто – надо всего лишь начать изучать историю искусств, ходить на лекции, коих сейчас великое множество, и тогда современное искусство не будет казаться пугающим и непонятным. Не ленитесь быть любознательным, ведь современное искусство уже никуда не денется. Нам с ним жить.
Зачем нам эти знания?
Можно спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.
Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.
Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.
А осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и социальными экспериментами.
Он легко отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.
Виды современного искусства
А теперь, как и было обещано, многообразие видов современного искусства (contemporary art) во всей красе.
Граффити и обратное граффити
Если для простого граффити нужны чистые стены, чтобы рисовать баллончиками с красками, то для обратного граффити (Reverse Graffiti) наоборот – чем грязнее, тем лучше. Авторы используют моющие средства, а иногда и моющие машины для удаления грязи, рисуя шедевры.
Рисование на грязных машинах
То же, что и обратное граффити на грязных стенах, только на машинах. После такого и машину мыть уже не хочется.
Картины, написанные собственным телом
Вместо кисти может пригодиться любая часть тела.
Жидкости тела (органические)
Некоторые экстравагантные авторы не чураются использовать кровь и мочу для создания своих отвратительных мрачных шедевров.
Мани-арт
Для аппликаций и поделок в ход идут любые купюры, которые не жалко.
Резьба по книгам
Из старых книг с помощью пинцетов, щипчиков, скальпелей, клея и других приспособлений, художники создают потрясающие пейзажи.
Боди-арт иллюзии
Тело человека используется в качестве объекта творчества. Но теперь это не просто картинки, а настоящие раны и реальные хищники.
Тени в искусстве
Свет падает на сооружение из всевозможных предметов, а отбрасываемая тень, например женской фигуры, это и есть произведение искусства. Бывают даже цветные тени из-за цветного стекла.
Анаморфоз
Из специально искаженного изображения появляется правильное при взгляде под определенным углом. Многие уличные художники так имитируют ямы, трещины на земле и стенах.
Акционизм
Вовлечение произведения в действие, т. е. в акцию. Часто художник сам становится участником действия.
Хеппенинг
Акционизм с участием зрителей без всякого сценария. И куда все это заведет не понятно.
Перфоманс
Акционизм с участием зрителей по прописанному сценарию.
Фотореализм
Слайд фотопленки проецируется на холст, и получается произведение большого размера с фотографической точностью.
Реди-мейд
Это когда обычный готовый объект, например унитаз, помещают на пьедестал и под стекло.
Инсталляция
Композиции из различных материалов разных размеров: от миниатюрных до занимающих огромные залы.
Статья о современном искусстве на Википедии.
Роузли Голдберг — основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» — это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни. В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.
Спасибо, Дмитрий, за уточнение. Действительно так и есть.
Ваш комментарий Отменить ответ
Мистический Сергиев Посад. Обитатели
Мистический Сергиев Посад. Паломничество в Лавру
«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы
Мятущийся гений Фёдор Гладков
Всеволод Гаршин. Грустный гений
Чюрлёнис. Симфония жизни и смерти
Чюрлёнис прожил всего тридцать пять лет, но интенсивность его жизни была.
Художник Анатолий Константинов. Думать о вечном и творить вечное
Старорусский художник Анатолий Константинов искренне любит свою малую Родину.
Елена Гуро. Вглядываясь в жизнь
Художница и поэтесса Елена Гуро была существом нежным и возвышенным. Ее взор.
«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы
Мало кто сегодня знает роман Федора Гладкова «Цемент». А ведь это книга.
Мятущийся гений Фёдор Гладков
В наши дни популярный в Советском Союзе писатель Фёдор Гладков стал жертвой.
Всеволод Гаршин. Грустный гений
Это был честный, скромный и хрустально чистый человек. Нечто солнечное и тёплое.
Ладислав Клима. В бездне свободы
Ладислав Клима – выдающийся чешский писатель, поэт и философ. Первый.
Почему у актуального искусства нет шанса на великое будущее
Мы живем в то время, когда положение искусства в мире само по себе является картиной современности. Ему отводится много внимания, оно по-прежнему занимает важное место в культурной иерархии, является серьезнейшим рынком сбыта. Но если обратить внимание на статистику, она непременно докажет кризисное положение современного (актуального) искусства и того, какую ничтожную роль возлагает реальность на художников будущего
Выше всего арт-объект оценивается в момент своего создания, дешевея с каждым годом на крупные проценты. Со старинными полотнами все с точностью до наоборот. Актуальное произведение искусства наступает на грабли собственного названия. Будто кто-то пытается окончательно вытеснить гений творческой мысли, лишить современного человека возможности создать шедевр на века. Любой мотивации очень быстро обрежут крылья, всеми силами стараясь убедить энтузиаста в том, что в мире высокой живописи ловить уже нечего. Мы по умолчанию убеждены, что это уже не нужно, невозможно, изжито, что лучше, чем было, уже не будет. В сложившейся ситуации передовой, «несогласный» художник поневоле становится конформистом, вынужденным соглашаться с определенными критериями, определяющими право арт-объекта считаться или не считаться элитарным, а вот классический художник активно выражает протест, продолжая традиции. Это цена за то, что современное искусство нарочито сняло с себя лик индивидуальности. Теперь ему приходится пользоваться той индивидуальностью, что диктуется общественными тенденциями.
Нас повсеместно убеждают, что современные ценности якобы изживают ценности академического ремесла, ведь мы живем в эпоху гедонизма, серости, сплошных упрощений. Все вокруг так ужасно, жестоко, этим миром правят безвкусица и деньги. Если ты выбрал профессию честного художника, готовься с молодости жить в нищете и страдать от унижений. Наше время эстетически бедное, тотальная оцифровка однажды лишит художников права на существование, а все злободневные проблемы настолько пережеваны в СМИ, что нет смысла лишний раз возвращать к ним внимание измученного зрителя. Все шедевры уже написаны и дышат теми прекрасными эпохами, которыми и диктовались. Якобы коммерции в сфере искусства раньше не было, труд ценился по заслугам, у людей не было проблем со вкусом (при этом насмешки над средневековым искусством являются сейчас сетевым мейнстримом), вообще все было очень красиво (не то что весь этот «кэжуал»), а протестные художники и вовсе никогда не существовали. Всем этим, конечно, приятно искать себе оправдания, но все это неправда.
Современным произведениям искусства не обязательно обладать формой, им даже не обязательно обладать какой-либо идеей, они просто имеют право на существование. Но почему так? Полагаю, все дело в том, что в массовом сознании (не элитарном) «современное искусство» является самостоятельным термином, какой-то загадочной субстанцией, не требующей рассмотрения, не ищущей индивидуальной авторской мысли, не мотивирующей обывателя эволюционировать в зрителя. Каждый отдельный объект мало интересует человека неискушенного, того, кто не владеет секретными критериями, определяющими арт-объект в один из лотов на Сотбисе. Традиционному художнику не раз за жизнь придется услышать, что «современное искусство — для элиты».
После долгих размышлений над источниками и первопричинами повсеместного творческого кризиса пришла пора сформулировать то, что давно вертелось у всех нас на языке. То, что в социальном конструкте мы называем глобализацией, имеет своего рода проекцию на мир искусства. Я бы назвала это синтезированием.
Вот в чем причина тех же лексических противоречий, создавших целую путаницу в понимании современной культуры и ряд проблем, делающих мир слишком тесным для художников всех разновидностей. Вместо того чтобы из «современного искусства» выделить определенное, четкое, устоявшееся наименование, такое как живопись, музыка, балет и так далее, происходит лишь какое-то вечное заигрывание с самостоятельностью. Это, пожалуй, единственный до сих пор однозначно не названный вид искусства. Вот вроде бы оно презентует себя как нечто отдельное, укоренившееся в различных направлениях, причем достаточно ясных, таких как «перформанс», «акционизм», «концептуализм», «стрит-арт» и так далее. Но почему, демонстрируя такую самостоятельность, все это по-прежнему (не один десяток лет) сравнивается с традиционной живописью? Более того, выставляется вместе, пытается ее вытеснить, и из-за своей неактуальности классический художник теряет свое место на рынке продаж. Вполне вероятно, что через век-другой какой-нибудь бедный студент сможет выручить благородную сумму за свое полотно, несмотря на то, что успеет уже не один раз умереть, в то время как превосходящий его современник будет процветать при жизни и позабыт после нее. Звучит вполне абсурдно, не так ли? Казалось бы, четкий раздел должен был наступить с выделением термина «актуальное» искусство, но в большинстве случаев он по-прежнему воспринимается как синоним. Вообще, на мой взгляд, подобные названия рискуют только навредить чему угодно, привязывая то или иное явление ко времени, так как автоматически главную отличительную функцию этого вида искусства несет именно время. По этой причине все остальные качества художественного произведения попросту теряют ценность или являются второстепенными. Вот почему чаще всего обыватель скажет, что современное искусство — халтура, и он его не понимает. Есть подозрение, что все это создавалось нарочно, чтобы медленно присвоить себе территорию классики, к примеру, музеи и художественные галереи. Это может означать будущие амбиции также стать классикой.
У художника любой эпохи есть свои современники, а целый исторический период обретает емкое наименование по истечении многих лет, как было, к примеру, в случае со Средневековьем. Но не стоит брать в пример эпоху, во время которой практически все известные нам сейчас жанры в искусстве отсутствовали, в мировом устройстве существовали множественные тиски, не позволяющие даже помышлять о таких вещах, как объемное изображение фигуры или жанр портрета, не говоря уже о различных изобретениях. При сегодняшнем изобилии возможностей, отсутствии ограничительных страхов и огромном художественном знании прошлых лет грех всем этим не пользоваться. Термины вроде «современный» в языковой картине мира попросту синтезируют в умах людей все, что создается прямо сейчас, лишая произведения искусства шанса на великое будущее.
Актуальное искусство: зритель в поисках смысла
Автор: Вера Воробьева
Среди «Вечных вопросов», размышление о которых тысячелетия вдохновляет и духовно обогащает человечество, вопрос смысла и предназначения искусства – один из самых ярких и сложных.
На протяжении существования культуры каждая эпоха и каждое общество наделяли искусство неповторимой миссией.
Строгая и рациональная система средств художественной выразительности древнеегипетского искусства передавала сакральный смысл ритуала, связанного с переходом души во вневременный мир. Каноны, которым должно было соответствовать древнеегипетское искусство, были призваны обеспечить осуществление возвышенной миссии соединения души с вечностью. Искусство Древней Греции вдохновляло гармонией и стремлением к идеальному, его каноны соответствовали данной миссии. Произведения культового искусства Средневековья были призваны направить душу человека к Божественному, становясь символами невыразимого священного смысла бытия. Данная миссия искусства диктовала каноны как создания, так и восприятия произведений данного искусства. Искусство Возрождения соединяло земное и небесное в красоте человеческой жизни, искусство стиля Барокко отражало противостояние и переплетение света и тьмы, многоликость жизни, создавая неповторимые формы и каноны… Мы можем увидеть искусство каждой эпохи, культуры, каждого нового стиля как отражение главной движущей идеи, духовной направленности данной эпохи или культуры. Однако с началом великого и трагичного двадцатого века говорить о некой единой направленности цивилизации и культуры становится все тяжелее.
Неспособность ни одной морали либо идеологии предотвратить войны, экологические бедствия, глубинный разлад внутри человеческой цивилизации привели к разочарованию и недоверию к морали и идеологиям. Духовный кризис, становление общества потребления и протест против него, очевидность бессмысленности пути разрушения и поиски новой духовной целостности обусловили становление нового искусства. Это искусство позволило себе отсутствие канонов и идеалов, это искусство рождалось как произвольное, не всегда способное и желающее быть источником красоты и духовности, не всегда понятное и раскрытое для понимания.
Что скрывает в себе актуальное искусство? Имеет и предполагает ли оно наличие смысла? В чем ограниченность и потенциал актуального искусства? Какова его миссия в культуре современности, если эта миссия существует?
Именно эти вопросы рассматривает данное исследование.
Под термином «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство», мы будем подразумевать совокупность современных художественных практик, в основе которых лежит творческий эксперимент, связанный с субъективным отражением действительности. Такому эксперименту присущи поиски и генерация новых идей, концептов, образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (хеппенинги, перформансы).
Осмысление актуального искусства потребует от нас работы со следующими группами вопросов:
Итак, каковы предпосылки рождения и развития актуального искусства, все чаще отдаляющегося в своих поисках от сферы прекрасного? Чем обусловлено рождение негармоничного искусства? Имеет ли оно смысл и созидательный потенциал?
В. Кандинский, «О духовном в искусстве».
Всякое искусство отражает эпоху, в которой оно рождено, предвосхищает пути развития культуры, обогащая ее новыми ценностями и идеалами, а также предостерегает общество от возможных ошибок развития. Последняя из названных функций имеет особенно глубокую связь со сферой актуального искусства. Искусство противоречивой эпохи не может не иметь противоречивых направлений. Именно таким направлением является актуальное искусство. Появление и развитие актуального искусства – закономерный процесс. Он затрагивает как отражение болезни и разобщенности, порой абсурдности современного мира, так и осмысление путей исцеления, поиска новых ценностей и новой духовной опоры культуры и человека. Этот творческий процесс, включающий великое множество разнородных явлений, способен как обогатить и возвысить искусство, так и разрушить его основы, связанные с духовным содержанием образа. Попытаемся понять, почему.
Каков возможный смысл и созидательный потенциал актуального искусства?
Современное общество, имея огромный потенциал к развитию, в немалой степени характеризуется утратой незыблемых стандартов добра, истины и прекрасного. Множество ценностей и идеалов прошлого, рожденных различными идеологиями,оказались ограниченными, деструктивными, несостоятельными, несбыточными. Ценности, способные не разъединять, но объединять и по-настоящему возвышать человечество, находятся в стадии формирования и осмысления, требуя истолкования прошлого и настоящего на более высоком уровне понимания, без разделения на абсолютное добро и зло, без тотального отказа, восхваления и очернения различных путей развития. Глубина экологического, политического, духовного разлада внутри современного общества приводит к настоятельной необходимости создания новой концепции существования человека в мире, подразумевающей поиск зерна смысла и мудрости в каждом опыте прошлого, а также необходимости создания нового многообразного единства идей и культур.
Актуальное искусство как искусство свободного творческого поиска провозглашает отказ от притязаний на истинность тех или иных доктрин, путей, идей. Этот отказ, а также неприятие формализма в культуре и жизни, реализуется на уровне творческой идеи равнозначной множественности.
Рождение актуального искусства связано с разочарованием во всесилии разума и потому связано с аппеляцией к миру чувственного, субъективно-личностного. Аппеляция к миру чувственного, к подсознанию и душе зрителя на уровне абстрактных форм, концептов, образов и творческих действий художника, очищенных от второстепенного содержания и ясного сюжета, таит в себе новые, еще не исследованные возможности духовного воздействия на зрителя.
Рождение актуального искусства в его самых пронзительных проявлениях можно рассматривать как реанимацию человеческой души, умирающей от отсутствия сильных чувств и впечатлений в безразличии и бездуховности будней нашей эпохи.
Актуальное искусство в некоторых своих проявлениях до боли откровенно диагностирует болезни общества. Игра и интерпретация актуального искусства становятся бунтом против мнимой, насаждаемой массовой культурой, одномерности многомерного человека, против сна наяву, в котором проходят жизни тысяч людей. Такое искусство несет в себе отрицание предзаданности человека, превращения его в бесчувственную машину, взаимозаменяемый винтик огромной общественной системы. Актуальное искусство в лучших своих проявлениях дает осознать абсурдность предзаданного существования, происходящего вне осознанного выбора, вне свободы и ответственности человека за безграничные возможности своей жизни. Такое осознание ведет к тому, что человек уже не может механически воспроизводить ограниченный набор реакций и не страдать.
Созидательным потенциалом обладает область актуального искусства, связанная с поисками новой выразительности абстрактного образа. В творческом поиске художник совершает движение от отображения формы объектов и явлений к передаче их многомерного внутреннего содержания, идеи, смысла, вибрации, уникальной творимой ими атмосферы. Как многими веками ранее иконописец отошел от детальной передачи анатомии и пропорций человеческого тела во имя запечатления духа, пребывающего в этом теле, так и талантливый современный художник, создающий абстрактный образ, стремится к осмыслению и отображению сокровенной сути вещей.
Данная область творческого поиска способна обогатить искусство современности новой глубиной, силой и редкой духовной наполненностью.
Однако актуальное искусство имеет и противоречивые, порой деструктивные черты. Свобода во имя творческого поиска и предельной откровенности автора зачастую оборачивается бесплодной свободой от духовных ценностей и смысла творимого. Пустые формы, не наполненные ничем либо наполненные непереработынными и непереосмысленными автором разрушительными эмоциями, не переплавленными в мудрость, способны войти в резонанс с самым темным и деструктивным в душе зрителя, рождая болезненные фантазии и идеи. Зритель не поднимается выше устремления автора. Если автор не устремлен ни к чему, его искусство может принести вред. О великой и небезопасной силе воздействия искусства было известно всем цивилизациям и культурам прошлого. Свобода художника всегда была ограничена внутренней необходинмостью служения идее, ведущей человека и культуру к мудрости и осознанности. Вхождение в резонанс с искусством, идеи которого не имеют созидательного потенциала, губительно для человеческой цивилизации.
Каковы цели автора актуального искусства и есть ли они?
Автор не обещает просветить или возвысить зрителя, он не объясняет, не назидает, не завершает. Роль автора актуального искусства – создание реальностей, через которые можно путешествовать, привнося в разозненность образов собственный смысл и новое единство. Автор современного искусства создает открытую систему, готовую к интерпретации. Важным становится выражение внутреннего мира художника, его душевного состояния, реакции на окружающую действительность. Такая откровенность автора становится более важной и ценной, чем сюжет или идея создаваемого им арт-объекта. Автор не прячет себя, свое душевное состояние и чувства за сюжетом картины, не давая и разуму зрителя заблудиться в анализе сюжета, уходя от ответных чувств и сопереживания картине.
Таким образом,ввиду своей недосказаннсти и многомерности актуальное искусство способно привести разум зрителя к непонятийному безоценочному мышлению, а душу зрителя к непосредственному чувствованию.
Пространство актуального искусство поэтично названо садом ускользающих смыслов…
Автор как будто бросает зрителю вызов: что же сможет создать зритель в своем сознании из этого загадочного хаоса? Этот хаос так похож на хаос самой жизни, из которого человек извлекает или не извлекает драгоценное единство смысла…
Хаос воспринимается автором актуального искусства как источник обновления и новых возможностей.
При создании и восприятии актуального искусства происходит стирание границ между искусством и жизнью. Множество предметов повседневности приобретают роль ярких метафор в создании коллажей, перформансов, хепенингов. Жажда глубокого взаимодействия между реальностью и искусством, зрителем и произведением вызвана потребностью в новом восприятии самой жизни человека как акта творчества. Изобразительное искусство прошлого, изолированное от реальности рамой картины, приводило к возникновению чувственных переживаний в результате контакта с заменителями объективной действительности. Таким же образом заменителями действительности выступают современные виртуальные реальности интернета, миры, создаваемые киноиндустрией, при всей своей глубине и яркости порой все дальше уводящие человека от событий и выборов собственной жизни, реальности “здесь и сейчас”.
Таким образом, создание единства объективной реальности и мира искусства в арт-объектах актуального искусства, перформенсах и хеппенингах стало ответом на засилие призраков вещей, замещающие реальность из опыта людей.
Следует отметить еще два качества, привносимые автором актуального искусства в свои творения.
Ирония. Отсутствие претензии на владение единственно верным смыслом, ключом к разгадке тайн и источником спасения привносят оттенок иронии и самоиронии автора во многие произведения актуального искусства. За этой иронией может сквозить как горечь утраты смысла и разочарование, так и вера в невыразимое неподвластное логике счастье человеческой жизни.
Цитатность. Создавая арт-абъект, художник актуального искусства вступает в диалог с множеством эпох и стилей, личностей и идей. В результате такого диалога арт-объект может содержать в себе отзвуки образов и идей других произведений. Глубина и яркость этого диалога зависит от богатства интеллектуального и духовного мира автора. Путешествуя по созданному автором пространству смыслов и форм, зритель становится вовлеченным в глубокую беседу художника с миром искусства, смысл которой открыт для зрителя настолько, насколько разнообразен его собственный интеллектуальный и духовный опыт.
Следует отметить, что порой за претензией на такую многомерность скрывается плагиат либо простое отсутствие собственных идей автора произведения. Чем более тонкая сфера становится открытой для отображения искусством, тем меньше возможности ясно различить подлинную и фальшивую глубину и уникальность произведения искусства на уровне разума. Только интуиция и наличие либо отсутствие душевного отклика на произведение может достаточно ясно руководить предпочтениями зрителя актуального искусства.
Что актуальное искусство требует от зрителя? При каких условиях возможно и конструктивно по своей направленности взаимодействие зрителя с объектом актуального искусства?
Как отмечено ранее, актуальное искусство содержит протест против подавления творческой природы человека, погрязшего в стихии стереотипного стандартного мышления. Потому актуальное искусство создает проблемную ситуацию, содержащую в себе ключи к пониманию произведению, но не его готовую однозначную трактовку.
Таким образом, арт-объект выхватывает человека из сферы стереотипных форм, из зоны привычного, из душевного комфорта, и переносит в пространство поиска смысла.
Преодолевая односторонний оценочный взгляд на искусство и действительность, зритель, если желает того, стремится осмыслить многоголосное произведение и наделить его собственным смыслом, возникающим из ассоциаций и размышлений по поводу данного арт-объекта.
Таким образом, смысл произведения становится плодом сотворчества автора и зрителя. Без активной позиции зрителя произведение актуального искусства зачастую является лишь разнородным хаосом идей и форм. Взаимодействие множества точек зрения, представленное в многоголосном арт-объекте, дает зрителю толчок не искать смысл в искусстве и жизни, но учиться наделять искусство и вслед за ним жизнь неповторимым смыслом, ососознанно выбирать наиболее созвучную ему “мелодию” в представленном многоголосье, вносить свою идею, выбирать свою позицию в восприятии объекта искусства и также в собственной жизни.
Таким образом, творческий потенциал актуального искусства способен обогатить зрителя возможностью истинного сотворчества с автором, осмысления жизни, поиска точек зрения, с которых открывается более глубокое постижение феноменов и явлений действительности, а также собственной сущности.
Итак, мы обозначили богатые возможности актуального искусства, для взаимодействия с которым требуется творческая активность зрителя и его готовность выйти за рамки привычного, одаривая окружающее пространство форм собственной интерпретацией и смыслом.
Заметим, что богатые возможности актуального искусства не всегда реализуются в произведениях, и им еще предстоит проявить себя в полную силу в искусстве будущего, если направленность актуального искусства будет созвучна созидательному потенциалу человеческой культуры.
Взаимозависимость между направленностью искусства и его потенциалом осмыслена неординарным ярким художником, искателем духовных основ и смысла искусства Василием Кандинским:
…Да, искусство есть дитя своего времени. Но такое искусство способно лишь художественно повторить то, чем уже ясно заполнена современная атмосфера. Искусство, не таящее в себе возможностей для будущего, искусство, которое есть только дитя твоего времени и которое никогда не станет матерью будущего, является искусством выхолощенным. Оно кратковременно; оно морально умирает в тот момент, когда изменяется создавшая его атмосфера.
Искусство, способное к дальнейшему развитию, также имеет корни в своей духовной эпохе, но оно является не только отзвуком и зеркалом последней, а обладает пробуждaющeй пpopoчecкoй cилoй, способной действовать глубоко и на большом протяжении.
Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь.
Учась у жизни, а также у актуального искусства вдумчивости и толерантности, автор исследования разделяет идею о том, что все созидательные направления искусства в своей основе имеют смысл, особую роль в развитии культуры и уникальный потенциал. Не заменяя, не вытесняя удивительный мир классического искусства, но исследуя новые возможности творческого поиска, актуальное искусство способно привести художника и зрителя к новой откровенности и новой глубине взаимодействия и сотворчества.
Возможно вам будут интересны следующие статьи: