Александрова слобода что это
Александровская слобода
Александровская слобода
Александровская слобода — опричная столица Ивана Грозного, располагалась на месте современного города Александров. Основана великим московским князем Василием III, приказавшим построить здесь дворец.
Сэкономь на путешествии!
История Александровской слободы
При Иване Грозном Александровская слобода стала фактической столицей государства и превратилась в крупнейший культурный центр Российского государства. Именно здесь была учреждена опричнина, принимались посольства из европейских государств и заключались важнейшие политические и торговые договоры.
В Смутное время в Александровской слободе располагался укрепленный лагерь русских войск под командованием М. В. Скопина-Шуйского. После разрушения кремля польскими интервентами Александровская слобода начала терять свое политическое и культурное значение и превратилась в обычное дворцовое село. И только названия улиц долгое время хранили память об Иване IV: Конюшенная, Стрелиха, Садовня с царскими садами.
В середине XVII столетия здесь был основан Успенский женский монастырь, ядром которого стали постройки XVI века. Некоторые сооружения царского дворца разобрали и перестроили для нужд монастыря.
Иван Грозный в Александровской слободе
Вид на Троицкий собор Настоятельские покои
Началом опричнины можно считать декабрь 1564 г., когда московский государь Иван Васильевич внезапно и тайно покинул столицу, отбыв в неизвестном направлении. Он уехал вместе со второй женой Марией Темрюковной и детьми, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти, и остановился в своей вотчине Александровской слободе. Оттуда он послал в Москву две грамоты. В первой, адресованной духовенству и Боярской думе, он сообщал об отказе от царской власти из-за измены бояр и смиренно просил выделить ему особый удел, опричнину. Само это понятие не несло в принципе ничего худого и происходило от корня «опричъ», что означало «вдовий удел», который выделялся семье умершего князя на прокормление. Во втором же послании царь обращался к посадскому люду столицы, сообщая о своем решении и добавляя, что к простым горожанам у него претензий нет.
Замешательство было полное. В Москве начались народные волнения, возмущенный «посадский люд» вынудил бояр ехать к царю с просьбой вернуться и «вершить дело государево». Тот потребовал поделить страну на две части: опричнину и земство. В опричнину вошли самые лучшие и стратегически важные земли, на которых Иван Васильевич получил беспрецедентное право на никем и ничем не ограниченную власть. В итоге это право «автоматически» распространилось и на земские земли, а к имени царя прочно присоединилось определение «Грозный» (которое, кстати, на западноевропейских языках обозначается как «Terrible» — «Ужасный»).
Почему Иван Грозный выбрал именно Александровскую слободу? Историки приводят несколько версий. Саму слободу начал обустраивать еще отец Ивана Грозного Василий III в 1513 г. как свою загородную охотничью резиденцию. Часто бывая здесь с родителями в младенческие годы своего безмятежного детства, маленький царевич до конца жизни, возможно, сохранил теплые воспоминания о защищенности в отчем доме. Немаловажной для Ивана была и близость новой резиденции к его любимой Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На случай же возможной неудачи он предусмотрел отступление в хорошо укрепленный Переславль-Залесский, который находился поблизости. Впрочем, и сама Александровская слобода была надежно защищена крепкими стенами, прекрасно обустроена, являясь одной из лучших загородных великокняжеских резиденций еще при Василии III. После смерти Василия Слободой владела мать Ивана Елена Глинская (вот вам и «вдовий удел»), а после нее — Иван Грозный.
Превратив Александровскую слободу в свою фактическую столицу, царь тем не менее не терял связи с Москвой. Но именно из Слободы уходил он в свои многочисленные военные походы, в том числе на разгром Новгорода, Клина и Твери. Сюда привозил военные трофеи, часть из которых можно увидеть и сейчас.
Будучи некоронованной столицей, Слобода действительно стала центром политической и культурной жизни. Здесь проводились посольские приемы, смотрины царских невест, игрались пышные царские свадьбы, развивалось книгопечатание и даже была открыта первая в России консерватория. Здесь же разыгралась трагедия, знакомая по сюжету знаменитой картины Репина, которую в народе называют «Иван Грозный убивает своего сына», а художник назвал «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». После смерти любимого сына Иван Грозный навсегда покинул Александровскую слободу.
Распятская церковь-колокольня и Марфины палаты Трапезная в музее слободы
В Смутное время Александровская слобода стала театром военных действий и сильно пострадала. Деревянные строения сгорели. Каменные пострадали, но меньше. Чтобы использовать оставшиеся помещения, в 1651 г. на территории кремля был открыт Свято-Успенский девичий монастырь (ныне действующий). Многие постройки были восстановлены, но частично переделаны в соответствии с их новым назначением.
В советскую эпоху Александров оказался среди городов пресловутого «101-го километра», в радиусе которого высылались из Москвы неугодные элементы. Впрочем, традицию высылки в эту местность начал еще Петр I. Он отправил в монастырь свою сводную сестру царевну Марфу Алексеевну за поддержку мятежной царевны Софьи. Марфа была пострижена под именем Маргариты и здесь же умерла. Позже на целых 10 лет в Александровскую слободу была сослана при Анне Иоанновне дочь самого Петра Елизавета. Но от монашеского клобука ее спас. Бирон. И она, как светское лицо, жила вне стен монастыря. Именно отсюда после дворцового переворота она выехала венчаться на царство.
Музей-заповедник «Александровская слобода»
Александровская слобода (Александровский Кремль) во Владимирской области — древнерусская крепость вместе с комплексом построек, сохранившаяся в первозданном виде. В XVI веке в течение 17 лет служила резиденцией Ивана Грозного и была, фактически, столицей Руси. Сейчас это большой историко-архитектурный комплекс, состоящий из музея-заповедника и действующего женского Успенского монастыря.
Иван Грозный в Александровской слободе
Место в истории Александровская слобода получила благодаря имени царя Ивана Грозного. Однако история ее началась чуть раньше.
Строительство Александровской слободы связано с именем царя Василия III. Он в 1505 году он основал здесь дворец, который служил загородной резиденцией по образу и подобию популярных тогда европейских резиденций.
В 1564 году сюда переезжает Иван Грозный и Александровская слобода на 17 лет становится столицей Руси и центром опричнины. Иван Грозный до переезда продолжительное время усердно молится в храмах и соборах Москвы. Затем приказывает собрать самые ценные сокровища церкви и государственную казну, приближенным боярам забрать с собой семьи. Вместе с армией они отправляются в Александровскую слободу. Иван Грозный, по его собственному высказыванию, отправился сюда, чтобы «слушать наставления Божие».
Отсюда Иван Грозный управлял Московской Русью, здесь принимал иностранных послов и направлял войска в захватнические походы.
Здесь же умер сын царя, Иван Иванович, убитый, по известной версии, самим Грозным. Однако историки сходятся во мнении, что достоверных доказательств тому нет.
По прошествии Смутного время — периода русской истории, с 1598 по 1613 год, ознаменованного гражданской войной, интервенциями, тяжелейшим политическим и экономическим кризисом, на престол избирается Федор Михайлович, первый из династии Романовых. Александровская слобода теряет свое столичное значение.
Когда на троне царствовал Алексей Михайлович (будущий отец Петра I), местные купцы добились у царя разрешения организовать в бывшей царской резиденции монастырь для женщин, которые оказались в бедственном положении после Смуты. Так в 1650 году зародился Свято-Успенский монастырь.
Александровская слобода становится излюбленным местом для ссылки нового царя Петра I. Он насильно постригает в монахини сводную сестру Марфу, обвиненную в пособничестве стрельцам, а затем — и свою первую супругу Евдокию.
В 1923 году монастырь закрыли, а все его ценности и помещения передали только что созданному музею-заповеднику. Территорию резиденции стали называть поселок «Заря». На территории собора разместили огороды, в кельях стали жить люди. В 1970-х внутри организовали планетарий.
В 90х годах прошлого века монастырь возродился и сейчас действует. Монахини занимаются художественными ремеслами, в том числе золотошвейным производством.
Создание музея
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская cлобода» был основан в 1919 году и за прошедшие сто лет прошел большой путь развития.
Сначала он находился в подчинении Исторического музея Москвы, затем, с 1974 года — в подчинении Владимиро-Суздальского музея-заповедника, но получение федерального статуса в 1994 году смогло по-настоящему преобразить Александровский Кремль и спасти его от разрушения. На всех 14 объектах памятника были проведены реставрационные работы. Была разработана особая концепция развития музея, согласно которой главными объектами стали сами здания и их интерьер. В создании ансамбля Александровской слободы приняли участие важнейшие архитекторы того времени, представители русской и итальянской архитектурных школ. Это были мастера, участвовавшие в создании Московского Кремля.
Сейчас музей известен далеко за пределами Владимирской, Московской области, а также туристического маршрута «Золотое кольцо», частью которого он является. В год музей-заповедник «Александровская слобода» посещает более 500 000 человек, здесь созданы более 20 интерактивных музейных программ, проводятся международные научные конференции, где рассматривается проблематика русского средневековья. Важным событием в жизни музея является историко-культурный фестиваль «Александровская слобода», который здесь проводится уже более 16 лет.
Экспозиции
В рамках самостоятельного посещения или с экскурсией вы сможете посетить Кремль за крепостной стеной, Успенский собор, многочисленные церкви Александровской слободы, а также экспозиции внутри зданий.
Государев двор в Александровской слободе
В рамках экспозиции рассказывается о становлении столицы опричнины на месте дворцовой деревни. Особое внимание привлекает «Домовой храм Ивана Гроздного» и росписи шатра. Это единственный сюжетно расписанный шатер из сохранившихся в стране. Роспись отличает тонкий рисунок и лаконичный художественный язык.
Царственные особы в Александровской слободе
В белокаменной палате XVII века рассказывается о династиях Рюриковичей и Романовых, силами представителей которых поддерживался статус Александровской слободы, как царского имения.
Столовая палата XVI века
В рамках экспозиции воссозданы интерьеры, представлена утварь, кубки и чарки, бывшие в столовой палате для «малых приемов», где встречали иностранных послов и бояр.
Иван IV Грозный в художественных произведениях
В палате, бывшей «казнохранилищем», разместилась выставка художественных произведений, посвященный царю. Выставка отражает различные взгляды художников различных эпох на личность одного из самых неоднозначных правителей РУси.
Сенник постельный
В Александровской слободе для подтверждения ее столичного статуса проходили свадьбы Ивана Грозного. Первую брачную ночь полагалось проводить в специальном помещении, сеннике, который декорировался специальным образом. В палате воссоздан такой свадебный сенник.
Средневековые подвалы
Сокровища земли Александровской
Здесь собрана коллекция художественных произведений, созданных в Александровской слободе. Лучшие образцы иконописи, книги начала XVI века, предметы декоративного искусства — оклады, кресты, кадила, а также образцы шитья, созданные местными вышивальщицами.
Александровская слобода. Легенды и были
На выставке можно узнать историю таинственных событий Александровского кремля: загадка смерти Ивана III Васильевича, судьба либерии Ивана Грозного, конфликты царской семьи и многое другое.
Александровская слобода. Тайны резиденции Ивана Грозного
Как и обещали, дорогие читатели, сегодня переносимся в суровый XVI век. Эпоху правления одной из самых неоднозначных персон в русской истории — Ивана IV Грозного. Наш путь лежит в загородную резиденцию первого русского царя – Александровскую слободу, которая почти на 20 лет стала местом, откуда шло военно-политическое управление русским государством и где принимались решения, на много лет определившие ход нашей истории.
Почему Иван Грозный сделал свои загородные владения «столичным градом», зачем и откуда привез в местный Троицкий собор золоченые Васильевские врата, чем интересна Покровская церковь и как связана с этим местом судьба сестры Петра I. Об этом и не только — очередной выпуск программы «Точка на карте» с народным гидом Валентинычем.
Александровская слобода – это небольшая территория в центре Александрова, где сегодня уживаются музей и действующий женский Свято-Успенский монастырь. На их общей территории — сразу несколько экспозиций. Подробно можно узнать на сайте музея. Мы же остановимся лишь на некоторых фактах, связанных с историей резиденции и личностью ее хозяина.
Начали мы с того, что прогулялись и внимательно прислушались к энергетике этого места, о которой ходят весьма пугающие слухи. Откуда-то из подсознания выползают призраки замученных на дыбе, посаженных на кол, заморенных в застенках. Все-таки XVI век — грозные времена! А уж сколько было обвинений от западноевропейских источников: кровавый царь, тиран, убийца. Не жаловали Ивана Васильевича за границей. Кстати, в то время кровь лилась не только в России. В Европе происходили события помасштабнее. Одна Варфаламеевская ночь (1572 года) чего стоит: около 30 000 зарезанных католиками гугенотов по всей Франции. Около 3 000 (цифры разнятся) погибло только в Париже. Кстати, Иван IV сурово осудил массовые убийства, отправив письмо императору Максимилиану II Габсбургу: «Французский король бесчеловечно и безумно поступил, убив столько тысяч людей, включая младенцев».
О том, сколько же погибло людей во времена опричнины Грозного, споры ведутся до сих пор. Разными историками приводятся цифры от 5 до 15 тысяч человек. По «переписи» самого Грозного жертв его режима выходит около 4 000 тысяч. За два года до смерти царь велел составить список всех погибших («Синодик опальных») от опричнины и царского суда и отправить этот список в монастыри: царь покаялся в содеянном и хотел замолить грехи. И если жертвы знатного происхождения в этом документе могли быть перечислены с высокой долей достоверности, то простой люд, слуг могли просто не считать.
Иван Грозный. Потрет работы неизвестного художника. XVIII век.
Мои мрачные размышления прерывает приветливый голос: «У нас тут младенцы засыпают и спят себе спокойно, пока мамы экскурсоводов слушают», — возвращаюсь в реальность и вижу перед собой доброжелательное лицо смотрительницы экспозиции в Распятской церкви. Пожалуй, соглашусь. По моим ощущениям, в резиденции Ивана Васильевича тихо, спокойно и даже как-то торжественно. Все это наша история. И из нее мрачных страниц не вырвать.
Места на памятнике не нашлось
Однако находились и те, кто вырывал. В сентябре 1862 года в Новгороде император Александр II торжественно открывал памятник в честь 1000-летия России. За точку отсчета взяли начало новгородского княжения Рюрика. И Иван Грозный стал единственным из русских правителей, которому не нашлось места на монументе в честь юбилея государства, территорию которой за время своего правления он увеличил почти в два раза.
Тот самый памятник, где Ивана Грозного вы не найдете. Фото: avatars.mds.yandex.net
Хотя, конечно, у новгородцев были свои счеты с грозным царем, но к этому мы еще вернемся. Так где же обитал один из самых загадочных правителей в русской истории, личность которого до сих пор окружает столько тайн? Разберемся в истории Александровской слободы.
«Барвиха» XVI столетия
Первым на Александровскую слободу, бывшее владение братьев Александра и Алексея Старковых (отсюда, по одной из версий, и название), обратил внимание великий московский князь Василий III, отец Ивана IV. Он превратил это место в свою загородную резиденцию, приезжал сюда после богомолий, чтобы поохотиться и попировать вместе с боярами. Некоторые исследователи считают, что к названию села/города/слободы имеет отношение Александр Ярославович Невский, который якобы останавливался здесь на пути в Переславль, но это неточно. И далеко не все с такой версией согласны. Оставим споры историкам. И вернемся к Василию III.
Великий московский князь Василий III. Изображение выполнено по гравюре С. Герберштейна из книги «Записки о Московии»
Отец Ивана Васильевича направил в слободу лучших русских и итальянских зодчих, которые в рекордные сроки (с 1508-го по 1513 год) возвели здесь роскошный по тем временам загородный ансамбль.
Так слобода выглядела в XVI веке
После смерти Василия III в 1533 году резиденция отходит в опричнину (владения) его второй молодой супруги – Елены Глинской, матери Ивана Грозного.
Елена Глинская. Фото: content.onliner.by
Она ненадолго переживет своего мужа, скоропостижно скончается в 1538 году в возрасте 30 лет. Есть мнение, что Елена была отравлена боярами Шуйскими. В останках великой княгини (уже в XX веке) была обнаружена запредельная концентрация ртути. Однако ртуть в то время входила в состав косметики, поэтому многих высокопоставленных женщин того времени постигала схожая участь. Но как бы там ни было, царевич Иван в возрасте 7 лет остался круглым сиротой. Один на один с боярскими кланами, которые уже вступили в ожесточенную битву за престол. Вероятно, тяжелое детство на крови и сформировало взрывной и подозрительный характер будущего царя. Он переехал в Александровскую слободу в 1665 году, решив обезопасить себя от боярских интриг и возможных заговоров. В своей укрепленной резиденции царь чувствовал себя в относительной безопасности. Так слобода на два десятка лет стала негласной политической и культурной столицей русского государства, «стольным градом». В Москве же правитель почти не появлялся.
Иван IV Грозный. Парсуна XVII века.
Первый шатровый храм России
Обратимся к сооружениям Александровской слободы. Они представляют большую историческую ценность. Перед нами — Покровская церковь, домовой храм Ивана Грозного, к этой церкви примыкали царские палаты. Здание стоит на высокой подклети и сохраняет все черты традиционной русской дворцовой архитектуры. Под храмом – огромные подвалы с низкими сводами и необычной формы окнами, выходящими наружу. Такие помещения, по мнению некоторых исследователей, говорят об элитарности постройки. Сейчас памятник находится на реставрации, поэтому внутрь не попасть.
Современный вид церкви (до реставрации)
Первоначальный вид Покровской церкви в начале XVI века. Макет-реконструкция
О дате постройки Покровской церкви ученые спорят до сих пор. Исследователь старины, архитектор-реставратор Вольфганг Кавельмахер утверждал, что храм был построен в начале XVI века. И нет оснований не доверять этому авторитетному мнению.
Вольфганг Кавельмахер. Фото: kawelmacher.ru
Таким образом, Покровская церковь в Александровской слободе — это первый шатровый храм России. И возведен он был даже раньше, чем церковь Вознесения Господня в Коломенском (построена с 1528-й по 1532 годы).
Церковь Вознесения в Коломенском. Фото: rasfokus.ru
Троицкий собор был Покровским
Троицкий собор — идеологическая доминанта современной Александровской слободы. Величественный крестово-купольный храм сразу привлекает внимание: белые стены под черным куполом.
Изначально храм был построен из красного кирпича с резными белокаменными вставками. Сейчас стены забелены, и можно увидеть лишь фрагменты былого убранства.
О точной дате постройки спорят до сих пор, но большинство ученых говорит о 1513 годе. Есть сведения, что Троицкий собор был выстроен по заказу Василия III итальянским зодчим Алевизом Новым. Этот человек считается автором всех основных построек ансамбля, в том числе Покровской и Распятской церквей.
Интересно, что в наименованиях перечисленных церквей очень просто заплутать. Потому что Троицкий собор раньше назывался Покровским. Покровская церковь — Троицкой. Распятская церковь — колокольня — церковью Алексия Митрополита. Почему такая чехарда? Ответить сложно. Но факт остается фактом. Видимо, у кого-то была страсть к переименованиям. Мы же придерживаемся современных названий.
Ансамбль из трех церквей. Покровский храм — на реставрации (в лесах)
Артефакты из Новгорода и Твери
В Троицком храме на клиросе читал и пел сам Иван Васильевич. Но самое интересное, что в соборе сохранился уникальный артефакт XIV века. Это южные святые врата, именуемые Васильевскими. Они были изготовлены в 1335-1336 годах для собора Святой Софии в Великом Новгороде по заказу местного архиепископа Василия Калики (от его имени и название). Высота врат — 3,2 метра, общая ширина – 1,3 метра. Всего в отделке использовано 27 пластин. Причем один из рядов пришлось удалить, так как размеры дверного проема Троицкого собора были меньше, чем Софийского.
Изделие выполнено в европейской технике огневого золочения, или золотой наводки. На медную пластину наносился рисунок, которые закреплялся специальным составом из ртути и золота. Под воздействием высокой температуры ртуть испарялась, а на пластине оставалось золотое изображение.
Это очень красивая вещь, рассматривая детали которой, можно задержаться надолго. Сюжеты, конечно, христианские.
Васильевские врата – это символ окончательного разгрома непокорного Новгорода, которые угрожал своими сепаратистскими настроениями планам первого русского царя.
А планы у Ивана Васильевича были весьма определенные: формирование единого централизованного государства,пресечение местничества. Царь выступил собирателем земель. К тому времени уже присоединил к территории Московского государства Казанское, Сибирское и Астраханское ханства. Новгородский (карательный) поход декабря 1569 года решил проблему с непокорным градом окончательно.
Жертвами опричного войска, которое лично вел Иван IV, стали, по разным оценкам, от 1 до 15 тысяч человек (при общей численности населения города – 30 тысяч). Царский «Синодик опальных», включающий данные «сказки» Малюты Скуратова, приводит следующие цифры по казням в Новгороде: «По Малютине скаске в новгороцкой посылке Малюта отделал 1490 человек (ручным усечением), ис пищали отделано 15 человек». Однако не все считают эту информацию правдивой, так как в нее не включены погибшие от голода, который начался в городе после разорения опричниками, когда все продовольственные запасы населения были уничтожены.
Можно увидеть в Троицком храме Александровской слободы и отголосок другой карательной операции царя. Западные врата (тоже XIV век) при схожих обстоятельствах прибыли из Твери. Их Иван Васильевич снял в тверского Свято-Преображенского собора во время опричного похода в том же 1569 году.
На Тверских вратах сохранилась пластина с изображением Святой Троицы
Царь просвещенный
Но не только опричными погромами вошел в историю царь Иван IV. Был он человеком начитанным и просвещенным, по некоторым свидетельствам, знал наизусть Библию, с увлечением играл в шахматы, писал музыку. В резиденции он создал первую школу хорового пения, куда пригласил лучших распевщиков, сочинителей, музыкантов и исполнителей того времени. Сам государь пробовал себя как композитор, известны созданные им стихиры под названием «Творение царя Ивана».
А еще во времена царствования грозного царя в Москве была отпечатана первая отечественная книга – «Апостол». В Александровскую слободу по приказу Грозного как раз и была перевезена первая российская типография. И ученик первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев (Невежа) напечатал в резиденции «Псалтырь Слободскую».
Марфа и еще шесть жен
Иван Васильевич венчался на царство в возрасте 16 лет. И сразу же вступил в брак с Анастасией Романовной, урожденной Захарьиной-Юрьевой. Брак был долгим и счастливым. Однако через 13 лет любимая супруга скоропостижно скончалась. По мнению самого Грозного, была отравлена недоброжелателями. Личная трагедия подорвала психическое здоровье царя и обострила противостояние с боярством. Наступали смутные времена. После смерти первой супруги он так и не смог больше обрести семейного счастья.
Иван и Анастасия. Фото: bloknot.ru
Сколько же было жен у Ивана Васильевича? На этот счет нет единого мнения. Называют 6 или 7. Четыре брака признаются законными: с Анастасией Романовной, Марией Темрюковной, Марфой Собакиной, Анной Колтовской. Два брака считаются сомнительными: с Анной Васильчиковой и Марией Нагой (матерью убиенного царевича Дмитрия). Существование еще двух жен (Марии Долгорукой и Василисы Мелентьевой) многие историки и вовсе подвергают сомнению.
Примечательно, что в Александровской слободе царь выбирал себе третью невесту. После скоропостижной кончины второй жены Марии Темрюковны (она умерла здесь же, в резиденции, вероятно, тоже от отравления) Грозный вновь пожелал жениться. Со всей страны в резиденцию съехались более 2 000 претенденток. Историк Карамзин так писал об этом событии:
«Скучая вдовством хотя и не целомудренным, он уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину […], в то же время избрав невесту и для своего старшего царевича, Евдокию Богдановну Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами».
Красавица Марфа Собакина. Фото: img-fotki.yandex.ru
Марфа, как и все остальные девушки, тщательным образом была осмотрена строгой врачебной комиссией и была признана абсолютно здоровой. Венчание прошло в Троицком соборе 28 октября 1571 года. Однако уже на свадебном пиру невеста почувствовала себя плохо и покинула пиршество. Спустя две недели девушка умерла, лекари только разводили руками. Официально объявили, что Марфу извели ядом, но была версия, что она приняла какое-то зелье для ускорения зачатия, якобы переданное ей матерью. Проводили расследование, казнили более 20 человек. Многие по этому делу попали в опалу, в том числе и родственники молодой царицы, которые, казалось, с возвышением Марфы вытащили счастливый билет. Но тут же были низвергнуты.
Узница Распятской церкви
О трагических женских судьбах средневековья мы рассказывали в материале про Покровский монастырь в Суздале, где доживали свой век многие насильно постриженные в монахини русские женщины знатного происхождения. Среди них — первая супруга Василия III (отца Ивана IV) Соломония Сабурова, которую муж отправил в монастырь из-за бездетности. Туда же и его сын Иван Васильевич отослал свою пятую супругу — Анну Васильчикову, с которой прожил меньше года.
Захоронение царицы Анны Васильчиковой в Покровском монастыре в Суздале
А в Свято-Успенском монастыре (основан в 1651 году) Александровской слободы уже в конце XVII — начале XVIII века целых десять лет жила еще одна именитая узница. Петр Великий после подавления стрелецкого бунта выслал сюда свою сводную сестру – царевну Марфу Алексеевну, заподозрив ее в связях с заговорщиками.
Здесь царевна не по своей воле приняла постриг под именем Маргариты. Для женщины к Распятской церкви пристроили специальные палаты. Скончалась Марфа в 1707 году. В ее покоях сохранились личные вещи. Сейчас здесь тоже экспозиция.
Сыноубийца или несчастный отец?
А что же царь Иван? Последние дни его в Александровской слободе были омрачены страшной трагедией. В ноябре 1581 года при странных обстоятельствах погибает старший сын и наследник Грозного – Иван Иванович. Есть версия, что государь в порыве ярости ранил царевича наконечником посоха в висок. Через несколько дней молодой человек скончался. Именно этот сюжет изображен художником Иваном Репиным: картина называется «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Своим произведением автор безапелляционно обвинил царя в убийстве.
Картина художника Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Государственная Третьяковская галерея. Фото: risovach.ru
Противники версии о царе-сыноубийце основываются на том, что обвинения высказывали исключительно недоброжелатели Ивана Грозного: например, опальный князь Курбский и тот же европеец Пассевино. Интересно, что в XX веке при вскрытии гробницы Рюриковичей в останках Ивана Ивановича тоже была обнаружена большая концентрация ртути. Так что версию об отравлении не стоит списывать со счетов. Хотя прямых доказательств нет: ртуть в то время использовалась не только в женской косметике, но и в медицине. А полноценно реконструировать череп царевича и обнаружить на нем следы удара не удалось: кости сильно пострадали от воздействия времени.
А вот внешний вид Ивана Грозного удалось реконструировать по черепу. Скульптуру изготовил антрополог Герасимов в 1964 году
После смерти сына Иван Грозный покидает свою резиденцию и больше сюда не возвращается. Спустя два с небольшим года первый русский царь, успешный собиратель земель, жесткий и авторитарный правитель и военачальник, образованнейший человек своего времени скончался, оставив после своего правления ослабленное опричниной государство и множество вопросов без ответов.
Вот такая она, Александровская слобода. Обязательно посетите это интересное место, прогуляйтесь по длинным аллеям, где некогда вершилась русская история, зайдите на экспозиции музея, поднимитесь на смотровую площадку уникальной одностолпной Распятской церкви-колокольни, которая, устремившись вверх, возвышается над живописным ансамблем некогда величественной царской слободы.
Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
Фото и видео «Призыва»
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода