Апокалипсис что это простыми словами

Значение слова «апокалипсис»

Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть фото Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть картинку Апокалипсис что это простыми словами. Картинка про Апокалипсис что это простыми словами. Фото Апокалипсис что это простыми словами

[От греч. ’αποκάλυψις — откровение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

АПОКА’ЛИПСИС, а, м. [греч. apokalypsis — откровение] (церк. лит.). Одна из книг Нового завета, приписываемая христианской церковью Иоанну Богослову и содержащая пророчества о конце мира.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

апока́липсис

2. катастрофа, стихийное бедствие ◆ После апокалипсиса 2011 года японцы не перестали верить в технический прогресс.

3. религ. филол. то же, что Апокалипсис (устаревшее написание), одна из книг Нового завета, приписываемая христианской церковью Иоанну Богослову и содержащая пророчества о конце мира ◆ Но явятся Энох и Илия и станут проповедывать против Антихриста; проповедь их будет (сообразно апокалипсису) длиться тысячу двести шестьдесят дней. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск пятый: XVII столетие», 1862–1875 (?) г. ◆ Когда имя Наполеона стали, по апокалипсису, объяснять именем Аполлиона, кто-то подыскал в том же апокалипсисе, будто антихристу предрекалось погибнуть от руки Михаила. Данилевский, «Сожженная Москва», 1885 г. (цитата из НКРЯ)

Апока́липсис

1. религ. филол. одна из книг Нового завета, приписываемая христианской церковью Иоанну Богослову и содержащая пророчества о конце мира ◆ Те из вас, кто знает греческий, может быть, замечали, что в Апокалипсисе, который написан на хорошем греческом языке своего времени, есть одна ошибка, которую автор, Иоанн Богослов, делает постоянно. Блум, «О Евангельском благовестии», 1974 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Таковы — вполне Апокалипсис и отчасти Деяния Апостолов, часто не только не имеющие ничего поучительного, но прямо соблазнительное. Л. Н. Толстой, «Соединение и перевод четырех Евангелий // Толстовский листок № 6», 1995 г.

2. перен. то же, что апокалипсис; конец света ◆ Когда-нибудь человек дойдет до такой степени развития, что придумает себе развлечение наподобие Апокалипсиса. Сам себе его устроит и Бога не попросит о помощи! — Закон не допустит Апокалипсиса, губернатор. Дмитрий Липскеров, «Сорок лет Чанчжоэ», 1996 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть фото Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть картинку Апокалипсис что это простыми словами. Картинка про Апокалипсис что это простыми словами. Фото Апокалипсис что это простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова акр (существительное):

Источник

Апокалипсис

Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть фото Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть картинку Апокалипсис что это простыми словами. Картинка про Апокалипсис что это простыми словами. Фото Апокалипсис что это простыми словами

Значение слова «Апокалипсис»

Апокалипсис (или в переводе с греческого — Откровение) святого Иоанна Богослова — это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания.
Апокалипсис — книга таинственная и трудная для понимания, но вместе с тем именно таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыслителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней видений. Об Апокалипсисе существует громадное количество книг, среди которых имеется и немало произведений со всяким вздором, в особенности это относится к современной сектантской литературе.

Несмотря на трудность понимания этой книги, духовно просвещенные отцы и учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением как к вдохновенной Богом книге. Так, святой Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание.» В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним: «В нем столько же тайн, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства.»

За богослужением Апокалипсис не читается потому, что в древности чтение Священного Писания за богослужением всегда сопровождалось объяснением его, а Апокалипсис весьма труден для объяснения.

Откровение Иоанна Богослова

Автор апокалипсиса называет себя Иоанном (От. 1:1, 4 и 9; 22:8). По общему мнению святых отцов Церкви это был апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, получивший за высоту своего учения о Боге-Слове отличительное имя «Богослов.» Его авторство подтверждается как данными в самом Апокалипсисе, так и многими другими внутренними и внешними признаками. Вдохновенному перу апостола Иоанна Богослова принадлежит еще Евангелие и три Соборных послания. Автор Апокалипсиса говорит, что он был на острове Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (От. 1:9). Из церковной истории известно, что из апостолов только святой Иоанн Богослов подвергся заточению на этом острове.

Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть фото Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть картинку Апокалипсис что это простыми словами. Картинка про Апокалипсис что это простыми словами. Фото Апокалипсис что это простыми словами

Апостол Иоанн Богослов

Доказательством авторства Апокалипсиса ап. Иоанна Богослова служит сходство этой книги с его Евангелием и посланиями не только по духу, но и по слогу, и, особенно, по некоторым характерным выражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь «свидетельством» (От. 1:2, 9; 20:4; см.: Иоан. 1:7; 3:11; 21:24; 1 Иоан. 5:9-11). Господь Иисус Христос называется «Словом» (От. 19:13; см.: Иоан. 1:1, 14 и 1 Иоан. 1:1) и «Агнцем» (От. 5:6 и 17:14; см.: Иоан. 1:36). Пророческие слова Захарии: «и они воззрят на Него, Которого пронзили» (12:10) и в Евангелии, и в Апокалипсисе приводятся одинаково по греческому переводу «Семидесяти толковников» (От. 1:7 и Иоан. 19:37). Некоторые различия между языком Апокалипсиса и другими книгами апостола Иоанна объясняются как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний святого Апостола. Святой Иоанн, иудей по рождению, хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении вдали от живого разговорного греческого языка, естественно наложил на Апокалипсис печать влияния своего родного языка. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса очевидно, что на всем содержании его лежит печать великого духа Апостола любви и созерцания.

Все древние и более поздние святоотеческие свидетельства признают автором Апокалипсиса святого Иоанна Богослова. Его ученик святой Папий Иеропольский называет писателем Апокалипсиса «старца Иоанна,» как называет себя и сам апостол в своих посланиях (2 Иоан. 1:1 и 3 Иоан. 1:1). Важно также свидетельство святого Иустина Мученика, жившего в Ефесе еще до своего обращения в христианство, где до него долго жил апостол Иоанн. Многие святые отцы 2-го и 3-го веков приводят места из Апокалипсиса, как из боговдохновенной книги, принадлежащей перу святого Иоанна Богослова. Один из них был святой Ипполит, папа Римский, написавший апологию на Апокалипсис, ученик Иринея Лионского. Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген также признают святого апостола Иоанна автором Апокалипсиса. Равным образом убеждены в этом и более поздние отцы Церкви: преподобный Ефрем Сирин, Епифаний, Василий Великий, Иларий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Дидим, Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин и Блаженный Иероним. 33-е правило карфагенского Собора, приписывая Апокалипсис святому Иоанну Богослову, ставит его в ряд других канонических книг Священного Писания. Особенно ценно свидетельство святого Иринея Лионского относительно авторской принадлежности Апокалипсиса святому Иоанну Богослову, так как святой Ириней был учеником святого Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником святого Иоанна Богослова, возглавляя под его апостольским руководством Смирнскую церковь.

Когда, где и для чего был написан Апокалипсис

Древнее предание относит написание Апокалипсиса к концу I-го века. Так, например, святой Ириней пишет: «Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана.» Историк Евсевий (начало 4-го века сообщает, что современные ему языческие писатели упоминают о ссылке апостола Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове, относя это событие к 15-му г. царствования Домициана. (царствовал в 81-96 гг. после Рождества Христова).

Таким образом, Апокалипсис написан в конце первого столетия, когда каждая из семи малоазийских церквей, к которым обращается святой Иоанн, имела уже свою историю и так или иначе определившееся направление религиозной жизни. Христианство у них было уже не в первой стадии чистоты и истины, и ложное христианство уже пыталось соперничать с истинным. Очевидно и деятельность апостола Павла, долго проповедовавшего в Ефесе, была делом уже давнего прошлого.

Согласны церковные писатели первых 3-х веков и в указании места написания Апокалипсиса, которым они признают остров Патмос, упоминаемый самим Апостолом, как место получения им откровений (От. 1:9). Патмос находится в Эгейском море, на юг от города Ефеса и в древнее время был местом ссылки.

В первых строках Апокалипсиса святой Иоанн указывает цель написания откровения: предсказать судьбы Церкви Христовой и всего мира. Миссией Церкви Христовой было возродить мир христианской проповедью, насадить в душах людей истинную веру в Бога, научить их праведно жить, указать им путь в Царство Небесное. Но не все люди приняли благосклонно христианскую проповедь. Уже в первые дни после Пятидесятницы Церковь столкнулась с враждой и сознательным сопротивлением христианству — сначала со стороны иудейских священников и книжников, потом — со стороны неверующих иудеев и язычников.

Уже в первый год христианства началось кровавое преследование проповедников Евангелия. Постепенно эти преследования стали принимать организованную и систематическую форму. Первым центром борьбы с христианством оказался Иерусалим. Начиная с середины первого столетия к враждебному лагерю присоединился Рим во главе с императором Нероном (царствовал в 54-68 гг. после Рождества Христова). Гонения начались в Риме, где пролили свою кровь многие христиане, включая первоверховных апостолов Петра и Павла. С конца первого столетия гонения на христиан становятся более интенсивными. Император Домициан повелевает систематически преследовать христиан сначала в Малой Азии, а потом и других частях Римской империи. Апостол Иоанн Богослов, вызванный в Рим и брошенный в котел с кипящим маслом, остался невредим. Домициан ссылает апостола Иоанна на остров Патмос, где апостол получает откровение о судьбах Церкви и всего мира. С небольшими перерывами кровавые гонения на Церковь продолжаются и до 313-го года, когда император Константин издает Миланский эдикт о свободе вероисповедания.

Ввиду начинающихся гонений апостол Иоанн пишет христианам Апокалипсис, чтобы утешить их, наставить и укрепить. Он раскрывает тайные намерения врагов Церкви, которых он олицетворяет в звере, вышедшем из моря (как представителе враждебной светской власти) и в звере, вышедшем из земли — ложном пророке, как представителе враждебной псевдорелигиозной власти. Он обнаруживает и главного руководителя борьбы против Церкви — дьявола, этого древнего дракона, который группирует богоборческие силы человечества и направляет их против Церкви. Но страдания верующих не напрасны: через верность Христу и терпение они получают заслуженную награду на Небе. В определенное Богом время враждебные Церкви силы будут преданы суду и наказаны. После Страшного суда и наказания нечестивых начнется вечная блаженная жизнь.

Цель написания Апокалипсиса — изобразить предстоящую борьбу Церкви с силами зла; показать методы, какими дьявол при содействии своих слуг воюет против добра и истины; дать руководство верующим, как преодолевать искушения; изобразить гибель врагов Церкви и конечную победу Христа над злом.

Содержание Апокалипсиса

При последовательном чтении Апокалипсис можно разделить на следующие части.

Каждый новый отдел Апокалипсиса обычно начинается словами: «И увидел я…» — и заканчивается описанием суда Божия. Это описание обозначает конец предыдущей темы и начало новой. Между главными отделами Апокалипсиса тайнозритель иногда вставляет промежуточные картины, которые служат связующим звеном между ними. Приведенная здесь таблица наглядно показывает план и разделы Апокалипсиса. Для компактности мы соединили промежуточные картины вместе с главными. Идя горизонтально по приведенной таблице, мы видим, как постепенно раскрываются все с большей полнотой следующие области: Небесный мир; Церковь, гонимая на земле; грешный и богоборческий мир; преисподний мир; война между ними и суд Божий.

Значение символов и чисел

Символы и аллегории дают возможность тайнозрителю говорить о сути мировых событий на высоком уровне обобщения, поэтому он широко пользуется ими. Так, например, глаза символизируют ведение, много глаз — совершенное ведение. Рог — символ власти, могущества. Длинная одежда означает священство; венец — царственное достоинство; белизна — чистоту, непорочность; город Иерусалим, храм и Израиль — символизируют Церковь. Числа тоже имеют символическое значение: три — символизирует Троицу, четыре — символ мира и мирового порядка; семь означает законченность и совершенство; двенадцать — народ Божий, полноту Церкви (то же значение имеют числа, производные от 12-ти, как 24 и 144000). Одна треть означает какую-то сравнительно небольшую часть. Три с половиной года — время гонений. О числе 666 особо будет сказано ниже в этой брошюре.

Новозаветные события часто изображаются на фоне однородных ветхозаветных событий. Так, например, бедствия Церкви описываются на фоне страданий израильтян в Египте, искушения при пророке Валааме, гонения со стороны царицы Иезавели и разрушение Иерусалима халдеями; спасение верующих от дьявола изображается на фоне спасения израильтян от фараона при пророке Моисее; богоборческая власть представлена в образе Вавилона и Египта; наказание богоборческих сил изображается языком 10-ти египетских казней; дьявол отождествляется со змеем, соблазнившим Адама и Еву; будущее райское блаженство изображается в образе райского сада и древа жизни.

Главная задача автора Апокалипсиса — показать, как действуют злые силы, кто их организует и направляет в борьбе с Церковью; наставить и укрепить верующих в верности Христу; показать полное поражение дьявола и его слуг и начало райского блаженства.

При всей символичности и таинственности Апокалипсиса, религиозные истины раскрыты в нем предельно ясно. Так, например, Апокалипсис указывает на дьявола как виновника всех искушений и бедствий человечества. Орудия, которыми он старается погубить людей, всегда одни и те же: неверие, непослушание Богу, гордость, греховные желания, ложь, страх, сомнения и т.д. Несмотря на всю свою хитрость и опытность, дьявол не в состоянии погубить людей, всем сердцем преданных Богу, потому что Бог оберегает их Своей благодатью. Богоотступников же и грешников дьявол все больше и больше порабощает себе и толкает их на всякие мерзости и преступления. Он направляет их против Церкви и с их помощью производит насилия и устраивает войны в мире. Апокалипсис ясно показывает, что в конце концов дьявол и его слуги будут побеждены и наказаны, правда Христова восторжествует, и в обновленном мире наступит блаженная жизнь, которой не будет конца.

Сделав, таким образом, беглый обзор содержания и символики Апокалипсиса, остановимся теперь на некоторых главнейших его частях.

Письма семи церквам (2-3 гл.)

Семь церквей — Ефесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская — находились в юго-западной части Малой Азии (теперь Турции). Их основал апостол Павел в 40-х годах первого века. Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть фото Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть картинку Апокалипсис что это простыми словами. Картинка про Апокалипсис что это простыми словами. Фото Апокалипсис что это простыми словамиПосле его мученической смерти в Риме около 67-го года заботу над этими церквами взял на себя апостол Иоанн Богослов, который их окормлял примерно сорок лет. Попав в заточение на остров Патмос, апостол Иоанн оттуда писал этим церквам послания, чтобы подготовить христиан к предстоящим гонениям. Письма обращены к «ангелам» этих церквей, т.е. епископам.

Внимательное изучение посланий семи малоазийским церквам, наводит на мысль, что в них начертаны судьбы Церкви Христовой, начиная с апостольского века и до времени конца мира. При этом, предстоящий путь новозаветной Церкви, этого «Нового Израиля,» изображен на фоне важнейших событий в жизни ветхозаветного Израиля, начиная с грехопадения в раю и кончая временем фарисеев и саддукеев при Господе Иисусе Христе. Апостол Иоанн использует ветхозаветные события в качестве прообразов судеб новозаветной Церкви. Таким образом, в письмах к семи церквам переплетаются три элемента:

а) современное автору состояние и будущее каждой малоазийской церкви;

б) новая, более глубокая интерпретация ветхозаветной истории; и

в) грядущие судьбы Церкви.

Кто такие четыре всадника Апокалипсиса?

Видение семи печатей является вводным к последующим откровениям Апокалипсиса. Снятие первых четырех печатей показывает четырех всадников, которые символизируют четыре фактора, характеризующие всю историю человечества. Первые два фактора являются причиной, вторые два — следствием. Увенчанный всадник на белом коне «вышел, чтобы победить.» Он олицетворяет те добрые начала, естественные и благодатные, которые Творец вложил в человека: образ Божий, нравственную чистоту и невинность, стремление к добру и совершенству, способность верить и любить, и индивидуальные «таланты,» с которыми рождается человек, а также благодатные дары Святого Духа, которые он получает в Церкви. По мысли Творца эти добрые начала должны были «победить,» т.е. определить счастливое будущее человечества. Но человек уже в Эдеме поддался соблазну искусителя. Поврежденная грехом природа перешла к его потомкам; поэтому люди уже с раннего возраста склонны грешить. От повторных грехов в них еще больше усиливаются дурные наклонности. Так человек, вместо того, чтобы духовно расти и совершенствоваться, подпадает под разрушительное действие собственных страстей, предается различным греховным пожеланиям, начинает завидовать и враждовать. От внутреннего разлада в человеке возникают все преступления в мире (насилия, войны и всевозможные бедствия).

Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть фото Апокалипсис что это простыми словами. Смотреть картинку Апокалипсис что это простыми словами. Картинка про Апокалипсис что это простыми словами. Фото Апокалипсис что это простыми словами

В четырех апокалипсических всадниках изображена в самых общих чертах история человечества. Сначала — блаженная жизнь в Эдеме наших прародителей, призванных «царствовать» над природой (белый конь), потом — их грехопадение (рыжий конь), после которого жизнь их потомков наполнилась различными бедствиями и взаимным уничтожением (вороной и бледный кони). Апокалипсические кони также символизируют жизнь отдельных государств с их периодами расцвета и упадка. Здесь и жизненный путь каждого человека — с его детской чистотой, наивностью, большими потенциальными возможностями, которые омрачаются бурной молодостью, когда человек растрачивает свои силы, здоровье и в конце концов умирает. Здесь — и история Церкви: духовное горение христиан в апостольское время и усилия Церкви обновить человеческое общество; возникновение в самой Церкви ересей и расколов, и гонение Церкви языческим обществом. Церковь слабеет, уходит в катакомбы, а некоторые поместные церкви вовсе исчезают.

Таким образом, видение четырех всадников суммирует факторы, которые характеризуют жизнь грешного человечества. Дальнейшие главы Апокалипсиса будут развивать глубже эту тему. Но снятием пятой печати тайнозритель показывает и светлую сторону человеческих бедствий. Христиане, пострадав физически, победили духовно; теперь они в Раю! (От. 6:9-11) Их подвиг приносит им вечную награду, и они царствуют со Христом, как это описано в 20-ой гл. Переход к более подробному описанию бедствий Церкви и усилению богоборческих сил знаменуется снятием седьмой печати.

Книга Апокалипсис написана во время усилившихся гонений на Церковь. Ее цель — укрепить и утешить верующих ввиду предстоящих испытаний. Она раскрывает способы и ухищрения, которыми дьявол и его слуги пытаются погубить верующих; она учит, как преодолевать соблазны. Книга Апокалипсис призывает верующих быть внимательным к своему душевному состоянию, не бояться страданий и смерти ради Христа. Она показывает радостную жизнь святых на небе и зовет соединиться с ними. Верующие, хотя иногда имеют много врагов, но еще больше имеют защитников в лице ангелов, святых и, в особенности, Христа-Победителя.

Книга Апокалипсис ярче и нагляднее других книг Священного Писания раскрывает драму борьбы зла с добром в истории человечества и показывает полнее торжество Добра и Жизни.

Конец света

В своей совокупности Священное Писание учит, что богоборческое царство закончит свое существование во время Второго пришествия Христа, тогда же погибнут антихрист и лжепророк. Страшный суд Божий над миром будет происходить в порядке возрастающей виновности подсудимых. («Время начаться суду с дома Божия. Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся слову Божию?» (1 Пет. 4:17; Мт. 25:31-46). Сначала будут судиться верующие, потом — неверующие и грешники, затем — сознательные враги Божии, и, наконец, — главные виновники всякого беззакония в мире — бесы и дьявол). В таком порядке повествует и апостол Иоанн о суде над врагами Божиими в 17-20 главах. При этом суд над каждой категорией виновных (богоотступниками, антихристом, лжепророком и, наконец, дьяволом) апостол предваряет описанием их вины. Поэтому возникает впечатление, что сначала будет разрушен Вавилон, какое-то время спустя будут наказаны антихрист и лжепророк, после чего на земле наступит царство святых, и уже после очень продолжительного времени дьявол выйдет, чтобы обольщать народы и тогда он будет наказан Богом. В действительности же в Апокалипсисе речь идет о параллельных событиях. Этот метод изложения апостола Иоанна следует учитывать для правильной интерпретации 20-ой главы Апокалипсиса.

Источник

Что такое конец света и когда он наступит?

Письмо чита­теля ком­мен­ти­руют эксперты.

Ува­жа­е­мая редак­ция жур­нала “Фома”!
По обра­зо­ва­нию я исто­рик и, кроме того, вни­ма­тельно слежу за тем, что про­ис­хо­дит и в нашей стране, и в мире в целом. Без­условно, зна­че­ние хри­сти­ан­ства в миро­вой исто­рии огромно, и те морально-эти­че­ские цен­но­сти, кото­рые про­по­ве­до­вал Хри­стос, оста­ются чрез­вы­чайно акту­аль­ными (доста­точно вспом­нить запо­ведь о само­от­вер­жен­ной любви к ближ­нему). Именно хри­сти­ан­ство (для меня как исто­рика это важно) когда-то опре­де­лило даже само совре­мен­ное отно­ше­ние к исто­рии*. (СНОСКА: Автор письма, ско­рее всего, имеет в виду хри­сти­ан­скую идею линей­ного раз­ви­тия исто­рии, в отли­чие от цик­ли­че­ской, свой­ствен­ной антич­ному созна­нию — Ред.)

Тем не менее, я решил напи­сать это письмо совсем не для того, чтобы делать реве­рансы в сто­рону хри­сти­ан­ства. Наобо­рот, в этом уче­нии для меня совер­шенно неяс­ным оста­ется один момент, кото­рый, по-моему, любому здра­во­мыс­ля­щему чело­веку нельзя не заметить.

В кни­гах Нового Завета, кото­рые для хри­стиан явля­ются свя­щен­ными, есть про­из­ве­де­ние под назва­нием “Апо­ка­лип­сис”. Если я пра­вильно пони­маю, там гово­рится о том, что Иисус Хри­стос дол­жен в доста­точно близ­ком буду­щем явиться на Землю. Про­изой­дет конец света, Страш­ный Суд, после кото­рого пра­вед­ники вой­дут в новый небес­ный город Иеру­са­лим и будут там жить вечно, а греш­ники, соот­вет­ственно, будут отправ­лены на “муки веч­ные”. Под­чер­ки­ваю: насколько я понял, это должно было про­изойти в исто­ри­че­ски крат­чай­ший срок. Да и в Еван­ге­лии сам Хри­стос гово­рил о своем очень ско­ром при­ше­ствии. Взять хотя бы 24‑ю главу Еван­ге­лия от Мат­фея. Она пол­но­стью посвя­щена речи Иисуса, в кото­рой он назы­вает при­знаки кон­чины мира и вто­рого при­ше­ствия. Рас­ска­зав, он про­из­но­сит сле­ду­ю­щую фразу: “Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет”. Эти слова могут озна­чать только одно — вто­рое при­ше­ствие будет до того, как умрут его непо­сред­ствен­ные слушатели.

В Еван­ге­лии от Иоанна Хри­стос ска­зал апо­столу Петру, ука­зы­вая на сво­его люби­мого уче­ника (по все види­мо­сти это и был сам еван­ге­лист Иоанн), что вто­рое при­ше­ствие будет еще до того, как этот уче­ник умрет ( Ин.21:22 ). Напомню: еван­ге­лист Иоанн Бого­слов умер при­мерно в 100 году… А между тем недавно было отпразд­но­вано уже двух­ты­ся­че­ле­тие христианства!

Как исто­рик могу сви­де­тель­ство­вать, что за это время мно­го­кратно гово­ри­лось о том, что Хри­стос вот-вот при­дет. Его ждали сна­чала пер­вые хри­сти­ане. Затем эпоха кру­ше­ния Рим­ской импе­рии вос­при­ни­ма­лась как конец вре­мен. Далее — Сред­ние века, гусит­ские войны, Рефор­ма­ция — и каж­дый раз уве­рен­ность в том, что это конец! На Руси в конце XV века дело дошло до того, что пере­стали состав­лять кален­дарь далее 1492 г., потому что насчи­тали начало вось­мого тыся­че­ле­тия от сотво­ре­ния мира и ждали непре­мен­ного вто­рого пришествия.

Такие же настро­е­ния были при при­ходе к вла­сти Петра I, когда люди сжи­гали себя в ски­тах, говоря, что тот — анти­христ. Настро­е­ния конца света остро про­яви­лись после при­хода к вла­сти боль­ше­ви­ков. Можно выве­сти зако­но­мер­ность: во вре­мена любых круп­ных соци­аль­ных потря­се­ний — и Сред­не­ве­ко­вья, и Нового вре­мени — каж­дый раз воз­ни­кает идея, что свету конец.

Кроме того, послед­ние 100–150 лет суще­ствует крайне инте­рес­ная и устой­чи­вая тен­ден­ция: хри­сти­ане посто­янно сами объ­яв­ляют годы, когда мир дол­жен прийти к финалу. Со сто­роны раз­ных хри­сти­ан­ских орга­ни­за­ций посто­янно зву­чат точ­ные даты конца света. Как видим, ничего не про­ис­хо­дит. Оный день насту­пает — и тут же назна­ча­ется новая дата. Почему хри­сти­ан­ские церкви так настой­чиво игно­ри­руют факты этой 2000-лет­ней несо­сто­я­тель­но­сти своих ожи­да­ний конца света? Сами собой напра­ши­ва­ются нели­це­при­ят­ные для хри­сти­ан­ства выводы…

Конечно, Еван­ге­лие напи­сано уди­ви­тель­ным язы­ком, там масса заме­ча­тель­ных притч. Апо­ка­лип­сис тоже доста­точно инте­рес­ная книга. Но она инте­ресна прежде всего тем, что ее образы можно по-раз­ному интер­пре­ти­ро­вать. Напри­мер, там есть образ “желез­ной саранчи”, кото­рая появ­ля­ется в мире перед вто­рым при­ше­ствием. Я слы­шал, что “желез­ную саранчу” интер­пре­ти­ро­вали, как изоб­ре­те­ние само­ле­тов (тан­ков). Инте­рес­ное тол­ко­ва­ние. Но пред­ставьте себе сред­не­ве­ко­вого чело­века, кото­рый впер­вые уви­дел рыца­рей — разве он не мог при­нять их за апо­ка­лип­ти­че­ских “куз­не­чи­ков”? Тогда они вос­при­ни­ма­лись людьми так же, как в начале XX века вос­при­ни­ма­лись самолеты.

В любой гума­ни­тар­ной науке суще­ствует своя логика, и я при­вык сле­до­вать здра­вому смыслу и логике. А логика науки, при всей моей лич­ной сим­па­тии к хри­сти­ан­ским запо­ве­дям, застав­ляет сде­лать вывод: хри­сти­ан­ство не испол­няет соб­ствен­ного обе­ща­ния. Ведь с науч­ной точки зре­ния, говоря “а”, необ­хо­димо ска­зать и “б”! То есть, если лидер веро­уче­ния гово­рит, что при­дет в этом же поко­ле­нии и не при­хо­дит через 2000 лет, то серьез­ный чело­век с необ­хо­ди­мо­стью дол­жен усо­мниться в истин­но­сти вероучения.

Сколько я ни спра­ши­вал своих дру­зей-хри­стиан об этом, они отве­чали, что надо вос­при­ни­мать Еван­ге­лие и Апо­ка­лип­сис ино­ска­за­тельно. Но тогда воз­ни­кает ряд вопро­сов. На чем зиждется их вера? Что тогда вообще для хри­стиан озна­чает конец света? В чем смысл свя­щен­ного почи­та­ния книги “Апо­ка­лип­сис”, если она исто­ри­че­ски совер­шенно не оправ­ды­ва­ется? И вообще, не ока­жется ли так, что Земля в конце кон­цов погиб­нет по совер­шенно дру­гим при­чи­нам, гораздо баналь­нее? Напри­мер, в послед­нее время уче­ными серьезно обсуж­да­ются вер­сии о столк­но­ве­нии нашей пла­неты с огром­ным метео­ри­том, о взрыве солнца, эко­ло­ги­че­ской ката­строфе и т.д. Или не погиб­нет никогда?

Для меня эти вопросы явля­ются совсем не празд­ными, потому что с нрав­ствен­ной точки зре­ния хри­сти­ан­ство все­гда меня при­вле­кало. Но мне кажется, что сила любого уче­ния в правде, и поэтому оно должно быть прав­диво во всех своих дета­лях, а не только в высо­ко­нрав­ствен­ных цер­ков­ных проповедях.

Дмит­рий Мани­хин, учи­тель истории.

Комментарии экспертов

Антон НЕБОЛЬСИН, пре­по­да­ва­тель кафедры Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета Пра­во­слав­ного Свято-Тихо­нов­ского Бого­слов­ского инсти­тута, автор и веду­щий спец­курса по теме “Апо­ка­лип­сис”.

Пер­вое, о чем надо ска­зать: в Биб­лии нигде нет точ­ной даты вто­рого при­ше­ствия Иисуса Хри­ста. Объ­яв­ле­ние какой бы то ни было даты конца света — это вещь, кото­рая совер­шенно несвой­ственна Пра­во­слав­ной Церкви. Не суще­ствует ни одного Собор­ного реше­ния, ни одного посла­ния цер­ков­ного иерарха или при­знан­ного бого­слова, кото­рые бы выска­зы­ва­лись в подоб­ном духе. Тем не менее, в Еван­ге­лии есть сви­де­тель­ства о том, что при­ше­ствие Хри­ста пони­ма­ется как собы­тие доста­точно близ­кого буду­щего. Кстати, спи­сок этих сви­де­тельств можно про­дол­жить (напри­мер, неко­то­рые места из посла­ний апо­стола Павла). Но основ­ными источ­ни­ками пра­во­слав­ной эсха­то­ло­гии* (СНОСКА: Эсха­тос (греч.) — послед­ний. Эсха­то­ло­гия — уче­ние о послед­них собы­тиях, то есть о конце света) явля­ются, конечно, книга Апо­ка­лип­сис и боль­шой моно­лог Хри­ста в 24 главе Еван­ге­лия от Мат­фея, кото­рую в науке при­нято назы­вать: “эсха­то­ло­ги­че­ская речь Спасителя”.

Что самое глав­ное в биб­лей­ских сви­де­тель­ствах о вто­ром при­ше­ствии? Боль­шая их часть посвя­щена не кон­ста­та­ции факта, что конец света скоро про­изой­дет, а глу­бо­кому, кра­соч­ному и мно­го­сто­рон­нему опи­са­нию пред­ше­ству­ю­щих собы­тий. То есть, с одной сто­роны, конец света мыс­лится как очень ско­рый, а с дру­гой, этому дню должны пред­ше­ство­вать собы­тия все­мир­ной исто­ри­че­ской важ­но­сти. Само содер­жа­ние этих сви­де­тельств по необы­чай­ной мас­штаб­но­сти опи­сы­ва­е­мых собы­тий являет собой всю глу­бину и слож­ность пра­во­слав­ного уче­ния о конце света. Даже бег­лый взгляд на них пока­зы­вает, что это будет не так про­сто и быстро.

Неко­то­рые люди ука­зы­вают на еван­гель­скую эсха­то­ло­ги­че­скую речь, как на несо­мнен­ное сви­де­тель­ство Самого Хри­ста о Его ско­ром при­ше­ствии, осо­бенно на слова Иисуса: “Не прейдет род сей, как все сие будет” (о тра­ди­ции тол­ко­ва­ния этих слов чуть позже). Однако почему-то не заме­чают, что там есть и дру­гая фраза, кото­рая урав­но­ве­ши­вает груз, каза­лось бы, дей­стви­тельно несо­мненно ско­рого вре­мени вто­рого при­ше­ствия: “О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небес­ные, ни Сын, но только Отец” ( Мк.13:32 ). Это озна­чает, что никто не может точно ука­зать год, месяц или день наступ­ле­ния конца света. Даже Хри­стос, Сын Божий, при­пи­сы­вает себе неве­де­ние. Почему? Это слож­ный бого­слов­ский вопрос, однако для хри­стиан здесь важно дру­гое: Спа­си­тель под­чер­ки­вает абсо­лют­ную таин­ствен­ность, непод­власт­ность часа “Икс” точ­ному чело­ве­че­скому определению.

В эсха­то­ло­ги­че­ской речи Спа­си­теля есть одна важ­ная деталь: Хри­стос про­ро­че­ствует о двух собы­тиях: о конце света и о раз­ру­ше­нии иеру­са­лим­ского Храма. При­чем их очень сложно раз­де­лить: исто­ри­че­ское собы­тие раз­ру­ше­ния Храма в 70 году, кото­рое, как мы уже знаем, не яви­лось кон­цом света, и собы­тие, выво­дя­щее нас за рамки чело­ве­че­ской исто­рии — сам конец света — пере­пле­та­ются до неузна­ва­е­мо­сти. Хри­стос в Своей про­по­веди обра­щался к иудеям, поэтому, по мысли Еван­ге­лия, ката­строфа миро­вого мас­штаба, раз­ру­ше­ние глав­ной иудей­ской свя­тыни, явля­ю­щейся осно­ва­нием рели­ги­оз­ной жизни Изра­иля — это про­об­раз общего конца.

И тогда слова: “Не прейдет род сей, как это слу­чится” могут бук­вально отно­сится к паде­нию Иеру­са­лима. Потому что мно­гие слу­ша­тели Иисуса имели воз­мож­ность дожить до 70 года и быть сви­де­те­лями раз­ру­ше­ния Храма. Но суще­ствует и дру­гое тол­ко­ва­ние этих слов. Выра­же­ние “род сей” может озна­чать не только кон­крет­ное поко­ле­ние, но и некий вне­вре­мен­ный класс людей. Под этим клас­сом Цер­ковь все­гда пони­мала всех веру­ю­щих во Христа.

Апо­ка­лип­сис, вне зави­си­мо­сти от своей соот­но­си­мо­сти с собы­тием раз­ру­ше­ния Иеру­са­лима, ста­вит совре­мен­ных людей перед вопро­сом: если конец света не про­изо­шел в корот­кие сроки, зачем все это было выска­зано уже в I веке, при­чем в такой свое­об­раз­ной “непо­нят­ной” форме? Для хри­стиан любой эпохи ука­за­ние на ско­рый харак­тер при­ше­ствия Спа­си­теля ста­но­вится фак­том, опре­де­ля­ю­щим их жизнь с того момента, как они услы­шали эту весть.

Допу­стим, Хри­стос ска­зал бы, что вто­рое при­ше­ствие будет, но очень не скоро. По пси­хо­ло­ги­че­скому закону это скло­нило бы людей к рас­слаб­лен­но­сти. К ней же при­вело бы и точ­ное ука­за­ние даты. Даже если при­ше­ствие Хри­ста было бы при жизни того поко­ле­ния, кото­рое Его слу­шало, и Иисус ска­зал бы, что при­дет в 70 году, то это при­вело бы к тому, что до 70 года все бы жили, как обычно, а потом, посмот­рев на кален­дарь, начали бы гото­виться. Ука­за­ние на ско­рое при­ше­ствие Хри­ста имеет зна­че­ние сти­мула, опре­де­ля­ю­щего всю чело­ве­че­скую жизнь, оно под­дер­жи­вает хри­стиан в состо­я­нии посто­ян­ного бодр­ство­ва­ния, о кото­ром очень много гово­рится в Новом Завете.

Конечно, настро­е­ние чело­ве­че­ства пери­о­ди­че­ски меня­ется, потому что люди все больше осо­знают, что мир несо­вер­ше­нен и пре­хо­дящ. Будучи дове­дены до абсурд­ной край­но­сти, эти пред­став­ле­ния выли­ва­ются в лозунги, что конец света дол­жен насту­пить немед­ленно. Или, наобо­рот, есть дру­гая край­ность, когда гово­рится, что “хри­сти­ан­ство не испол­няет соб­ствен­ного обе­ща­ния”. Апо­стол Петр еще в сере­дине 60‑х годов I века дал пря­мой и довольно жест­кий ответ на это: “В послед­ние дни явятся наг­лые руга­тели, посту­па­ю­щие по соб­ствен­ным своим похо­тям и гово­ря­щие: “где обе­ща­ние при­ше­ствия Его? Ибо с тех пор, как стали уми­рать отцы, от начала тво­ре­ния, все оста­ется так же”… Одно то не должно быть сокрыто от вас, воз­люб­лен­ные, что у Гос­пода один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не мед­лит Гос­подь с испол­не­нием обе­то­ва­ния, как неко­то­рые почи­тают то мед­ле­нием, но дол­го­тер­пит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все при­шли к пока­я­нию”. ( 2 Пет. 3: 3–9 ). Это озна­чает, что наступ­ле­ние конца света зави­сит от жизни каж­дого из нас: уда­ля­ется или при­бли­жа­ется в зави­си­мо­сти от нашего духов­ного устроения.

Алек­сандр ДВОРКИН, Док­тор фило­со­фии, кан­ди­дат бого­сло­вия, руко­во­ди­тель инфор­ма­ци­онно-кон­суль­та­тив­ного цен­тра имени свя­того Ири­нея Лион­ского.

Объ­яв­ле­ния о дате конца света не соот­вет­ствуют не только пра­во­слав­ной тра­ди­ции, они не соот­вет­ствуют Биб­лии. Хри­стос гово­рил, что “о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небес­ные, ни Сын, но только Отец” ( Мк.13:32 ). Из сект, вошед­ших в истеб­лиш­мент, этим более всего про­сла­ви­лись “Адвен­ти­сты седь­мого дня”, кото­рые, соб­ственно и начали эту “пред­ска­за­тель­ную эпи­де­мию” в пер­вой поло­вине XIX в. И сто­ило только начать… Из совре­мен­ных тота­ли­тар­ных сект больше всего любят объ­яв­лять даты конца света “Сви­де­тели Иеговы”, “Бого­род­нич­ный Центр”, вис­са­ри­о­новцы, мор­моны, неко­то­рые тече­ния внутри рери­хи­ан­цев, “Цер­ковь уни­вер­саль­ная и тор­же­ству­ю­щая” и пр. На самом деле само это объ­яв­ле­ние уже уво­дит все эти группы и их после­до­ва­те­лей из рамок хри­сти­ан­ства, потому что они выка­зы­вают пора­зи­тель­ное недо­ве­рие сло­вам Христа.

С чело­ве­че­ской точки зре­ния такое жела­ние в чем-то понятно: людям все­гда очень хочется точно узнать свое буду­щее. Это стрем­ле­ние “загля­нуть за грань” — навер­ное, одна из харак­тер­ных черт пад­шего чело­ве­че­ского созна­ния. Но оно про­ти­во­ре­чит всей логике хри­сти­ан­ства: даты не знает никто, и поэтому нужно жить так, чтобы быть все­гда гото­вым к встрече с Хри­стом и стре­миться к ней. Вспом­ним, что хри­сти­ане каж­дый день молятся о наступ­ле­нии конца света. В сло­вах самой рас­про­стра­нен­ной молитвы “Отче наш” есть такая строчка: “Да при­и­дет Цар­ствие Твое”. Это при­зыв Богу поско­рее прийти. Это при­зыв к Нему, чтобы он уско­рил те собы­тия, о кото­рых сим­во­ли­че­ским язы­ком напи­сано в Апокалипсисе.

Что каса­ется самой этой книги, то в ней не при­во­дится ни одной даты. Поэтому гово­рить об ее исто­ри­че­ской несо­сто­я­тель­но­сти по мень­шей мере странно. Это книга сим­во­лов. Она рас­ска­зы­вает о конце света при­кро­вен­ным, образ­ным язы­ком. Точно так же, язы­ком обра­зов, Биб­лия гово­рит и о сотво­ре­нии мира. Это не зна­чит, что биб­лей­ская кар­тина воз­ник­но­ве­ния мира про­ти­во­ре­чит науке. Биб­лия — это не учеб­ник физики, химии или био­ло­гии. В ней ска­зано самое глав­ное — мир сотво­рен Богом. Он явля­ется Источ­ни­ком всего живу­щего. Биб­лия — это и не учеб­ник исто­рии, не книга гада­ний и пред­ска­за­ний, а также не посо­бие по футу­ро­ло­гии. Там гово­рится о глав­ном, о том, что исто­рия при­дет к сво­ему концу, и этот финал будет сопро­вож­даться 3,5‑летним прав­ле­нием на земле Анти­хри­ста, кото­рый объ­еди­нит все госу­дар­ства, ста­нет все­мир­ным пра­ви­те­лем, объ­явит себя богом и откроет период жесто­ких гоне­ний на тех, кто оста­нется верен Хри­сту. В итоге миро­вая исто­рия завер­шится непо­сред­ствен­ным вме­ша­тель­ством Бога.

В 24 главе Еван­ге­лия от Мат­фея есть очень важ­ные слова Иисуса Хри­ста. Конец при­дет только тогда, когда Еван­ге­лие будет про­по­ве­дано по всей земле, все наро­дам (см.: Мф.24:14 ). Это озна­чает, что пока на земле есть люди, кото­рые готовы услы­шать Еван­ге­лие и при­нять его, но еще не имеют такой реаль­ной воз­мож­но­сти, вто­рого при­ше­ствия не будет. Более того, Сам Бог может менять Свои про­ро­че­ства, потому что Бог Биб­лии — это не без­ли­кая Судьба или неумо­ли­мый фатум, а Живой, Лич­ный Бог. В Свя­щен­ном Писа­нии есть книга про­рока Ионы. В VIII веке до Р. Х. Гос­подь послал про­рока в город Нине­вию ска­зать его жите­лям, что если те не пока­ются в гре­хах, то город будет уни­что­жен. Нине­ви­тяне пока­я­лись, и про­ро­че­ство не испол­ни­лось, то есть воля Божья была изме­нена. Пере­но­сясь в нашу эпоху, можно пред­по­ло­жить то же самое: воз­можно, Бог ото­дви­гает конец света ради тех людей, кото­рые еще могут услы­шать Еван­ге­лие и обра­титься ко Христу.

Бог удер­жи­вает дей­ствие зла в нашем мире, но в какой-то момент пред кон­цом света Он пре­стает это делать, и зло обру­ши­ва­ется на чело­ве­че­ство, чтобы хотя бы в послед­ний момент люди испы­тали потреб­ность в пока­я­нии. В этот момент стра­да­ния хри­стиан играют осо­бую роль: они кла­дут души свои за ближних.

Почему совре­мен­ное чело­ве­че­ство видит в Апо­ка­лип­сисе только ката­строфы и не заме­чает самого глав­ного — встречи со Хри­стом? Я думаю, эта встреча выхо­дит за рамки инте­ре­сов нашей циви­ли­за­ции. Поскольку она стре­мится жить авто­номно от Бога, то от Апо­ка­лип­сиса оста­ется какая-то стра­шилка раз­лич­ных гря­ду­щих ката­строф. Это видно, напри­мер, в совре­мен­ной кине­ма­то­гра­фи­че­ской куль­туре. Кстати, инте­ресно, что конец света там все­гда уда­ется оста­но­вить чело­ве­че­скими силами, неким герой­ским поступ­ком. А это, по суще­ству, анти­хри­стово про­чте­ние Апо­ка­лип­сиса, из кото­рого убран Бог.

Вик­тор ТРОСТНИКОВ, кан­ди­дат фило­соф­ских наук.

В своем письме автор затра­ги­вает про­блему вре­мени, кото­рая все­гда зани­мала уче­ных. Здесь абсо­лю­ти­зи­ру­ется линей­ное физи­че­ское время. Но на каком осно­ва­нии? Чело­ве­че­ская муд­рость все­гда пони­мала про­блему вре­мени шире. Один из вели­чай­ших фило­со­фов, бла­жен­ный Авгу­стин, еще в IV веке гово­рил: “Если я познаю время, я познаю все”. Но он так его и не познал, и мы ушли от него не так уж далеко.

Абсо­лю­ти­зи­ро­вала время лишь нью­то­нов­ская физика, кото­рая пред­став­ляла его как само­сто­я­тель­ную, не зави­ся­щую ни от чего вели­чину. Однако в начале XX века про­изо­шел пере­во­рот в физике, повлек­ший за собой изме­не­ние нашей мате­ри­аль­ной циви­ли­за­ции. Это было откры­тие кван­то­вой тео­рии. Новый взгляд начал раз­ви­вать еще Эйн­штейн. Когда он при­был в Аме­рику, пер­вый вопрос жур­на­ли­стов был такой: “Можете ли Вы в двух сло­вах рас­ска­зать, в чем суть вашей тео­рии отно­си­тель­но­сти?” — “Да, могу, — отве­тил Эйн­штейн. — Раньше счи­та­лось, что если убрать из все­лен­ной всю мате­рию, оста­нутся про­стран­ство и время. Но согласно тео­рии отно­си­тель­но­сти они тоже исчезнут”…

В науке это вызвало рево­лю­цию. Ока­зы­ва­ется, время не абсо­лютно, не само­сто­я­тельно, а про­из­водно от чего-то. Осо­бенно это стало ясно в кван­то­вой меха­нике, кото­рая сло­жи­лась только в 20–30 годы XX века. Согласно ей, собы­тия без наблю­да­теля не суще­ствует, а зна­чит, без наблю­да­теля нет и вре­мени. Странно, но это факт.

Конечно, это имеет пря­мое отно­ше­ние к исто­рии. Ее нет вне лич­но­сти наблю­да­теля. У Мая­ков­ского есть гени­аль­ная фраза в поэме “Хорошо”: “Это было с бой­цами или со стра­ной, или в сердце было моем”. Исто­рия дела­ется в чело­ве­че­ском сердце, у нее нет неза­ви­си­мо­сти от “я”.

Возь­мем, напри­мер, Запад­ную Европу конца X века. Под­хо­дило к концу пер­вое тыся­че­ле­тие после Рож­де­ства Хри­стова, и боль­шин­ство насе­ле­ния было уве­рено, что в 1000 году насту­пит конец света. Десятки тысяч веру­ю­щих Запад­ной Европы, про­дав там земли и иму­ще­ство, сте­ка­лись в Иеру­са­лим, так как, по общему мне­нию, Хри­стос дол­жен будет явиться с неба именно туда… Каза­лось бы, собы­тие про­ис­хо­дило больше тысячи лет назад, никто из нас этого не видел. Исто­рик ска­жет: “Нас не было, а ведь все это было” — “А откуда вы зна­ете, что люди ждали конца света?” — “Читаю доку­менты, там напи­сано. И пред­став­ляю в вооб­ра­же­нии, как охва­чен­ные пани­кой люди стоят и ждут светопреставления”.

Это нечто вроде теле­ви­зора. Исто­рик читает книги, и словно видит, как толпы пили­гри­мов собра­лись в Свя­том городе. Это собы­тие вклю­чает в себя чело­века, “смот­ря­щего” его. Но ведь это совсем не так! В той исто­рии на самом деле не было нашего наблю­да­теля, не было очей совре­мен­ного историка.

Надо понять, что исто­ри­че­ская наука состоит из двух обя­за­тель­ных ком­по­нен­тов: тек­стов, доку­мен­тов, архео­ло­ги­че­ских нахо­док — и самого исто­рика. Как только мы попы­та­емся его убрать, исто­рия погру­жа­ется во тьму: ее вообще не было, так же, как не было нена­блю­да­е­мого явле­ния в кван­то­вой физике.

Однако для автора письма суще­ствует неза­ви­си­мая ни от чего линей­ная после­до­ва­тель­ность собы­тий. Люди рож­да­ются, уми­рают, вхо­дят в некую Исто­рию и выхо­дят из нее. А она идет себе и идет. В чем здесь ошибка? Автор вычле­няет из всей при­роды некое неза­ви­симо теку­щее миро­вое время и напол­няет его собы­ти­ями: “пер­вые хри­сти­ане ждали Хри­ста — не при­шел, в Сред­ние века ждали — тоже не при­шел” и т. д. На самом деле пер­во­на­чально не время, а смысл исто­рии, не время ожи­да­ния, а смысл ожи­да­ния. И именно с этой точки зре­ния надо оце­ни­вать исто­ри­че­ские события.

В чем смысл слу­жеб­ного поня­тия, кото­рое назы­ва­ется исто­рией? По мне­нию хри­сти­ан­ства — в обо­же­нии чело­века, дости­же­нии им пол­ноты совер­шен­ства. Ведь ради него создан мир. А когда он впал в пер­во­род­ный грех, то смыс­лом стало спа­се­ние от греха. Раньше, до гре­хо­па­де­ния, была какая-то иная про­грамма совер­шен­ство­ва­ния чело­века, но Адам и Ева ее сорвали. И при­шлось Богу “пере­стро­иться” и при­нять дру­гой план: спа­се­ние чело­века. Этой цели и слу­жит эмпи­ри­че­ское время. И ни в коем слу­чае нельзя его фети­ши­зи­ро­вать, абсо­лю­ти­зи­ро­вать, “втис­ки­вать” Бога в рамки вре­мени. Бог пре­бы­вает в Цар­стве Веч­но­сти. При­чем это не та веч­ность, кото­рая длится страшно долго, а веч­ность как отсут­ствие вре­мени. Когда нача­лось тво­ре­ние, вме­сте с миром было создано и время, потому что мате­рия неот­рывна от времени.

В шестой день Бог создал чело­века и так орга­ни­зо­вал его пси­хи­че­ский мир, что чело­век без вре­мени и про­стран­ства не может вос­при­ни­мать ничего. Мы вос­при­ни­маем в про­стран­стве даже небес­ные силы: вот стоит кры­ла­тый ангел. Люди так гово­рят не потому, что у бес­плот­ных духов на самом деле есть кры­лья или они где-то там стоят, а потому что мы иначе думать о них не можем. Для чело­ве­че­ского интел­лекта мысли необ­хо­димо систе­ма­ти­зи­ро­вать, выстра­и­вать во вре­мени. Поэтому смысл исто­рии для нас может рас­кры­ваться только в этой линей­ной вре­мен­ной после­до­ва­тель­но­сти, хотя она на самом деле условна.

Пред­ставьте, что два чело­века раз­го­ва­ри­вают друг с дру­гом. Тот, кто гово­рит, уве­рен, что собе­сед­ник пой­мет его слова, хотя у того дру­гая голова, дру­гой мозг. Чело­век откры­вает рот и зара­нее уже знает, что соби­ра­ется ска­зать. Но это зна­ние при­сут­ствует в голове гово­ря­щего не в сло­вах, а как цель­ная мысль. А собе­сед­ник, наобо­рот, вос­при­ни­мает после­до­ва­тель­ность слов и свер­ты­вает ее в своей голове в цель­ную мысль. То же можно ска­зать и о раз­го­воре Бога с чело­ве­ком. Бог тво­рит смыслы, и дает воз­мож­ность людям понять Свой замы­сел о мире через исто­рию — линей­ную вре­мен­ную после­до­ва­тель­ность собы­тий. Свер­нув ее опять в нечто еди­ное, чело­век может понять это. Кстати, автор письма отча­сти уже про­де­лал такую работу, про­сто сде­лал непра­виль­ные выводы. Напри­мер, как дока­за­тель­ство исто­ри­че­ской несо­сто­я­тель­но­сти книги Апо­ка­лип­сис он при­во­дит при­меры раз­ного вос­при­я­тия образа “желез­ной саранчи” в Сред­ние века и сего­дня. Но мне кажется, что это, наобо­рот, луч­шее дока­за­тель­ство того, что СМЫСЛ исто­рии чело­век любой эпохи вос­при­ни­мает оди­на­ково, то есть при­ме­няет апо­ка­лип­ти­че­ские образы к себе и сво­ему поколению.

Таким обра­зом, исто­рия как вспо­мо­га­тель­ный инстру­мент спа­се­ния слу­жит лич­но­сти. Воз­вра­ща­ясь к фразе Мая­ков­ского: “…или в сердце было моем”, можно ска­зать, что если не будет моего сердца — не будет ника­кой исто­рии, не будет войн, рево­лю­ций и так далее. Дру­гого места пре­бы­ва­ния исто­рии, как в чело­ве­че­ском сердце — нет.

А теперь можно попы­таться понять про­блему конца света и Страш­ного суда. На самом деле как смыс­ло­вая про­блема она суще­ствует только для каж­дого из нас, только для лич­но­сти. Но нам удобно вос­при­ни­мать ее таким обра­зом, что будет некий час “Икс”, когда все кон­чится, и Гос­подь будет судить мир. Но в дей­стви­тель­но­сти для каж­дого из нас Страш­ный суд — это лич­ный суд, отчет каж­дого чело­века перед сотво­рив­шим его Богом.

Конца света, как неко­его дня, быть не может. Не надо путать фина­лизм и ката­стро­физм. Автор письма явно не раз­ли­чает их, говоря о том, что Земля может погиб­нуть от столк­но­ве­ния с метео­ри­том, от эко­ло­ги­че­ской ката­строфы и т. д. Земля, конечно, может погиб­нуть от любой ката­строфы, но книга Апо­ка­лип­сис гово­рит совсем о дру­гом. Конец света — это отмена мате­рии. Говоря сло­вами Апо­ка­лип­сиса: “небо свер­ты­ва­ется как сви­ток” ( Отк.6:14 ), то есть исче­зает вся Все­лен­ная, все, что было сотво­рено за шесть дней. При чем тут ката­строфы на Земле?!

Автор письма точно заме­тил, что есть неко­то­рые люди, назы­ва­ю­щие себя хри­сти­а­нами, кото­рые любят рас­счи­ты­вать даты конца света. Одна­жды я слы­шал потря­са­ю­щую вещь. Где-то в Аме­рике оче­ред­ные “про­роки” назна­чили день, а когда конец света не настал, они заявили: “про­стите, в наши рас­четы вкра­лась ошибка”. Но они не пони­мают самого глав­ного: Страш­ный суд будет уже вне вре­мени и про­стран­ства, потому что те исчез­нут. Ни на одних часах не будет отме­чен этот момент, поэтому невоз­можно назвать и дату. В Еван­ге­лии заме­ча­тельно ска­зано, что вто­рое при­ше­ствие будет тогда, когда никто не будет его ожи­дать. А те сек­танты как раз ожи­дали… Теперь, навер­ное, оста­ется сде­лать послед­ний шаг и обви­нить Бога, что Он не пошел им навстречу и не устроил конец света именно в этот день.

Вла­ди­мир ГУРБОЛИКОВ, заме­сти­тель глав­ного редак­тора жур­нала “Фома”.

Для меня важ­нее всего то, что конец света я вос­при­ни­маю двой­ственно. Есть исто­ри­че­ский конец света, о кото­ром гово­рит нам Апо­ка­лип­сис, но я вос­при­ни­маю эту книгу в первую оче­редь как книгу для меня и обо мне. Доста­точно пере­жить серьез­ную болезнь, чтобы понять, что в какой-то момент каж­дый чело­век ока­жется перед лицом смерти. В моей жизни это было: я ока­зался перед лицом болезни, кото­рая может при­ве­сти к могиле очень легко и быстро. В этот момент для меня весь мир пере­ме­нился. Вокруг жили люди, счи­тая, что у них впе­реди еще много вре­мени, а для меня уже начался конец света. Он наста­нет в бли­жай­шее время, воз­можно, чуть позже. Но пошел отсчет, начали тикать часы. И мое отно­ше­ние к миру изменилось.

Пока (я даже боюсь гово­рить “к сча­стью”, потому что не знаю), есть Божия воля на то, что я остался жить. Но мне кажется, что это состо­я­ние — “память смерт­ная”, как гово­рят в церкви, — чрез­вы­чайно важно для чело­века. “Иметь память смерт­ную” — зна­чит пом­нить, что в любую минуту ты можешь уме­реть. Это дает чело­веку осо­бое пони­ма­ние про­ис­хо­дя­щего, осо­зна­ние каж­дого сво­его поступка. В этот момент живешь слож­нее, напря­жен­нее, глубже, чем всю преды­ду­щую жизнь.

Неда­ром мно­гие срав­ни­вают то, что опи­сы­ва­ется в Апо­ка­лип­сисе, с вой­ной. Не знаю, как на самом деле. Но мне кажется, то, что мы пере­жи­ваем даже в мир­ное время — это как мини­мум борьба. Мно­же­ство людей — я имею в виду неве­ру­ю­щих, нехри­стиан — ста­ра­ются не заме­чать, что кру­гом рвутся сна­ряды. Уми­рает чело­век, а они идут мимо и думают, что будут жить еще мил­лион лет, ста­ра­ются не при­ни­мать во вни­ма­ние, что тоже смертны.

Но есть, конечно же, и общий, “боль­шой” вопрос: почему так долго не про­ис­хо­дит конец света? В Еван­ге­лии много раз гово­рится о том, что он скоро дол­жен настать, и он дей­стви­тельно может прийти в любую минуту. Но самое глав­ное — это фраза Хри­ста: “О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небес­ные, ни Сын, но только Отец” ( Мк.13:32 ). Ее часто при­во­дят в пику тем, кто гово­рит, что конец света вот-вот наста­нет. Но для хри­сти­а­нина все-таки понятно, что Бог все делает так, как Он хочет. Раз уж мы сво­бодны в выборе, то Бог — про­сто несо­по­ста­вимо с нами сво­бо­ден! Если по какой-то неиз­вест­ной для нас при­чине Он счи­тает необ­хо­ди­мым, чтобы мы про­шли исто­ри­че­ский путь, зна­чит, так оно и будет. Почему — мы не знаем. Если мы предъ­явим к Нему фор­маль­ные пре­тен­зии, то будем не лучше иудеев, кото­рые Его когда-то рас­пяли за то, что Он не хотел гово­рить и посту­пать так, как им было надо. Точно так же, на мой взгляд, дей­ствуют те, кто пыта­ется вычис­лить день конца света. Это Божье дело, когда он насту­пит. И не надо удив­ляться, почему он до сих пор не при­шел, и спра­ши­вать, наста­нет ли он в среду 25-го числа?

Ука­за­ние на конец света в Еван­ге­лии состоит из двух частей. В пер­вой гово­рится: “Не зна­ете ни дня, ни часа”. А во вто­рой ясно про­сле­жи­ва­ется мысль, что он, воз­можно, про­изой­дет очень скоро. Это нужно затем, чтобы я пони­мал: каж­дый день, кото­рый я живу, может ока­заться послед­ним. И что со Хри­стом я могу встре­титься уже зав­тра или даже через 5 минут. Я сей­час творю какое-то непо­треб­ство, а через 5 минут ока­жусь перед Ним. Вот для чего, в первую оче­редь, мне кажется, тре­бу­ется пом­нить о вто­ром при­ше­ствии. А не для того, чтобы на этом осно­ва­нии руко­во­ди­тели какой-нибудь секты заби­рали у своих адеп­тов квар­тиры, говоря, что на том свете они все равно не нужны.

Вяче­слав КЛЫКОВ, скуль­птор, лау­реат Госу­дар­ствен­ных пре­мий СССР и РСФСР, пре­зи­дент Меж­ду­на­род­ного Фонда сла­вян­ской пись­мен­но­сти и культуры.

Я про­чи­тал Апо­ка­лип­сис уже будучи взрос­лым. И вос­при­нял его орга­нично, как долж­ное. Меня не пора­зило то, что там напи­сано, потому что я слы­шал об этом еще в дет­стве, дошколь­ни­ком, от своих бабу­шек. Они были веру­ю­щие и рас­ска­зы­вали мне об этом в доступ­ной форме. А бабушки знают, как рас­ска­зать. Конечно, в дет­стве я мог понять только то, что поз­во­лял мой дет­ский разум.

Уже гораздо позже про­чте­ния Апо­ка­лип­сиса я сде­лал вывод, что это некое пре­ду­пре­жде­ние нам. Так я вос­при­ни­маю его и до сих пор. У мно­гих людей биб­лей­ское пре­ду­пре­жде­ние о конце света и Страш­ном Суде вызы­вает чув­ства отча­я­ния и без­на­деж­но­сти. Но если мы не изме­нимся, если не будем стре­миться к тем иде­а­лам, кото­рые даны нам в Еван­ге­лии, а будем жить по своим, чело­ве­че­ским зако­нам, нас это постигнет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *