Антропософский подход что это
Хорошая самооценка как способ борьбы с COVID-19. Как антропософы мешают Европе вакцинироваться
Гомеопаты и антропософы мешают Австрии, Германии и Швейцарии вакцинироваться
В Австрии ввели локдаун, а в Баварии объявили о катастрофической ситуации в связи с COVID-19. Немецкоязычные страны оказались в хвосте по числу вакцинированных граждан. СМИ винят в этом антропософов. Они уверены, что от заражения лучше прививки спасут позитивный настрой и хорошая самооценка.
Локдаун в Австрии и катастрофа в Баварии
В Австрии на этой неделе начался общенациональный локдаун. Причина — рост числа заражений коронавирусом. Не лучшим образом сложилась ситуация и в соседней стране — Германии. В Баварии с 24 ноября введут режим катастрофы. Это значит, что там будет действовать не только локдаун, но и комендантский час для тех, кто все еще не вакцинировался.
Австрия, Германия и Швейцария продемонстрировали худшие среди западноевропейских стран показатели по числу привитых. Эти немецкоязычные государства лидируют по числу антиваксеров с большим отрывом, оставив позади Швецию, которая заняла четвертое место. В этой стране не вакцинировано 16% населения, в Австрии, Германии и Швейцарии — 22-25%.
Виноваты эзотерики и антропософия
В таких печальных показателях европейцы винят распространение в немецкоговорящих странах учения эзотерика начала XX века Рудольфа Штайнера — антропософии. За последнее время в местных СМИ появилось сразу несколько материалов, в которых ответственность за неудачную кампанию по вакцинации возлагают на последователей Штайнера.
Например, журналист Тобиас Рапп в своем автобиографическом эссе, опубликованном в Der Spiegel, назвал антропософов сектой, которая не признает официальную медицину. При этом автор сам получил образование в школе, где обучение строилось на принципах Штайнера. Работа Раппа подогрела интерес общественности к позиции антропософов.
Антропософы в современной жизни европейцев
Учение Штайнера нельзя назвать древним. Эзотерик изобрел его чуть больше 100 лет назад — в 1912 году. Антропософия — это смесь христианских мотивов, восточных учений о карме и реинкарнации, немецкого идеализма и мнения о некой особой значимости природы.
В немецкоязычных странах учение прижилось. Так, на форме сотрудников крупнейшей в Германии сети магазинов по продаже косметических товаров и бытовой химии DM есть измененная цитата из «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гете: «Здесь я — человек, здесь я покупаю». Тем временем этот немецкий писатель и философ — центральная фигура для антропософии, а основатель DM Гетц Вернер — антропософ.
И это не единственный пример интеграции учения Штайнера в жизнь современных европейцев. Мысли эзотерика сохранились в самых разных сферах: образовании, бизнесе, производстве косметики, пищевой промышленности и медицине.
Гомеопаты, которые признают вакцинацию
Благодаря эзотерику, который ратовал за гомеопатию, теория широко распространилась среди немцев. Они обращаются к семи тысячам гомеопатов и десяткам тысяч целителей. И это лишь официально зарегистрированные люди. При этом антропософы официально не выступают против прививок и вакцин. Они признают важность этих препаратов для тех, для кого коронавирус представляет реальную угрозу.
Более того, последователи Штайнера считают чудом то, насколько быстро ученым удалось создать сразу несколько вакцин. Организации, где распространены учения эзотерика, без лишних вопросов следовали введенным ограничительным мерам.
«Месяц назад в моей школе было принято решение, что теперь необходимо носить маску, если ты не вакцинирован или не готов постоянно тестироваться. На практике в моем классе сейчас никто не носит маску — значит, все либо протестированы, либо вакцинированы», — рассказал «Медузе»* один из преподавателей швейцарской вальдорфской школы.
Позитивный настрой лучше прививки?
Антропософы действительно не устраивают массовые акции протеста и не призывают отказываться от прививок. Однако они делают упор на свободном решении вопроса о прививках. Это хорошо видно из официального заявления медиков-антропософов.
«В этой ситуации свободное, информированное решение о вакцинации, по нашему мнению, остается единственным допустимым с правовой и доказательной точки зрения», — отметили в нем.
Дело в том, что прививки попросту не вписываются в практики антропософской медицины. Ведь эти сторонники гомеопатии верят в существование эфирного и астрального тел в человеке. По мнению антропософов, танец, например, — это новый вид языка, благодаря которому каждый может назвать свое имя.
Врач-антропософ Микаэла Глеклер советует укреплять иммунитет, а не вакцинироваться. Для этого нужно много времени проводить на свежем воздухе, двигаться, что породило негативное отношение к маскам. Сторонники учения Штайнера верят, что заражению препятствуют гармония внутри человека, хорошая самооценка и позитивный настрой. Об этом рассказала жительница Берлина Ксения Меерович, которая окончила вальдорфскую школу.
«Так как они альтернативно мыслят, то все ставят под вопрос. Соответственно, и обычное лечение тоже. Большая часть таких людей вальдорфских — они за гомеопатию. Это то, что знаю я, и то, как лечили меня. Болит голова — попей чай, иди спать, все пройдет. У нас таблеток вообще никогда дома не было. И тем более в той семье, в которой я жила во Фрайбурге», — пояснила она.
Закрытые сообщества антропософов
Меерович рассказала, что антропософы создают закрытые сообщества. И вот туда уже пропаганда вакцинации не проходит.
«Так как они живут в микросоциуме, где каждый друг друга поддерживает, в нем создается мини-реальность. Соответственно, ты против прививки, я, твой друг против прививки, кто-то еще присоединяется — эта сеть очень быстро размножается. Будет странно, если в таком микросоциуме, где все против прививок, какой-нибудь Вася вспомнит, что прививки — это важно. Они живут в своем мире. Там это плохо», — подчеркнула жительница Берлина.
По ее словам, Меерович и сама против вакцинации, она долго не прививалась. Правда, женщина передумала, когда власти решили сделать экспресс-тесты платными. Лишь после этого жительница Берлина пошла и вакцинировалась. Вот только для этого ей пришлось поступиться своими принципами. Возможно, именно финансовые ограничения и позволят государствам побороть нежелание антропософов прививаться.
* СМИ, выполняющие функции иноагента.
Антропософия
Содержание
Основы учения
Когда знаменитый Оксфордский словарь (Oxford Dictionary) дал к слову «Anthroposophy» толкование, и знающие суть дела нашли его совершенно неудовлетворительным, один из них обратился лично к Рудольфу Штейнеру с просьбой дать для этого справочника определение антропософии. И Рудольф Штейнер написал по-английски: Anthroposophy is a knowledge produced by the Higher Self in man. (Антропософия есть познание, осуществляемое в человеке его высшим «Я»).
«Под антропософией я понимаю научное исследование духовного мира, которое прозревает односторонность как просто природопознания, так и обыкновенной мистики и которое, прежде чем пытаться проникнуть в сверхчувственный мир, сначала развивает в познающей душе бездеятельные в обычном сознании и обычной науке силы; они-то и делают возможным такое проникновение».
«Антропософия есть путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной. Она возникает в человеке как потребность сердца и чувства. Свое оправдание она должна находить в том, что она способна утолить эту потребность. Антропософию может признать лишь тот, кто находит в ней искомое им из своей души.
Согласно некоторым аспектам антропософии, физический мир представляет собой лишь частичное отражение духовного мира, который и управляет всем через духовные существа и силы. Человек — это тело, душа и дух или система тонких тел. Духом человека управляет закон перевоплощения. В отдельной жизни человеческий дух проявляет самого себя с учётом опыта своих прошлых переживаний на пройденном жизненном пути. Телом управляет закон наследования, душой — созданная ею самой судьба (см. Карма). После смерти связь духа и души сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к физическому бытию.
На основе антропософии Рудольфом Штейнером и его учениками были основаны: вальдорфская педагогика, лечебная педагогика, антропосо́фская медицина (с элементами гомеопатии), биодинамическое сельское хозяйство, основы трёхчленности социального обустройства общества, эвритмия, ботмеровская гимнастика, инициировано развитие новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре, движения кон. 1910-х – нач. 1920-х гг. за разделение трех сфер «социального организма» – культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штейнером группа протестантских священников и богословов во главе с Ф.Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан – движение за обновление религиозной жизни.
Гётеанум — центр Антропософского движения
Российское антропософское общество
Русское антропософское общество было организовано в 1913 г. Общество было запрещено советским правительством в 1922 г. Участники антропософского общества в России были арестованы ГПУ в 1934 году. [10] В 1990-е гг. «Антропософское общество России» возобновило свою работу по адресу Москва, Нащокинский пер., 6 [11] Наряду с АОР в России существует антропософское движение.
Антропософский подход что это
К сожалению не всегда можно сразу понять, что ты попал в руки сектантов, особенно, когда люди которым ты доверяешь рекомендуют тебе «хорошую» школу для твоего ребенка или «хороший» гомеопатический медицинский центр.
Не часто услышишь, что кто-то из твоих знакомых является антропософом. Слово это потихонечку растворяется среди таких же странных понятий как йога, чакра, медитация, карма и т.д., хотя лет двадцать назад его можно было услышать довольно часто, а еще чаще можно было попасть в эту секту и тогда уж только держись, чтобы тебя не унесло в космос или куда еще подальше.
Но время прошло и данное течение сменилось куда более сильными и злобными направлениями. Вот только антропософы в них не растворились. Из России они не могли позволить просто так уйти: слишком много денег можно было заработать. В начале своей деятельности в России, антропософы активно пытались пролезть в образование, а потом переключились на медицину, которая приносит этой организации ощутимый доход.
Мы не будем говорить о учении антропософов и о истории их возникновения. Занятие это не простое и здравомыслящему человеку неинтересное. Для ясности можно только сказать, что прародителем учения антропософии был Рудольф Штайнер — ученик и последователь Блаватской (последовательницы теософии). С христианством это учение не имеет ничего общего.
Вальдорфская школа. Впечатления матери.
Первыми подопытными новой антропософской системы образования стали рабочие табачной фабрики, затем система распространилась на более молодых и результативных – детей. В Европе, где с этим движение давно знакомы, к антропософским (вальдорским) школам относятся прохладно. Всем ясно, что после такого обучения получить хорошую профессию будет очень сложно. Но если уровень образования таких школ действительно может конкурировать с государственной системой, то цена обучения, в таком случае, бывает доступна только богатым. В 90 – е антропософское образование пытались активно привить или вообще заменить в нашем образовании, сейчас это бедствие остановлено, но школы существуют и сейчас. Родители не знают о таких школах ничего, и на первый взгляд им все кажется замечательным.
Данная статья кратко передает опыт российских родителей, которые, проживая в Германии, один год обучали своего семилетнего ребенка в такой вальдорской школе.
Штайнер был очень сильным контактером – принимал сигналы духов космоса. На основе таких откровений были созданы в двадцатые годы первые антропософские школы. По сей день вальдорфские школы существуют по всему миру, наверное, особенно развита эта система в Германии.
Школа частная, платная. При первом знакомстве вальдорфская школа просто потрясает. В школе царит совершенно особая атмосфера, и именно она особенно привлекает людей. Это непередаваемая атмосфера домашнего уюта. В школе сразу чувствуешь себя «своим».
В этой школе часто проводятся концерты для родителей, показательные уроки, вообще — они любят себя демонстрировать. Когда я увидела впервые такой концерт, он вполне меня воодушевил. Дети разных возрастов хором читали вслух стихи по-английски и по-французски, пели песни на разных же языках, младшие более-менее стройно дудели на флейтах, средние и старшие классы играли на струнных — несколько фальшиво, но все же играли что-то там. Демонстрировали эуритмию — медленные движения под музыку.
Кроме того, очень привлекала программа для первого класса, включающая английский и французский языки, музыку, эуритмию, ручной труд (где дети учатся вязать!), рисование, спорт.
Все это преследует одну цель, которую учительница (фрау Николай) высказала вполне откровенно: «Обстановка для ребенка дома и в школе не должна различаться. Дома вы должны создать ребенку похожую обстановку, чтобы в школе он не погружался в совершенно новый, чужой ему мир». Учительница охотно приглашала родителей на уроки — посидите, посмотрите. Вообще характерной особенностью школы является очень тесный контакт с родителями. Учительницы несколько раз в месяц приходя домой к родителям Добросовестные родители проводят в школе ежедневно по нескольку часов. Они посещают все школьные мероприятия, ежемесячно — общешкольный концерт, участвуют в «рабочих группах», ежемесячные семинары и лекции по воспитанию, антропософии, короче говоря — несут очень мощную общественную нагрузку по школе. Это при том, что у всех антропософских родителей от четырех до десяти и более детей.
У большинства родителей она и не отличается от школьной! Присмотревшись, мы поняли, что все родители в нашем классе — сами антропософы и чаще всего — питомцы точно таких же антропософских школ. Кстати, поэтому часть из них не имеет нормального для немцев образования — после такой школы не так-то легко поступить в обычное учебное заведение.
Я была в домах нескольких школьных приятелей сына. Обстановка в них резко отличается от обычной. Отсутствие телевизоров, компьютеров, радио. Детям в принципе запрещены любые механизмы, даже магнитофон и радио, не говоря о компьютере, нежелательны пластмассовые и механические игрушки. Только натуральная деревянная мебель, натуральный пол и ковры, никаких обычных для квартиры безделушек. Украшения в основном самодельные, причем узнаваемо типичные. К примеру, скрученные из ваты ангелочки или голубки. У детей игрушки — только деревянные, соломенные, сшитые из тканей куклы и т. п. Только из натуральных материалов (остается только удивляться, как это антропософы не отказываются от стиральных машин и современных кухонь).
В антропософских семьях, как я уже говорила, детей много. Это для Германии просто нонсенс — при здешней-то низкой рождаемости. Для нашей школы типичны семьи с четырьмя, с шестью детьми, а бывает, что их тринадцать. При этом, как ни странно, очень крепкими такие семьи не назовешь. Конфликтов много. В нашем классе учился мальчик, мать которого оставила четверых своих детей, родила пятого от другого мужчины и уехала с этим ребенком в Ирландию. Дети остались с отцом, который тут же нашел другую женщину — тоже антропософку, разведенную, со своими двумя детьми.
Я ходила с дочкой одно время в группу для малышей. Нас было пять мам, в основном, начинающие антропософки (по 1-2 ребенка). Так вот, две мамы из пяти были одинокими, и одна как раз разводилась.
Почему же эти люди заводят, в отличие от обычных немцев, по многу детей? У меня сложилось впечатление, что основным их интересом в жизни является антропософское воспитание. Не воспитание для детей, а дети — для воспитания. То есть детей рожают именно с целью дать им вот такое особое, духовное воспитание. В свою очередь, эти дети (те из них, кто будет хорошо воспитан) пойдут тем же путем.
Дело в том, что школа активно вмешивается в семейное воспитание и оказывает давление на родителей. Либо родители должны во всем слушаться учителей и не имеют права на свое мнение, либо ребенок неизбежно чувствует разницу между семьей и школой и начинает школу тихо ненавидеть (как и произошло в нашем случае
Постепенно я поняла, что в школе все дети, по крайней мере, мальчики, очень даже интересуются и компьютерами, и телевизором, и покемонами — но умело скрывают это от родителей и учителей.
Воспитание в школе очень авторитарное. Как я поняла, это принцип вальдорфской школы: учитель — высший авторитет.
Как проходят уроки в вальдорфской школе?
С утра всегда – «основное занятие» — это и чтение, и письмо, и рисование, и лепка, и математика. Два часа. Потом – «предметы» (языки, музыка, эуритмия, труд…) Я была несколько раз на «основном занятии».
Первый раз мне даже понравилось (я тогда была очень положительно настроена в отношении этой школы). На уроке невозможно отвлечься ни на секунду. «Основное занятие» начинается с зажигания свечки и изречения Рудольфа Штайнера. И потом — все по минутам: сели, достали тетради, переписываем букву «А», пять минут, тетради убрали, достали листы и краски, рисуем. Пять минут. Встали, зарядка, скандирование вслух цифр от одного до десяти. Сели, достали воск, пять минут лепим. Встали, пошли по классу цепочкой, скандируем стихотворение хором. Сели, поем песню. Команда: «Питьевая пауза» — все достали одинаковые бутылочки, отвинтили крышечки, попили сок или чай, завинтили крышечки, убрали бутылочки. В десять часов команда: «Пауза на завтрак!» — все постелили салфеточки, достали завтрак, общая молитва «Матери-Земле», поели.
Вначале все это смотрится даже мило. Правда, такое ощущение, что дети работают, как заведенные. Но по сравнению с нашими школами, где пол-урока можно было бездельничать… может, это и лучше. Однако у детей растет нервное напряжение. К весне у Кристиана (7 лет) начал болеть живот. И учительница тоже подтвердила: «Да. В нашей школе такое часто бывает. Дети перенапрягаются».
Нравоучения учительницы были неутешительными:
— К сожалению, ваш сын работает только в школе, а дома он расслабляется. Он ни минуты не должен быть предоставлен самому себе. Не позволяйте ему играть, во что он хочет, тем более — в одиночестве! Вы должны все время его занимать чем-то полезным, чтобы у него не было ни одной свободной минуты…
— Но ведь у него и так живот болит от напряжения! — попыталась я возразить. Тщетно! Учительница проигнорировала мой вопрос.
— Он должен выполнять поручения по дому, выносить мусор, убирать, мыть, готовить. Давайте ему задания — нарисовать что-то, слепить, смастерить. До самого укладывания в постель вы должны с ним заниматься. Конечно, это трудно! — вздохнула учительница, — Редкие родители на такое способны. Сейчас, в современном мире НЕ МОДНО заниматься детьми. Жить ради детей..
Об эффективности вальдорфского образования.
К концу первого класса я поняла, что изучение языков в школе ограничивается только заучиванием наизусть, без понимания смысла каждого слова, нескольких стихов. Ну и отдельные слова, которые забываются мгновенно. Ребенок за год учебы (уже почти полтора года, собственно) не научился отвечать по-английски на вопросы: What is your name? Do you speak Englisch? — не говоря о более сложных. Сам не может составить фразу даже из двух слов. По-французски я проверить его не могу, но похоже, положение еще хуже, чем с английским.
То же и с рисованием. Сначала у меня был шок, когда я увидела, что мой сын вообще рисует! Нормальные детские картинки, цветными карандашами. Но этим дело и ограничилось — причем, рисует он только в школе, а дома все по-старому. А в школе они рисуют по команде: нарисовали солнышко.. небо… травку…. цветочек.
Вот вязать они действительно учатся. За полтора года связали футляр для флейты. Это нормально для маленького ребенка, а для моего Кристика — вообще подвиг. Хотя не знаю, насколько это умение ценно и необходимо в Германии.
Заключительный концерт в конце первого класса я смотрела уже другими глазами. Да, когда второклассники хором читают стихотворение по-английски, это впечатляет. Такое ощущение, что они действительно знают язык. Но когда тебе известно, что язык они не знают, а стихотворение это долбят уже полгода ежедневно, к тому же хором… Впечатление уже другое. Эуритмия… Это означает — почти взрослые юноши и девушки, хуже того — даже сами учителя — одетые в разноцветные балахоны — с энтузиазмом делают под музыку движения, очень похожие на советский стандартный комплекс утренней гимнастики, только куда примитивнее… От этого становится тоскливо и грустно. «Струнный оркестр» — дети садятся со скрипками и виолончелями и в унисон играют какую-нибудь пьесу, причем половина из них жутко фальшивит. Все это называется «развитием творческих способностей».
В вальдорфской школе дети до середины второго класса пишут большими печатными буквами на альбомных листах. Трое из класса еще не умели читать. В обычной школе проходят сложение и вычитание до ста, счет денег, умножение начали. В этой школе они пока складывают и вычитают только до двадцати, причем — на каштанах. Берут мешочек с каштанами и считают их по одному…
То есть в вальдорфской школе действительно учат и готовят очень хорошо, просто блестяще… но учат именно тем действиям, которые в антропософской системе считаются важными. Например, эуритмии, пиликанию кое-как на скрипке (при этом полный запрет на слушание музыки через проигрыватель — даже классики, соответственно, полное отсутствие музыкальной культуры). Особым, вальдорфским поделкам и рисованию (которое заключается в размазывании по листу красок с красивыми переливами).
О религии в вальдорфской школе.
Ребенка настраивают на общение с самыми разными духовными существами… и практически ничего не говорят о Боге. Разве что в самых общих словах. Бог там где-то далеко, Он нас сотворил, но в нашей жизни он как бы и не присутствует. Антропософского ребенка постоянно окружают ведьмы, гномы, домовые, волшебники, феи, ангелы… Это реальность, в которой он живет. Учительница сына, узнав, что мы едем в Россию, сказала: «О, это замечательно! В России совсем особенные ведьмы!» Сын потом все спрашивал меня, где же эти ведьмы.
АНТРОПОСОФСКАЯ МЕДИЦИНА (АМ)
Основатель антропософии все время пытался соединить медицинские знание с духовными. Некоторые его последователи считали его за это гениальным. Однако ничего нового мир от Штайнера не услышал, люди болеть не перестали, возможно, потому, что основной лечащей базой для этой медицины стала простая гомеопатия. Если раньше в лечении болезней часто использовали тяжелые металлы, то АМ часто использует олово. Соединяя железо и растения в одни пилюли, они замечают положительную динамику, при этом ничего не говорят о подобных же результатах у обычных гомеопатов и врачей.
Антропософы убеждают, что все их лекарства натуральны и какие-то особенные, в связи с тем, что препараты обязательно подвергается ритмическому (то есть, периодическому) воздействию света и тьмы, тепла и холода, движения и покоя, т.е. именно так как это происходит в природе. Собирают лекарственные растения согласно лунным и солнечным календарям. Если к этим ноухау прибавить еще медленные, монотонные покачивания всем телом под музыку – эвритмию, о которой российские гомеопаты и говорить открыто стесняются, то этими пунктами можно и закончить описывать секреты чудес АМ.
В России на рынке гомеопатии работают несколько западных фирм, которые предлагают свои чудо-шарики, таблетки, масла и даже мази – все они появились благодаря наследникам Р.Штайнера в 30- годах в Швейцарии: WELEDA и WALA. Эти фирмы не сильно скрывают свои религиозные и образовательные претензии, но медицинские центры, открытые в крупных городах, носят названия «Терапевтикум», «Арника», «Даная», «Прана» и т.д.