Аргументы что школьная форма не нужна
Спорный вопрос: 7 «за» и «против» школьной формы
Дисциплинирует или вызывает раздражение? Выгодно или дорого? Мы решили оценить все плюсы и минусы школьной формы
Социальный статус
Одна из задач школьной формы — объединять детей разного социального статуса. Единые критерии к внешнему виду должны помочь избежать множества неприятных провокаций в духе: «у кого родители круче». Дети учатся оценивать друг друга по личностным качествам, но никак не по материальному положению семьи, наполнению гардероба или кошелька. Выбирая школьную форму, в обществе заботятся о том, чтобы дети меньше конфликтовали, а новичкам в классе было проще адаптироваться.
ПРОТИВ:
Разница в достатке семей все равно будет проявляться. Помимо комплекта формы есть также обувь, верхняя одежда, телефон и гаджеты. Дети ходят друг к другу в гости, разговаривают о том, кто и где отдыхает. «Уравнять» эти показатели форма не в состоянии. К тому же, среди детских психологов бытует мнение, что скрытое социальное неравенство не идет ребенку на пользу. Оно существует в обществе, а форма — лишь попытка «замаскировать» его искусственно. Задача родителей и учителей — научить детей достойно принимать разные обстоятельства и ставить на первое место человеческие качества, а не стоимость одежды.
Развитие индивидуальности
Для развития вкуса, стиля и индивидуального подхода к одежде необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем просто разрешать ребенку надевать то, что ему вздумается. Это совокупность множества факторов, в которых ежедневная образцовая одежда играет далеко не первостепенную роль. Важно путешествовать с детьми, развивать в них чувство прекрасного. У семьи должно возникать желание хотя бы время от времени устраивать по выходным культурную программу и ходить в музеи. Если одежда для школьника — один из способов проявить себя и эмоционально разрядиться, почему бы не сделать это в выходные, причем в подходящей культурной обстановке?
ПРОТИВ:
Школьная форма убивает любое проявление индивидуальности. Человек с детства должен научиться организовывать свой внешний вид, овладеть этикетом, одеваться удобно, к месту. У ребенка должна быть возможность подумать и оценить, что больше подходит под определение приличия, строгости и скромности: рваные джинсы, футболка с дурацкой надписью или что-то другое. Родители должны учить детей одеваться адекватно ситуации, а не только давать указания. А это большая работа. Если хочется уйти от этих важных семейных обязанностей, переложив всю ответственность за формирование вкуса на «третью сторону» — форма самое простое решение.
Дисциплина
Форма помогает ребенку лучше контролировать эмоции, поведение, соблюдать дисциплину. В большинстве случаев школьный костюм мальчиков и девочек включает пиджак или жакет. Такой вид одежды, ее фасон, в котором присутствует фиксированная линия плеч и лацканов на груди, как говорится, «держит форму» — посылает сигнал телу выпрямить спинку, делать более сдержанные движения. Такая одежда создает определенный психологический настрой: школьник понимает, что, надев форму, он идет не отдыхать, а учиться. Для этих же целей компании используют дресс-код.
ПРОТИВ:
Школьная форма заставляет детей чувствовать себя не дисциплинировано, а скованно и во многом ограничивает их свободу, не дает важным эмоциям выхода. Большую часть времени ребенок проводит в учебном заведении, а деловой костюм, зачастую, не создает малышам чувство удобства, комфорта и важной в его возрасте естественности и раскованности во время активного движения, общения или игр.
Почему от школьной формы нет никакой пользы
Стройные ряды одинаковых молодых людей в отглаженной форме, марширующие по главным улицам, — это красиво. СССР привил любовь к форме одновременно с мыслью о том, что выделяться — это плохо, но платья и фартучки школьниц всё равно отличались: у кого-то колючая шерсть и грубый хлопок, а у кого-то — нежная ткань и кружевная отделка. Сравнять людей с разным уровнем дохода, одев их в одинаковые вещи, невозможно — всегда будут нюансы и аксессуары, по которым распознают «своих». Маргарита Исанова продолжает тему, которую подняла в блогах школьница Аня Тихонова, и приводит аргументы, почему нам не нужна обязательная школьная форма.
Представьте себе первоклассника в костюме и туфлях, который бежит по мраморному коридору школы, и первоклассницу в юбке, капроновых колготках и белой блузке, которая догоняет его и хватает за рукав. Рукав с треском расходится по шву, девочка поскальзывается в узких туфлях и падает на пол. Блузка наполовину мокрая после догонялок, наполовину грязная от падения. Что скажут дома родители, заплатившие за эти комплекты немалые деньги, чтобы ребёнок привыкал к «скафандру офисного работника» с малолетства?
Вот подросток, который вытянулся так, что руки наполовину торчат из форменного пиджака, из-под брюк видны носки, но родителям накладно купить новый комплект формы посреди года, потому что денег и без того едва хватает. Школьник будет терпеть замечания учителей, но придёт в джинсах, которые ему не малы: не потому, что он хочет все делать наперекор взрослым, а потому, что над ним в классе смеются те, чьи родители зарабатывают больше.
Проблема формы решается просто, но весь мир упёрся в белые рубашки и форменные туфли, как в кринолины и парики XVIII века. Нужна новая Шанель для школьной формы, чтобы избавить детей от неудобной и дорогой одежды.
Джинсы и кеды
Я специально посчитала людей в джинсах в опере. Только в партере их оказалось десять человек. Джинсы — универсальная одежда: их легко стирать, они не мнутся. Купить их можно задешево, и в каждом магазине найдётся пара, которая будет сидеть, как влитая. Можно, конечно, разориться на оригинальные Ливайсы, но внешне они не будут отличаться от ноунеймов, пошитых в Турции. Разрешив школьникам носить джинсы, мы избавим от головной боли сотни учителей и родителей.
Знаки различия
В школах и университетах других стран популярны вещи с символами учебных заведений. Любовь к школе измеряется в футболках и термокружках в «фирменных цветах», а толстовка или «худи» с названием университета найдется в каждом гардеробе.
Вместо того, чтобы запихнуть в шкаф ненавистную форму сразу после школы, ученики носят толстовки и футболки с гордостью и узнают друг друга на улицах
Внутришкольные клубы и секции выпускают линии с забавными надписями и принтами. Производители школьной формы, с которыми сотрудничают школы, тоже не разорятся, просто переквалифицируются на удобную и безопасную одежду.
О безопасности
В 2015 году союз потребителей «Росконтроль» провел проверку качества и безопасности школьной формы. Экспертиза выявила серьёзные нарушения: 75% протестированных изделий не соответствует требованиям безопасности. Материалы, из которых сделана одежда для детей, не соответствуют стандартам. Они плохо пропускают воздух, не впитывают влагу и содержат вредные вещества. Вероятность простудиться в юбке, туфлях и колготках выше, чем в джинсах и кедах. Младшеклассники то и дело разбивают коленки и носы, поскальзываясь в коридорах школ. Опустим необходимость нескользящего покрытия и игровой зоны внутри школы. Кеды или спортивного вида обувь, легализованные в школе, могли бы свести детские травмы на нет, а ещё они дешевле, практичнее, чем кожаные узконосые туфли со скользкой подошвой, и не вызывают проблемы со стопой.
Можно поспорить, что пиджаки и юбки тоже удобные. Джеймс Бонд бегает в кино в галстуке и рубашке, только его костюмы пошиты на заказ, и он из них уже не вырастет
Пошив костюма по меркам в России обойдётся минимум в 30 000 рублей.
Дешёво и сердито
Одного комплекта школьной формы хватает на год, если не покупать вещи «на вырост». К моменту, когда ребёнок дорастает до них, вид у этих вещей уже не новый. Стоимость комплекта одежды для школьника начинается от 15 000 рублей по данным сайта Материнство.ру. Блузка с коротким рукавом для девочки обойдется родителям в 800 рублей, рубашка для мальчика — 600 рублей, а хлопковая футболка с принтом — 400 рублей, но прослужит она дольше и не залоснится от школьного рюкзака.
Взрослые любят носить неудобную одежду, считая её красивой. Мы считаем женщин в узких платьях и на шпильках красивыми, а мужчин в костюмах и галстуках — успешными. Взрослые калечат ноги, перетягивают сосуды, терпят дискомфорт и в этих мучениях похожи на дам в кринолинах и корсетах Викторианской эпохи. Может быть, стоит наконец сделать выбор в пользу удобства и здоровья — хотя бы ради наших детей?
Дресс-код офисного планктона: почему школьную форму пора отменить
Родители за 40 еще помнят свою скучную коричневую школьную форму и пионерские галстуки. 30-летние родители поймали воздух свободы: они ходили в школу в джинсах. Но маятник истории качнулся назад. Наш блогер Юлия Рих считает, что форма в школах убивает индивидуальность. И её надо отменить.
Зачем нам форма
Все мы, вне зависимости от своего прошлого, наверное, хотим, чтобы наши дети выросли смелыми, сильными, свободными и уверенными в себе. Чтобы соблюдали свои и чужие границы, любили себя и уважали чувства других. Формирование внутренней свободы ребёнка зависит от нескольких факторов:
В этих, казалось бы, несущественных фразах заложено глубокое пренебрежение к процессу познания нового, к возможности выразить себя. И начинается рабское мышление, как правило, очень незаметно. Например, с основы школьной дисциплины и уравниловки — обязательной школьной формы. Форма — первое проявление несвободы.
Зачем же школьная форма нужна в принципе?
1. Равенство
Общепринятый аргумент — для социального равенства. Если все одеты одинаково — никто не выделяется. Но стоит присмотреться повнимательнее и станет ясно, что никакого социального равенства в школе не существует. Социальные роли распределены с первого дня учебы.
Вот идет школьница в единой форме, но с последней моделью эйрподс в ушах. А вот мальчик в кроссовках Air Jordan. Посмотрите, детей подвозят к школе водители на машинах класса люкс. И одноклассники, и учителя в курсе, кто где отдыхал и откуда что привез. Единая школьная форма этого скрыть не может.
2. Порядок
Одинаково одетые дети ходят рядами более стройными, разговаривают словами более правильными или запоминают уроки лучше, чем дети одетые свободно? «Девочки должны быть обуты в темные балетки! Никаких кроссовок у мальчиков! Ваши дети выглядят как цыгане!» — заламывают руки учителя, требуя родителей подключиться.
Видимо, по мнению учителя, балетки напрямую связаны с интеллектуальным уровнем девочек, а офисные черные туфли повлияют на дисциплину мальчиков. Может быть, дети в форме резко перестанут курить в школьных туалетах, грубо разговаривать и играть в онлайн-игры на уроках?
Как всё это связано с мозговой активностью, интеллектуальными способностями и дисциплиной? Незаплетенная коса, белые кроссовки, яркая кофта и цветные колготки, по мнению школы, страшный, непростительный грех.
3. Статус
Возможно, посредством формы школа демонстрирует свой особый статус образования для элит? Чем сильнее заморочатся родители, чем больше времени проведут в поисках, очередях и примерках, чем дороже заплатят — тем статуснее покажется школа? Тем профессиональнее окажутся педагоги? В этой школе будет меньше травли? Чище классы, лучше мебель и не такие вонючие туалеты? Там, наконец, не будут кричать на детей?
Какое отношение этот сложный тернистый путь по приобретению особой обязательной формы имеет к образованию и его качеству? Как форма связана с тем, что родители ждут от школы сегодня:
Создается впечатление, что школьная форма используется исключительно для красоты и услады глаз руководства. Для соответствия тому имиджу, который придумал директор, и тому пафосу, к которому он лично привык. Чтобы ему было приятно на линейке смотреть на своих подопечных.
Все причесаны, умыты, с косами и бантами, в галстуках и бабочках
Не стыдно пригласить на школьное мероприятие чиновника, есть, что показать родителями, ветераны умиляются и плачут. Смотрит на эту стаю абсолютно одинаковых школьников директор и думает: какой я молодец, как все красиво, стройненько, рядами, ради этого стоило жить!
В нашей школе был смешной случай: всех детей согнали на мероприятие с испанским учителем. Строго предупредили: только в школьной форме: воротнички белые, косы в бантах, обувь черная! Все послушались. А испанец был в футболке, джинсах и онлайн. И не было ему до обуви детей никакого дела. Фарс не вышел, выглядело это комично, архаично и провинциально. И абсолютно бессмысленно.
Не скрою, когда мои дети одеты в полный школьный комплект — это красиво. Бабушка очень любит такие фото. Еще бы: маленький мальчик выглядит как банкир, а девочка как примерная отличница. Услада глаз и именины сердца. Полагаю, большинство родителей от формы тоже в восторге. Если бы только эта красота имела хоть какое-то отношение к знаниям.
Форма в Европе и России
В небольшом курортном испанском городе, где мы прожили некоторое время, было около 10 бесплатных городских школ и одна частная — католическая. Форму, кроме католиков, никто не носил. У тех все было строго: дорого, престижно, не попасть (однако детям, которым местный департамент образования не мог выделить место в бесплатной школе, давали туда направление). Дети в католической школе были одеты подчеркнуто скромно: белый верх (футболка, рубашка), черный низ (юбка/брюки), белые носки, черная обувь. На фоне разноцветного мира этот аскетизм прямо-таки резал глаз. Догадываюсь, родители не сильно долго искали белую футболку и черную юбку. Форма была доступна и недорога.
А потом мы резко оказались в спальном районе российского города-миллионника, где никаких католиков не было. Зато был директор обычной городской школы, которому спокойно не жилось. Дети в этой школе должны были ходить непременно в рубашках строго определенного фиолетового оттенка. На отшибе города, куда редкая птица залетит, курсировали фиолетовые дети, потому что директор посчитал, что это красиво. И посчитал он это, вероятно, совместно с конкретным производителем фиолетовых рубашек. Родители были вынуждены покупать форму в одном месте без какой-либо альтернативы. Чтобы сделать директору красиво, 1500 семей немного сошли с ума и понесли деньги в одну кассу.
В школе, где учатся мои дети, пошли еще дальше: годами здесь используется форма из ткани особого, редкого принта
Найти такую ткань, чтобы сшить форму самостоятельно, невозможно. Лоскуты старой формы родители не выбрасывают, выкраивая из них галстуки и бабочки. Обратиться можно только в два ателье. При заказе спрашивают, в каком классе учится ребенок. Интересно, с какой целью — неужели ведётся финансовый учет?
Манекены с моделями платьев определенного фасона гордо демонстрируются в школьном фойе. У девочек 2 варианта платьев, зимний и летний, каждый — по 6000 рублей. Скидок, если в семье несколько детей, нет.
Я спросила русскую подругу, живущую в Лондоне, сколько школьная форма стоит у них?
Средняя зарплата жителя Лондона после вычета налогов составляет 2000 фунтов стерлингов. Возьмем ту же одинокую маму с двумя детьми. Так вот, в Лондоне школьная форма обязательна для всех учеников средней школы (младшая и старшая школы используют форму по своему усмотрению). Только одна компания шьёт форму сразу для нескольких школ, купить можно только у них. Ребёнка в школу в небрендированной одежде не пустят — это нарушение правил, а правила — альфа и омега британской школы. Но когда сын подруги потерял галстук, его с уроков не выгнали, и даже публично не отчитали (как это часто случается у нас). Завуч, сделав строгое внушение о необходимости серьезнее относиться к форме, тут же выдал галстук из своих личных запасов.
Раз в год в школе проходит Uniform Day, когда сотрудники фабрики приезжают с формой в школу, и все можно купить на месте. Кто не успел, покупают в магазине или онлайн. Школьная форма на одного ребенка стоит 80 фунтов. Это красивые светло-серые строгие юбка/брюки, джемпер, пиджак, рубашка. А галстук школа выдает бесплатно на линейке в первый учебный день.
Итого, чтобы одеть двух детей в школу одинокому родителю нужно потратить 160 фунтов, то есть 8% своей ежемесячной зарплаты. Форма российского школьника провинциального города обходится родителям в 5 раз дороже лондонской. В сердце Европы, в городе олигархов и финансистов, родитель тратит меньше 10% зарплаты на школьную форму для детей. Но и такой суммы у семьи может не оказаться. Может, им презрительно указывают на дверь со словами, мол, таких нищебродов в нашей школе еще не было, или предлагают обратиться в школу попроще? Нет.
В школе, где учатся дети моей подруги, 30% учеников не могут себе позволить новую форму. Для них работает комиссионный магазин, куда родители выросших детей отдают форму (бесплатно!), а школа распределяет ее среди нуждающихся семей. Таким детям также предоставляется бесплатное государственное питание и выдаются ноутбуки для учебы. Для одной трети всех учеников. Вероятно, нам есть чему у них поучиться.
Никакой индивидуальности
Красота и дороговизна школьной формы не имеет никакого отношения к глубине знаний, социальной справедливости и нравственным ценностям. Как бы дорого и изысканно не были одеты дети в школе, они продолжают травить друг друга, прогуливать уроки, дерзить взрослым, говорить матом с первого класса, отбирать деньги и обижать младших. Все глубинные проблемы школы решаются отнюдь не формой.
Мотивировать к обучению, проводить интересные уроки, учить учиться школа в состоянии без униформы клерка низшего звена. Одежда — часть самовыражения, она демонстрирует мышление, выражает позицию, декларирует точку зрения. В этом нашим детям отказано.
Наши дети растут в парадигме полного подчинения и абсолютной скованности целых 11 лет. Школьная форма заковывает ребенка в строгие рамки подконтрольного существа. А рабское мышление начинается с мелочей: промолчать в деталях, не отстоять свои права, не высовываться, не высказаться, не противостоять несправедливости, не надевать яркое, не выбирать собственный стиль, не подчеркивать свою индивидуальность.
Дети с семи лет закованы в дресс-код офисного планктона. Школьная форма незаметно вымарывает уникальность и глубоко прячет её. Через 11 лет некоторые дети и не вспомнят о своих особенностях. Ведь их этому не учили, им не дали попробовать, поэкспериментировать, сравнить себя в другими, определиться. Зато их учили быть незаметными, бесцветными, послушными, покорными, молчаливыми и соглашающимися. И они легко впитывают эти алгоритмы и ролевые модели.
Разве такими мы хотим видеть своих детей? В своей жизни они еще успеют побыть офисным планктоном, сотрудниками салонов связи, банковскими операционистами, мастерами маникюра и водителями автобусов, которые тоже одеты в униформу. Некоторые из них будут так одеты всю свою жизнь.
Они будут носить строгую скучную корпоративную форму — часто не по размеру, нелепую или некрасивую. Офисный дресс-код станет их второй кожей. Зачем лишать детей детства? Яркости, смелости, экспериментов? Какая особая крамола заложена в распущенных волосах девочек, в длинных нетипичных стрижках мальчиков или яркой и свободной одежде?
Но стоит родителю робко заикнуться о некоторой послаблении в форме, их тут же строго одергивают: «Отдавая ребенка в школу, вы подписали Устав! Вы должны его соблюдать!» Хочется ответить: а давайте сначала педагоги начнут соблюдать свой школьный Устав? Например, перестанут орать на детей, оскорблять и унижать их? Прекратят перекладывать на родителей домашние задания и втягивать их в тяжкие школьные расходы?
Давайте отменим форму и начнём просто уважать детей
Формирование внутренней свободы — процесс долгий и трудоемкий. Свободомыслие нужно взращивать, формировать для него особую среду, которая потом станет для ребенка естественной. Только внутренняя свобода позволит ребенку смело идти вперед во взрослом возрасте.
А как же дисциплина, основа российской педагогики? Но, позвольте, если кроссовки, цветные колготки, яркие футболки, разноцветные волосы, нестандартные стрижки и джинсы способны пошатнуть школьную дисциплину, значит, она уже фатально пострадала и корчится в предсмертных судорогах. Такую дисциплину формой не спасти. Тут нужны настоящие радикальные меры.
Например, посмотреть правде в глаза: многие учителя свою работу ненавидят, половина из них — с неустойчивой психикой, родителей предпочитают финансово использовать, на работу ходят только потому, что не знают чем еще зарабатывать. Исключения есть, но они подтверждают правило.
Возможно, стоит приглашать на работу неравнодушных, мотивировать увлеченных, следовать принципам гуманизма, уважения и сострадания по отношению к детям. Поддерживать социально слабых, активно использовать социальные лифты, не перекладывать на родителей свою работу, создавать среду принятия, свободы и царства знаний.
Тогда и дисциплина без всякой формы подтянется. И школьный Устав пригодится, который, в первую очередь, будут соблюдать учителя и руководство. И никакая учительница сахалинской школы не сможет унизить девочку за дырку на кофте, а учительница в Краснодаре не посмеет, публично оскорбляя, умывать в школьной раковине в коридоре девочку-подростка.
Пусть священный устав школы начнет регулировать дисциплину с отношения педагогов к детям. А школьную форму оставит для частных элитных учебных заведений.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нужно ли носить школьную форму? «За» и «Против»
Школьная форма: за и против
Школы сами устанавливают правила внутреннего распорядка. Где-то дресс-код строгий, а где-то администрация не обращает на одежду никакого внимания. У концепта есть как сторонники, так и противники. Рассмотрим аргументацию обеих сторон, чтобы понять, для чего нужна школьная форма.
Видео
ПРОТИВ:
Это маскировка реальной ситуации в школе. Если утрировать ситуацию, получается, что без наличия формы школе гордиться решительно нечем? Вряд ли лучше изображать, что стандарты у нас как в «элитной Европе», чем сформировать такую атмосферу и обстановку, которую ученики и без формы будут любить и которой будут гордиться.
Как в корне изменить систему образования
К примеру, каждый родитель может проводить занятия, где будет делиться собственным опытом и знаниями. Менеджеры научат детей общению с людьми, программисты помогут освоить информатику, что, несомненно, пригодится в будущем.
Давайте воспитывать детей так, чтобы у них была возможность получать бесценные знания на протяжении 11 лет. Их будущее, карьера, успех зависят во многом от вас.
Лилия Горелая призывает родителей присоединиться к ее инновационной системе образования и дать детям хороший старт для будущих успехов во взрослой жизни.
Во всем виновата школьная форма
Опять же, привычка жить «как все» влияет на нашу реальность. Представьте, если с раннего детского возраста показывать ребенку, что он – личность, определять уровень его интересов и помогать всем родительским комитетом овладевать реально необходимыми в жизни навыками, ребенок будет уверенно подниматься по социальной лестнице.
Многие страны мира уже отказались от практики «уравнения». Может, если и мы решим учить детей по-новому, без акцента на их внешнем виде, наши дети смогут добиться больших успехов, нежели мы с вами?
А как у них?
Такие страны как Бельгия, Австралия, Индия, Ирландия, Куба даже не рассматривают иной вариант одежды для учеников, кроме как традиционной школьной формы. Девочки носят платья средней длины (цвет может быть коричневым, синим, темно-серым), а мальчики – костюмы с рубашками.
Интересный вариант формы в Японии. Девочки одеваются в стиле «сейлор фуку» или «черный низ – белый верх». Обязательно носить гетры и туфли на низком каблуке или платформе. Мальчики носят костюмы, рубашки и галстуки.
США поддерживает свою репутацию свободного государства даже в вопросах школьной одежды. Частные школы имеют право устанавливать свой дресс-код (ярко выражено в сериале «Сплетница»), но государственные учреждения предоставляют полную свободу.
Почему школьная форма не нужна
Но те постоянно оправдываются, мол, дети приходят из разных семей, и нужно, чтобы различия в социальном статусе не влияли на моральное состояние школьников. Хотя, согласитесь, даже если все будут ходить в одинаковой одежде, это не помешает кому-то носить серьги с бриллиантами или подъезжать утром на папином лексусе. Да и сейчас, когда у всех детей есть телефоны различных марок, популярны различные субкультуры и есть возможность обедать не в столовой, а где-то в кафе, социальное уравнение просто невозможно.
Когда школы прикрываются словами «Это красиво», администрация лишь пытается показать свои родные пенаты с лучшей стороны. Одинаковые, опрятные дети с эмблемами говорят об умении воспитывать подрастающее поколение и вызывать у них уважение к школе. Да и возможность выделиться на фоне других добавляет плюсов при проверках.Иногда у школьной формы ужасный внешний вид – то слишком короткие юбки, в которых полненькие девочки чувствуют себя толстыми, превращая каждый «школьный» день в стрессовую ситуацию. То костюмы в клетку для мальчиков, над которыми смеются ребята во дворе.
Главное, чтобы ребенку было комфортно
Важно, чтобы дети не курили и не распивали алкогольные напитки на территории школы. Важно, чтобы они хорошо учились и ставили перед собой цели. А то, носят они школьную форму или нет – пусть решают родители.
Так, может, задумаемся
За первую школьную неделю многие мамы уже порядком устали стирать и гладить школьную форму для мальчиков и девочек, младшеклассников и подростков. У вашего ребенка тоже в школе форма? И как вы к этому относитесь? Аргументы «за» и «против» школьной формы высказывает психолог Людмила Петрановская.
Можно сшить самим?
Если форма не устраивает по иным причинам — стоимости, качеству тканей, вызывает аллергию и т. п., то одежду для школы не запрещается пошить самому или в ателье. При этом можно придерживаться «корпоративных» цветов школы и схожих фасонов.
«У нас стереотипный подход к школьной форме. Считается, что девочка должна быть в клетчатой юбке, а мальчик — в костюме-тройке. Но никто не задумывается, что не обязательно, чтобы все дети были в одинаковых вещах. Достаточно, чтобы это был некий стиль школы, — говорит Ольга Косец. — Некоторые девочки любят брюки, другие — платья или блузку с юбкой. Должен быть такой набор вещей, похожих между собой по стилю. Когда дети в одном стиле одеты, но в разные вещи, это тоже очень красиво и достойно выглядит».
Могут ли ученика отстранить от занятий из-за отсутствия школьной формы? Подробнее
Улучшение успеваемости и дисциплины
Как украсить форму для девочки?
С помощью съемного воротничка можно дополнить образ любой школьницы — от первоклассницы до выпускницы. Они бывают расшитые бисером, ажурные, с аппликацией и бантами.
Такой воротничок можно смастерить и самостоятельно. Для этого нужен воротник старой рубашки и фантазия. А в Сети полно мастер-классов по изготовлению подобного рода аксессуаров.
Образ всегда можно дополнить яркими колготками, необычным рюкзаком. Да и украшения носить школьницам никто уже не запрещает.
Вопрос-ответ Какие нарушения Роскачество нашло при проверке школьной формы?
Что нельзя надевать в школу ученикам и какое наказание последует за отказ от ношения формы?
Министерство образования РФ прямо прописывает лишь один запрет для учащихся – появление в школе в одежде с надписями, блёстками, глубокими декольте, какой бы то ни было символикой запрещается.
Некоторые школы своими локальными актами, регулирующими дресс-код для учеников, запрещают яркий маникюр, «волосы неестественных цветов» и нестандартные прически, и предусматривают ограничения на использование декоративной косметики и т.д. Однако эти указания, касающиеся уже не одежды детей, а их внешности, при жалобах родителей нередко отменялись прокуратурой как чрезмерные.
Несколько лет назад на всю страну прогремела история с отстранением от уроков 10-классницы с розовыми волосами. Такое решение стоило штрафа и директору гимназии, и самому образовательному учреждению. Прокуратура в таких случаях непреклонна: требования к прическам детей и цветам их волос не законны.
Хотя все указания относительно одежды во избежание обвинений в дискриминации учеников также формально носят рекомендательный характер, на деле так просто отказаться от ношения школьной формы не выйдет.
Её наличие предусматривают локальные нормативные школьные акты, а согласно статье 43 «Закона об образовании», обучающиеся «обязаны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность…».
За неисполнение или нарушение к ученикам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание или выговор. Однако закон ограничивает их использование по отношению к детям, получающим дошкольное и начальное общее образование, а также к обучающимся с ОВЗ, в частности, с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости.
Возможное отчисление за нарушение требований образовательной организации на школьников также не распространяется, кроме случаев, указанных в статье 61:
Отсутствие школьной формы, как и в случае с «нестандартными волосами», не даёт права администрации учебного заведения отстранять школьника от учебного процесса, поскольку это прямое нарушение гарантированного права на получение образования.
Таким образом, за отказ от ношения школьной формы ребёнка не могут отчислить из школы и даже отстранить от уроков «до устранения нарушений».
Как показывает практика, чаще всего решение игнорировать школьный дресс-код ведёт к придиркам со стороны школьной администрации и возможным проблемам с оценками.
ПРОТИВ:
В целях экономии некоторые школы заказывают одежду недорогую и, как следствие, ненадлежащего качества. Это факт. Такие вещи быстро теряют форму и внешний вид. Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичны: либо она мнется, либо (синтетика) оставляет затяжки и катышки. Все это требует очень деликатного ухода, ручной стирки и тщательной глажки, что будет отнимать много сил у родителей, которые следят за тем, чтобы их ребенок выглядел в школе чисто и опрятно.