Аооп что это такое в образовании

В чем «разница» между АОП и АООП?

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Хохлова Инна Анатольевна

заместитель директора по УВР

МОУ сош с.Новая Кука

Читинский район Забайкальский край

Место АОП и АООП в сфере общего образования

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. В нормативно-правовых документах встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП). Встал вопрос «В чем принципиальная разница между АОП и АООП»? Анализируя различные точки зрения, определили следующие позиции:

АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.

АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных уровней общего образования.

АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.

АООП разрабатывается на каждого ребенка.

АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.

АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.

АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.

АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.

АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП, если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.

АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).

АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.

АОП – это рабочая программа учителя.

Очевидно, что наличие такого широкого взгляда порождает проблему, «Какую программу нужно разрабатывать в образовательной организации АОП или АООП?». Для того чтобы решить возникшую проблему и определить необходимую позицию, сначала нужно разобраться с терминологией.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (далее ФЗ № 273) даны четкие определения, что такое образовательная программа (далее ОП), примерная основная образовательная программа (далее ООП) и адаптированная образовательная программа.

«Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Делаем вывод ОП = АОП.

Теперь необходимо определить «разницу» АОП от АООП (таблица 1 «Сравнительная характеристика АОП в контексте двух стандартов: ФКГОС и ФГОС»):

— АОП определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79 п.1.);

— к АОП относятся АООП; по АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79.п.2.);

— АООП разрабатывается на категорию детей, а не на отдельного учащегося, так как нет добавления слова «индивидуальная»;

— до 01.09.2016 г. АООП входят в состав ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО; с 01.09.2016 г. АООП представляет самостоятельную образовательную программу.

Основа для разработки

четко не регламентируется

в соответствии с ФГОС

включается раздел «Программа коррекционной работы» и учебные планы или индивидуальные учебные планы для лиц с ОВЗ

в соответствии с примерной АООП

Рабочая программа учителя

адаптируется содержание учебного материала и система оценивания, учитываются методики и технологии, применяемые для лиц с ОВЗ и т.п.

учитываются специальные требования, включенные в стандарты, предъявляемые для реализации программы для лиц с ОВЗ

составляется с учетом примерной АООП

Применяется к лицам

Приказы Минобрнауки России

№ 29/2065-п от 10.04.2002

Таблица №1. «Сравнительная характеристика АОП в контексте двух стандартов: федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФКГОС) и федеральный государственный стандарт (далее – ФГОС)»

На основании выше изложенного материала определили место АОП и АООП в сфере общего образования (рис 1 «Место АОП и АООП в сфере общего образования»). Таким образом, наша позиция заключается в том, что к АОП относится АООП.

Рис. №1. Место АОП и АООП в сфере общего образования.

Предоставленное в образовательное учреждение заключение ПМПК, является основанием для создания специальных образовательных программ и других условий для обучения и воспитания ребенка.

Все основные аспекты по составлению и реализации АОП в МОУ сош с. Новая Кука закрепили в нормативно-правовом акте – «Положение о порядке обучения по адаптированной образовательной программе».

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»

П риказ Минобразования РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО».

Приказ Минобразования РФ от 6.10.2009 г. №373 ««Об утверждении ФГОС НОО».

Приказ Минобразования РФ, от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС СОО»

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК ».

Источник

Требования к структуре и содержанию Аооп 1,2 вариантов в условиях реализации ФГОС

Аооп что это такое в образовании. Смотреть фото Аооп что это такое в образовании. Смотреть картинку Аооп что это такое в образовании. Картинка про Аооп что это такое в образовании. Фото Аооп что это такое в образовании Борисевич Варвара
Требования к структуре и содержанию Аооп 1,2 вариантов в условиях реализации ФГОС

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Слайд 2

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примерная АООП одобрена учебно-методическим объединением по общему образованию 22.12.15. Слайд 3

Вариант 1 разработан для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2 разработан для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Эти варианты АООП предполагают, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

На основе Стандарта и с учетом примерной АООП каждой образовательной организацией должна быть разработана АООП на учебный год с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП. Слайд 4

Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью составляет не менее 60%, а часть, формируемая организацией, не более 40 % от общего объема примерной АООП. Слайд 5

АООП содержит три раздела: Слайд 6

содержательный

Целевой раздел включает: Слайд 7

планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными результатами. Слайд 8

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Содержательный раздел определяет: Слайд 9

общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы,ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:

программу формирования базовых учебных действий;

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы

программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел определяет: Слайд 10

общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП.

Организационный раздел включает:

учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области,

систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта.

АООПопределяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Слайд 11

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП.

Минимальный уровень Достаточный уровень

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП. Слайд 12

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения). АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.

Учебный план выстроен в соответствии с требованиями ФГОС и включает предметные области и обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область».

Программы должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;

5) содержание учебного предмета, коррекционного курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии со Стандартом нет программы по формированию универсальных учебных действий, а разработана программа формирования базовых учебных действий. Слайд 13

Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта отражение результатов по организации учебно-воспитательного процесса, освоению программ включает их целостную характеристику,отражающую взаимодействие компонентов образования:

что должен знать и уметь обучающийся;

что из полученных знаний и умений он может и должен применять;

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Сроки и этапы реализации АООП.

В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Слайд 14

Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 13 лет. Слайд 15

В реализации АООПможет быть выделено два или три этапа:

I этап (дополнительный первый класс 1) 1-4 классы;

III этап 10-12 классы.

Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

Организация первого дополнительного класса (1I)направлена на решение диагностико-пропедевтических задач:

1. выявить индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;

2. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП;

3. сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;

4. обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).

