Аллегория что это такое 4 класс

Аллегория

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

Всего получено оценок: 136.

Всего получено оценок: 136.

Аллегория – это наделение кого-либо или чего-либо признаками другого предмета. Аллегория всегда является иносказательной. Ее используют в том случае, когда говорят одно, а подразумевают другое.

Что такое аллегория?

Аллегория используется во многих видах искусства: в литературе, живописи, скульптуре. Она воплощает и выражает какое-либо абстрактное понятие, которое воплощается и выражается в конкретном образе.

понятие «аллегория» в переводе с греческого – иносказание.

В искусстве примером аллегории может служить античная богиня Фемида. Она символизирует собой правосудие и закон, который равен для всех.

Для чего же используют аллегорию?

Чтобы замаскировать свои мысли, публицисты в России использовали Эзопов язык. Особенно любил использовать этот прием Салтыков-Щедрин в своих произведениях.

Что такое аллегория в литературе?

Аллегория в литературе очень популярна. Есть целые жанры, которые построены на этом приеме, например, басня и притча.

в сказках обычно лиса является аллегорией хитрости и ловкости, заяц – трусости, осел – глупости и упрямства.

Также этот прием часто встречается в сказках, романах. Например, в «Божественной комедии» Данте человеческие пороки представлены в виде зверей. Салтыков-щедрин в своих произведениях, используя аллегорию, высмеивает чиновников, российскую действительность.

Аллегория востребована и в поэзии. Ее используют авторы, чтобы выразить чувства и отношение к чему-либо. Большими любителями аллегории были А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. В произведении «Поэт» Лермонтов сравнивает героя с кинжалом, а Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждает о своем влиянии на общество.

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам дать краткое определение термину «аллегория», узнать, какими особенностями обладает этот прием, выяснить, кто является настоящим мастером в использовании аллегорий в русской литературе.

Источник

Что такое аллегория на примерах из литературы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».

Теперь обещанное определение аллегории:

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку.

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.

Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть фото Аллегория что это такое 4 класс. Смотреть картинку Аллегория что это такое 4 класс. Картинка про Аллегория что это такое 4 класс. Фото Аллегория что это такое 4 класс

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Аллегория, даже сейчас нередко используется для насмешки над теми, кого страшно или не положено открыто высмеивать. Это очень эффективный прием, однако важно соблюсти тонкую грань между завуалированным и совершенно непонятным, иначе в чем суть не разберется никто.

А откуда известно, что имел ввиду Пастернак в этом своем стихотворении? Вообще, каждый читатель сам может найти какой-то свой смысл в чужом произведении и неважно, что в него вкладывал сам автор, тем более, что это не всегда может быть доподлинно известно.

Понять же басни Крылова куда проще, но тут и жанр поэзии таков, что смысл лежит на поверхности, ведь басня — это поучительная история, имеющая определенную мораль.

Павел: мне кажется, что анализ художественных произведений придумали специально, чтобы было на чем зарабатывать и при этом ничего не делать.

Я так же не понимаю, зачем и как можно понять, что вложил в те или иные слова автор. Это что-то вроде хиромантии получается.

Для меня любое произведение оценивает и трактуется просто — нравится, не нравится. Все, остальное наносное.

Источник

Аллегория. Литературный троп

Об аллегориях узнают ещё в начальной школе. Этот литературный приём – важная составляющая сказок и басен, когда произведение включает подсказки в виде символов психических состояний человека, в которых содержится фундаментальная для развития истина. Иноречие делает сказки и басни направленными в той же степени на взрослых, как и на детей.

Аллегория – определение и значение

Художественное представление идеи может быть персонажем, предметом, мотивом и т. д. Термин «аллегория» имеет греческие корни: ἀλληγορία (allegoreo). Означает «говорить что-то другое», проще – иносказание.

Аллегория – это представление идей, понятий, событий с помощью художественного образа, носящего символический или переносной характер.

Объем понятий не ограничен, теоретически любое значение может быть иноречием. В текстах культуры значение аллегории, помимо выраженного прямого смысла, передаёт содержание скрытого, обобщенного, универсального послания, часто очень абстрактного.

Придумал язык иносказаний Эзоп – греческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. По преданию, был рабом, но благодаря своим литературным способностям вновь обрел свободу.

Основное направление творчества Эзопа – рассказы о животных. Персонажи его сказок выражают определенные жизненные установки и черты характера человека. Лиса олицетворяет хитрость, муравей – трудолюбие, лев – храбрость, осел – упрямство и невежество.

Пример в переводе И.А Крылова:

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.

Аллегория как разновидность литературного тропа

Троп (tropos) – оборот, направление, форма – термин из области риторики, означающий замену слова или выражения другим для большей образности, выразительности и эффективности словесного сообщения. Суть литературного тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.

По словам римского ритора Квинтилиана, который ввел термин в риторическую теорию, ключ к разгадке – благоприятное изменение собственного значения фразы на иное. Цицерон определил разгадку как замену слова.

Напомним, что к тропам, помимо аллегории, относятся: метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, антономасия, сравнение, олицетворение, ирония…

Отличия метафоры и аллегории

Общее у аллегории и метафоры в том, что предназначены обе для особого, а не буквального восприятия. Оба тропа являются средствами выражения, связанными с возникновением ассоциации в человеческом разуме. Однако каждый из этих способов используется для разных целей и предстаёт в собственном свете.

Аллегория, что это такое? Это выражение абстрактных представлений о природе особым образом.

Слово «метафора» происходит из греческого языка и означает «перенос» (с одного предмета на другой). Создавая новое утверждение, можно значение одного слова комбинировать в каком-то контексте, и подчёркивать (расширять) его понимание.

Основные отличия

Краткие обороты из 2-3 слов.

Примеры аллегории в литературе

Образное содержание, составляющее буквальное значение слова «аллегория» используется в литературном произведении для передачи определенных абстрактных значений, в первую очередь религиозных, философских и моральных.

В баснях и сказках

Аллегория – это простыми словами – метафорические пути, передающие одно явление или чувство через другое. В первую очередь, прием используют в сказках и баснях.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

В баснях-эпиграммах Игнация Красицкого рассказы о животных призваны в игровой форме подчеркнуть человеческие недостатки: «Смеялся глупый Вол над муравьями…».

В поэтических произведениях

Самое известное произведение средневековой литературы, в котором широко проявляется аллегоризм – «Божественная комедия» Данте. Произведение, полное иносказаний, само по себе – Великая Аллегория. Поэма представляет собой панорамную картину тогдашней действительности, подвергает критике империю и папство, предателей родины.

Пушкин в стихотворении «Анчар» показывает завуалированный протест на запрет свободы слова, неограниченную власть человека над человеком:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

В средневековую немецкую литературу аллегоризм был введен Готфридом Страсбургским в эпосе «Тристан и Изольда». Язык иносказания в литературе Реформации, представляет, в частности, Джон Буньян. В произведениях использованы средневековые алгоритмы в виде нравоучений. Значение иносказаний снизилось в эпоху романтизма.

Выражение аллегории в живописи и скульптуре

Помимо литературы аллегория часто используется как образное, систематизированное олицетворение в изобразительном искусстве. В искусстве она даже более устоялась, чем в литературе, в основном благодаря многочисленным иконографическим альбомам, изданным в периоды Возрождения и барокко.

Аллегорическая живопись – жанр, в котором наглядно представлены абстрактные концепции или идеи, изображенные в виде человека, животного, группы фигур. Персонажи через их особенности (атрибуты, костюмы, позы, жесты, поведение) обозначают конкретную ситуацию, которая является предметом обобщения.

Пример такой работы – картина французского художника эпохи барокко Филиппа де Шампаня, написанная в 16 веке. На полотне изображен цветок в бутылке, череп и песочные часы.

Под влиянием эллинистического и римского искусства символический элемент приобретает большое значение в раннехристианском искусстве. В катакомбной живописи часто встречается изображение Христа как Доброго Пастыря (катакомбы Домитиллы в Риме, аркосолиум в Comemetarium maius в Риме).

Скульптура Музы поэзии Эвтерпы традиционно выглядит так: образ женщины в лавровом венке с обнаженной грудью. Венок символизирует славу, обнаженная грудь – плодородие. В правой руке держит флейту, левая опирается на лиру. Те же инструменты – символы поэзии и музыки (лира Аполлона). Её одежды указывают на божественное вдохновение. Не только сама фигура, но и каждая деталь облика имеет смысл.

Аллегория в рекламе

Рекламные тексты часто входят в наш язык и остаются надолго. Их повторяют люди, даже не помня происхождения. Здесь используется богатый спектр речевого выражения. Чтобы создать яркий рекламный образ, прибегают ко всем видам тропов.

«У тебя должна быть фантазия, дедуля!» – юмористическая реклама негосударственного пенсионного фонда с резкой репликой не зря завоевала популярность. Использование веселого старичка должно убедить, как будет счастлива его жизнь, если дедушка прибегнет к услугам фонда.

Элементы неожиданности и юмористических сцен влияют на узнаваемость рекламы и частое использование слогана во многих ситуациях.

Задание. В каких из этих предложений использовалась аллегория?

Правильные ответы: 2, 4, 6.

Почему остальные предложения не являются аллегорией:

№ 1. Опирается на сходство черт, расширенное значение. Не крыша вообще, а конкретно – жилище.

№ 3. Оригинальный оборот, усиливающий степень сплетен о директоре.

№ 5. Метафора, ставшая фразеологизмом. Опирается на сходство поведения лошадей, у которых во время сна задние ноги сильно расслабляются.

Источник

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с. Русский Камешкир

Секция «Начальные классы»

Аллегория – что это такое?

Работу выполнила: Егорова Олеся Олеговна

ученица 4 класса Лапшовского филиала

МБОУ СОШ с.Р.Камешкир

Руководитель: Молчанова Светлана Михайловна –

учитель начальных классов

Лапшовского филиала МБОУ СОШ с.Р.Камешкир

Аллегория в литературе. 7-12

Примеры аллегории в жизни. 13

На уроке литературного чтения нам впервые встретилось новое понятие – «аллегория». Какое красивое слово, подумала я, но значение его я не совсем понимала. Мне захотелось узнать, что такое «аллегория» и как используется этот приём в литературе. Я решила узнать, а ребята нашей школы знают это определение. Я провела опрос учащихся 5-11-х классов и выяснила, что из 43 опрошенных знают, что такое аллегория 10 учащихся, а не знают 33 человека. Тогда у меня возникло ещё большее желание изучить этот литературный приём.

Исследование литературного приёма «аллегория» и его применение в литературе и жизни.

Изучить формулировки, объяснений значения аллегории.

Найти примеры аллегории в литературе.

Найти примеры аллегории в жизни.

На самом деле формулировок, объяснений значения аллегории существует несколько. Прежде всего, я изучила это определение по учебнику «Литературное чтение» для 4 класса. Там говорится: « Алегория – слово греческое, в переводе означает «иносказание». Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказатель показывает в образе Лисы, грубость и жадность в образе Волка, глупость и упрямство в образе Осла, трудолюбие старательность в образе Муравья, легкомыслие в образе Стрекозы.» 1

Я решила найти определение в толковом словаре С.И.Ожегова.

Возникает вопрос, а для чего нужно одно заменять другим и иносказательно выражаться?

Голодна Лисица увидала виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные». Так и у людей: иные не могут добиться успеха, а винят в этом обстоятельства.

Аллегория в литературе.

Использование аллегорий прочно обосновалось в литературном творчестве: в прозе и поэзии. Многие последователи Эзопа создавали свои художественные произведения по этому принципу. Особенно прижилась аллегория в поэзии и у баснописцев. Иван Крылов – баснописец. Его басни учили все – от мала до велика. В них сокрыто столько смысла, что каждую можно пересказывать обычным разговорным языком, подстраивая под жизненные ситуации, большое количество раз. Образы животных в баснях Крылова – это люди, которые живут и совершают различные поступки. Каждая его басня – это небольшая забавная история, где главные герои исключительно обитатели леса, раскрывает читателю в шуточной форме определенную норму поведения или поступок, зачастую не самый образцовый. В каждом из характеров лесных героев мы узнаем что-то схожее, близкое среди нашего окружения. Описывая своих персонажей, Крылов больше затрагивает человеческие пороки и достоинства, чем характер животного. У автора аллегория басни такова: Лиса символизирует хитрость, плутовство, ложь, наглость, угодничество и заискивание ради своей выгоды. Осел – образ упрямства, тупости, безграмотности и невежества. Петух представляется нам как образец зазнайства, самолюбия и нарциссизма. Медведь олицетворяет силу, мощь, доброту, а иногда и ограниченность, нерасторопность. Стрекоза – беспечность, а заяц – трусость и хвастовство.
Произведения Крылова многолики. В одних автор высмеивает характеры, а в других — отношения между людьми, устои жизни, общественный порядок. Аллегория басни «Волк и Ягненок» прекрасно отражает взаимоотношения между властью и народом, между всеимеющими, всемогущими и подчиненными, сильными и слабыми. И как часто это бывает в жизни, сильный пытается доказать свою властность, издеваясь, помыкая над слабым. Басня Крылова Мартышка и очки замечательна тем, что главная мысль в ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается. Крылов в своей басне «Стрекоза и муравей» подробно описывает характер действующих лиц. Сначала он представляет читателям Стрекозу, подвижную, резвую, с живым темпераментом и веселым характером. Характеризуя Стрекозу, он употребил слово «попрыгунья», нашел в русском языке такое слово, которое помогает обозначить не лучшую черту ее характера – легкомыслие.

Муравей же у Крылова — насекомое степенное, работящее.

Всего двумя словам, «попрыгунья» и «ползет» гениальный баснописец обозначил начало и конец целой драмы в жизни насекомого.

Яркость образов главных героев достигнута за счет такого приема, как сравнение. Стрекоза – ветреная и безответственная особа, которая проводит свои дни в праздности, веселясь и не зная никаких забот. Эта ленивая дама даже не заботится о завтрашнем дне. Чего не скажешь о Муравье. Этот персонаж отличается мудростью и продуманностью. Он обо всем заботится наперед. Муравей трудолюбив и серьезен.
Эти два героя на страницах басни выступают на контрасте друг с другом. Автор противопоставляет две человеческие черты характера: лень и трудолюбие.
Многие цитаты из басен становились крылатыми выражениями. Например, легкомысленную девушку можно назвать «попрыгуньей стрекозой». «А воз и ныне там» означает, что дело так и не сделано, но попытки были. 4 Иногда задумываешься. А что, если бы в баснях шла речь только о животных, что, если бы персонажи и мыслили по-звериному и не было в них человеческих черт, что если бы басни превратились в рассказы о зверях? Или, напротив, действовали бы в них только люди. Перед зеркалом вертелась какая – нибудь барышня, а не обезьяна, и квартет устраивали не «проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка», а реальные люди? Пожалуй всё бы и пропало. Ведь «душа» крыловской басни в сочетании человеческого и звериного, не является оскорблением. Сохранив « звериное» обличье, басенные герои стали одновременно и носителями таких общечеловеческих пороков, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень. Иногда же они судят о событиях мудро и справедливо, и тогда они не глупее людей. Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают они на одном языке, великолепно понимают друг друга, по-одинаковому они «думают», хитрят, обманывают, вызывая наше негодование. Сочувствие, жалость, смех. 5

Один из самых простых приёмов аллегории, являются русские сказки. В сказках хорошо представлены животные в роли героев. Лиса – хитрость, волк – злоба, медведь – простодушие и сила, заяц – трусость, осёл – глупость и упрямство. Так они ведут себя в сказках. И поэтому в мир людей ушли метафоры «хитрый лис», «ослиное упрямство», «зубами щёлкать». По существу, сказки о животных – это иносказания, в них под звериными личинами- масками представлены люди. Цель сказки о животных – раскрытие человеческого характера, человеческой психологии. Все герои сказок о животных разделены на положительных и отрицательных. Это делает сказки более простыми для понимания хорошего и простого, добра и зла. В сказках о животных осуждаются человеческие пороки: глупость, лень, хитрость, жадность, обман в целях наживы, угнетение слабых. И вместе с тем человеческие черты в сказках никогда полностью не вытесняют свойств животного. То, что сказкам этого типа исторически предшествовали рассказы о почитаемых животных, привело к верному и точному воспроизведению некоторых естественных черт в поведении зверей. Сказочная лиса, как и настоящая, любит полакомиться рыбкой и тетеревом, она живет в норе. Кот, поедая принесенное мясо, рвет его когтями и урчит. В сказке сочетается изображение истинных повадок зверей с передачей аллегорического изображения характера человека. В своих персонажах сказка объединяет звериные и человеческие свойства, переосмысливает жизнь зверей как человеческую, незаметно, с большим искусством переводит изображение лесной жизни в аллегорическое изображение жизни человеческой. В этом состоит эстетическое своеобразие сказок о животных.

Показательно, что главное действующее лицо многих сказок – лиса. Русский народ всегда считал, что хитрость – самое опасное качество человека. Ее образ раскрывается в сюжетах «лиса, притворившись мертвой, крадет с воза рыбу». В сюжете «лиса-повитуха» она съедает масло или мед, притворившись, будто ее зовут на родины или крестины. В сюжете «за скалочку – гусочку» лиса наутро за пропавшую скалочку требует у хозяев, в доме которых она ночевала, гусочку, за гусочку овечку и т.д. В сюжете «ледяная и лубяная хата» лиса, попросившись на ночлег, обманом выгоняет зайца из его лубяной хаты. Она всегда предстает в сказках как существо хитрое, жадное, мстительное, коварное, беспредельно лживое, расчетливое и жестокое. На ее совести много проделок и проказ. Во всех сказках она всегда выступает как притворщица, воровка. За это она наказывается, несмотря на все свои хитрости.

Волк действует в сюжетах «волк у проруби», «волк выманивает у старика разных животных, внучку и старуху», «волк и козел», «волк и свинья с поросятами», «волк и семеро козлят». В сказках он всегда изображается глупым, жадным, а иногда наглым. Он все время попадает впросак. Его обманывает не только хитрая лиса, но и другие животные – свинья, лошадь, овца, которых он хочет съесть. Главное его качество в сказках – беспредельная глупость. Вот старый одряхлевший волк надумал съесть козла. Тот согласился, а чтобы волку было удобней, велел ему встать под горой и разинуть пасть шире. Козел прыгает и убивает волка. Как видим, сказка допускает отклонение от реальных представлений человека о характере того или иного зверя. Охотники знают, что волк хитрый и опасный зверь, в жизни он вовсе не так глуп, каким обычно изображается в сказке.

Медведь в реальной жизни очень ловкий, сильный и неустрашимый зверь. В сказке он также предстает как самый сильный зверь в лесу. Но он глуп, потому что располагает силой и властью – качествами, при которых ум ни к чему. К тому же в сказках он неуклюж, давит все, что попадет ему под ноги. В сказках о медведе его неуклюжесть и неповоротливость переносятся на характер и определяют манеру его поведения.

Из других зверей в сказках популярен заяц – трусливый, безобидный и всеми обижаемый. Из домашних животных часто встречаются кот, баран, пес, наиболее популярен петушок. Он беззаботен, легковерен, поддается на лесть и обман, поэтому попадает в трудное положение, а в некоторых сказках гибнет. Как видим, в этих сказках нет фантастических животных: ни многоголового змея, ни жар-птицы. Все персонажи – это реальные домашние и дикие животные. 6

Обстановка, в которой происходит действие сказок о животных, хорошо знакома слушателям, поэтому не требует особого описания. Сказочные персонажи тоже знакомы. Для их изображения не требуется красочного описания. Иногда в сказках звери называются по имени-отчеству: кот – Котофей Иванович, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Потапыч, что говорит о том, что они подразумевают людей. Используются эпитеты, подчеркивающие присущие животным свойства: лягушка-квакушка, комар-пискун, кот-коток, серенький лобок, котишка-мурлышка, мышка-норушка, муха-горюха, вошь-поползуха, блоха-попрыгуха, зайка-побегайка, ножки тоненькие, сам легонький, медведь – лесной гнет, волк-дурень, серый дурак, лиса – на поле краса, премудрая княгиня, кумушка, лисица – масляная губица, слепень-жигун. Постоянные эпитеты также служат характеристике персонажей: волк серый, медведь косолапый, лиса рыжая, заяц косой, кот – шкодливый, щука зубастая. Для характеристики персонажей используется их речь. Важно в сказке не только то, о чем говорят звери, но и то, как они говорят. Речь лисы вкрадчива, колобка – хвастлива. 7

Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Примеры аллегории в жизни.

На основе моих исследований я сделала вывод, что аллегория широко используется в искусстве и литературе.

Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить.

Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.

В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно.

Я знаю, что я исследовала только маленькую долю литературных произведений, в которых есть аллегория. Я очень люблю читать и являюсь самым активным читателем нашей сельской библиотеки. Поэтому, я думаю, что я прочту те произведения, в которых авторы используют этот прием. И с легкостью догадаюсь, какова главная мысль произведения, с какой целью автор написал его и чему доброму и хорошему он нас хотел научить.

Литература и источники

1. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 4 класс.М.: «Вентана-Граф» 2014г.

2. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 3 класс.М.: «Вентана-Граф» 2013г.

3. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Издательство «Русский язык» Москва.1989 год.

4. И.А.Крылов. Басни. Москва. «Просвещение» 1985г.

5. И.А.Крылов. Басни. Москва. Издательство художественной литературы 1963г.

6. Сказки, стихи, рассказы о животных. (Хрестоматия для детского сада). Москва. «Дрофа-Плюс» 2006г

7. Русские народные сказки. (Хрестоматия школьника) Москва. «Издательство Астрель» 2000г.

1 Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 4 класс.М.: «Вентана-Граф» 2014г.

2 С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Издательство «Русский язык» Москва.1989 год.Стр.22

3 Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 3 класс.М.: «Вентана-Граф» 2013г.

4 И.А.Крылов. Басни. Москва. «Просвещение» 1985г.

5 И.А.Крылов. Басни.Москва.Издательство художественной литературы 1963г.

6 Сказки, стихи, рассказы о животных. (Хрестоматия для детского сада). Москва. «Дрофа-Плюс» 2006г

7 Русские народные сказки.(Хрестоматия школьника) Москва. «Издательство Астрель» 2000г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *