Атма вичара что это

Атма вичара что это

Атма вичара что это. Смотреть фото Атма вичара что это. Смотреть картинку Атма вичара что это. Картинка про Атма вичара что это. Фото Атма вичара что это

Атма вичара что это. Смотреть фото Атма вичара что это. Смотреть картинку Атма вичара что это. Картинка про Атма вичара что это. Фото Атма вичара что это

Растворение эго
Прямой путь к просветлению – Атма вичара (самоисследование). Не каждый способен следовать этим методом, т.к. даже получив подробное описание, не всегда ясно, что же именно и с чем нужно делать.

Суть метода в том, чтобы созерцать вибрацию «я» (ахам вритти). Эта вибрация является самой первой мыслью, от которой ответвляются уже все остальные мысли, как «у меня есть», «я хочу», «я делаю» и т.п. У каждого человека сотни таких «я» полученных в разных жизненных ситуациях. Именно эти «я» мешают свободно проходить энергии в верхних энергетических центрах, а когда энергия давит на эти напряжения, возникают страхи, затем раздражения, стыд и т.п. в зависимости от информации в каналах.

Огромный плюс метода Атма вичары в том, что при правильном выполнении он дает мгновенное освобождение от любого ментального и эмоционального дискомфорта.

Даже не растворив все «я», можно по мере углубления внимательности подойти к источнику, к самым тонким импульсам я, которые сочатся из канала идущего из области правой стороны грудной клетки. По пере приближения к этому источнику будет нарастать ощущение пространства, переход к бытию не имеющему центра.

Первая проблема в ходе практики в том, чтобы уловить это самое «начало мышления» не увлекаясь следующими мыслями. Вторая в том, что по мере утончения вибрации «я» её становится все сложней различать среди общей массы энергии, но с опытом это становится делать все легче.

Атма вичара подходит обычно тем, у кого уже есть опыт концентрации, либо просто к высокочувствительным людям с тонким различением. Если у вас получается Атма вичара, то любые другие медитации на объекты можно отложить в пользу прямой работы с эго.

Атма вичара что это. Смотреть фото Атма вичара что это. Смотреть картинку Атма вичара что это. Картинка про Атма вичара что это. Фото Атма вичара что это

Бодрствующий во тьме
«Человек есть два человека: один спит при свете, другой бодрствует во тьме»
Джебран

Постепенно вопрос «кто я» из думания превращается в лишенное мыслей состояние вопрошания. Когда мы слышим шорох за спиной, мы не думаем, мы просто находимся в состоянии вопрошания «что это шуршит»? Вот эта аллертность молчащего сознания и есть подлинная вичара.

Вичара практикуется и как упражнение (например, в традиционной сидячей медитативной позе), и как постоянный внутренний процесс во время любых действий.

Сидячая вичара, помимо вопрошания «кто я» при появлении мыслей, также связана с концентрацией внимания на правой стороне груди (сравни с другими упоминаниями места пребывания «истинного Я», «Божьей искры» в правой части сердца у розенкрейцеров, хасидов и православных исихастов).

После обретения первичных навыков вичары в сидячей медитации она переносится и на иные жизненные ситуации. Ученик Махарши Рамана, Аруначала, говорил: «выполняйте, как обычно, необходимые дела и обязанности, но освободите себя от связи с делающим их.»

Источник

Словарь йоги. Вичара

Атма вичара что это. Смотреть фото Атма вичара что это. Смотреть картинку Атма вичара что это. Картинка про Атма вичара что это. Фото Атма вичара что это

О дин из главных вопросов, который рано или поздно задаёт себе человек, — «Кто я?» И существует множество уровней ответа на этот вопрос. Можно назвать национальность, пол, профессию, в крайнем случае, какие-то личные качества. И большинство людей удовлетворяются этим пояснением, создавая в своём сознании некий образ себя. И, казалось бы, всё хорошо, но проблема в том, что в материальном мире всё переменчиво. Причём не только в физической, но и в психологической сфере. И когда в жизни человека происходят какие-то кардинальные перемены и сотворённый в своём сознании образ «Я» разрушается, это вызывает когнитивный диссонанс, а то и вовсе повергает человека в депрессию и шок. Более того, даже без каких-то серьёзных потрясений личность человека меняется постоянно, подобно реке, — одни тенденции ума затухают, другие, наоборот, проявляются. Такие изменения обусловлены кармой.

Личность, которую, как правило, человек воспринимает как собственное «Я», есть не более чем набор самскар — кармических «отпечатков», созданных прошлым опытом (прошлыми действиями и впечатлениями). И чтобы постичь то истинное «Я», которое скрывается за этими завесами, существует такая практика, как вичара, которая позволяет погрузиться в созерцание своей истинной природы и разделить вечное и преходящее. Вечной неизменной природой обладает только душа человека, а личность, сформированная прошлым опытом души, является переменчивой. И речь идёт о переменах не только в течение многих жизней, но даже в течение одного дня. Таким образом, говорить о постоянстве эго не приходится.

«Вичара» в переводе с санскрита означает ‘размышление’ или ‘исследование’. Вичара — это медитативная практика, которая позволяет познать себя не как тело, сформированное пятью элементами под воздействием кармы, не как личность, сформированную прошлым опытом, а как душу. В Ведах описаны три неизменных качества души: сат, чит, ананда, что в переводе означает ‘вечность, сознание, блаженство’. И чтобы постичь природу своей души, своего истинного «Я», практикуется вичара. В «Йога-сутрах» Патанджали о ней говорится в сутре 17 главы 1. Вичара описывается как одна из стадий достижения состояния Самадхи. В версии перевода Свенссона сутра звучит так: «Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, радостью и ощущением «я есмь».

О том, в каком порядке происходит достижение Самадхи, более подробно описывает перевод Свами Вивекананды: «Сосредоточение, называемое истинным знанием, есть то, что сопровождается рассуждением, различением, блаженством, неопределённостью личного начала». Таким образом, вичара является второй ступенью из четырёх на пути к Самадхи. В версии перевода Кришнамачарьи сутра звучит так: «Объект постепенно становится полностью понимаемым. Сначала на более поверхностном уровне. Со временем постижение становится более глубоким. И, наконец, оно становится всеобъемлющим. Достижение такой глубины понимания даёт чистую радость. Индивидуум настолько сливается с объектом, что не замечает окружения». Чистая радость — это то, о чём сказано выше, так проявляется одно из качеств души — ананда, или блаженство.

Итак, вичара — одна из ступеней на пути к Самадхи. Ей предшествует такое состояние, как витарка, что в переводе означает ‘мысль’. То есть сосредоточение на определённой мысли приводит к состоянию вичары, процессу самопознания. Процесс вичары приводит к состоянию ананды, блаженства. Потому что в процессе познания раскрываются все изначальные качества души, и одно из них — блаженство. А это состояние, в свою очередь, уже приводит к асмите, состоянию осознания себя как вечной неизменной души.

Во многих направлениях йоги практикуется атма-вичара. Атма означает ‘душа’, а вичара — ‘познание’. Таким образом, целью атма-вичары есть познание своего истинного «Я». Происходит это путём постоянной попытки увидеть Воспринимающего. Переживая те или иные реакции на окружающее, практик концентрируется на размышлении о том, кто именно испытывает те или иные переживания, и кем является тот, кто это испытывает. Погружаясь в это размышление, практик осознаёт истинную природу своей души.

Как описано в сутре 1.17 Патанджали, вичаре предшествует витарка (мысль). Речь идёт о концентрации на идее тождественности индивидуальной души и высшего сознания, эта идея отражена в ведической махавакье (великом изречении) «Тат твам аси», что переводится как ‘то ты еси’. Концентрация на этой идее приводит к вичаре, а затем к ананде — блаженству и полному разрушению иллюзии Эго.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Источник

Что такое Атма-вичара (самоисследование)?

Само-исследование (Атма-вичара) состоит в собирании вместе всех энергий тела и ума посредством изгнания всех инородных мыслей и в последующем направлении всех тех энергий в единственный поток — решимость отыскать ответ на вопрос «Кто я?».

Вопрос может также формулироваться как «Откуда я?». Вопрос «Кто я?» означает: «Какова Истина меня («я»)?». Вопрос «Откуда я?» означает: «Что является Источником чувства «Я есть» в эго?» В этом поиске Источник следует понимать не как некоторого отдалённого предка или основателя рода в процессе эволюции, не как некоторое бытие, существующее перед рождением тела, но как присутствующий Источник. Зачем волноваться о предшествующих рождениях? Выясните сначала, рождены ли вы сейчас? В этом, как и в других пустых вопросах таится эго и ухитряется откладывать в сторону поиск Истины. На самом деле Атман никогда не был рождён, и поэтому Источник необходимо искать не в прошлом, а в настоящем.

Это Само-исследование является единственным надёжным методом разрывания порочного круга трёх состояний, ибо оно не только успокаивает мыслящий ум, но и предохраняет его от ухода в глубокий сон и, таким образом, полной потери сознания. Поэтому оно описано как «бдительный сон». Ни в обычном бодрствовании, когда ум блуждает от мысли к мысли, ни в глубоком сне, когда даже основное сознание «Я есть» затоплено, этот порочный круг не может быть преодолён. Но в течение некоего момента времени при переходе ума от скитаний бодрствования к полной тишине глубокого сна сознание достигает своей чистоты как бесформенное «Я есть». Силой решимости в этом Само/исследовании сознание сводится к этому бесформенному состоянию и устойчиво сохраняется в нём, и тем самым разрывается порочный круг и завоёвывается Безэгостное Состояние.

Когда искатель достаточно долго упорствует в Атма-вичаре, а изнутри поднимается сила и овладевает умом, тогда Сердце достигается быстро. Другими словами, ум приводится к состоянию чистого Сознания и начинает устойчиво сиять в своей чистой форме, как бесформенное “Я”. Мудрец называет это бесформенное Сознание “Я есть Я” (“Я—Я”), чтобы отличить его от чувства эго, имеющего форму “Я есть это (тело)”. [Такое достижение умом Сердца и состояния чистого Сознания] означает прекращение состояния эго. Ограниченное эго поглощается бесконечным Я; вместе с этим ограниченным эго утрачиваются все несовершенства и недостатки, осаждающие жизнь; желания и страхи приходят к концу, так же как грех и ответственность. Истинное Я никогда не было подвержено им; они принадлежат эго, и они не сохраняются после его исчезновения. В Безэгостном Состоянии Я пребывает в Своей собственной славе; мудрец, который таким образом нашёл Себя, утративший эго, не является неким индивидуумом, хотя может казаться таковым незрелым ученикам и остальному миру.

Источник

Словарь йоги. Атма-Вичара

Атма вичара что это. Смотреть фото Атма вичара что это. Смотреть картинку Атма вичара что это. Картинка про Атма вичара что это. Фото Атма вичара что это

В о многих школах йоги часто встречается такой термин, как «атмавичара». Данное определение состоит из двух санскритских слов – «атма» и «вичара». «Атма» в переводе с санскрита означает «дух» или «высшее Я», то есть истинное «Я» человека. Именно об этой субстанции Кришна говорил Арджуне в Бхагавад-гите: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело». И далее в этой же главе описывается, что душа меняет материальные тела так же, как «человек, снимая старые одежды – надевает новые». То есть «атма» – это то, что неразрушимо, это истинное «Я» каждого живого существа. Что же касается слова «вичара», то оно переводится с санскрита как «познавательная медитация» или «размышление».

Термин «вичара» Патанджали упоминает в 17 сутре главы первой. В переводе Свенссона сутра звучит так: «Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением «я есмь». Таким образом, вичара – это своего рода медитативная практика.

Что же такое «атма-вичара»? Исходя из перевода этих двух слов, можно дать такое определение: это – познавательная медитация, направленная на познание своего истинного «Я».

Как утверждают писания (в частности Бхагавад-гита, во второй главе которой чётко описано, что такое душа), «атма» присутствует в каждом из нас. И чтобы познать своё «высшее Я», необходимо разотождествить себя со всем, чем мы не являемся. Наша личность напоминает луковицу. Слой за слоем, снимая пласты своего сознания, мы постепенно движемся к истинной сути.

Можно сказать, что внутри луковицы, кроме этих слоёв ничего нет – пустота. И это сравнение также очень любопытное. Идея о том, что первоосновой всех вещей является пустота – часто встречается в размышлениях мудрецов прошлого. Так Будда утверждал: «Как на пустоту взирай ты на этот мир. Разрушив обычное понимание себя, ты поборешь и смерть».

Также стоит верно понимать концепцию «пустоты» – речь не идёт об отсутствии чего быто ни было. Скорее, речь идёт о том, что нельзя описать словами – том, что лежит за пределами материального понимания. И именно это постигается в процессе «атма-вичары».

Такое явление, как «атма-вичара» можно рассматривать в двух аспектах – практическом и философском. Прочитав наставления мудрецов, можно на уровне ума принять идею о том, что мы не являемся материальным телом. Но если выскочившая из-за поворота машина вызывает у нас чувство страха, это явный признак того, что, даже обладая знанием о вечном «атмане», мы продолжаем отождествлять себя с материальным телом. Проблема в том, что привязанность к материальному телу и отождествления себя с ним – очень глубоко сидит в нас, ведь весь наш опыт текущей жизни говорит нам о том, что наше тело – это и есть мы.

Второй аспект «атма-вичары» – практический. И именно он позволяет не просто принять идею о том, что мы являемся вечной душой, а пережить этот опыт лично. Великий йогин Рамана Махарши предлагал следующую практику «атма-вичары»: постоянно находится в размышлении над вопросом «Кто я?». Это главный вопрос, на который нужно найти ответ. Постоянно задавая себе этот вопрос, мы будем всё глубже погружаться в свою истинную суть.

Также важно отслеживать свои мысли и действия, задавая себе вопросы, к примеру: «Кто переживает эти ощущения?», «У кого возникла мысль?», «Кто совершает действие?». Такая постоянная практика осознанности позволяет разотождествить своё истинное «Я» со своим умом и телом.

Рамана Махарши о результате «атма-вичары» говорил следующее: «При повторении такой практики ум развивает силу пребывать в своем источнике». То есть этими вопросами – мы постоянно возвращаем свой ум (который часто сравнивается с беспокойной обезьяной) к поиску источника.

Таким образом, «атма-вичара» – это самоисследование, медитативная практика, направленная на познание своего истинного «Я», путём отсекания всего того, чем мы не являемся. Можно долго предаваться философскому пустословию о том, что мы не являемся ни этим телом, ни этим умом, но пока это не пережито на личном опыте – глубинные привязанности к ощущениям, переживаемыми органами чувств, будут сохраняться. Практика «атма-вичары» позволяет разрушить эту иллюзию и, отбросив всё лишнее, познать свою истинную суть, которая не подвержена ни разрушению, ни смерти.

Не стоит, однако, отвергать и философский аспект «атма-вичары». Теоретическое понимание этого вопроса также очень важно, ведь чтобы двигаться, нужно знать куда и иметь перед собой цель. Теоретическое изучение вопроса «атма-вичары» позволяет поставить себе цель познать себя, как вечный «атман», разотождествив себя с умом и телом.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Источник

Атма вичара что это

«Это итог и сущность всего, что стремящемуся к Истине необходимо знать. Категорическое требование к нему – вести ревностный и однонаправленный поиск источника ахам-вритти»

Шри Рамана Махариши. Практика самоисследования.

Медитация Атма-вичара – это поддержание непрерывной внимательности к осознаванию внутреннего чувства «Я» (ахам-вритти).

Вариант выполнения медитации сидя

Поза: пусть поза будет естественной, но неподвижной. Вы сидите, скрестив ноги, с прямой спиной, положив руки на колени. Язык прижат к нёбу.

Дыхание: пусть течет непринужденно.

Взгляд: глаза полуприкрыты.

Сознание: расслабленное, раскрепощенное, но бдительное, оно не следует за мыслями.

Метод: направив внимание внутрь, полностью сосредотачиваемся на чувстве «Я».

«Читту (сознание) устреми вовнутрь, в самое сердце «я», свяжи ее с ним (этим чувством). Связав же, раствори без остатка. Стань тем, кто ты есть, и кем всегда был – одним без другого, Всевышним Владыкой, Парама Шивой, неподвластным времени».

«Йога Садхана Хридайя Сутра» (101)

Сядьте в правильную позу. Выпрямив спину, сконцентрируйтесь на внутреннем чувстве «я».

Если не удается уловить его, то чтобы вызвать его, задайте себе вопрос: «Кто я?». Задав вопрос, старайтесь почувствовать тонкую вибрацию внутри вашего сознания. Она называется «ахам-вритти». Держитесь ее, не отвлекаясь ни на что.

Длительная практика удерживания «ахам-вритти», т.е. внутреннего чувства «я», приводит к связи со сверхподсознанием.

Когда придут посторонние мысли, вы не должны захватываться ими, спрашивая себя: «Кто это думает?» Если у вас возникнут образы, вы также должны задавать себе вопрос: «Кто наблюдает эти образы?» Задав вопрос, вы получите ответ: «Я» или «для меня». Получив ответ, вам необходимо спросить: «А кто я?», снова возвратившись к изначальной вибрации «ахам-вритти».

Старайтесь не думать «Кто я?» или «я» на уровне мыслей, а осознавать «я» без мыслей. Это самый важный момент в медитации.

При правильном выполнении Атма-вичары вы испытываете изменения сознания, давление в брахмарандре или свет.

Вритти – это модификации ума, т.е. движения вашего сознания. Они возникают из-за наших ложных отождествлений с внешними объектами. Из них «Ахам-вритти» («я-мысль») самая главная, т.к. она связана с Истинным «Я». Держитесь ее, пока не придут посторонние мысли.

