Арам хачатурян что написал
Арам Хачатурян
Его родители были из соседних сел. Отец в 13 лет уехал на заработки в Тифлис. С матерью, которая была моложе его на 10 лет, их обручили заочно, а поженились они, когда Кумаш Саркисовне едва исполнилось 16 лет.
Первым учителем музыки у Арама был композитор, музыковед и революционер Мушег Газаросович Агаян (1883-1966).
В 1911-1913 годах он учился в частном пансионе С. В. Аргутинской-Долгоруковой. В школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе.
Однако родители не не одобряли его увлечение музыкой, поэтому он вынужден был получать профессию коммерсанта.
В 1913-1921 годах обучался в коммерческой школе.
Арам Хачатурян в молодости
Лишь став совершеннолетним и самостоятельным он смог заняться музыкой серьезно.
В 1921 году Арам вместе с группой армянской молодежи приехал в Москву, где уже давно жил и работал его старший брат, Сурен Хачатурян, театральный режиссер. Он поступил на подготовительные курсы Московского университета.
В 1922 году стал студентом биологического отделения физико-математического факультета МГУ и Третьего показательного государственного музыкального техникума имени Гнесиных (ныне Музыкальное училище имени Гнесиных), где обучался игре на виолончели (преподаватель С. Ф. Бычков, затем A. A. Борисяк) и фортепиано, брал уроки композиции.
В 1925 году начал заниматься композицией в классе М. Ф. Гнесина, занятия в университете прекратил. Окончил техникум в 1929 году.
Тогда же он впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясен музыкой Л. ван Бетховена и С. В. Рахманинова. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.
В 1926-1928 годах работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова.
В 1929 году он поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у M. Ф. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского. Его педагогами по инструментовке были Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко. В 1934 году он с отличием окончил консерваторию и следующие два года совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского.
Уже в студенческие годы он написал целый ряд значимых произведений: Песня-поэма для скрипки с фортепиано, Сюита для альта и фортепиано, Токката для фортепиано, трио для фортепиано, скрипки и кларнета и др.
В 1934 году, ориентируясь на традиции русской школы, Хачатурян создал Первую симфонию, концерты с оркестром для фортепиано, скрипки, виолончели.
Премьера балета «Гаянэ» состоялась 9 декабря 1942 года эвакуированным в Пермь Ленинградским театром оперы и балета имени С. М. Кирова. В следующем году балет был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. А «Танец с саблями» из балета «Гаяне» принес композитору всемирную славу.
Член ВКП(б) с 1943 года.
В годы войны работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.
В 1944 году он стал автором музыки гимна Армянской ССР.
В 1930-1950-х годах написал музыку к спектаклям «Макбет» в Малом театре (1955) и «Король Лир» в Театре им. Моссовета (1958). Широко известна его музыка к спектаклю Театра им. Е. Вахтангова «Маскарад», созданная в 1941 году.
Сильнейшим потрясением для композитора стало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 года, в котором его творчество, наряду с творчеством С. Прокофьева и Д. Шостаковича, было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве. Композитору пришлось замолкнуть на несколько лет.
Балет «Спартак» стал величайшей работой композитора после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 года состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошел в репертуар балетных трупп и показывался на крупнейших сценах мира. Его ставили Л. Якобсон, И. Моисеев, Ю. Григорович, Е. Чанга и другие видные балетмейстеры.
С 1950 года часто выступал как дирижер, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом.
Писал статьи для журналов, посвященных творческой деятельности ряда советских музыкантов.
Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва и Верховного Совета Армянской ССР 2-го созыва.
Арам Хачатурян скончался 1 мая 1978 года. Похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса Еревана.
В 1978 году имя композитора было присвоено Большому залу филармонии Еревана.
Портрет композитора запечатлен на банкноте номиналом 50 армянских драмов образца 1998 года.
31 октября 2006 года в Москве (Брюсов переулок, 8/10) открыт памятник Араму Хачатуряну. На здании установлена мемориальная доска.
В центре столицы Республики Армения Ереване на улице Я. Заробяна открыт Дом-музей Арама Хачатуряна (с концертным залом).
Именем композитора назван самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A319-112 (бортовой номер VQ-BCO).
Личная жизнь Арама Хачатуряна:
В браке родилась дочь Нунэ Арамовна Хачатурян, пианистка.
Брак распался, когда в аспирантуре Московской консерватории, которую он заканчивал у Н.Я. Мясковского, Арам познакомился с Ниной Макаровой.
Первая жена и дочь Арама Хачатуряна
В 1940 году у них родился сын Карен Арамович Хачатурян, искусствовед.
Арам Хачатурян и Нина Макарова
Арам Хачатурян и Нина Макарова с сыном
Произведения Арама Хачатуряна:
Концерт для фортепиано с оркестром (1936);
Концерт для скрипки с оркестром (1940);
Концерт для виолончели с оркестром (1946);
Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961);
Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963);
Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968)
Вокальная и хоровая музыка
«Поэма о Сталине (Песня ашуга)» для смешанного хора и оркестра (1938);
Государственный гимн Армянской ССР для смешанного хора и оркестра (1944);
Три концертные арии для сопрано и оркестра (1946);
«Ода радости» для меццо-сопрано, смешанного хора, ансамбля скрипачей, десяти арф и оркестра (1956);
«Баллада о Родине» для баса и оркестра (1961)
Камерные ансамбли и сольная инструментальная музыка
«Элегия» для виолончели и фортепиано (1925);
«Песня странствующего ашуга» для виолончели и фортепиано (1925);
Танец для скрипки и фортепиано (1926);
Пьеса для виолончели и фортепиано (1926);
Сон (1927);
«Пантомима» для гобоя и фортепиано (1927);
Аллегретто для скрипки и фортепиано (1929);
«Песня-поэма (в честь ашугов)» для скрипки и фортепиано (1929);
Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1931);
Соната для скрипки и фортепиано (1932);
Массовый танец для баяна (1932);
Трио для кларнета (B), скрипки и фортепиано (1932);
Ноктюрн для скрипки и фортепиано (1941, из музыки к пьесе «Маскарад» М. Ю. Лермонтова);
Концерт для скрипки с оркестром в переложении автора для скрипки и фортепиано (1941);
Соната-фантазия для виолончели соло (1974);
Соната-монолог для скрипки соло (1975);
Соната-песня для альта соло (1976)
Сочинения для фортепиано
Поэма (1925);
Поэма (1926);
Андантино (1926);
Вальс-этюд (1926);
Детский альбом, часть первая (1926-1947);
Вариации на тему «Сольвейг» (1928);
Семь речитативов и фуг (1928-1966);
Сюита: 1. Токката. 2. Вальс-каприс. 3. Танец (1932);
Танец №3 (1933);
Марш №3 (1934);
Буденовка (массовый танец);
Хореографический вальс (1944);
Три пьесы: 1. Остинато. 2. Романс. 3. Фантастический вальс (1945);
Вальс (1952, из музыки к пьесе «Маскарад» М. Ю. Лермонтова);
Сонатина (1959);
Соната (1961);
Детский альбом, часть вторая (1965)
Сочинения для духового оркестра
«Армянская застольная» (1948);
«Авиамарш»;
«Аю-Даг»;
«Ах, где она?». Песня (на армянском языке) (1957);
«Баллада о Родине» (1961);
«Будь готов»;
«В бой, камарадос» (1936);
«В завидное время, друзья, мы живем. »;
«Вальс дружбы» (1951);
«Вам, арабские друзья» (1964);
«Весенний карнавал» (1956);
«Встреча с поэтом» (1948);
«Гвардейский марш» (1942);
«Дети Ленина» (1935);
«Джавуз идим» (1931);
«Дифирамб» (1946);
«Дочери Ирана» (1939);
«Жду тебя» (1943);
«Заводская-станковая»;
«Завтра в школу» (1933);
«Игровая» (1931);
«Капитан Гастелло» (1941);
«Ковер счастья» (1950);
«Комсомолец» (1931);
«Комсомолец и комсомолка» (1931);
«Комсомольская песня» (1948);
«Комсомольская-шахтерская» (1931);
Корейская партизанская песня (1952);
«Краснофлотский марш» (1933);
«Легенда» (1946);
«Марш мира» (1962);
«Могучий Урал» (1942);
«Море Балтийское» (1941);
«Моя Родина» (1950);
«Музыкальный памфлет» (1951);
«Мы победим!» (1939);
«На бульваре Гоголя» (1935);
«На нашем лугу» (1931);
«Нам сегодня весело» (1963);
«Начал колос колоситься» (1932);
«Наше будущее» (1931);
«Новая песня» (1931);
«О чем мечтают дети» (слова В. Винникова, 1949);
«О чем мечтают дети» (слова П. Градова, 1949);
«Патриотическая песня»;
«Песня защитниц мира» (1951);
«Песня» (1952);
Песня Зульфии (из к/ф «Сад», 1939);
«Песня о девушке» (1950);
«Песня о дружбе народов» (1968);
«Песня о Ереване» (1948);
«Песня о Красной Армии» (совместно с Д. Шостаковичем, 1943);
«Песня о пограничнике» (1938);
«Песня про иву» (из к/ф «Отелло», 1956);
«Песня Пэпо» (из к/ф «Пэпо», 1934);
«Песня сердца» (1949);
«Песня русских матросов» (из к/ф «Корабли штурмуют бастионы», 1953);
«Песня Черноморского флота» («Краснофлотская») (1931);
«Пионерка Оля» (1933);
«Пионерский барабан» (1933);
«Под дождем» (1937);
«Полевая песня» (1931);
«Походная красноармейская песня ударника обороны. » (1932);
«Походная песня» (1953);
«Поэма» (1946);
«Присяга миру» (1950);
Романс Нины (из драмы М. Лермонтова «Маскарад») (1941);
«Сатирическая» (1932);
«Свет любимых глаз» (1962);
«Слава нашей Отчизне!» (1943);
«Самолет»;
«Товарищ Гасан» (1931);
«Третий заем»;
«Уралочка» (1943);
«Уральцы бьются здорово» (1942)
Музыка к театральным постановкам
Фильмография Арама Хачатуряна:
Награды и звания Арама Хачатуряна:
Образ Арама Хачатуряна в кино:
Амбарцум Кабанян в роли Арама Хачатуряна
Шесть мелодий Арама Хачатуряна, которые сделали его звездой мирового масштаба
Когда Арам Хачатурян приехал из родного Тифлиса (Тбилиси), ему было 18 лет, он умел подбирать песни на слух и вообще не знал нотной грамоты. Только в Москве он впервые услышал музыку Бетховена, Шопена и Рахманинова.
Своё музыкальное образование он начал с нуля в Гнесинском музыкальном техникуме (на отделении виолончели как раз был недобор).
Арам Хачатурян в 1923 году.
Чтобы свести концы с концами, он подрабатывал грузчиком на заводе «Армянвино» и певчим в хоре армянской церкви.
Через двенадцать лет он с отличием закончил Московскую консерваторию, и начал свою блестящую карьеру, увенчанную всевозможными советскими и международными наградами, звездой Героя Соц.Труда, Сталинскими, Ленинскими и Государственными премиями.
Вот шесть (из многих) популярных мелодий Хачатуряна, которые стали классикой ещё при его жизни.
1.Танец с саблями из балета «Гаяне» (1942)
Сейчас кажется странным, что в 1942 году кому-то было дело до балетов, опер и симфоний. Но балет «Гаяне» был поставлен именно тогда, в Перми, где был в эвакуации Кировский театр.
Дикая пляска курдов на празднике в армянском колхозе, завоевавшая весь мир, была написана Хачатуряном в срочном порядке (не без досады) по просьбе балетмейстера-постановщика (Нины Анисимовой), которой не хватило танца для финала.
После войны началась лавинообразная мировая популярность этой музыки уже отдельно от балета в качестве концертной пьесы, и Хачатурян стал «Тем, кто написал «Танец с саблями».
Карикатура Юлия Ганфа
Хачатурян не был этому рад, точно так же, как и другие авторы мега-хитов: «Тот, кто написал «Лунную сонату», «Тот, кто написал Болеро» или «Тот, кто написал ТУ САМУЮ прелюдию».
Слушая этот Танец, понимаешь, что Хачатурян не просто так сказал эти слова:
«Я уверен, что композитор должен сочинять музыку в экстатическом состоянии».
Берлинский филармонический оркестр и Сейджи Озава.
2. Лезгинка из балета «Гаяне» (1942)
С «Гаяне» в мировой концертный репертуар впервые вошла музыка Кавказа. На Западе этот балет практически не ставился, но сюиты, составленные композитором из отдельных музыкальных номеров, исполнялись довольно широко.
Это не просто лезгинка, а ух!-лезгинка, по которой можно проверить уровень оркестра и дирижёра. Второй «Полёт шмеля», но только во много раз горячее.
В оркестре Владимира Федосеева и ударник, и струнная группа, и духовая выдерживают экзамен на «пять».
3. Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» (1941)
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость.
Здание театра имени Вахтангова в 1941 году.
4. Адажио из балета «Спартак» (1956)
Казалось бы, невозможно превзойти по красоте Адажио из «Лебединого озера», «Спящей красавицы» или «Щелкунчика». Но Хачатурян если не превзошёл, то уж точно дополнил своим Адажио этот список лирических шедевров балетной музыки.
Завораживающая любовная магия этой музыки начинает действовать ещё до того, как вступает великолепная тема у виолончелей. На Западе эта мелодия вошла в массовую культуру в виде рекламы, песен и саундтреков к фильмам.
5. Вариация Эгины и Вакханалия из балета «Спартак» (1956)
Положительные герои выглядят несколько бледнее, что ставилось композитору в упрёк. Но зло потому и опасно, что часто бывает неотразимо обольстительным. В данном случае оно принимает облик римской куртизанки и умелой интриганки Эгины.
Для её танца и последующей вакханалии во дворце римского консула Красса Хачатурян не пожалел красок.
Светлана Захарова в спектакле Большого театра (постановка Ю.Григоровича):
6. Скрипичный концерт ре минор (1940)
В конце 30-х и начале 40-х у Хачатуряна был какой-то необыкновенный выброс мощной творческой энергии. Он написал сразу несколько шедевров: балет «Гаяне» со всеми его красотами, музыку к «Маскараду» и этот замечательный концерт.
М.Сарьян. Портрет Арама Хачатуряна (1944). Фрагмент.
Он яркий, как картины Сарьяна, с пряным и жгучим вкусом Кавказа и просто пышет энергией жизни.
В ролике есть деление на части, можно послушать какую-то одну. Но они все хороши.
Арам Ильич Хачатурян
Фото Все
Видео Все
Арам Хачатурян (1977)
На уроках Арама Ильича Хачатуряна (урок первый)
Арам Хачатурян. Фрагмент документального фильма (1977)
Арам Хачатурян — биография
Арам Ильич Хачатурян — известный советский композитор, занимался музыкально- общественной деятельностью, дирижёр, педагог. Самые знаменитые музыкальные произведения балеты: «Маскарад», «Спартак», «Гаяне».
Арама Хачатуряна можно смело отнести к самым выдающимся композиторам и педагогам XX века. Он хорошо известен почитателям классической музыка по всему миру. Маэстро сочинял такую музыку, что зачастую сразу после премьерного исполнения она становилась популярной. Блистательный «Танец с саблями» из известного балета «Гаяне» или удивительный «Вальс» из «Маскарада». Арам Хачатурян за свою творческую жизнь написал огромное количество музыкальных шедевров. Вся его музыка разнопланова, он был мастером в разных музыкальных жанрах. Оркестровые сочинения, вокальную и хоровую музыку, различные концертные сочинения, музыку для духовых оркестров, для театральных постановок, оркестровые сочинения и конечно музыку для балета.
Детство
Арам Хачатурян родом из Грузии, он родился селении Коджори, не далеко от Тбилиси, 6 июня 1903 года. Позднее семья Хачатурян переезжает в Тифлис. Семья владела ремесленной мастерской, его отец Егия, был мастером переплётчиком. Мама Кумаш Саркивоана занималась хозяйством и детьми. Разница в возрасте с мужем составляла 10 лет. Арам был пятым ребёнком в семье. Самая старшая дочь умерла в раннем детстве. Сыновей звали: Вагинак, Сурен, Левон и Арам.
В семье любили петь, впрочем, как и любом армянском доме, у них часто звучала музыка и пение. Маленькие дети зачастую подпевали своей родительнице. Арам хотел заниматься музыкой, но отец настаивал на хорошем образовании. И мальчика определяют в гимназию Аргутинской-Долгоруковой. Ребёнок рос всесторонне развитым, легко осваивал языки.
Арам Хачатурян в юности
Особенность грузинских городов, это музыкальность и многонациональность. На улицах можно было услышать разнообразные песни и мелодии. Отовсюду лились грузинские, армянские напевы. Арам впитывал в себя эту атмосферу, в его сердце навсегда остались народные мелодии которые он слышал в детстве.
Но молодые люди всегда посещали Русское музыкальное общество, которое находилось в городе. Туда с выступлениями приезжали такое знаменитости как Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов, Константин Игумнов. В Тбилиси приезжал Итальянский оперный театр. С приобретением семьёй старого рояля жизнь маленько Арама изменилась. Он стал наигрывать услышанную музыку, и пытался сочинять что-то своё.
В 1921 году домой на лето приезжает старший брат Сурен. Который уже довольно долго проживал в Москве. К тому времени он окончил Московский университет, молодой человек был историком, и работал в МХАТе театральным режиссёром. Знакомыми Сурена были основоположники русского театра: Станиславский, Немирович-Данченко, Сулержицкий, Вахтангов. Сурен загорелся идеей создать армянский театр. Собственно, приезд домой сопровождался ещё одной целью: подобрать талантливых соотечественников для обучения. И вместе с ним в Москву отправляются его братья Левон и Арам.
Арам Хачатурян в молодости
В Москве молодые люди погружаются в театральную жизнь. Они посещают оперу, ходят на балет, драматические театры, и симфонические оркестры, всё это оказывает неизгладимое впечатление на ребят.
Через год, в возрасте 19 лет Арам Хачатурян поступает на подготовительные курсы биологического факультета МГУ. И параллельно поступает в третий государственный музыкальный техникум имени Гнесиных. Там он учится игре на виолончели и фортепиано, берёт уроки композиции. Его первым преподавателем был Михаил Фабианович Гнесин. Эта встреча и занятия определили творческий путь великого композитора.
Музыка
Хачатурян поздно начинает изучать нотную грамоту, и конечно по началу ему было слишком сложно. Но его первые сочинения стали успешными «Танец для скрипки и фортепиано» до сих пор актуальны, и входят в скрипичный состав репертуара многих исполнителей. В 1925 году свои занятия в МГУ Арам прекращает, он посвящает все своё время только музыке.
Арам Хачатурян в училище
В 1926 году после окончания обучения в музыкальном техникуме, Арам возвращается на родину. Он возглавит музыкальное отделение Московского Дома культуры. Но уже в 1929 году он уезжает в столицу, чтобы продолжить своё обучение. Хачатурян поступили в Московскую консерваторию и попадает к композитору Николаю Мясковскому, а педагоги Рейнгольд Глиер и Сергей Василенко преподают ему инструментовку.
В это время Хачатурян пишет сюиту для альта и фортепиано, «Токкату», «Семь фуг для рояля». Сергей Прокофьев организовал премьеру для Трио фортепиано, скрипки и кларнета в Париже. Прокофьев высоко оценил талант ещё молодого композитора. В 1933 году звучит «Танцевальная сюита», на сцене в Московской консерватории исполняемая симфоническим оркестром.
В качестве дипломной работы Хачатурян пишет Первую симфонию. В 1936 году, после аспирантуры Арам создаёт свой Первый фортепианный концерт. В своём произведении он объединяет восточные мелодии, с европейской музыкой. Произведения Арама Хачатуряна становятся известными и любимыми публикой, их включают в свой репертуар самые известные советские и зарубежные музыканты.
Арам Хачатурян играет в молодости
Перед самым началом войны композитор назначен на пост заместителя председателя Союза композиторов СССР. В это время он сочиняет рад самых известных произведений. Первый скрипичный концерт, балет «Счастье» и «Маскарад». Немного позднее он напишет музыку к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» и вальс из сюиты «Маскарад», который станет лучшим произведением симфонической музыки XX века.
Правительство дало высокую оценку творчеству Арама Хачатуряна. Ему присвоена Сталинская премия первой степени. А в самом конце войны он напишет «Гимн Армении». В 1946 году Арам закончит свой Первый виолончельный концерт, через год будет завершена работа над Третьей симфонией.
Композитор Арам Хачатурян
В 1948 году выходит постановление Политбюро ЦК ВКП(б) в котором написано, что музыка в опере «Великая дружба» Мурадели формалистичная, и к такому проявлению в искусстве отнесли самого Хачатцряна и Прокофьева с Шостаковичем. Это стало сильным потрясением для композитора. Он на много лет практически ничего не писал.
После таких нападок, только в 1954 году зрители смогут насладится его балетом «Спартак». Этот балет вошёл в репертуар многих театров в СССР и зарубежном. На музыку Хачатуряна ставили спектакли самые знаменитые балетмейстера Л. Якобсон, И. Моисеев, Ю. Григорович.
В 1950-х годах Арам Хачатурян начинает преподавать в Московской консерватории и в институте имени Гнесина.Его воспитанниками стали: Андрей Эшпая, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич. Но нужно отметить, что Арам консультировал и помогал советами Арно Бабаджаняну, Александру Арутюняну и Эдварду Мирзояну.
Арама Хачатуряна знала вся страна, он объездил с концертами весь Советский Союз, выступал в Европе и Америке. Хачатурян так же писал музыку к кинофильмам. Самые известные «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва».
Личная жизнь
Арам Ильич Хачатурян дважды вступал в брак. В первом браке у родилась дочь Нунэ, она была пианисткой. Но с первой женой Арам прожил совсем немного лет. В 1933 году уже будучи в разводе он знакомится со своей однокурсницей Ниной Владимировной Макаровой. Немного позднее молодые люди поженились.
Арам Хачатурян с женой
С Ниной Владимировной они родили сына Карена, который в последствии стал известным искусствоведом. Их отношениям посвящён один из серии фильмов «Больше чем любовь». В документальной киноленте были использованы воспоминая родных и фотографии из семейного архива.
Арама Хачатуряна признал весь музыкальный мир, как гениального музыканта. Он был награжден многими орденами и медалями, как руководством Советского Союза, так был отмечен и зарубежными странами, в 1963 году ему вручили медаль «Папа римский Иоанна XXIII». Имеет ряд почётных званий, обладатель Сталинских, Ленинской и Государственных премий. Имел членство в академиях и университетах многих стран мира.
Смерть
Арам Ильич, в 1976 году похоронил свою любимую Нину. После её смерти смысл его жизни был потерян, он начал болеть, достаточно продолжительное время провёл в больнице.
Памятник Араму Хачатуряну
И пережил свою жену только на два года. Похоронили знаменитого композитора в Армении в парке имени Комитаса.