Асумд ржд что это
Асумд ржд что это
АСУ «Экспресс-3» – это единая межгосударственная система резервирования мест, продажи билетов и управления пассажирскими перевозками. Данная система является основой для применения единых технологий обслуживания пассажиров железнодорожными администрациями 10 государств СНГ и Балтии.
О внедрении этой системы на «пространстве 1520» и перспективах ее совершенствования мы попросили рассказать главного конструктора АО «ВНИИЖТ» Михаила Павловича Березка.
Система «Экспресс-3» состоит из комплексов обработки заявок реального времени (КОЗРВ) и комплексов аналитической базы данных (АБД). Комплексы КОЗРВ обслуживают запросы клиентов железнодорожного транспорта с помощью билетно-кассовых терминалов, информационно-справочных установок (ИСУ), табло коллективного пользования на вокзалах (ТКП), автоматов по продаже билетов (ТТС – транзакционный терминал самообслуживания), интернет-сайтов, обеспечивающих получение пользователями справочной информации, покупку электронных билетов и работу мобильных приложений. Каждый комплекс КОЗРВ обслуживает одну или несколько железных дорог, включая возможность обслуживания нескольких железнодорожных администраций.
Комплекс аналитической базы данных (АБД) агрегирует информацию обо всех пассажирских перевозках тех железнодорожных администраций, которые обслуживаются данной АБД. В АБД в реальном режиме времени загружается информация обо всех операциях с проездными и перевозочными документами, маршрутах и расписаниях поездов, предложенных к продаже местах и вагонах, исполненных рейсах поездов и вагонов.
Российские железные дороги обслуживает 6 комплексов КОЗРВ и комплекс АБД. До февраля 2017 года эти системы функционировали в рамках двух центров обработки данных (Москва и С-Петербург), теперь вся обработка консолидирована в ЦОД Москва. АБД Москва обслуживает также железнодорожные администрации стран Балтии, а КОЗРВ Самара обслуживает, кроме российских абонентов, также абонентов Таджикской ж.д.
Комплексы КОЗРВ АСУ «Экспресс-3» функционируют также в Риге, Минске, Кишиневе, Астане и Ташкенте, комплексы АБД – в Минске, Астане и Ташкенте. Взаимодействие между системой РЖД и системами стран СНГ и Балтии ведется через сеть передачи данных «Инфосеть-21».
Система «Экспресс-3» взаимодействует с АСУ ПП Укрзализницы, с системами резервирования железных дорог Европы через сеть HERMES (HOSA) и с системой резервирования железных дорог Финляндии (VR) по выделенному каналу связи.
Для координации работ по эксплуатации межгосударственной АСУ «Экспресс», согласованию вопросов ее развития и внедрения новых технологий в 1994 году на совещании в Бресте была создана постоянно действующая рабочая группа по эксплуатации и развитию межгосударственной АСУ «Экспресс» при Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. С 1994 по 2012 год рабочую группу возглавлял главный конструктор АСУ «Экспресс», заведующий отделением ВНИИЖТ, Б.Е. Марчук.
Генеральный директор АО «ВНИИЖТ» В.В. Степов считает совещания рабочих групп по АСУ «Экспресс» важным аспектом международного сотрудничества, способствующим внедрению клиентоориентированных технологий на пространстве 1520.
Основные принципы построения АСУ «Экспресс-3»
Система «Экспресс-3» построена на использовании ЭВМ класса mainframeв среде операционной системы Z/OS компании IBM. В настоящее время в ЦОД Москва используется сервер Z13 компании IBM в составе территориально распределенного кластера. Сервер разделен на логические разделы (LPAR) в которых и функционирует АБД и региональные КОЗРВ.
Для взаимодействия между компонентами системы КОЗРВ и АБД между собой, с другими системами резервирования, а также со смежными информационными системами используется семейство продуктов MQSeries компании IBM. Для хранения и обработки информации используется СУБД DB2 той же компании.
АСУ «Экспресс-3» разработана по заказу РЖД, внедрение ее на дорогах РЖД было начато в 2001 году, полный переход на «Экспресс-3» был завершен в 2004 году, перевод всех абонентов РЖД на работу по TCP/IP был завершен в 2006 году.
В 2005–2010 годах были заключены лицензионные соглашения и система «Экспресс-3» была внедрена на железных дорогах СНГ и Балтии. При этом РЖД, будучи заинтересованной в сохранении сквозных технологий обслуживания пассажиров, установило минимальную стоимость лицензии за право использования программного обеспечения АСУ «Экспресс-3».
Сохранение и развитие единой межгосударственной АСУ «Экспресс» позволяет внедрять новые технологии обслуживания пассажиров в большинстве железнодорожных администраций государств СНГ и Балтии, обеспечивать предоставление согласованного между этими ж.д. администрациями перечня льгот и скидочных тарифов для пассажиров, в любой кассе оформлять билет по любому маршруту в пределах этого единого транспортного пространства. Единая система также обеспечивает выполнение требований национальных органов по предоставлению информации о пассажирах, сбор, обработку и комплексный анализ информации о перевозках с помощью большого набора аналитических АРМ на основе информации АБД АСУ «Экспресс-3».
В 2012 году в РЖД была внедрена и в течение последующих лет активно развивалась технология оформления электронных проездных документов. В настоящее время более 45% билетов РЖД оформляется электронным способом на сайтах и в автоматах по продаже билетов, без участия кассиров. Для скоростных поездов доля электронных продаж составляет 75%. Технология продажи через Интернет внедрена также в Белоруссии, Казахстане, Латвии и Узбекистане, в ближайшее время планируется внедрение в Таджикистане.
В рамках технологии электронных билетов реализованы проекты электронной регистрации, формирования и передачи ведомости проездных документов в поезд, формирования ведомостей для контроля поездов ревизорскими службами. В настоящее время внедряется технология применения электронных билетов в межгосударственном сообщении. Уже сейчас в режиме электронной регистрации работает большинство поездов межгосударственного сообщения. В ближайшее время пассажир сможет приобретать электронные билеты на любом из сайтов железнодорожных администраций, использующих АСУ «Экспресс-3», и применять их в поездах всех этихж.д. администраций.
В течение последних лет реализованы и успешно применяются технологии:
– предварительного выбора пассажиром варианта питания;
– оформления проездных документов и учета поездок участников программы лояльности РЖД-Бонус, в том числе оформления бонусных билетов и оформления билетов со скидкой в соответствии с категорией участника. Участниками программы РЖД-Бонус, зарегистрированными в АСУ «Экспресс-3», в настоящее время является около 2,5 миллионов человек;
– продажи скидочных карт и оформления проездных документов с учетом этих скидок, реализации программ скидок для различных категорий пассажиров;
– увеличения максимально возможного срока резервирования мест и продажи билетов с 60 до 180 дней;
– автоматизации контроля взаиморасчетов с клиентами – юридическими лицами на основе единых лицевых счетов;
– поддержки технологии регистрации фактической посадки пассажиров на борту поезда и загрузки информации о фактической посадке в базу данных АСУ «Экспресс»;
– реализации технологии служебных перевозок и перевозок по личным надобностям работников транспортного комплекса по виртуальным транспортным требованиям, сформированным в виде записей в базе данных и не имеющим физического носителя;
– оформления мультимодальных и смешанных перевозок (автобус и автобус-паром), в том числе со стыковой с билетом на поезд;
– динамической тарификации проездных документов в зависимости от срока продажи и фактической загрузки конкретного рейса поезда, которая применяется для поездов «Сапсан» РЖД, аналогичная система разработана также для поездов железных дорог Казахстана;
– взаимодействия с внешней системой динамической тарификации (АСУМД), используемой для поездов ФПК, которая предусматривает ежедневную и online загрузку из АСУ «Экспресс» информации о норме мест и резервировании мест и передачи в АСУ «Экспресс» в реальном режиме времени информации об установлении и изменении тарифов;
– реализации нового программно-аппаратного комплекса «Рабочее место кассира» (ПАК РМК) с улучшенным пользовательским интерфейсом и оформлением всех видов проездных и перевозочных документов на универсальном бланке, защищенным двумерным штрих-кодом с электронной подписью.
В текущем году планируется разработка и внедрение новых технологий:
– оформления на сайте электронных перевозочных документов (для перевозки багажа, ручной клади, живности и автомобилей);
– оформления дополнительного многоразового питания по выбору пассажира на всем маршруте его следования;
– указания местного времени отправления и прибытия на проездных документах, оптимизация размещения информации и использование пиктограмм с целью повышения читабельности проездного документа;
– реализации проекта «Деловой проездной» для поездов «Сапсан», обеспечивающего возможность покупки пассажиром определенного числа поездок с гарантией последующего предоставления мест;
– поддержки технологии ведения в реальном режиме времени ведомости пассажиров на поезда, находящиеся в пути следования с доведением этой информации до оконечного оборудования в поездах.
Модернизация и перспективы
АСУ «Экспресс-3» разработана на платформе ЭВМ класса mainframe. ЭВМ этого класса обладают не только высокой мощностью и производительностью, но и высокой стоимостью. Поэтому наиболее целесообразным направлением модернизации технических средств является консолидация обработки данных в мощных ЦОД. Программно-технические комплексы требуют модернизации не реже чем каждые 3-4 года. Для железнодорожных администраций с небольшим объемом перевозок модернизация и развитие своих программно-технических комплексов представляется нецелесообразной, так как стоимость оборудования, системного программного обеспечения, необходимость обучения и сохранения высококвалифицированных специалистов для его эксплуатации не адекватна объемам перевозок этих ж.д. администраций. Оптимальным решением здесь представляется передача информационных ресурсов этих железнодорожных администраций в ЦОДы крупных ж.д. администраций, как уже сделано для администраций КРГ и ТЖД.
АСУ «Экспресс-3» удовлетворяет в настоящее время потребности субъектов транспортного комплекса и продолжает развиваться. Как и любая информационная система, «Экспресс-3» имеет свой определенный жизненный цикл. Несмотря на то, что в базовые технологии продажи билетов заложен значительный потенциал развития, через некоторое время он будет исчерпан, что потребует создания системы нового поколения. Определенные архитектурные решения, заложенные еще при создании «Экспресс-2» и наследуемые в «Экспресс-3», сыграли важную роль в эффективности и долголетии системы, но в настоящее время они начинают создавать некоторые ограничения.
При планировании сроков и этапности создания новой системы важно не пытаться получить быстрый эффект, а ориентироваться на достаточно длительный период миграции. По опыту миграции аналогичных систем, реальным является пяти–семи-летний срок, с началом внедрения через 2,5–3 года после начала проектирования новой системы. Опыт создания в 2014—2016 годах АСУ «Экспресс-5» без учета этих факторов и рекомендаций разработчиков «Экспресс-3» оказался неудачным. В любом случае, работоспособность и актуальность системы «Экспресс-3» будет поддерживаться не менее – указанного срока в 5–7 лет и вплоть до подтверждения реальной возможности завершения перехода на новую систему.
Новая система должна строиться с использованием накопленного технологического опыта, принципов разработки, внедрения и развития АСУ «Экспресс-3». В то же время необходимо использовать возможности современных средств программирования и проектирования. В базис новой системы нужно заложить также и те сущности, и возможности, которые отсутствуют в настоящее время в «Экспресс-3», например, одновременное применение многих тарифов, возможность увязки в единый кортеж полного набора услуг для обслуживания, динамическое отслеживание реализации такого пакета услуг с интерактивным взаимодействием с клиентом и многое другое. Важно также предусмотреть поэтапную миграцию функциональности и информационных ресурсов из существующей – в новую систему. Новая система должна строиться с возможностью обслуживания многих железнодорожных администраций и многих перевозчиков.
Программные комплексы РЖД: АСУТ, ГИД «Урал-ВНИИЖТ», АСУ «Экспресс»
Опубликовано 04.05.2020 · Обновлено 03.11.2021
Автоматизированная система управления тяговыми ресурсами (АСУТ)
Система АСУТ создана для автоматизации управления парком локомотивов и бригадами в соответствии с безопасностью перевозочного процесса. Она работает на всех дорогах России и Беларуси. АСУТ успешно выполняет такие задачи:
Система имеет следующее функциональное назначение:
В АСУТ хранятся данные обо всех инструкторах, машинистах и помощниках депо: табельный номер, в каком виде движения работает, количество дополнительных явок, класс, дата вступления в должность и т.д. По каждому работнику можно просмотреть более подробную информацию: адрес, телефон, сколько работает на данной должности, управление каким подвижным составом может осуществлять и прочее.
Автоматизированной системой управления тяговыми ресурсами пользуются такие работники депо, как:
Внедрение АСУТ способствует улучшению следующих показателей:
Также АСУТ обеспечивает безопасность движения за счет корректировки работы нарядчика, старшего нарядчика, дежурного по депо. Система не позволит подвязать бригады с нарушениями режимов труда и отдыха, психологической совместимости и прочих характеристик. Например, выдаст сообщение с разъяснениями, если у работника не подходит должность для выполнения конкретных обязанностей. Предупредит, если машинист и помощник имеют слишком маленький стаж, а также в других случаях несовместимости сотрудников.
Безопасность движения повышается еще и за счет внедрения новых технологий в систему расшифровки, учета и анализа лент.
ГИД «Урал-ВНИИЖТ»
В 1988 году в Уральском отделении ВНИИЖТ были начаты работы по созданию программы, которая могла бы решить проблему автоматизации управления эксплуатационной работой. Через четыре года произошел запуск АРМа дорожного диспетчера. Он стал называться ГИД «Урал-92».
Однако вскоре появилась необходимость в создании нового программного обеспечения, так как созданная система имела существенные недостатки.
К 2002 году новая версия программы была внедрена на станциях Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской и Забайкальской дорог, а также на многих маршрутах Красноярской, отдельно Горьковской и Октябрьской.
В настоящее время ГИД «Урал-ВНИИЖТ» запущен на всех железнодорожных магистралях Российской Федерации, а также стоит в Центре управления перевозками (ЦУП) ОАО РЖД.
ГИД «Урал-ВНИИЖТ» необходим для контроля над всеми видами перевозок. Также он имеет функции составления планов, регулировки, прогноза, контроля и анализа графика. Главным преимуществом системы является ее универсальность. Она установлена на рабочих местах специалистов всех уровней: от станционных работников до руководящего состава ОАО РЖД.
Программа очень удобна в использовании, она имеет логически понятный интерфейс и обозначения. Пользователь легко может получить желаемую информацию.
Разработчики сделали фон изображения черным, что позволяет получить более контрастную картинку при отображении других цветов.
Основные функции системы следующие:
Система разбита на несколько уровней управления:
Подсистема ГИД ДНЦ/ДСП
Устанавливается на рабочих местах диспетчеров и дежурных по станции (также операторов). Диспетчер видит информацию по всем станциям своего участка, а дежурный только подконтрольные пункты.
В графическом виде пользователь может видеть несколько активных единиц: перегоны, станционные пути, поездные нитки, тяговые единицы и бригады. Информацию о них можно получить, если активировать технологические окна (кликабельные, всплывающие). Также графическое изображение может быть дополнено определенными отметками: перебоями в работе, «окнами» на путях перегонов и станций, временем опоздания поездов, «брошенными» подвижными единицами, предупреждениями, дислокацией местного груза.
Основные функции ДНЦ/ДСП:
Сообщения о действиях с поездом, локомотивом либо другой единицей создаются или автоматически, или методом заполнения оператором.
Подсистема ГИД ДГП
Необходима для визуализации реальной ситуации и контролирование движения поездов на железнодорожном полигоне.
Основные задачи ГИД ДГП:
Подсистема ГИД ЦД
Предназначена для визуализации последних данных о поездной ситуации на разных полигонах железной дороги.
АСУ «Экспресс»
АСУ «Экспресс-3» — это единая международная система бронирования, продажи проездных документов и управления пассажирскими перевозками, которая обеспечивает цикл реализации услуг клиентам пассажирского железнодорожного транспорта. АСУ «Экспресс-3» установлена в 10 странах: России, Беларуси, Молдове, Литве, Латвии, Эстонии, Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Данная система появилась в результате совершенствования предшествующей ей «Экспресс-2», которая работала еще с 1982 года.
Основным функционалом программы является:
Система «Экспресс-3» состоит из:
Комплексы КОЗРВ осуществляют обслуживание клиентуры с помощью кассовых терминалов, справочных аппаратов (ИСУ), информационных экранов на вокзалах (ТКП), автоматов по выдаче билетов и сайтов, с помощью которых можно осуществить покупку проездного документа.
Комплекс аналитической базы данных АБД собирает информацию о пассажирских перевозках, осуществляемых определенной железнодорожной администрацией. В АБД имеется вся информация об операциях с проездными документами, пассажирскими графиками, завершенных маршрутах.
Помимо России, КОЗРВ работают также в Литве, Молдове, Казахстане, Узбекистане, Беларуси, а АБД в трех последних странах из перечисленных.
Взаимообмен информацией между государствами СНГ и РЖД осуществляется при помощи информационных каналов «Инфосети-21».
В единую сеть АСУ «Экспресс» включена также АСУ пассажирских перевозок Укрзализниницы. С европейскими железными дорогами система «общается» с помощью HERMES (HOSA), а также с системой железных дорог Финляндии по отдельно выделенному каналу.
В последние годы введены в работу и успешно используются следующие функции системы:
Начиная с 1994 года, регулярно в Беларуси проходит согласование вопросов по совершенствованию межгосударственной системы АСУ «Экспресс». Постоянно внедряются новейшие технологии и разрабатываются полезные функции для повышения уровня обслуживания клиентов и соответствия международным требованиям.
Асумд ржд что это
Дата вступления в силу настоящей редакции: 28.10.2021 г.
В соответствии с настоящим Соглашением ОАО «РЖД» оказывает Клиенту информационные услуги и предоставляет электронные сервисы в сфере грузовых перевозок.
Основные понятия и определения:
Информационная услуга ОАО «РЖД» – услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей услуг железнодорожного транспорта;
Электронный сервис ОАО «РЖД» – способ предоставления упрощающий и ускоряющий взаимодействие Клиента с ОАО «РЖД»;
Клиент – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, направившие в ОАО «РЖД» Заявление о присоединении;
ЦФТО – Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»;
ТЦФТО – Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»;
АС ЭТРАН – автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов ОАО «РЖД»;
АРМ – автоматизированное место пользователя, подключенное к информационной системе ОАО «РЖД»;
АРМ ППД – автоматизированное рабочее место подготовки перевозочных документов – интерфейс АС ЭТРАН для работы пользователя;
АС ОЗ – автоматизированная система обработки заявок на подключение к информационным системам ОАО «РЖД»;
АСУ-АСУ – режим межсистемного взаимодействия с информационной системой ОАО «РЖД»;
ЕЛС – Единый лицевой счет Клиента ОАО «РЖД»;
Личный кабинет Клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок (Личный кабинет) – сервис, предоставляемый зарегистрированным и активированным пользователям ресурса, размещенного в сети Интернет в разделе официального сайта ОАО «РЖД» по адресу https://mycargo.rzd.ru;
ЦУДИС – центральный узел доступа к информационным системам ОАО «РЖД»;
ЭБД – электронная база данных доверенностей на подвижной состав;
ЭД – электронный документ – документ, подписанный электронной подписью;
ЭОД – электронный обмен данными;
ЭП – электронная подпись;
ЭСИД – электронный служебный информационный документ – файл метаданных для режима АСУ-АСУ.
1. Настоящее Соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок (далее – Соглашение) устанавливает условия, регламентирующие оказание информационных услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом (далее – Услуги), и предоставление электронных сервисов (далее – Сервисы).
2. Настоящее Соглашение включает в себя Сервисы, предоставляемые Клиенту, и Услуги, оказываемые Клиенту, подписавшему и представившему ОАО «РЖД» Заявление о присоединении, и в совокупности с условиями, содержащимися в приложениях к настоящему Соглашению, образует общее Соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок.
Оказание услуг в рамках настоящего Соглашения осуществляется в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Запрашиваемая информация не должна затрагивать права третьих лиц и интересы сторон договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также не должна содержать сведения, передача, распространение и публикация которых ограничена законодательством Российской Федерации, а также нормативными документами ОАО «РЖД».
4. Перечень Услуг и Сервисов и условия их оказания определены в приложениях к настоящему Соглашению.
ОАО «РЖД» имеет право оказывать информационные услуги, не поименованные в приложениях к настоящему Соглашению, на основании письменного обращения Клиента, в случае, если их стоимость размещена на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу https://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки/Информационные услуги и сервисы».
5. Стоимость Услуг утверждается ОАО «РЖД» и размещается на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу https://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки/Информационные услуги и сервисы», если иное не предусмотрено условиями оказания Услуг, определенных в приложениях к настоящему Соглашению.
6. Услуги в рамках настоящего Соглашения оказываются Клиенту при наличии заключенного с ОАО «РЖД» соглашения об организации расчетов/договора на организацию расчетов (для организации расчетов через единый лицевой счет Клиента – далее ЕЛС), а также наличия достаточного количества денежных средств на ЕЛС.
7. Информация об изменениях и дополнениях настоящего Соглашения, условий оказания Услуг и предоставления Сервисов, а также стоимости Услуг размещается на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу https://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки/ Информационные услуги и сервисы», если иное не предусмотрено условиями оказания Услуг/предоставления Сервисов, определенных в приложениях к настоящему Соглашению.
8. Клиент считается ознакомившимся и безоговорочно принявшим настоящее Соглашение с момента получения ОАО «РЖД» заявления о присоединении к Соглашению (далее – Заявление о присоединении) от Клиента, оформленного по форме приложения № 1 к настоящему Соглашению.
Заключение Соглашения возможно в двух вариантах:
1) В бумажном виде – путем направления подписанного Заявления о присоединении по форме приложения № 1 в подразделение ОАО «РЖД» (Центр фирменного транспортного обслуживания или его подразделения).
9. Изменения и дополнения вступают в силу по истечении 10 (десяти) календарных дней с момента их размещения на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу https://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки/ Информационные услуги и сервисы».
10. Изменения и дополнения считаются принятыми Клиентом при отсутствии с его стороны возражений по истечении 10 (десяти) календарных дней с момента размещения таких изменений и дополнений на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу https://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки/ Информационные услуги и сервисы». При этом расчеты на новых условиях производятся с даты вступления в силу изменений и дополнений. При несогласии Клиента с изменениями и дополнениями он имеет право отказаться от оказания услуг и предоставления сервисов в порядке, установленном пунктом 19 настоящего Соглашения.
11. Права и обязанности:
11.1.1. оказывает Услуги и/или предоставляет Сервисы при условии, что Клиент может получать соответствующую информацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством и нормативными документами ОАО «РЖД», а также не затрагивающую интересы третьих лиц;
11.1.2. имеет право отказать в оказании Услуги/предоставлении Сервиса при наличии технических и технологических ограничений, а также ограничений, предусмотренных пунктом 3 настоящего Соглашения;
11.1.3. обеспечивает оказание Клиенту Услуг и предоставление Сервисов в соответствии с особенностями и условиями, изложенными в приложениях к настоящему Соглашению. При невозможности оказания Услуг и/или предоставления Сервисов своевременно информирует Клиента;
11.1.4. может пересматривать, вносить изменения и дополнения в Соглашение и стоимость оказания Услуг в зависимости от возможности их предоставления, в том числе по техническим и технологическим причинам;
11.1.6. может вводить ограничения или прекратить оказание Клиенту Услуг и/или предоставление Сервисов в рамках настоящего Соглашения в случае выявления признаков нарушения безопасности программно-технических средств Клиента, через которые осуществляется доступ к информационным системам ОАО «РЖД»;
11.1.7. может отказать в предоставлении услуги, если запрашиваемая информация затрагивает права третьих лиц, интересы сторон договора перевозки грузов железнодорожным транспортом или содержит сведения, передача, распространение и публикация которых ограничена законодательством Российской Федерации, а так же нормативными документами ОАО «РЖД»;
11.1.8. имеет право привлекать третьих лиц к выполнению работ по настоящему Соглашению без предварительного согласования с Клиентом;
11.1.9. обязуется осуществлять сопровождение рабочих мест пользователей, как подключенных к информационным системам ОАО «РЖД» ранее, так и подключаемых вновь, до перевода функций подключенных информационных систем на единую систему информирования;
11.1.10. имеет право прекратить сопровождение рабочего места пользователя, подключенного к информационной системе ОАО «РЖД», в одностороннем порядке, уведомив Клиента не менее чем за 10 дней до отключения;
11.1.11. имеет право направлять Клиенту извещения, ответы на обращения, в т.ч. поданные Клиентом в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», уведомления, претензии, ответы на претензии и иную информацию, связанную с оказанием услуг и предоставлением сервисов по настоящему Соглашению и/или связанную с оказанием услуг по перевозке грузов и/или порожних вагонов и/или иных услуг, связанных с перевозкой и/или ее организацией, в т.ч. по предъявлению штрафов, на электронный адрес, указанный Клиентом в Заявлении о присоединении, а также посредством доступа к информационной системе ОАО «РЖД» (Личный кабинет Клиента ОАО «РЖД», АС ЭТРАН, официальный сайт ОАО «РЖД»). Клиент считается получившим соответствующие претензию, ответ, уведомление, извещение или иную информацию с момента направления ему данной информации, а именно: с момента передачи почтовым сервером соответствующего сообщения на электронный адрес Клиента, и/или с момента передачи Личным кабинетом Клиентом ОАО «РЖД» соответствующего сообщения, и/или с момента размещения соответствующей информации в АС ЭТРАН или на официальном сайте ОАО «РЖД».
11.2.1. пользуется Услугами и Сервисами в соответствии с настоящим Соглашением;
11.2.2. может в любое время получать необходимую информацию, связанную с оказанием Услуг и предоставлением Сервисов, а также стоимостью Услуг, на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу https://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки/Информационные услуги и сервисы» или по телефону Единого call-центра ОАО «РЖД» по грузовым перевозкам 8-800-755-00-00;
11.2.3. решает самостоятельно все спорные ситуации, претензии, требования, возникающие между ним и его контрагентами при исполнении настоящего Соглашения, без участия ОАО «РЖД»;
11.2.4. обеспечивает на ЕЛС достаточное количество денежных средств для оплаты Услуг на дату их оказания;
11.2.5. при выявлении факторов или признаков нарушении безопасности программно-технических средств Клиента, через которые осуществляется доступ к информационным системам ОАО «РЖД», немедленно приостанавливает их использование и сообщает ОАО «РЖД»;
11.2.6. своевременно информирует об изменениях реквизитов его электронной почты, указанной в Заявлении о присоединении к настоящему Соглашению;
11.2.7. своевременно информирует об изменении полномочий его сотрудников;
11.2.8. соглашается оплачивать сопровождение рабочих мест пользователей, подключенных к информационным системам ОАО «РЖД», в соответствии со стоимостью Услуг, размещенной на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу https://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки/ Информационные услуги и сервисы»;
11.2.9. имеет право отказаться от сопровождения рабочих мест пользователей, подключенных к информационным системам ОАО «РЖД», направив обращение в ОАО «РЖД» об отключении доступа к информационным системам ОАО «РЖД»;
11.2.10. выражает согласие на обработку и иное использование, в том числе опубликование, ОАО «РЖД» информации о простое (нахождении), перемещении вагонного парка на путях общего и необщего пользования, обороте вагонов и иных показателях использования подвижного состава;
11.2.11. обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации рекомендации Роспотребнадзора, иных уполномоченных органов и ОАО «РЖД» в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний (включая выполнение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, использование средств индивидуальной защиты, соблюдение дистанции, проведение дезинфекции и другие меры);
11.3.1. своевременно информируют друг друга обо всех случаях возникновения обстоятельств, препятствующих оказанию Услуг и/или предоставлению Сервисов по настоящему Соглашению;
11.3.2. приостанавливают оказание Услуг и/или предоставление Сервисов по инициативе любой из Сторон при обнаружении технических неисправностей средств обмена информацией, а также при несоблюдении одной из Сторон условий настоящего Соглашения;
11.3.3. права и обязанности Сторон по настоящему Соглашению не могут быть переуступлены или переданы третьим лицам.
12. Порядок расчетов:
12.1. Расчеты за Услуги осуществляются с учетом особенностей, определенных в приложениях к настоящему Соглашению.
12.2. Оплата Услуг может быть осуществлена третьим лицом, в порядке и на условиях Соглашения об организации расчетов, заключенного между таким лицом и ОАО «РЖД», при наличии от него гарантийного письма об оплате и согласии с условиями оплаты причитающихся ОАО «РЖД» платежей. Гарантийное письмо с подписью и печатью прикладывается к Заявлению о присоединении, в котором делается соответствующая отметка.
12.3. Клиент перечисляет на расчетный счет ОАО «РЖД» в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО «РЖД» платежей. Окончательный расчет по настоящему Соглашению производится на основании Отчета оказанных информационных услуг (далее – Отчет).
ОАО «РЖД» формирует и подписывает Отчет первого числа месяца, следующего за отчетным, и направляет на подписание Клиенту. Отчет формируется в электронном виде.
Отчет подписывается Клиентом в электронном виде с применением электронной подписи в АС ЭТРАН (АРМ ППД или режим АСУ-АСУ) или Личном кабинете Клиента ОАО «РЖД». Обмен Отчетом в электронном виде осуществляется в соответствии с Условиями организации электронного обмена документами, подписанными электронной подписью, являющихся приложением № 2.1.1 к настоящему Соглашению. Моментом получения отчета считается момент открытия доступа для подписания Отчета Клиентом в электронном виде.
12.4. Клиент обеспечивает подписание Отчета в течение 1(одного) дня с момента его получения. Настоящий срок может быть увеличен до 3 (трех) рабочих дней по письменному обращению Клиента.
12.5. В случае, если Клиент не обеспечил подписание Отчета в установленный срок или не произвел в информационной системе операцию «Отказ в согласовании» с указанием причины и не проинформировал ОАО «РЖД» (официальным письмом в адрес ЦФТО/ТЦФТО или направлением по электронной почте на адрес, с которого был направлен отчет), то сумма, указанная в Отчете, считается согласованной Клиентом.
12.6. На основании данных в согласованном Сторонами Отчете ОАО «РЖД» формирует накопительные ведомости формы ФДУ-92. Подписание накопительной ведомости, оформленной на основании Отчета, со стороны Клиента не требуется.
12.7. В случае подписания Клиентом Отчета с разногласиями, ОАО «РЖД» рассматривает разногласия в течение 7 рабочих дней, и при согласии с приведенными разногласиями корректирует Отчет и направляет на подпись Клиенту повторно.
12.8. В случае если разногласия не устранены в течение 7рабочих дней, Стороны урегулируют разногласия в порядке, установленном Соглашением.
12.9. В случае утраты Клиент имеет право запросить у ОАО «РЖД» дубликат финансово-расчетных документов (например: счет-фактура, Отчет оказанных информационных услуг в сфере грузовых перевозок по Заявке на оказание Услуг и др.), полностью соответствующих ранее подготовленным и предоставленным первичным документам. Под первичным документом понимается документ, которому присвоены уникальное наименование и реквизиты. ОАО «РЖД» обязуется обеспечить получение Клиентом взамен утраченного экземпляра первичного документа, нового экземпляра первичного документа с надписью «Дубликат».
13.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с настоящим Соглашением и законодательством Российской Федерации.
13.2. Стороны несут ответственность за достоверность электронных данных документов, предоставление или обмен которыми осуществляется в рамках настоящего Соглашения.
13.3. Каждая из Сторон несет ответственность за действия своих уполномоченных сотрудников при осуществлении ими обмена информацией в соответствии с настоящим Соглашением.
13.4. Клиент несет ответственность за несанкционированный доступ к информационным системам ОАО «РЖД» с использованием программно-технических средств, принадлежащих Клиенту.
13.5. Клиент несет ответственность за несоблюдение обязанностей, предусмотренных пунктом 11.2.11, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также возмещает в полном объеме расходы и убытки (в том числе суммы оплаченных штрафов, удовлетворенных претензий и т.д.), понесенные ОАО «РЖД», в том числе в случае предъявления к ОАО «РЖД» третьими лицами требований в результате несоблюдения указанных обязанностей.
14. Антикоррупционная оговорка:
14.1. При исполнении своих обязательств по настоящему Соглашению Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или для достижения иных неправомерных целей.
При исполнении своих обязательств по настоящему Соглашению Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей настоящего Соглашения законодательством как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии коррупции.
14.2. В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего раздела, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений пункта 14.1 настоящего раздела другой Стороной, ее аффилированными лицами, работниками или посредниками.
Каналы уведомления Исполнителя о каких-либо нарушениях положений настоящего раздела: (499) 262-66-66, официальный сайт https://www.rzd.ru (для заполнения специальной формы).
Каналы уведомления Заказчика о каких-либо нарушениях положений настоящего раздела представлены в Заявлении о присоединении.
Сторона, получившая уведомление о нарушении каких-либо положений настоящего раздела, обязана рассмотреть уведомление и сообщить другой Стороне об итогах его рассмотрения в течение 20 рабочих дней с даты получения письменного уведомления.
14.3. Стороны гарантируют осуществление надлежащего разбирательства по фактам нарушения положений пункта 14.1 настоящего раздела с соблюдением принципов конфиденциальности и применение эффективных мер по предотвращению возможных конфликтных ситуаций. Стороны гарантируют отсутствие негативных последствий как для уведомившей Стороны в целом, так и для конкретных работников уведомившей Стороны, сообщивших о факте нарушений.
14.4. В случае подтверждения факта нарушения одной Стороной положений настоящего раздела и/или неполучения другой Стороной информации об итогах рассмотрения уведомления о нарушении в соответствии с пунктом 14.2 настоящего раздела, другая Сторона имеет право расторгнуть настоящее Соглашение в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления не позднее чем за 15 календарных дней до даты прекращения действия настоящего Соглашения.
15. Конфиденциальность и защита информации:
15.1. Клиент обязуется в течение срока действия настоящего Соглашения и в течение 5 (пяти) лет после его прекращения обеспечить охрану полученной от ОАО «РЖД» информации конфиденциального характера и не использовать эту информацию для целей, не связанных с выполнением обязательств по настоящему Соглашению.
15.2. Информация конфиденциального характера, передаваемая Сторонами друг другу, должна иметь реквизиты, свидетельствующие о ее конфиденциальности.
15.3. Клиент обязуется не передавать оригиналы или копии документов, полученных от ОАО «РЖД» в связи с настоящим Соглашением, третьим лицам без предварительного письменного согласия ОАО «РЖД».
15.4. Стороны обязуются обеспечить защиту информации конфиденциального характера, полученной ими друг от друга в связи с настоящим Соглашением, а также не использовать эту информацию для целей, не связанных с выполнением обязательств по настоящему Соглашению.
15.5. Клиент обязуется незамедлительно сообщать ОАО «РЖД» о допущенном им, либо ставшем ему известном факте разглашения или об угрозе разглашения, о незаконном получении или незаконном использовании третьими лицами информации конфиденциального характера.
15.6. Клиент обязуется возместить убытки ОАО «РЖД» в случае разглашения им информации конфиденциального характера.
15.7. Клиент обязуется выполнять требования Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и распоряжения ОАО «РЖД» от 28 ноября 2011 г. № 2546/р «О порядке предоставления доступа к информационным системам ОАО «РЖД», которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения и размещено на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу https://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки/ Информационные услуги и сервисы».
15.8. ОАО «РЖД» не несет ответственности в случае невозможности осуществления обмена информацией с Клиентом, если это вызвано неисправностями используемых Клиентом программно-технических средств и каналов связи, предоставленных третьими лицами.
16. Обстоятельства непреодолимой силы:
16.1. Стороны освобождаются от ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему Соглашению, если ненадлежащее исполнение обязательств явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы.
16.2. Под непреодолимой силой Сторонами понимаются обстоятельства, наступившие после заключения настоящего Соглашения, которые Стороны не могли предвидеть или избежать разумным образом. К обстоятельствам непреодолимой силы Стороны относят: стихийные бедствия, военные действия, массовые беспорядки, запретительные действия властей, постановления государственных органов исполнительной власти, а также иные обстоятельства аналогичного характера. Наступление и срок действия указанных обстоятельств удостоверяются документами соответствующих государственных органов.
16.3. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Соглашению, должна в течение 5 (пяти) рабочих дней известить другую Сторону о наступлении и (или) прекращении обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств.
16.4. Обязанность доказательства наличия обстоятельств непреодолимой силы, их продолжительности и влияния на исполнение настоящего Соглашения лежит на Стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательства по настоящему Соглашению.
16.5. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), срок исполнения Сторонами предусмотренных настоящим Соглашением обязательств может быть изменен в зависимости от характера и времени действия таких обстоятельств.
17. Разрешение споров:
17.1. Споры и разногласия, возникающие в рамках оказании ОАО «РЖД» Услуг и/или предоставления Сервисов Клиенту, разрешаются путем переговоров.
17.2. Если спор не был разрешен посредством переговоров, он подлежит обязательному рассмотрению в претензионном порядке, предусмотренном пунктом 17.3 настоящего Соглашения.
17.3. Претензия Клиента к ОАО «РЖД» по вопросам, вытекающим из настоящего Соглашения, а также по иным вопросам, связанным с оказанием услуг по перевозке грузов и/или порожних вагонов и/или иных услуг, связанных с перевозкой и/или ее организацией, в т.ч. связанным с предъявлением штрафов, направляется в электронном формате путем заполнения формы претензии в Личном кабинете Клиента ОАО «РЖД» (с приложением необходимых документов) или в письменном форме в ОАО «РЖД» в соответствии с требованиями п. 1 Правил предъявления и рассмотрения претензий, утв. Приказом Минтранс от 31.03.2016 №84 (за исключением случаев, предусмотренных международным договором, в т.ч. Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении).
Ответ на претензию Клиента, претензия ОАО «РЖД» к Клиенту направляется в электронном формате путем заполнения соответствующей формы в Личном кабинете Клиента ОАО «РЖД», за исключением случая отсутствия заключенного между ОАО «РЖД» и Клиентом соглашения о порядке пользования сервисами Личного кабинета клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок. В таком случае ответ на претензию, претензия ОАО «РЖД» Клиенту направляется в письменной форме по почтовому адресу Клиента, в т.ч. по электронной почте Клиента, указанной Клиентом в Заявлении о присоединении.
При этом безусловным доказательством направления претензии Клиентом в ОАО «РЖД», претензии ОАО «РЖД» к Клиенту, а также ответа ОАО «РЖД» на претензию Клиента являются, в частности, сообщения почтового сервера, в т.ч. Личного кабинета клиента и/или электронной почты, о доставке письма и/или скриншоты («снимки экрана»), подтверждающие факт размещения информации в информационной системе. При этом подтверждением содержимого письма является скриншот («снимок экрана») соответствующей страницы информационной системы, позволяющий установить дату и время направления письма.
17.4. В случае невозможности разрешения спора путем переговоров или в претензионном порядке, спор передается на рассмотрение в арбитражный суд по месту заключения соглашения об организации расчетов.
18. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу https://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки/Информационные услуги и сервисы» и распространяет свое действия на взаимоотношения сторон возникшие с 1 января 2018 года.
19. ОАО «РЖД» и Клиент могут отказаться от исполнения обязательств в рамках настоящего Соглашения (расторгнуть Соглашение) в одностороннем внесудебном порядке, направив в адрес другой стороны письменное уведомление о дате отказа от исполнения своих обязательств не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до предполагаемой даты прекращения оказания Услуг и/или предоставления Сервисов.
Прекращение оказания Услуг и/или предоставления Сервисов не влечёт прекращения обязательств, возникших в период их действия.
При этом производится полный взаиморасчет за ранее оказанные Услуги с учетом ставок, действовавших на момент исполнения обязательств, и составляется акт сверки расчетов.
20. К настоящему Соглашению прилагаются и являются его неотъемлемой частью следующие приложения:
Лист изменений (в редакции распоряжения от 18.10.2021 №2238/р)
Лист изменений (в редакции распоряжения от 18.10.2021 №2238/р)