Айти бизнес что это
ИТ как бизнес. 7 аспектов
Давайте задумаемся, что обозначает выражение «ИТ как бизнес», которое можно услышать довольно часто. Что за ним скрывается? Введение ли системы взаиморасчётов с потребителями? Или, может быть, подразумевается вывод ИТ-подразделения из основной организации и формирование новой компании?
По мнению Дуга Теддера (Doug Tedder), которым он поделился, опубликовав статью на портале ITSM.tools, это не совсем то, что под этим следует понимать.
«ИТ как бизнес» — это когда ИТ-подразделение организовывает свою работу так, что начинает думать и действовать в бизнес-контексте. Бизнес-ценность и бизнес-результат вместо процессов и технологий. Поскольку ИТ на сегодняшний день образуют немалую часть практически каждого предприятия, и доля ИТ в бизнесе постоянно увеличивается, бизнесу нужен надёжный и заслуживающий доверия партнёр в сфере технологий. Технологический партнёр, который думает так же, как и он, а не как «технарь». По факту, многие ИТ-организации должны будут поменять свой подход к работе, если они хотят стать таковыми партнёрами в будущем.
Начать нужно с хорошего фундамента. Не стоит даже думать об ИТ как бизнесе, если у вас отсутствует базовый уровень. Проверьте, обладаете ли вы следующими тремя вещами:
Никто не станет воспринимать вас всерьёз, пока у вас не будет этой базы.
Чтобы перейти в состояние «ИТ как бизнес», ИТ-подразделению необходимо реализовать семь аспектов.
1. Стратегия и планирование
Информационные технологии могут открывать новые бизнес-модели и сегменты рынка. Соответственно, ИТ-стратегия должна отвечать на следующие вопросы:
В инновационных технологиях, таких как Интернет вещей, автоматизация бизнес-процессов и т.д., ИТ-подразделение должно становиться лидером и помогать бизнесу в исследовании предоставляемых технологиями возможностей и получении конкурентных преимуществ. Но если у ИТ нет стратегии использования технологий, то и помочь бизнесу в выборе будет сложно.
2. Наглядный портфель услуг и продуктов
Зачем кому-либо иметь дело с вами? Если ИТ-подразделение не может ответить на этот вопрос на бизнес-языке, то оно не может и работать как бизнес. Внутренние ИТ-подразделения обладают уникальным положением и компетенциями. Наличие портфеля пробуждает к вам интерес и побуждает бизнес работать с вами.
Портфель также позволяет принимать взвешенные бизнес-решения в отношении технологий. Портфель — это средство согласования технологических возможностей с бизнес-операциями, взаимодействием с клиентами и бизнес-стратегией. Он помогает идентифицировать те технологии, которые могут считаться «типовыми», и являются кандидатами на перевод в аутсорсинг, и те, что являются основными для бизнеса.
3. Первоклассный клиентский опыт
Клиентский опыт (customer experience, CX) является одним из самых мощных драйверов, оказывающих влияние на лояльность клиентов. И он может быть ключевым конкурентным преимуществом бизнеса (и ИТ как бизнеса). Первоклассный СХ это:
4. Формализация методов управления
Так же, как и любой бизнес, ИТ-подразделение не может вести себя как на «диком Западе». ИТ необходимо формализовать свои методы управления. Результатами будут:
5. Финансовая и деловая хватка
Благодаря финансовой грамотности ИТ-подразделение сможет ответить на такие вопросы бизнеса как:
Деловая хватка подразумевает, что ИТ-подразделение:
Наконец, наличие хорошей финансовой и деловой хватки позволяет ИТ-специалистам быть ясными и краткими в своём ценностном предложении — критическом аспекте работы ИТ как бизнеса.
6. Эффективный маркетинг
Вы удивитесь, пишет Дуг, но существует большое количество ИТ-подразделений, которые позволяют другим рассказывать о себе, своей работе. Обычно — в негативных тонах. Не делайте так, не позволяйте этому быть. Хороший маркетинг со стороны ИТ-подразделения очень важен для восприятия ИТ бизнесом. Вот несколько способов:
7. Непрерывные исследования и разработки
То, что актуально сегодня, станет старьём уже завтра. Держите всегда руку на пульсе технологий. Как и бизнес, технологии постоянно развиваются. ИТ-подразделению необходимо инвестировать в развитие и разработку. Вот четыре возможных способа:
Бизнесу будущего нужен партнёр по технологиям, который думает и действует так же, как и он сам. Реализация этих семи основных аспектов позволит ИТ-подразделению работать как бизнес, что, в свою очередь, позволит ИТ стать тем самым технологическим партнёром, который так необходим бизнесу.
Создание IT-бизнеса с нуля
Меня всегда занимал вопрос, как создаются компании и организации, как образуются те центры самоорганизации, на которые осаждаются сотрудники и ресурсы из совсем даже не насыщенного «раствора» внешней среды.
Пять лет экономического образования не дали мне ответа на эти вопросы, зато я теперь знаю, как построить классический гуманитарный курс обучения чему угодно, хоть лидерству, хоть левитации силой мысли: на первой лекции мы рассмотрим вопросы, задачи и актуальность дисциплины, на второй — историю проблематики, на третьей перейдем к философскому аспекту левитирования, далее рассмотрим морально-этические и юридические аспекты полётов человека без вспомогательных средств, представления о левитировании в мировой культуре и оккультных практиках, факты и свидетельства левитирования в религиозных и оккультных текстах, летописях и прессе с древнейших времен до наши дней, левитацию в художественных произведениях, мельком затронем современный научный взгляд на проблему левитирования, левитацию как физическое явление, завершим курс обзорной лекцией по пройденному материалу, по итогам студенты напишут реферат и сдадут устный экзамен по билетам. Парочку вопросов вынесем на госэкзамен. Если учебное заведение элитное, пригласим на лекцию известных экспертов по данному вопросу, авторов книг по проблеме или даже известных оккультных практиков, которые расскажут о своем опыте левитации и покажут кинохронику. На семинарском занятии проведем бизнес-игру «применение левитации с целью обогащения».
После 5 лет такого обучения, я знал множество вариаций, способов применения и названия для формулы суммы членов геометрической прогрессии, которую называли и формулой сложных процентов, и капитализацией, и коэффициентом дисконтирования, но занимавший меня вопрос организации бизнеса с нуля так и оставался без ответа, если не считать таковым регистрацию юрлица или написание невыполнимого бизнес-плана.
На четвертом курсе я решил действовать сам: вместо поиска места прохождения практики, зарегистрировал юрлицо и сам себе выписал справку о прохождении практики. В качестве бизнес-плана решил использовать собственный курсовой проект по организации студии веб-разработки и уже через несколько месяцев пустил его на растопку печки на даче, хотя и в этом качестве он был не очень.
Строго говоря, бизнес-план нужен только чтобы отсекать самые бессмысленные и нереалистичные проекты, которые не могут существовать даже в рафинированных условиях математической модели. В реальном же мире еще можно как-то предсказать количество собранных одним сотрудником системных блоков. С выполненными программными проектами это уже не так просто. А вот количество заказов в создаваемом малом бизнесе предсказать просто невозможно.
Единственный более-менее действующая закономерность — это закон инерции: как бы не было привлекательно ваше предложение, в первое время заказов совсем не будет, в то же время, как бы ужасно не функционировал ваш бизнес, поток заказов не остановится в одно мгновение. Причем, это действует даже для бизнесов без «длинного хвоста», где каждый клиент делает единственный заказ и больше не нуждается в вашем продукте. Отсюда частое заблуждение: «Наши конкуренты ужасны, стоит нам открыться, все их клиенты перейдут к нам.» Не перейдут, по крайней мере не сразу. Поэтому, открывая новый бизнес, имейте источник средств к существованию и финансированию расходов бизнеса хотя бы на ближайший год.
Надёжнее всего проектировать начинающий бизнес так, чтобы хотя бы первое время условно-постоянные расходы были минимальны, а Ваше время расходовалось пропорционально количеству заказов. Тогда еще будет шанс продержаться достаточно долго, пока бизнес начнет хотя бы окупаться. Главные убийцы начинающего бизнеса — это аренда офиса и штатные сотрудники с фиксированным окладом, избегайте их так долго, как только сможете.
В первые несколько лет я исполнял заказы сам, в свободное время. Потом, на большие проекты, стал привлекать знакомых со сдельной оплатой. Всё это было ужасно утомительно и не приносило никакой прибыли. Оглядываясь назад, я удивляюсь, как мне хватило терпения заниматься этим так долго.
Мне повезло наткнуться на совершенно свободную нишу, в которой у меня совершенно не было конкурентов. Заказчиков там, правда, тоже не было — чудес ведь не бывает, но со временем они начали появляться без каких-либо расходов на рекламу, холодных звонков, тендеров, откатов и прочих ужасных вещей, которыми приходится заниматься многим компаниям. Разумеется, на меня играл статус официального партнера по данному продукту (тоже далеко не бесплатный), а так же репутация одного из лучших русскоязычных экспертов по нему, которая образовалась как побочный эффект от попыток популяризировать Moodle в России. Думаю, это ключевые факторы того, что мне не пришлось «свернуть лавочку» еще много лет назад.
В какой-то момент нам удалось накопить на счету «целых 500 тысяч» и мне показалось, что пора обзавестись офисом и штатом. Мой оптимизм поубавился, когда 100 тысяч ушло на одну только офисную технику, но тем-не-менее, я нанял двух программистов и секретаршу и снял офис неподалёку от дома. Следующие полтора года были ужасающими, особенно первые 6 месяцев. Сам удивляюсь, как мне удалось избежать инфаркта. Каждый месяц мог оказаться последним, но каким-то чудом в последний момент удавалось находить деньги, чтобы заплатить зарплату, аренду и налоги.
Я работал день и ночь, а сотрудники простаивали, поскольку большинство задач было проще выполнить самому, чем объяснить, как их выполнять сотрудникам. Малый бизнес требует универсальных людей, а они слишком дорого стоят, чтобы работать в малом бизнесе. Поэтому основатель ведет первичный бухучет и документооборот, переписывается с клиентами, готовит договора, счета и акты, ищет и общается с поставщиками, протягивает компьютерную сеть в офисе, отвечает на звонки, выполняет роль первой и второй линии техподдержки, улаживает конфликтные ситуации, проектирует приложения для клиентов, решает вопросы с пропусками и охраной арендодателя, а сотрудники повышают свою квалификацию и выполняют редкие задания, которые удается обособить от остальной текучки. В худших случаях начинают сидеть в соцсетях, играть в игры и изучать сайты с вакансиями, отсчитывая, сколько они уже «отсидели» стажа для соответствия их требованиям.
Я прекрасно понимал, что так продолжаться не может, что необходимо обучать персонал и делегировать и что это скорее мой недостаток, как руководителя, чем какие-то обстоятельства, но решение проблемы постоянно откладывалось из-за моей загруженности. Это был замкнутый круг, который я решился разорвать только когда мы потеряли ценного клиента. Одного из самых ценных за все время существования компании. Ему надоело мириться с постоянными задержками, вызванными тем, что я лично обрабатывал каждую заявку прежде, чем передать её исполнителю.
Для исключения меня из цикла обработки заявок была внедрена CRM и внутренний форум, где инженер мог задать мне вопрос, если не знал, что ответить на заявку клиента. Со-временем это позволило разгрузить меня хотя бы от типовых вопросов и начать контролировать сроки обработки заявок. Сроки были ужасными и с этой проблемой удалось справиться только наймом ассистента, в задачи которого входило ежедневно просматривать просроченные заявки и напоминать о них исполнителю. Никакие автоматизированные списки и напоминалки не действовали, только «живое слово».
Секретаршу пришлось уволить за ненадобностью — её квалификация, когнитивные способности и жизненная позиция не позволяли использовать её иначе, кроме как здороваться по телефону и переключать звонки на меня. Даже отвечать на письма копипастом загототовленных фраз и фрагментов у неё получалось не очень — как правило, просто отсылала весь пример ответа без каких-либо исправлений, что бы клиент не спросил.
Вместо неё нанял ассистента, в обязанности которого входило освобождать меня от всей работы, которую нельзя поручить программистам. Поиск подходящей кандидатуры занял почти год. Зато сразу после её найма компания «ожила» — зашевелились перспективные проекты, стали активнее появляться клиенты, ускорился подбор и обучение персонала. Удивительно, как много вещей тормозиться, когда руководитель находится в постоянном «цейтноте».
Благодаря этому, у нас в офисе появилась мини-кухня, турник и брусья, живые цветы, рулонные шторы, аквариум, коллекция элитных чаев и даже бесплатные обеды для сотрудников. Когда-нибудь у нас будут абонементы в фитнес-клуб и медицинская страховка в приличной клинике, но пока до этого далеко. Кто-то считает, что это черезчур, для фастфуда возможно это и так, но в IT персонал — это основной актив компании.
Как удалось выяснить опытным путём, стабильная работа компании возможна при достаточной ритмичности обработки заказов. Для этого месячный оборот должен быть хотя бы на порядок больше единичного заказа. Если вы выполняете единственный заказ целый год, а затем ищете следующий — ни о какой стабильности и не мечтайте: клиенты не будут ждать, пока вы освободитесь, а когда освободитесь — не сможете быстро найти новый заказ. По этой причине пришлось отказаться от участия в тендерах и заказов, требующих объемного проектирования: мы просто слишком малы, чтобы этим заниматься. Такое могут позволить себе крупные компании, а наша компания просто загнется, если я позволю себе 2 месяца заниматься только написанием проектной документации под один заказ.
Вместо этого, мы перешли на методологию экстремального программирования: исполнение заказа начинается сразу же, после постановки задачи и минимального проектирования, без детального проектирования, необходимого для составления сметы. Клиент максимально вовлечен в исполнение своего заказа — видит ежедневные отчеты по расходованию часов и полученным результатам, еженедельно получает микро-релизы для ознакомления с разработанным функционалом. А в крупных проектах мы участвуем на субподряде у компаний, у которых есть штатные специалисты по тендерам, проектные менеджеры, системные аналитики, технические писатели и прочие инструменты убеждения клиента в целесообразности и надежности затрат. Хотя по-факту, эффективнее закладывания в смету многократного (иногда на порядки) запаса стоимости для предварительной оценки программного проекта еще никто ничего не придумал.
За всё время существования компании, мы ни разу не привлекали инвестиции, не брали займов и не планируем это делать в будущем. В целом, не каждая компания готова к тому, чтобы использовать инвестиции с пользой для себя и прибылью для инвестора. Должен быть прочный фундамент, инфраструктура, люди, продукт и масштабируемый производственный цикл, чтобы вы могли освоить деньги, а не просто спустить их на текущие расходы. У нас, например, только сейчас складывается ситуация, когда понятно, что делать с дополнительными деньгами для развития компании. Раньше бывало, что даже прибыль просто хранилась на счету, поскольку её не на что было с толком потратить.
Беря чужие деньги вы уменьшаете свои полномочия и увеличиваете ответственность, возможно, жертвуя правом свободно принять именно то единственное решение, которое приведет ваш бизнес к успеху в обмен на возможность снять офис и нанять персонала больше, чем вы нуждаетесь.
И, напоследок, совет начинающим предпринимателям, который бы мне очень помог 8 лет назад: «Не делайте этого!»
С чего начать делать свой бизнес в IT?
В одном из последних видео руководителя компании по разработке сайтов и мобильных приложений Notissimus Максима Кульгина, он отвечает на вопрос одного из своих подписчиков: «С чего начать делать свой бизнес в IT?». Было интересно и полезно услышать авторитетное мнение на этот счёт, но выводы, которые сделал Максим в конце своего ролика, не совпали с моим пониманием его слов. Что и стало причиной написания этой статьи.
Итак, к Максиму за советом обратился его подписчик Михаил, имеющий юридическое образование, опыт развития своего агенства недвижимости и желание заняться IT-бизнесом. Это желание продиктовано относительно низким порогом входа, низким уровнем конкуренции, отсутствием границ для развития и потолка прибыльности.
Практически со всеми доводами в пользу IT-бизнеса Максим Кульгин согласился. Посоветовал Михаилу бесплатно освоить один из распространённых языков программирования с последующим трудоустройством в IT-компанию стажёром и предположил, что у тех, кто не в IT-теме, ничего не получится. Идеи не взлетят…
Максим, признавшись, что компания Notissimus не может находить клиентов на западных рынках, тем самым проиллюстрировал причину провала большинства стартапов: их основатели не могут продвигать свой продукт, найти каналы продаж… Так продукт оказывается не нужным.
Отсюда следует, что создать продукт – не главное. И навык программирования не является ключевой компетенцией стартапера. Именно поэтому не у каждого программиста есть свой Microsoft. И более того: конкуренция среди программистов только растёт, а миллиардер Марк Кьюбан прогнозирует, что программисты скоро будут никому не нужны.
Но как начать IT-стартап без программирования? По-моему сейчас с этим нет никаких проблем. На рынке масса предложений, начиная от конструкторов сайтов, позволяющих за один вечер создать одностраничник и пуститься в поиски для компании Notissimus «жирных» западных клиентов (думаю, что Максим готов будет за это заплатить) и заканчивая готовыми коробочными решениями порталов и мобильных приложений, таких как Аppropio и Сервис ПИ.
Так же, у нас перед глазами есть и живые примеры успешных IT-предпринимателей, не пишущих код. Оскар Хартманн – тому пример.
Таким образом, из слов Максима Кульгина я сделал следующие выводы:
1. Делать свой бизнес в IT, можно будучи специалистом в любой отрасли, потому что любую из отраслей можно оцифровать и запустить свой отраслевой стартап.
2. Учиться, в первую очередь, надо не азам программирования, а продвижению продукта на рынок, маретингу. Без этого ключевого навыка ни программист, ни сапожник, ни кто другой не сможет выжить в условиях конкуренции.
Бизнес идеи в сфере IT: как подобрать перспективную идею
Эра глобализации в современном мире охватывает все аспекты жизнедеятельности человека. Это заметно проявляется во многих сферах деятельности, включая предпринимательство. Информационные технологии вовлечены в состав бизнеса напрямую, что открывает многочисленные возможности для развития в этой области.
Многие задаются вопросом, какие бизнес идеи IT существуют и как правильно выбрать нишу для старта. Популярное сегодня слово «стартап» стало наиболее применяемым из уст молодых специалистов в области программирования в развитых регионах IT индустрии, например, Кремниевая Долина. Однако такая деятельность требует тщательного подхода и анализа, так как большинство идей не уникальны и некоторые из них уже были частично реализованы с неудачным исходом.
Особенности бизнеса в сфере информационных технологий
Бизнес идеи в сфере IT могут быть привлекательными не только для рядовых пользователей, но и для самих предпринимателей. Ведь большинство продуктов рассчитаны на применение в категории b2b.
Следует выделить несколько преимуществ ведения бизнеса в этой сфере:
Отдельно следует выделить преимущество, которое описывает возможность ведения бизнеса удаленно. Открытые границы позволяют интегрироваться в любую экономику мира, независимо от месторасположения.
На практике это происходит следующим образом:
Команда IT-специалистов в собственном офисе способна предоставлять информационные услуги или создавать продукт для иностранной компании или международного рынка. Такая актуальность проявляется не только на рынке фриланс-услуг в области IT, но и для крупных игроков в этой сфере. Выпуск приложений, программ, создание сайтов, веб-дизайн, СЕО и другие виды услуг информационных технологий могут предоставляться удаленно для эмитентов различных стран или для открытого международного доступа.
Какие требования выдвигают пользователи к IT услугам
Сегодня существует ряд основных аспектов, на которые потенциальные клиенты и пользователи обращают внимание при пользовании тем или иным продуктом.
Эти условия не зависят от того, к какой категории информационных технологий относится предоставляемая услуга:
Основная перспектива перехода на IT-бизнес заключается в том, что большинство коммерческих, государственных организаций и частных лиц переходят на тотальное применение информационных технологий. Это касается быта и бизнеса. Например, хранение данных переносится на облачные сервисы, а оплата осуществляется без использования «живых» денег. Разница заключается лишь в степени заинтересованности тех или иных лиц к новым продуктам.
Оригинальные IT идеи для бизнеса
IT идеи для бизнеса требуют не только оригинальности в своих решениях, но и продуманного подхода в исполнении — важно учитывать настроение целевой аудитории.
Мы приведем несколько примеров успешных идей для бизнеса в области IT:
Ключевые ниши IT бизнеса
Как уже писалось выше, большинство идей в той или иной степени были реализованы.
Для выбора первичной ниши в сфере бизнеса информационных технологий следует изучить актуальные предложения на сегодняшний день, которые приносят прибыль:
Актуальные формы предоставления услуг в IT сфере
Каждая из этих ниш может реализовываться в трех формах:
Фриланс в IT
Первый вариант — это современный подход к реализации большинства задач касательно разработки и продвижения информационных продуктов. Большинство ведущих компаний в IT имеют собственный штат фрилансеров. Это слово знаменуется принципом «свободы» и удаленности, когда специалист выполняет поставленную задачу дома, без посещения офиса. Глобализация позволяет работать над проектом любой сложности удаленно, что делает фриланс все более популярным.
Бизнес в сфере IT, который осуществляется в форме фриланса, не имеет как таковых недостатков на начальном этапе. После прохождения определенной границы успеха невозможно контролировать все процессы удаленно — для этого требуется создание полноценной ИТ-компании.
Консалтинг в IT
Консалтинг в сфере ИТ занимает немаловажную роль. Это понятие знаменуется профессиональным обучением и консультированием менеджеров и руководителей бизнеса со стороны квалифицированных специалистов. Консалтинг в области информационных технологий необходим для того, что предоставлять знания и давать качественные советы компаниям и управленцам, которые напрямую не имеют отношения к IT, но данные знания помогут лучше интегрировать определенный продукт и сделать его мобильнее для клиентов.
IT-компания
Данные IT услуги для бизнеса являются актуальными для большинства компаний, которые мобильны и работают с многочисленными клиентами. Включая тех, которые направлены на b2b сотрудничество.
Какие варианты идей в сфере IT можно воплотить без финансовых вложений
Сегодня существуют бизнес идеи IT, воплотить которые можно прямо сейчас на уровне фриланса (то есть, удаленно и независимо).
Как описывалось выше, существует три категории продукта информационных технологий:
Предлагаем несколько готовых бизнес идей IT для бизнеса:
Монетизация проекта — это второстепенный вопрос, который не должен сразу же возникать еще на стадии обдумывания и составления плана создаваемого продукта командой IT-специалистов.
Глобализация ускоряет процесс внедрения IT во все сферы деятельности. Это касается маркетинга, продаж, разработок, развлечений, производства и прочего. Вышеописанные идеи и концепции помогут разобраться в том, как начать свой путь в мире IT-бизнеса, развить его и монетизировать для получения стабильной прибыли.
Как открыть ИТ-компанию?
С чего начать
Рынок IT очень обширен — сюда входят и поставщики оборудования (серверов, персональных компьютеров, ноутбуков, мобильных устройств), и производители разнообразного программного обеспечения. При этом, если рынок персональных компьютеров в объеме сокращается, то рынок мобильных устройств растет. А рынок программного обеспечения имеет прямую взаимосвязь с рынком оборудования, соответственно, десктоп-приложения уже давно не пользуются спросом, а вот рынок мобильных приложений и облачных сервисов набирает все большие и большие обороты.
Рынок оборудования затрагивать не будем, т.к. выход на него сложен и затратен, а вот по рынку программного обеспечения стоит поговорить чуть подробнее. Правильный выбор ниши при выходе на этот рынок очень важен, поскольку может определить не только объемы первоначальных затрат, но и все дальнейшее развитие компании. В целом, можно разделить рынок программного обеспечения на несколько условных типов по видам разработки:
Чтобы оценить рынок, нужно в первую очередь определиться с объемом планируемых вложений и с той нишей, которая наиболее интересна для вас.
Очень желательно, чтобы этот интерес был подкреплен какими-то теоретическими, а ещё лучше практическими знаниями о процессе разработки, имеющихся средствах и методологиях. Проанализировать спрос и уровень конкуренции в выбранной нише можно на основе данных, предоставляемых рейтинговыми агентствами. Практически в каждом сегменте, даже таком узкоспециализированном, как разработка интернет-магазинов, существуют достаточно подробные рейтинги, сравнивающие компании-флагманы по обороту, среднему чеку, количеству проектов и прочим параметрам, дающим достаточно явную картину.
Наша ниша высококонкурентна только на первый взгляд. На самом деле, это такой же уровень конкуренции, как между BMW и АвтоВАЗ — сегментация в первую очередь определяется ценой на услуги и классом клиентов. Не секрет, что разброс цен на ту же разработку сайтов может быть от 5 тыс. до 5 млн рублей. Всё зависит от того, что требуется сделать, какой уровень качества обеспечить, какие инструменты использовать, насколько громкое имя у IT-компании, насколько известные клиенты в её портфолио присутствуют.
В итоге, если вы работаете в ценовом диапазоне 5 — 25 тыс. рублей, компании с проектами от 1 млн рублей явно не будут являться вашими конкурентами, и наоборот.
Чтобы обойти конкурентов, нужно сначала определить, в каком ценовом сегменте вы будете оказывать услуги. Затем стоит проанализировать прямых конкурентов из этого же ценового сегмента, оказывающих те же самые услуги: посмотреть, какие инструменты разработки они предлагают, какой дополнительный сервис закладывают в стоимость разработки, с какими клиентами и проектами работают.
При этом достаточно важно объективно оценивать и свои собственные силы — сумеете ли вы обеспечить качество не хуже? Сможете ли предложить аналогичные услуги по той же цене? Далее важно выделить ваше уникальное преимущество по сравнению с конкурентами: чем вы лучше? Почему клиенты должны будут работать именно с вами?
Если такое преимущество у вас сформулировано на интуитивном уровне, без внешних подтверждений, лучше его заранее проверить: провести опрос друзей, знакомых, случайных собеседников. Узнайте, будет ли им действительно важно такое преимущество, или ваша гипотеза несостоятельна. Выборка должна быть достаточно большой, чтобы дать максимально точное представление.
Как определиться с набором услуг, которые будет оказывать компания?
Это зависит в первую очередь от вашего уровня знаний о сфере и технологиях, а также от уровня первоначальных вложений. Например, средняя зарплата опытного программиста на Symfony — 80-100 тыс. рублей, т.е. 3 месяца его работы компании обойдутся уже в 240-300 тыс. рублей. При этом проекты такого уровня, как правило, сложные, дорогостоящие и требуют в штате не только программиста, а полноценной команды: дизайнера, тестировщика, менеджера проекта, аналитика и т.д. Крайне желательно, чтобы хотя бы одна из ключевых компетенций имелась у владельца компании, иначе контролировать процессы будет затруднительно.
Наиболее распространенная ситуация на рынке, когда опытный разработчик открывает собственную компанию, и это правильно. У него уже есть понимание, какие подводные камни его ждут, с каким сложностями компания может столкнуться, как правильно выстроить процессы.
Если же вы планируете разрабатывать сайты на одной из популярных CMS, таких как WordPress, Joomla и подобных, все становится намного проще. Требования к навыками и умениям в этом случае резко снижаются, средние зарплаты разработчиков опускаются до уровня в 20-25 тыс. рублей в месяц. Разработка может быть поставлена на поток, ведь один проект похож на другой.
Если вы планируете делать упор на дизайн и креативную составляющую, требования к программистам будут небольшими, зато резко вырастут требования к дизайнерам.
Соответственно, и сопутствующие услуги в этих трёх примерах будут разными. В первом случае это будет обязательная поддержка проекта, его сопровождение, расширение функционала — т.е. технологические услуги по дальнейшему развитию проекта. Во втором случае скорее потребуется настройка Яндекс.Директ, ведение групп в социальных сетях, SEO, т.е. продвижение проекта. В третьем случае дополнительными услугами могут быть концепция рекламной кампании, разработка фирменного стиля, промо и полиграфическая продукция.
Важно помнить: дополнительные услуги — это хорошо, но только тогда, когда они не отвлекают на себя большую часть ресурсов компании.
Иногда занять узкую нишу оказывается более выгодно, чем предлагать клиентам максимально широкий спектр услуг.
Кто основная целевая аудитория?
Если говорить в целом про рынок IT-услуг, то целевая аудитория — это практически любой бизнес, без ограничений. А вот чтобы определить целевую аудиторию вашей компании, нужно составить максимально точный портрет клиента:
Новичкам стоит помнить, что выйти на крупных заказчиков без предварительной подготовки — очень сложная задача. Нашей целевой аудиторией сразу стал средний бизнес, которому нужно какое-то нестандартное решение по автоматизации процессов.
Ключевое отличие компаний, работающих в более высоком ценовом сегменте, в том, что клиенты остаются с ними на долгий срок.
Всё дело в том, что в этом сегменте продукты сложны, они требуют сопровождения. Более того, они опираются на бизнес-процессы, а это гибкая вещь, и с течением времени она меняется. Поэтому продукт обычно эволюционирует вместе с компанией.
Объем инвестиций
Зачастую IT-компания начинается с единственного разработчика. В этом случае начальные инвестиции — это стол, стул, ноутбук и интернет, то есть в сумме — не больше 15 тыс. рублей.
При более серьезном подходе начальные инвестиции — это:
Личный опыт
На начальном этапе мы использовали «сарафанное радио», не потратив на рекламу ни копейки. Когда поток клиентов от друзей и знакомых начал истощаться, уже появились первые заказы от клиентов, пришедших по рекомендациям. До сих пор именно они являются нашей основной целевой аудиторией.
Дополнительно мы постоянно испытываем новые способы привлечения клиентов. В частности, мы используем холодные звонки, Директ, размещение в тематических каталогах, участие в тематических рейтингах, участие в тендерах.
Из опробованных нами способов неплохой эффект дали:
Рекламные кампании в Директ и холодные звонки позволяют легко посчитать конверсию, чего не скажешь о нетворкинге. Эффект от работы на повышение узнаваемости благодаря своей экспертности может появиться через полгода или год. И тем не менее, это полезный инструменты на определённом уровне развития компании.
Затевая свой бизнес мы сразу решили, что никаких заёмных средств привлекать не будем. Чужие деньги очень расслабляют начинающего предпринимателя, снижают уровень мотивации. Поэтому мы начинали исключительно с собственных средств, благо начальные вложения можно варьировать.
У нашего бизнеса основные статьи расходов — зарплаты, офис, оборудование и реклама. Чтобы оптимизировать расходы на рекламу, мы очень тщательно считаем стоимость привлеченных клиентов с каждого рекламного канала, благодаря этому понимая, насколько реклама окупается, и имеет ли смысл дальше её использовать.