Альтернативная музыка что это
Альтернативная музыка
Смотреть что такое «Альтернативная музыка» в других словарях:
альтернативная музыка — Это понятие отличается расплывчатостью и многовариантностью. В западной традиции, например, термин применятся к одному из направлений гитарного американского рока начала 1990 х годов. С другой стороны, под «альтернативной» понимают любую музыку,… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Рок и альтернативная музыка в Иране — Иранский рок (перс. راک ایرانی) направление в иранской музыке, которое начало формироваться в 1970 е, его развитию способствовали фестиваль искусств в Ширазе и влияние таких рок групп как Pink Floyd, Camel и Eloy. Впоследствии участники… … Википедия
Альтернативная танцевальная музыка — Альтернативный дэнс Направление: Рок, электронная музыка Истоки: Альтернативный рок, электронная музыка, инди рок, дэнс рок, новая волна, синтипоп, техно, EBM, диско … Википедия
Музыка Гибралтара — Гибралтар испытывает сильное культурное влияние Великобритании. Это влияние сказалось и на музыкальной жизни Гибралтара: основным жанром является рок. Помимо английского, музыка впитала в себя и испанский стиль. Гитарист группы Breed 77 Чарльз… … Википедия
Альтернативная история — (АИ) жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с… … Википедия
Музыка Венесуэлы — Cover of the first edition of Alma Llanera, unofficial second national anthem of Venezuela Музыка Венесуэлы это экспрессивная часть венесуэльской культуры, которая включает в себя как традиционные, так и совре … Википедия
Музыка, использованная в телесериале «Доктор Хаус» — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Данный список иллюстрирует музыкальные композиции, которые были использованы в телесериале « … Википедия
Рок-музыка — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Рок (музыка) — Запрос «Рок» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «Рокер» перенаправляется сюда. О мотоциклистах см. Байкеры. Рок музыка (англ. Rock music) обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» качать в данном случае… … Википедия
Авангардная музыка — Основная статья: Авангард Авангардная музыка (англ. Avant garde music) искусствоведческий термин, используемый для обозначения такой музыки, определённые элементы эстетики которой оказываются настолько радикально инновационными, что… … Википедия
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА. Это понятие отличается расплывчатостью и многовариантностью. В западной традиции, например, термин применятся к одному из направлений гитарного американского рока начала 1990-х годов. С другой стороны, под «альтернативной» понимают любую музыку, не укладывающуюся в параметры «классического авангарда». Исходя из такой трактовки, можно считать, что «альтернативная» музыка начала свое существование одновременно с «авангардом»: например, рядом с «системными» новациями Шёнберга могут быть поставлены «дадаистические» опыты Э.Сати, а рядом с тотальным сериализмом К.Штокхаузена и П.Булеза – «театр абсурда» Д.Кейджа.
На современной российской почве под «альтернативной» музыкой понимается все не принадлежащее ни к академической традиции, ни к авангарду. Прежде всего – разные типы импровизационных исполнений или представлений, где музыка часто объединяется с другими искусствами, точнее – грани между искусствами совершенно размываются. Затем – все связанное с направлением «музыкальной графики», в сущности, тоже импровизации по изобретенному автором и графически выраженному «портрету» опуса. Сюда же попадают и разные «акции» – хэппенинги (одноразовая акция без подготовки) и перформансы (отрепетированные и театрализованные акции; один из старых подвидов – т.н. инструментальный театр). «Альтернативная музыка» достаточно часто связана с использованием всевозможных мультимедийных средств, компьютерной обработкой звука, в том числе с «ремиксами», т.е. компьютерными модификациями уже существующих произведений любых стилей. Электронную музыку в целом тоже можно считать «альтернативной», хотя в ней существуют разные направления, в том числе достаточно традиционные.
Термин «альтернативная музыка» нередко употребляется вместе с термином «постмодернизм», обозначая в этом контексте все, что наступило после эпохи «модернизма», т.е. некую «всеядность», зону, в которой возможно все что угодно.
История: Альтернативная музыка — Музыкальный стиль
Представители альтернативы не боятся, что их «не поймут», у них нет цели достичь первых строчек хит-парадов и стать звёздами. Они делают ту музыку, которая им нравится, и не оглядываются ни на кого — ни на менеджеров и продюсеров (советующих убрать «кривой» звук и добавить «гитарок», чтобы альбом лучше продавался), ни на массового слушателя.
Альтернативная музыка — противопоставление
Обычно альтернативной музыкой или альтернативой (фр. alternative, от лат. alter — «один из двух») называют совокупность течений, существовавших приблизительно с 1985 по 1995 г. Она включает грандж, лоу-фай, индастриал и др. Характерная черта этих течений — противопоставление себя шоу-бизнесу.
Представители альтернативной музыки, как правило, выпускают пластинки на маленьких независимых фирмах звукозаписи — «инди». С середины 90-х гг. многие группы альтернативы обрели коммерческий успех и перешли подкрыло крупных звукозаписывающих компаний — мейджоров (major — «больший», «главный»). Для обозначения коллективов, не вписавшихся в общую систему, начали использовать термин инди-рок (indie rock, от independent — «независимый» и «рок»). Это название подчёркивает свободу музыкантов от диктата мейджоров — жёстких цензоров, отвергающих в музыке всё, что может повредить продаже записей.
Рубежом, разделившим альтернативу на два периода, стал колоссальный коммерческий успех грандж-группы «Нирвана», который принёсей альбом «Пустяки!» (Nevermind, 1991 г.).
Альтернативная музыка — грандж
Грандж зародился в середине 80-х гг. в американском городе Сиэтле (штат Вашингтон). Он соединил небрежность исполнения панка, напор харлкора и мрачное «металлическое» звучание, но добавил некоторую мелодичность в музыку и лиричность в тексты. Для течения характерен надрывный вокал, призванный передать полную безысходность и отчаяние. Такая музыка оказалась созвучна пессимистическим на строениям, охватившим американскую и европейскую молодёжь в начале 90-х гг. И неудивительно, что грандж завоевал многомиллионную аудиторию. К его первым исполнителям относят группы из Сиэтла: «Саундгарден» (Soundgarden), «Мелвинз» (Melvins) и др.
На волне популярности получили известность коллективы, игравшие достаточно нестандартный материал: «Перл Лжэм» (Pearl Jam), «Смэшинг Пампкинз» (Smashing Pumpkins) и др.
Альтернативная музыка — пересечение
В конце 70-х гг. начался процесс смешения различных стилей и направлений, прежде всего с панком. В результате появился кроссовер (crossover — «пересечение»). Помимо панка основными его составляющими послужили хард-рок, хэви-метал, фанк и рэп. Наиболее яркие представители — группы «Ред Хот Чили Пепперз» (Red Hot Chili Peppers) и «Фейт Ноу Mo» (Faith No More).
Сочетание панка с хэви-металом (как правило, с преимущественным влиянием первого) назвали хардкором. Группы этого течения на рубеже 70-80-х гг. противопоставили себя не только меинстриму, но и самому панк-движению, становившемуся всё более коммерческим. В 90-х гг. и традиционный хардкор претерпел изменения, скрестившись с индастриалом и рэпом. Ведущие группы подобного хардкора — «Байохезард» (Biohazard) и «Про-Пейн» (Pro-Pain). Эти коллективы исполняют ритмичную, быструю музыку с «ревущим» вокалом и рваными гитарными партиями, а музыканты, входящие в них, отличаются агрессивным внешним видом (короткие стрижки, мощные бицепсы и т.д.).
Альтернативная музыка — лоу-фай
На рубеже 80-90-х гг. в недрах альтернативной музыки возникло течение лоу-фай (lo-fi, сокращённое от low fidelity — «низкое качество»). Изначально этот термин был просто характеристикой качества записи конкретной пластинки. Но в конце 80-х гг. сложились группы, которые сознательно использовали эстетику плохого качества в своём творчестве.
Они записывали альбомы на бытовых четырёх-дорожечных магнитофонах «в живую» (все инструменты одновременно), часто в домашних студиях, фиксировали по сторонние шумы — свист чайника, крики детей с улицы и т. д.
Лоу-фай-группы выступили как альтернатива качественной записи — хай-фай (hi-fi, сокращённое от high fideli ty — «высокое качество»), при которой из музыки нередко исчезала жизненность и непосредственность. В музыкальном плане течение лоу-фай отражало разные направления — от простых поп-песенок до экспериментальных композиций.
У истоков лоу-фай стояла группа «Бит Хэппенинг» (Beat Happening) из города Олимпия (штат Вашингтон). Вокалист Кэлвин Джонсон (Calvin Johnson) ещё в начале 80-х гг. основал фирму звукозаписи «Кей» (К Records) и сначала на кассетах, а потом на пластинках начал выпускать подобную музыку.
Свои песни «Бит Хэппенинг» записывали с первого дубля, с ошибками в инструментальных партиях, с вокалом, не попадающим в ноты, зато такие записи передавали атмосферу живого творческого процесса.
С начала 90-х гг. лоу-фай стало очень популярным, во многом благодаря успеху таких коллективов, как «Себа-до» (Sebadoh) и «Пейвмент» (Pavement). Через несколько лет группы «Бек» (Beck) и «Лиз Фейр» (Liz Phair) окончательно включили лоу-фай в мейнстрим: они воссоздавали низкое качество записи компьютерными способами.
Альтернативная музыка — индастриал
Одно из мощных течений альтернативной музыки — индастриал (industrial — «промышленный», «индустриальный»). Ещё в середине 80-х гг. появились коллективы, которые пытались играть на весьма нетрадиционных инструментах: ударяли молотом по железным листам, включали циркулярную пилу. Самый известный исполнитель подобной музыки — немецкая группа «Айнштюрценде Нойбау-тен» (нем. Einsturzende Neubauten), возглавляемая Бликсой Баргельдом (Blixa Bargeld). Позднее «промышленные» звуки стали искусственно создавать на синтезаторах, в индастриал были при внесены элементы «новой волны» и некоторых других направлений. К ведущим представителям индастриала помимо «Айнштюрценде Нойбаутен» от носят группы «Министри» (Ministry) из Чикаго, «Лай бах» (нем. Laibach) из Словении, «Круппс» (нем. Die Krupps) из Германии. Со временный индастриал имеет коммерческий успех. Американская группа «Наин Инч Нейлз» (Nine Inch Nails), возглавляемая Трентом Резнором (Trent Reznor), долгое время была одной из самых «продаваемых» в США. Ей не уступают американский певец Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson) и немецкая группа «Раммштайн», добившаяся феноменальной популярности по обе стороны Атлантики.
Во второй половине 90-х гг. появились новые модные выражения: «экстремальная музыка» и «радикальное направление». Однако часто они обозначают музыкальные течения, входящие в мейнстрим. Типичный пример — популярная группа «Лимп Бизкит» (Limp Bizkit). В настоящее время альтернатива — модная и коммерческая музыка; её представители зарабатывают деньги на радикальной риторике.
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ГРАНДЖА
Отсчёт существованию гранджа принято начинать с двойного альбома «Зен Аркейд» (Zen Arcade, 1984 г.) группы «Хаскер Дью» (Husker Du) из Миннеаполиса (штат Миннесота). Этот злой, мрачный и очень депрессивный по настроению альбом считается ключевым в истории альтернативной музыки. Несмотря на то что «Хаскер Дью» постоянно провозглашались критиками «главной надеждой Америки», «группой года» и т.д., они не имели ни малейшего коммерческого успеха. В 1987 г. группа распались, а её лидер Боб Моулд (Bob Mould) собрал более успешный в коммерческом плане гранджевый коллектив «Шугар» (Sugar). «Хаскер Дью» (Husker Du) записывались на фирме Эс-эс-ти (SST Records), основанной группой «Блэк Флэг». Эта фирма сыграла важную роль в возникновении гранджа. С ней в 80-х гг. сотрудничала ещё одна предшественница этого направления — группа «Мит Паппетс» (Meat Puppets), а также тогда ещё никому не известные «Соник Юс» (Sonic Youth) и «Саундгарден».
После распада «Хаскер Дью» критикам не пришлось долго ждать замены — на горизонте сразу же появились «Пиксиз» (Pixies). Этот коллектив его лидер Фрэнк Блэк (Frank Black) собрал, поместив в газете объявление: «Требуются музыканты для группы, играющей в стиле «Хаскер Дью». «Пиксиз» добились внушительного успеха, причём самые высокие места в хит-парадах у них были в Великобритании.
Frank Zappa
Американского композитора и мульти-инструменталиста Фрэнка Заппу / Frank Zappa (1950—1993) заслу женно называют «отцом» современной рок-альтернативы. На протяжении всей своей музыкальной деятельности он постоянно создавал новые формы рок-музыки.
Культура ВРН
Иллюстрированный журнал о культуре Воронежа, России и мира
Музыка
Альтернативная музыка: направления и тенденции
Альтернативная музыка как основное течение появилось в середине 80-х годов 20 века. В это время она набирала большую популярность, представители шоу-бизнеса и альтернативщики были главными противопоставителями популярного направления.
Альтернативная музыка отличалась тем, что первые представители течения были немногочисленны, и группы сотрудничали в основном с независимыми музыкальными лейблами. Но это музыкальное направление стало быстро набирать популярность, поэтому к звукозаписи и выпускам музыкальных пластинок стали подключаться крупные звукозаписывающие фирмы. Однако противопоставление популярным течениям в музыке осталось и после обретения коммерческого успеха.
Альтернативная музыка связывает в себе несколько направлений:
• грандж;
• лоу-фай;
• индастриал.
Стоит отметить, что многие направления в мире альтернативной музыки пересекаются и выделить в отдельные направления довольно сложно. Пересечение стилей связано в основном с направлением панк.
Как уже было сказано, первые пластинки были записаны на носителях низкого качества, что дало им название лоу-фай. Изначально это не было музыкальным направлением, а оценкой качества звукозаписи, но со временем это выделилось в отдельное музыкальное направление. Особенностью музыки стало то, что при звукозаписи не вытравливались все шумы сохраняя низкое качество звука, но сохранялась живость музыки. У истоков этого течения музыки стояла группа Beat Happening, а главным основоположником течения стала группа Liz Phair, которые использовали компьютерные технологии для записи низкого качества музыки.
Еще одним направлением альтернативной музыки стал набравший в 90-ые годы популярность стиль индастриал. Это направление характеризуется использованием нетрадиционных инструментов для получения звуки: металлические диски, жестяные баки, пилы, швабры и так далее. Стоит отметить, что с появлением компьютерных технологий по обработке звука, промышленные звуки стали воспроизводиться на синтезаторах, что дало новый толчок в развитии стиля. Самыми популярными представителями течения стали Мэрилин Мэнсон и Рамштайн.
Альтернативный рок
конец 1970-х, начало 1980-х, США и Великобритания
Ограниченный успех перед возникновением гранжа и брит-попа в 1990-х. С тех пор широко распространенный.
Альтернати́вный рок (англ. Alternative rock ) — термин в современной музыке, под которым понимают различные стили рок-музыки, противопоставляющие себя традиционным. Термин появился в 1980-е гг. и охватывал множество стилей, берущих своё начало в панк-роке, пост-панке и др. В настоящее время альтернативный рок разделяют на две стадии: первая — это группы 1980-х гг. с широким диапазоном музыкальной самоидентификации; вторая — группы 1990-х гг., получившие после коммерческого успеха американского гранжа в 1991—1993 гг. такую же поддержку крупных лейблов и раскрутку, как и традиционные эстрадные и рок-коллективы (сам альтернативный рок в те годы стал ассоциироваться в основном с гранжем и пост-гранжевыми группами, сам, таким образом, став стилем), при этом более бескомпромиссные ансамбли ушли в андерграунд.
Термин «альтернативный рок» наиболее употребителен в США. В России и Великобритании чаще используют названия «альтернативная музыка» и «альтернатива».
Содержание
История
Наиболее известные альтернативные группы середины 1980-х были американские R.E.M., Sonic Youth, The Replacements и Hüsker Dü; и английские New Order, The Smiths, The Cure, The Jesus and Mary Chain. Альтернативные группы 1980-х не добились большого успеха, но оказали большое влияние на следующее поколение музыкальных групп, дали основу для их популярности. Эти группы пробились в мейнстрим 1990-х, сделав альтернативу самой популярной формой рок-музыки того десятилетия. Многие из тех артистов отказывались от своей популярности, потому что это противоречило их DIY-этике, которую альтернатива имела прежде. После того как многие главные группы этого стиля распались, альтернативный рок потерял свою популярность.
Альтернативный рок в США
Первые американские альтернативные группы, такие как R.E.M., The Feelies, The dB’s (англ.) русск. и Violent Femmes совмещали панк-рок, фолк и мейнстримовую музыку. Из этих групп наибольший успех имела R.E.M., попавшая в чарты со своим дебютным альбомом «Murmur» в стиле джэнгл-поп.
Hüsker Dü и The Replacements из штата Миннеаполис двигались от жанра хардкора к другим стилям альтернативного рока, которые только появлялись. Обе группы начинали с панк-рока, но вскоре изменились и стали более мелодичными, что особенно заметно в их альбомах «Zen Arcade» (Hüsker Dü) и «Let It Be» (The Replacements), вышедших в 1984 году. Альбомы имели успех и обратили внимание общественности на альтернативный жанр.
В конце 1980-х на американской андеграундной сцене и на колледж-радио преобладали такие колледж-рок группы, как Pixies, They Might Be Giants, Dinosaur Jr, Throwing Muses, а также британские пост-панк-группы. Нойз-роковые группы Sonic Youth, Big Black и Butthole Surfers имели такой же успех. Некоторые альтернативные группы начали записываться на крупных лейблах. Успех R.E.M. и Jane’s Addiction был большим, чем у Hüsker Dü и The Replacements. Он подготовил почву для дальнейшего прорыва альтернативной музыки. Некоторые группы, например Pixies, были очень популярны за рубежом, тогда как в стране их продолжали игнорировать. В начале 1990-х музыкальная индустрия уже знала о коммерческих возможностях альтернативного рока и активно продвигала альтернативные группы, включая Cake, Dinosaur Jr, и Nirvana.
Альтернативный рок в Великобритании
Готик-рок образовался из британского постпанка конца 1970-х. Окончательно готик-рок сформировался в начале 1980-х с появлением ночного клуба The Batcave [1] и образованием субкультуры готов. В середине 1980-х готические рок-группы The Sisters of Mercy. The Mission и Fields of the Nephilim достигли успехов в британских хит-парадах.
Британский инди-рок и инди-поп вышел из традиции шотландских групп постпанка, таких как Orange Juice и Aztec Camera, игравших на дребезжащих гитарах и использовавших в текстах песен остроумную игру слов. Самой популярной из первых инди-рок групп стала группа The Smiths. Звук их гитар в эпоху синтезаторов обозначил конец новой волны в Британии. The Smiths имела множество последователей, в том числе и в США. Инди-рок группы The Housemartins, James и The Wedding Present тоже последовали по пути The Smiths. The Wedding Present также поучаствовала на вышедшем в 1986 сборнике C86. Представленные на кассете C86 группы оказали большое влияние не только на субжанр тви-попа, но и на весь британский инди-рок в целом.
В то же время, под влиянием таких групп, как The Jesus and Mary Chain, дрим-попа Cocteau Twins и спейс-рока Spacemen 3 появилось новое музыкальное движение — шугейзинг. Такие шугейзинг-группы, как My Bloody Valentine, Slowdive, Ride, Lush довольно часто появлялись на страницах британской музыкальной прессы. В конце 1980-х — начале 1990-х в английском городе Манчестер, появилось новое альтернативное направление под названием «мэдчестер». Мэдчестер-группы (The Stone Roses, Happy Mondays) смешивали инди-рок и танцевальную музыку.
Американский гранж не успел получить такую же степень влияния и популярности в Великобритании как в США. С упадком мэдчестера и шугейзинга к середине 1990-х сформировалось новое музыкальное течение, названное брит-попом, возглавляемое такими группами, как Oasis, Blur, Suede и Pulp. Жанр достиг своего расцвета в 1995 году, когда за первые места в хит-парадах боролись две главные группы брит-попа — Oasis и Blur.
Популярность брит-попа ослабела после того, как вышедший третий альбом Oasis «Be Here Now» был назван не слишком успешным, а группа Blur начала движение в сторону американского инди-рока. В то же время группа Radiohead, творчество которой отличалось от традиционного брит-попа, начала набирать популярность, особенно после выхода в 1997 году альбома «OK Computer». В последующие годы Radiohead, и такие постбритпоп-группы, как Travis и Coldplay становятся основными на английской рок-сцене. Возрождение британского инди-рока началось после того, как успех американской группы The Strokes достиг Великобритании. Такие группы постпанка, как Joy Division, Wire и Gang of Four оказали большое влияние на многие современные британские инди-рок группы (Franz Ferdinand, The Libertines, Bloc Party, Arctic Monkeys). Современный инди-рок представляют также The Killers, Gelousy, и Snow Patrol.
Альтернативный рок в России
Альтернативный рок в России начал формироваться в конце 1980-х годов. Первые попытки создать «альтернативное звучание» попыталась группа «Дубовый Гаайъ», играя в стиле рэпкор и трип-хоп.
Окончательно альтернативный рок сформировался только в середине 1990-х годов, когда появились такие группы, как «Tequilajazzz», «I.F.K.», «Кирпичи», «МЭD DОГ», «The Console», «Jazzlobster», «Crocodile T.X.», «M.C.D.EAD», «Epilepsy Bout», «Джан ку». Музыка этих групп различалась между собой, но их объединяла непохожесть на традиционный русский рок и популярную музыку того времени. «Дубовый Гаайъ» и «Кирпичи» были первыми, кто стал совмещать рок-музыку с рэпом. Экс-солиста «Дубового Гаая» Дельфина, который и в дальнейшем творчестве использовал рок и рэп, также причисляют к жанру альтернативы.
Из более поздних альтернативных групп следует отметить такие группы, как «Психея», «Слот», «Animal ДжаZ», «Tracktor Bowling», «Небо Здесь», исполняющих альтернативный рок с примесями хип-хопа, «Линия», группу «7раса», играющую пост-гранж, и группы «Морэ & Рэльсы» и «Мои ракеты вверх», играющие экспериментальный инди-рок. Из русских построк групп выделяются «Verticals», «Silence Kit», «Я Слева Сверху» (I Am Above On The Left) и «Los Bananas»
В панк-среде стала популярна группа «Lumen», комбинирующая панк-рок с альтернативой, ещё группа «Блондинка Ксю», а среди эмокидов — группа «Neversmile», играющая смесь альтернативного рока с пост-хардкором
Группы альтернативного рока и альтернативного метала в России часто называют одним словом — «альтернатива», и не разделяют между собой. Телеканал A-One был посвящён русскому альтернативному року, позже канал расширил свои рамки до альтернативного рэпа и благодаря коммерции стал рэповым каналом.
Музыкальные жанры
Истоки жанра
Музыкальные стили, оказавшие влияние на альтернативную музыку.