II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

На III-м этапе реализации АООП решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее СИПР, к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. Слайд 16

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

Структура СИПР Слайд 17

1. Общие сведения о ребенке.

2. Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка.

3. Индивидуальный учебный план.

4. Содержание образования в условиях организации и семьи.

5. Условия в реализации потребности в уходе и присмотре.

6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

7. Перечень возможных задач, мероприятия и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Основная цель СИПР – построение образовательного процесса в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Слайд 18

В соответствии с требованиями Стандарта Организация может создавать два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) варианты 1 и 2. Каждый вариант АООП содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера,

Источник

Памятка по написанию АООП НОО

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования обучающихся с ОВЗ – это образовательная программа, адаптированная для определенной категории обучающихся, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП НОО обучающихся с ОВЗ определяет:

АООП самостоятельно разрабатывается (с учётом особенностей детей, материально технической базы ОО и т. д.) и утверждается организацией с привлечением органов самоуправления на основе:

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ

АООП состоит из двух частей:

— части, формируемой участниками образовательных отношений.

АООП НОО содержит следующие разделы:

Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например:

детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам и др.

Карта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ

содержит следующие разделы, которые могут быть раскрыты и, главное, конкретизированы и детализированы в АООП образовательной организации:

1. Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3. Особые образовательные потребности

обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

4. Принципы и подходы к формированию АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью

5. Общую характеристику АООП.

1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП

— обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП ;

— являться основой для разработки АООП образовательными организациями;

— являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ.

содержат основные ориентиры в образовании той или иной группы детей с точки зрения достижения необходимого уровня образованности.

В случае составления АООП для обучающихся с умственной отсталостью ОО должна учитывать:

— неуровневый характер образования данной группы школьников;

— значительную ориентировку на индивидуальные возможности обучающихся;

— возможное достижение учащимися двух только видов результатов: личностных и предметных;

— возможность освоение программы на достаточном и минимальном уровне, где академическая составляющая значительно редуцирована по сравнению с компонентой жизненной компетенции.

В примерной АООП описаны все возможные варианты для каждого предмета и программы в целом.

1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОПП обучающимися с ОВЗ

— должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;

— закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, а именно:

— описание объекта и содержание оценки,

— критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,

— формы представления результатов,

-условия и границы применения системы оценки.

2.1 Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий);

— описание ценностных ориентиров содержания образования;

— связь УУД с содержанием учебных предметов;

— типовые задачи формирования личности;

2.2 Программы отдельных учебных предметов, коррекционно-развивающих курсов

(в примерной АООП составлены на весь период обучения и ориентирована на общие рекомендации по выбору направлений деятельности ОО с учет местных условий)

Должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП

-пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО,

-общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса,

— описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;

— личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

— содержание учебного предмета (курса);

— тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

— описание материально-технического обеспечения.

2.3 Программ а духовно-нравственного развития

— основные направления работы (формы);

— перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ), формы организации работы.

2.4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

— планируемые результаты (скопировать с примерной программы);

— основные направления и перечень организационных форм

2.5 Программа коррекционной работы;

В данном разделе необходимо остановиться:

на организационных особенностей школьной развивающий и социально-бытовой среды;

на специфике коррекционно-развивающих занятий;

на других аспектах деятельности ОО, обеспечивающих всестороннюю коррекцию состояния и развитие ребенка.

— описание основных подходов;

— перечень занятий и других вариантов организации коррекционно-развивающего воздействия;

— количество часов и направления коррекционной работы.

(Учитывая первостепенное значение этого раздела АООП, составление раздела может рассматриваться ОО как базовый механизм объединения всей АООП в единой целое).

(см пример. программе)

2.6 Программа внеурочной деятельности;

Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Сущность и основное назначение

внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для

— развития интересов;
— склонностей;

— способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

— организации их свободного времени.

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся:

Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.

Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ.

(Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся).

(Результаты внеурочной деятельности отдельно охарактеризованы в примерной АООП, что подчеркивает важность этой работы наряду с учебной и коррекционно-развивающей для дальнейшего развития и социализации школьников, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)).

3 .Организационный раздел

может включать как один так и несколько учебных планов, ориентирующих специалистов на более полную реализацию потребностей конкретной ОО, ее обучающихся и местной социальной ситуации

— общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;

— количество учебных занятий по предметным областям;

— состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения);

-продолжительность занятий, для той или иной группы детей определенного возраста и график учебного года.

(Наличие раздела, формируемого участниками образовательного процесса, позволяет самой образовательной организации корректировать содержания в объеме, предусмотренном АООП).

3.2 Система специальных условий реализации АООП

1.Кадровые условия реализации АООП.

2. Финансовые условия реализации АООП.

3. Материально-технические условия реализации АООП.

(Их описание также имеется в примерной АООП)

АООП для обучающихся с УО

( лёгкая умственная отсталость)

( умеренная, тяжёлая, глубокая степени УО, а так же обучающиеся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития)

ОО разрабатывает СИОП (специальная индивидуальная образовательная программа)

Предполагает использование оценочной системы

Не предполагает использование оценочной системы

Освоение адаптированной основной образовательной программы обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных:

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

В заключение отметим, что в связи с особенностями контингента обучающихся, подробно описанными в Концепции и ФГОС для каждой группы обучающихся, в каждом случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся по индивидуальному плану, реализация которого может подразумевать привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, варьирование количественного и качественного соотношения компонентов академической грамотности и жизненной компетентности, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *