Акварель с грануляцией что это
Эффект грануляции в акварели: что это и как его использовать?
Вокруг грануляции в акварели всегда ведется много обсуждений: все практикующие акварелисты знают, что некоторые краски сильнее подвержены процессу естественной грануляции, но далеко не все знают, по каким законам она работает, что влияет на ее возникновение и как ее можно использовать в работах.
Грануляция – это выраженное появление частиц пигмента на бумаге, создающее неоднородную текстуру в красочном слое. Звучит сложно? Можно сказать и проще, природа этого явления кроется в самом названии: согласно словарю, грануляция – это формирование зёрен какого-либо вещества. В случае акварельных красок это вещество – пигмент, и определенные пигменты имеют склонность гранулироваться, то есть формироваться в визуально заметные на бумаге небольшие точечки и/или группы хлопьев.
Прежде чем рассказывать о причинах возникновения грануляции и конкретных местах ее применения в акварельных картинах, стоит пояснить связанный с грануляцией термин «флокуляция». Среди акварелистов ведутся бурные обсуждения о том, являются ли эти два процесса разными по своей сути. Одна из версий, обоснованная химиками, звучит как «грануляция – появление видимых частиц пигмента на бумаге из-за выпадения его в осадок, а флокуляция – это взаимопритяжение мелких частиц пигмента в группы, создающие узоры на бумаге, и это принципиально разные по принципу действия процессы». По другой версии, у которой тоже немало сторонников, флокуляция – это подвид грануляции, просто один из ее вариантов. Как бы то ни было, есть и те, кто утверждает, что это вообще не важно, потому что главное – не то, как называется этот процесс, а то, что в результате применения определенных красок на поверхности бумаги образуется текстура.
Что влияет на образование грануляции в акварели? Это три важных фактора.
Помимо этого, один из факторов образования грануляции – само качество воды, используемой для акварели. В случае жесткой воды с большим количеством минералов грануляция будет сильнее, чем в случае дистиллированной воды.
Фактура бумаги. Гранулирующиеся частички пигментов тяжелее и крупнее, чем привычные тонко-тертые однородные краски, и под воздействием гравитации они проваливаются в «ямки», создаваемые фактурой бумаги, и тем самым формируют эффект разнородного красочного слоя. Таким образом, грануляция более вероятна на бумаге фактуры Fin и Torchon, чем на бумаге без фактуры Satin – хотя и в случае гладкой бумаги без явной фактуры грануляция также возможна.
Все изложенное выше – лишь теоретические знания, которые полезны, но они бесполезны, когда не совсем понятно, в каких именно случаях эффект грануляции будет уместен.
Помимо этого, в письме было указало то, что спрей нужно наносить как минимум с расстояния 20-30 сантиметров, и это очень важное условие: если расстояние до бумаги меньше, возможно образование круглого пятна в центре или некорректное наслоение краски.
На картинке – одна и та же краска (Vermilion Light, изначально не склонный к грануляции) в чистом виде справа и с правильно примененным спреем. Конечно, природная грануляция смотрится еще более эффектно, но в ситуации, когда хочется получить дополнительную фактуру и еще более интересную заливку, этот спрей может стать отличным помощником.
В галерее изображений ниже можно посмотреть больше акварельных работ Анны с грануляцией и представленные в статье фото в полном размере.
Van Gogh c эффектом грануляции
Акварель в тубах по 10 мл, на этикетке указаны пигментный состав, светостойкость и кроющая способность. Гранулирующиеся краски Van Gogh − темные в массе, полупрозрачные при нанесении, кроющие − при очень густом нанесении.
++ 560 G DUSK VIOLET (PBk11/PV23) – оксид железа + карбазол диоксазин, насыщенный темный баклажановый оттенок, смотрится приглушенно и благородно.
++ 373 G DUSK PINK (PBk11/PV19) – оксид железа + фиолетовый хинакридон, создает яркую розоватую заливку с грануляцией, один из моих любимых цветов, хорош в чистом виде и в смесях.
+++ 630 G DUSK GREEN (PBk11/PG7) – оксид железа + фталоцианин, в чистом виде − смелый, яркий, эффектный цвет. Мне особенно понравился в смесях с контрастными оттенками алого спектра, получаются красивые замесы от естественных темно-зеленых, словно хвоя, до приглушенно-фиолетовых.
+++ 230 G DUSK YELLOW (PBk11/PY128) − оксид железа + азо конденсированный, необычный золотисто-зеленый цвет, светящийся, но не кричащий, напоминает цвет зеленого летнего луга, освещенного солнцем. Настоящая находка для пленэров, изображения листвы деревьев и травы, выглядит естественно и очень живописно, можно смело использовать в чистом виде.
+++ 735 G OXIDE BLACK (PBk11) – оксид железа, однопигментная черная, при живописи с большим количеством воды красиво выпадает в осадок: мелкие частицы краски создают прозрачное нейтрально-серое покрытие, а более крупные оседают в ячейках бумаги. Можно самостоятельно создавать смеси, изобретая таким свои удивительные гранулирующиеся оттенки, придать эффект грануляции цвету, который не гранулируется по своей природе. Мне понравилось экспериментировать, смешивая с хинакридонами и другими прозрачными цветами.
Краски частично смываются, поэтому не рекомендую повторно писать по участкам листа, где были использованы эти цвета, или растушевывать заливку: при растушевке эффект грануляции нивелируется, а заливка приобретает сероватый оттенок. Чистая вода на высыхающем участке создает очень эффектные пятна.
Грануляция проявляется в живописи «по-мокрому» или с большим количеством воды. Частички пигмента выпадают в осадок, проявляют фактуру бумаги, делая заливку рельефной, словно объемной. Выраженность грануляции зависит от фактуры бумаги: чем грубее фактура − тем заметнее эффект.
Гранулирующиеся краски обогащают акварельные заливки, позволяют добиться эффектных фактур, имитировать природные текстуры (камня, земли, листвы, коры деревьев), сделать выразительнее, благороднее однотонные участки фона и драпировок.
Акварельная лаборатория. Выпуск №1: Природная грануляция в акварели
Друзья, встречайте наш новый цикл статей «Акварельная Лаборатория». созданный совместно с одноименным российским акварельным проектом Watercolor_lab!
Художники Дарья Мировова и Татьяна Головко изучают свойства красочных пигментов, бумагу, процессы создания красок, помогая художникам по всему миру понять материалы и взять от них максимум.
Сейчас Watercolor_lab стремятся рассказать об этом другим художникам и помочь наладить ту самую связь между творцом и его инструментом. Чтобы процесс рисования из противостояния с бумагой, красками и другими материалами превратился в крепкий и плодотворный союз.
Кстати, недавно мы выпустили наш совместный продукт — рабочую тетрадь для акварелистов Aquarelle Workbook.
Ну что, приступим?
Природная грануляция в акварели
В последнее время эффект грануляции в акварели набрал большую популярность. И если вы хоть раз задавались вопросом: «Как и у каких производителей искать краски с грануляцией?», эта статья специально для вас! Давайте разбираться.
Начнём с того, что способность создавать текстуру в красочном слое – это, по большей части, свойство пигмента. Производитель с помощью рецептуры краски может это свойство либо подчеркнуть, либо приглушить, но только до определённой степени. От природы пигмента никуда не деться.
Например, очень сильно на это свойство влияет размер частиц пигмента. Чем частицы крупнее, тем больше шансов у краски порадовать вас неоднородной текстурой и эффектом грануляции. Исторически высоко ценились прозрачные и однородные краски, поэтому мелкий помол и деликатную текстуру легко отследить у брендов с классической направленностью – Schmincke, Winsor&Newton, Rembrandt и т.д.
Далее. Как в красочном слое появляется неоднородность? Здесь имеют место два различных процесса.
Грануляция: крупные и тяжёлые частицы пигмента выпадают в осадок и застревают в ячейках фактуры бумаги, создавая неравномерную текстуру.
Флокуляция: частицы пигмента собираются в группы и образуют хлопья (флокулы). В отличие от грануляции эти хлопья не обязательно тяжёлые и могут плавать на поверхности, визуально на высохшем слое это явление напоминает эффект кракелюра. Однако, такой “узор” может достаточно равномерно распространяться по поверхности всего красочного слоя.
Мы, художники, люди неискушённые и обычно называем грануляцией любую неоднородность красочного слоя. Ничего плохого в этом нет, но если вы научитесь их различать, то в своих работах сможете найти данным эффектам различное применение.
Текстуру проявляют многие традиционные пигменты. Пройдёмся по некоторым наиболее распространённым группам:
Ультрамарины [PB29, PG24, PV15, PR259]
Кобальты [PB28, PB35, PB36, PB72, PB73, PB74, PG19, PG26, PG50, PY40, PV14, PV49, PBk13]
Земли [PY41, PY42, PBr7, PBr6, PR101, PR102 и др.]
Кобальтам и ультрамаринам очень свойственна флокуляция, причём у кобальтов “хлопья” часто крупнее. Все они интересно работают как сами по себе, так и в смесях, придавая красочному слою неоднородность. Земляные пигменты по текстуре бывают очень разнообразны, можно встретить и флокуляцию, и грануляцию, и всё одновременно! Также в примере на фото есть окись хрома [PG17]. Ей, как и её родственнику виридиану [PG18], тоже свойственна неоднородная текстура.
Многие из перечисленных пигментов широко распространены среди разных производителей. Соответственно, “краски с грануляцией” можно найти в ассортименте любого бренда.
Конечно, есть пигменты, которые используются не повсеместно и дают более выраженные эффекты, например, чёрный оксид железа [PBk11] или поттерс пинк [PR233]. Есть бренды, рецептура краски в которых только подчёркивает природную грануляцию, например, Daniel Smith. Но всё же грануляция и флокуляция – это не что-то далёкое и недоступное, это то, что уже есть в вашей палитре, стоит только внимательно изучить свои краски.
Материал представлен Watercolor_lab.
Акварель для начинающих
Содержание
Акварель по праву считается одной из самых сложных техник рисования. Недаром говорят, что она ошибок не прощает. Тем не менее научиться рисовать этими красками все же стоит. Терпение, время, много листов акварельной бумаги – и великолепный результат превзойдет все ожидания. А после прочтения нашей статьи у вас точно всё получится!
История акварели
Как и бумагу, акварельные краски подарил миру Древний Китай. Их использовали для раскрашивания черно-белых набросков. Первыми возможности акварели оценили художники Возрождения – превосходными акварелистами были Альбрехт Дюрер и Лоррейнван Дейк. До этого подобный эффект полупрозрачности и плавных переходов можно было получить только на фресках, написанных на сырой штукатурке. На фото вы видите зайца Альбрехта Дюрера.
Тем не менее, большую популярность акварель получила только в середине 18 века, когда в моду вошла портретная миниатюра. Этот жанр активно осваивали практически все те, кто интересовался рисованием. С этого момента и можно сказать, что акварельная живопись стала самостоятельным направлением в искусстве.
Что нужно, чтобы начать рисовать?
Акварель – сложная в освоении техника. Немаловажную роль на первых порах играет правильный выбор инструментов. Рассказываем, как их выбрать.
Виды акварели
Акварельные краски состоят из водорастворимого клея и пигмента. В основном в профессиональных красках в качестве клея используют гуммиарабик, в любительских и детских – декстрин, вишневый клей, патоку.
Твердая акварель выпускается в виде кирпичиков, помещенных в отдельные кюветы. Это хороший вариант для начинающих художников.
Мягкая акварель расфасована в небольшие тюбики. Она отличается экономичным расходом и насыщенным цветом. Ею пользуются для крупноформатных работ. Перед рисованием каждый цвет выдавливают в пустую кювету или на палитру.
Жидкая акварель. Строго говоря, это не совсем акварель, так как в ее составе не пигменты, а красители. Тем не менее, эта краска обладает всеми качествами твердой акварели. В основном ею рисуют скетчи.
Детская акварель имеет в качестве клеевого основания патоку или кукурузный клей, поэтому ее часто называют медовой. Пигменты имеют низкое качество, поэтому краска подходит только для того, чтобы быстро нарисовать набросок.
Если вы настроены серьезно, то лучше потратиться на небольшой набор профессионального уровня, состоящий из 12 цветов, потому что:
Кисти
Это очень важный инструмент, который определяет не только качество готовой работы, но и комфортность процесса ее создания. На каждом этапе требуется своя кисть.
Заливки и мокрая техника предполагают использование большого объема воды. Лучше всего впитывают и отдают краску с водой мягкие кисти с натуральным ворсом пони, белки или козы. Форма и размер принципиального значения не имеют.
Работа с задним планом является основной в любом рисунке. Это может быть листва, море, горы, здания и т. д. Здесь отлично подойдут кисти с небольшой длиной ворса. Лучше всего использовать колонковые и синтетические кисти.
Для мелких деталей и завершающих штрихов советуем применять кисти-лайнеры известного производства. Вообще на тонких кистях лучше не экономить, иначе высок риск испортить всю работу.
Бумага
Правильная бумага иногда важнее, чем сами краски. Для акварели подходит только специальная бумага, на обычной рисунок превратится в грязное пятно. Но и тут есть свои нюансы.
Многое зависит от фактуры, особенностей поверхности, бумаги и способа ее производства.
Сатин (маркировка Satin, HP) – это бумага горячего прессования, имеющая очень гладкую или мелкозернистую поверхность. Это идеальный выбор для иллюстраций, быстрых зарисовок-скетчей, работы с лайнерами. На ней хорошо рисовать сюжеты, где много деталей.
Фин (маркировка Fin, CP) – бумагу получают путем холодного прессования, и она имеет среднюю зернистость. Подходит для всех акварельных техник без исключения.
Торшон (маркировка Torchon) – это крупнозернистая бумага, отличная основа для работ, где нужно подчеркнуть фактуру. Благодаря «незакрашенным» участкам можно добиться интересного художественного эффекта. Но подробной детализацией придется пожертвовать.
Акварельную бумагу изготавливают из целлюлозы или хлопка (содержание волокон варьируется от 25% до 100%). Что лучше?
Что касается плотности, то наиболее оптимальным вариантом считается значение 300 г/кв. м2. На такую бумагу краска будет ложиться, не растекаясь и не промачивая лист насквозь.
Техники рисования
Итак, теперь, когда все инструменты и материалы подготовлены, пора приступать к изучению основных акварельных техник.
Работа плоской кистью
Лучше всего прикрепить лист бумаги к наклоненному мольберту, это нужно, чтобы краска свободно перетекала из верхнего слоя в нижний и заливка получилась одинаковой по всему фрагменту.
Работу можно оставить сохнуть под углом, и тогда на ней появятся оригинальные эффекты.
Сухая кисть
Суть техники в том, что на сухую бумагу наносится больше красящего пигмента, чем воды. Обычно таким образом рисуют на бумаге с выраженной фактурой – фин или торшон. Техника прекрасно передает структуры различных материалов, например, древесины или ткани.
Для этой техники лучше всего подходят круглые кисти с небольшим кончиком.
Мокрая техника
Этот способ применяют, когда нужно создать мягкие плавные переходы между цветами. Для этого лист бумаги предварительно обильно смачивают чистой водой.
Мокрая техника придает работе воздушность, контуры получаются нечеткими, а переходы – очень плавными. В процессе высыхании рисунок может измениться.
Комбинированная техника
Художники нередко соединяют мокрую и сухую техники, например, в одной выполняется фон, а в другой – передний план. Происходит это следующим образом.
Внимательно следите, чтобы вода не попала на те участки листа, которые должны остаться сухими. Вовремя удаляйте излишки влаги губкой или салфеткой.
Лессировка
Это многослойная техника, когда краска наносится прозрачными слоями, от самых светлых оттенков к самым темным, поэтому она позволяет создавать реалистичные работы. Прелесть лессировки в том, что вы можете спокойно трудиться над работой столько времени, сколько требуется.
В итоге у вас получится работа с мягкими, практически воздушными планами и большим количеством деталей.
Самое главное в акварели – это не бояться и не сдаваться. Конечно, будет много неудач и смятых листов бумаги, но постепенно вы обязательно научитесь. Например, отлично помогают базовые упражнения из этого видео:
Приемы в акварели для начинающих
Выходить за контуры или нет?
Как правило, перед рисованием контуры набрасывают карандашом. Делайте это легкими движениями, стараясь, чтобы линии получились едва заметными. После нанесения краски их вы уже не сможете стереть. Закрашивая контуры, можно слегка за них выходить, чтобы красочный слой их закрыл. Но лучше всего научиться создавать изображение вообще без контурных линий.
Как исправить кляксу?
Посадили пятно? Ничего страшного. Сбрызните его из пульверизатора чистой водой и промокните бумажным полотенцем. Повторяйте, пока не уберете кляксу полностью.
Также можно убрать кляксу сухой чистой кисточкой, но действовать нужно быстро, пока краска не расползлась.
Нужна ли маскировочная жидкость?
Если вы переживаете, что краски затекут туда, где вы планировали оставить белый участок, то нанесите на него специальную маскировочную жидкость и дайте высохнуть. Потом ее можно удалить обычным ластиком.
Основные ошибки начинающих акварелистов и как их исправить.
По собственному творческому опыту и опыту моих учеников я составила основной топ ошибок при рисовании акварелью, которые встречаются у начинающих художников особенно часто. Именно эти досадные промахи, как правило, мешают не только в обучении рисованию, но и в творческих исканиях опытных художников, переходящих с кроющих красок на акварель.
Мало воды.
Также воду стоит добавить на сам лист бумаги (при живописи по-сырому) или смачивать отдельные участки для лучшего проникновения цвета в цвет и более ровной заливки.
Малое количество воды при рисовании акварелью приводит к “засушенности” живописной манеры, когда исчезает лёгкость и воздушность техники, а краска ложится на бумагу слишком густо, темно и не ровно. Кроме того, это ведёт к большому расходу красок и отсутствию прозрачности красочного слоя. Такие работу могут липнуть даже при долгой сушке, темнеть со временем.
Слишком много пигмента.
Отсюда глухие чёрные пятна, отсутствие внутреннего свечения работы, неожиданная декоративность и визуальная “вымученность” всей работы.
Исправить такую ошибку непросто, но возможно, добавив воды в непросохшую краску или смыв под проточной водой неудачный живописный фрагмент. Переписать заново неудавшийся кусок по сырой бумаге будет намного проще.
Не учитывается степень укрывистости краски.
Эффект грануляции в акварели у неопытных художников тоже может проявиться случайно и совсем не там, где ожидалось. Чтобы этого не случилось, перед началом работы над этюдом стоит делать выкраски на отдельном листе теми красками, какие будут использоваться в работе. Пробный лист в этом случае должен быть того же качества, что и основной (тот, на котором будет выполнена сама работа).
Белую акварель новичкам лучше совсем убрать из набора, чтобы случайно или по привычке не ввести её в прозрачные акварельные замесы.
Размазывание кистью, растирание уже положенных на лист мазков (так называемое “мыло”).
“Замыленные” акварели не редкость у начинающих художников. В попытке исправить не точно взятый цвет или не совсем точно положенную заливку они начинают правку в тот момент, когда краска ещё не просохла полностью, но уже глубоко вошла в бумагу.
В этот момент происходит основная сцепка пигмента с бумагой и химическое соединение одного пигмента с другим, нарушая их, краска теряет свои основные свойства: прозрачность, глянцевость, насыщенность. На месте правки появляется пожухлость, исправить которую уже невозможно.
Набор цвета и тона случайным образом (непродуманное ведение работы акварелью).
Как и в любой другой живописной технике, в акварели есть своя технология и последовательность ведения работы. Традиционно, акварелью пишут от светлого к тёмному: так меньше шансов сделать ошибку по цвету и тону, бумага остаётся свежей до самого конца сеанса, а самые тёмные участки не забиваются до глухоты, остаются прозрачными и естественно тёмными или насыщенными.
Иногда пишут от самого понятного цвета, например, когда в этюде сочетаются чистые насыщенные и блёклые серые оттенки. Но в любом случае, в ведении работы от белого листа до законченного этюда акварелью есть своя логика и последовательность проработки.
Новички в акварели, бывает, начинают писать с того, что особенно интересно, нанося цвета и тона в случайном порядке, часто от тёмного и яркого. Из-за этого сбивается общий цвето-тональный строй работы и этюд превращается в раскраску, цвета подбираются не гармонично друг другу в листе, а по похожести к натурным отношениям. При этом почти не учитываются свойства красочных пигментов (укрывистость, светостойкость, химический состав и др.) и могут приключиться случайные реакции, когда один пигмент вытесняет другой, хлопья одного цвета неудачно ложатся на другой, а вместо желаемых красивых замесов в акварели получаются грязноватые лужицы.
Кроме того, оказывается сложно гармонизовать те цвета, которые уже появились в листе, с теми, которые только предполагается положить. Работа дробится на отдельные цветики и фрагменты, а объединяющие лессировки “глушат” насыщенность и светосилу, дают цветовую грязь. Нередко при этом размываются нижние слои краски.
Поэтому, прежде чем бросаться в творческий бой, важно определить план работы над акварельным этюдом: с чего начинать, какие краски использовать, что будет акцентом и как это выявить при помощи цвета и тона, как объединить всю работу в гармоническое общее целое, какое качество прописки нужно для главного и второстепенного, сколько слоёв краски предполагается положить в каждом участке. Опытным путём всё это исследовать и практиковать долго, ошибки здесь неизбежны, поэтому лучше осваивать технику живописи акварелью под руководством педагога.
А грамотный учитель рисования ещё и подскажет как привнести в этот творческий процесс собственное художественное видение при точном технологическом расчёте. Поэтому, научиться рисовать акварелью самостоятельно, конечно, можно, но на это потребуется больше сил, средств и времени, чем обучаясь под руководством практикующего художника. У нас в школе Jotto тоже есть несколько курсов по акварели для новичков и опытных художников, а также видеокурсы по классической и современной акварели, где я подробно разбираю и объясняю каждую мелочь.
Наслоение сложных оттенков на сложные.
В этом случае сложный цвет ложится сверху на сложный, превращаясь в грязноватый и глухой. Здесь важно помнить о том, что акварельные лессировки работают по принципу цветных стёкол: из-под верхнего всегда просвечивает нижний цвет, соответственно, чем больше слоёв, тем более сложный цвет фрагмента получится в итоге.
Именно в акварели помимо механического смешения красок (смеси на палитре) срабатывает ещё и условно оптическое смешение при наложении слоёв (потоки цветного света сливаются в единый объединяющий оттенок, например, синий слой, положенный поверх жёлтого будет выглядеть зелёным и т.д.).
Соответственно, акварелисты не используют сложные смеси красок для лессировок: чем выше слой, тем чище цвет.