Анскулинг что это такое в россии
«Cвободы столько, что можно потеряться»: что делать детям, которые не хотят в школу
D. Fuchsberger/Wikimedia Commons
Что такое анскулинг и чем он хорош, могут ли родители заменить всех учителей, мешает ли обучение дома социализироваться ребенку и будут ли у отказавшихся от школы детей проблемы в будущем, Indicator.Ru разбирался вместе с психологом, учеником и родителями-анскулерами.
Что это такое?
Анскулинг (unschooling) — это метод обучения, который довольно сильно отличается от школьного. Дети не следуют какой-то определенной программе обучения, образование строится на интересах самого ребенка. Этот термин в 1977 году впервые употребил американский педагог Джон Холт в своем журнале «Растем без школы». Не следует путать анскулинг с обучением на дому. На домашнем обучении ребенок занимается по школьной программе, но просто делает это дома, а не в классе.
Согласно этому методу, нужно строить образование детей на тех интересах, которые у них возникают в данный момент. Ребенок может пользоваться школьными учебниками или посещать курсы, но это не главное. В анскулинге нет заранее подготовленного плана обучения и не установлены нормы знаний, которыми ребенок должен усвоить. Например, если ребенок увлекся динозаврами, родители ведут его в музей и покупают красочные энциклопедии. Родители ставят с ребенком химические опыты, если тот вдруг заинтересовался химией. Любое обучение ребенка чему-либо — это анскулинг, если это именно его интересы, а не школьный план или план родителей по его обучению.
Меньше соприкосновения с государственным маразмом
Об анскулинге Indicator.Ru рассказала София Самсонова, магистр образовательной политики и менеджмента Манчестерского университета, педагог-психолог с большим стажем работы.
— Каковы, на ваш взгляд, главные достоинства анскулинга?
— Мой главный аргумент — это экономия времени. То, чем в школе занимаются сотни часов, умирая от скуки, можно освоить в разы быстрее и при этом получить интеллектуальное удовольствие. И второе, что хочется получить от нешкольного детства моих детей, – это меньше соприкосновения с государственным маразмом в лице школы.
— С какими трудностями в первую очередь сталкиваются дети и родители, выбравшие анскулинг?
— Необходимость самоорганизации и самоконтроля. Свобода — это хорошо, но без школы свободы становится столько, что можно потеряться. В первую очередь, все зависит от взрослого, и это тем вернее, чем младше школьник. Вначале родители организуют процесс постановки образовательных целей и движения к ним, затем постепенно делегируют эти функции ребенку. Анскулинг — это не про отдельного ребенка, это вовлекает всю семью.
— Не ведет ли это к примитивизации образования, откату его к тем временам, когда родители учили детей лишь тому, что знают сами?
— Отказ от посещения школы люди выбирают не вдруг. Это взвешенное решение. Родители оценивают свои возможности, отвечают на вопросы «во имя чего», «каким образом», «а если не получится». Как правило, это выбор семей с высоким образовательным уровнем. Ошибочно ставить знак равенства между анскулингом и домашним обучением. Не пойти в школу значит пойти в другие интересные места, а не сидеть дома. Поэтому нет, не ведет. А зачастую наоборот обеспечивает более современное образование.
— Насколько подготовленными должны быть родители? Ведь им придется, хотя бы частично, на первом этапе, заменить ребенку всех учителей?
— Самое главное, к чему нужно быть готовым, — это ставить цели, разбивать их на задачи, планировать дедлайны и соблюдать их. Быть учителем своим детям лет до 7-8 еще куда ни шло, но дальше — нет. Такие отношения вредны и для семьи, и для взросления ребенка. Ребенку нужен новый значимый взрослый — наставник. Если родителю приходится заменять всех учителей, значит что-то пошло не так. Пытались уйти от школы, а стали делать школу дома.
— Подойдет ли анскулинг для всех? Например, некоторые родители проводят много времени на работе, и ребенок почти весь день будет предоставлен сам себе.
— Нужно понимать, что по закону (УК РФ ст. 125. Оставление в опасности) детей до 14 лет вообще нельзя оставлять без присмотра. Планируя альтернативное образование, нужно хорошо продумать этот момент. Нужно потратить либо время, либо деньги. Только не будем забывать, что мы живем не в вакууме, можно найти единомышленников, которые присмотрят за вашим ребенком, а вы в свой выходной возьмете в театр или музей их детей. Если анскулинг ценен для вас, вы найдете возможности реализовать его.
— Как родителям привить ребенку любознательность?
— Ребенок изначально любознателен. Если взрослые сумели отбить всякую попытку проявить любознательность, что об этом можно подумать «молодцы». А если конструктивно, то нужно поместить ребенка в питательную интеллектуальную среду, чтобы его реанимировать. Например, в летний научный лагерь, театральную студию и т. д. Главное, чтобы там был взрослый, который зацепит, а дальше природное любопытство возьмет свое. И вообще, я думаю, мы говорим о сознательных личностях, а у таких взрослых, как правило, у самих интересная и насыщенная жизнь, поэтому ребенок остается заинтересованным, просто живя рядом.
В крайних случаях надо разбираться в психологических тонкостях нелюбознательности ребенка, ведь это ж сколько энергии он тратит, чтобы своей природе наперекор казаться равнодушным ко всему интересному в мире! Может, тут скрыт конфликт с родителями.
— Если ребенок-анскулер преимущественно уделяет внимание интересным ему предметам, то не приведет ли это к перекосу в знаниях в одну сторону? Грубо говоря, он будет к 18 годам хорошо знать квантовую механику, но не будет знать, кто такой Пушкин.
— А где его нет, этого перекоса? У нас есть чувства, интересы. Разве этого мало, если человек к 18 годам хорошо знает квантовую механику? По-моему, это уже само по себе чудесно. Каждый может по-разному отвечать на вопрос, что значит быть образованным человеком, но, к счастью, сегодня у нас есть государственный стандарт для каждой ступени. Согласно российским законам даже анскулеры должны аттестоваться не к 18 годам, а по итогам освоения уровня девятого класса. Насколько я знаю, подавляющее большинство аттестуется и за 4 класс. Это минимизирует проблему перекоса, хотя нужно понимать, что он почти всегда имеет место. Одинаково успевающий по всем предметам ребенок — это, согласитесь, скорее исключение, чем правило. И это нормально.
— Противники анскулинга считают, что при таком подходе ребенок вырастет недостаточно социализированным. Могут ли у анскулеров в будущем возникнуть проблемы на работе?
— Вот это вообще сказочно бредовый момент в обсуждении анскулинга. Сергей Пархоменко предложил остроумный вариант: задавать этот вопрос тем, кто отдает детей в школу. Во-первых, социализация — это процесс усвоения социальных норм и моделей поведения в обществе. Этот процесс заканчивается в основном к семи годам, когда ребенок обучается элементарным правилам вежливости, уважения и самообслуживания.
Если бы социализация зависела от школы, откуда бы взялись второклашки, которые кроют матом учительницу?
Во-вторых, о чем на самом деле спрашивают, когда спрашивают о «социализации»? Ведь вопрос есть, он просто не о том. Люди называют социализацией опыт проживания разных трудных и не очень школьных ситуаций. Все эти ситуации люди воспринимают как закалку перед взрослой жизнью. И все эти ситуации конфликтные. Отстаивание своего выбора: с кем дружить, что носить, насколько глубоко изучать предмет, до какой степени подчиняться школьным правилам. Или отстаивание себя, когда не принимают в компанию, критикуют, бойкотируют, обзывают, отбирают деньги. Логика родителей здесь такая: опыт проблем в школе поможет лучше справляться с подобными трудностями в дальнейшей жизни.
Это ошибка. Не поможет. И вот почему.
То, как мы действуем в конфликте, мы на 99% берем из семьи. Если дома принято деликатно обсуждать противоречия, выслушивать все стороны, обращаться за помощью, если не удается справиться самим, то и в жизни в любом возрасте мы будем делать так же. Если в семье принято зарывать голову в песок или, напротив, кричать и драться, то же будет делать и ребенок в школе, в вузе, на работе.
Умению справляться с конфликтами в школе не то что не учат, даже учителя им не владеют. Учительница сама умеет только так, как мама с папой научили. Вот и в любом конфликте у нас получается некомпетентность в кубе. Хороший опыт для ребенка? Спасибо, откажусь. Я лучше наберу группу к хорошему детскому тренеру-психологу, где моя дочка освоит полезные навыки общения.
— Если ребенок после такой формы обучения поступает в университет, нормально ли он будет адаптироваться к системе, когда есть четкое расписание занятий, требования к домашним заданиям и т. д?
— Анскулинг предполагает развитие способности самоорганизации для достижения цели. Поэтому да, прекрасно человек адаптируется к вузовской системе. Возможно, захочется, и будет по зубам вуз с современными подходами к обучению, где аудиторной нагрузки меньше, чем самостоятельных работ.
— Как вы считаете, русским и математикой детям лучше заниматься в постоянном режиме и по программе?
— Я считаю, нужно заниматься по интересу. При этом те, кто боится, что интереса не дождешься, недооценивают детей. Я против школы, но при этом за профессиональное преподавание. Хотя бы иногда нужно встречаться с хорошим учителем, который даст ориентиры, познакомит с культурными нормами в своей области, научит способам действий.
«Общеобразовательную базу я по большей части получила уже вне школы»
Московская школьница Алина Лиманская в десятом классе решила оставить школу и стать анскулером. Алина рассказала Indicator.Ru, почему она сделала выбор не в пользу школы.
Алина Лиманская на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Всероссийская олимпиада школьников по биологии/Вконтакте
— В десятом классе я поставила себе цель — дойти до заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и победить там. Это позволило бы мне поступить в МГУ без вступительных экзаменов. Я осознала, что уровень образования, который я получаю в школе, не позволит мне тягаться на равных с детьми из столицы и административных центров при поступлении в один из ведущих вузов страны (Алина живет в Щелковском районе Московской области, — прим. Indicator.Ru).
На самом деле, эта проблема глобальная. Уровень образования и возможности детей из муниципальных районов, поселков городского типа, очень отличаются от уровня образования и возможностей детей из крупных городов, особенно москвичей. Это действительно так, я говорю, основываясь на опыте своих знакомых по всей России. Я поняла, что наиболее реальная возможность поступить в МГУ для меня — это олимпиада, а не общий конкурс по результатам ЕГЭ и вступительным испытаниям от университета, к которому также существенно больше вариантов подготовки непосредственно при вузах, в Москве.
Как только я прошла по результатам регионального этапа на заключительный, решение было принято незамедлительно: «по семейным обстоятельствам» я перевелась на домашнее обучение. Мне предстояла подготовка к финалу олимпиады, требующая много времени, тогда как, посещая занятия в школе, я могла себе позволить при всем желании не более пяти-шести часов в день. До заключительного этапа олимпиады я не занималась ничем, кроме биологии. Доходило до того, что я учила по 18 часов, а спала всего четыре-шесть. В школу я вернулась после майских, бегала по учителям, чтобы вывести оценки за полугодие. Конечно же, все отнеслись с пониманием. К тому же, заветный диплом я привезла. В итоге я была аттестована с отличием.
Анскулинг и хоумскулинг: что нужно знать про альтернативное образование. Часть 1
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Родители не очень довольны школой, дети не очень ее любят. Это, кажется, вечная ситуация. Но у сегодняшних родителей больше альтернатив, чем раньше, и все чаще семьи ими пользуются, выбирая для своих детей альтернативные формы обучения. Что это значит? Что семьи на самом деле выбирают, когда речь идет об «альтернативных формах обучения» или «альтернативных школах»?
Пожалуй, альтернативная школа — это все, что не массовая школа. Кадетский корпус — да. Православная школа — да. Частная школа — да. В каждой из них жизнь организована иначе, чем в обычной школе во дворе: по-другому набраны классы, или иначе устроен учебный день, или по-другому ведется преподавание.
А вот гимназии или лицеи? Четкой грани между обычной и необычной, массовой или «штучной» школой нет. Многие школы, которые начинали как авторские, альтернативные, со временем приблизились к обычным школам. И, наоборот, некоторые государственные, вполне себе массовые школы под руководством умных интересных директоров стали резко выделяться на фоне других.
В среде людей, которые давно интересуются альтернативными формами обучения, давно уже пользуются терминами «анскулинг» (нешкольное образование) и «хоумскулинг» (семейное образование). В чем разница — объясняет Лара Покровская, шеф-редактор журнала «Семейное образование»:
«В отличие от Канады или США, в нашей стране анскулинг не разрешен законодательно.
Анскулинг означает, что ребенок вообще не учится по школьной или даже самостоятельно составленной родителями программе, и государство не регламентирует его обучение.
Ребенок развивается в своем темпе и своим путем, исследует мир так, как его ведет собственная тяга к познанию. Изучает то, что ему интересно в каждый конкретный момент времени, здесь и сейчас. Без какой-либо системы. Анскулинг — это, можно сказать, образ жизни всей семьи. Максимальная свобода — самовыражения, исследования, передвижения, образования. Дети в результате обычно способны поступить в выбранный ими вуз, потому что у них есть внутренняя мотивация. Их желания, их усилия, их воплощение. Не навязанные никем и ничем.
Хоумскулинг (законодательно закрепленный термин «семейное образование») — это обучение дома по программе общеобразовательной школы, со сдачей аттестаций (как минимум итоговых — ОГЭ и ЕГЭ). То есть школа как бы переносится на дом.
Часто встречается средний между хоумскулингом и анскулингом вариант: «семейники» обучаются по любой альтернативной методике, а параллельно готовятся к сдаче аттестаций. Аттестации в данном случае служат формой контроля соответствия знаний ребенка требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). То есть ребенок параллельно обучается по двум программам — обучается «для себя» по альтернативной методике и сдает аттестации «для галочки», доказывая знание программы общеобразовательной школы.
Есть в нашей стране и настоящие анскулеры, но их не много, обычно такие люди стараются не афишировать свой выбор.
Что касается альтернативных школ, на наш взгляд, любая школа, которая отличается от обычной школы, — альтернативная. Это и Монтессори-школы, и вальдорфские, и школы, работающие по авторским методикам. Государство лицензирует школы, но альтернативная школа может не иметь аккредитации, не выдавать аттестат установленного образца; в ней может не быть классно-урочной системы, дети могут быть собраны в разновозрастные группы.
Часто альтернативные школы договариваются о централизованной сдаче экзаменов: прикрепляются к аккредитованной и лицензированной школе, и дети сдают экзамены вместе с ее учениками.
Иногда несколько семей принимают решение учить своих детей вместе. При этом, учителями могут выступать либо сами родители (каждый — в той области, в которой он хорошо разбирается), либо нанятые преподаватели. Дети при этом числятся на семейном образовании, а объединение семей в своеобразную семейную школу происходит без лицензии, и уж тем более без аккредитации.
Одним словом, при семейном образовании дети учатся дома (с родителями или репетиторами) или в малых группах в альтернативных или семейных школах — в дружелюбной «семейной» обстановке. Все это делается ради интересов ребенка и семьи, ради того самого индивидуального подхода, которой не учитывает общеобразовательная школа.
Разумеется, существуют интересные школы, государственные и частные, работающие в рамках государственной программы, аккредитованные и лицензированные. И реальный, не на словах, индивидуальный подход подразумевает, что если ваш ребенок хочет в школу, то он идет в школу. Но не потому что «так надо» и «все так делают», а потому что ребенок сам захотел».
Сразу поясним: лицензия — это документ, дающий школе право вести образовательную деятельность. Аккредитация — свидетельство о том, что она дает образование на уровне государственных стандартов (на каждом из уровней образования: начальная школа, средняя, старшая). Иногда у школы может быть лицензия, а аккредитацию не получает — например, потому, что в ней нет учителя какого-то предмета или особо оборудованных кабинетов. Школа не может официально работать без лицензии, а без аккредитации может — только не может выдавать аттестаты; в этом случае ее ученики сдают экзамены в другой школе. Отдавая ребенка в альтернативную школу, надо хорошо понимать, что это за форма работы, где ребенок будет сдавать экзамены и получать документы об образовании.
Анскулинг вместо школы. Юридическая сторона такого вида образования
Анскулинг – метод обучения, разительно отличающийся от привычной школьной пятидневки. Тем не менее у него много поклонников.
📚 Что собой представляет анскулинг
Анскулинг происходит от английского слова «unschooling» («школьное обучение» с отрицательной частицей «не»). Это метод обучения без строгой программы. При анскулинге дети не учатся целенаправленно тем или иным навыкам – образование строится на интересах самого ребенка, которые возникают у него в определенный момент времени.
От традиционного школьного обучения анскулинг отличается тем, что в нем нет подготовленного плана уроков и нормы знаний, которую обязан усвоить ребенок. Конечно, при анскулинге ребенок может пользоваться школьными учебниками. Но весь процесс формируется на том, что нужно задавать интересующие тебя вопросы и самостоятельно (или с помощью родителей) отыскивать на них ответы – это и будет обучением. Например, ребенок увлекся химией. Родители помогают ставить ему химические опыты и покупают подходящие энциклопедии.
Любое обучение ребенка будет анскулингом, если процесс учитывает его интересы, а не родительские «хотелки» или обязательный школьный план.
✅ Возможен ли в России?
Согласно ст. 63 Семейного Кодекса РФ, родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Иными словами, 9 школьных классов – это необходимый минимум для каждого ребенка по закону. Если родители не выполняют свои обязанности, ими могут заинтересоваться прокуратура и опека.
При этом в ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» указано, что ребенок имеет право обучаться вне образовательной организации (школы) в форме самообразования или семейного образования. При этом такие ученики имеют право на прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации наравне с остальными.
На практике это означает, что закон допускает возможность не зачисляться в школу и не сдавать экзамены до государственной итоговой аттестации – ОГЭ в 9 классе. Но, чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно сначала сдать промежуточную аттестацию за 9 класс. То есть не ходить девять лет в школу, а потом просто прийти на итоговый экзамен невозможно. На промежуточной аттестации придется доказать, что ребенок знает хотя бы минимум, требуемый школьной программой.
В этом заключается проблема анскулинга. С одной стороны, родители не должны, да и не могут заменить дома ребенку всех учителей. Ведь главная цель анскулинга – уход от традиционных школьных рамок. Родители могут на первых порах помогать ребенку учиться, планировать занятия, но альтернативное образование чаще всего ориентировано на самостоятельных и любознательных детей. Предполагается, что ребенок большую часть времени должен учиться сам. Но значимый взрослый наставник ему все-таки нужен.
Ребенок может заниматься тем, что ему интересно, учить то, что нравится. При анскулинге нет и не может быть никаких ограничений. Но при этом в 9 классе ребенку все-таки придется сдавать экзамены в рамках школьной программы.
Поэтому формально анскулинг в России возможен, но требует от семьи серьезного, четко проработанного плана.
✨ Плюсы и минусы такого образования
Как у любой альтернативной формы образования, у анскулинга есть преимущества и недостатки.
К плюсам можно отнести:
К минусам можно отнести:
👇 С какими трудностями сталкиваются родители и дети
Некоторым кажется, что основные трудности – бюрократические, но это далеко не так. Во-первых, в органах опеки попадаются весьма продвинутые, ориентированные на ребенка инспекторы. Во-вторых, даже если опека и начнет задавать какие-то вопросы, то всегда можно сослаться на то, что прямого запрета на анскулинг в законодательстве не существует. Поэтому бюрократические моменты должны решиться довольно быстро.
Самое главное – при анскулинге в образовательный процесс включена вся семья. Методика требует от самих родителей хорошего образования, ведь если ребенок не пошел в школу, они должны предложить ему что-то взамен.
Кроме того, родителям и детям придется столкнуться с каждодневной необходимостью строить планы, формулировать задачи, ставить себе дедлайны и выполнять задуманное. Это требует большой самодисциплины и организованности, причем в течение долгого времени.
Что такое анскулинг и возможно ли обучать ребёнка без школы?
Мы все хотим, чтобы наши дети стали успешными во взрослой жизни. Согласно словарю Ушакова, «успех» – это удачное достижение поставленной цели. Действительно, успешных людей отличает способность ставить перед собой цели, находить пути их достижения и следовать им. А способность видеть в своих ошибках новые возможности для развития и роста помогает таким людям снова и снова повторять попытки и достигать результата.
Способна ли общеобразовательная школа сделать из ребёнка успешного человека? Родители, практикующие анскулинг, считают, что нет.
Содержание:
Что такое анскулинг? Нюансы и особенности
Анскулинг в переводе с английского означает дословно «не обучение в школе». Однако более интересен другой перевод – «нешколение». Слово «школение» разговорное, оно происходит от глагола «школить», что означает – внушать кому-нибудь строгие правила поведения, дрессировать.
В отличие от традиционных и альтернативных школ, анскулинг предполагает полный отказ от идеи получения среднего образования в рамках какого-либо учреждения. Направляют образовательный процесс, как правило, сами родители, а источником знаний могут служить учебные пособия, видеоуроки. Некоторые и вовсе отказываются от учебников,
Анскулинг – это отказ от обучения по каким-то строгим правилам, следования заранее продуманной программе и проверки полученных знаний в виде аттестаций. Тогда не совсем понятно, как же ребёнок учится?
Здесь надо вспомнить про понятие «ведущая деятельность ребёнка». Вопрос ведущей деятельности исследовали советские психологи Леонтьев, Эльконин и Выготский. Это такая деятельность, за счёт которой максимально эффективно развиваются психические процессы и психологические особенности личности. Так, в раннем возрасте детей ведущей называют предметную деятельность, в дошкольном – игровую, а в младшем школьном – учебную.
Наверное, каждый дошкольник прибегает к маме с просьбой: «Поиграй со мной!» Потребность ребёнка в игре очевидна. Ровно так к 7 годам ребёнок, успешно прошедший все предыдущие уровни развития, должен хотеть учиться. Это заложено в нём природой. Именно поэтому мы отдаём детей в школу в этом возрасте. Однако школа не всегда способна поддержать в ребёнке это естественное стремление.
Анскулинг, напротив, максимально использует желание ребёнка учиться. Считается, что достаточно создать благоприятную среду, в которой ребёнок сам захочет получать новые знания. И следовать интересам ребёнка здесь и сейчас. И, конечно, исключить критику.
Процесс обучения строится на свободе выбора, интересах ребёнка и естественной любознательности. Образование и познание мира происходит через вопросы, которые инициирует сам ребёнок в ходе своего взросления и развития, а родители лишь помогают находить на них ответы.
Можно вспомнить известного изобретателя Томаса Эдисона, который не посещал школу. От природы он имел живой ум и любознательность, однако рутина, к которой обязывала школа, давалась ему в тягость. Мать изобретателя видела в нём огромный потенциал, вопреки вердиктам его учителей, поэтому продолжила обучение сына самостоятельно. В итоге, все мы знаем, как сложилась его судьба, даже несмотря на то, что в детстве Томас потерял слух,
Мамы анскулеров так описывают этот процесс. Например, ребёнок увидел на YouTube ролик с химическим опытом. Он прибежал к маме и попросил провести такой же опыт дома. Мама просмотрела ролик, подготовила ингредиенты и повторила эксперимент вместе с ребёнком. Одновременно поясняя природу данного химического процесса. Ребёнок, увлечённый химией, начнёт задавать более сложные вопросы, ответов на которые у мамы уже нет. Тогда она найдёт дополнительные видео-материалы, учебники, энциклопедии или подберёт ребёнку кружок, где тот сможет сполна удовлетворить своё любопытство.
Родители анскулеров не являются заменой учителей. Они только помогают детям найти ответы на вопросы. А дети, сталкиваясь с чем-то новым и интересным в обычной жизни, учатся эти вопросы формулировать, работать с полученной информацией и применять её. Можно сказать, что анскулеров учит сама жизнь.
Убедитесь, что ваш ребёнок не «просиживает» весь день в соцсетях или других игрушках на смартфоне, вместо того, чтобы учиться. Смотрите статистику использования приложений (и количество времени, проведённого в них) с помощью «Где мои дети», а также всегда знайте, где находится ребёнок в данный момент и слушайте звук вокруг.
Плюсы и минусы анскулинга
Такое обучение работает эффективно потому, что ребёнок получает знания своевременно – ровно тогда, когда созрел интерес и соответствующий запрос. А если уж ребёнок чем-то увлечён, он будет с большим старанием добывать и усваивать информацию по интересующей его теме.
Если сравнить это со школой, то там интересы детей жёстко ограничены школьной программой. Часто у школьников отсутствует интерес к какому-то предмету и понимание смысла обучения ему потому, что школьная программа строго формализована и оторвана от реальной жизни.
При анскулинге, ребёнок не получает лишнюю информацию, от которой хотелось бы его оградить — например, религиозные и политические убеждения учителей. Родители могут передавать детям свои ценности без искажений. Кроме того, учителя не всегда бывают беспристрастны, могут заводить себе любимчиков, или у ребёнка могут быть конфликты в классе. К тому же из статей расходов выбывают такие позиции, как поборы на новые шторы в классе или покупка формы,
Можно подумать, что если ребёнка обучать только тому, что ему интересно в данный момент, то возникнут серьёзные пробелы в знаниях. А это может помешать дальнейшему обучению в ВУЗе или профессиональной деятельности. Но на деле это не так.
Существующая статистика показывает, что анскулеры успешно сдают необходимые экзамены и поступают в ВУЗы. Либо сознательно выбирают не тратить время на высшее образование и успешно проходят только те курсы, которые помогают им в профессии. В современном мире, где новой профессии можно обучиться online за несколько месяцев без необходимости тратить 5 лет на диплом – это очень актуально.
Также есть мнение, что дети, не посещающие школу, слабо социализированы. Социализация ребёнка – это приобретение навыков, необходимых для успешной жизни в обществе взрослых людей. И анскулеры как раз обладают ими сполна. Этому способствует наличие твёрдого фундамента в виде семьи, правильное окружение из сверстников с общими интересами и авторитетных взрослых.
Фактически, анскулинг придерживается принципов теории привязанности. В частности исключает все негативные последствия погружения детей в среду, где культивируется ориентация на сверстников, то есть в школу.
Резюмируя, можно говорить, что после анскулинга дети вырастают:
Похоже, что всё это – верные признаки успешного человека.
В прочем, как и любая крайняя форма подхода к обучению, анскулинг имеет свои недостатки и подойдёт не каждому ребёнку. И абсолютно точно не каждому родителю.
Большинство недостатков — скорее даже не недостатки, а сложности, к которым родителям стоит быть готовыми. Во-первых, конечно, это полная ответственность за образование ребёнка. Во-вторых, потребуется время на то, чтобы активно помогать ребёнку в учёбе, а также показать ему, как учиться самостоятельно,
Лайфхак: найдите правильную мотивацию к обучению. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!
Чтобы успешно внедрять анскулинг в семейную жизнь, надо и самому быть свободным и гибким человеком, хотеть создать для ребёнка среду, где тот сам захочет учиться, хотеть находить ответы на вопросы и учить этому своих детей, полностью доверять их природному желанию учиться и обладать смелостью, чтобы противостоять сопротивлению общества.
Главная головная боль анскулинга — это сдача государственных экзаменов и получение аттестата. Ведь если ребёнок планирует дальнейшее обучение, например, в университете, то взаимодействий с государством не избежать, так что в конечном итоге родителям приходится обращаться в специализированные центры для сдачи экзаменов. Поэтому, кто-то справляется со всеми сложностями, а кто-то понимает, что анскулинг — чересчур радикальное и трудоёмкое решение — и приходит к другим формам альтернативного образования, как семейные обучение, онлайн-школы и другое,
Дети-анскулеры – какие они?
Реальными историями о «домашних» учениках поделилась Анна Невмержицкая – опытный преподаватель математики и ментальной арифметики, методист:
Однажды на пробное занятие по ментальной арифметике ко мне привели девочку-подростка. Это был вполне уверенный ребёнок, который смог быстро уловить новую тему и разобраться с премудростями счёта, на усвоение которых у обычных детей уходит несколько занятий. На мой вопрос не отличница ли девочка мама с удивлением ответила, что не знает, так как они находятся на домашнем обучении уже несколько лет, и ей самой бы хотелось узнать мнение со стороны, насколько ребёнок в общей системе образования успешен.
Я пригляделась: девочка абсолютно спокойно воспринимала новые знания, с интересом всё изучала, не боялась допускать ошибки. Это было совершенно нехарактерным поведением по сравнению с обычным школьником. Такое же поведение я обнаружила у другой своей ученицы, которая также находилась на домашнем обучении. У детей отсутствовал стресс-фактор при решении заданий. В тот момент для меня это стало существенным плюсом в пользу такой системы обучения.
Один из минусов открылся позже: ребёнок, усвоивший какую-либо тему один раз, позже говорил только конечный результат, без промежуточных решений. В математике эта последовательность действий формирует математическое мышление. Например, перемножив дроби, ребёнок должен не сразу выдавать ответ, упрощая весь процесс, а сначала применять правило сокращений, аргументируя конечный результат. После наблюдений дальше, я заметила, что промежуточные этапы, к сожалению, практически все дети, находящиеся на такой форме обучения, не запоминают. А это может отразиться на способах решение проблем в будущем – они будут выбирать только знакомые альтернативы.
Юридическая сторона вопроса
В России в чистом виде анскулинг невозможен. Среднее общее образование является обязательным в нашей стране согласно федеральному закону «Об образовании в РФ». И обеспечить получение ребёнком образования должны родители. А это значит, что всё равно придётся готовить его как минимум к итоговой государственной аттестации, также возможно и к промежуточным экзаменам. Подготовка к ним может идти в разрез интересам ребёнка и тем самым нарушать принципы анскулинга.
Согласно официальному статусу, ребёнок будет находиться на семейном обучении, а ответственность за знания и прохождение аттестации ляжет на плечи родителей. Каким способом в данном случае достигнуты результаты – не имеет значения,
Такой подход к обучению, как анскулинг, безусловно имеет место быть, но подходит он не всем семьям. Стоит разумно оценивать образ жизни и взгляды на мир своей семьи, а также понимать способности и особенности ребёнка. Ключ к поиску подходящего способа обучения лежит через осознанность и рефлексию. Анскулинг может хорошо подойти семьям, для которых важнее сохранить психику ребёнка, чем получение им установленных обществом и государством обязательных знаний.