Авианосец что это за корабль

Авианосный бестиарий

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

Ведущей мировой авианосной державой, без сомнения, являются США – атомные суперавианосцы класса Nimitz («Нимитц») водоизмещением свыше 100 000 тонн и идущие им на смену ещё более «супер» – авианосцы класса Gerald R. Ford («Джеральд Р. Форд»), не имеют прямых конкурентов в других странах мира.

И таких монстров у США аж одиннадцать штук. Каждый из суперавианосцев несёт авиагруппу порядка 100 самолётов и вертолётов, включая самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

Самым большим недостатком этих кораблей является их цена – если авианосцы класса Nimitz стоили порядка 5 млрд долларов, то стоимость их «наследников» – авианосцев класса Gerald R. Ford, составляет уже порядка 10 млрд долларов (а по некоторым данным, и все 14 млрд долларов), что крайне дорого даже для США, и даже с учётом инфляции.

Взлёт самолётов с суперавианосцев осуществляется с помощью паровых/электромагнитных катапульт, максимальная скорость их хода свыше 30 узлов.

Характерно, что, помимо десятка суперавианосцев, США обладают ещё и десятком универсальных десантных кораблей (УДК) класса Wasp («Уосп») и America («Америка»). Фактически эти УДК могут выполнять роль полноценных авианосцев, при условии, что на них будут базироваться самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) F-35B.

На УДК класса America может размещаться 22 СВВП F-35B. Стоимость УДК класса America составляет порядка 2,5 млрд долларов. Также на УДК класса Wasp и America могут базироваться вертолёты и конвертопланы. Максимальная скорость УДК типа America составляет свыше 22 узлов.

Необходимо отметить, что в США активно развивается такое направление авиастроения, как конвертопланы. Потенциально конвертопланы могут выполнять не только транспортные функции, но и решать задачи самолётов/вертолётов ДРЛО, топливозаправщиков и т. д.

Китай

За США следует КНР – пока ещё больше на бумаге, но можно не сомневаться, что с высокой вероятностью поставленных целей Китай добьётся.

В настоящий момент фактически у Китая один авианосец «Ляонин» водоизмещением порядка 70 тысяч тонн, выполненный на базе недостроенного тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143.5. Его авиагруппа составляет до 40 самолётов и вертолётов.

В дополнение к нему возводится второй корабль модернизированного проекта – «Шаньдун», полностью построенный в Китае. Взлёт самолётов с авианосцев «Ляонин» и «Шаньдун» осуществляется с помощью трамплина.

Не исключено, что серия авианосцев этого типа будет продолжена, особенно в случае, если возникнут проблемы с перспективным проектом атомного авианосца.

Сведения по перспективному китайскому атомному авианосцу пока разнятся.

По одним данным, это будет реинкарнация советского проекта атомного тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск».

По другим сведениям – новейший китайский суперавианосец будет сравним по тактико-техническим характеристикам с американскими авианосцами типа «Джеральд Р. Форд».

Истина, скорее всего, примерно посередине – сделать аналог «Джеральда Р. Форда» КНР пока явно не под силу, но скомпоновать что-то среднее из советского проекта и «найденных» американских технологий – для Китая вполне реально.

Можно предположить, что авиагруппа перспективного китайского атомного авианосца составит порядка 70 летательных аппаратов. Взлёт самолётов будет осуществляться с помощью катапульты.

Для атомного авианосца разрабатывается самолёт ДРЛО.

Максимальная скорость китайских авианосцев составляет свыше 30 узлов.

Великобритания и страны Евросоюза

Вслед за Китаем следуют Великобритания и Франция.

Собственно, и британский, и французский авианосцы технологически превосходят существующие китайские, но эта ситуация с высокой вероятностью изменится в ближайшее время. Даже если КНР столкнётся с трудностями при строительстве атомного авианосца, их кораблестроительная промышленность вполне способна тиражировать «Ляонин»/«Шаньдун» серией в дюжину единиц, а то и более.

Французский атомный авианосец «Шарль де Голль» стоимостью 3,3 млрд долларов полным водоизмещением 42 000 тонн несёт авиагруппу в 40 летательных аппаратов, включая истребители поколения 4+ «Рафаль» и самолёты ДРЛО. Взлёт самолётов осуществляется с помощью паровых катапульт, выполненных по американской лицензии.

Максимальная скорость авианосца «Шарль де Голль» составляет 27 узлов. Французский авианосец в процессе эксплуатации постоянно сталкивался с проблемами, которые в сочетании с высокой стоимостью привели к тому, что строительство второго корабля этого проекта было отменено.

Британские авианосцы типа «Куин Элизабет» новее и крупнее французского – их полное водоизмещение составляет 76 000 тонн.

При этом силовая установка «Куин Элизабет» не атомная, а газотурбинная, позволяющая развивать максимальную скорость в 25 узлов, а авиагруппа также составляет 40 летательных аппаратов. Но из-за трамплинного взлёта самолёты ДРЛО на «Куин Элизабет» базироваться не могут – впрочем, британцы заменили их достаточно продвинутыми вертолётами ДРЛО Leonardo AW101 Merlin HM.2.

Отличительной особенностью авианосцев типа «Куин Элизабет» является то, что основу их авиагруппы составляют СВВП F-35B. Формально, по лётно-техническим характеристикам, «Рафаль» превосходит СВВП F-35B, однако неясно, какие ограничения накладывает на «Рафаль» катапультный старт с авианосца.

При этом нет сомнений, что характеристики бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) у F-35B гораздо выше, чем у истребителей «Рафаль», равно как и параметры малозаметности.

В 2010 году предполагалось, что первый авианосец «Куин Элизабет» с трамплином будет использоваться как вертолётоносец, а затем будет продан. А второй корабль этой серии будет строиться по усовершенствованному проекту с катапультами для применения палубных истребителей F-35C.

Окончательно неясно, что повлияло на позицию Великобритании – отказ США продавать палубные истребители F-35C или то, что F-35B оказался не так уж и плох, но в конечном итоге Великобритания закупила СВВП F-35B, и второй авианосец типа «Куин Элизабет» – «Принс оф Уэльс» также выполнен в варианте с трамплином вместо катапульт.

Стоимость авианосца «Куин Элизабет» составляет порядка 3,2 млрд фунтов стерлингов или примерно 4,3 млрд долларов США.

У Италии есть один лёгкий авианосец «Кавур» (Cavour) полным водоизмещением 35 000 тонн, способный нести до 20 летательных аппаратов.

Это уже не совсем авианосец – он может перевозить десант в количестве 415 человек, до 100 колёсных боевых машин или 24 танка. Максимальная скорость – 30 узлов. Авианосец «Кавур» станет третьим неамериканским кораблём – носителем СВВП F-35B.

Помимо авианосца, военно-морские силы (ВМС) Италии строят десантный вертолётоносец «Триест» (Trieste) водоизмещением 33 000 тонн и максимальной скоростью до 25 узлов.

Если «Кавур» – это лёгкий авианосец с десантными возможностями, то «Триест» – это десантный корабль с функциями авианосца: на нём должны базироваться до 10 СВВП F-35B. Помимо этого, на «Триесте» будут базироваться 10 вертолётов AgustaWestland AW101. Стоимость вертолётоносца «Триест» составляет порядка 1,1 млрд евро.

Испания обладает одним авианосцем/универсальным десантным кораблём «Хуан Карлос I» (Juan Carlos I) водоизмещением порядка 27 000 тонн, максимальной скоростью 21 узел и авиагруппой до 30 самолётов и вертолётов.

На авианосце/УДК «Хуан Карлос I» в том числе могут базироваться СВВП F-35B, тяжёлые вертолёты CH-47 Chinook и конвертопланы V-22 Osprey.

Япония

У Японии нет авианосцев. И вертолётоносцев нет. И вооружённых сил вообще нет.

Но у Морских сил самообороны Японии есть эскортные корабли, а по сути, полноценные вертолётоносцы класса «Идзумо» полным водоизмещением 27 000 тонн и скоростью хода в 30 узлов, способные нести до 28 летательных аппаратов. На базе одного из вертолётоносцев «Идзумо» Морские силы самообороны Японии планируют создать авианосец, несущий американские СВВП F-35B.

Авианосец «Идзумо» будет отличаться от вертолётоносца «Идзумо», предположительно, в основном нанесением на палубу жаропрочного покрытия. Таким образом, японцы относительно легко могут модернизировать в авианосец и второй вертолётоносец.

Кроме того, скорее всего, авианосец «Идзумо» сохранит десантный потенциал, в том числе возможность перевозки 500 человек десанта.

Стоимость постройки вертолетоносца «Идзумо» составляет 1,5 млрд долларов США.

Кроме того, у Морских сил самообороны Японии есть ещё два вертолётоносца типа «Хюга» полным водоизмещением 18 000 тонн, скоростью хода до 30 узлов, и авиагруппой, включающей 11 вертолётов.

Индия

У Индии есть один лёгкий авианосец «Викрамадитья», построенный в России на базе авианесущего крейсера проекта 1143 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» путём глубокой модернизации. Его полное водоизмещение 45 500 тонн, максимальная скорость 32 узла, авиагруппа до 30 летательных аппаратов. На «Викрамадитье» базируются истребители МиГ-29К, осуществляющие взлёт с помощью трамплина.

Также ВМС Индии строят лёгкий авианосец Vikrant, стандартным водоизмещением 37 500 тонн, предполагаемой авиагруппой 14 летательных аппаратов.

Россия

Есть ли авианосец у России?

Формально да, но на текущий момент, фактически его нет.

В настоящий момент в России строятся универсальные десантные корабли проекта 23900 типа «Иван Рогов», но на текущий момент это именно УДК, поскольку посадить самолёт горизонтального взлёта и посадки на них невозможно, а СВВП у России уже/пока нет.

Южная Корея

В ближайшей перспективе вступить в «авиносный клуб» планирует Южная Корея, которая разрабатывает проект лёгкого авианосца CVX. Характерно, что на нём также планируется размещать СВВП F-35B – вопреки мнению противников такого типа самолётов, количество стран, использующих или планирующих использовать СВВП, только возрастает.

Авианосец разрабатывают две конкурирующие группы – компании Hyundai Heavy Industries в партнёрстве с британской Babcock International и Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering в партнёрстве с итальянской Fincantieri.

Проект авианосца от Hyundai Heavy Industries имеет длину 270 метров, ширину 60 метров, полное водоизмещение 45 000–50 000 тонн и сможет вмещать до 24 истребителей F-35B. Проект Daewoo Shipbuilding имеет длину 263 метра и ширину 46,6 метра, полное водоизмещение 45 000 тонн и максимальную скорость хода 27 узлов. Корабль сможет нести 28 СВВП F-35B.

Помимо этого, Южная Корея рассматривает возможность размещения СВВП F-35B на вертолётоносцах типа Dokdo полным водоизмещение 18 000 тонн.

Выводы

Это далеко не полный перечень кораблей, потенциально способных выполнять функции авианосца, и стран, ими обладающих, тем не менее он позволяет понять, какие типы авианосцев максимально востребованы в мире в настоящее время.

Единственным обладателем «суперавианосцев» в настоящее время являются США, причём даже для них эта ноша становится непосильной – живучесть авианосных ударных группировок (АУГ) при столкновении с равным противником всё больше ставится под сомнение, при этом для решения экспедиционных задач и выполнения конвойных операций вполне достаточно авианосцев меньшей размерности. Поэтому дискуссии об уменьшении количества «суперавианосцев» в пользу строительства авианосцев меньшей размерности поднимаются даже в США.

Китай хочет получить флот, «как у взрослых», поэтому он активно развивает авианосную тематику, стремясь получить корабли, сравнимые по характеристикам с лучшими американскими «суперавианосцами».

Что из этого получится – пока неясно. Всё-таки достроить бывший советский ТАВКР и скопировать/модернизировать его конструкцию – это одно, а создать атомный авианосец с паровыми/электромагнитными катапультами – это совсем другое.

Так или иначе, кораблестроительные возможности КНР даже без строительства «суперавианосцев» позволяют «нашпиговать» китайский флот близнецами «Ляонина» и «Шаньдуна», которые не так уж и плохи, и задавить ВМС США количеством.

К слову сказать, на единственном неамериканском атомном авианосце «Шарль де Голль» установлены паровые катапульты, изготовленные по американской лицензии, а сам «Шарль де Голль» служит неиссякаемым источником проблем для французского флота.

Те же британцы и вовсе отказались от катапульт в пользу СВВП и трамплина, несмотря на близкие отношения с США и внушительные габариты своих авианосцев.

Об остальных и говорить не приходится – трамплин и СВВП или трамплин и «классические» самолёты горизонтального взлёта и посадки.

Может ли Россия построить суперавиносец?

Один или даже два. Сделав это национальным приоритетом, задачей первостепенной важности, с колоссальным напряжением промышленности и экономики.

Но нужны ли нам такие жертвы?

Если не рассматривать авианосец как инструмент прямого противостояния ВМС США, то суперавианосцы нам не требуются. А прямое противостояние ВМС США мы не можем себе позволить по экономическим причинам.

Существует огромное количество задач первостепенной важности, на которые необходимо тратить ресурсы – развитие производства отечественной микроэлектроники, в том числе пригодной для применения в космических аппаратах, литографических машин для производства электронных компонентов, квантовых компьютеров, мощных твердотельных лазеров, создание многоразовых ракет-носителей и двигателей для них, газотурбинных двигателей для кораблей и самолётов, высокоэкономичных двигателей для БПЛА, перспективных источников энергии и устройств для её хранения.

Тратить огромные ресурсы на столь же огромную плавучую мишень нет никакого смысла.

С другой стороны, Россия вполне может себе позволить лёгкие авианосцы – это гораздо проще: и технически, и экономически. И задачи для них найдутся. Об их возможном облике, преимуществах и недостатках, поговорим в следующий раз.

Источник

Авианосец

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

Содержание

Классификация

Современные классы

Лёгкий авианосец-он же авианосец СВВП — авианосец небольших размеров (около 10 000—25 000 тонн), приспособленный исключительно к использованию самолётов вертикального взлета и посадки (СВВП). Такие авианосцы обладают весьма ограниченным военным потенциалом, но из-за сравнительной дешевизны используются разными странами, не способными содержать тяжелые или средние (по традиции называемые многоцелевыми) авианосцы. Примером подобных являются английские авианосцы класса «Инвинсибл», испанский «Принсипе де Астуриас», индийский «Викрант», итальянский «Джузеппе Гарибальди» и тайский «Чакри Нарубет»

Противолодочный авианосец — специализированная разновидность авианосца.

Универсальные десантные корабли (УДК) — десантные вертолетоносцы с гладкой полетной палубой и возможностью принимать небольшую авиагруппу СВВП поддержки. Такие корабли имеют водоизмещение около 20 000—45 000 тонн и возможности, сравнимые с лёгкими авианосцами, но имеют более расширенный спектр десантных функций в ущерб авиационным. Яркими примерами таких кораблей являются УДК следующих классов:

«Уосп», «Тарава», «Америка» (ВМС США); «Оушен» (Великобритания); «Токто» (Республики Корея) (название нередко произносят как «Догдо»); «Хюга» ВМС Японии; «Мистраль» (Франция, Россия).

Исторические классы

Тяжёлый авианосец — авианосец, рассчитанный на ношение 70-100 летательных аппаратов. После Второй Мировой слился с классами «линейный авианосец» и «быстроходный авианосец» в единую группу суперавианосцев.

Эскортный авианосец — подкласс легкого авианосца, представляющий собой легкий авианосец построенный на базе и по технологиям гражданского кораблестроения. Часто перестраивались из торговых судов или танкеров. Отличием от легкого авианосца была низкая скорость, малая живучесть и сравнительно небольшая авиагруппа. Предназначались в первую очередь для прикрытия конвоев от воздушного нападения, развертывания непрерывного противолодочного патрулирования вдали от береговых баз и усиления прикрытия районов десантных операций.

Быстроходный авианосец — выделяемый военно-морскими теоретиками 1930—1940 гг. класс авианосцев, обладающих скоростью, сравнимой со скоростью крейсеров и предназначенный для совместного оперирования с быстроходными соединениями. Ко Второй мировой войне практически все неэскортные авианосцы, за редкими исключениями (французский «Беарн», британские «Игл» и «Аргус», японский «Хосё») относились к быстроходным. В связи с полным исчезновением из флотов небыстроходных авианосцев (за исключением эскортных) класс с окончания Второй Мировой не применялся.

Линейный авианосец ( англ. battlecarrier ) — выделяемый некоторыми историками подкласс авианосцев, обладавших высокой живучестью, и приспособленных к активному выдерживанию атак противника (зачастую в ущерб авианосным функциям). К линейным авианосцам относятся британские авианосцы с бронированой полетной палубой класса «Иластриес» и японский «Тайхо». С повышением живучести авианосцев как таковых, класс слился с обычными авианосцами.

Вспомогательный авианосец — класс кораблей, предназначавшихся для вспомогательных функций — доставки на передовую запасных самолетов, обучения экипажей. К таким относятся британский «Уникорн» и японский «Синано».

Учебный авианосец — специфический класс кораблей, используемых для обучения летчиков морской авиации. Устаревшие авианосцы часто переводились в разряд учебных. Известны только два авианосца, построенных специально как учебные — американские USS Wolverine и USS Sable, перестроенные в 1942 году из колесных паромов на Великих Озерах. Эти авианосцы претендуют также на звания единственных в истории колесных авианосцев и единственных в истории пресноводных авианосцев.

Катапультный корабль (CAM-ship) — специфический класс в ВМВ авианосцев, рассчитанных только на взлет колесных самолетов. Посадка предполагалась на береговые аэродромы, либо на воду. Создавались как примитивная форма эскортных авианосцев, способная решить проблему отражения самолетов-разведчиков от конвоев (пусть даже ценой потери истребителя). Применялись в ВМС Великобритании. В ВМС Италии и Японии делались попытки переоснащения крейсеров в крупные катапультные корабли («Больцано») для решения проблемы недостаточной дальности истребителей берегового базирования.

Торговый авианосец (MAC-ship) — специфический класс в ВМФ Великобритании торговых кораблей, оснащенных полетной палубой для ношения летательных аппаратов прикрытия. Не имели ангара, несколько истребителей базировались прямо на палубе. Использовался примерно в той же роли, что и эскортный авианосец, но в отличие от него предназначался также для перевозки грузов.

Десантный авианосец — специфический класс авианосцев японской армии, создававшихся для проведения и прикрытия десантных операций. Представляли собой авианосцы, предназначенные для старта армейских самолетов (посадка предполагалась на береговые аэродромы). Являлись результатом глубоких противоречий армии и флота, не позволявших надеяться на содействие флотских авианосцев в армейских десантных операциях. Представляют собой в определенном смысле подкласс CAM-кораблей.

История

Первые авианосцы

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

Первыми кораблями, несущими авиацию, можно фактически назвать аэростатоносцы XIX и начала XX века. В связи с ограниченностью возможностей аэростатов, они применялись главным образом в разведывательных целях (отдельные попытки использовать аэростаты для бомбардировок трудно назвать успешными). Позднее, многие из построенных в начале XX века аэростатоносцев были переоборудованы для несения гидросамолётов.

Развитие авиации в начале XX века заставило морские ведомства различных стран обратить внимание на возможность применения самолётов в морском военном деле. Первоначально самолёты рассматривались как разведчики, однако вскоре по мере развития самолетостроения и улучшения характеристик летных машин стал ясен потенциал бомбардировочной и торпедоносной авиации.

Первый взлёт с палубы совершил 14 ноября 1910 американец Юджин Б. Эли с борта лёгкого крейсера «Бирмингем» ( англ. USS Birmingham (CL-2) ). Это стало возможно благодаря установленной на носу судна взлётной платформе. Через два месяца, 18 января 1911 года, он же совершил посадку на борт броненосного крейсера «Пенсильвания» ( англ. USS Pennsylvania ). Специально для этого была смонтирована деревянная взлётная палуба, с которой лётчик вскоре после успешной посадки снова взлетел.

Первым настоящим авианосцем (правда, несущим гидросамолёты) являлся британский авианосец HMS Ark Royal, который был принят на вооружение в 1915 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций.

Особым типом авианесущих кораблей являлись плавучие базы гидросамолётов, авиаматки, классифицировавшиеся в разных флотах как авиатендеры или гидроавианосцы. Данный тип кораблей мог обеспечить перемещение и взлёт гидросамолётов, но не обеспечивал их посадку, вследствие чего самолёты садились на воду и впоследствии поднимались на борт судна кранами.

Самый первый авианосец во флоте Российской империи появился 19 ноября 1904 года, им стал аэростатоносец «Русь», купленный на пожертвования графа Строганова в Германии. «Русь» нёс на борту 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар. Аэростатоносец «Русь» так и не принял участия в Русско-японской войне, а вскоре после поражения у Цусимы, он и вовсе был продан «за ненадобностью». Через несколько лет, в 1909 году капитан корпуса корабельных инженеров Л. Мациевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а затем через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев. Весной 1910 года подполковником К. Конкоткиным, был предложен гораздо более дешёвый проект по переделке устаревшего корабля «Адмирал Лазарев», в настоящий авианосец с полётной палубой и ангаром. И хотя оба проекта не были отвергнуты, проект Мациевича был отправлен в архив после его гибели в авиакатастрофе осенью 1910. А проект Конокоткина, получив первоначальное одобрение, был закрыт после его перевода на Амурскую Флотилию, с формулировкой «Дело производством само собой прекращено». Тем не менее с началом Первой мировой войны, морское ведомство вновь вспомнило об авианосцах, но поскольку строить настоящие авианосцы было уже слишком поздно, то было принято решение переоборудовать пароходы «Императрица Александра», «Император Александр I», «Император Николай I», «Румыния» в гидроавианосцы, а также дополнить вооружение крейсера «Алмаз гидропланом. «Императрица Александра» была сразу переименована в «Орлицу», а «Император Александр I» и «Император Николай I» были переименованы в «Республиканец» и «Авиатор» после Февральской Революции. Все эти гидроавианосцы (включая и крейсер «Алмаз) успели принять активное участие в войне. [4]

Авианосцы в период между мировыми войнами

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

В годы между Мировыми войнами предпринимались также попытки постройки авианосцев на основе подводных лодок (подводные авианосцы), а также на базе дирижаблей и стратегических бомбардировщиков (воздушные авианосцы).

Что касается СССР, то в годы гражданской войны применялся эрзац-авианосец «Коммуна», представлявший собой переделанную баржу на которую погрузили несколько гидросамолётов. [5]

Авианосцы во Вторую мировую войну

К началу Второй мировой войны следующие страны имели авианосцы:

Германия имела строящийся авианосец «Граф Цеппелин», но в боевых действиях он участия так и не принял, а палубные самолёты для него так и не были созданы. Италия не имела авианосцев в составе действующего флота и в течение войны не завершила постройкой ни один проект.

Начальный период Второй мировой войны стал важной вехой в практическом применении авианосцев. Уже 17 сентября 1939 года подводная лодка отправила на дно британский «Корейджес». Следующим погиб однотипный «Глориес», расстрелянный вместе с двумя эсминцами эскорта немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Эти инциденты наглядно показали, что авианосец уязвим без соответствующего боевого охранения. Но последующие операции — например, атака Таранто, проведенная всего одним авианосцем и завершившаяся выведением из строя трех итальянских линкоров — продемонстрировали широкие возможности авианосцев и уязвимость кораблей без авиационной поддержки. Последующая гибель британского «Соединения Z» у берегов Куатана под атаками японской береговой авиации наглядно показала, что даже современные военные корабли не могут противостоять воздушным атакам, если не защищены истребительной авиацией.

В начале Второй мировой войны, в связи с нехваткой полноценных авианосцев, ВМС Великобритании и ВМС Нидерландов начали применять обычные торговые суда, переделанные в торговые авианосцы и катапультные авианесущие транспорты. Однако, после вступления в войну США на американских верфях для собственных нужд и для нужд союзных флотов было построено большое количество эскортных авианосцев на базе танкеров и сухогрузов.

Япония также вела переделки, например линкор «Синано», однотипный с «Ямато» и «Мусаси», был ещё на стапеле переделан в «авианосец подскока», получив лётную палубу, но не имея при этом достаточно больших ангаров и других систем, необходимых для поддержки сопоставимой с другими авианосцами самолётной группы. Старые линкоры «Исе» и «Хиуга» получили вместо кормовых артиллерийских башен ангары на 22 гидросамолёта, которые должны были запускаться с катапульт. Эти корабли также предполагалось использовать для ПВО, для чего на крышах ангаров были установлены пусковые установки неуправляемых зенитных ракет, но практика показала полную их бесполезность.

Во Второй мировой войне японские и американские авианосцы уже играли ведущую роль в тихоокеанских сражениях. Например, знаменитая атака на Пёрл-Харбор была произведена с помощью пикирующих бомбардировщиков, дислоцированных на шести японских авианосцах. На фоне столь впечатляющего применения авианосцев, состоявшаяся через полгода (8 мая 1942) в Коралловом море первая дуэль авианосцев (без участия кораблей другого типа), прошла почти незамеченной.

Списанные авианосцы

Авианосцы, завершившие свой срок службы, иногда находят другое применение. Так, например, авианосец ВМС США «Хорнет» ( англ. USS Hornet ) стал кораблем-музеем в городе Аламида. В 2004 году авианосец США «Мидуэй», последней операцией которого была «Буря в пустыне», стал кораблем-музеем в городе Сан-Диего.

Авианосец «Минск» был продан Китаю в 1995 году и переоборудован в парк развлечений «Мир Минска» в городе Шэньчжэнь, КНР. Авианосец «Киев» в 1996 году также был продан Китаю и переоборудован в парк развлечений в городе Тяньцзинь, КНР.

АвианосецСтранаМесто экспозиции
«Йорктаун» Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабльСШАМаунт-Плезант, шт. Юж. Каролина, США.
«Интрепид» Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабльСШАНью-Йорк, США.
«Хорнет» Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабльСШААламеда, шт. Калифорния, США.
«Лексингтон» Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабльСШАКорпус-Кристи, шт. Техас, США.
«Мидуэй» Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабльСШАСан-Диего, шт. Калифорния, США.
«Киев» Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабльСССРТяньцзинь, КНР.
«Минск» Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабльСССРШэньчжэнь, КНР.
«Викрант» Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабльИндияМумбаи, Индия.

Устаревшие, но не выработавшие ресурс авианосцы передаются или продаются другим странам. Так, российский «Адмирал Горшков» был передан Индии (на условиях оплаты его модернизации и закупки партии палубных истребителей; в настоящий момент находится в строю под названием «Викрамадитья»), французский «Фош» был продан Бразилии и находится в строю под названием «Сан-Паулу».

Технические характеристики

Корпус

Корпус типичного авианосца имеет длину от 182 до 342 метров и осадку до 12 метров. Корпус выполнен из стали, толщина которой может быть несколько сантиметров. Живучесть корпуса достигается за счёт водонепроницаемых переборок и палуб. Для обеспечения необходимой площади полётной палубы и ангаров, корпус над ватерлинией значительно увеличивается в ширину, что придаёт авианосцу его характерный облик. Под полётной палубой расположены объёмные ангары, в которых хранятся и ремонтируются самолёты и вертолёты. Перемещение летательных аппаратов между палубами происходит посредством специальных подъёмников, количество которых может достигать четырёх (на крупных авианосцах). Ниже ангаров расположены машинные отделения и прочие служебные помещения. Для того, чтобы обеспечить максимально возможную полезную площадь полётной палубы, командный мостик, антенны и радарные установки размещаются на так называемом «острове», единственном возвышении над палубой. «Остров», как правило, располагается по правому борту. Прочее оборудование располагается по бокам корпуса ниже уровня полётной палубы. Для увеличения количества летательных аппаратов на борту, часть из них находится не в ангарах, а непосредственно на палубе.

Полётная палуба

Существует две основные конфигурации полётной палубы (еще одна ныне не встречается).

Плоская полётная палуба

Из находящихся в настоящее время в строю плоскую полётную палубу имеют все американские авианосцы (типов «Энтерпрайз» и «Нимиц»), французский авианосец «Шарль де Голль» и бразильский авианосец «Сан-Паулу» (французской постройки). Эти авианосцы предназначены для базирования самолётов горизонтального взлёта и для подъёма их в воздух используют паровые катапульты. Количество катапульт на американских авианосцах — 4, на французском и бразильском авианосцах — по 2.

Два авианосца — российский «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и однотипный китайский «Ляонин» не использует катапульты для самолётов горизонтального взлёта. Вместо этого они используют стартовый трамплин, что объясняется использованием с них самолетов только с высокой тяговооруженностью.

Плоскую полётную палубу имеют также авианесущие десантные корабли, рассчитанные на базирование вертолётов и самолётов вертикального взлёта.

Полётная палуба с трамплином

Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев, вооружённых самолётами вертикального и укороченного взлёта и посадки (СВВП). Для увеличения стартовой массы самолётов, на авианосцах данного типа практикуют взлёт после короткого разбега. В результате чего самолёт экономит горючее по сравнению с вертикальным взлётом и способен взять большую массу топлива и вооружения. Ввиду того, что посадочная скорость СВВП невелика, какие-либо дополнительные приспособления для торможения отсутствуют. Взлётная и посадочная полосы объединены между собой. Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев флотов Великобритании, Индии, Италии, Испании, Таиланда и России.

Российский «Адмирал Кузнецов» и однотипный китайский «Ляонин» стоят среди авианосцев трамплиного взлёта несколько особняком. На них базируются самолёты укороченного взлёта Су-33, МиГ-29К, которые благодаря высокой тяговооружённости способны взлетать с короткой полосы без использования катапульты. Подобная организация полётов, однако, не является полноценной заменой катапультам, так как исключает возможность взлёта самолётов с низкой тяговооружённостью (например, самолётов ДРЛО). Особенностью российского и китайского авианосцев является также угловая посадочная палуба и тросовый аэрофинишёр, отсутствующие у других трамплинных авианосцев.

Многоуровневая полетная палуба

Ныне не встречающийся вид полетной палубы, характерный для авианосцев 1920—1930-х годов. Представлял собой короткую взлетную палубу в носовой части корпуса (или стартовую площадку в передней части ангара) и использующуюся в основном для посадки летную палубу поверх ангара.

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

Авианосец что это за корабль. Смотреть фото Авианосец что это за корабль. Смотреть картинку Авианосец что это за корабль. Картинка про Авианосец что это за корабль. Фото Авианосец что это за корабль

Подобные системы были задействованы на японских авианосцах «Акаги» и «Кага» (оба яруса ангара имели собственные стартовые площадки в передней части и посадочную палубу поверх верхнего ангара), британские авианосцы «Глориес», «Корейждес» и «Фуриес» (перед ангаром имелась короткая взлетная площадка). Аналог подобной системы — катапульту для старта из ангара через бортовое окно — имели первые авианосцы серии «Эссекс».

Теоретическими преимуществами подобной схемы была возможность разделить взлет и посадку самолетов и не загромождать взлетные палубы только что приземлившимися машинами. Предполагалось также, что за счет возможности одновременного старта с двух палуб, авианосец сможет значительно быстрее поднять по тревоге свою авиагруппу (что было чрезвычайно актуально до появления радаров, когда дистанция обнаружения самолетов противника была небольшой)

Практика применения показала несовершенство этой схемы (основной причиной была недостаточная длина посадочной палубы), и ее опасность для пилотов. Развитие палубной авиации и появление более тяжелых самолетов требовало удлинения любой ценой летной палубы. К середине 1930-х практически все авианосцы с полетными палубами многоуровневого класса были переоборудованы в обычные авианосцы.

Силовые установки

Авианосное ударное объединение — оперативное формирование в составе двух и более авианосных групп (ударных (АУГ), многоцелевых (АМГ) или противолодочных (АПУГ)). В зависимости от выполняемых задач авианосные соединения могут быть ударными (АУС) или многоцелевыми (АМГ).

Оборона авианосного соединения строится в несколько эшелонов. Она может усиливаться авианосными противолодочными ударными группами, самолётами береговой авиации. Общая глубина противолодочной обороны авианосного соединения — 200 морских миль и более, противовоздушной обороны — до 300 морских миль.

Соединения

Авианосная ударная группа

Сам по себе авианосец очень уязвим, поэтому всегда действует с кораблями прикрытия. Флагманом группы будет авианосец, помимо него в группу входят дивизион ПВО, дивизион противолодочной обороны, одна-две многоцелевых подлодки и суда снабжения.

Авианосное ударное соединение

Авианосное ударное объединение — оперативное формирование в составе двух и более авианосных групп (ударных (АУГ), многоцелевых (АМГ) или противолодочных (АПУГ)). В зависимости от выполняемых задач авианосные соединения могут быть ударными (АУС) или многоцелевыми (АМГ).

Назначением авианосных соединений является уничтожение сил флота и авиации противника, завоевание господства на море и в воздухе, нанесение ударов по наземным объектам противника, поддержка действий сухопутных войск, поддержка и обеспечение высадки десантов, а также охрана морских коммуникаций.

Оборона авианосного соединения строится в несколько эшелонов. Она может усиливаться авианосными противолодочными ударными группами, самолётами береговой авиации. Общая глубина противолодочной обороны авианосного соединения — 200 морских миль и более, противовоздушной обороны — до 300 морских миль.

Стратегия и тактика боевого применения

Стратегии применения авианосцев до 2-й мировой

Исходными целями, ставившимися перед гидроавианосцами и авианосцами в первый период их появления была в первую очередь, воздушная разведка для соединений линкоров и крейсеров, а также их истребительное прикрытие от атак базовой авиации. Особенности доктрины применения авианосцев не были ясны в полной мере. Только в 1920-х годах ВМС США впервые провели исследования возможности осуществления с авианосцев воздушных нападений на наземные объекты и военные корабли.

Появление в 1920—1930-х крупных быстроходных авианосцев, перестраивавшихся из недостроенных линкоров и линейных крейсеров (в США — «Лексингтон» и «Саратога», в Японии — «Акаги» и «Кага»), сделало возможным эксперименты с базированием на авианосцах больших отрядов крупных самолетов, и резко увеличило возможности авианосной авиации. В этот период впервые появились доктрины быстроходных авианосных соединений, способных наносить удары по береговым объектам и военным кораблям большими отрядами авиации, и уходить от преследования более медлительных линкоров противника.

Авианосная стратегия в период Второй Мировой

Вторая мировая война привела к установлению лидирующей роли авианосцев как морских единиц, потеснив тяжелые артиллерийские корабли (линкоры и крейсеры). Особую роль в этом сыграл японский Объединённый флот, первым развивший доктрину боевого применения авианосцев в противовес традиционной доктрине боя линкоров.

В ходе Второй Мировой, была отработана и дополнена концепция применения авианосцев как против флота, так и против берега. Практика опровергла многие довоенные утверждения, как к примеру, невозможность авианосных ударов против сильных военно-воздушных баз (предполагалось, что палубная авиация априори уступает береговой — хотя бы численно). Удары японской палубной авиации по Пёрл-Харбору и американской палубной авиации по Рабаулу и Маршаловым Островам в 1943—1944 продемонстрировали, что благодаря возможности быстрого перемещения объединения ударные группы, авианосцы могут концентрировать против береговых баз подавляющие количество авиации и атаковать внезапно, создавая локальное превосходство в воздухе.

Также была доказана значительная роль авианосцев в прикрытии океанских конвоев: палубная авиация могла вести эффективное патрулирование, обнаруживать и топить подводные лодки противника на значительной дистанции от конвоя, перехватывать и уничтожать разведывательные самолеты, отражать атаки бомбардировщиков и торпедоносцев. Авианосцы продемонстрировали себя чрезвычайно ценным средством проведения десантных операций, обеспечивая для авиации минимальное время реагирования. Были отработаны первые элементы стратегических ударов с авианосцев вглубь суши для взаимодействия с армией и ударов по стратегическим тылам противника (показательна в этом плане операция «Драгун») [9]

Авианосная стратегия в послевоенные годы

Положение изменилось только в 1960-х. Появление подводных лодок с баллистическими и крылатыми ракетами (в том числе первых атомных), усиление береговой и ракетоносной авиации СССР сделало значение авианосцев в нанесении стратегических ударов второстепенным. В то же время, усиление надводного и подводного флотов СССР, а также его дальней авиации, вновь вернуло традиционную роль авианосцев — удержание господства в воздухе на море путем развертывания авиагрупп в любой точке мирового океана, защита кораблей от ударов авиации противника, уничтожение авиаударами надводных кораблей и береговых объектов противника, обеспечение действий противолодочных сил и защита своих подлодок от противолодочных сил противника.

Претерпевали значительные изменения на протяжении развития этой доктрины и боевые единицы ВМФ. На эти изменения оказывали влияние главным образом локальные войны и конфликты второй половины XX века, а также политика и соглашения государств, владеющих авианосцами и строящими их.

В военных конфликтах во Вьетнаме, при блокаде Кубы, в конфликтах в Косово и в Персидском заливе авианосцы действовали в составе авианосных групп, включающих несколько авианосцев или авианесущих крейсеров, корабли сопровождения и вспомогательные военные суда.

После окончания Второй мировой войны и по сей день, авианосцы активно используются ВМС США в конфликтах различной интенсивности (Вьетнам, Ирак, Афганистан, Косово) и ВМС Великобритании (Фолклендская война, Война НАТО против Югославии).

Первый авианосец с ядерной двигательной установкой был введён в строй в 1961 году. Им стал «Энтерпрайз» (англ. USS Enterprise (CVN-65)), имеющий наибольшую длину (342.3 метра) среди боевых кораблей мира.

В СССР первые предэскизные проекты авианосцев были выполнены в 1943 году. Тем не менее, после смещения адмирала Н. Г. Кузнецова с должности Главкомандующего Военно-морского флота в 1955 году, все проекты постройки авианосцев были закрыты новым главкомандующим С. Г. Горшковым. Авианосцы клеймились советской пропагандой как орудие агрессии. Их боевые возможности и живучесть занижались, а роль и возможности советских ракетных крейсеров завышались. После прихода к власти Брежнева и назначения министром обороны А. А. Гречко в 1967 году, Горшков изменил своё мнение. Результатом этого стала постройка авианосцев «Минск», «Киев», «Новороссийск» с размещением на них самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-38.

Ввиду переоценки боевых возможностей СВВП постройка авианосца, способного нести самолёты традиционного типа откладывалась. Из-за этого первый и единственный авианосец такого типа, Проект 1143.5, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», был спущен на воду только в 1985 и принят на вооружение в 1991 году.

Во флотах США и Великобритании помимо обычных авианосцев активно используются вертолётоносцы, выполняющие роль десантных кораблей. В советском флоте вертолётоносцы (проект 1123) выполняли противолодочные функции, подобные корабли были ещё в нескольких странах, но как выраженный класс уже не строятся. Каждый более-менее крупный современный надводный корабль, выполняющий противолодочные функции, несёт один или несколько вертолётов, а не десятки, как специализированные вертолётоносцы.

Авианосцы в сегодняшний день

Современные авианосцы

После окончания Второй мировой войны и по сей день, авианосцы активно используются ВМС США в конфликтах различной интенсивности (Вьетнам, Ирак, Афганистан, Косово) и ВМС Великобритании (Фолклендская война, Война НАТО против Югославии).

Первый авианосец с ядерной двигательной установкой был введён в строй в 1961 году. Им стал «Энтерпрайз» (англ. USS Enterprise (CVN-65)), имеющий наибольшую длину (342.3 метра) среди боевых кораблей мира.

В СССР первые предэскизные проекты авианосцев были выполнены в 1943 году. Тем не менее, после смещения адмирала Н. Г. Кузнецова с должности Главнокомандующего Военно-морского флота в 1955 году, все проекты постройки авианосцев были закрыты новым главнокомандующим С. Г. Горшковым. Авианосцы клеймились советской пропагандой как орудие агрессии. Их боевые возможности и живучесть занижались, а роль и возможности советских ракетных крейсеров завышались. После прихода к власти Брежнева и назначения министром обороны А. А. Гречко в 1967 году, Горшков изменил своё мнение. Результатом этого стала постройка авианосцев «Минск», «Киев», «Новороссийск» с размещением на них самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-38.

Ввиду переоценки боевых возможностей СВВП постройка авианосца, способного нести самолёты традиционного типа откладывалась. Из-за этого первый и единственный авианосец такого типа, Проект 1143.5, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», был спущен на воду только в 1985 и принят на вооружение в 1991 году.

Все советские и российские авианосцы обозначаются как «авианесущий крейсер» для того, чтобы иметь возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход авианосцев по которому не разрешается на основании Конвенции о режиме проливов от 1936 года. Дарданеллы соединяют Чёрное море через пролив Босфор со Средиземным морем, а значит, Атлантическим океаном. Эта связь была крайне важна для советского военно-морского флота, так как единственный достаточно крупный стапель располагался на берегу Чёрного моря в Николаеве.

Во флотах США и Великобритании помимо обычных авианосцев активно используются вертолётоносцы, выполняющие роль десантных кораблей. В советском флоте вертолётоносцы (проект 1123) выполняли противолодочные функции, подобные корабли были ещё в нескольких странах, но как выраженный класс уже не строятся. Каждый более-менее крупный современный надводный корабль, выполняющий противолодочные функции, несёт один или несколько вертолётов, а не десятки, как специализированные вертолётоносцы.

Авианосцы являются одной из главных составляющих военной мощи США с позиции их применения в составе сил ядерного сдерживания и ракетной безопасности, являясь также важным звеном в теориях и реальных планах возможных конфликтов с применением ядерных вооружений.

Проектируемые авианосцы

Ведущей державой в проектировании авианосцев остаются США. В настоящий момент планируется постройка трёх авианосцев проекта «Джеральд Форд». Великобритания планирует постройку двух современных авианосцев, головной корабль серии HMS Queen Elizabeth вступит в строй в 2014 году. В России также существуют планы строительства атомных авианосцев водоизмещением порядка 50 тысяч тонн. Широкие планы по строительству авианосцев реализуются Индией и Китаем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *