Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно

Характеристика основных видов направленности

Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть картинку Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Картинка про Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть картинку Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Картинка про Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть картинку Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Картинка про Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть картинку Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Картинка про Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно

Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть картинку Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Картинка про Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно

Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть картинку Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Картинка про Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно

личности в общении.

Направленность личности в общении рассматривается автором методики как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная «коммуникативная парадигма», включающая представление о смысле общения, его средствах, желательных и допустимым способах поведения и т.п. Коммуникативная направленность предполагает определенное отношение к партнеру и одновременно к себе, определенный способ включения собственной личности во взаимодействие с другими. Она проявляется в форме готовности к восприятию воздействий партнера, с одной стороны, а также к определенным образом направленному коммуникативному поведению по отношению к нему, с другой стороны.

Можно говорить о существовании различных видов (типов) направленности личности в общении. С.Л. Братченко [3] выделяет и описывает следующие шесть видов НЛО.

Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть картинку Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Картинка про Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно

Источник

Обработка и интерпретация результатов

Обработка полученных данных начинается с подсчета баллов, набранных по каждой категории направленности личности в общении. Для этого варианты ответов, выбранных испытуемым, «расшифровываются» при помощи «ключа».

За каждый ответ начисляется 1 балл в пользу соответствующей категории. Далее интерпретируются те ответы, которые были самостоятельно сформулированы респондентом. Для их оценки используется приведенные ранее описания видов направленности в общении. Каждому ответу на основе сопоставления с содержательными характеристиками видов направленности личности в общении дается качественная оценка и присваивается определенная категория: «Д», «Ав», «М» и т.д. Если невозможно однозначно оценить тот или иной ответ, допускается приписывание ему сразу двух категорий; в более неясных случаях, когда невозможно с достаточной точностью оценить предложенный вариант ответа, ему не приписывается никакая категория.

Как правило, у каждого респондента в той или иной степени представлены все виды направленности, хотя в отдельных случаях могут быть нулевые оценки по одной-двум-трем категориям. Для дальнейшего анализа результатов исследования используется именно «формула» в целом. На ее основе можно выделить преобладающий у человека вид коммуникативной направленности, выявить определенную логику распределения баллов по категориям и т.п.

Ключ

№ утверждения№ ответов
АЛАВИКМД
КАВМИАЛД
АЛКМИАВД
МИКАВАЛД
ИМАВКАЛД
АВАЛМИКД
АЛКИАВМД
МКАВАЛИД
ИАВАЛМКД
КМАЛИАВД
АВИКМАЛД
КМИАЛАВД
АЛМИАВКД
КИАЛМАВД
МИКАВАЛД
ИКМАЛАВД
АВМАЛКИД
ИАЛКАВМД
АЛИАВКМД
МАЛАВКИД

Типология направленности личности в общении по С. Л. Братченко

Ø Диалогическая направленность личности в общении является наиболее эффективной и характеризуется высоким уровнем развития всех трех личностных коммуникативных установок, то есть ориентация на равноправное, этическое межличностное общение, основанное на взаимном доверии и уважении; стремление к взаимопониманию и взаимному «раскрытию» в общении, коммуникативному сотрудничеству; стремление к взаимному развитию, творчеству в межличностном общении.

Авторитарная направленность личности в общении – есть крайняя форма выражения монологизма.

Между диалогическим и авторитарным полюсами можно выделить несколько «переходных» видов направленности личности в общении.

Ø Для манипулятивной направленности личности в общении свойственны: ориентация на использование партнера и всего процесса общения в своих целях, отношение к партнеру как к средству, объекту своих скрытых манипуляций; стремление понять партнера с целью использования и управления его поведением, получения необходимой информации, выгоды в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью; ориентация на развитие и даже «творчество» в общении, но ориентация односторонняя – для себя за счет другого.

Ø Конформная направленность личности в общении.Особенности составляющих ее личностных коммуникативных установок таковы: отказ от равноправия в межличностном общении в пользу партнера, готовность отказаться от своей точки зрения, ориентация на подчинение силе, авторитету, отношение к себе как к объекту («объектная» позиция); ориентация на некритическое «согласие», отсутствие стремления к глубокому пониманию партнера и желания быть понятым; ориентация на подражание, готовность изменять свое мнение в зависимости от обстоятельств.

Ø Альтероцентристская направленность личности в общении определяется: добровольной «центрацией на другом» и бескорыстным отказом от себя, ориентацией на цели и потребности партнера; стремлением глубже понять запросы другого с целью наиболее полного их удовлетворения, безразличным отношением к тому, как понимает и воспринимает тебя партнер; стремлением способствовать развитию другого в ущерб своему собственному развитию.

Ø Индифферентная направленность личности в общении

С. Л. Братченко предположил, что возможен такой вид направленности личности в общении, при котором будет игнорироваться само общение со всеми его проблемами, т. е. отсутствие в явном виде всех трех личностных коммуникативных установок, ориентация на «внекоммуникативные» проблемы. В сущности, это как бы скрытая авторитарность, при которой другие и общение с ними настолько обесцениваются, что вовсе вытесняются.

Нельзя представлять себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. Но все же каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми. Стиль общения, который присущ каждому из них, по-видимому, зависит от очень разных моментов – и от истории жизни, и от отношения к людям, и от того, какое общение наиболее предпочтительно в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек склонен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.

Источник

Практикум по психологии общения методическое пособие для студентов

Главная > Методическое пособие

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Диапазон количества «сырых» баллов по шкалам – от 0 до 20 (без учета индивидуальных вариантов ответов). Максимальное количество баллов по той или иной шкале показывает наиболее предпочитаемый личностью способ поведения в коммуникативной ситуации, а наименьшее – отвергаемый или вытесненный способ поведения.

Типология направленности личности в общении предложенная С. Л. Братченко выглядит следующим образом.

Диалогическая направленность личности в общении.

Для нее характерен высокий уровень развития всех трех личностных коммуникативных установок, то есть

ориентация на равноправное, этическое межличностное общение, основанное на взаимном доверии и уважении;

стремление к взаимопониманию и взаимному «раскрытию» в общении, к коммуникативному сотрудничеству;

стремление к взаимному развитию, творчеству в межличностном общении.

Иными словами, характеристика диалогической направленности личности в общении соответствует описанию интенциональных особенностей диалога как наиболее эффективного стиля общения.

Авторитарная направленность личности в общении характеризуется:

ориентацией на доминирование в общении, стремление «подавить» партнера, подчинить его действия своим целям;

эгоцентризмом, «требованием» понимания (а точнее – согласия) ; неуважением к чужой точке зрения;

Авторитарная направленность личности в общении – есть крайняя форма выражения монологизма.

Между диалогическим и авторитарным полюсами можно выделить несколько «переходных» видов направленности личности в общении.

Для манипулятивной направленность личности в общении свойственны:

ориентация на использование партнера и всего процесса общения в своих целях, отношение к партнеру как к средству, объекту своих скрытых манипуляций;

стремление понять партнера с целью использования и управления его поведением, получения необходимой информации, выгоды в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью;

ориентация на развитие и даже «творчество» в общении, но ориентация односторонняя – для себя за счет другого.

отказ от равноправия в межличностном общении в пользу партнера, готовность отказаться от своей точки зрения, ориентация на подчинение силе, авторитету, отношение к себе как к объекту («объектная» позиция);

ориентация на некритическое «согласие», отсутствие стремления к глубокому пониманию партнера и желания быть понятым;

ориентация на подражание, готовность изменять свое мнение в зависимости от обстоятельств.

Альтероцентристская направленность личности в общении отличается:

добровольной «центрацией на другом» и бескорыстным отказом от себя, ориентацией на цели и потребности партнера;

стремлением глубже понять запросы другого с целью наиболее полного их удовлетворения, безразличным отношением к тому, как понимает и воспринимает тебя партнер;

стремлением способствовать развитию другого в ущерб своему собственному развитию.

Индифферентная направленность личности в общении.

С. Л. Братченко предположил, что возможен такой вид направленности личности в общении, при котором будет игнорироваться само общение со всеми его проблемами, т. е. отсутствие в явном виде всех трех личностных коммуникативных установок, ориентация на «внекоммуникативные» проблемы. В сущности, это как бы скрытая авторитарность, при которой другой и общение с ним настолько обесцениваются, что вовсе вытесняются.

Нельзя представлять себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антогонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью – возникает межличностный конфликт.

Причиной возникновения конфликтов являются также непреодоленные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении – это несовпадение смыслов высказанного требования, неконгруэнтность индивидуальных стилей общения.

Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Причем, этот стиль не может быть выведен только из каких-либо индивидуальных особенностей и личностных черт людей – вспыльчивости или пассивности, доверчивости или закрытости и т. п. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми. Стиль общения, который присущ каждому из них, по-видимому, зависит от очень разных моментов – и от истории жизни, и от отношения к людям, и от того, какое общение наиболее предпочтительно в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек склонен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.

Методика «Изучение способности к самоуправлению

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 164 – 166.

Методика предназначена для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения.

«Ниже приведены высказывания, касающиеся различных ситуаций в об­щении. Все высказывания различны, по смыслу не совпадают, поэтому внимательно вчитай­тесь в каждое из них, прежде чем отвечать. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, поставьте букву «в» рядом с соответствующим номером высказывания. Важно, чтобы вы отвечали искренне и честно».

2. В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден на самом деле.

3. На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим.

Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю.

Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти ника­кой информации.

Я полагаю, что умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их.

Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, начинаю ориентиро­ваться на поведение других людей.

Возможно, из меня получился бы неплохой актер.

Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки или фильмов.

Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле.

Я смеюсь над комедией больше, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда смотрю ее один.

В группе людей я редко являюсь центром внимания.

В различных ситуациях с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.

Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию.

Даже если я не в духе, часто делаю вид, что приятно провожу время.

Я не всегда такой на самом деле, каким кажусь.

Я не стану специально высказывать мнение или изменять поведение, когда мне хочется кому-то понравиться или добиться расположения.

Я считаюсь человеком, способным развлечь.

Чтобы понравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего делать имен­но то, что от меня ожидают.

Я никогда не проявлял себя особо успешно, если играл с другими в игры, требующие смекалки или импровизированных действий.

Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно соот­ветствовало взглядам различных людей и ситуациям.

Во время вечеринок я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать ис­тории.

В компаниях я чувствую себя несколько неловко и не проявляю себя остаточно хорошо.

Если потребуется для правого дела, я могу любому, глядя прямо в глаза, сказать неправ­ду и при этом сохранять бесстрастное выражение лица.

Я могу сделать так, чтобы окружающие были со мной дружелюбны, даже если эти люди мне не нравятся.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитываются все ответы, совпадающие со словами «верно» и «неверно». Все баллы суммируются.

5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25

1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23

Менее 8 баллов – стабильная модель общения, некоторая ригидность.

МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ»

Автор: Ладанов И.Д., Уразаева В.А.

Литература: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 92 – 94.

Данная методика направлена на определение основных коммуникативных ориентаций личности и их гармоничности в процессе формального делового общения.

«Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике утверждения: «именно так»; «почти так»; «кажется, так»; «может быть, так». В процессе работы с методикой старайтесь опираться на свой опыт общения с партнерами по деловому общению».

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строки. Пожалуйста, будьте как можно внимательнее.

Источник

Наиболее предпочитаемым стилем взаимодействия у врачей-акушеров, как видно из таблицы, является “убеждение и разъяснение”, т.е. тенденция к сотрудничеству при эмоциональной дистанции. Его используют 41,2% респондентов.

При этом доминирующим он является у врачей, имеющих индифферентную направленность в общении и «Здоровый» или «Экономный» тип поведения в профессии (85,7%) и только в 14,3% случаев используется врачами, имеющими альтероцентристскую направленность и совершенно не свойственен акушерам с манипулятивной направленностью в общении (рис. 11).

Следующими по предпочитаемости формами взаимодействия с роженицей испытуемые отмечают тенденцию к взаимодействию («сотрудничество», «полный контакт», «доверие роженицы») – 29,4% или общение строится в зависимости от ситуации или особенностей роженицы – 23,5%.

При этом представленность таких форм взаимодействия характерна, в равной степени для акушеров, имеющих альтероцентристскую

НЛО и тип А и манипулятивную НЛО (по 40 и 50% соответственно) и практически отсутствует у врачей с индифферентной НЛО.

Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть картинку Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Картинка про Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно

1 – ориентация на технической стороне

3 – убеждение, разъяснение

4 – использование своих личностных качеств

5 – от личной симпатии к женщине

6 –в зависимости от женщины или ситуации

7 – полная ответственность за исход родов

Использование в процессе общения своих личностных качеств (доброта, внимание) мало характерно для врачей-акушеров родильных домов (11,8%), однако эту форму взаимодействия используют исключительно представители И-НЛО и типа поведения G.

Наиболее характерные данные рисуночного теста для каждого типа межличностного взаимодействия в процессе родовой деятельности приведены нами в приложении.

Явно авторитарное взаимодействие изображено на рисунке врача-мужчины, где он «выдавливает ребенка», при этом все предшествующие диагностические методики выявляли у него манипулятивную направленность в общении, что можно интерпретировать, как отсутствие способности к коммуникативному контакту с роженицей (возможно даже по вине самой женщины), что инициирует экстериоризируемую тактику взаимодействия.

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Источник

Результаты исследования методики диагностики направленности личности в общении

Наглядно полученные результаты представлены на рис 4:

Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть картинку Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Картинка про Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно

Рис.4. Результаты исследования методики диагностики направленности 4 курса в общении.

Примечание. Ав – авторитарная направленность, М – манипулятивная направленность, Ал – альтероцентристская направленность, К – конформная направленность, И – индифферентная направленность.

На рис 5 представлены наглядно результаты:

Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Смотреть картинку Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Картинка про Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно. Фото Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно

Рис.5. Результаты исследования методики диагностики направленности 5 курса в общении.

Примечание. Ав – авторитарная направленность, М – манипулятивная направленность, Ал – альтероцентристская направленность, К – конформная направленность, И – индифферентная направленность.

К концу обучения студенты пятого курса становятся более практичными и выбрали манипулятивную и индифферентную направленности. Ориентированы лишь на решении своих деловых вопросов и партнер для него является выгодным в достижении своей цели, пригоден «для дела». Пятикурсники не считаются с чужим мнением, не склонны подстраиваться под кого-то, так как к окончанию обучения их личность сформирована, есть свои определенные убеждения, точки зрения, цели в жизни. Все что для них на данный момент важно – это определение себя в жизни, а для этого им необходимы определенные люди, важные для них.

Для определения различий в показателях направленности личности в общении сопоставим результаты по всем курсам и воспользуемся критерием Н-Крускала-Уоллиса.

Таблица 1 Показатели направленности личности в общении

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *