Айдентика в рекламе это что
Айдентика: зачем бренду нужно визуальное «лицо» и как его создать
Айдентика — это то, что помогает потребителям узнавать бренд в любых продуктах, в офлайне и онлайне. В этой статье расскажу подробно, что такое айдентика, для чего она нужна и как создать айдентику для своей компании.
Что такое айдентика
Айдентика — это визуальная система идентификации бренда, внешний образ компании в глазах клиентов, сотрудников и общества. Самый привычный и понятный элемент айдентики — логотип компании.
Проще говоря, айдентика бренда — это комплекс шрифтов, цветов, изображений, стилей, которые используются во всем визуале, будь это сайт, визитка или меню, которое подают в ресторане. Иногда выделяют также аудио-айдентику — слоган и манеру общения сотрудников, мелодии в рекламе. Но в этой статье мы будем говорить именно о визуальной составляющей.
Не стоит воспринимать айдентику как статичную систему. Еще 20 лет назад айдентика в основном определяла физическое присутствие компании: этикетки, визитки, печатную рекламу, флаеры. Но компании развиваются, и сложно представить себе бренд без сайта и групп в соцсетях. А для этого нужны новые формы применения айдентики: форматы изображений, элементы пользовательского интерфейса, анимация и так далее.
Зачем нужна айдентика
Айдентика бренда выполняет сразу несколько функций.
1. Выделяет бренд среди других, уникализирует его присутствие на рынке. Помогает «впечатать» образ компании в сознание покупателя, чтобы из конкурирующих марок человек выбирал ту, которая помечена айдентикой знакомого бренда.
2. Показывает принадлежность бренда к определенной социальной, тематической группе, а также его характер и эмоциональное позиционирование. Например, медицинские бренды часто используют голубые цвета и символику креста, кардиограммы и прочие символы, ассоциирующиеся с медициной.
Логотипы медицинских брендов. Источник
3. Объединяет сотрудников компании, помогает создать принадлежность к одному сообществу, мотивирует.
Как создать свою айдентику
Пройдемся по всем этапам создания айдентики бренда. Подскажу, где искать вдохновение, как его систематизировать и как работать с цветами, шрифтами, иллюстрациями и прочим.
Определение идеи
Подумайте, какое впечатление хотите передавать. Например, вы надежная компания с классическим стилем управления или же гибкий динамичный стартап. Набросайте список определений, с которыми хотите ассоциироваться, например:
И так далее. Выберите несколько основных, чтобы мысль не расплывалась.
Сбор референсов
Начните искать вдохновляющие примеры для своей айдентики. Необязательно сразу бежать в поиск и забивать там «логотип для барбершопа», есть более изящные пути.
Во-первых, массовая культура. Ищите вдохновение в любимых фильмах, клипах, картинах, известных фотографиях — любом визуальном контенте.
Во-вторых, площадки с дизайн-контентом. Есть целые сайты, где дизайнеры выкладывают свои работы: сайты, логотипы, анимации, рекламные баннеры, иллюстрации. Самые популярные и крупные — Behance и Dribbble.
Искать лучше на английском, все же это англоязычные ресурсы. Что было удобно, здесь есть дополнительные возможности поиска. Например, ниже на скриншоте — результаты поиска по запросы «identity», а сайт еще предложил связанные запросы.
Behance выдает результаты поиска и связанные запросы
Почти каждый пост на Behance — это целый кейс с описанием целей, задач и процесса разработки.
Часть описания поста на Behance
На Dribbble можно найти работу по цвету: заходите, открываете палитру цветов в нижнем левом углу изображения и кликаете на нужный.
Поиск работ по цвету на Dribbble
В-третьих, соцсети. Идите туда, где упор идет на визуал: в Instagram и Pinterest. В Instagram ищите по тематическим хештегам, в Pinterest есть обычный поиск. И там, и там лучше тоже использовать английский.
Популярные посты по хештегу #logo в Instagram
Создание мудбордов
Когда набрали референсов, приступайте к созданию мудбордов. Это доска, на которой собраны ваши референсы: на видном месте — главные, рядом уточняющие.
Мудборды в идеале нужно собрать для каждого из элементов айдентики: для логотипа, печатной продукции, стиля иллюстраций и так далее.
Пример мудборда. Так красиво делать необязательно, просто соберите все референсы в одном месте
Логотип
Самая важная часть айдентики, на которой вы потом выстроите весь остальной стиль. Состоит из буквенной и графической части, то есть названия бренда и какого-то значка.
Если хотите добиться эффекта современного лого, делайте его простым, без нагромождения цветов и стилей, без вычурности. Это может быть просто название бренда, набранное подходящим шрифтом.
Современный дизайн тяготеет к анимации вместо сложных рисунков в логотипах. Пример такого лого — Австралийская опера. Их лого состоит всего из двух букв: O | A (Opera Australia), но на его анимации построена вся айдентика бренда. Посмотрите это короткое видео:
Австралийская опера использует один и тот же лого почти 10 лет. Это еще раз показывает, что стильный минималистичный логотип может быть безвременным.
О чем помнить, когда работаете с логотипом:
Цвета
После логотипа переходите к цветам. Сразу уточним — работать лучше с rgb-цветами, которые предназначены для веба. Наверняка ваша айдентика гораздо чаще будет присутствовать именно там, а не на физических носителях. Для них вы уже потом подберете CMYK.
При выборе основных цветов нужно понимать, как они будут работать. Например, один цвет станет фоновым и не должен отвлекать от остальных. Другой будет использоваться на кнопках, и на нем должен нормально читаться текст.
Чтобы скачать палитру, нажмите на значок скачивания справа от нее
Pinterest тоже можно использовать для поиска цвета. Вот, например, результаты поиска по запросу «color palette» — множество изображений, разложенных на основные цвета. Смотрите, с какими предметами, настроениями, пейзажем могут ассоциироваться разные наборы.
На Pinterest можно найти много цветовых сочетаний
Начать подбор можно со сравнения с другими компаниями в вашей отрасли. Например, ниже результаты по запросу «law firm design» том же Pinterest. Сразу видно, что юридические компании предпочитают темные спокойные цвета: оттенки серого, синего, коричневого.
Примеры тематического дизайна для юридических фирм
Затем воспользуйтесь сервисом для подбора цветовых сочетаний. Они помогут вам подобрать несколько подходящих цветов и составить полную палитру для айдентики.
Вот сервисы, в которых можно составить цветовое сочетание, разобрать картинку на основные цвета и даже проверить, как люди с дальтонизмом будут видеть выбранную палитру:
Шрифты
Следующий шаг — выбор шрифтов для айдентики. Они должны подходить по характеру и смыслу к идее айдентики: серьезный или веселый, легкий или брутальный. Нужно выбрать несколько шрифтов, которые можно будет использовать в вебе и на печати, чтобы они связывались в одну стилистическую систему и давали возможность полноценной верстки.
Например, для верстки сайта вам понадобятся такие шрифты:
Существует четыре способа, с помощью которых можно сформировать шрифтовую пару, то есть подобрать два шрифта, которые будут стоять рядом. Например, шрифтовую пару заголовка и основного текста.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Паттерн
Паттерн, или повторяющийся узорный рисунок, тоже служит элементом айдентики. Его можно использовать и на физических носителях, и в онлайне: покрывать визитки, буклеты, транспорт, веб-страницы. Запоминающийся паттерн сразу узнается.
Покажу примеры паттернов в айдентике. Первый — французское издательство Corps Reviver, оно переиздает старые книги. Две перевернутые V используются и в названии, и в логотипе, и в паттерне как символ движения, стремления к новому. Так паттерн выглядит в статике на печатной продукции:
Паттерн из повторяющегося логотипа Corps Reviver на флаерах
А так — в динамике на главной странице сайта. Я вижу в этом дыхание, перелистывание книжных страниц:
Анимированный паттерн из логотипа на главной странице сайта Corps Reviver
Еще пример — музей Ван Гога в Амстердаме. Здесь в качестве паттерна выбрана имитация мазков художника, его узнаваемый стиль:
Паттерн, имитирующий манеру письма Ван Гога
Ну и пример, который известен практически всем в СНГ — оператор сотовой связи «Билайн» и его неповторимый цветовой паттерн в черно-желтую полоску. Очень сложно в шарфе ниже видеть просто шарф, а не рекламу «Билайна». Это и есть основная задача айдентики, чтобы в любом носителе сразу узнавали компанию.
Фирменный паттерн «Билайна» ложится на любые носители
Отрисовка на фирменных носителях
Следующий шаг — отрисовка айдентики на носителях. Это может быть печатная продукция: визитки, бланки, буклеты, блокноты и так далее. Или онлайн-форматы, например, шаблон обложки для поста в соцсеть, баннер для контекстной рекламы.
Для отрисовки у вас уже все готово — логотип, цвета, шрифты, паттерн. Осталось только собрать это в разных форматах.
Стиль графики
Для веба классически требуется много иллюстраций — оформление сайта и соцсетей, визуалы для рекламы и рассылок. Иллюстрации можно сделать еще одним элементом айдентики, если выполнять их в схожем узнаваемом стиле.
Например, вот иллюстрации на блоге компании Dropbox. Картинки разные, но чувствуется один стиль отрисовки:
Узнаваемый пиксельный стиль иллюстрации на блоге Dropbox
И собственный блог SendPulse, на котором вы сейчас читаете эту статью:
Все заглавные иллюстрации к статьям SendPulse выполнены в одном стиле
Айдентика: что стоит запомнить
Айдентика — это весь визуальный стиль бренда, от визиток и формы сотрудников до постов в соцсетях. Айдентика помогает клиентам составить первое впечатление о бренде, а потом быстро узнавать его среди других. Еще проработанный визуальный образ объединяет сотрудников: они чувствуют себя частью одного большого дела.
Чтобы создать свою айдентику, начинайте с логотипа. Затем подберите цвета и шрифты, разработайте узнаваемый паттерн. После этого можно отрисовывать айдентику на различных носителях, например, на визитке или в шаблоне для поста в соцсеть. Если вы ведете блог или просто публикуете много иллюстраций, стоит сделать их частью айдентики и разработать для них похожий стиль.
Не забудьте внедрить айдентику во все свои рассылки! Регистрируйтесь в SendPulse и делайте крутой дизайн писем без дизайнера с нашим простым drag-and-drop конструктором.
Рассказываю, как делать по-настоящему крутые email рассылки. Помогаю найти баланс между заботой о клиенте и успешными продажами.
Какая бывает айдентика
Виды фирменного стиля выделяются довольно условно. Очень редко конкретный пример айдентики можно однозначно отнести к какой-то определённой категории. Но даже абстрактное разделение поможет лучше понять, что и зачем делается при разработке фирменного стиля. Поэтому здесь и сейчас мы разбираемся в этом вопросе и объясняем вам.
Среди всех видов айдентики можно выделить два огромных пласта: традиционный фирменный стиль и нетрадиционный. Последний можно разделить с большой долей условности ещё на несколько категорий.
Иначе — классическая айдентика. Обыватель, который что-то где-то краем уха слышал о бренд-дизайне, под фирменным стилем понимает примерно это. Здесь присутствует традиционный набор элементов.
В первую очередь это вполне чёткий логотип с каким-то значком, символизирующим компанию. У Apple — это надкушенное яблоко, у Nike — та самая узнаваемая «птичка-закорючка», у Pepsi — красно-синий кружок и так далее.
Логотипу сопутствуют другие элементы: определённая цветовая палитра, характерный шрифт и прочие стилеобразующие элементы, из которых может, например, складываться фирменный паттерн.
Как правило, при разработке классической айдентики прописываются правила использования стиля для всех возможных ситуаций. Нужно нарисовать флаер? Открываем гайдлайн: ага, вот в этом углу у нас логотип, сюда фотографии в таком-то стиле, здесь текст таким-то шрифтом и сяким-то кеглем — всё верстается по модульной сетке, просто бери и делай.
И дело не только в относительной лёгкости реализации. При таком подходе фирменный стиль на любых носителях будет выглядеть максимально цельным, аудитория будет без труда идентифицировать эти носители с конкретным брендом.
Но у традиционной айдентики есть один минус. Очень трудно бывает заранее продумать использование фирменного стиля для всех возможных коммуникаций бренда с аудиторией.
Допустим, вы продумали и расписали в гайдлайне варианты дизайна для упаковки разной формы: цилиндра, куба, параллелепипеда, конуса и даже шара. Какое-то время клиент пользуется вашим стилем и не знает горя. Но вдруг он начинает выпускать новую продукцию, для которой нужна упаковка в форме усечённой пирамиды, тут начинаются проблемы.
Но это не значит, что традиционная айдентика — плохая. Вот наш пример классической айдентики — «Турболосось». Это служба доставки, и визуально бренд отражает лучшие качества компании именно как службы доставки. Они могут расширять список товаров, но они всё равно будут службой доставки. То есть мы можем чётко обозначить сферу деятельности фирмы и с большой точностью предсказать все возможные коммуникации с аудиторией.
То есть классическая айдентика подходит брендам с легко предсказуемыми точками контакта с потребителем и ограниченным количеством носителей, на которые требуется масштабировать фирменный стиль.
Кроме того, чаще всего традиционная айдентика является лучшим решением для франшизы. Владельцу стиля бывает трудно проследить за его практической реализацией со стороны франчайзи, поэтому лучше иметь строгий гайдлайн с готовыми рецептами на все случаи жизни.
Есть такой тренд: количество каналов коммуникации с потребителем постоянно растёт, а время каждого отдельного контакта сокращается. Поведение элементов фирменного стиля и их восприятие аудиторией становится всё менее предсказуемым.
В этой ситуации традиционный подход становится менее эффективным. Один из выходов — сократить количество элементов фирменного стиля, чтобы можно было быстро адаптировать айдентику под меняющиеся условия. Но часто лучше обратиться к нетрадиционным видам фирменного стиля, в частности, к динамической айдентике.
Динамическая айдентика, как и следует из её названия, очень вариативна и может меняться по ситуации. Это позволяет выйти за пределы определённых рамок и растиражировать свой стиль на самые разные форматы коммуникации с сохранением единого визаульного языка.
В случае с классическим фирстилем, каждый раз при использовании новой упаковки дизайнеру необходимо разрабатывать новый макет. Но тут дизайнер проектирует динамичный набор элементов, который сможет подстраиваться под непредсказуемые задачи.
То есть вы уже не привязаны, скажем, к листу A4 или упаковке-тетрапаку определённых размеров. Динамическая айдентика должна гармонично ложиться на любой носитель. Пример — логотип, который мы разработали для фирмы «Агропромснаб». Его можно разместить на сколь-угодно крупном носителе, просто вытянув в линию.
Другая ситуация — очень большой ассортимент продукции и его стремительное расширение. Например, кинотеатры: новые фильмы ведь постоянно выходят. Для сети «Киномир» мы разработали бренд, который использует образы мирового кинематографа. Стиль разработан так, что новые образы, которые непременно будут появляться с выходом новых фильмов, можно будет без труда гармонично встроить в айдентику.
Меняются традиционные роли элементов. В классической айдентике логотип — это якорный элемент, который задаёт тон всему остальному стилю. В динамической он может уже не быть центром стиля, а то и вовсе уйти на второй план.
Например, в айдентике Poble Espanyol (район Барселоны и её культурный центр) логотип — это просто шрифтовое написание названия. Он обычно очень маленький и размещён где-то в углу, чтобы не мешался. В центре айдентики — иллюстрации, собранные из различных стилеобразующих элементов.
В обновлённой айдентике питьевой воды «Легенда жизни» задачу формирования нужного восприятия бренда тоже решает не столько логотип, сколько хэндмейд-иллюстрации, которые ему сопутствуют.
Или вот бренд Eurasian School of Design, в айдентике которого кроме типографики практически ничего и нет, но она решает все поставленные перед проектом задачи.
И ещё пример — бренд American Apparel. Их логотип — это просто написанное гельветикой название компании. Стиль образуют характерные провокационные фотографии.
Частный случай динамической айдентики. Это логотип, который не просто имеет множество вариаций, но также может менять свою форму, адаптируясь под изменчивую ситуацию.
Такой логотип может использоваться, например, в компании, где есть необходимость брендировать разные отделы. Если происходит реструктуризация, отделы объединяются или появляются новые, можно легко разработать новый логотип, и он останется в рамках единого графического решения.
К этой категории можно отнести логотип бренда интернет-магазина DEDE. Деталь фирменного знака — красная точка — трансформируется для каждого отдела.
Или, например, фирменный стиль конференции пиарщиков «Груша». Фирменный знак становится бильярдными шарами для отдела обучающих игр, шестерёнками — для социального инжиниринга, яичницей-глазуньей — для ланча и так далее.
Строго говоря, к вербальной айдентике можно отнести слоган, дескриптор и даже текст, который произносит сотрудник колл-центра. Но тут имеется в виду айдентика, в которой коммуникация происходит не столько через графические элементы, сколько через вербальные.
Например, бренд Something, у которого логотипом является простой прямоугольник. Прямоугольник помещается в тексте так, будто там просто одно слово закрашено. И по смыслу вместо этого прямоугольника подходит именно это слово — something.
Другой пример — австралийская опера. Буквы «О» и «А» разъезжаются, будто открывая сцену.
Противоположность предыдущему виду. В этом фирменном стиле используется минимум текста, упор делается на визуальные образы. Такая айдентика может рассказывать целые истории, как, например, у бренда компании трансферных перевозок i’way.
Обычно здесь получаются очень необычные и эффектные работы. Но тут есть минус: аудитория не сразу понимает фишку. Нужно определённое количество актов коммуникации с брендом, чтобы потребитель понял суть вашей игры смыслов в такой айдентике.
Очень часто айдентика строится вокруг фирменного персонажа, который становится для потребителя проводником по бренду. С помощью этого персонажа бренд общается с аудиторией.
Это может быть человек, животное или вовсе какое-нибудь неведомое существо. Главное, что он отражает характер компании или её аудитории, может применяться в разных ситуациях коммуникации и на разных носителях.
Например, для кофейни Coffee Bull мы разработали персонажа — быка. Он очень энергичный и всегда в тренде.
Для магазина детской одежды Ribbi Tos мы разработали «риббитосов». Они весёлые и озорные. Их «оживили» в телерекламе и наружке. Риббитосы настолько понравились публике, что их стали продавать в качестве игрушек.
Этот вид фирстиля ещё называют айдентикой постмодернизма, потому что здесь дизайнер «цитирует» то, что уже использовалось тысячи и миллионы раз до него. То есть он использует готовые символы, которые изначально предельно знакомы и понятны аудитории.
Но тут есть опасность сделать фирменный стиль, слишком похожий на другие, в которых используется такой же символ. Поэтому нужно приложить максимум креатива, чтобы знак остался узнаваем, но при этом ассоциировался именно с вашим брендом.
Восклицательный знак, например. Из недавнего, этот знак неплохо обыграли в стиле фестиваля LoudHead производителя наушников DoctorHead. Текст выстраивается в форме восклицательного знака, который при наложении на фотографии людей образует образ наушников.
Или амперсанд, который использован в множестве самых разных брендов. Такой кейс есть и у нас. Мы его превратили в птичку.
Айдентика: этапы разработки, внедрения, примеры применения
Айдентика – фирменная идентичность компании, бренда. Это то, что позволяет отличать кроссовки Adidas от Nike, продукцию компании МТС от «Билайн», Pepsi от Coca-cola и т. д. То есть это то, что делает бренд узнаваемым. Всем ли нужна разработка айдентики компании? Отнюдь.
Если концепция бизнеса – перепродажа товаров в малых объемах (торговая лавка), то, конечно же, никакой узнаваемостью тут и не пахнет. С другой стороны, «Пятерочка», «Магнит» тоже вроде как продают товары, но речь уже идет совсем о других масштабах. Из нашего материала вы узнаете, что такое айдентика, из каких элементов она состоит, что необходимо для ее разработки и кому из компаний она действительно нужна.
Что такое айдентика
Сегодня айдентика стала модным словом в маркетинге. Однако некоторые все еще не видят разницы между айдентикой, фирменным стилем и брендом. Тем не менее, существующие между этими явлениями отличия очень важны.
Грамотно разработанная айдентика позволяет сформировать в сознании потребителя визуальный образ марки, дополненный ассоциациями, которые выгодны компании-производителю. Так, название одного из известнейших напитков неразрывно связано с красным цветом, рукописным шрифтом, зимними праздниками и призывом выпить эту газировку.
Айдентика бренда представляет собой набор его характерных черт. Это все то, благодаря чему марка узнаваема на уровне разных каналов восприятия: визуального, тактильного и пр.
Сложно спутать курьера «Яндекс.Еды» с сотрудником «Delivery Club», поскольку в облике каждого из них присутствует айдентика компании, то есть фирменные цвета и определенная символика. Бренды используют одинаковые элементы при оформлении сайтов, мобильных приложений. В результате для потребителя не составляет труда узнать курьера, зная сам бренд.
Но не стоит думать, что речь идет исключительно о ярких привлекательных картинках. Важно, чтобы их набор отвечал ценностям и помогал транслировать идеи бренда.
В чем разница между айдентикой и фирменным стилем? Айдентика является более объемным явлением, которое скрывает в себе множество целей и задач. Фирменный стиль – это ее составляющая, направленная на визуальное узнавание компании. Помимо него, в айдентику входят:
Преимущества создания айдентики
Будучи продуманной в мельчайших деталях, айдентика превращается в эффективный инструмент, способствующий активному развитию компании. Это происходит по таким причинам:
Рост узнаваемости бренда непосредственно сказывается на уровне продаж. А чтобы получить все желаемые преимущества перед конкурентами, важно добросовестно, поэтапно и детально заниматься созданием стиля компании.
Основные типы айдентики
Не стоит полагать, будто айдентику делят на несколько разных видов, обладающих серьезными отличиями друг от друга. Однако выбирая направление для работы над стилем, важно помнить о способах контакта с аудиторией, требуемом наборе элементов дизайна и количестве его потенциальных носителей.
При использовании данной разновидности айдентики компания прибегает к определенным каналам коммуникации с аудиторией, пользуется установленными правилами и методами работы со стилем.
Иными словами, здесь бренду хватает базового набора элементов и носителей. Допустим, в основе всей айдентики лежит логотип и цветовая гамма. Оформление и дополнительные элементы стиля, такие как шрифты, шаблоны, визитки, основываются на паре ключевых отличительных признаков. Кроме того, существует определенное видение всех возможных точек контактов с потенциальными потребителями.
Правила использования корпоративной айдентики, позволяющие сохранить стиль в каждой отдельной ситуации, фиксируются в гайдлайнах или гайдбуках. Под последними понимают инструкции, демонстрирующие, каким образом оформляются носители, где располагаются и какого размера должны быть основные элементы стиля.
В результате владелец компании может не переживать за целостность ее образа, а также верное использование составляющих специалистами компании. Однако данная схема лишена гибкости, из-за чего может потребоваться использование динамической айдентики.
Сложно заранее предположить, каким образом будет развиваться современный рынок, поэтому бренды вынуждены быстро реагировать на перемены, отслеживать тренды, постоянно подстраиваться и удивлять аудиторию. Малый список элементов и функций обычно не способен соответствовать новым потребностям.
Динамическая айдентика не связана одним форматом или носителем. Цель ее создателей состоит в том, чтобы сформировать отдельные элементы, которые без труда справятся с новыми задачами и ситуациями, не требуя перемен в изначальном концепте.
Допустим, нужно в кратчайшие сроки вывести на рынок и представить аудитории новую услугу, товар, оформить контент для соцсети. Здесь на передний план выходят элементы стиля, легко интегрируемые в дизайн.
Не существует плохого или хорошего вида айдентики. Они оба показывают себя как практичные и продуктивные, если компания точно знает свои задачи, потребности и представляет, чего хочет добиться. Выбирая конкретный вид, важно отталкиваться от философии бренда, его деятельности и особенностей потенциальных и реальных клиентов.
Виды айдентики
Перед нами частный случай динамической айдентики. Такой логотип обладает целым рядом вариаций, при этом способен менять форму в соответствии с актуальным положением дел.
Он подходит компаниям, которым нужно, например, брендировать свои подразделения. Когда проводят реструктуризацию, происходит объединение, открытие новых отделов. В этом случае можно подготовить новый логотип, при этом он не выйдет за пределы изначально выбранного графического решения.
Речь идет о слогане, дескрипторе и тексте, озвучиваемом специалистом колл-центра во время общения с потребителем. Иными словами, это айдентика, при использовании которой предполагается коммуникация через вербальные, а не графические элементы.
Так, у марки «Something» логотип выглядит как прямоугольник. Фигура размещается в тексте, будто скрывая его часть, а по смыслу там находится именно слово «something».
Этот вид противоположен предыдущему, так как при минимальном объеме текста наибольшее внимание уделяется визуальным образам. При помощи данного подхода нередко представляются целые истории. Яркий пример – бренд компании трансферных перевозок «i’way».
При использовании такой айдентики в рекламе получается очень эффектный результат. Однако людям нужно время и определенное число актов коммуникации с брендом, чтобы понять, какой смысл содержится в столь креативной задумке.
В данном случае используется герой, который превращается в символ компании – именно через него бренд выстраивает коммуникацию с потребителями.
В качестве персонажа выбирают человека, животное либо придуманное существо. Требование одно: он должен транслировать характер компании либо ее аудитории, используясь в разных ситуациях общения с потенциальными потребителями и на различных носителях.
Данный подход также известен как айдентика постмодернизма, так как предполагает цитирование элемента, использовавшегося уже много раз. В ход идут готовые символы, давно знакомые и понятные людям.
Здесь дизайнер айдентики рискует создать стиль, который будет мало отличаться от фирменного оформления других компаний. Чтобы избежать подобной ситуации, необходим действительно творческий подход. Тогда символ не утратит свою узнаваемость, но будет вызывать ассоциации только с вашим брендом.
Допустим, восклицательный знак интересно обыграли при подготовке фестиваля «LoudHead» производителя наушников «DoctorHead». Текст был выстроен в форме восклицательного знака, а при наложении на фотографии людей принимал форму наушников.
Данный подход используется редко, но бывает, что бренд практически полностью отказывается от фирменного стиля, ограничивая себя базовыми элементами.
Именно так поступила японская мебельная компания «Muji». У нее есть фирменное начертание названия, но его пускают в ход только при острой необходимости, допустим, на сайте без данного элемента айдентики никак.
Зато на их продукции нет логотипа или иных составляющих фирменного стиля, поскольку руководство уверено: потребитель должен узнавать продукт, а не логотип.
5 основных составляющих айдентики
Айдентика представляет собой имидж компании, который выстраиваться за счет таких ключевых элементов:
Маркетинг начинается с айдентики, тогда как в основе последней лежит название. Успех компании зависит от того, насколько название понятное и как легко его запомнить. Его важно подобрать таким образом, чтобы была возможность зарегистрировать подходящий домен.
Также необходимо убедиться, что его звучание и значение не меняется в других языках, когда фирма собирается предоставлять свои услуги зарубежным потребителям.
Далее переходят к выбору начертания, языкам и склонениям. Так, в некоторых компаниях название пишут исключительно латиницей с маленькой буквы, при этом без кавычек. Тогда как в других его не склоняют. Третьи используют только аббревиатуру либо лишь полную форму.
Помимо основного варианта, компании обычно требуются цветной, монохромный и черно-белый логотип, а также на прозрачном фоне, в форматах JPG, PNG. Стоит позаботиться и о разрешении, подготовив логотип в низком и максимальном качестве. В итоге вы получите варианты на все случаи жизни.
Например, в айдентике Большого Театра есть разные версии логотипов: маленький – более контрастный, сдержанный, тогда как большой наполнен деталями, ведь они заметны только при таком размере.
Единый шрифт делает образ компании более аккуратным, при этом выбранный стиль остается неизменным вне зависимости от носителя: на вывеске, документах, в рекламе. Если используется ряд шрифтов, необходимо закрепить, когда и какой из них должен применяться.
Допустим, названия и заголовки наносятся декоративным шрифтом, а при передаче основного текста должен быть выбран простой и удобный для чтения.
Шрифты принято делить на классические и необычные, с засечками и без них. Некоторые бренды заказывают создание собственного начертания.
Еще один нюанс: не любой шрифт есть в кириллице. Об этой тонкости важно помнить, если вы готовите айдентику для компании, которая ведет переговоры с потребителями на разных языках.
Типографика включает в себя шрифт, его размер, расстояние между строками, ширину полей. Если при подготовке документов использовался единый шрифт, но при этом не учитывался его размер, толщина и поля, бумаги не будут смотреться как единое целое.
В некоторых случаях это непринципиально, но, например, при оформлении документации финансового или государственного учреждения о таких деталях забывать нельзя.
Крупные компании затрачивают серьезные ресурсы на исследования и выбор правильных цветов и даже оттенков, которые будут характеризовать их марку в глазах аудитории. Иногда сочетания фирменных цветов подбираются в случайном порядке, однако лучше использовать те комбинации, которые смогут работать на формирование определенного образа бренда.
Важно, чтобы на разных носителях цвет воспринимался одинаково. Что будет, если фирменный зеленый, используемый «Benetton», окажется заменен на салатовый или хаки? Постоянный клиент не только заметит подмену, но и усомнится в подлинности продукта.
Поэтому в брендбуке необходимо зафиксировать цвета как элементы айдентики – их номера и коды для печати и использовании в Сети. Все коды фирменных цветов известных брендов размещены на сайте «Brand Colors».
Фон. Как только вы начинаете применять паттерны для фона, упаковок, подложек в соцсетях, они превращаются в элемент айдентики, выходя на тот же уровень, что и логотип или шрифт. Можно отказаться от фона, но если он есть, его включают в брендбук, фиксируя основные моменты, такие как цвета, сочетания и случаи использования.
Иллюстрации. Обязательными элементами айдентики становятся любые используемые рисунки, фотографии, символы, веб-элементы и маскоты. Последние представляют собой персонажей бренда, его талисманы. А значит, важно сразу решить, в каком стиле будут представлены ваши иллюстрации, какие цвета и техники будут использоваться для их создания.
Айдентика может быть в виде стикеров для «Телеграма», если аудитория бренда общается при помощи данного мессенджера. Так, Студия Артемия Лебедева создала стикеры с талисманами «Команды России». Здесь нет места скучным изображениям атрибутики, лучше выбрать забавные и остроумные картинки, которые хочется пересылать друзьям.
Где заказать разработку айдентики бренда
Практика показывает, что наиболее удобным является сотрудничество со специализированными сторонними компаниями или агентствами. В них работают мастера своего дела, которые точно не упустят важные моменты и сделают брендинг наиболее эффективным. К их услугам стоит прибегать, как только вам стало очевидно, что придется столкнуться со слишком большим объемом работы.
Первым этапом грамотного построения бренда является создание платформы и позиционирования, после чего переходят к подготовке гайдлайна. Далее приступают к продвижению компании при помощи создания сайта и его поисковой оптимизации.
Основная задача владельца бизнеса состоит в том, чтобы как можно более подробно описать основы бренда. Также разработчикам айдентики необходимо понимать, какое восприятие фирмы нужно сформировать у аудитории. Если вы видите, что вам не обойтись без помощи специалистов, лучше договориться о сотрудничестве с брендинговым агентством.
При выборе агентства важно понимать, для чего вы нанимаете этих работников. Может быть, у вас есть свои дизайнеры либо вам требуется помощь в поиске индивидуальности фирмы? Возможно, вы уже пытались самостоятельно разработать брендинг и айдентику, но боитесь, что упустили какие-то важные детали.
Чтобы брендинговое агентство смогло приложить все усилия для достижения ваших целей, его специалистам необходимо понимать, над чем именно работать.
Любые услуги профессионалов стоят денег, однако в итоге вы получаете в свое распоряжение экспертов с большим опытом. Они качественно выполнят задачи, для выполнения которых у вас не хватает навыков либо временных ресурсов.
Лучше всего запросить предложения сразу в ряде фирм, чтобы оценить рыночную стоимость подобных услуг. При этом необходимо как можно четче описать, что вы хотите получить – так вам предоставят объективные данные. Обязательно сравните масштаб собственной компании с размером выбранного агентства.
Если вы относитесь к мелкому, среднему бизнесу, ищите брендинговое агентство себе под стать. Специалисты большой компании вряд ли смогут помочь вам, поскольку занимаются проектами по созданию айдентики для крупных игроков рынка. Тогда как работники мелкого или среднего агентства без проблем уделят вам время.
Важно подобрать агентство, специализирующееся на той же сфере, что и ваш бизнес, и имеющее в штате сотрудников с опытом в соответствующей области.
Далее обязательно встретьтесь с руководителем и экспертами, которые будут отвечать за решение ваших вопросов – такую встречу принято называть химическим тестом. Специалист может быть лучшим в своей сфере, но если вы не сможете найти общий язык, сотрудничество не даст ожидаемых результатов.
Устройте обед, мероприятие в неформальной обстановке, чтобы найти того, кто и правда ради вас выложится на все 100 %.
Этапы разработки айдентики бренда
Пять этапов работы над айдентикой позволяют выявить ключевые характеристики бренда. Специалисты ищут цели компании, индивидуальность, находят эмоции, которые аудитория должна испытывать, сталкиваясь с разработанной символикой. Также важно, чтобы выбранный стиль не противоречил миссии бренда.
Этап 1. Согласование концепции.
Речь идет об описании того, как компания будет выглядеть в будущем, поэтому важно, чтобы концепция была вдохновляющей и амбициозной. Идеально, если вся концепция представляет собой одно предложение, однако она не должна быть излишне буквальной. На данном этапе работы над айдентикой необходимо дать ответы на такие вопросы:
Допустим, авиаперевозчиком «JetBlue» сформулирована такая концепция: «Авиакомпания «JetBlue Airways» вернет человечеству воздушные путешествия».
От миссии зависит цель фирмы, поэтому ее важно сформулировать просто, прямолинейно, без жаргонных слов и выражений, чтобы ее было легко запомнить и воспроизвести. Миссия должна мотивировать персонал и клиентов. При работе над данной темой необходимо обдумать следующие вопросы:
Миссия фиксируется на этапе подготовки айдентики и создания брендбука. Например, у «Walt Disney» она выглядит так: «Цель компании «Walt Disney Company» – быть одним из ведущих мировых производителей и поставщиков в развлекательной и информационной индустрии, разнообразить свои услуги и продукты за счет собственного портфолио брендов.
Первичные финансовые цели компании состоят в увеличении до максимального уровня зарплат, движении денежной наличности, распределении капитала, которое будет способствовать получению акционерами долгосрочного дохода».
Этап 3. Сущность компании.
Работа над данной составляющей айдентики сложная, однако обойтись без нее не получится. Здесь необходимо решить, какие чувства должен испытывать человек, встречаясь с брендом и его продукцией. Иными словами, речь идет о воплощении сердца, духа компании, которое необходимо описать одним словом. В этом помогут ответы на такие вопросы:
Наиболее яркие примеры сущности брендов:
Этап 4. Агентство рекомендует индивидуальность.
Индивидуальность человека включает его речь, поведение, ход мыслей, поступков и реакций. Бренд персонифицируется за счет применения к нему человеческих качеств. Так, «Apple» – молодой и модный, а «IBM» – зрелый и основательный. Подумайте, какая ваша компания:
Этап 5. Позиционирование/установление ценности.
Нужно составить утверждение, способное за пару предложений описать уникальность и ценность продукта с точки зрения клиента. Оно будет определять круг потенциальных потребителей, категорию бренда, обозначать выгоду от покупки вашего товара. Благодаря этому, вы будете отличаться от других представителей рынка, а люди смогут быть уверены в вашей компании.
Отличным примером позиционирования является «Warby Parker» с ее бунтарским духом и высокой целью. Фирма стремилась предложить людям дизайнерскую одежду по революционной цене и вести социально активный бизнес.
Действия после создания фирменной айдентики
После завершения работ по созданию айдентики в 2021 году у вас на руках должны быть логотип, веб-сайт, контент, СМИ и другие элементы внешнего маркетинга, с которыми вы пойдете в открытое маркетинговое пространство. Теперь стоит заняться рекламным брифом, который установит отдельное место в вашей стратегии для каждой коммуникации, направленной на продвижение.
В основе создания брифа должны лежать ответы на ряд вопросов:
Интересные кейсы и примеры разработки айдентики
Эта швейцарская компания была основана Анри Нестле и стала известна во всем мире за счет своего обширного ассортимента продуктов питания.
Первоначальный логотип состоял только из фамилии создателя фирмы. Знаменитый символ стал частью айдентики, когда оказалось, что название близко к слову «nest» («гнездо»). Оно соответствовало идеологии бренда, так как вся его продукция создавалась именно для использования семьями.
Интересен тот факт, что изначально на логотипе было три птенца, но после маркетинговых исследований осталось всего два, поскольку во многих семьях по два ребенка.
Компании потребовался совсем короткий срок, чтобы добиться успеха, ведь ее продукт оказался очень практичным: дети могли есть сладость, не пачкая руки. В итоге понадобился новый логотип, создание которого доверили Сальвадору Дали. Может показаться странным, но Дали действительно рисовал логотипы и сам снимался в рекламных кампаниях.
Согласно легенде, великий художник создал идею за час на клочке бумаги: это была ромашка с названием бренда в цветах испанского флага. Именно он предложил расположить логотип сверху леденца.
В основе айдентики бренда – простота и лаконичность.
Изначально студент и спортсмен Фил Найт основал компанию, которая занималась перепродажей кроссовок. Знакомый всем спортивный бренд «Nike» появился, лишь когда у фирмы открылось свое производство.
Логотип придумала молодой дизайнер Кэролин Дэвидсон. Ее задачей было создание незамысловатого, но свежего знака, который бы отличал фирму от других. Дизайнер сделала несколько неудачных попыток, а потом практически случайно нарисовала галочку на бумаге, и идея понравилась. Ее работу оценили всего в 35 долларов, но ее ждало большее вознаграждение, как только марка стала всемирно известной.
Грамотно созданная айдентика играет огромную роль в привлечении аудитории и позволяет компании выделиться на фоне конкурентов. Однако перед тем как приступать к работе над индивидуальностью, важно оценить все плюсы и минусы этого действия.
Так, небольшой фирме, чтобы выйти на рынок, достаточно иметь в своем арсенале только логотип и визитки – их разработку можно доверить начинающему фрилансеру. А оставшийся бюджет лучше вложить в раскрутку.
Тогда как крупной компании никак не получится отказаться от создания айдентики, если она стремится показать серьезный подход к работе. Здесь лучше пригласить опытного специалиста, ведь только с его помощью вы добьетесь узнаваемости бренда. Кроме того, концепция компании будет понятна и близка потенциальным потребителям ваших услуг.