Антарова две жизни о чем
«Две жизни»
Конкордия (Кора) Евгеньевна Антарова (1886–1959 гг.) – оперная и камерная певица (контральто) Мариинского и Большого театра, педагог, заслуженная артистка РСФСР, писательница, философ и теософ, организатор при Всероссийском театральном обществе кабинета К.С. Станиславского.
Жизнь Конкордии Антаровой складывалась непросто, будучи в 6-м классе гимназии, четырнадцатилетняя Кора осталась круглой сиротой. Однако, несмотря на тяжелое испытание, выпавшее на её долю, Антарова не бросила учебу, а окончила гимназию, самостоятельно зарабатывая на жизнь уроками. В какой-то момент Антарова решает уйти в монастырь. Пение в церковном хоре помогло развитию её природного дара. Дальнейшую судьбу девушки решила встреча с Иоанном Кронштадтским, который сказал Антаровой, что ей суждено трудиться в миру. Судьбоносная встреча подтолкнула Кору продолжить своё обучение. Благодаря подругам по гимназии, собравшим для неё деньги, Кора отправилась в Петербург. Там она учится на историко-филологическом факультете Бестужевских высших женских курсов и в Петербургской консерватории, зарабатывая себе на жизнь уроками, ночными дежурствами в редакциях, а также выступлениями на сцене Петербургского Народного дома, где в опере «Кузнец Вакула» на музыку Чайковского поет партию Солохи. После окончания учёбы Кора проходит прослушивание в Мариинский театр, с конкурсом 160 человек на место, и становится его солисткой. С 1908 по 1912 годы Конкордия Антарова участница Кружка любителей русской музыки в Москве, в периоды с 1908–1930 и 1932–1936 год – солистка московского Большого театра. Параллельно с активной работой Антарова посещает Оперную студию Большого театра, где изучает актёрское мастерство у Константина Сергеевича Станиславского.
Всю свою жизнь Конкордия Антарова находилась под особым надзором спецслужб и властных структур из-за своей приверженности к религии.
Трехтомный теософский роман «Две жизни» Конкордия Евгеньевна Антарова писала во время Второй мировой войны. В советское время, по понятным причинам, издать книгу было невозможно, поэтому роман долгое время распространялся по Москве исключительно в формате самиздата. После смерти Антаровой, в 1959 году, рукопись хранилась у Елены Фёдоровны Тер-Арутюновой, считающей Конкордию Антарову своей духовной наставницей. Хранительница рукописи никогда не теряла надежды увидеть роман опубликованным, а до той поры знакомила с ним всех, кого находила возможным. И потому можно сказать, что этим романом зачитывалось уже не одно поколение читателей. Книга, в которой захватывающий сюжет гармонично сочетается с восточной мудростью, была издана в 1993 году. По одной из версий, текст трилогии был получен Антаровой посредством яснослышания от своего Учителя, возможно, гималайского или тибетского махатмы. Таким же способом ранее Еленой Рерих были записаны книги «Живой Этики» или «Агни Йоги».
В романе «Две жизни» описывается Путь ученика, постигающего Божественную мудрость под руководством Великих Учителей. Прототипом «Левушки», главного героя романа, стал писатель Лев Николаевич Толстой. Однако в официальной биографии писателя нет каких-либо сведений об учёбе в Индии, доподлинно известно лишь о путешествии Толстого по Европе. Ответ на вопрос, посещал ли Толстой гималайские ашрамы, где проходил всестороннюю подготовку к реализации своей миссии на Земле, или это всего лишь художественный вымысел Антаровой, не являлся целью автора этих строк. Задача автора познакомить читателя с увлекательным, глубоким по философскому насыщению произведением.
На страницах трилогии читателя ждут удивительные приключения главных героев на пути в Индию. Для того чтобы добраться до ашрамов Учителей, герои романа переживут стихийные бедствия, погони, дальние переходы, лишения, ранения, конспирации и многое другое. Вдумчивый читатель найдёт в книге целый кладезь мудрых советов и рекомендаций. Например, как выстраивать отношения с окружающими людьми, как прожить свой серый день так, чтобы он наполнился радостью и любовью, как выработать в себе недостающие качества характера и другое. Любителям любовных романов будет интересно познакомиться с захватывающей историей любви главных героев, но только любви не пошлой, а чистой и возвышенной.
В трилогии «Две жизни» читатель найдёт подробное художественное описание Великих Учителей, таинственных восточных махатм. В свое время на их поиски снаряжали целые экспедиции, за ними охотились даже нацистские учёные. В книге дано детальное описание внешности, характера, мышления, образа жизни, поведения, манер Великих Учителей. Антарова сумела создать настолько яркие образы, что перед читателем, кажется, действительно возникает живой Учитель, который, подобно маяку, указывает нам Путь непрерывного самосовершенствования.
Роман «Две жизни» глубоко психологичен, пронизан лёгкой мистикой, насыщен откровениями, приоткрывающими завесу тайны бытия. Произведение рассказывает читателю об уникальных способностях, скрытых в глубине человеческой души и открывающихся в процессе духовной эволюции человека. Трилогия – настоящий учебник по разрешению кармических проблем и выходу из «порочного круга» негативных причинно-следственных связей. При этом нельзя не отметить высокохудожественный стиль повествования, который делает чтение особенно приятным.
«Две жизни» относится к тем литературным шедеврам, к которым читателю рекомендуется периодически обращаться за мудрыми советами и вдохновением.
Каждый раз, перечитывая роман, читатель будет открывать для себя его новые грани.
Кристаллы мудрости «Двух жизней»
Если человек не живёт в лени, стараясь назвать её созерцанием, если он ищет способ вылить свою простую доброту во все дела и встречи, если он готов принять на себя слёзы и скорби встречного, если он хотя бы в чём-нибудь сумел развить свою верность до конца, если его искания Бога не были личной жаждой совершенства, а несли людям бескорыстный труд, мир и отдых – человек вошёл в ту ступень духовной зрелости, когда мы, индусы, говорим: «Готов ученик – готов ему и Учитель».
Вся вселенная открылась тебе не потому, что в своих познаниях ты достиг вершины. Но потому, что чистота твоего сердца, чистота твоей жизни в простых действиях твоего обычного трудового дня помогла тебе вместить радость божественной силы и слиться с нею.
Если люди заняты одним созерцанием, если сила их ума и сердца погружена только в личное искание совершенства, – им закрыт путь Вечного Движения. Ибо в жизни вселенной нет возможности жить только личным, не вовлекаясь в жизнь мировую.
Переходы в сознании человека не могут совершаться вверх, если сердце его молчит, и он не видит в другом существе того же Бога, что познал в себе.
Только тогда, когда ты поймёшь, что во всяком встречном сама Истина пришла к тебе, чтобы раскрыть тебе самому твои же закрепы, за стенами которых ты держишь мешки со своею любовью, совершенно развязанные, тогда бы только мог ты приблизиться к пониманию второй истины, ставшей поговоркой у нашего народа: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе великий Учитель». И поскольку ты прочёл в себе свой урок, общаясь со встречным, поскольку ты раздражился, осудил, солгал, слицемерил, был недоброжелателен к человеку – постольку ты раскрыл самому себе своё ничтожество и отсутствие любви.
У тебя до сих пор была одна задача: найти и понять самому. Теперь твоя задача усложнилась: не одному тебе надо найти и понять, но для огромного круга людей тебе надо стать слугою, чтобы в них пробудить сознание, деятельность, силу и стремление к труду для общего блага.
Совершенно бессмысленно остановиться в жизни на религиозном восхвалении своего Бога. Если не дошёл до понимания, что Бог Един для всех и что путь к Нему, Единому, безразличен, – вся религиозная жизнь пропала. Человек совершенно так же закрепостился в своём добре, как отрицатель в своём зле. И тот и другой не поднялись в своём духовном понимании выше обид, объяснений, переживаний личных драм, самолюбия и бичеваний гордости.
Раскрывающееся сознание человека постепенно сбрасывает с себя чешую предрассудков. Мелкий вздор наказаний и наград, условных подаяний «за добродетель», которую человек понимает как «отказ» себе в чём-то, чтобы принести «жертву» насилия над собой другому, спадает с сознания просветлённого человека одним из первых. Он начинает понимать всё величие Жизни. Он начинает ощущать радость жить в труде для другого. Он скучает, если сегодня в нём никто не нуждался. Понятие «быть нужным кому-то» становится ритмом его дня – как ритм дыхания, – неощутимым, если оно идёт в гармонии и мире.
Проходя день, живи его как свой последний день. Но последний не по жадности и торопливости желаний или духовных напряжений, а последний по гармоничности труда и его бескорыстию.
Твой путь – путь служения Богу в человеке. Твой труд – путь знания, приложенного в любви и труде простого дня.
Более подробно:
1. Антарова К.Е. Две жизни. М.: «Сиринъ садхана», 2004 г.
В сходном ключе:
1. Хейч Элизабет. Посвящение. Перевод с англ. – М.: Издательский дом «София», 2004 г.
2. Безант Анни. Учителя / Махатмы. Легенды и реальность. Учителя тайной мудрости – сборник. – М.: Фонд духовной культуры мира, «Сфера», 2001 г.
3. Радханатха Свами. Путешествие домой. Издательство «Арт Дизайн +», 2012 г.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
I. Так называемая «непротяженность» душевной жизни и ее подлинный смысл: неизмеримость душевной жизни
I. Так называемая «непротяженность» душевной жизни и ее подлинный смысл: неизмеримость душевной жизни Наметив область душевной жизни и уяснив ее отношение к области сознания, попытаемся теперь вглядеться в душевную жизнь и определить основные черты, присущие этой
IV. Волевая сторона душевной жизни: общий динамизм душевной жизни
IV. Волевая сторона душевной жизни: общий динамизм душевной жизни Но мы еще ничего не говорили о третьей стороне душевной жизни, об области волевой, в которой часто и не без основания усматривают само существо или наиболее характерную и центральную сторону душевной жизни.
IV. Духовная жизнь, как единство жизни и знания Творчески-объективное значение личности, как единства духовной жизни
IV. Духовная жизнь, как единство жизни и знания Творчески-объективное значение личности, как единства духовной жизни Здесь, в лице этих элементарных, общедоступных и для эмпирической психологии все же столь непостижимых явлений так называемого «вчувствования», лежит,
Из жизни идей
Из жизни идей Победы фрейдизма Влияние фрейдизма растет с каждым днем. Нет оснований предположить здесь возможность перелома: явно, что мы имеем дело не с модой или временным увлечением, но с тенденцией глубокой и показательной. Прежде всего, фрейдизм не только
4. Невыносимость жизни.
Собрание 7. О смысле жизни через Любовь человека (Франция. Лазурный берег, Ницца) (еще одна попытка трактовки смысла жизни)
Собрание 7. О смысле жизни через Любовь человека (Франция. Лазурный берег, Ницца) (еще одна попытка трактовки смысла жизни) Сияющее солнечное утро. Авенида дез Англез. Серебряное море. Пустынный майский пляж. Одинокий йог, сплетенный в некий экзотический цветок. Вдали из-за
Источник жизни
Источник жизни Один человек всю жизнь искал источник жизни. Он мечтал, что найдет его и поделится своей находкой со всеми людьми. Наконец, он отыскал источник жизни, жадно припал к нему и пил, пил, пил…Сначала он помолодел, но не остановился, а продолжал пить. Он становился
Если существует беспорядок в моей жизни в отношении секса, то и остальная часть моей жизни находится в беспорядке. Так что я должен спрашивать, не как привести одну часть в порядок, а почему разломал жизнь в такое множество различных фрагментов…
Если существует беспорядок в моей жизни в отношении секса, то и остальная часть моей жизни находится в беспорядке. Так что я должен спрашивать, не как привести одну часть в порядок, а почему разломал жизнь в такое множество различных фрагментов… Собеседник: Много
«Две жизни»
«Две жизни» – К. Е. Антарова – Конкордия (Кора) Евгеньевна Антарова (1886–1959 гг.) – оперная и камерная певица (контральто) Мариинского и Большого театра, педагог, заслуженная артистка РСФСР, писательница, философ и теософ, организатор при Всероссийском театральном
Смысл жизни
Смысл жизни Мне на ум пришел вопрос о смысле жизни. Мне нравится ощущать, что жизнь имеет смысл, ибо я нахожусь в ее середине. А то, что вы говорите, лишает меня этого.Да.Вот с этим у меня, по-моему, проблема.Вы идете на берег моря, там видите ребенка, который строит замок из
О мышлении и жизни
О бегущих по жизни
Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной
Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной Человек – мера всех вещей Протагор Данную главу нам необходимо начать со слов американского физика австрийского происхождения Фритьофа
Это меняет жизнь
August 2020
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Метки
«Две жизни» К.Е. Антарова
Книга «Две Жизни». Записана Конкордией Антаровой во время войны в сороковых годах. По сути интерпретация, если хотите, деятельности Учителей среди гущи народа. В этой книге нет вымышленных персонажей, правда, все они под другими именами, но многие узнаваемы, как например, Е.Блаватская, М.,И., Станиславский, Рахманиннов, Олькот, Л.Толстой, его брат и др.
«Реальные события, которые легли в основу создания романа «Две Жизни», не могут быть преданы огласке. Можно сказать только одно: они относятся к разным временным периодам, но основаны на фактах судеб реально существовавших людей, обстоятельствах их жизни, событиях, сопутствовавших движению энергии Братства в формах Земли. Не стоит привязываться к датам, именам, последовательности изложения и прочим фактам — потеряете нить энергии. Каждый герой — имеет прототип, в котором мы видим образ того или иного Подвижника, Сотрудника, Вестника Белого Братства. Истории воплощений этих людей были искусно вплетены в единую канву повествования и создали реальное представление о жизнедеятельности Белого Братства на Земле.»
«Перед Вами, читатель, оккультный роман, который впервые выходит в свет спустя почти 35 лет после смерти автора. Он принадлежит перу К.Е.Антаровой, одной из тех самоотверженных русских женщин, чья жизнь была служением красоте и знанию.
К.Е.Антарова умерла в 1959 г., затем рукопись хранилась у Елены Федоровны Тер-Арутюновой (Москва), считающей ее своей духовной наставницей. Хранительница рукописи никогда не теряла надежды увидеть роман опубликованным, а до той поры знакомила с ним всех, кого находила возможным. И потому можно сказать, что этим романом зачитывалось уже не одно поколение читателей.
Мы сердечно благодарим Е.Ф.Тер-Арутюнову, которая предоставила рукопись романа в распоряжение Латвийского общества Рериха, за доброе напутствие книге, начинающей свою новую жизнь.»
Несколько цитат из книги Анатровой: » Две жизни»
1.”Старайся не мудрствовать, как ввести тебе в твои будни те или иные принципы. А просто люби тех, с кем сейчас столкнула тебя жизнь. ”.
2.”В девяноста девяти случаях из ста то, что люди называют любовью, на самом деле или их предрассудки и суеверия, или их себялюбие. Истинной любовью будет лишь та, которая раскрывает все способности и таланты к творческой деятельности, которая освобождает дух человека”.
3.”Сердце доброго кратер любви, и маслом ему служит радость. Оно свободно от зависти, и потому день доброго легок. Тяжело раздраженному. Потому что кипение страстей в его сердце не дает ему отдыха. Он всегда в раздражении, всегда открыт к его сердцу путь всему злому. Такой человек не знает легкости. Не знает своей независимости от внешних обстоятельств. Они его давят везде и во всем и постепенно становятся его господином.”
4.”Чтобы иметь возможность сделать что-либо для человека, надо не только самому иметь для этого силы. Надо, чтобы и тот человек желал принять подаваемую ему помощь и умел владеть собой, своим сердцем и мыслями, умел хранить их в чистоте и проводить весь свой день так, чтобы приводить весь организм в гармонию. Нельзя и думать принести помощь тем людям, которые не знают радости, не понимают ценности всей своей жизни как смысла духовного творчества, а принимают за жизнь бытовые удобства и величие среди себе подобных, деньги.”
5.”Злоба не невинное занятие. Каждый раз, когда вы сердитесь, вы привлекаете к себе со всех сторон токи зла из эфира, которые присасываются к вам, как пиявки, уродливые красные и черные пиявки с самыми безобразными головками и рыльцами, какие только возможно вообразить. И все они порождение ваших страстей, вашей зависти, раздражения и злобы. После того как вам будет казаться, что вы уже успокоились и овладели собой, буря в атмосфере вблизи вас все еще будет продолжаться по крайней мере двое суток.
Эти невидимые вами пиявки сосут и питаются вами совершенно так же, как обычные пиявки, сосущие кровь человека. Всякое чистое существо очень чувствительно к смраду этих маленьких животных. И оно бежит от тех, кто окружен их кольцом, кто лишен самообладания. Чистое существо, встречаясь с человеком, привыкшим жить в распущенных нервах, в раздражительных выкриках и постоянной вспыльчивости, страдает не меньше, чем встречая прокаженного. Злой же человек, обладающий одним упорством воли, мчится навстречу такому существу, с восторгом видя в нем орудие для своих целей.”
6.”Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила Радость. Каждый раз, когда вам что-то не удается, когда вы хотите победить все препятствия и добиться результатов, побеждайте любя и радуясь. Каждая ваша улыбка ускорит вашу победу и развернет в вас силы. Каждая ваша слеза и слова уныния скомкают то, чего вы уже достигли в своих способностях, и отодвинут вашу победу далеко от вас”.
7.”Не поддавайся сомнениям и колебаниям. Не разбивай своего дела отрицанием и унынием. Бодро, легко, весело будь готов к любому испытанию и неси радость всему окружающему. Ты пошел по дороге труда и борьбы, утверждай же, всегда утверждай, а не отрицай. Никогда не думай: ”не достигну”, но думай: ”дойду”. Не говори себе: ”не могу”, но улыбнись детскости этого слова и скажи: ”превозмогу”.
8.»Жизнь без труда — самая несчастная жизнь. А когда есть труд — всякая жизнь уже больше чем наполовину — счастливая».
9.»Великая мудрая жизнь не знает наказаний. Она дает каждому возможность созревать и крепнуть именно в тех обстоятельствах, которые необходимы только ему одному».
10.»Не всякая любовь связывает плоть людей. Но плоха та любовь, что связывает рабски дух. То будет истинной любовью, когда все способности и таланты раскрываются к творческой деятельности, где освобождается дух человека».
11.»Перед Истиной нет ни зла, ни добра. Есть только степень знания, степень освобождения, мгновение чистой любви и мира в сердце человека или мгновение бунта его страстей и невежественности».
12.» У человека в каждом его земном воплощении так мало времени. И он не имеет права терять мгновения в пустоте, без творчества сердца, в мелочах быта и его предрассудках.
Труд, пугающий Вас, это единственный путь к пониманию смысла земной жизни. Если будете жить в безделье, конец может быть только один: Вы дойдёте до отчаяния. И скоро убедитесь, если будете упорствовать в своём образе жизни, что всё доброе и светлое станет Вас избегать. И по этому признаку сможете понять, насколько зло приблизилось к Вам».
13.»Смерть — предрассудок человека, исходящий от его варварского отношения к жизни».
14.»Каждый человек тебе не друг и не враг, каждый человек тебе Учитель».
Две жизни. Мистический роман. Конкордия Антарова.
Прочитала я эту книгу состоящую из четырёх частей по совету одной женщины, которая взахлёб рассказывала о книге, и восхищалась духовной и философской тематике. Меня книга заинтриговала, и я с большим интересом ударилась в чтение.
Начинается книга о том, как молодой парень лет двадцати «Лёвушка» приехал погостить к своему старшему брату Николаю, капитану N-ского полка в среднеазиатский торговый город.
Во втором томе, описывают жизнь брата «Лёвушки» Николая и его будущей жены «Наль», их жизнь после побега, кто им помогал, где жили, встреча с новыми друзьями и т.д. и т.п.
В третьем и четвёртом томах, повествование ведётся от главного героя «Лёвушки», как и в первом томе. В этих томах романа, описывается его прибывание в Общину, где «Лёвушка» становится учеником духовных Учителей Востока.
В романе «Две жизни» очень много философии и эзотерики, а также мистики и волшебной магии.
Почему именно он был выбран прототипом главного героя романа – трудно сказать, но известно одно: всю свою жизнь Толстой глубоко ценил восточную мудрость, что отразилось в таких его работах, как сборник «Круг чтения», рассказ «Карма», сборник афоризмов «Путь жизни», и многих других.
Мало того, что ничего полезного я в ней для себя не нашла, так ещё и концовка романа, просто обрывается, чем же в итоге заканчивается вся эта история, мы не знаем.
Вывод.
Грани Эпохи
этико-философский журнал №88 / Зима 2021-2022
А. Миланова
«Две жизни» Антаровой –
эзотерика в прозе
Книга на все времена
Вот уже десятки лет таинственное детище Конкордии Антаровой, знаменитой оперной певицы и последовательницы теософии, зажигает сердца читателей великими духовными истинами, изложенными в этом произведении в художественной форме. Роман «Две жизни» создавался Антаровой в трудные годы войны, и написан он был исключительно быстро – как говорили близкие друзья Конкордии Евгеньевны, книга была не столько написана, сколько надиктована ей из Тонкого мира душой неизвестного последователя Махатм.
Конкордия Евгеньевна Антарова (1886–1959)
Значение этой книги трудно переоценить. В этом произведении подчёркивается нравственный характер и учений, и практической деятельности духовных Учителей Востока. Живая Этика в её практическом каждодневном применении – вот главный ключ всего повествования. Думается, что если бы все участники (а особенно, конечно, лидеры) рериховского движения в России жили и действовали по тем же принципам, что и представители Белого Братства в романе Антаровой – то они давно составили бы духовную элиту всего нашего общества и сделали бы его намного чище и добрее.
Ещё одно непреходящее достоинство этой книги состоит в том, что основные принципы и идеи теософии и Агни-Йоги обрели в романе увлекательную и лёгкую для восприятия форму. Какое впечатление может произвести роман К. Е. Антаровой на читателя? Возможно, он покажется кому-то прекрасной мистической сказкой. Но истинность известной поговорки о том, что «сказка – ложь, да в ней намёк», ярко отразилась в этой книге.
В «Двух жизнях» на самом деле содержится очень много таких намёков, которые являются точным отражением (интерпретированным в художественной форме) основ эзотерических знаний, изложенных в учениях теософии и Агни-Йоги. Попробуем кратко и хотя бы по основных темам сопоставить основные «намёки», встречающиеся в романе, с некоторыми закономерностями, фигурирующими в эзотерическом философском наследии, переданном миру Махатмами, или Учителями Белого Братства.
Главный герой романа – Лёвушка – удостаивается редкого счастья стать учеником этих Учителей. Именно они помогают его брату Николаю обрести счастье с любимой, и они же приводят Лёвушку на путь самосовершенствования и служения высокому идеалу Общего Блага, являющемуся, согласно их мировоззрению, главной этической ценностью в жизни. Али Мохаммед, его друг Флорентиец, Иллофилион, Ананда, сэр Ут-Уоми – все это сотрудники скрытой от мира, но служащей этому миру общины духовных Учителей. На Востоке эту общину издавна называли Шамбалой, на Западе – Белым Братством.
Конечно, одной из главных тем книги является совершенно необыкновенный по земным меркам, высочайший духовно-нравственный уровень представителей Белого Братства – старших друзей и духовных руководителей Лёвушки. «Я думал, – откуда у этих людей столько самоотверженности и самообладания? Почему они так уравновешенны, стремительно идя на помощь чужому им человеку, моему брату; в чём находят они ось своей жизни, основу для своего уверенного спокойствия?» – размышляет главный герой. Ответ на этот вопрос дают реальные ученики и сотрудники Белого Братства, Е. П. Блаватская и Е. И. Рерих. В одном из писем Е. И. Рерих коснулась темы нравственного уровня духовных Учителей Востока, которых буддисты называют Бодхисаттвами. «Слово Бодхисатва состоит из двух понятий: «Бодхи» – озарение или пробуждение и «Саттва» – сущность. Кто же такие Бодхисаттвы? Ученики Будд, добровольно отказавшиеся от личного освобождения и, по примеру Учителя, вступившие на долгий, тягостный и тернистый путь помощи человечеству. Подобные Бодхисатвы появляются на Земле среди самых различных жизненных условий. Физически ничем не отличаясь от остального человечества, они совершенно отличны по своей психологии, неизменно являясь носителями принципа Общего Блага. » (Из письма Е. И. Рерих от 20.12.1934).
В этом же письме Е. Рерих приводит из Махаяна-сутры цитату о трёх радостях Бодхисаттв: «Три радости Бодхисатв – счастье даяния, счастье помощи и счастье вечного познавания».
Именно так, по заветам и принципам Бодхисаттв, живут и действуют на земле – и на страницах прекрасного романа Антаровой – Учителя Белого Братства.
Самое главное – Учителя не просто провозглашают и пропагандируют эти принципы на словах – они воплощают их в своей реальной жизни, в каждом обычном дне, при встрече с каждым человеком. И сила живого примера в реальной жизненной ситуации оказывается сильнее тысяч проповедей и слов о любви к ближнему. «Вот как может быть счастлив человек своим внутренним состоянием. Вот где сила помощи людям без слов, без проповедей, одним своим живым примером…» – делает вывод главный герой.
Внешний облик и духовный уровень человека
Пожалуй, первое, на что обращает внимание Лёвушка при встречах со своими новыми друзьями – это на их необыкновенную красоту и столь же необычное гармонизирующее влияние, которое от них исходит на всех, кто их окружает. «При ярком свете утра красота моего гостя ещё больше поразила меня» – так характеризует главный герой внешность своего будущего Учителя, Флорентийца. В книге много раз устами Левушки говорится о необыкновенно красивой внешности его новых друзей – самих Учителей и их ближайших учеников. Описание красоты представителей Белого Братства, встреченных героем повествования, может на первый взгляд показаться несколько наивным или слащавым, характерным для художественной прозы позапрошлого столетия, но в действительности здесь отражён один из законов бытия: внутренняя духовная гармония по-настоящему совершенного человека отражается и на его внешности. Прекрасные облики Учителей – это лишь внешнее отражение красоты и гармоничности их души, их внутреннего мира. Среди Учителей внешняя красота – это не исключение, а правило.
Но среди обычных людей изредка бывают исключения, и красивая внешность иногда облекает низкую и подлую душу. Эзотерический аспект тесной взаимосвязи, существующей между внешностью человека и его душевными качествами, раскрывается в одном из эпизодов романа. Во время обеда у Строгановых Лёвушка вдруг видит, благодаря пробуждающемуся у него дару ясновидения, астральное тело Леонида, причём таким, каким оно станет в будущем, лет через 20. «Я превратился в «Лёвушку – лови ворон», забыл всё на свете и вдруг увидел за спиной юноши какое-то уродливое серое существо. Точно это был он же и не он, а его портрет лет через двадцать». Леонид – избалованный сын-любимчик Строгановой – ничтожный, трусливый, циничный, бездушный даже по отношению к матери юноша – описывается как имеющий весьма красивую внешность (он был похож на свою красавицу-мать). Но низость его морального уровня уже начала накладывать свой отпечаток на его тонкое тело; в будущем же его астральному облику суждено было стать уродливым до безобразия, каким и увидел его Лёвушка. В записях духовного ученика Рерихов Бориса Абрамова о подобном явлении говорится: «Можно наблюдать, как сильно к старости обезображиваются лица порочных людей, как тёмное начало накладывает свою страшную печать на физический облик и делает её нестираемой на тонкой оболочке человека. Низшие слои астрального мира поражают своим чудовищным безобразием» (Грани Агни Йоги. Том 2, 607. (1961 г.)).
Вегетарианство
С первых же глав романа мы узнаем много интересного об образе жизни Учителей. В частности, главный герой обращает внимание на то, что его покровители не используют в пищу ни мяса, ни рыбы: «Меню было европейское, но ни мяса, ни рыбы, ни вина не было. Но сколько я ни смотрел на Али старшего, я ничего, кроме фруктов, мёда и чего-то похожего на молоко, в его руках не видел».
И в дальнейшем, при более близком общении со своими старшими друзьями Левушка видит, что их еду составляют фрукты, мёд, молоко, хлеб и каши. В философских учениях Махатм, теософии и Агни-Йоге, рекомендуется вегетарианство, поскольку оно очищает и физическое, и тонкое тела человека и тем самым содействует его духовному развитию. В книге «Аум» говорится: «Также, когда указываю растительную пищу, охраняю от пропитывания кровью тонкое тело. Сущность крови очень прочно напитывает тело и даже тело тонкое. Кровь настолько не полезна, что даже в крайних случаях Мы разрешаем мясо, сушёное на солнце. Также можно использовать те части животных, где субстанция крови вполне переработана. Так пища растительная имеет значение и для жизни в Тонком Мире» (Аум, 277). О том же не раз говорится и в книгах по теософии.
Однако строгих запретов и обязательных предписаний в этих учениях нет. Для людей, живущих в условиях современных экологически загрязнённых городов строгое вегетарианство, которого придерживались Учителя, может оказаться невозможным, вызывающим упадок сил. В данном случае допустимо ограничиться употреблением в пищу рыбы или, в крайнем случае, птицы. Но в любом случае использование в пищу мяса теплокровных животных будет мешать духовно-психическому развитию человека. В самом современном к нам источнике, связанном с учением Агни-Йоги – а именно, в записях Бориса Абрамова – говорится, что в скором времени большинство людей заменят мясо рыбой.
Необычные психодуховные способности Учителей
Одна из самых интересных тем, затронутых в данной книге – это необычные психодуховные способности Учителей, называемые в современной науке паранормальными. Лёвушка в своём общении с Учителями встречается не только с их непревзойдённой ментальной дисциплиной, выражающейся в особой культуре психической деятельности – исключительной выдержанности, самообладании, наблюдательности и внимательности, бесконечной терпеливости и милосердии по отношению к обычным, несовершенным людям и другими редкими среди людей качествами. Он имеет возможность наблюдать ещё и явно необычные духовные способности, проявляемые Учителями в особых жизненных ситуациях. Показательны в этом отношении описания необыкновенных состояний, иногда практикуемых сопровождающими Лёвушку сотрудниками Белого Братства, причём главный герой убеждён, что они просто спят, но как-то странно: «Он точно унёсся в далёкую Москву, и взгляд его стал отсутствующим. Сам он, опершись головой о спинку дивана, сидел неподвижно; и я подумал, что у каждого человека, очевидно, своя манера спать, а я как-то не присматривался до сих пор к тому, как спят люди. Флорентиец спал, точно мёртвый, Иллофиллион спал сидя, с открытыми глазами, но сон его был так же крепок, как сон Флорентийца».
Конечно, сон с открытыми глазами, о котором пишет Лёвушка, на самом деле был не сном, а тем, что в современной психологии называется изменённым состоянием сознания или астральной проекцией. В тот момент, когда, как Лёвушке казалось, его старшие друзья спали – они на самом деле медитировали, переносясь в своих астральных телах на далёкие расстояния от тех мест, где находились сами. Эта способность архатов в учении Агни-Йоги традиционно называется делимостью духа, хотя речь на самом деле идёт о делимости не духа, а сознания. В учении Живой Этики о подобных явлениях говорится: «Также помните, что огненная энергия растёт и работает непрестанно, если сердце зажжено. Тем самым легче понять и уже упомянутую делимость духа. Пламя делимо без ущерба и не требует никаких расстояний и времени. Так, когда видят вас в разных странах, не нужно удивляться, это лишь одно из качеств огненного напряжения» – говорится в книге «Мир Огненный» из серии Агни-Йоги (Мир Огненный, часть 1, 44). И ещё: «Указанные факты одновременного появления тонкого тела должны разрушить предубеждение невежд, что Высшие Существа не могут появиться в разных частях света» (Мир Огненный, часть 1, 598).
А в одном из писем Е. И. Рерих описаны конкретные результаты этой способности архатов мысленно переноситься в другие страны, чтобы помогать там своим ученикам: «Прочтите в Учении о делимости духа. Делимость духа, как и всё, конечно, имеет различные степени, но иногда, при завершении, она даётся в космическом размахе и тогда, действительно, приложения многообразны. И если невозможно часто запечатлеть или, вернее, допустить запечатление узнанного во всех деталях на физическом мозгу, ибо, находясь в заражённой земной атмосфере, сердце может не выдержать, то всё же сущность происходящего ощущается иногда очень остро. Так Н. К. и я почти всегда знаем острые моменты, переживаемые нашими сотрудниками. Иногда это чёткое знание, иногда оно сопровождается болезненными проявлениями, точно совпадающими по времени с определёнными случаями. Часто за долгое время мы знаем результаты. Так же часто наблюдаем как бы истечение из нас энергии, иногда оно так сильно, что даже ощущается головокружение и как бы лёгкое, мимолетное отсутствие, и мы знаем тогда, что где-то потребовалась наша энергия. Многообразны проявления делимости духа! Много тайн в жизни ученика! Настоящее ученичество утончает все ощущения ученика. Он, поистине, становится золотой арфой под Рукою Учителя. Много радости приносит объединение сознаний. Так у нас налицо много случаев, вернее, они постоянны, такого объединения сознания с нашими давнишними сотрудниками. Мы часто слышим их голоса и знаем о происходящем у них. Видим и скульптуру духа их. Наши письма всегда приносят им ответ на их вопрос, хотя Вы знаете, какое расстояние отделяет нас» (Рерих Е. И. Из письма от 27.01.1933).
Именно благодаря этой способности переноситься в духе через страны и континенты, горы и океаны, герои повествования, оказавшиеся на корабле во время страшного шторма, получают спасительную помощь Флорентийца, мысленного призванного и Иллофиллионом, и Лёвушкой: «Я собрал все свои силы, в воображении моём мелькнула фигура Флорентийца, о котором я неотступно думал всё это время. Положительно, если бы я спал, то был бы уверен, что вижу его во сне, – так отчётливо нарисовалась мне белая фигура моего дорогого покровителя.
Теперь все мужчины держали руки на рулевом колесе. Мне всё еще казалось, что я вижу высокую белую фигуру Флорентийца, стоящую теперь рядом с Иллофиллионом. Он словно держал свои руки на его руках».
Казалось бы, чем может помочь тонкое тело архата, невидимое обычными людьми, в реальной жизненной ситуации – например, тем, кто борется с ураганом на море? Но между миром физическим и астральным существует прочное соединительное звено в виде психической энергии. Тонкие тела архатов, способные переноситься в любую точку земного шара, способны помогать своим сотрудникам и ученикам именно передачей им мощной психической энергии. Невидимое, но чрезвычайно эффективное воздействие этой энергии на всё – и на людей, и на физическое пространство, и даже на сами обстоятельства – вот в чём состоит помощь, оказываемая Учителями во время этих астральных путешествий. Не случайно Левушка размышляет: «Почему же в разгар бури, когда мне мерещился Флорентиец, я двигался легко, а теперь не могу сделать и шага, да и сижу с трудом, держась крепко за поручни. Неужели одна только мысль о дорогом друге, которого я всю ночь звал на помощь, помогла мне сосредоточить волю?»
Мысль ученика об Учителе в минуту опасности может принести действенную помощь и спасение – эта идея не раз находит выражение на страницах романа К. Е. Антаровой. И эта идея представляет собой непреложную истину, давно известную в эзотерических учениях.
Главный герой не раз упоминает о том благодетельном воздействии, которое оказывают на него его покровители, находящиеся в те моменты, когда ему трудно, далеко от него. И на деле понимает, как важна мысленная связь ученика с его духовным Учителем, как важно для человека, стремящегося к самосовершенствованию, постоянно помнить об Учителе и держать в сознании Его облик: «И если ты сможешь постичь всё величие его мысли и духа, то его любовь сможет ответить и твоей любви, и запросам твоей мысли, и творчеству твоего сердца. И чем естественнее ты будешь устремляться своими мыслями к слиянию с его высоким умением жить каждый день в простой доброте, чем ты спокойнее будешь при всех обстоятельствах жизни, в том числе её опасностях, – тем легче ему будет объединяться с тобой».
«Это ничего, что сам ты порой бываешь шаток и слаб, и теряешь в мыслях связь с ним. Лишь бы в сердце твоём всегда сиял его образ».
Отсюда происходит и то необыкновенное светлое, облагораживающее воздействие, которое Учителя оказывают на главного героя, раздираемого тяжёлыми чувствами, тоской и тревогой за жизнь его преследуемого врагами брата: «В моём сердце стало как-то ясно и тихо. Я больше ни минуты не тревожился, и даже волнение за судьбу брата перестало меня беспокоить. Присутствие Али, его мощь влили в меня уверенность и энергию».
Абсолютно реальным явлением из жизни Учителей является и умение Адептов переговариваться друг с другом на огромных расстояниях, не прибегая к телефонам. «Вот почему я и беспокоил тебя, Ананда, своей эфирной телеграммой…» – говорит Иллофиллион Ананде, которому он послал срочную просьбу в связи с опасной ситуацией, сложившейся в ходе противодействия Браццано. Основные закономерности одной из разновидностей этой способности объяснены во втором томе книги Е. П. Блаватской «Разоблаченная Изида», где рассказывается об оккультных тайнах звука и его передачи в астральном и физическом пространстве. В других работах Е. Блаватской также не раз говорится о способах «пространственного» общения Адептов и их учеников; Блаватская и Рерихи постоянно общались со своим Учителем аналогичным образом.
Тайны драгоценных подарков
В сюжетной нити романа нашла отражение реально существующая в жизни и деятельности Белого Братства традиция Учителей – вручать принятым ими ученикам (то есть ученикам нужной степени духовной подготовленности, в которых они уверены) кольца и перстни. Отсюда и описание в романе перстней, переданных Учителями их ученикам, и истории об украденных у представителей светлых сил драгоценных камнях с сильными оккультными свойствами. Характерный эпизод романа: «Но Вам не я дам кольцо, а Ваш великий друг Флорентиец. И камень в нём будет зелёный, – сказал он мне, ласково меня обнимая».
Подобный подарок служит ученику не только в качестве украшения и памятной вещи – на нём всегда наслоена психическая энергия Учителя, превращающая кольцо или перстень в своеобразный психический магнит, облегчающий ученику духовную связь с Учителем. Разновидность камня в перстне – тоже не случайность: на Востоке считается, что каждый драгоценный камень обладает своими оккультными свойствами, в силу чего камень для перстня подбирается так, чтобы гармонировать с аурой ученика, его будущего владельца, и усиливать в нём особо необходимые ему свойства характера. Цвет камня отвечает основным энергиям, или Лучам, пронизывающим собой все мироздание и составляющим основу его невидимой энергетической структуры. Старшие Махатмы, руководители Белого Братства, тесно связаны в своей деятельности с этими энергетическими факторами бытия, о чём даются намёки в заключительной части романа «Две жизни».
К. Е. Антарова. Две жизни. М.: ЭКСМО, 2017.
Медицинская наука Учителей Востока
Ещё одна значимая тема, поднимаемая в романе, касается медицинских познаний сотрудников Белого Братства. Пилюли Али, не раз выручавшие Лёвушку и других героев романа в стрессовых ситуациях, и лекарственные средства Иллофиллиона и Ананды явно не относятся к западной фармацевтике.
Давая Лёвушке на корабле лекарство, устраняющее симптомы морской болезни, Иллофиллион говорит: «Если пилюли будут тебе полезны во время качки, то сейчас ты должен почувствовать лёгкое головокружение и тошноту». Подобное воздействие оказывают на пациентов гомеопатические лекарства (в отличие от лекарств традиционных) – они вызывают в организме человека те же симптомы, что и болезнь, от которой его лечат, и тем самым вылечивают заболевание или просто предотвращают появление болезненных симптомов, как произошло с Лёвушкой незадолго до начала шторма.
Относительно гомеопатии и на Западе, и в России совсем недавно развернулась очередная дискуссия: представители официальной медицины вновь, далеко не в первый раз, обвинили гомеопатический метод лечения ненаучным, а гомеопатически лекарства – бесполезными или оказывающими терапевтическое воздействие лишь благодаря эффекту плацебо, или веры пациента в эффективность лекарства. Подобное отношение западных учёных-медиков к гомеопатии обусловлено прежде всего непониманием ими принципов действия гомеопатических лекарств. В среде врачей-гомеопатов распространена так называемая «энергоинформационная теория», согласно которой гомеопатические средства воздействуют на организм пациента на энергетическом уровне. Самые смелые из гомеопатов утверждают, что их препараты оказывают влияние прежде всего на состояние невидимого энергетического (называемого также астральным или тонким) тела человека, а реакция астрального тела передаётся физическому организму, излечивая таким образом болезнь. Данные теории, конечно, не соответствуют официальной парадигме современной медицинской науки, потому гомеопатия и отвергается ею.
Между тем в учении Агни-Йоги есть намёк на то, на чём основаны методы гомеопатии и какими будут перспективы её развития: «Настанет время, когда медицина будет преобразована, и наряду с физическими лекарствами будут применяться вибрации и внушения. Таким образом, явленные громадные дозы лекарств будут уменьшены, ибо потребуется лишь малый физический импульс, остальное выздоровление будет в зависимости от вибраций и внушения. Гомеопатия до известной степени предугадала течение медицины будущего. Конечно, теперь могут быть успешны лишь те врачи-гомеопаты, которые обладают большой психической энергией. Может быть, они и не знают, в чём заключается удача их врачевания. Но постепенно они услышат о гармонии воздействий внутренних и внешних, тогда начнется новый метод лечения» (Надземное, 23).
Но вернёмся к целительским методикам сотрудников Белого Братства, обобщённо, но всё же узнаваемо описанным в романе Антаровой. Мало того, что методы лечения, используемые Учителями, существенно отличаются от принятых в западной медицине – сам подход к лечению у них принципиально иной.
Метод, которым Ананда лечит опасный рецидив болезни у Лёвушки, вначале вызывает возмущение дипломированного молодого врача – Генри, считающего, что подобные методы недопустимы, но результат этого лечения оказывается настолько блестящим, что Генри признаёт свою некомпетентность. Обращают на себя внимание слова Ананды, сказанные Генри по поводу методики лечения, используемой восточной медициной: «Если ты не будешь в больном читать его жизнь, а будешь искать в книгах, как там описывается лечение болезни, – ты никогда не будешь доктором-творцом, талантом, а будешь только ремесленником. Нельзя лечить болезнь. Можно лечить больного, применяясь ко всему конгломерату его качеств, учитывая его духовное развитие. Не приведя в равновесие всех сил в человеке, ты не сможешь его вылечить».
Подобный подход к искусству врачевания характерен для восточной медицины в целом; о нём говорится и в учении Агни-Йоги.
Весьма важная и как нельзя более актуальная для современного мира тема в учениях теософии и Агни-Йоги – это психодуховные факторы здоровья. В романе Антаровой эта тема затронута не единожды. Учителя-врачи в книге говорят своим пациентам: «Возьмите себя в руки; вы все трое сейчас здоровы физически. Болен ваш дух. Печалью, унынием и страхом вы мешаете друг другу выздороветь».
«Если от вас будут исходить злобные или раздражённые мысли и чувства, я буду бессилен помочь вам».
О вреде страха, уныния, а также злобы и раздражения, об их пагубном воздействии и на духовное, и на физическое состояние человека, в книгах Агни-Йоги говорится не один раз. Страх и уныние парализуют психическую энергию человека – его главного внутреннего целителя, способного бороться с болезнями – и тем самым буквально пожирают его жизнеспособность. Аура, или биополе человека, испытывающего страх, не может выполнять свою защитную функцию. «Нужно видеть ауру страха, чтобы понять, как нелепо это ощущение. Аура не только колеблется, но она свёртывается, как бы вмерзает и, лишённая вибраций, висит, как ярмо преступника» – говорится в книге «Мир Огненный» (Мир Огненный, часть I, 152).
Злоба и раздражение также уничтожают запасы жизнедательной психической энергии в организме и к тому же отравляют его невидимым ядовитым веществом, накапливающимся на стенках нервных каналов – империлом. Это вещество разрушающе действует на состояние ауры и подрывает жизненные силы человека. В книгах Агни-Йоги говорится: «Сколько физических болезней вспыхивают от проникновения империла, –точно поджигатель проник!» (Аум, 294).
«Конечно, империл является главным разрушителем психической энергии. Но также должны быть не забыты три нарушителя: страх, сомнение и самосожаление. Когда измерение психической энергии механически будет установлено, тогда поучительно будет видеть, как омрачители прерывают поток энергии» (Знаки Агни Йоги, 389).
В целом создатели Учения Жизни (так ещё называют Живую Этику) во всех книгах своего учения проводят идею о том, что: «Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела. Каждое тело предрасположено ко многим заболеваниям, но духовная крепость не даёт развития таким восстаниям. Когда же дух может правильно питаться высшими энергиями, он предохранит и тело от опасностей» (Аум, 57).
Эта же мысль неоднократно, в той или иной форме, высказывается и на страницах многотомного романа Антаровой.
Самосовершенствование и обретение паранормальных способностей
Немаловажная проблема, никогда не утрачивающая своей актуальности для людей, стремящихся к духовному самосовершенствованию – это раскрытие высших психических способностей, таких, как ясновидение и яснослышание. На сегодняшний день существует немало примеров неправильных методик, которые пытались использовать последователи йоги для обретения этих способностей; результаты ошибок в данной области явлений бывают крайне плачевными. Главного героя повествования жизнь, по авторскому замыслу, ставит в такие условия, когда способности ясновидения и яснослышания начинают у него открываться на фоне тяжёлой мозговой травмы. В итоге спонтанное включение в его обычное восприятие явлений иного плана бытия воспринимается Лёвушкой как нечто неадекватное, и сопровождается к тому же ухудшением самочувствия. Илофиллион, опекающий Лёвушку, не раз ободряет, успокаивает его и объясняет, что проявление этих способностей – не психическая болезнь, а закономерность духовного развития человека: «Есть люди, Лёвушка, которые слышат и видят то, чего не могут ни слышать, ни видеть сотни и тысячи людей. Они одарены особой силой внутреннего зрения и слуха, которые происходят по иной частоте колебаний и вибраций, чем те, по которым воспринимаются впечатления и ощущения большинством людей».
Из теософии, Агни-Йоги и записей Б. Абрамова известно, что проявление ясновидения и прочих высших способностей обусловлено раскрытием высших энергетических центров (чакр), находящихся в невидимых тонких телах человека и проецирующихся на крупнейшие нервные сплетения и центры физического тела. «Эволюция человечества вообще, и физического тела в частности, приводит к возможности раскрытия центров, что даёт ясновидение, яснослышание и все остальные ясночувства», – говорится в записях Б. Абрамова (Грани Агни Йоги, т. 10, 432).
Очень важная идея, высказанная на страницах романа – что энергией пробуждающихся сил сверхсознания надо уметь управлять; развитие высших психических способностей должно идти правильным путём. Если в человеке нет должного уровня культуры и знаний того, как развивать и применять открывающиеся в нём силы, он может оказаться не йогом-ясновидящим, а медиумом или, как это называется в Агни-Йоге, психиком. Человека же совсем не подготовленного, лишённого культуры мысли и нужных духовно-психических качеств, открывающиеся в нём силы сверхсознания могут и вовсе превратить в душевнобольного, или, как это выразил Иллофиллион, в юродивого: «Я уже объяснял тебе, что в каждом человеке есть творческие силы сверхсознания. В одних людях они дремлют, в других оживают. И оживают в каждом по-разному, в зависимости от его общего уровня чистоты и культуры – от юродивого до мудреца».
Устами этого же Учителя говорится о том, что является важнейшим условием правильного раскрытия в человеке этих загадочных и мощных сил сверхсознания: «А я уже говорил тебе, что жизнь твоя принесёт тебе не боль безумия, а огромное счастье знания, если ты захочешь трудиться и воспитывать в себе полное самообладание».
Почему так важно самообладание при пробуждении в человеке высших психических способностей? Ответ на этот вопрос мы находим в книгах Агни-Йоги и в записях Бориса Абрамова. В учении Агни-Йоги говорится: «Самообладание есть очень сложное качество. Оно состоит из мужества, терпения и сострадания. Но мужество не должно переходить в гнев, сострадание не должно граничить с истерией, и терпение не должно быть ипокритством. Так сложно самообладание, но оно неизбежно нужно при вступлении в Миры Высшие. Следует очень заботливо развивать это синтетическое качество» (Мир Огненный, часть 1, 634). И ещё: «Урусвати знает сущность самообладания. Вдумайтесь в это понятие. Оно означает гармоническое сотрудничество психических центров. Вы знаете, насколько вредоносен беспорядок, тем более он губителен, когда происходит в области психической. Пора человеку твёрдо осознать существование мощи психической энергии, заложенной в нём» – говорится в одной из книг Агни-Йоги (Надземное, 880).
Воздействие искусства на духовную жизнь человека
Ещё одна интереснейшая тема, поднятая в романе Антаровой – это значение искусства на духовное развитие людей. Без сомнения, эта тема была особенно близка Конкордии Евгеньевне – выдающейся оперной певице. В «Двух жизнях» читатель не раз встретит вдохновенное и эмоциональное описание того воздействия, которое оказывает на духовно-нравственное состояние человека музыка. Музыка и искусство в целом – это не просто развлечение, это кратчайший и доступный всем без исключения путь духовной эволюции. Данная истина, известная из учения Агни-Йоги, нашла отражение во многих эпизодах романа (в том числе и в последующих его томах). Более того – автор «Двух жизней», кем бы он ни был, если предполагать, что текст романа и в самом деле был продиктован К. Антаровой свыше – затрагивает столь интересную проблему, как связь музыки с изменёнными состояниями сознания, или так называемыми экстатическими состояниями. «Я сегодня не только понял, что такое женщины и искусство, я впервые понял, что такое жизнь. Мне казалось, что ваша музыка заставила мой дух отделиться от тела…» – признаётся капитан своим друзьям после восхитительного музыкального вечера.
Способность музыки, равно как и других видов искусства, «поднимать» дух человека над земной суетой и открывать ему духовные горизонты мироздания давно была оценена духовными Учителями Востока. В одной из книг Агни-Йоги говорится: «…жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, даёт человечеству насыщение тем огнём, который возжигает дух и насыщает все миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека, и никакое книжничество мира не может творить подобное» (Иерархия, 366).
Отметим ещё один интересный эпизод романа, тоже связанный с музыкой. Князь после концерта Анны и Ананды в его доме признаётся Учителю Иллариону: «Но я могу поклясться, что вечером во время музыки я видел Вас светящимся, как гигантский столб огня. И искра Вашего огня задела меня, доктор Иллофиллион. Вот она-то и потрясла меня так, что я будто вырвался из тисков тоски и страха, освободился от тяжести».
Здесь затронуты два совершенно реальных явления духовно-психической сферы. Первое – во время вдохновения (или даже экстатического состояния), рождённого звуками музыки, дух низводит в тонкое тело духовно развитого человека мощный поток психической энергии; благодаря этому его тонкое тело в данный момент может предстать взгляду другого человека, обладающего хотя бы зачатками ясновидения, в виде огненного столба. А второе – психическая энергия, сконцентрированная в ауре одного просветлённого человека, способна вызывать резонансные явления в окружающих его людях, многократно ускоряя таким образом их духовную эволюцию. Искры духовного пламени, присутствующие в ауре одного человека, возжигают подобное же пламя в ауре всех тех, кто достаточно чист в духовно-нравственном отношении, чтобы суметь воспринять этот творческий огонь и удержать его в своём сознании. Этот закон выражен в знаменитом евангельском изречении: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи».
Магия и колдовство
Есть в романе «Две жизни» и интересующая любителей мистики тема магии и колдовства. Сотрудникам Белого Братства противостоит представитель тёмных сил, колдун Браццано, верящий в непобедимость чёрной магии и сам считающий себя выдающимся магом. Тема магии – особая не только в мистической литературе, но и в обществе в целом. Даже в современном мире миллионы людей верят в реальность и действенность магии, как белой, так и чёрной. Многие боятся сглаза и порчи; книги с магическими заговорами продаются миллионными тиражами по всему миру, в том числе и у нас в стране. Разубедить людей в том, что магия существует, невозможно, и не потому, что многие люди суеверны, а потому, что наука наших дней может объяснить далеко не все таинственные явления, связанные с человеческой психикой, нетрадиционным целительством и различными духовными практиками. В романе К. Антаровой даётся вполне рациональное объяснение тем психическим феноменам, которые издавна относятся к сфере магии.
Браццано, ученик какого-то колдуна, уверовавший в свои магические способности, в самом деле обладает способностью подчинять своей воле обычных людей, превращая их почти в зомби. Однако сотрудники Белого Братства говорят Лёвушке, что ничего необычного в этом нет, что это тот же гипноз, но применённый с преступными целями.
«Человечество ужасается всему так называемому сверхъестественному, забывая, что ничто поверх сущего не может быть сверхъестественным» (Сердце, 113).
«Рассказы о колдунах, насылающих смертные болезни, не вымысел, но только тут нет никакого колдовства, а только упражнение воли. Самый слабый гипнотизёр может заставить испытать эффект утопления. Он же может приказать умереть в определённый срок.
Такие случаи установлены» (Община, 168).
Помимо силы внушения, Браццано использует и другой приём чёрной магии – наслоение негативной психической энергии на предметах, посредством которых хочет расправиться со своими врагами. Эти предметы – от бумаги и предметов одежды до ножа и драгоценностей, он сам или через своих союзников подбрасывает людям, которым хочет навредить или поработить их психологически.
Заговорённые предметы – классическое проявление магии и колдовства. Есть ли это только фантазия, неизменный атрибут сказок? Покровители Лёвушки высказывают иное мнение по этому поводу. «…бывает иногда вредна любая подаренная и носимая на себе чужая вещь, – очень серьёзно сказал мне Ананда. – Надетая на человека злой рукой, вещь может лишить не только разума, но и жизни».
И если Учители не боятся подобных вещей, в силу присущего им огромного потенциала психической энергии и знаний, то для обычных людей данные вещи могут весьма опасны.
Но и в подобных явлениях покровители Лёвушки не видят ничего сверхъестественного и, более того, они легко справляются с этими колдовскими кознями, убирая наслоения негативной энергии с драгоценностей с помощью особого препарата, или просто сжигая заговорённые, или терафированные, предметы.
В Агни-Йоге подобные явления находят вполне рациональное объяснение: излучаясь сознанием человека, психическая энергия – энергия его мыслей и чувств – обладает способностью наслаиваться на окружающих предметах. Эта энергия бывает позитивной, а бывает и негативной, разрушительной – всё зависит от сознания человека, который её излучает. И колдуны, и белые маги с древнейших времён умели использовать эти качества психической энергии в своей деятельности: одни использовали её во зло, другие – во благо. Соответственно, чёрные маги могли создавать вредоносные «заговорённые» предметы, белые маги – такие же предметы, но обладающие защитными свойствами.
Так что же такое магия, по мнению хранителей эзотерических знаний? Ответ на этот вопрос ясен: это не просто суеверие, а реальные, очень древние познания о практическом использовании силы мысли, или психической энергии, способной оказывать мощное воздействие, как негативное (в чёрной магии), так и позитивное (в белой магии и других духовных практиках) на людей и природу.
В целом же авторы Живой Этики относятся к любым формам магии отрицательно, утверждая, что практика подлинного духовного совершенствования много сильнее даже белой магии.
В заключение отметим, что в романе К. Антаровой читатель встретит множество и других интересных и важных моментов, отражающих скрытые, но могущественные законы жизни, объяснённые в эзотерических учениях. «Две жизни» является настоящим кладезем подлинной мудрости Востока, изложенной в увлекательной, простой и доступной всем форме. И как таковой, этот роман был, есть и вечно будет источником неиссякаемого вдохновения для многих и многих поколений читателей.