Акустический кабель чем толще тем лучше

Какой звуковой кабель стоит покупать для акустических колонок?

Очень часто, выбирая звуковой кабель для акусической системы, люди думают, что чем красивее кабель, тем лучше он работает. А красивая «обёртка» чаще специально используется всего лишь для взуальной привлекательности товара. Ещё как правило, покупатель кабеля редко находит время для прослушивания предлагаемой модели, а то и просто такой возможности нет в самой торговой точке.

Но потребитель покупает глазами. Потому мы решили подготовить эту небольшую статью в помощь начинающим меломанам и любителям домашних кинотеатров.

Немного теории..

Какими бы ни были хорошими усилители и динамики, без проводов, соединяющих их с усилителями они будут угрюмо молчать. Чтобы звук из колонок радовал уши, надо сначала порадовать их самих и подсоединить к ним те провода, которые надо. Обычно кабели, которые используют для подключения к колонкам называют “акустическими” или “колоночными”, а теперь еще и “спикерными”.

Способность проводов пропускать через себя электрический ток зависит от материалов, используемых при их изготовлении. И, как ни удивительно, серебро, а не золото чемпион среди проводников. Первые 4 места соревнований по проводимости среди химических элементов распределены так :

Ag Серебро

Cu Медь

Au Золото

Al Алюминий

Как кабель влияет на качество звука?

Акустический кабель чем толще тем лучше. Смотреть фото Акустический кабель чем толще тем лучше. Смотреть картинку Акустический кабель чем толще тем лучше. Картинка про Акустический кабель чем толще тем лучше. Фото Акустический кабель чем толще тем лучше

К примеру утверждение, что использование в Hi-End кабелях посеребренной меди улучшает воспроизведение обертонов это, как говорил один наш хороший знакомый, “чушь противотанковая”. Мало того, что серебро ненамного отличается по проводимости от меди, так еще и эффект распространения высокочастотных токов по поверхности проводника начинает сказываться в диапазоне радиочастот, а для звукового и ультразвукового диапазонов он ничтожно мал. Зато провода “богато” оформлены и народ с кошельками охотно верит, что только этот кабель и нужен их технике.

Так что про такой кабель можно смело цитировать В.Высоцкого : “толку от него было как от козла молока, но и вреда однако тоже никакого”.

Что можно сказать про бескислородную медь OFC (Oxygen-Free Copper) и монокристаллическую медь ОСС (Ohno Continuous Casting)? И тот и другой сорт имеют массу замечательных свойств. Бескислородную медь очищают от растворенного в ней кислорода и окислов разогревая и разливая в вакууме или иной среде, обеспечивающей защиту от попадания окислов и других примесей. Ее структура становится однородной и не создает препятствий движению заряженных частиц. Для производства ОСС используется еще более сложная технология. Оба вида широко применяются в микроэлектронике, в космической и других высокотехнологичных промышленностях.

Но применительно к акустике следует вспомнить крылатое выражение медиков “Витамины обогащают мочу пациента и карман фармацевта”. Все резоны а-ля “снижает степень искажения звука и уровень посторонних шумов”, “не подвержены внутренней коррозии и их проводимость со временем не ухудшается” предназначены для неискушенного уха готового платить покупателя.

Еще раз: если проводник из меди, то “монокристалличен” ли он или “обезкислороден”, или и то и другое вместе, для акустических систем не имеет какого-либо существенного значения. Все эти преимущества проявляются ниже зоны чувствительности человеческого уха и шумы проводников на несколько порядков ниже уровня шумов, издаваемых транзисторами и другими радиодеталями.

Для акустических кабелей главное чтобы в них была медь и чтобы она не ржавела на манер “китайской” латуни на сантехнических фитингах. Что касается “неподверженности внутренней коррозии”, то медь прекрасно чувствует даже в речной и морской воде, так что внутри нормально сделанной изоляции она прослужит сотню лет.

Что стоит знать о сечении акустического кабеля?

Потери передаваемой энергии, зависят от сечения проводника. Чтобы узнать какое сечение у провода, его надо разрезать точно поперек и посчитать площадь торца. Соответственно чем толще провод, тем больше сечение.

Источник

Вся правда о проводах (если честно, не совсем вся, но много). Журнал «Автозвук»

Сохранить и прочитать потом —

Акустический кабель чем толще тем лучше. Смотреть фото Акустический кабель чем толще тем лучше. Смотреть картинку Акустический кабель чем толще тем лучше. Картинка про Акустический кабель чем толще тем лучше. Фото Акустический кабель чем толще тем лучше

Регулярно посещая несколько аудиофильских интернет-форумов, где идет активное обсуждение различных компонентов, я заметил одну явную закономерность: все, кто активно заявляет о том, что соединительные провода не могут звучать по-разному, если изготовлены из одинакового материала, никогда не опираются на результаты собственных экспериментов. Потому, что их не проводили. Их аргумент — «этого не может быть, потому что не может быть никогда». А уж тема направленности проводов для них, как красная тряпка для быка. Просто так пройти не могут, обязательно поддержат своим «+1» глумящихся над «замороченными аудиофилами». Зато все защитники другого лагеря неизменно приводят результаты своих сравнительных прослушиваний. Я себя причисляю ко второму лагерю и готов поделиться своим опытом, основанным на сотнях сравнительных прослушиваний и самостоятельном конструировании соединительных проводов. Именно конструировании, потому как при своей кажущейся простоте провода являются сложной конструкцией, а нижеперечисленные элементы конструктива справедливы как для акустических кабелей, так и для межблочных. Это верно даже для питающих кабелей, разве что с небольшой поправкой на специфику применения.

Однажды, еще в то время, когда я занимался установкой аудиосистем в автомобили, зашёл в мой инсталляционный центр наш местный электрик, в советские годы работавший связистом. Увидев силовой провод 2Ga, который мы протянули в багажник автомобиля для подключения усилителя, был реально ошеломлён. Его слова: «Мы таким кабелем подключали радиостанции, вещающие на полмира». С тех самых пор у меня появилась поговорка: нельзя к такой тонкой теме, как звуковоспроизведение, подходить с законом Ома. Вернее, правда, будет сказать так: нельзя только с законом Ома.

Должен отметить, что в последнее время необходимость в качественном питании усилителей понимают даже начинающие свой путь в автозвуке. Это произошло благодаря тому, что на всех автозвуковых форумах даются рекомендации по сечению питающих проводов, а в магазинах есть в наличии комплекты для подключения усилителей с хоть и не очень толстыми проводами, но все же достаточными. А вот использовать толстые акустические провода не желает никто. При этом если новички покупают то, что им предлагают в магазинах, то звуколюбы «в теме» просто считают, что провода сечением 2,5 кв. мм вполне достаточны для любой фронтальной акустики, ведь мощность динамиков намного меньше утюга, который также подключен проводом 2,5 кв. мм. И действительно, если оперировать единственно доступной и понятной простому потребителю величиной — мощностью, то с этим и не поспоришь. Однако я берусь поспорить и даже рассчитываю этот спор выиграть (а иначе бы не брался). И буду в своей доказательной базе использовать электрические параметры, понятные и знакомые гипотетическому электрику, подходящему к звуковоспроизведению с законом Ома. Никакой эзотерики, никаких наездов, типа «раз ты не слышишь этого, значит, ты глухой. »

Итак. Электродинамическая головка по своей сути является электродвигателем переменного тока, который преобразует электрический сигнал в механические движения диффузора с возбуждением звуковых волн. Чем точнее диффузор повторяет электрический сигнал звуковой частоты, тем точнее звук, который мы слышим, будет соответствовать своему эталону, то есть живому звуку, который записали. Это всё теоретически и если не учитывать искажения электронного тракта. Для нашей нынешней темы отправной точкой будет точность механических колебаний. Фактически подвижная часть динамической головки имеет какую-то массу, а значит, имеет инерционность при колебаниях. И для того чтобы точно контролировать движения, усилитель должен иметь достаточный для этого коэффициент демпфирования (КД). Ещё часто применяют термин «демпфинг-фактор». Значение, которое далеко не все производители приводят в технических данных своих изделий. Вычислить значение коэффициента несложно, нужно сопротивление нагрузки разделить на выходное сопротивление усилителя и получить искомую цифру. Нам как раз надо это сейчас проделать. Выходное сопротивление я ни разу не встречал в декларируемых характеристиках усилителей, да и не константа это вовсе, сопротивление меняется от частоты, то есть это импеданс. Но для наших целей это непринципиально, ибо, даже если допустить погрешность в 100%, выводы, к которым мы придём ниже, не изменятся. Давайте возьмём среднестатистическое значение выходного сопротивления транзисторного усилителя — 0,02 Ом, а сопротивление нагрузки 4 Ом. Получаем коэффициент демпфирования, равный 200. Очень хорошее значение, хотя бывает и больше.

Теперь-то можно перейти непосредственно к доказательству необходимости применять толстые акустические провода. Искомый коэффициент мы получили, не учитывая сопротивления соединительных проводов, а оно таково, что его учёт в этой простейшей формуле даёт совершенно другие результаты. Пробежав по сайтам производителей кабельной продукции, я нашел значение сопротивления медного акустического кабеля сечением 2,5 кв. мм — 0,0075 Ом/м. Но это сопротивление одного проводника, а в цепи используются два, значит, умножим на 2. Обычно усилители располагают в багажнике автомобиля, и средняя длина кабеля до фронтальной акустики равна 4 м. Считаем сопротивление акустического кабеля такой длины: 0,0075 х 2 х 4 = 0,06 Ом, то есть в 3 раза больше выходного сопротивления усилителя! С учетом этого фактический коэффициент демпфирования становится равным не 200, а… считаем: 0,02 + 0,06 = 0,08, 4/0,08 = 50. Это уже малый коэффициент, а с учётом того, что современные автомобильные динамики имеют тяжёлую подвижку, становится ясно, что ни о каком разборчивом воспроизведении речь идти не может. Диффузор динамика будет «пролетать» по инерции точку остановки, так как усилитель не сможет контролировать колебания из-за большого сопротивления между ним и динамиком. А попробуем увеличить сечение акустического провода до 10 кв. мм и тем самым снизить сопротивление в 4 раза. Получаем уже совсем другие цифры: 0,06/4 = 0,015, а новое значение КД равно 114, а это в 2,3 раза лучше, чем в первом случае. Теперь понятно, что чем толще акустический кабель и чем он короче, тем лучше звучание. Это касается не только низкочастотного диапазона, на котором происходит большая амплитуда колебаний, но и средних частот, значительно выигрывающих в разборчивости. Толстые провода довольно проблематично протягивать в двери автомобиля, но такая сложность вознаграждается качественным звучанием. Опираясь на проделанные расчеты, сабвуфер просто необходимо подключать толстыми проводами, да и сделать это гораздо проще, чем протянуть провод в двери.

По собственному опыту скажу: разница в звучании между акустическим проводом 4 кв. мм и таким же сдвоенным — 8 кв. мм прекрасно слышна, нужно только каждому, кто желает в этом удостовериться, взять и провести этот простой эксперимент. В своей домашней системе я подключил колонки самодельным акустическим кабелем сечением 40 кв. мм и ни разу об этом не пожалел.

Самый распространенный материал для звуковых проводов — медь, это известно. Но вот качество меди может быть совершенно разным, и не в наших силах его определить, для этого необходимы дорогостоящие приборы и оборудование. Я только призываю не верить в заявленные характеристики производителями, они часто не соответствуют действительности, именно по причине невозможности проверки. Надо брать и слушать самому. Очень хорошо себя показал проводник из чистого серебра — звучание благородное, богатое обертонами и послезвучиями. Однако цена такого кабеля начинается с сотни долларов за метр, и этот факт сильно ограничивает его использование даже в дорогих системах. Нередко встречается проводник из посеребренной меди, практика показала, что такой проводник сильно искажает тембр, звук окрашен, даже резок. Это объясняется тем, что ток, выдавливаемый действием скин-эффекта на высоких частотах, попадает на слой проводника с другими характеристиками, и происходят некоторые искажения. На звуке это слышно как «увеличение яркости» на средневысоких частотах (например, медные духовые, тарелки) и уменьшение «воздуха» и размеров звуковой сцены, съедается «акустика помещения». Попадается также проводник из лужёной оловом меди, звучание такого провода характеризуется ярко выраженным эффектом шепелявости, звук откровенно грязен. При этом нередки случаи, когда лужёная медь выдается за посеребрённый проводник.

Диэлектриков, которые используют в качестве изоляционного материала для аудиокабелей, огромное множество, это вообще отдельная тема, которая по объёму может потянуть на десятки страниц. Постараюсь кратко охарактеризовать часто применяемые. Самый распространённый диэлектрический материал для изоляции проводников — поливинилхлорид (ПВХ) и его вариации. Это тот самый прозрачный, полупрозрачный или и вовсе непрозрачный материал, что имеется на продаваемых нынче акустических и силовых проводах для автозвуковой индустрии. Этот диэлектрик обладает эффектом накопления заряда, поэтому на звуковой сигнал влияет сильно и негативно. Представьте себе, что по проводнику прошёл основной звуковой сигнал, а вдогонку к нему, отставая по времени (фазовые искажения) и с намного меньшей, но все же значимой амплитудой, бежит накопленный и отдаваемый изоляцией сигнал. Звучание становится мутным и невыразительным. Причём этот эффект зависит от длины кабеля и с увеличением длины усиливается. На нескольких метрах звук будет намного хуже, чем на небольшом отрезке кабеля. Кроме того, ПВХ окисляет медь, особенно на краях провода, там, где есть доступ воздуха. Изолятор из полипропилена применяют не так часто, как ПВХ, он намного лучше для звука, особенно вспененный. Это наименее дорогой из «акустически правильных» изоляторов. Изоляцию из тефлона применяют уже на дорогих аудиокабелях, особенно хорошо себя показала изоляция из тефлона низкой плотности и вспененного тефлона. Некоторые производители даже запатентовали несколько технологий изготовления изолятора из этого материала.

Экспериментальным путем было установлено, что самые нейтральные к звуку изоляторы — это натуральные материалы: хлопок, лён, шерсть, целлюлоза, их практически нельзя встретить в серийных изделиях, и лишь иногда их применяют в дорогих и штучно изготовленных аудиосоединителях самого высокого класса. Вообще, любой изолятор влияет на звуковой сигнал, даже второй слой, который никак не соприкасается с проводником. Прокладывать в автомобиле акустические провода следует как можно дальше от металла кузова, гофрированные трубы как раз позволяют «отодвинуть» кабель и от кузова, и от ковровых покрытий.

Казалось бы, какая разница, как расположены проводники в кабеле, ведь они в изоляции и никак не соприкасаются друг с другом. На самом деле из двух совершенно одинаковых проводников можно сделать совершенно разные по звучанию кабели. Проводники свивают под разным углом, прокладывают параллельно, разносят на разные расстояния, параллелят несколько проводников, используют проводники плоского сечения, набирают проводник из жил разного диаметра и много еще чего. Я не буду конкретно описывать каждый вариант — их огромное множество, а это означает, что единственно правильной конструкции нет. Разнесенные подальше проводники позволяют получать значения погонной емкости и индуктивности практически равными нулю — заметно возрастает детальность звучания, но теряется слитность, музыкальность. Основная задача конструкторов проводов, помимо, конечно, нейтральности и широкополосности — получить оптимальное сочетание детальность/музыкальность. Вот по этим трём критериям и стоит оценивать аудиосоединители.

Акустический кабель чем толще тем лучше. Смотреть фото Акустический кабель чем толще тем лучше. Смотреть картинку Акустический кабель чем толще тем лучше. Картинка про Акустический кабель чем толще тем лучше. Фото Акустический кабель чем толще тем лучше

Две принципиальные конструкции кабелей с очень разнящимися характеристиками

Источник

Как выбрать сечение для акустического кабеля?

Акустический кабель чем толще тем лучше. Смотреть фото Акустический кабель чем толще тем лучше. Смотреть картинку Акустический кабель чем толще тем лучше. Картинка про Акустический кабель чем толще тем лучше. Фото Акустический кабель чем толще тем лучше

Как выбрать сечение для акустического кабеля? Какой толщины следует выбирать провод для подключения акустики?

Всем доброго дня или вечера. Хочу немного вернуться к вопросу об акустических проводах. Это не займет у вас много времени.

Чуть раньше у нас вышла статья “Каким же проводом лучше подключать акустику?“. Хотелось бы немного дополнить, хотя эта тема постоянно обсуждается на форумах и однозначного мнения так и нет.

В основном все обсуждают вопрос: какая медь в проводах лучше – бескислородная или простая? Но сейчас не об этом. Очень важный момент состоит именно в том, какое сечение медного провода используется!

Пролог

Это не утверждение, а рассуждения и некий опыт по использованию проводов разного сечения.

Но с вариантом музыкального центра – проще, ведь он не рассчитан на озвучку дискотеки или даже просто на долговременную работу на максимальной громкости. К тому же, провод в комплекте идет не больше метра, он не рассчитан на то, что кто-то расставит колонки по углам комнаты.

Там действительно, будет возможность слушать громко, но это будет не звук, а просто какофония! Что это такое? Коротко – это хаотическое и бессмысленное нагромождение звуков, которое многие воспринимают как музыку.

По большей части – это качество самого усилителя и самих акустических систем такое, что на достаточной громкости звука уже может и не быть, а остаётся некое подобие “каши” из звуков, какофония.

Но в эту “кашу” вносят свой вклад и провода, которыми подключены колонки. Их качество, как проводов в частности, часто оставляет желать лучшего. Часто встречаются омедненные провода из алюминия. Они проводят напряжение и ток, но когда мы говорим о качественном звуке, то в этом случае – это не про те провода.

Толщина имеет значение!

Акустический кабель чем толще тем лучше. Смотреть фото Акустический кабель чем толще тем лучше. Смотреть картинку Акустический кабель чем толще тем лучше. Картинка про Акустический кабель чем толще тем лучше. Фото Акустический кабель чем толще тем лучше

Так какой толщины следует выбирать провод для подключения акустики? Если не задаваться вопросом о качестве меди, то возьмем в рассуждения только длину и сечение. Далее буду говорить “акустический провод”, а подразумевать простой провод (электрический). Для многих меломанов, а тем более аудиофилов – это очень важный момент. Но не будем обсуждать бренды даже у электрических проводов. Мы уже затрагивали эту тему.

Длина акустического провода

У каждой акустики будет свой провод, своя длина, так как у всех разные помещения где предполагается слушать музыку. И подбирать длину следует так, что бы провода хватало точь-в-точь для подключения, ну или по удобному месту прокладки, что бы потом не спотыкаться через провод, что бы было удобно производить уборку помещения.

Но следует помнить, что чем длиннее провод, тем толще он должен быть. Чисто из школьной физики, что бы “больше электронов проносились по проводу за единицу времени”. Чем больше размер акустики, предполагаю, тем будут более мощные динамики и они потребуют много энергии. Только в том случае, колонки смогут отдавать весь свой потенциал.

Представим, что колонки (высота их предположим – 1,2 метра) стоят в трех метрах друг от друга, а по середине расположена аппаратура, которая будет “раскачивать” акустику. Тогда, для подключения потребуется 2-2,5 метров провода на каждую колонку. Примерно пол метра оставляем на подключение к терминалам, так как они часто расположены выше чем 30 сантиметров от пола. И ещё по полметра для подключения к терминалам усилителя.

Но это всё приблизительно! Примерно так и получится, ну может даже чуть меньше. Но однозначно, что делать бухту провода под стойкой аппаратуры из “лишнего” провода, совершенно не стоит.

Толщина акустического провода

Теперь о том, ради чего и затевалась эта статья – о толщине.

Сделаем проще. Изучите таблицу, что расположена ниже. Ограничимся таблицей до 10 метров. Дальше цифры будут примерно такие же, как при использовании провода длиной в 10 метров. Но не думаю, что кто-то в домашних условиях намерен использовать провод даже в 10 метров.

Сечение провода (мм 2 )
Сопротивление колонки, Омдлина провода (метров)
12345678910
10,751,52,54,04,04,06,06,06,010
20,350,751,01,52,52,52,54,04,04,0
40,20,50,50,751,01,01,51,52,52,5
80,120,20,350,350,50,750,750,751,01,0
160,120,120,120,20,20,350,350,350,50,5

Теперь посмотрим, если забыли, какое сопротивление у нашей акустики. Обычно, акустика которой пользуются дома, имеет сопротивление – 4, 6 или 8 Ом. Реже встречаются и 16 Омные колонки. Про то, что такое сопротивление акустики, а так же – импеданс акустических систем, поговорим в другой раз на страницах нашего сайта.

Выводы

Так какой акустический кабель выбрать для колонок? Как выбрать сечение акустического кабеля для этой цели?

Какой кабель выбрать?

Исходя из того, что уже знаем из ранее прочитанного, считаю, что можно покупать любой электрический кабель или специальный акустический провод, любого бренда и производителя. Главное, что бы он соответствовал требуемым характеристикам самого усилителя и акустической системы. То есть, важные параметры: это выходная мощность усилителя, сопротивление акустических систем и длинна самого провода.

Какое сечение выбрать?

Это же, я отнес бы и к музыкальным центрам, если колонки установлены дальше, чем один метр от самого музыкального блока. Часто можно видеть в живую и на фото в интернете, что маленький блок музцентра стоит на полочке, рядом с книжками, а колонки развешаны по углам комнаты. Тут-то как раз и следует использовать “не родной” провод, а купить специально нужного кабеля, с нужным сечением. Хуже точно не будет.

Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать – не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями – напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.

Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке – очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *