Аймакс что это такое
Технология IMAX 3D: что это
Технологию IMAX создала и запатентовала канадская корпорации «Мультискрин»в 70-х годах прошлого века. Это широкоформатный способ демонстрации фильмов, скопированных (отснятых) на пленку с большей в 2 раза, чем стандартные 35 мм, площадью кадра. Использование кадра 70 мм позволяет увеличить площадь экрана. В обычных кинозалах он 0,6 длины зала, а при использовании технологии Аймакс — в два раза больше. Такое соотношение создает ощущение полного погружения, напоминающее эффект 3D.
Что такое IMAX
С момента изобретения кинематографа, появления кинотеатров, начались попытки сделать фильм более зрелищным. В эру немого кино сеансы сопровождали музыкой таперы, когда появился звук — стали искать способы изменить картинку. Так из черно-белого кино стало цветным. Еще в 1929 году были первые попытки создать широкоформатный фильм, но по-настоящему развитие технологии широкого экрана началось в середине двадцатого века. Тогда одновременно появились форматы «Синерама», «Синемаскоп» и «Тодд-АО». У них был общий недостаток: недостаточно «выпуклая» картинка, сложность использования. Например, для «Синерамы» нужен был специальный изогнутый экран, одновременная трансляция изображения тремя проекторами.
Формулу: одна пленка, один проектор, широкий кадр, объемное изображение с эффектом присутствия, придумали канадцы, но воплотить ее в жизнь удалось только после создания аппаратов, использовавших для продвижения пленки способ «катящаяся петля».
Он меньше повреждал копию, давал возможность демонстрировать киноленты, у которых площадь кадра больше втрое. Так появилась IMAX 2D. Что это повлечет за собой создание новой техники для съемок, печати фильмокопий, стало понятно по мере развития технологии.
Первый кинофильм, предназначенный для демонстрации новым способом (он назывался «Ребенок тигра»), снимали смешанной техникой: вариоскопической, широкоформатной и оригинальной аймакс. Это казалась неудобно и очень затратно. Впоследствии использовали только аймакс. Кинотеатр, оснащенный специальным оборудованием 2D, открыли в 1971 году, в 1986 году — IMAX 3D. Что это более выгодно, чем строительство залов 2D, стало понятно, когда пошли первые сеансы. Зрители могли смотреть не только 3D киноленты, но и 2D, что обеспечивало постоянную заполняемость залов, окупаемость кинотеатров. В первом десятилетии нового века стартовал цифровой стандарт IMAX Digital, а всего в мире работает по этой технологии чуть больше 1 100 залов.
Технические особенности, разновидности формата
До момента, когда зритель сможет насладиться реалистичным изображением, фильм надо отснять, сделать копии, построить зал, в котором будут реализованы все возможности технологии аймакс или 3D, или обеих сразу.
Существует несколько разновидностей формата IMAX. В чем разница:
С начала двухтысячных стали использовать методику IMAX DMR: сканирование изображения, отснятого на обычную пленку. Компьютерная обработка, перевод в цифровой вариант аймах. Для демонстрации кинокартины больше не надо покупать копию, достаточно просто скачать лицензионный обработанный вариант (прошедший ремастеринг) с сервера.
Внутри кинозалов аймакс не бывает эха. Различить динамики, воспроизводящие басы и более высокие частоты, невозможно.
Что такое аймакс 3D в кинотеатре, чем отличается от 3D
Изначально кинотеатры, работавшие по новой технологии, использовали один проектор, но с переходом на цифровые носители появилась возможность модернизации. Теперь устанавливают два проектора. Когда идет фильм аймакс — они проецируют идентичное изображение, делают картинку максимально яркой в любой точке экрана. Когда показывают картину 3D, проекторы оснащают поляризационными светофильтрами, идентичными светофильтрам стекол очков зрителей. Каждый глаз зрителя получает отдельную картинку, а головной мозг объединяет их, создает трехмерный образ.
Между двумя проекторами установлена камера, снимающая сеанс. Далее результат уходит создателям, которые проверяют уровень изображения, звука во время сеанса, их соответствие изначальному стандарту. Качество картинки одинаковое в любой точке зала, исключение одно: крайние места. Когда кинозал демонстрирует картину такого формата, их просто закрывают для зрителей, продажу билетов для фильмов 3D на боковые места останавливают. Конечно, за удовольствие посмотреть кинофильм IMAX придется заплатить около тысячи рублей с человека, но реалистичность картинки, полный эффект присутствия, стоят того.
Аймакс что это такое
IMAX — это сочетание нескольких технологий:
Съемка — для нее используют сверхмощные (и, конечно, очень дорогие) запатентованные камеры.
Обработка изображения — технология IMAX DMR позволяет сделать изображение более ярким и четким, даже если фильм не был снят на IMAX-камеру. Видны будут даже мельчайшие детали, а цвета становятся насыщеннее, причем буквально: например, черный в IMAX действительно становится чернее.
Проекторы — фильмы транслируют с помощью сразу двух мощных проекторов: один дополняет другой так, чтобы во всех частях экрана была одинаково контрастная картинка. как результат + 60% к яркости и + 40% к контрастности изображения.
Экран — во всю стену покрыт специальным напылением с частицами серебра, картинка заполняет весь экран от потолка до пола, изображение на 26% больше, чем в обычных кинозалах. Большой экран и яркое изображение — это действительно главные отличительные черты технологии IMAX.
Залы — значительно отличаются от стандартных кинозалов своей геометрией, комфортным расстоянием между рядами, высотой гребенки, удобным углом обзора экрана с любой точки.
Звук — IMAX производит собственные колонки — они очень мощные. Динамики установлены по всему кинозалу на равном расстоянии друг от друга, чтобы получить объемный звук. Благодаря этому уровень громкости одинаковый, где бы вы ни сидели — впереди, в середине или на последнем ряду. В IMAX говорят, что аудиодорожку можно прочувствовать буквально всем телом. Все это нужно для создания максимального эффекта погружения в происходящее на экране.
IMAX 3D — фильмы для него снимают специальными сдвоенными кинокамерами (для левого и правого глаза отдельно). Так получается еще более «глубокий» и реалистичный 3D.
Вопросы и ответы по технологии IMAX (FAQ):
Вопрос: IMAX и 3D — это одно и то же?
Ответ: IMAX — это, прежде всего, формат кинопоказа IMAX фильмов, а 3D — это технология создания объемного изображения, которая может применяться в том числе и на экранах IMAX. Поэтому IMAX и 3D — не одно и то же, это два формата, дополняющих друг друга.
Вопрос: Почему не все фильмы выходят в формате IMAX 3D?
Ответ: IMAX отбирает лучшие фильмы для демонстрации в кинотеатрах, вне зависимости от того, выходит ли фильм в 2D или 3D. Однако важно помнить о том, что если режиссер и/или продюсер решает, что по каким-либо причинам для него важно, чтобы картина выходила не в стереоформате, то такое решение никто не в состояние оспорить. Например, режиссер Кристофер Нолан — известный приверженец IMAX. Однако он считает, что стереоскопический эффект (3D-эффект для IMAX фильмов) не нужен ему для того, чтобы донести свою историю до зрителя в кинотеатрах IMAX.
Вопрос: Почему билеты в кинотеатр IMAX стоят дороже, чем в обычный зал?
Ответ: Действительно, стоимость билетов на фильмы в формате IMAX 3D (а также IMAX 2D) несколько выше, чем на другие форматы. Это объясняется тем, что IMAX — комплекс самого передового кинопроекционного и акустического оборудования, а значит, вы смотрите фильмы в лучшем на сегодняшний день качестве. Это в свою очередь означает, что затраты на создание специальных IMAX фильмов и обслуживание таких залов оказываются выше, чем обычно.
Аймакс что это такое
НОТА В НОТУ
IMAX — это образец качества звука.
ПОЛНЫЙ КОМФОРТ И ПОГРУЖЕНИЕ
В IMAX с любого места открывается отличный обзор.
АБСОЛЮТНАЯ ТОЧНОСТЬ
Мы выверяем расположение динамиков с помощью лазеров.
Двойной проектор
Непревзойденная яркость и четкость.
Передовые технологии восстановления изображения
Совершенное воплощение режиссерского замысла.
Потрясающая реалистичность
Специальные отражающие экраны повышенной яркости.
IMAX — это не просто кинотеатр. На огромном сверхчетком экране изображение оживает, перенося вас в гущу событий. Наша технология ремастеринга DMR тщательно восстанавливает каждый кадр, чтобы точно передать режиссерский замысел. Благодаря одновременному использованию двух проекторов обеспечивается оптимальный баланс цветовой температуры и четкости. В IMAX сложно отличить картинку от реальности.
УДАЛЕННЫЙ МОНИТОРИНГ
Круглосуточно без выходных.
СТАБИЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
Спроектировано и создано специально для вас.
РЕАЛИСТИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Системная корректировка в режиме реального времени.
Фильмы снимают для того, чтобы их смотрели. Но в IMAX зрители не просто смотрят кинокартины — они полностью погружаются в них. Мы называем это IMAX Experience®. Конструкция кинозалов тщательно продумана и спланирована, чтобы зрители могли получить незабываемые впечатления. Волшебство наших фильмов создается путем сложных математических расчетов.
«IMAX — это золотой стандарт кинотехнологий. В мире не существует ничего подобного».
Кристофер Нолан (Christopher Nolan), режиссер фильма Interstellar
Самое высокое разрешение в мире
Мировой стандарт четкости.
Кадр на 40 % больше
Масштабные идеи, воплощенные в масштабном изображении.
Самая впечатляющая технология 3D
Правдивее только реальность.
Наши сверхсовременные камеры побывали на вершине Эвереста, дне океана и даже в космосе. Уже более 40 лет они раздвигают границы возможного и по праву считаются самым совершенным достижением инженерной мысли в киноиндустрии.
Our legacy of innovation is built on state-of-the-art, proprietary technology conceived and engineered in-house. Audyssey and Barco are two world-class technology partners whose components have been seamlessly integrated with ours to perfect the IMAX experience.
The best way to experience IMAX is simply by watching one of our movies in an IMAX theatre. There is no other theatre like it.
Появление 3D технологий многие считали величайшим достижением кинематографа. Но недавно возникла более усовершенствованная техника воспроизведения фильмов. Технология imax разрешает смотреть кино высокого качества, полностью погружаться в атмосферу фильма. В России и странах СНГ такие кинотеатры стали массово появляться. Многие задаются вопросом, в чем особенности технологии съемки фильмов и нужно ли при этом покупать специальные очки.
Что такое Аймакс
Что в себя включает данное название? Аймакс – это в дословном переводе «максимальное изображение», кинематографическая широкоформатная технология, которая разрешает воспроизводить художественные фильмы высокого качества. Сам формат пленки разработала канадская корпорация IMAX в 1970 году. Ее ширина составляет 70 миллиметров, а кадр располагается вдоль. Большая площадь пленочного изображения позволяет воспроизводить фильмы на экраны крупных размеров.
Что такое IMAX 3D в кинотеатрах
Обычные кинематографические системы имеют ширину экрана меньше ширины зрительного зала. Формат imax создает панорамный эффект в помещении. Угловые размеры изображения превышают поле обзора человека, сидящего на любом месте. По форме экран напоминает полумесяц. Из-за изгиба границы видео становятся нечеткими, что разрешает максимально погрузиться в атмосферу фильма. Человек буквально чувствует, что перемещается в виртуальное пространство. Нередко проектор IMAX называют гигантским экраном.
Технология имеет большую разрешающую способность системы, качественно детализирует изображения. Залы с техникой IMAX не рассчитаны на широкую аудиторию. Помещение допускает не больше 14 рядов, задние из которых располагаются на расстоянии, равном высоте экрана. Удивительно, что кресла стоят под углом, что разрешает человеку максимально расслабиться во время просмотра.
Преимущества
Аймакс 3д представляет собой комплекс усовершенствованных технологий, которые полностью погружают в другой мир на 2-3 часа. Стандартные габариты экрана составляют 16,1х22 метра, но бывают и больше, если размеры зала разрешают. Многие старые кинотеатры переделывают помещения для просмотра фильмов цифровой версии аймакс путем закупки нового оборудования. Ниже представлены преимущества технологии для просмотра кино:
Технические характеристики
Для съемки фильмов используется кинопленка шириной 7 см, на ней кадр расположен вдоль и занимает высоту в 15 перфораций. Для старых форматов изображения наносятся поперек в 5 перфораций. Сама кинопленка изготавливается с помощью безусадочной лавсановой подложки, аккумулятора. Это обеспечивает устойчивость картинки, точность перемещения. Технические характеристики остальной аппаратуры для съемок:
Пленка
Фильмы по системе Аймакс основаны на перфорированной кинопленке с шириной в 70 мм, которая располагает кадры продольно. Фрагменты кино располагаются вдоль с шагом в 15 перфораций, а в других системах всего 5. Проекторы движут пленку вертикально при стандартной частоте съемки 24 кадра за секунду. Изготавливается при помощи безусадочной лавсановой подложки, что дает повышенную прочность и устойчивость картины, точность ее перемещения.
Формат пленки IMAX бывает прокатным, производственным и контактным. На большой формат снимаются только главные, самые драматические сцены фильмов, из-за нехватки громоздкой и шумной аппаратуры. Большинство сцен кино воспроизводят на средние форматы, печать которых делается оптическим способом, а затем проходит цифровую обработку. Часто случается, что фильмы целиком снимаются на обычный формат, меньше оригинального Супер Панавижн 70 или Супер-35, но далее просто печатаются форматом Аймакс.
Проектор
Главной составляющей аппаратуры Аймакс является проектор. Для съемок художественных фильмов используются оригинальные двойные проекторы и запатентованная система Image Enhancer, которая улучшает качество изображения. Такая технология поддерживает стабильную яркость, насыщенность и контрастность видео, убирая сильные скачки. Проектор аймакс обеспечивает большое количество света в 3д фильмах, в отличие от других форматов.
Он обладает совместимостью с файлами jpeg 2000. Кинопроектор, как и камера, имеет два объектива и мощную ксеноновую лампу. Проектор заряжается двумя кинопленками, звук при этом записывается на отдельную дорожку, чтобы не было сжатия. К примеру, в стандартном 3D кинотеатре используют два проектора, которые расположены на определенном расстоянии друг от друга.
Метод разделения изображения
Кинотеатры используют разные методы для разделения изображения. На сегодняшний день существует три технологии: поляризационная, активная, анаглифная. Последняя считается самой старой и дешевой. Фильмы, снятые по анаглифному методу, имеют низкую стоимость. Поляризационный метод разделяет изображение покадрово. Кинопрокаты по очереди для каждого глаза проецируют 3 кадра со скоростью 70-72 кадра/секунду. Вместе с этим применяют посеребренный экран, передающий зрителям поляризацию света.
Суть поляризационной технологии: кадры правого глаза имеют горизонтальную поляризацию, а левого – вертикальную. 3D-очки имеют две линзы с разными плоскостями. Получается, что самые эпичные кадры не ускользают от глаз зрителя. Метод имеет недостатки – при наклоне головы эффект погружения фильмом теряется, качество изображения снижается.
Реже кинотеатры используют затворную технологию: очки состоят из ЖК затворов, которые открываются и закрываются поочередно. Получается, что зритель каждый секундный момент видит только одним глазом. В отличие от затворной технологии, поляризационный метод является более щадящим для человеческого зрения. При просмотре фильмов глаза меньше утомляются и перенапрягаются.
Особенности залов в IMAX-кинотеатрах
Кинокомплексы IMAX имеют ряд интересных особенностей. Особая планировка способствует зрительному увеличению пространства. Экран занимает всю стену, когда как в 3D-залах зрительный ряд больше проектора. Создатели позаботились о комфорте зрителей и улучшили кресла. Сидения расположены под углом 300, обеспечивая посетителю положение полулежа. Сам экран тоже находится под уклоном, в форме полукруга. Длина зала составляет 8-14 рядов. Расстояние от сцены до последнего ряда равно высоте экрана.
Размер экрана
Угол раскрытия обтюратора в экранах IMAX равен 20%, за счет особенностей транспортировки. Это положительно влияет на световую отдачу. Стандартный размер экрана составляет 16,1х22 м. Из-за огромных габаритов к нему предъявляют особые требования. Достичь оптимальной освещенности и яркости на экране значительно труднее, чем на обычном. Проекторы имеют ксеноновые лампы хорошей мощности и короткофокусные объективы, которые рассчитанные специально под геометрию экрана зала. Максимальная масса кинопроектора может составлять 1,8 тонны.
Современные кинотеатры IMAX применяют семиканальный цифровой звук, который синхронизируется с помощью кода SMPTE. Раньше использовали магнитную перфорированную ленту шириной 35 мм, синхронизированную с кинопроектором. Сегодня звук считывается с жесткого диска без сжатия, а затем декодируется системой Dolby Digital. Видео воспроизводится тоже с жесткого диска. Чтобы сделать звуковое сопровождение максимально естественным, звуковые колонки располагают вокруг кинозала и за экраном. Для правильной расстановки аудиосопровождения применяют лазерные лучи.
Разновидности IMAX
Сферорамная киносистема, которая демонстрирует фильм на куполовидный экран носит название IMAX Dome. Съемки проводятся с помощью объектива «рыбий глаз». Он искажает изображение, снятое на пленку, поэтому части кадра, которые сильно деформируются, затеняются специальной маской. Искажения компенсируются формой экрана. В результате получается картина, похожая на полусферический обзор. Чтобы получить картину, полностью заполняющую купол, оптическая ось объектива проходит намного ниже центра. Поэтому небо занимает значительную часть изображения.
Проектор купольного кинозала поднимается с помощью специального лифта и располагается, как проектор планетария. С помощью широкоугольного объектива картина фильма покрывает угол обзора на 1800 по горизонтали, 1000 по вертикали вверх и 220 вниз. Из-за этого изображение достигает гигантских размеров. В Копенгагене, например, площадь купольного экрана IMAX Dome составляет 800 м2. Ниже представлены особенности технологии съемок формата IMAX 3D:
В некоторых кинотеатрах применяют формат IMAX 4DX, повышающих эффект присутствия в атмосфере фильма. Он дает более реалистичные ощущения. Помимо визуального сопровождения, на зрителя воздействуют и другие эффекты: ароматы, запахи, дуновение ветра и ощущение движения. Возникает вопрос, как такое вообще возможно. Например, из боковых сидений струйки воздуха подаются в лицо, а специальная система вентиляции создает ветер. Световые эффекты, типа молний и взрывов, запускаются с помощью боковых стробоскопов. В зале еще присутствуют пузыри и туман.
IMAX HD имеет повышенную частоту съемки и проекцию 48 кадров/секунду. Формат разрешает убирать прерывистость движения, которая часто возникает на крупных экранах. Стоимость оборудования для съемок HD выше в 1,5 раза из-за того, что пленка движется аппарата быстрее. Высокая цена – главное препятствие для развития IMAX HD в России. Самый известный imax кинотеатр данного формата находится в Диснейленде.
Чем отличается IMAX 3D от 3D
В кинотеатрах IMAX 3D качество звука значительно выше, при каждой точке зала зритель слышит фильм одинаково. В обыкновенных 3д залах первые ряды страдают от слишком высоких звуковых частот. Новый формат превосходит в плане технических характеристик. Зато они умещают большее количество людей. Экраны формата IMAX 3D имеют форму полумесяца, 3д – плоские. За счет этого зритель погружается в картину фильма. Стоимость на аймакс кино существенно выше, но эмоции будут непередаваемые.
Распространенность формата
По статистике 2010-го года мир насчитывал 396 кинотеатров формата IMAX. Сегодня их количество и демонстрация стремительно увеличиваются. Они раскиданы по 44 странам и доступны в крупных городах России. 55% кинозалов расположены в Канаде и Соединенных Штатах. Половина строилась для коммерческих целей, другая же оставалась образовательной. Самый большой экран расположен в столице Австралии – Сиднее. В 2019 году Россия уже имеет 36 работающих кинотеатров при Москве, СПБ, Екатеринбурге, Казани, Воронеже и других населенных городах.
Фильмы в IMAX
Художественное или научное кино, снятое форматом IMAX, обладает четкостью, реалистичностью. За последнее время старые фильмы начали преобразовывать в фильмокопии и выводит на большие экраны. Так в формате IMAX появился Лучший стрелок (1986 год), Волшебник из страны Оз (1939 год) и многие другие. Из-за высокой стоимости аппаратуры новых фильмов снимают совсем мало – не более 50 за год по всему миру. Среди них можно выделить: Аватар, Дэдпул, Дивергент 3, Хардкор, Путешествие из Парижа и другие.
Компания Omnimax сотрудничает с космическими организациями. Вместе они сняли около десяти документальных фильмов о жизни за пределами земного шара, о тайнах галактики. Русские знакомы с фильмами и с фотографиями, сделанными телескопом Хаббл. Самым известным в мире стало научное imax кино под названием «Космическая станция в 3D», в съемках и разрешении которого содействовали не только NASA, а и российские космонавты.