Альтероцентристская направленность в переговорах что характерно
Характеристика основных видов направленности
личности в общении.
Направленность личности в общении рассматривается автором методики как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная «коммуникативная парадигма», включающая представление о смысле общения, его средствах, желательных и допустимым способах поведения и т.п. Коммуникативная направленность предполагает определенное отношение к партнеру и одновременно к себе, определенный способ включения собственной личности во взаимодействие с другими. Она проявляется в форме готовности к восприятию воздействий партнера, с одной стороны, а также к определенным образом направленному коммуникативному поведению по отношению к нему, с другой стороны.
Можно говорить о существовании различных видов (типов) направленности личности в общении. С.Л. Братченко [3] выделяет и описывает следующие шесть видов НЛО.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка полученных данных начинается с подсчета баллов, набранных по каждой категории направленности личности в общении. Для этого варианты ответов, выбранных испытуемым, «расшифровываются» при помощи «ключа».
За каждый ответ начисляется 1 балл в пользу соответствующей категории. Далее интерпретируются те ответы, которые были самостоятельно сформулированы респондентом. Для их оценки используется приведенные ранее описания видов направленности в общении. Каждому ответу на основе сопоставления с содержательными характеристиками видов направленности личности в общении дается качественная оценка и присваивается определенная категория: «Д», «Ав», «М» и т.д. Если невозможно однозначно оценить тот или иной ответ, допускается приписывание ему сразу двух категорий; в более неясных случаях, когда невозможно с достаточной точностью оценить предложенный вариант ответа, ему не приписывается никакая категория.
Как правило, у каждого респондента в той или иной степени представлены все виды направленности, хотя в отдельных случаях могут быть нулевые оценки по одной-двум-трем категориям. Для дальнейшего анализа результатов исследования используется именно «формула» в целом. На ее основе можно выделить преобладающий у человека вид коммуникативной направленности, выявить определенную логику распределения баллов по категориям и т.п.
Ключ
№ утверждения | № ответов | ||||
АЛ | АВ | И | К | М | Д |
К | АВ | М | И | АЛ | Д |
АЛ | К | М | И | АВ | Д |
М | И | К | АВ | АЛ | Д |
И | М | АВ | К | АЛ | Д |
АВ | АЛ | М | И | К | Д |
АЛ | К | И | АВ | М | Д |
М | К | АВ | АЛ | И | Д |
И | АВ | АЛ | М | К | Д |
К | М | АЛ | И | АВ | Д |
АВ | И | К | М | АЛ | Д |
К | М | И | АЛ | АВ | Д |
АЛ | М | И | АВ | К | Д |
К | И | АЛ | М | АВ | Д |
М | И | К | АВ | АЛ | Д |
И | К | М | АЛ | АВ | Д |
АВ | М | АЛ | К | И | Д |
И | АЛ | К | АВ | М | Д |
АЛ | И | АВ | К | М | Д |
М | АЛ | АВ | К | И | Д |
Типология направленности личности в общении по С. Л. Братченко
Ø Диалогическая направленность личности в общении является наиболее эффективной и характеризуется высоким уровнем развития всех трех личностных коммуникативных установок, то есть ориентация на равноправное, этическое межличностное общение, основанное на взаимном доверии и уважении; стремление к взаимопониманию и взаимному «раскрытию» в общении, коммуникативному сотрудничеству; стремление к взаимному развитию, творчеству в межличностном общении.
Авторитарная направленность личности в общении – есть крайняя форма выражения монологизма.
Между диалогическим и авторитарным полюсами можно выделить несколько «переходных» видов направленности личности в общении.
Ø Для манипулятивной направленности личности в общении свойственны: ориентация на использование партнера и всего процесса общения в своих целях, отношение к партнеру как к средству, объекту своих скрытых манипуляций; стремление понять партнера с целью использования и управления его поведением, получения необходимой информации, выгоды в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью; ориентация на развитие и даже «творчество» в общении, но ориентация односторонняя – для себя за счет другого.
Ø Конформная направленность личности в общении.Особенности составляющих ее личностных коммуникативных установок таковы: отказ от равноправия в межличностном общении в пользу партнера, готовность отказаться от своей точки зрения, ориентация на подчинение силе, авторитету, отношение к себе как к объекту («объектная» позиция); ориентация на некритическое «согласие», отсутствие стремления к глубокому пониманию партнера и желания быть понятым; ориентация на подражание, готовность изменять свое мнение в зависимости от обстоятельств.
Ø Альтероцентристская направленность личности в общении определяется: добровольной «центрацией на другом» и бескорыстным отказом от себя, ориентацией на цели и потребности партнера; стремлением глубже понять запросы другого с целью наиболее полного их удовлетворения, безразличным отношением к тому, как понимает и воспринимает тебя партнер; стремлением способствовать развитию другого в ущерб своему собственному развитию.
Ø Индифферентная направленность личности в общении
С. Л. Братченко предположил, что возможен такой вид направленности личности в общении, при котором будет игнорироваться само общение со всеми его проблемами, т. е. отсутствие в явном виде всех трех личностных коммуникативных установок, ориентация на «внекоммуникативные» проблемы. В сущности, это как бы скрытая авторитарность, при которой другие и общение с ними настолько обесцениваются, что вовсе вытесняются.
Нельзя представлять себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. Но все же каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми. Стиль общения, который присущ каждому из них, по-видимому, зависит от очень разных моментов – и от истории жизни, и от отношения к людям, и от того, какое общение наиболее предпочтительно в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек склонен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.
Практикум по психологии общения методическое пособие для студентов
Главная > Методическое пособие
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Диапазон количества «сырых» баллов по шкалам – от 0 до 20 (без учета индивидуальных вариантов ответов). Максимальное количество баллов по той или иной шкале показывает наиболее предпочитаемый личностью способ поведения в коммуникативной ситуации, а наименьшее – отвергаемый или вытесненный способ поведения.
Типология направленности личности в общении предложенная С. Л. Братченко выглядит следующим образом.
Диалогическая направленность личности в общении.
Для нее характерен высокий уровень развития всех трех личностных коммуникативных установок, то есть
ориентация на равноправное, этическое межличностное общение, основанное на взаимном доверии и уважении;
стремление к взаимопониманию и взаимному «раскрытию» в общении, к коммуникативному сотрудничеству;
стремление к взаимному развитию, творчеству в межличностном общении.
Иными словами, характеристика диалогической направленности личности в общении соответствует описанию интенциональных особенностей диалога как наиболее эффективного стиля общения.
Авторитарная направленность личности в общении характеризуется:
ориентацией на доминирование в общении, стремление «подавить» партнера, подчинить его действия своим целям;
эгоцентризмом, «требованием» понимания (а точнее – согласия) ; неуважением к чужой точке зрения;
Авторитарная направленность личности в общении – есть крайняя форма выражения монологизма.
Между диалогическим и авторитарным полюсами можно выделить несколько «переходных» видов направленности личности в общении.
Для манипулятивной направленность личности в общении свойственны:
ориентация на использование партнера и всего процесса общения в своих целях, отношение к партнеру как к средству, объекту своих скрытых манипуляций;
стремление понять партнера с целью использования и управления его поведением, получения необходимой информации, выгоды в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью;
ориентация на развитие и даже «творчество» в общении, но ориентация односторонняя – для себя за счет другого.
отказ от равноправия в межличностном общении в пользу партнера, готовность отказаться от своей точки зрения, ориентация на подчинение силе, авторитету, отношение к себе как к объекту («объектная» позиция);
ориентация на некритическое «согласие», отсутствие стремления к глубокому пониманию партнера и желания быть понятым;
ориентация на подражание, готовность изменять свое мнение в зависимости от обстоятельств.
Альтероцентристская направленность личности в общении отличается:
добровольной «центрацией на другом» и бескорыстным отказом от себя, ориентацией на цели и потребности партнера;
стремлением глубже понять запросы другого с целью наиболее полного их удовлетворения, безразличным отношением к тому, как понимает и воспринимает тебя партнер;
стремлением способствовать развитию другого в ущерб своему собственному развитию.
Индифферентная направленность личности в общении.
С. Л. Братченко предположил, что возможен такой вид направленности личности в общении, при котором будет игнорироваться само общение со всеми его проблемами, т. е. отсутствие в явном виде всех трех личностных коммуникативных установок, ориентация на «внекоммуникативные» проблемы. В сущности, это как бы скрытая авторитарность, при которой другой и общение с ним настолько обесцениваются, что вовсе вытесняются.
Нельзя представлять себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антогонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью – возникает межличностный конфликт.
Причиной возникновения конфликтов являются также непреодоленные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении – это несовпадение смыслов высказанного требования, неконгруэнтность индивидуальных стилей общения.
Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Причем, этот стиль не может быть выведен только из каких-либо индивидуальных особенностей и личностных черт людей – вспыльчивости или пассивности, доверчивости или закрытости и т. п. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми. Стиль общения, который присущ каждому из них, по-видимому, зависит от очень разных моментов – и от истории жизни, и от отношения к людям, и от того, какое общение наиболее предпочтительно в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек склонен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.
Методика «Изучение способности к самоуправлению
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 164 – 166.
Методика предназначена для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения.
«Ниже приведены высказывания, касающиеся различных ситуаций в общении. Все высказывания различны, по смыслу не совпадают, поэтому внимательно вчитайтесь в каждое из них, прежде чем отвечать. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, поставьте букву «в» рядом с соответствующим номером высказывания. Важно, чтобы вы отвечали искренне и честно».
2. В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден на самом деле.
3. На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим.
Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю.
Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти никакой информации.
Я полагаю, что умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их.
Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, начинаю ориентироваться на поведение других людей.
Возможно, из меня получился бы неплохой актер.
Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки или фильмов.
Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле.
Я смеюсь над комедией больше, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда смотрю ее один.
В группе людей я редко являюсь центром внимания.
В различных ситуациях с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.
Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию.
Даже если я не в духе, часто делаю вид, что приятно провожу время.
Я не всегда такой на самом деле, каким кажусь.
Я не стану специально высказывать мнение или изменять поведение, когда мне хочется кому-то понравиться или добиться расположения.
Я считаюсь человеком, способным развлечь.
Чтобы понравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего делать именно то, что от меня ожидают.
Я никогда не проявлял себя особо успешно, если играл с другими в игры, требующие смекалки или импровизированных действий.
Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно соответствовало взглядам различных людей и ситуациям.
Во время вечеринок я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать истории.
В компаниях я чувствую себя несколько неловко и не проявляю себя остаточно хорошо.
Если потребуется для правого дела, я могу любому, глядя прямо в глаза, сказать неправду и при этом сохранять бесстрастное выражение лица.
Я могу сделать так, чтобы окружающие были со мной дружелюбны, даже если эти люди мне не нравятся.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитываются все ответы, совпадающие со словами «верно» и «неверно». Все баллы суммируются.
5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25
1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23
Менее 8 баллов – стабильная модель общения, некоторая ригидность.
МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ»
Автор: Ладанов И.Д., Уразаева В.А.
Литература: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 92 – 94.
Данная методика направлена на определение основных коммуникативных ориентаций личности и их гармоничности в процессе формального делового общения.
«Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике утверждения: «именно так»; «почти так»; «кажется, так»; «может быть, так». В процессе работы с методикой старайтесь опираться на свой опыт общения с партнерами по деловому общению».
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строки. Пожалуйста, будьте как можно внимательнее.
Наиболее предпочитаемым стилем взаимодействия у врачей-акушеров, как видно из таблицы, является “убеждение и разъяснение”, т.е. тенденция к сотрудничеству при эмоциональной дистанции. Его используют 41,2% респондентов.
При этом доминирующим он является у врачей, имеющих индифферентную направленность в общении и «Здоровый» или «Экономный» тип поведения в профессии (85,7%) и только в 14,3% случаев используется врачами, имеющими альтероцентристскую направленность и совершенно не свойственен акушерам с манипулятивной направленностью в общении (рис. 11).
Следующими по предпочитаемости формами взаимодействия с роженицей испытуемые отмечают тенденцию к взаимодействию («сотрудничество», «полный контакт», «доверие роженицы») – 29,4% или общение строится в зависимости от ситуации или особенностей роженицы – 23,5%.
При этом представленность таких форм взаимодействия характерна, в равной степени для акушеров, имеющих альтероцентристскую
НЛО и тип А и манипулятивную НЛО (по 40 и 50% соответственно) и практически отсутствует у врачей с индифферентной НЛО.
1 – ориентация на технической стороне
3 – убеждение, разъяснение
4 – использование своих личностных качеств
5 – от личной симпатии к женщине
6 –в зависимости от женщины или ситуации
7 – полная ответственность за исход родов
Использование в процессе общения своих личностных качеств (доброта, внимание) мало характерно для врачей-акушеров родильных домов (11,8%), однако эту форму взаимодействия используют исключительно представители И-НЛО и типа поведения G.
Наиболее характерные данные рисуночного теста для каждого типа межличностного взаимодействия в процессе родовой деятельности приведены нами в приложении.
Явно авторитарное взаимодействие изображено на рисунке врача-мужчины, где он «выдавливает ребенка», при этом все предшествующие диагностические методики выявляли у него манипулятивную направленность в общении, что можно интерпретировать, как отсутствие способности к коммуникативному контакту с роженицей (возможно даже по вине самой женщины), что инициирует экстериоризируемую тактику взаимодействия.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Результаты исследования методики диагностики направленности личности в общении
Наглядно полученные результаты представлены на рис 4:
Рис.4. Результаты исследования методики диагностики направленности 4 курса в общении.
Примечание. Ав – авторитарная направленность, М – манипулятивная направленность, Ал – альтероцентристская направленность, К – конформная направленность, И – индифферентная направленность.
На рис 5 представлены наглядно результаты:
Рис.5. Результаты исследования методики диагностики направленности 5 курса в общении.
Примечание. Ав – авторитарная направленность, М – манипулятивная направленность, Ал – альтероцентристская направленность, К – конформная направленность, И – индифферентная направленность.
К концу обучения студенты пятого курса становятся более практичными и выбрали манипулятивную и индифферентную направленности. Ориентированы лишь на решении своих деловых вопросов и партнер для него является выгодным в достижении своей цели, пригоден «для дела». Пятикурсники не считаются с чужим мнением, не склонны подстраиваться под кого-то, так как к окончанию обучения их личность сформирована, есть свои определенные убеждения, точки зрения, цели в жизни. Все что для них на данный момент важно – это определение себя в жизни, а для этого им необходимы определенные люди, важные для них.
Для определения различий в показателях направленности личности в общении сопоставим результаты по всем курсам и воспользуемся критерием Н-Крускала-Уоллиса.
Таблица 1 Показатели направленности личности в общении