Затем начните процесс снова. Углубляйте это состояние.

Приняв неподвижную позу тела, мы исследуем «Я», закрыв глаза, концентрируясь на чувстве «Я». Внезапно мы обнаруживаем пустотную природу «Я», а все наши страсти и мысли не имеют под собой основы.

Вновь и вновь исследуя в медитации ум, мы обнаруживаем пустотность «Я». В один миг мы теряем все иллюзии разом.

Когда возникает видение или слышание, мы исследуем: «Кто слышит? Кто видит? Кто переживает радость и горе?». Ответом будет: «Я». Если же мы всматриваемся в «Я», пытаясь найти некое отдельное самосущее «Я», мы убеждаемся, что «Я» не имеет собственного существования. Ум есть в связи с объектами. Объект есть только тогда, когда есть воспринимающий его ум. Все существует зависимо от ума. Ничто не существует независимо от ума. Демоны, добрые божества и злобные духи, люди и горы – это лишь видимые проявления ума, они лишь кажутся истинно существующими. Однако, кроме обманчивых проекций, нашего «Я» здесь никогда не было.

Когда, так исследуя в медитации «Я», не обнаруживаем совсем ничего, словно глядя в пустое пространство. Пробуждается невыразимое, пустотное безмятежное осознавание без субъекта и объекта. Оно самосияюще, лучезарно, наполнено покоем. Это естественное состояние изначально чисто и свободно, оно является Творцом Всего. Звезды, земля и небо, деревья и горы, все видимое является его проявлением. Все зависит от него.

«Вы должны различать «Я», чистое в самом себе, и «я»-мысль. Последнее, будучи просто мыслью (вритти), видит субъект и объект, спит, пробуждается, ест и пьет, умирает и возрождается. Но чистое «Я» есть чистое Бытие, вечное существование, свободное от неведения и мысли-иллюзии. Если вы остаетесь тем «Я», вашим единственным бытием, без мысли, то «я»-мысль исчезнет, и заблуждение пропадет навсегда».

Шри Рамана Махариши. Теория самоисследования.

Вариант выполнения медитации в движении

«Ум пусть будет подобен небу без облаков. Не ищи ничего, лишь держись тончайшей вибрации «я». Так удержи ее, несмотря ни на что. От нее экстаз, великая радость, покой и расширение.

Вот способ великий, о, царь: ходишь, ешь, говоришь либо сидишь, помни только себя самого. Чувствуй (не думай): «Я есть», пусть больше ничто не заботит твой ум.

Несомненно, через три месяца будешь осознавать свое «я» во сне со сновидениями, затем еще через три месяца во сне без сновидений».

«Йога Садхана Хридайя Сутра» (197, 199, 200)

Необходимо непрерывно сосредотачиваться на чувстве «я» во время ходьбы, а также во всех других ситуациях. Постоянно вспоминая себя, раскрывается естественное состояние.

Ученик выполняет практику самоисследования, анализируя ум и концентрируясь на чувстве «Я» во время ходьбы, стояния, сидения, работы, еды и разговора. В процессе такого самоисследования он дает ответ на вопросы: «Откуда мысли приходят? Куда исчезают? Имеет ли «Я» цвет и форму? Существует оно или не существует?» Мы пытаемся проследить источник мыслей, тот единый центр, откуда они появляются, чтобы обнаружить наше «Я» в его основе. Задавая себе вопрос: «Откуда приходят мысли?», мы получаем ответ: «от «Я». Когда мы спрашиваем себя: «Кто «Я»? и сосредотачиваемся на этом «Я», мы не можем обнаружить ни «Я», ни того, кто его ищет. Когда вновь и вновь мы продолжаем исследование, мы приходим к осознанию пустоты нашего Ума. Ум пуст и подобен пространству.

«Воистину, ум подобен пространству, он кажется направленным во всех направлениях, он кажется превосходящим все, он кажется всем, но, в действительности, ум не существует».

Авадхута Даттатрейя, «Авадхута Гита» (гл.1, 9)

На более продвинутых стадиях созерцания практикующий использует различные санкальпы – установки в сознании, к примеру, «Это сон», «Чистое видение» и прочие. Но независимо от того, какая санкальпа используется, важен принцип внимательности, который вырабатывается на начальных стадиях практики при наблюдении за телом и умом.

Более подробно о практиках созерцания в движении с опорой на санкальпы можно прочитать в книгах «Путь божественного сознания» («Праджняна дивья марга») и «Фундаментальные практики Лайя-йоги».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *